Психология личности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология личности
  • 11 11 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 30.05.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Личность, как предмет психологического познания 4
2.Индивид, личность, индивидуальность 6
3.Структура личности 8
4.Темперамент как свойство личности 11
5.Характер 14
6.Способности 16
7.Направленность личности 18
Заключение 20
Литература 21

Фрагмент для ознакомления

Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. При совпадении и близости понятий свойств личности и характера, все-таки необходимо между ними проводить граничащую черту. Под чертой характера понимается особенность поведения конкретного человека, позволяющая предугадать действие в том или ином случае. Не каждая черта личности является чертой характера, хотьи каждая черта характера является чертой личности. Черта характера должна быть особенно выраженной и взаимосвязанной с другими чертами для систематического проявления в деятельности. Но стоит отметить, что характер является большим, чем просто суммой отдельных черт. Он представляет ту часть структуры личности, в которую включены выраженные и связанные между собой черты для проявления в различных видах деятельности.Довольно часто темперамент и характер используют в качестве синонимов, при этом отождествляя с понятием личности. Но каждоеих этих понятий отличается от собственно личности. Чаще всех слово характер ассоциируется с некоторой системой ценностей, моральными стандартами. Как говорит Олпорт, характер является оценочной и оцененной личностью, в то время как личность не носит оценочный характер. По мнениюОлпорта, темперамент, наряду с конституцией и интеллектом является первичным материалом построения личности. Темперамент ограничивает развитие индивидуальности, представляя собой один из аспектов генетической данности. Как говорит Олпорт, из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь.6.СпособностиСпособности являются личностным образованием, которые включают в себя структурированные умения и знания человека, которые сформированы на основе его врожденных задатков и определяющие его возможности при овладении той или иной деятельности. Способности характеризуют по их проявлению.Выделят три фактора, от которых зависит уровень способностей:1. Качество отдельных элементов умений и знаний, которыми располагает индивид, от их объединения в единое целое и качества структуры этого целого. 2. Природные задатки человека, те качества первичных нервных механизмов психической деятельности, с которыми рождается ребенок;3. Большая или меньшая тренированность мозговых клеток, которые задействованы в осуществлении психомоторных и познавательных процессов;Б.Теплов определяет способностями не индивидуальные особенности человека, которые относятся к успешности выполнения той или иной деятельности.ЛесьенСэв говорит о способностях как о совокупности актуальных потенциальностей, приобретенных или врожденных, дающих возможность совершать какой бы то ни было акт на любом уровне. Здесь данный термин приобретает более широкое применение. Он указывает на то, что важной функцией личности является развитие способностей.Существует большое разнообразие классификаций способностей. Но большинство из них различает естественные, или природные способности и специфические, которые имеют общественно историческое происхождение.К природным способностям относятся те, которые являются общими для человека и животных. Например, восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Данные способности тесно связаны с врожденными задатками. Биологические способности в процессе развития способствуют развитию ряда специфических способностей. Специфические способности разделяют на специальные высшие интеллектуальные способности и общие. Они, в свою очередь подразделяются на практические и теоретические, творческие и учебные, межличностные и предметные и т.д.Например, точность ручных движений, мыслительные способности, речь, память и т.д. Т.е. сюда включены свойственные для большинства людей способности.К специальным способностям относят такие, которые определят успех человека в специфических сферах деятельности, для осуществления которых необходимы особые задатки и их развитие. Например, математические, музыкальные, технические, лингвистические, спортивные способности. В психологии выделят различные уровни развитияспособностей. К ним относятся способность, одаренность, талант, гениальность.Следует отметить, что наличие тех или иных задатков у человека не означает, что у него разовьются те или иные способности. Строение периферического (слухового) и центральногонервного аппарата является только предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие и какие возможности будут предоставлены для развития его задатков. Таким образом, развития задатков – это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Способности в значительной степени формируются в процессе конкретной деятельности человека.7.Направленность личностиПод направленностью личности чаще всего понимают совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности. В направленности выражаются мотивы личности, ее цели, отношения к различным проявлениям действительности.В широком понимании, направленностью называют отношение того, что личность получает и берет от общества к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.Формирование направленности личности происходит в процессе ее развития в системе общественных отношений. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.Направленность личности – это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.Направленность личности формируется в процессе воспитания и всегда социально обусловлена.Под направленностью понимают установки, которые стали свойством личности проявляющиеся в таких формах как желание, влечение, интерес, стремление, идеалы, мировоззрение, склонность, убеждение. Влечение является самой примитивной идеологической формой направленности. Это то состояние, котороевыражает недостаточно осознанную или неосознанную потребность.Желание уже влечет к чему-то определенному и является осознанной потребностью. Оно имеет побуждающую силу, обостряет осознание цели и построение плана.Стремление возникает в тот момент, когда в структуру желаниявключен волевой компонент. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Интересы наиболее ярко характеризуют направленность личности. Они представляют собой специфическую форму проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и способствует ориентировке личность в окружающей действительности. Особенность интереса является тот факт, что при его удовлетворении он не угасает, а только вызывает новые интересы.Интерес в процессе развития может превратитьсяв склонность при включении волевого компонента. Она характеризуется направленностью индивида на определенную деятельность. Основой склонности является устойчивый интерес к определенной деятельности.Следующей формой является идеал. Это то, к чему стремится индивид, на что ориентируется. Убеждения считаются высшей формой направленности. Это система мотивов личности, которая побуждает поступать его в соответствии с принципами, взглядами, мировоззрением. В их основе лежат осознанные потребности, побуждающие к деятельности. Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей до личностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение – его потребности.ЗаключениеПодводя итоги, хочется отметить следующие основные моменты.Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности подкреплено теоретическими обоснованиями и экспериментальными исследованиями. В отечественной психологии на смену структурному подходу к концу 1970-х гг. приходит концепция системного подхода.Преимущественно, отечественная психология, занимаясь исследованиями формирования и развития личности, исходит из того, что личность является социальным качеством индивида, в котором уже предстает человек как член человеческого общества. Вне анализа отношений «общество - индивид» это качество не может быть понято, т.к. оно не существует вне общества. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.Рассмотрев представления о личности разных авторов, можно говорить о несхожести этих концепций. Однако, в отличие от первоначальной концепции «внешнего социального образа», обобщенное представление о личности с позиций разных авторов гораздо многограннее и выпуклее. Личность в большинстве определений предстает в виде некоторой гипотетической структуры или организации. Поведение человека интегрируется и организуется на уровне личности. Большинство концепций подчеркивают значение индивидуальных развитий между людьми. Во многих определения за устойчивость поведения отвечает именно личность. Сравнение обобщенных взглядов отечественных и зарубежных психологов обнаруживает определенное сходство между ними в отношении личности.ЛитератураАверин В.А. Психология личности: учебное пособие/ Вячеслав Афанасьевич Аверин. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А.,1999Асмолов А. Г. Психология личности/ Александр Григорьевич Асмолов. - Москва: ACADEMA, 2007Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975Мельник С. Н.Психология личности: учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие/ Вячеслав Афанасьевич Аверин. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А.,1999
2. Асмолов А. Г. Психология личности/ Александр Григорьевич Асмолов. - Москва: ACADEMA, 2007
3. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975
5. Мельник С. Н.Психология личности: учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
6. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997







