Информационная война против России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политическая история России
  • 27 27 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.05.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие информационной войны 5
1.1 Понятие и сущность информации и ее свойства 5
1.2. Причины, основные признаки информационной войны 11
Глава 2. Характеристика информационной войны 14
2.1 Информационная война в политической сфере 14
2.2 Методы информационной войны в политической сфере 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26



Фрагмент для ознакомления

Несмотря на долгую историю существования феномена информационной войны, основы ее теории были сформулированы только в конце XX в. Так, в научной литературе предлагается существенное количество разнообразных интерпретаций и толкований данного явления, что обусловлено его крайне сложным и многоаспектным характером. Соответствующее понятие войны должно, как правило, отражать все аспектыпротивостояния между державами с целью достижения подавляющего преимущества над противникомв процессе получения, обработки и использования информации.Таким образом, отсутствует универсальная теория манипулятивного воздействия, единого и общепринятого для всех наук определения понятия «манипуляция», а также общепринятой системной классификации манипулятивных стратегий итактик.Языковое манипулирование включает в себя ряд стратегий речевого влияния, при применении которых совершается целенаправленное преобразование информации и / иливоздействие на субъективную сферу коммуниканта. Различие таких воздействий определяет манипулятивные технологии. Любое речевое воздействие осуществляется с помощью коммуникативных стратегий и тактик, основной целью которых являются операции над знаниями реципиентаи его ценностными категориями, волей, эмоциями. Коммуникативные тактики приобретают манипулятивные качества, попадая в структуру манипулятивной коммуникативной стратегии. Отсутствие специфических тактик манипулятивной коммуникативной стратегии является первичной причиной незаметности манипуляции для адресата.Термины «стратегия» и «тактика», изначально употреблявшиеся по отношению к военному искусству, на сегодняшний день достаточно точно отражают специфику деятельностикоммуникантов в процессе общения. Понятие стратегии, заимствованное из военного дела, ставит воглаву угла не поиск совместного решения, а победу, которая рассматривается как результативное воздействие на адресата, трансформация его модели мира в нужном направлении.Речевая стратегия выступает в качестве схемы конкретных действий в коммуникации, которая определяет выбор языковых средств и способов их выражения, связанных с достижением поставленнойцели. В процессе речевой коммуникации все участники общения пытаются эффективно воспользоваться речевым воздействием для достижения поставленных целей, рассматривая его как воздействиевербальными средствами на психику индивида или общества в целом, с целью повлиять на сознание,мнение или же смоделировать его поведение. Успеху такого общения способствуют знания и умелоевладение коммуникативными стратегиями, которые реализуются далее в речевых тактиках. Коммуникативная стратегия включает в себя совокупность запланированных и реализуемых говорящим теоретических ходов в процессе коммуникативного акта, направленных на достижение коммуникативныхцелей.Стратегия на понижение включает в себя анализ – «минус», основанный на фактах разбора ситуации, предполагающий имплицитное выражение отрицательного отношения к описываемому, и реализуется в современных англоязычных СМИ в основном при помощи тактики негативной оценки,тактики обвинения и тактики угрозы.Тактика негативной оценки собеседника или его поступков направлена на то, чтобы подчеркнутьответственность личности за порицаемое действие. Однако обвинения предъявляются на основаниисобственных представлений манипулятора о норме, морально-этических установках. Например, в связи с обвинениями некоторых российских спортсменов в употреблении допинга, Международный Спортивный арбитражный суд принял решение отстранить также российских паралимпийскихспортсменов от участия в Олимпиаде в Рио в 2016 г. Здесь президент Международного Паралимпийского комитета Ф. Крэйвен описывает российскую антидопинговую систему как «испорченную, коррумпированную и скомпрометированную», приэтом использует гиперболу для усиления выразительности сказанной мысли. В сочетании с информацией о том, что Россия ставит «медали выше моральных устоев», такие высказывания формируют вобщественном сознании зарубежных стран негативное и недоверительное отношение к российскимспортсменам и к России в целом.Тактика обвинения включает в себя присваивание вины, представление ситуации и оппонента вотрицательном свете. Адресант стремится обличить противника, раскрыть его негативные качества инамерения.Тактика обвинения в основном прослеживается применительно кРоссийской Федерации (в связи с военными действиями в Сирии, допинг-скандалом и пр.). Так, министр иностранных дел Британии, Б. Джонсон, использует тактику обвинения, реализуемую за счёт лексических средств с негативным оценочным значением по отношению к России, обвиняя ее в совершении военного преступления.К следующей мишени СМИ следует отнести действия сирийского правительства, возглавляемогоБ. Ассадом. В СМИ появились кадры о химической атаке в Сирии, в результате которой погибло много человек, в томчисле и дети. Американская военная служба отправила на место использования токсичного оружиясвои самолёты. Однако президент Сирии, Б. Ассад, утверждает, что США сфабриковали информациюо химической атаке, чтобы обосновать удары американских ракетных войск, кроме того, указывая и насотрудничество США с террористами.