Анализ романа Готорна «Алая Буква»
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Н. ГОТОРН И АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ 5
1.1 Основные вехи в биографии Н. Готорна 5
1.2 Особенности творчества Н. Готорна 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОМАНА «АЛАЯ БУКВА» 12
2.1 История создания 12
2.2 Тематика и проблематика романа 12
2.3 Идея романа 13
2.4 Главные герои 14
2.5 Сюжет и композиция 19
2.6 Художественное своеобразие 21
2.7 Значение романа в американской и мировой литературе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Страшная тайна его нераскрытого греха материализуется: сердце Димсдейла терзает возникший на его груди алый знак. Терзает в буквальном смысле слова. Оттого несчастный Димдейл постоянно прижимает руку к сердцу, желая унять этунестерпимую боль.Таким образом, в романе появляется характерное для романтической поэтики Готорна переплетение символического и вещественного смысла описываемых событий. Чиллингуорт–врач, муж Эстер, которого все считали погибшим; условный «злодей» романа.Чиллингуорт замыслил уличить и покарать того, кто соблазнил его жену. Начиная расследование, герoй верил, чтo пoвeдeт его «с честным и суровым беспристрастием судьи, стремящегося к истине… Но чем дальше он заходил, тем безраздельнее им овладевала одна-единственная страсть, свирепая, холодная и неотвратимая, как рок, которая, захватив старика, уже не отпускала его до тех пор, пока он не исполнил всех её велений». Но Чиллингуорт столь фанатично принялся за это дело, что вскоре им овладело настоящее безумие. Одержимость поисками соблазнителя превратила умного, образованного Чиллингуорта в человека, утратившего человеческое достоинство. ПричемГоторнавовсе не интересует, имеет ли вообще Чиллингуорт, пусть и оскорбленный муж, какое-либо право на отмщение преступнику-соблазнителю (хотя, если опираться на контекст романа, можно сказать, что Готорн считал, таким правом обладают лишь бог и закон). Готорн акцентирует внимание на фанатизме Чиллингуортакак на нравственно-психологическом явлении. Он описывает его отвратительные, разрушительные последствия для человека. В этом смысле, Чиллингуортвоплощает зло в романе, потому что он способен только причинять боль и разрушать. Он губит всё, с чем соприкасается, в том числе и себя. 2.5 Сюжет и композицияИтак, во вступительном очерке («Таможня»)Готорн рассказывает о своем родном городе Салеме, о своих предках, которые были фанатичными пуританами, о его работе в салемской таможне и о людях, с которыми он общался в тот период времени, о том, каким «темным» местом было это учреждение: «Ни парадный, ни черный ход таможни не ведет в рай». Случайно найденная им рукопись в архиве, принадлежавшая перу некоего Джонатана Пью, умершего восемьдесят лет тому назад, заинтересовала автора. В рукописи рассказывалась историяЭстерПрин, жившей в конце XVII в. Среди бумаг Готорн также нашел красный лоскут с вшитой буквой «А». Автор решает поведать читателям историю ЭстерПрин, переложив ее в художественную форму с размеренным повествованием, с подробным описанием исторической эпохи, быта. Кстати,в отличие от многих романтиков, Готорн нисколько не идеализирует прошлое, в этом смысле, он, скорее,придерживается методов реалистического направления. Роман выстроен таким образом, что все главы взаимосвязаны между собой, каждая сцена является продолжением предшествующей. МалкольмКаули, литературный критик и писатель, сказал, что «большие формы давались Готорну нелегко; привычка к жанру рассказа мешала ему непрерырвно развивать действие, но эту задачу он разрешил, разделив романы на удивительно зримые и хорошо сбалансированные сцены-картинки...».Отчасти Каули прав. В романе каждая сцена представляет собой «живописную картину». Но на наш взгляд, в другом Каули ошибся: структура романа объясняетсяне привычкой Готорнаписать короткие новеллы, а тем, что идейно-художественный замысел требовал именно такой формы выражения: простота и ясность структуры позволяют полностью акцентировать внимание на главной идее романа, писатель «не распыляется», он убрал все элементы и детали, которые могут отвлечь читателя от главной истории. Можно сказать, что Готорн повел себя как «литературный» пуританин. В «Алой букве» объединены черты исторического, нравоописательного и психологического романа. Кроме того, дополнительное измерение повествованию придают символические элементы, главный из которых алая буква, который, с одной стороны, означает, греховность героини, а с другой становится символом ее силы, нeсгибaeмого духa.В некоторых главах действующим лицом является лишь один герой (например, «Перл», «Врач», «Пастор не спит», «Ещё раз Эсер», «Пастор в смятении»). Есть главы, в которых повествователь сталкивает героев попарно (например, «Свидание», «Врач и больной», «Эстер и врач», «Эстер и Перл», «Пастор и прихожанка»). Также есть главы, в которых описывается взаимодействие персонажей с внешним миром, с социальной средой («Рыночная площадь», «У губернатора», «Праздник в новой Англии», «Шествие», «Тайна алой буквы»).С помощью такой организации повествования Готорнвыявил мотивы человеческих поступков, изобразил силы, которые управляют индивидуальной и социальной нравственностью, показал, как изменяется человеческое сознание, и как вследствие внутренних изменений у человека меняется и его восприятие окружающей действительность. 