Социологический анализ социальных стереотипов в жизни молодежи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 77 77 страниц
  • 76 + 76 источников
  • Добавлена 26.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ 6
1.1. Понятие социального стереотипа в социологии 6
1.2. Социальные функции стереотипов 12
1.3. Механизмы формирования социальных стереотипов 17
1.4. Социологические подходы к изучению социальных стереотипов 25
1.5. Сравнительный анализ исследований социальных стереотипов молодежи в России и за рубежом 29
Вывод по главе 1 35
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 37
2.1. Программа исследования социальных стереотипов в жизни молодежи 37
2.2 Анализ полученных результатов исследования социальных стереотипов в жизни российской молодежи 40
2.3. Выводы и рекомендации по воздействию на молодежную аудиторию, а также выбор наиболее эффективных информационных каналов 62
Вывод по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Фрагмент для ознакомления

В связи с этим, необходимо отказаться от использования и продвижения данного стереотипа на уровне профориентационной работы.
3. Для преодоления существующих стереотипов, в том числе гендерных, политических и пр. необходимо активно использовать СМИ, востребованные у молодежи. При этом, необходимо удовлетворить молодежь в получении разносторонней и разнонаправленной информации, которая будет развивать критическое мышление, а не навязывать выгодные отдельным социальным группам модели поведения. Современная молодежь в свете развития современных информационных потоков и доступности информации не видит труда в ее получении. Современные СМИ дают возможность легко и быстро осуществить поиск информации. Однако же, на этом фоне возникает проблема в качестве самой информации, а также том что молодые люди перестают получать навык отбора и анализа информации. В итоге у них страдает критическое мышление, а доминирование аудиовизуального потока постепенно приводит к тому, что они перестают воспринимать в качестве источника информации текст и не умеют анализировать первоисточники. Эта практика дает возможность разным структурам более успешно влиять на сознание студенческой молодежи и формировать у них конкретные доминанты поведения, внедрять новые ценностные ориентиры и модели поведения.
4. Также в рамках исследования было выявлено, что присутствие у молодых людей повышенного самомнения и самоуверенности, их уверенности в том, что именно их выбор является верным также, как их жизненная позиция, приводит в итоге к диссонансу с обществом и представителями социальных групп, имеющих иную систему ценностных ориентиров. Подобная практика формирует позиции интолерантности и они существуют преимущественно в отношении чужого мнения, а не исходя из националистической или религиозной неприязни. Данная проблема может быть устранена не только в повышении качества информационных потоков, но и в рамках развития практик конструктивного взаимоотношения в современной системе образования, введения дисциплин, которые формируют понятие конструктивного общения и развивают практики толерантности и взаимодействия на основе перцептивных умений и навыков, а не стереотипов.
В результате проведенного исследования мной была доказана выдвинутая гипотеза, а также достигнуты поставленные цели и задачи.
Полученные в рамках исследования результаты возможно использовать в учебных и методических пособиях, при подготовке лекций и семинаров по социологии коммуникации, социологии молодежи, социологии культуры. Разработанные рекомендации возможно применить на практике в рамках проектов поддержки самореализации молодежи с учетом преодоления социальных стереотипов.
Также возможно отметить необходимость дальнейшего исследования социальных стереотипов молодежи различных социальных групп и регионов в связи с тем, что они могут быть не только отличными, но также трансформироваться в соответствие с изменениями социокультурных доминант.

Спасибо за внимание!