Тактика угрозы указывает на следствие, предполагаемый негативный результат совершения оппонентом определённых действий. В период 2015–2017 гг. применительно к тактике угрозы основными мишенями явились РФ, Турция и Северная Корея.Так, украинские власти запретили въезд Юлии Самойловой, участницы Евровидения от России, натерриторию Украины, где проходил этот конкурс. Правительство РФ негативно отреагировало наданный запрет, заявив, что если этот вопрос не будет решен, то конкурсанты от России более не будутпринимать участие в Евровидении.Обсуждение отношений Северной Кореи и США также проводится с использованием тактики угрозы. Северная Корея за последнее время неоднократно проводила ракетные испытания, что настораживает другие государства, особенно США, поскольку представители Северной Кореи акцентируют внимание на то, что они разрабатывают оружие, способное нанести удар поСША, что является угрозой. В данном примере мы наблюдаем реализацию угрозы со стороны США, которые намерены ввести более жёсткие санкции по отношению к Северной Корее, если онине прекратят ракетные испытания.Таким образом, проведённый анализ за период 2015–2017 гг. позволил выявить основные тактики манипулятивной стратегии на понижение, используемыеСМИ, к которым относятся: 1) тактика обвинения; 2) тактика негативной оценки;3) тактика угрозы.Разработанные обществом различные технологии манипуляции посредством информации служат активизации информационного способа ведения войны, направленногона дезориентацию реципиента, дальнейшее переконструирование его сознания и установку новых ценностных систем. Опасность таких войн вынуждает выстраивать более сложную систему контроля надпроисходящей ситуацией.ЗаключениеВ современном мире информация играет всё возрастающую роль в экономических, социальных и культурных преобразованиях человечества, становится важнейшим инструментом формирования будущего нашей цивилизации. Именно поэтому понятие «информация» требует новых современных подходов, анализа и осмысления.Отличительным фактом информационных войн нового времени становится жесткое разделение журналистов на «своих» и «чужих», потеря журналистским сообществом корпоративного духа. Журналисты становятся служителями идеологий и политических пристрастий, а не слугами фактов и событий. Подготовкой к информационной войне служит создание атмосферы вражды и напряженности среди своего населения по отношению к противной стороне, издание пособий и брошюр, обучающих безопасному поведению в случае агрессии, снос памятников и переписывание истории. Особый признак информационной войны – повышенный индекс агрессивности при анализе качественно-количественных характеристик контента. Применение медиаметрических показателей позволяет отслеживать начало стратегических информационных операций, которые, в свою очередь, способны перерасти в информационную войну.Проведённый анализ за период 2015–2017 гг. позволил выявить основные тактики манипулятивной стратегии на понижение, используемые СМИ, к которым относятся: 1) тактика обвинения; 2) тактика негативной оценки; 3) тактика угрозы.Разработанные обществом различные технологии манипуляции посредством информации служат активизации информационного способа ведения войны, направленного на дезориентацию реципиента, дальнейшее переконструирование его сознания и установку новых ценностных систем. Опасность таких войн вынуждает выстраивать более сложную систему контроля над происходящей ситуацией.В современном мире информационная война стала вполне законным способом политического противостояния. Причем война ведется как между отдельными политическими личностями, так и между государствами. Несмотря на то, что значительная часть общества осознает процесс целенаправленного информационного воздействия на противника и допускает возможность использования манипуляционных технологий, оно все равно поддается воздействию со стороны средств массовой информации. В информационной войне побеждает тот, кто более оперативно и качественно преподносит нужную ему информацию целевой аудитории, а не тот, кто просто говорит правду.Список использованной литературыУказ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/Валлерстайн И., Амин С., Энгдаль У. и др. Закат империи США: кризисы и конфликты. М.: МАКС Пресс, 2013, 248 с.Воробъев И. Н., Киселев В. А. Киберпространство как сфера непрямого вооруженного противоборства // Военная мысль. 2014. № 12. С. 56.Георгий Почепцов. Информационные войны. Новый инструмент политики. М., 2015. С.97Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. М.: АСТ., Corpus, 2013. С. 16.Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:, Издательство МГУ, 2013. С. 34.Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2013. С. 345.Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2014. C. 70.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2013, С. 283.Касьянов В.В. Социология культуры. Москва – Краснодар, 2015. С.191.Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология интернета. М., 2017. С. 186.Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2014. С. 18-56.Коцюбинская Л. В. Понятие «Информационная война» в современной лингвистике: новые подходы. Санкт-Петербург, 2015. С. 71.Савельева О. О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-холдинг, 2006. С. 257.Аленинская О. А., Демина О. И. Влияние рекламы и средств массовой информации на психологическое здоровье нации. URL: https://www.rae.ru/forum2012/14/1270Реклама алкоголя влияет на несовершеннолетних. URL: http://meddaiiy.ru/article/01Aug2014/rekl_nalФедяшин А. Сила «мягкая» или сила вялая: российские расходы на продвижение своих интересов несопоставимы с западными. // Столетие. URL:http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/sila_magkaja_ili_sila_valaja_963.htmФорум «Информационная война-Как это делается . URL:http://aurora.network/forum/topic/55141-informatsionnaja-voina-kak-eto-delaetsja.

1. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/
2. Валлерстайн И., Амин С., Энгдаль У. и др. Закат империи США: кризисы и конфликты. М.: МАКС Пресс, 2013, 248 с.
3. Воробъев И. Н., Киселев В. А. Киберпространство как сфера непрямого вооруженного противоборства // Военная мысль. 2014. № 12. С. 56.
4. Георгий Почепцов. Информационные войны. Новый инструмент политики. М., 2015. С.97
5. Глик Дж. Информация. История. Теория. Поток. М.: АСТ., Corpus, 2013. С. 16.
6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.:, Издательство МГУ, 2013. С. 34.
7. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2013. С. 345.
8. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: ЛКИ, 2014. C. 70.
9. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2013, С. 283.
10. Касьянов В.В. Социология культуры. Москва – Краснодар, 2015. С.191.
11. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология интернета. М., 2017. С. 186.
12. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2014. С. 18-56.
13. Коцюбинская Л. В. Понятие «Информационная война» в современной лингвистике: новые подходы. Санкт-Петербург, 2015. С. 71.
14. Савельева О. О. Социология рекламного воздействия. М.: РИП-холдинг, 2006. С. 257.
15. Аленинская О. А., Демина О. И. Влияние рекламы и средств массовой информации на психологическое здоровье нации. URL: https://www.rae.ru/forum2012/14/1270
16. Реклама алкоголя влияет на несовершеннолетних. URL: http://meddaiiy.ru/article/01Aug2014/rekl_nal
17. Федяшин А. Сила «мягкая» или сила вялая: российские расходы на продвижение своих интересов несопоставимы с западными. // Столетие. URL:http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/sila_magkaja_ili_sila_valaja_963.htm
18. Форум «Информационная война-Как это делается . URL:http://aurora.network/forum/topic/55141-informatsionnaja-voina-kak-eto-delaetsja.

Вопрос-ответ:

Что такое информационная война?

Информационная война - это специальный вид конфликта, который основан на использовании информационных технологий и средств массовой информации для достижения политических, экономических или военных целей. Целью такой войны может быть формирование определенного образа реальности, манипулирование мнениями и управление информацией.

Какие основные признаки информационной войны?

Основные признаки информационной войны включают: использование информационных технологий и средств массовой информации, масштабность деятельности, целенаправленность и организованность действий, манипуляция информацией и мнениями, использование ложной информации, дезинформации и пропаганды, а также использование различных методов психологического воздействия.

В какой сфере применяется информационная война?

Информационная война может применяться в различных сферах, включая политическую, экономическую и военную. В политической сфере она направлена на манипулирование мнениями и формирование определенного образа реальности. В экономической сфере информационная война может быть использована для дискредитации конкурентов или создания негативного впечатления о товаре или услуге. Военная информационная война направлена на ослабление противника путем дезинформации и манипуляции его действиями.

Какие методы используются в информационной войне?

В информационной войне используются различные методы, такие как распространение ложной информации (фейковых новостей), дезинформация, пропаганда, психологическое воздействие на целевую аудиторию, блокировка или вмешательство в работу информационных систем противника, создание и использование ботов и троллей для массового распространения определенных идей или мнений.

Когда были сформулированы основы теории информационной войны?

Основы теории информационной войны были сформулированы в конце XX века. Ранее, хотя и существовали случаи информационной войны, изучению и систематизации этого феномена уделялось меньше внимания. В конце XX века появились новые технологии и средства коммуникации, что потребовало развития теории информационной войны и ее основных принципов.

Когда были сформулированы основы теории информационной войны?

Основы теории информационной войны были сформулированы в конце XX века.

Какие свойства имеет информация?

Информация имеет такие свойства как объективность, достоверность, актуальность и самостоятельность.

Какие признаки характеризуют информационную войну?

Основные признаки информационной войны включают целенаправленность, использование информационных технологий, оперативность и массовость распространения информации.

Где происходит информационная война в политической сфере?

Информационная война в политической сфере происходит в СМИ, социальных сетях, блогах и других средствах массовой коммуникации.

Какие методы используются в информационной войне в политической сфере?

В информационной войне в политической сфере используются такие методы как дезинформация, манипуляция, провокация и дискредитация.

Что такое информационная война?

Информационная война - это вид борьбы, который проводится при помощи информационных технологий и средств массовой коммуникации с целью воздействия на общественное мнение и формирования определенных взглядов и убеждений. Она основывается на использовании информационных ресурсов и методов манипуляции информацией.