Философские основания музыкально-педагогической деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 48 48 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 12.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Характеристика основных понятий философии 4
1.1Философия как наука ……………………………………………….4
1.2Взаимосвязь философии и музыки …………………………………6
Глава 2. Особенности философских оснований музыкально-педагогической деятельности 20
2.1 Взгляды философии на значение музыкального искусства и музыкального образования для жизни человека и общества 20
2.2 Философия музыки в контексте музыкально-педагогической деятельности 28
Заключение 46
Список литературы 48
Обратимся к театральной этике К.С. Станиславского, вскрывающей этические составляющие творчества актера. Близость этической природы театральных и педагогических видов деятельности отмечалась в свое время К.Д. Ушинским. В основе педагогического такта, по его мнению, лежит такт психологический,«который столько же нужен литератору, поэту, актеру, всем тем лицам, которые так или иначе думают действовать на душу других людей, сколько и педагогу [7, с. 46].В педагогической системе К.С. Станиславского этика – неотъемлемая часть, органический компонент всего творческого процесса. К.С. Станиславский непосредственно связывает художественные цели с этическими и моральными требованиями. Это же можно сказать и о педагогических целях. Только сочетание, органическое единство педагогических целей и морально-этических установок педагога определяет продуктивность его педагогического творчества.Потребность педагога настойчиво изучать такие компоненты, как интуиция, вдохновение, удовлетворенность и неудовлетворенность работой, творческое переживание и озарение, одержимость и горение. Все эти неформализуемые, неотчуждаемые от личности педагога интимные свойства становятся одним из главнейших условий творческого труда [1, с. 134].Пятым компонентом педагогического творчества являются знания из области театроведения, искусствознания, сценического искусства, искусства звучащего слова. Чтобы выразить себя, оказать наиболее эффективное воздействие, повести детей за собой необходимо опираться на основы сценического искусства, искусства поведения, движения, жестов, мимики, интонации.А.С. Макаренко считал, что не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение или сдержать своего настроения. Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе воспитателя [14, с. 172].Действительно для того, чтобы педагогу решить эту задачу – выразить истину науки, нравственности, справедливости, любви, красоты – ему необходимо научиться владеть собой, своим психическим состоянием, уметь проникнуть эмоционально и рационально в суть быстро возникающих и меняющихся ситуаций, выражать свое отношение, принимать конкретные решения и проводить их в жизнь.Безусловно, чем глубже погружается педагог в мир музыкального искусства и искусствознания, тем он ближе к педагогическому искусству.Шестой компонент – исследовательский. В современной школе происходят процессы глобальных преобразований, требующие от учителя переориентации его деятельности на новый педагогический уровень. Освоение педагогом исследовательского компонента – это последовательная система взаимосвязанных действий на основе творческого подхода к педагогическим явлениям, владение методами научно-педагогического исследования, анализа опыта других учителей и собственного опыта. Это и обучение педагога технологии исследовательской деятельности, и трансляция полученного опыта.Мы раскрыли основные компоненты педагогического искусства, овладение которыми ведет педагога к мастерству. Все перечисленные выше компоненты в полной мере относятся к профессиональной деятельности учителя музыки. Эта деятельность направлена на формирование культуры личности, способствующая своевременной и полноценной социализации подрастающего человека, обогащающая ребенка духовно, нравственно, эстетически.3. Функции профессионально-педагогической деятельности учителя музыкиБольшое значение в структуре педагогической деятельности имеют знания о педагогических функциях и их интегративных свойствах. Функция (от лат. – исполнение, осуществление) – деятельность, обязанность, работа [22, с. 1453].Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию [22, с. 500].Функции учителя музыки сложны, многообразны и различны по содержанию.Обучающе-образоватальная – первая функция.