6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов Е.Г. Четвертая волна или креативная экономика как экономическая эпоха начала XXI века//Российское предпринимательство – 2012 - № 2. - С. 73 -78.
2. Агеев B. C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 95-101.
3. Адорно Теодор В. Избранное. — М.: Университетская книга, 1999. – 317 с.
4. Аналитический доклад института социологии РАН «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
5. Андреева Г. М. О «социологизации» социальной психологии в XX столетии // Социологический журнал. – 2003 - № 2. - С. 438 – 44.
6. Антонова О.И. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации: Материалы Рос. стат. агентства. - М.: Просвещение, 2012. – 217 с.
7. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В. Социология семьи. – Липецк.: издательство ЛГТУ, 2012. – 64 с.
8. Ахмедова И.Г. Образ жизни молодой семьи с детьми в современной России/ И. Г. Ахмедова. – М.: Вузовская книга, 2014. – 138 с.
9. Бараш Р.Э. Информационные и коммуникационные практики самоорганизации россиян // Российское общество и вызовы времени. Книга вторая. – М.: Издательство Весь Мир, 2015. - С. 368-398.
10. Беляков Е.Н., Устинкин С.В. Политический консалтинг: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2010. – 312 с.
11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. – 312 с.
12. Березутский Ю.В. Социальный облик молодежи: динамика ценностных ориентаций //Власть и управление на Востоке России: научный журнал. – Хабаровск: ДВИУ –филиал РАНХиГС. –2013. -N 4. – С. 44 – 51.
13. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. – 402 с.
14. Богоутдинова Р.З. Об оценке качества и возможностях дополнительного образования студентов - М.: Гильдия экспертов профессионального образования, 2010 – 550 с.
15. Богоутдинова Р.З. Ценностные ориентации и жизненные стратегии современной студенческой молодежи //Вестник казанского технологического университета – 2014 - № 24. – С. 440 - 441.
16. Брюно В.В. Рискованное сексуальное поведение молодежи в интернете //Социология медицины: векторы научного поиска. - М.: Издательство Перо, 2015.- С. 33-36.
17. Бурдье П. Социология и демократия / Пер. с фр. // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1999. – 322 с.
18. Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. - 2015. - № 2. - С. 165-181.
19. Васенина И.В., Кухтевич Т.Н. Социальный потенциал российского студенчества: по результатам социологических исследований//Ценности и смыслы – 2012 - № 5. – С. 31 – 39.
20. Васильев С.С. Механизмы и уровни внедрения мифа в массовое сознание: масс-медиа как инструмент социального мифотворчества / Историческая и социально-образовательная мысль. 2009. - №2.- С. 33 - 38.
21. Воронин А.А. Досуг в дискурсе современного воспитания молодежи //Общество и право – 2011 - № 2. – С. 286-288.
22. Воронина О.А. Гендерное равенство в современном мире. – М.: Макс-Пресс, 2008. – 768 с.
23. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. - СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2006. – 219 с.
24. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции. - СПб.: Петербургская школа PR, 2003. – 216 с.
25. Гавра Д.П., Шишкин Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие. – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.
26. Горшков М.К., Шереги Ф.Е. Российская молодежь: истоки и этапы социологического изучения//Гуманитарий юга России – 2012 - № 3. - С. 23-28.
27. Гофман И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу. Пер. с англ. С. С. Степанов, Л. В. Трубицына. Под ред. Н. Н. Богомоловой и Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009. — 319 с.
28. Донец П. Н. К типологии стереотипов // Социальная власть языка. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - С. 189 - 196.
29. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия/Е.Л. Доценко//Психологический журнал – 1993 - Т.14.- N 4. - С. 32 - 38.
30. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996. – 316 с.
31. Здравомыслова Е.А. Гендерная система /Словарь гендерных терминов /Под ред. А. Денисовой. М.: Информация, 2002. - С. 44-47.
32. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Элита, 2000. – 322 с.
33. Капустина П.Ю. Гендерные стереотипы в студенческой среде// Journal of Siberian Medical Sciences – 2014 - № 3. – С. 28 – 34.
34. Козырева П.М., Лежнина Ю.П. Российская молодежь: семья, брак и сексуальность // Россия и Китай: молодежь XXI века / отв. редакторы: М.К. Горшков, Ли Чунлинь, З.Т. Голенкова, П.М. Козырева. — М. Новый хронограф, 2014. - С. 192-220.
35. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – 411 с.
36. Кон И. С. Психология предрассудка: О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. — 1966. — № 9. — C. 187-205.
37. Коннелл Р. Современные подходы // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы. Под ред. Здравомысловой Е, Темкиной А. СПб: Д.Буланин. — СПБ,.: Питер, 2001. -201 с.
38. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки – 2013 - № 3. – С. 96-102.
39. Курышева О.В. Социально-психологическое исследование возрастных стереотипов молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии – 2010 - № 2. – С. 36 – 39.