2.6 Художественное своеобразиеОсобенность романа в том, что писатель выводит за рамки повествования момент, связанный с грехопадением героев – Эстер и священника Димсдейла. Именно этот момент является пусковым механизмом всей истории. Но повествователь рассказывает нам лишь о последствиях безнравственного, с точки зрения пуританской этики, поступка. Т.е. автор не желает сделать читателей свидетелями самого ужасного (опять же, с точки зрения пуританской этики) и ключевого события в романе. Благодаря такому приему, в романе появляется интрига.«Алая буква» – это роман, в котором прослеживаются черты исторического, психологического и нравоописательного романов. Готорн достоверно воссоздает историческую эпоху, в которой происходят события, но на этом его «историчность» заканчивается. В романе нет описаний исторических событий.Можно сказать, что «Алая буква» – это роман о прошлом, о нравах и психологии людей, живших в этом прошлом, а не об истории. Готорнсоединяет в романе христианскую символику и аллегорию, с фольклорными/языческими элементами.Это можно заметить на уровне пространственной организации сюжета: тюрьма, эшафот, где отбывают наказание нарушившие христианские заповеди, и дорога, лес, ручей – свободное от христианского бога языческое пространство; в описаниях героев: яркое алое платье Перл и черные одежды священника Димсдейла и т.д.; на повествовательном уровне: пуританские нравоучения, христианская догматика и легенда о дьяволе – Черном человеке,шабаш ведьм в лесу. 2.7 Значение романа в американской и мировой литературе«Алая буква» стал первым романом, обличающий религиозный фанатизм, ригидную пуританскую нравственность, которая не спасает человека, а наоборот, разрушает его жизнь. Брук Аллен, современный американский критик, назвал Готорна «первым патологом американского протестантизма».Потому неудивительно, что когда роман был издан, он был подвергнут резкой критике со стороны общественности и религиозных деятелей. Многие считали, обвиняли Готорна в аморальности и безнравственности: образ священника, который предается прелюбодеянию, виделся им богохульным. Споры вокруг романа продолжались вплоть до середины 20 века: то родители требовали убрать роман из школьной программы, то очередная волна общественных деятелей-проповедников призывала к тому, что роман нужно изъять из всех библиотек в стране и дружно сжечь. Но были у романа (и таких было все-таки большинство) и восхищенные читатели. Например, Герман Мелвилл, Р. У. Эмерсон, Г. Торо – выдающиеся современники Готорна, которые с большимвосторгомотзывались о романе. Нашел роман признание и среди философов-трансценденталистов, учение которых было популярно в то время и которые противопоставляли себя пуритано-христианскому миру Америки. Как бы к роману не относились тогда и сегодня, очевидно две вещи. Первое: как бы это тривиально ни звучало, но история о несчастной любви двух молодых людей, зажатых в тиски пуританской морали, не может оставить равнодушным ни одно живое сердце (все читатели и разделились на два лагеря: для одних роман – гениальный, для вторых – омерзительный). И второе: как бы к роману ни относились, «Алая буква» – это один из шедевров американского романтизма. ЗАКЛЮЧЕНИЕБольшую часть творческого наследия Готорна составляют новеллы, но именно роман «Алая буква» прославил его не только в его родной Америке, но и во всем мире. Готорну было достаточно только этого романа, чтобы его при жизни стать признанным писателем-романтиком. Романтизм Готорна отличается не попыткой разглядеть за обыденной повседневностью иные, фантастические и мистические миры, как то было в немецком романтизме – Готорн обнаруживает мистическое и необъяснимое во внутреннем мире человека, в его душе и поступках. Архитектоника роман предельно проста, история сконцентрирована на судьбах четырех персонажей: Эстер, Перл Димсдейла и Чиллингуорта. Совершили ли на самом деле (т.е. по мнению Готорна) герои Эстер и Димсдейла грех? И где заканчивается божественное и начинается дьявольское – кто и как может это определить? Может ли быть любовь – происками дьявола, развращающим чувством, заблуждением? Очевидно, что для Готорна это не так. «Нравственные нормы» пуританства у Готорна оказались на самом деле безнравственными. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБрукс, В. В. Писатель и американская жизнь. Т. 1. М.: Прогресс, 1967.– 424 С.Готорн Н. Алая буква, М.: Азбука, 2016. – 320 С. КаулиМ. Готорн в уединении // Дом со многими окнами. М., 1973.– 312 С. Ковалев Ю. В. Готорн. История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука, 1989. — 634 С.Левинтон А. Вступительная статья // Готорн Н. Алая буква. Л., 1957. – 246 С. Литературная история Соединённых Штатов Америки. Т. 1. М.:Прогресс, 1977.– 639 С.Эдгар Аллан По. Избранное. М.: Художественная литература, 1984. – 413 С.Эстетика американского романтизма. М: Просвещение, 1977. – 244 С.Интернет-источникиMalcolm Cowley. Portable Hawthorne. Источник: https://archive.orgBrooke Allen. «The Surveyor of Customs». New York Times, 5 October 2003. Источник: https://www.nytimes.com
1. Брукс, В. В. Писатель и американская жизнь. Т. 1. М.: Прогресс, 1967. – 424 С.