В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и понятий. Педагог, реализуя эту функцию, создает наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков формирования их мировоззрения, развития дарований, способностей, активного участия в общественной жизни.Вторая функция – это развитие интеллектуальных сил и способностей воспитанника, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер личности. Известно, что чем организованнее и интенсивнее обучение, тем гармоничнее и эффективнее развитие ребенка. Обучение ведет за собой развитие у детей познавательного интереса, разнообразных способностей и дарований, глубокого эмоционального отношения к процессу и результату деятельности. Все это требует волевого напряжения от каждого человека. Осуществляется это через участие ребенка в музыкальной, театральной, художественной, и других видах деятельности, а также в интегрированных формах социально-культурных сфер, таких как музыкальный театр, вокальная студия и др.Третья функция – обеспечение сознательного усвоения воспитанниками нравственных принципов, эстетических понятий и реализация их через концертную, культурно-досуговую деятельность ребенка. Эта функция деятельности учителя музыки нами мыслится как развивающая. Действенное воспитание в процессе обучения достигается осмыслением нравственного значения детьми знаний, места знаний в системе человеческих ценностей. Под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное мышление, образуются нравственные качества и свойства личности: доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. У детей, через пение, слово, декорации, костюмы вырабатывается эстетический вкус, формируется эстетическое отношение к действительности. Дети осваивают категории эстетики: Прекрасное, Безобразное, Трагическое, Комическое.Обучение и воспитание нравственно-эстетических принципов приобретает развивающий характер через реализацию психолого-педагогических процессов: сравнение, анализ, обобщение.Учитель музыки – вместе с тем и психолог.Важность четвертой психологической функции заключается в доверительном контакте с детьми в целях своевременного снятия психических напряжений у участников, вырабатывается определенный биоритм, привычки к работе в одно и то же время. Это порождает в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Благодаря психологической функции создается обстановка увлекательных, вдохновенных занятий.Реализация рассмотренных функций учителя музыки невозможна без разноплановой, многоцелевой организаторской работы, которую можно выделить в самостоятельную, организационную функцию. Она состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания работы возрастным возможностям детей требует от педагога четкой организационно-методической «инструментовки» подачи материла, строгого отбора вспомогательных средств. Воспитанники, адаптируясь в специфике той или иной формы, могут заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установки на различные ее виды. Педагог планирует работу исходя из направлений, связанных с учебой, познавательной деятельностью учащихся, с общественно-полезным трудом, техническим и художественным творчеством, физкультурно-спортивной работой.Учитель музыки творчески подходит к выбору формы работы с детьми. Повышенную контактность, эффективность общения, целенаправленного взаимодействия с детьми педагогу обеспечивает импровизационно-творческая функция. Учитель поставлен перед необходимостью творчески взаимодействовать с детьми и преобразовывать их. Любое педагогическое преобразование обязательно включает в себя творческое начало, ибо сама преобразуемая личность всегда уникальна и неповторима и требует индивидуального подхода. Творчество – непременное условие педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость в деятельности педагога.После подробного знакомства с функциями профессиональной деятельности учителя музыки можно сделать вывод: только твердое, комплексное знание, интегрированное и обязательное использование всех рассмотренных функций даст необходимый эффект в профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.4. Творческий характер деятельности учителя музыки/Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его социальной значимости и оригинальности (новизне).Проблема творчества занимает большое место в педагогической деятельности. Творчеству и мастерству учителя музыки присущи: нестандартность, оригинальность, новизна и социальная значимость конечного результата.