40. Ласточкина М.А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 8. - С. 40 - 44.
41. Липпман У. Общественное мнение. – Спб.: Питер, 2008. – 216 с.
42. Литвинова М.В., Коротаева И.В. Творчество как основа формирования специалиста в сфере искусств и культуры //Высшее образование в России – 2012 - № 2. – С. 78 – 84.
43. Макеева Е.А. Место рекламы в системе формирования ценностных представлений студенческой молодежи// Вестник Казанского технологического университета – 2011- № 1. – С. 28 – 32.
44. Малявина С.С. Конфессиональные стереотипы современной молодежи// Вестник Мордовского университета – 2011 - № 2. – С. 16 – 22.
45. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. М.: АСТ, Астрель, 2011. — 384 с.
46. Меренков A.B. Социология стереотипов. - Екатеринбург, 2001. – 174 с.
47. Мид Дж. Г. Избранное. - М.: Мысль, 2009. — 290 с.
48. Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия / А.А. Новикова. – М.: Алетейя, 2008. – 218 с.
49. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды.- М.: Смысл, 2002. – 412 с.
50. Поздеева Е.Г. Контуры социального будущего в сингулярной реальности: социологический взгляд на проблему//Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки – 2017 - №2 – С. 7-18.
51. Покровская Н.Н. Социальные нормы как предмет социологического анализа: должное и действительное//Журнал социологии и социальной антропологии – 2007 - № 1. – С. 190-198.
52. Полякова М.Н., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи// Сибирский медицинский журнал – 2010 - № 4. – С. 33-38.
53. Ромм Т. А. Социальное воспитание в постиндустриальную эпоху // Вестник ПСТГУ – 2009 – № 14. – С. 17–26.
54. Сатин Д.К. Проблема сетевой идентичности [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.zhurnal.ru
55. Семендяева О. Ю. Критический анализ концепций «стереотипа» в социальной психологии США // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М.: Элита, 2006. – С. 216 – 239.
56. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.//Социс – 1994 - № 3. – С. 41 – 48.
57. Ситаров В.А., Шутенко А.И., Шутенко Е.Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодежи//Знание, понимание, умение. – 2009 - № 2. – С. 36 – 39.
58. Сотникова А.В. Студенческая молодежь: теоретические и методологические проблемы исследования в социологической науке// Теория и практика общественного развития – 2011 - № 3. – С. 36 – 41.
59. Стрючкова А. Г. Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте // Сервис в России и за рубежом – 2011 - Т. 25 - № 6. - С. 58–66.
60. Суходольская Н.П. Социальный стереотип в жизнедеятельности людей // Философия и общество. — 2007. — № 3 (47). — С. 152-160.
61. Темкина А.А. Социальное конструирование гендера. – М.: Аспект Пресс. 2006. – 218 с.
62. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. — 668 с.
63. Тростинская И.Р. Тенденции современного рынка рекламы России // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: СПбПУ, 2016. – С. 4-8.
64. Тростинская И.Р., Мазуренко А.В. Дизайн-мышление в проектно-ориентированном подходе в образовании // Гуманитарная образовательная среда технического вуза Материалы международной научно-методической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2016. – С. 356-358.
65. Тростинская И.Р. Социальные медиа, как инструмент продвижения (на примере рынка органической продукции) // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции Труды Международной научно-теоретической конференции. Ответственный за выпуск О.Д. Шипунова. – СПб.: СПбПУ, 2016. – С. 148-157.
66. Тростинская И.Р. Тенденции развития рынка интернет-рекламы в России // Технологии PR и рекламы в современном обществе Материалы XII Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. – СПб.: СПбПУ, 2017. С. 195-199.
67. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера. – Спб.: Дмитрий Буланин, 2000. – 176 с.
68. Хилажева Г.Ф. Гендерные отношения в семье и проблема домашнего насилия // Семья и человеческое развитие в Республике Башкортостан. - Уфа: Восточная печать, 2012. - С. 103-113.
69. Шаповалов В.Ф. Особенности российской сексуальной культуры. Семья и брак в России // Общественные науки и современность. –2007.–No 2. –С. 163-172.
70. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2010. – 417 с.
71. Шутенко Е.Н. Самореализация студентов в современном ВУЗе как гуманитарная проблема социализации молодежи// Перспективы науки и образования – 2014 - № 1. – С. 34 – 38.
72. Щекотихина И.Н. Стереотип: аспекты и перспективы исследования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина – 2008 - № 1. – С. 86 – 89.
73. Юдин Б. Г. От этической экспертизы к экспертизе гуманитарной // Знание. Понимание. Умение - 2005 - № 2. - С. 126-135.
74. Adorno T. W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D.J., Sanford, R. N. The Authoritarian Personality. - Norton: NY, 1950. – 216 р.
75. O'Hara R. Media for million. — New York, 1961. - 295 p.
76. Phelan J. C., Link B. G., Dovidio J. F. Stigma and prejudice: One animal or two? // Social Science and Medicine – 2008 -№ 68 - Р. 358-367.