2. Готорн Н. Алая буква, М.: Азбука, 2016. – 320 С.
3. Каули М. Готорн в уединении // Дом со многими окнами. М., 1973. – 312 С.
4. Ковалев Ю. В. Готорн. История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука, 1989. — 634 С.
5. Левинтон А. Вступительная статья // Готорн Н. Алая буква. Л., 1957. – 246 С.
6. Литературная история Соединённых Штатов Америки. Т. 1. М.:Прогресс, 1977. – 639 С.
7. Эдгар Аллан По. Избранное. М.: Художественная литература, 1984. – 413 С.
8. Эстетика американского романтизма. М: Просвещение, 1977. – 244 С.
Интернет-источники
9. Malcolm Cowley. Portable Hawthorne. Источник: https://archive.org
10. Brooke Allen. «The Surveyor of Customs». New York Times, 5 October 2003. Источник: https://www.nytimes.com
Вопрос-ответ:
Какие основные вехи в биографии Н. Готорна?
В основные вехи в биографии Н. Готорна можно отнести его рождение в 1804 году, получение образования в колледже Боуэдоин, работу журналистом и таможенным служащим, а также писательскую карьеру, начавшуюся с публикации его первого романа в 1828 году.
Какие особенности творчества Н. Готорна можно выделить?
Особенности творчества Н. Готорна включают мрачную атмосферу, наличие символов и аллегорий, а также изучение темы греха и вины. Он также был известен своим стилем письма, отличавшимся сложными предложениями и богатой лексикой.
Какая история создания романа "Алая Буква"?
Роман "Алая Буква" был написан Н. Готорном в 1850 году и впервые опубликован в том же году. Источником вдохновения для романа послужили исторические события в Новой Англии, а также легенда о женщине, вынужденной носить алую букву "А" на своей одежде в качестве стигмы за прелюбодеяние.
Какая тематика и проблематика романа "Алая Буква"?
Тематика и проблематика романа "Алая Буква" включают в себя исследование греха, вины, покаяния и исторического наследия. Роман также затрагивает вопросы морали, нравственности, отношений между людьми и их обществом.
Какую идею несет роман "Алая Буква"?
Идея романа "Алая Буква" заключается в том, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен принять свою судьбу, даже если она негативная. Роман также обращается к теме тайны и непредсказуемости жизни.
Какие основные вехи в биографии Натаниэля Готорна?
Натаниэль Готорн родился 4 июля 1804 года в городе Сейлем, Массачусетс. Он был сыном морского капитана и потомком пуританских колонистов. После окончания колледжа Готорн работал в течение нескольких лет как писатель и редактор для разных издательств. В 1850 году он опубликовал свой самый известный роман "Алая Буква". В своей жизни Готорн столкнулся с личными потрясениями и душевными терзаниями, что повлияло на его творчество и придало ему характерную мрачность и непростую философию.
Какие особенности творчества Натаниэля Готорна?
Творчество Натаниэля Готорна отличается особой атмосферой мистики, символизма и психологической глубины. Его произведения часто исследуют темы греха, вины, счастья и человеческой природы. Готорн использовал многочисленные символы и образы, что создает загадочность и сложность его произведений. Он также был пионером в жанре американского романтизма, воплощая идеалы индивидуальной свободы и самовыражения.
Какова история создания романа "Алая Буква"?
Роман "Алая Буква" был опубликован Натаниэлем Готорном в 1850 году. История идеи этого произведения связана с авторским интересом к истории своей собственной семьи, в которой были найдены документы о предках, участвовавших в пуританской колонизации Америки. Готорн использовал этот исторический фон для создания сложного романа о грехе, наказании и восстановлении морального порядка.
Кто является главными героями романа "Алая Буква"?
Главными героями романа "Алая Буква" являются Гестер Принн, молодая женщина, осужденная обществом за прелюбодеяние, и Роджер Чиллингуорт, ее муж, который считает себя обманутым и ищет мести. Также важную роль играет Перл, дочь Гестер Принн. Эти персонажи развиваются в течение романа, отражая различные аспекты тематики произведения и эволюцию отдельной личности.
Какие особенности творчества Натаниэля Готорна?
Особенности творчества Натаниэля Готорна заключаются в использовании символизма, аллегории и глубоко психологического анализа героев. Он изучал универсальные темы, такие как грех, наказание, человеческая природа и судьба. Готорн также часто создавал загадочные и таинственные сюжеты, которые заставляют читателя задуматься о скрытых значениях произведений.