Учитель музыки, развивая творческие возможности воспитанников, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Творчество учителя охватывает разные стороны его деятельности: построение занятий, репетиций, работу над организацией коллектива детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности, выработку стратегии и тактики педагогической деятельности в целях оптимального решения задач всестороннего развития ребенка.Через творчество ребенок не только осваивает в художественной форме явления действительности, поведенческие стереотипы, но и преобразовывает себя как личность с определенными социальными, нравственно-эстетическими установками на их воспроизведение в самых разнообразных формах.Художественное творчество должно в полной мере выполнять поставленные перед ним задачи. Необходимо придать этому процессу строго целевую педагогическую направленность.Последовательность этапов в творческом процессе педагога можно выстроить следующим образом: возникновение педагогического замысла, направленного на решение педагогической задачи; разработка замысла; воплощение педагогического замысла в деятельности, в общении с детьми; анализ, оценка результатов творчества и корректировка педагогических средств.Обратимся к педагогическому наследию известных мастеров-педагогов и на их примере рассмотрим, как взаимодействие функций способствовало в разработке ими приемов, способов педагогической деятельности в создании педагогических систем.Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия, его законов. В этом помогает система К.С. Станиславского, которая рассматривает органическую природу творчества через природу человека-творца. Основные методы системы основаны на развитии внимания, воображения, памяти, что необходимо не только актеру, но и всем людям, а особенно педагогам.Система, – писал Станиславский, – целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы. Система Станиславского является всесторонне продуманной, исторически-обоснованной, экспериментально проверенной аналогией актерской профессии. Станиславский создавал систему не в безвоздушном пространстве, а на основе своих наблюдений в течение всей творческой жизни. Станиславский пишет, что никакой "системы" нет. Есть природа. Забота всей моей жизни – как можно ближе подойти к тому, что называется "системой", то есть к природе творчества [23, с. 302]. Только знать систему мало – надо уметь и мочь. Певцам необходим вокализм, танцовщикам – экзерсисы, а сценическим артистам – тренинг и муштра [23, с. 307].Перефразируя К.С. Станиславского, можно сказать: познайте свою природу, дисциплинируйте ее и, при наличии таланта, вы станете учителем-мастером.Разумеется, мы не склонны полностью отождествлять педагогическую и актерскую деятельность. Однако очевидно, что ее образовательная, воспитательная, развивающая, организационная, психологическая и импровизационно-творческая функции представляют собой единое целое в деятельности учителя музыки.Несомненно, в практической работе учителя музыки присутствуют все необходимые для успешной деятельности компоненты и процессы. Учитель разъясняет воспитанникам смысл и задачи предстоящей работы, их роли и обязанности, целесообразные приемы их выполнения. Перед детьми открывается перспектива деятельности – привлекательная и требующая определенных интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий.Правильно подбирать и расставлять воспитанников для выполнения стоящих коллективных задач с учетом склонностей, интересов и способностей каждого ученика, устанавливать наиболее целесообразные отношения с ребятами, оперативно гасить конфликты, учить общению – означает создавать творческую атмосферу жизнедеятельности детей, стимулировать раскрытие творческого потенциала каждой личности.Погружаясь в творческий процесс, педагог точностью действий, оказанием помощи юному дарованию, оперативным применением творческих воздействий, высоким уровнем собственной художественно-эстетической деятельности вызывает к жизни порой дремлющую в каждом воспитаннике недюжинную одаренность и талантливость.Учитель музыки шаг за шагом ведет детей к заветной и желаемой цели – достижению такого уровня культуры личности, который убеждает и детей, и их родителей, и педагогов в неотъемлемости эстетической деятельности ребенка, в успехе целостного воспитательного процесса. Причем музыкальный уровень творческой деятельности достигается постоянным, планомерным, поступательным усложнением требований по различным направлениям: художественному, техническому, эмоциональному, интеллектуальному и др.Учительпобуждает, стимулирует раскрытие участниками внутренней творческой энергии, ведет к преодолению трудностей в работе, на определенном ее этапе использует резервы самовоспитания личности. На принципах Истины, Добра, Красоты учитель развивает в каждом ребенке чувство собственного достоинства, долга, чести, совести, переживает вместе с ребятами высшие эстетические и нравственные эмоции.