Вопрос-ответ:

Какие основные понятия рассматриваются в статье "Психология личности"?

В статье рассматриваются такие понятия, как личность, индивид, индивидуальность, структура личности, темперамент, характер, способности и направленность личности.

Чем отличается индивид личность от индивидуальности?

Индивид - это отдельный человек, уникальный в силу своих физических и психологических характеристик. Личность - это концептуальное понятие, которое объединяет различные аспекты индивида, такие как его поведение, мотивы, ценности и т. д. Индивидуальность - это уникальные черты и особенности индивида, которые отличают его от других людей.

Какие основные компоненты входят в структуру личности?

Структура личности включает в себя такие компоненты, как ид, эго и суперэго. Ид - это бессознательная часть личности, которая стремится удовлетворить свои примитивные инстинкты. Эго - это реальная часть личности, которая считает между идом и суперэго и пытается удовлетворить инстинкты, приспособиваясь к социальным требованиям. Суперэго - это моральная часть личности, которая внутренне регулирует поведение на основании внутренних и внешних норм и ценностей.

Что представляет собой темперамент как свойство личности?

Темперамент - это врожденные особенности нервной системы, которые влияют на поведение и эмоциональные реакции человека. Он определяет, какой тип активности и реагирования на импульсы окружающей среды будет преобладать у индивида. Темперамент можно разделить на четыре основных типа: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

В чем различие между свойствами личности и характером?

Свойства личности - это врожденные черты и особенности, которые предопределяют поведение и реакции человека на определенные ситуации. Характер - это система ценностей, убеждений и нравственных норм, которые формируются в ходе жизненного опыта и влияют на поведение и принятие решений. То есть свойства личности являются более общими и универсальными, а характер более индивидуальный и зависит от конкретного человека и его жизненного пути.

Что такое личность?

Личность - это сложное психологическое образование, которое объединяет в себе различные аспекты человеческой индивидуальности, такие как характер, способности, темперамент и направленность. Она формируется под влиянием внутренних и внешних факторов и определяет особую систему мотивов, ценностей, установок и поведенческих реакций.

Какие свойства характеризуют личность?

Личность имеет различные свойства, включая темперамент, характер, способности и направленность. Темперамент определяет особенности реакций на внешние события и включает в себя такие аспекты, как эмоциональность, активность, уравновешенность. Характер отражает систему ценностей и нравственных принципов личности, формирующих ее поведение и отношение к окружающей среде. Способности определяют уровень интеллектуального и творческого потенциала личности. Направленность определяет основные цели, стремления и интересы личности.

Чем отличается личность от индивидуальности и индивида?

Личность, индивидуальность и индивид - это три разных понятия, которые характеризуют человека с разных точек зрения. Индивид - это неповторимый, уникальный человек, имеющий свою физическую и психическую структуру. Индивидуальность - это совокупность особенностей, которые отличают человека от других людей и формируют его уникальный стиль поведения. Личность - это более сложное понятие, которое объединяет в себе индивидуальность и ряд других аспектов, таких как характер, способности и направленность. Личность формируется под влиянием внутренних и внешних факторов и обладает своими особенностями поведения, мышления и чувствования.