Вопрос-ответ:

Что такое социальный стереотип и как он определяется в социологии?

Социальный стереотип - это устойчивое представление, обычно негативное или позитивное, о группе людей или определенной социальной категории, основанное на предвзятых идеях и установках. Он определяется в социологии как обобщенное представление о характеристиках и поведении членов определенной группы, выражающее общественное суждение и широко распространенное в обществе.

Каковы социальные функции стереотипов?

Социальные функции стереотипов включают способность классифицировать и организовать информацию, упрощение сложного мира, создание чувства принадлежности к определенной группе, обеспечение социальной стабильности и поддержания социального порядка, а также усиление и поддержание социальных норм и ценностей.

Какие механизмы отвечают за формирование социальных стереотипов?

Механизмы формирования социальных стереотипов включают категоризацию, перцептивное ускорение, подтверждение ожиданий, социализацию и массовую коммуникацию. Категоризация представляет собой процесс классификации людей на основе их признаков и характеристик. Перцептивное ускорение предполагает склонность к обращению внимания только на информацию, которая подтверждает существующие стереотипы. Подтверждение ожиданий происходит тогда, когда люди ведут себя в соответствии со стереотипами, которые другие люди о них имеют. Социализация представляет собой процесс приобщения к определенным социальным ценностям и нормам, которые могут формировать стереотипы. Массовая коммуникация, такая как телевидение и интернет, может оказывать сильное влияние на формирование и поддержание стереотипов.

Что такое социальный стереотип?

Социальный стереотип - это обобщенное представление о какой-либо группе людей, основанное на общепринятых представлениях, мнениях, убеждениях и предрассудках.

Какие функции выполняют социальные стереотипы?

Социальные стереотипы выполняют несколько функций: упрощают и структурируют наше восприятие мира, помогают в сортировке информации, основываются на предыдущем опыте и способствуют адаптации в социуме.

Какие механизмы лежат в основе формирования социальных стереотипов?

Социальные стереотипы формируются через механизмы социализации, общения, наблюдения и накопления опыта. Также важную роль играют массовая культура, средства массовой информации и образование.

Какие социологические подходы используются для изучения социальных стереотипов?

В изучении социальных стереотипов применяются различные социологические подходы, такие как символический интеракционизм, функционализм, конфликтная и структурная теории, феноменология и др.

Какие отличия в изучении социальных стереотипов молодежи в России и за рубежом?

Исследования социальных стереотипов молодежи в России и за рубежом показывают некоторые отличия в представлениях и установках молодых людей. Например, стереотипы о роли женщин, национальные стереотипы, отношение к миграции и т.д. могут отличаться в зависимости от культурных, исторических и социально-экономических условий.

Каковы основные функции социальных стереотипов в жизни молодежи?

Основные функции социальных стереотипов в жизни молодежи включают упрощение и стандартизацию взаимодействия, создание групповой идентичности, усиление социальной уверенности и установление избранности. Стереотипы также могут служить защитным механизмом, помогая молодым людям ориентироваться в быстро меняющемся обществе.

Какие механизмы используются для формирования социальных стереотипов?

Механизмы формирования социальных стереотипов молодежи включают наблюдение и имитацию, групповую социализацию, восприятие информации из СМИ и интернета, а также процесс социального сравнения. Эти механизмы помогают молодежи адаптироваться к окружающей среде и конструировать собственные представления о других людях и группах в обществе.