Мастерство каждого специалиста уникально – это мастерство неповторимой личности. Педагогу свойственен индивидуальный стиль деятельности, который определяется его индивидуально-психологическими особенностями: характером, темпераментом, дарованиями, особенностями познавательной и эмоционально-волевой сфер, а также опытом практической деятельности и уровнем ее освоения. Именно в уникальности личности педагога ответ на вопрос, почему прекрасный опыт новаторов не всегда находит широкое распространение. Важным является вопрос соотношения профессионализма и мастерства. Нередко слово «профессионал» употребляют, желая подчеркнуть именно мастерство специалиста. Однако эти понятия не являются идентичными. Профессионализм связан с разделением труда, и каждая профессия требует от человека деятельности на основе соответствующих знаний, умений, навыков.Мастерство невозможно без профессионализма, без «школы», но, как говорил В. Мейерхольд, школа и творчество – это разные вещи. Ведь не всегда тот, кто получает пятерки в актерском училище, будет потом великим актером.Прав был В. Серов, который говорил, что портрет хорош тогда, когда в нем есть «волшебная ошибка» ... Очевидно, под «волшебной ошибкой» великий художник подразумевает то в искусстве, что рождается благодаря непрерывным, оригинальным идеям, замыслам, приемам и способам творения.Итак, синтез профессионализма и творчества обеспечивает мастерство. При этом, если первое – основа мастерства, то второе – его критерий и сущность. Профессия учителя музыки изначально творческая. Она включает в себя функции музыканта, дирижера, организатора, педагога, режиссера, художественного руководителя и другие. Задатки, способности к этим видам деятельности – дар природы. Их развитие и умение полностью зависят от выучки, желания овладеть мастерством, культурой, специальными качествами художника-педагога, а также психолого-педагогическими знаниями и умениями.Известный ученый, доктор педагогических наук Е.В. Бондаревская разработала концепцию педагогической культуры. Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, – это целостный человек культуры. Автортрактует понятие «личность» на понятие «человек культуры», характеризуя его, исходя из гуманистических и духовно-нравственных позиций: человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры; человек культуры – это гуманная личность; человек культуры – это духовная личность; человек культуры – это личность творческая.По мнению философа М.С. Кагана, культура есть сложнейшее системное образование. Приобщение человека к культуре – процесс сложный, разносторонний. Он предполагает передачи ему опредмеченных в вещах умений; опредмеченных в полученных сочинениях знаний, опредмеченных в идеологических творениях идей, устремлений, идеалов, опредмеченных в художественных произведениях образных представлений, ощущений, переживаний – поэтического восприятия жизни [8]. Передача знаний учителями ученикам с помощью коммуникации именуется в современной культуре образованием. Образование неразрывно связано с воспитанием формированием у человека системы ценностей, миросозерцания, отношения к жизни, природе, к людям, общественным порядкам, к путям развития человечества. Все это есть формирование духовного мира человека – нравственного и эстетического взглядов [8].1. На основе философско-эстетических взглядов на воспитательно-образовательный процесс учитель музыки черпает источник системообразующей деятельности, расставляет верные акценты, намечает правильные ориентиры в сложном процессе формирования творческой личности.2. Деятельность учителя музыки многофункциональна. Она включает обучающе-образовательную, воспитательную, психологическую, развивающую, организационную, импровизационно-творческую функции. Крайне актуальна интеграция функций профессионально-педагогической деятельности учителя музыки.3. Внутри этих функций профессиональной деятельности учителя музыки неотъемлемыми компонентами являются: знания в области музыкальной педагогики, психологии, культурологии; знания в области искусствознания, музыкального искусства, театроведения; высокая нравственно-эстетическая культура; исследовательский компонент; учет социальной ситуации.4. Деятельность учителя музыки по сути своей носит творческий характер. Только осознание педагогом своей деятельности как творчества и постоянное творческое, профессионально-личностное самовоспитание дает положительный результат в воспитании творческого человека.5. Плодотворным в работе учителя музыки с детьми является использование личностно-ориентированной модели взаимодействия, что в конечном счете дает эффект развития и обогащения внутреннего мира каждого воспитанника. Суть педагогического мастерства учителя музыки – воспитание человека культуры.6. Своевременное развитие задатков ребенка, его способностей, реализация творческого потенциала и воспитание творческой личности невозможно без интегративного применения функций учителя музыки.7. Педагогическое мастерство и интеграция функций воспитательного влияния на ребенка со стороны учителя музыки – путь гармоничного, всестороннего формирования личности. Музыкальная культура, освоенная обучающимися, становится прочной основой общей культуры каждого воспитанника.8. Поиск путей, средств, способов воздействия на личность ребенка и подростка в условиях музыкального образования в дальнейшем является перспективой нашей работы.ЗаключениеФилософия музыки – отрасль науки, которая одновременно относится к философии, музыкознанию, психологии, социологии, педагогики и культурологии.Вечные проблемы, которые исследует философия и дает на них возможные ответы, соответствующие приоритетам различных школ и духу своего времени, на сегодняшний момент остаются как никогда актуальными. Чему отдать приоритет в условиях нехватки ресурсов и времени: изменению сознания (мировоззрения) человека или обновлению условий его жизнедеятельности и образа жизни, созданию эффективной экономики или укреплению социально-политической стабильности государства, развитию наукоемкого производства или улучшению быта, сохранению культурного наследия или совершенствованию индустрии досуга и т.д. И самое главное, какие стимулы могут объединить людей вокруг общих целей.Практическая функция философии состоит в том, чтобы определиться в действительности как нечто целым и с позиции такой целостности формировать чувственно-предметные формы всей практики.Факт того, что музыка имеет возможность оказывать не только глубочайшее воздействие на психоэмоциональное состояние личности, но и то, что она в определенной мере способна формировать его идеологию, заметили еще в древнем мире.Например, знаменитый Пифагор был полностью уверен в том, что музыка Земли была полным отражением Гармонии космических сфер. В связи с этим гармоническая музыка способна производить неимоверное действие на внутреннее состояние человека. Такого же взгляда на глубинное происхождение музыки придерживался и ряд других мыслителей времен античности – Платон, Аристотель, Никомах и другие.По мнению ученых древнего мира, музыка влияет на формирование у человека определенных установок этики. Феномен эстетического влияния звуков музыки Аристотель объяснял тем, что в самой музыке уже изначально заложены определенные нравственные состояния. Как следствие, Аристотель рекомендовал музыку как обязательную дисциплину для развития нравственности у человека.Эти и другие идеи философии звучания музыки легли в основу новых идей и получили свое эволюционное поступательное развитие в различных работах мыслителей куда более поздних периодов, которые полностью подтверждали тот неоспоримый факт, что музыка является неким уравнением мира, поскольку она может интерпретировать абсолютно любое содержание. Традиции функционирования музыкального искусства с древнейших времен до наших дней опираются на несколько перечисленных выше основополагающих позиций философии музыки и музыкального образования. Из всего вышеизложенного следует вывод, что «Музыка как часть общественного сознания отражает, выражает, сохраняет и передает другим поколениям совокупный эмоционально-духовный опыт человечества, откристаллизовавшийся в шедеврах музыкального искусства» [10, с. 567]. Таким образом, музыкальное искусство и его роль в жизни Человека и Человечества поистине неоценимы. Музыкальное образование приобщает каждого представителя человечества к этому виду художественной деятельности и обеспечивает приобретение опыта эмоциональных переживаний и перевод его в плоскость реальных отношений личности.Список литературыБелоусовВ. В. Проблема связи в истории философии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.Гуревич П.С. «Философия человека» Ч.2. – М..2001.Гусейнов А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – 2001. – № 2. – С. 55.Древнекитайская философия: в 2 т.-М.,1972.Т.1.Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 463 с. Каган М. С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 38.Клюев А. С. Философия музыки / А. С. Клюев. – СПб.: Астерион, 2010. – 227 с.Лапшин И. О музыкальном творчестве //Музыкальный современник. Кн.1. -М., 1915. С.31-51. Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки //Советская музыка. -1990. №12. - С.66-75. Лукьянов В. Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки / В. Г. Лукьянов. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1978. – 62 сМакаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Прогресс, 1983–1986.Малиновская О.Н. Философско-мировоззренческие основы музыкального творчества // Молодежь XXI века будущее российской науки: материалы VI Всерос. науч. конф. - Ростов-на-Дону, 2009. -С.339-341. Миголатьев А. А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально- гуманитарные знания. – 2001. – № 1. – С. 62.Михайлова Л. Л. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально гуманитарные знания. 2001. – № 1.Михайлов A.B. Музыка в истории культуры: Избранные статьи. -М.: Московская гос. консерватория, 1998. 264 с. Ноздрина А.П. Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX начала XX веков: Автореферат канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 2004. - 26 с. Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект: Автореферат дис. доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 40 с. Орлов Г.А. «Древо музыки».- СПб., 2005.Полупан Е. О .музыкально-философской концепции А.Н. Скрябина //Христианские традиции в композиторском творчестве. -Ростов-на-Дону, 2001. С.436-445. Полякова Е. С. Музыкальное образование и вызовы современности / Е. С. Полякова // Современное образование: роль психологии: материалы Х юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / Психологический институт РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – С. 564–569.Солонин Ю. Н., Дудник С. И. Философия в движении от классического к современному образу // Мысль: Философия в преддверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А. И. Бродский и др. – СПб,: Издательство С.-Петербургского университета. 1997.–С. 43. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.Хайдеггер М. Конец философии и задача мышления / М. Хайдеггер; [пер. с нем. Д.В. Смирнов] [Электронный ресурс] // Vox. – Режим доступа: http:/ /vox-journal.org/html/issues/vox5/83Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления, – М.: Республика, 1993. – С. 341. См. также: Рачков Н. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. – 2000. –№ 1. – C. 3–18.Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике ХIХ века: автореф. дис. … д- ра пед. наук: /А. П. Юдин; Моск. гос. пед. ин-т. – М., 2004. – 68 с.1.
1 БелоусовВ. В. Проблема связи в истории философии. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 144 с.
2 Гуревич П.С. «Философия человека» Ч.2. – М..2001.
3 Гусейнов А. А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – 2001. – № 2. – С. 55.
4 Древнекитайская философия: в 2 т.-М.,1972.Т.1.
5 Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 463 с.
6 Каган М. С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. – 1997. – № 9. – С. 38.
7 Клюев А. С. Философия музыки / А. С. Клюев. – СПб.: Астерион, 2010. – 227 с.
8 Лапшин И. О музыкальном творчестве //Музыкальный современник. Кн.1. -М., 1915. С.31-51.
9 Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки //Советская музыка. -1990. №12. - С.66-75.
10 Лукьянов В. Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки / В. Г. Лукьянов. – Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние, 1978. – 62 с
11 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Прогресс, 1983–1986.
12 Малиновская О.Н. Философско-мировоззренческие основы музыкального творчества // Молодежь XXI века будущее российской науки: материалы VI Всерос. науч. конф. - Ростов-на-Дону, 2009. -С.339-341.
13 Миголатьев А. А. Философия. Её роль в жизни общества // Социально- гуманитарные знания. – 2001. – № 1. – С. 62.
14 Михайлова Л. Л. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально гуманитарные знания. 2001. – № 1.
15 Михайлов A.B. Музыка в истории культуры: Избранные статьи. -М.: Московская гос. консерватория, 1998. 264 с.
16 Ноздрина А.П. Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX начала XX веков: Автореферат канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 2004. - 26 с.
17 Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект: Автореферат дис. доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 40 с.
18 Орлов Г.А. «Древо музыки».- СПб., 2005.
19 Полупан Е. О .музыкально-философской концепции А.Н. Скрябина //Христианские традиции в композиторском творчестве. -Ростов-на-Дону, 2001. С.436-445.
20 Полякова Е. С. Музыкальное образование и вызовы современности / Е. С. Полякова // Современное образование: роль психологии: материалы Х юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / Психологический институт РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – С. 564–569.
21 Солонин Ю. Н., Дудник С. И. Философия в движении от классического к современному образу // Мысль: Философия в преддверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А. И. Бродский и др. – СПб,: Издательство С.-Петербургского университета. 1997.–С. 43.
22 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
23 Хайдеггер М. Конец философии и задача мышления / М. Хайдеггер; [пер. с нем. Д.В. Смирнов] [Электронный ресурс] // Vox. – Режим доступа: http:/ /vox-journal.org/html/issues/vox5/83
24 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления, – М.: Республика, 1993. – С. 341. См. также: Рачков Н. А. Философия и философствование: синонимы или омонимы // Вестн. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. – 2000. –№ 1. – C. 3–18.
25 Юдин А. П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике ХIХ века: автореф. дис. … д- ра пед. наук: /А. П. Юдин; Моск. гос. пед. ин-т. – М., 2004. – 68 с.
1.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет философия в музыкально-педагогической деятельности?
Философия играет значительную роль в музыкально-педагогической деятельности, поскольку она помогает понять фундаментальные принципы и ценности, лежащие в основе музыки и ее роли в жизни человека и общества. Философская база позволяет педагогам осознанно и глубоко подходить к преподаванию музыки, разрабатывать свою методическую концепцию, а также анализировать и понимать музыкальное искусство в контексте его философского значения.
Как философия влияет на образовательный процесс в музыкальной сфере?
Философская основа позволяет рассматривать музыкальное образование как средство формирования личности, ее художественно-эстетического и духовного развития. Она способствует созданию музыкального пространства, благоприятного для обучающегося, и позволяет учителям разрабатывать эффективные методы обучения и воспитания через музыку. Философское мышление помогает понять цели и задачи музыкального образования и осознанно их реализовывать в образовательном процессе.
Какова связь философии и музыки?
Философия и музыка находятся в тесной взаимосвязи. Философская мысль помогает понять и проанализировать музыкальное искусство, его роль в жизни человека и общества, а также развивает способность анализировать и создавать музыку в контексте философского понимания мира и человеческого бытия. Музыка, в свою очередь, является выразительной формой философии, позволяет передавать идеи и эмоции, которые зачастую не могут быть выражены словами.
Какую роль играет музыка в жизни человека и общества?
Музыка играет значительную роль в жизни человека и общества. Она является уникальным искусством, способным передавать эмоции, вызывать различные чувства и влиять на настроение и эмоциональное состояние человека. Кроме того, музыка объединяет людей, создает общность и является важной частью культуры каждого народа. Она также имеет исцеляющее воздействие и может использоваться в медицине и терапии.
Чему посвящена глава 1?
Глава 1 посвящена характеристике основных понятий философии.
Какую роль играет философия в музыкально-педагогической деятельности?
Философия играет важную роль в определении значения музыкального искусства и музыкального образования для жизни человека и общества.
Что изучает философия музыки в контексте музыкально-педагогической деятельности?
Философия музыки изучает вопросы связи музыки с обществом, роли музыки в развитии личности и принципы ее преподавания и восприятия.
Какое значение имеет музыкальное искусство и музыкальное образование для жизни человека и общества?
Музыкальное искусство и музыкальное образование играют большую роль в формировании личности, развитии культуры и духовности человека, а также способствуют общественному единству и взаимопониманию.
В чем заключаются особенности философских оснований музыкально-педагогической деятельности?
Особенности философских оснований музыкально-педагогической деятельности заключаются в исследовании взаимосвязи музыки и общества, а также принципов преподавания и восприятия музыки в контексте развития личности.