Незаконное обналичивание денежных средств при уклонении от уплаты налогов. Криптовалюты.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 21.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теневые схемы российской экономики 5
1.1. Типологии совершения обналичивания доходов, полученных преступным путем 5
1.2. Уклонение от уплаты налогов как составляющая легализации незаконных доходов 8
1.3. Критерии подозрительности, характеризующие операции по необоснованному обналичиванию денег 10
2. Возможности и риски использования криптовалют в качестве средства расчетов 11
2.1. Правовой режим криптовалюты 13
2.2. Обеспечение безопасности при использовании криптовалюты 16
3. Мероприятия по противодействию незаконного обналичивания денежных средств 21
3.1. Модели противодействия уклонению от уплаты налогов 21
3.2. Деятельность Банка России по совершенствованию национальной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем 23
Заключение 33
Список используемых источников 35
В дополнение к мероприятиям по устранению финансовых рисков и угроз со стороны клиентов, Банк России, в письмах от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендует проводить анализ сопоставимости фактов получения доступа к банковскому обслуживанию третьими лицами от имени клиента. В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающих при осуществлении кредитными организациями операций с применением системы дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 № 115-Т и от 31.03.2008 № 36-Т, рекомендуется анализировать факты получения лицами, криптографических ключей, аутентификационной информации для проведения операций в системе ДБО с целью определения случаев заинтересованности к счетам клиента других неблагонадежных партнеров, по которым были выявлены случаи «противолегализационных» мероприятий. Банк России рекомендует относить контрагентов клиента, которыми ранее были осуществлены нелегальные расчетные операции к категории повышенного риска с последующим усилением контроля за движением денежных средств по счетам. В приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение Банка России № 375-П), Банк России сформировал перечень признаков нелегальных операций по кодам, и обязывает кредитные организации направлять данные в Росфинмониторинг по ведению сомнительных сделок клиентов. Рисунок 5 - Динамика операций Банком России, направленных на снижение объемов неправомерного вывода денежных средств за рубеж по различным сделкам, и по снижению масштабов сомнительных операций По данным рисунка, объемы незаконного вывода денежных средств за рубеж в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократились в 2,7 раза, обналичивание денег в банковском секторе произошло на 13% . Это говорит о том, что Банк России проводит грамотную политику в вопросах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Согласно приведенных законодательных актов, в российских кредитных учреждениях действует положение «Знай своего клиента», на основании которого сотрудники отделов по контролю за действием расчетных операций, придерживаются в работе следующих принципов: подписание договоров о ведении расчетно-кассового обслуживания; определение идентификационных признаков клиента; внедрение контролирующих мероприятий в случае обнаружения финансового риска; внедрение системы риск-менеджмента.Банк России в течение десяти лет принимает непосредственное косвенное участие при разработке и совершенствовании нормативных актов и документов в направлении легализации доходов, приобретенных незаконным путем для коммерческих банков, а также усовершенствование регулирования и контроля в области идентификации клиентов, их представителей, выгодополучателей и расширении полномочий кредитных организации для отслеживания незаконных потоков доходов населения. Центробанк вносит корректировки в положение 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с целью усилить внимание коммерческих банков на операции клиентов, имеющих необычный характер сделки. В том числе и наличия квалифицированных специалистов, отвечающим требованиям Банка России, лица, ответственного за соблюдением и исполнением правил внутреннего контроля, о систематических обновлениях информации о клиентах и т.д.В январе 2014 года пресс-служба Центрального банка Российской Федерации опубликовала информацию «Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности, Биткойн». В документе пресс-служба отметила, что «предоставление юридическими лицами услуг по обмену цифровой валюты на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По сути в этом заявлении криптовалюта была приравнена к денежным суррогатам, хотя прямого указания на это в нем не содержится. Правовой статус криптовалют и операций с ними в России не определен. Поскольку заявления Центрального банка, Генеральной прокуратуры, Росфинмониторинга и Госнаркоконтроля Российской Федерации, а также отдельных их представителей несли скорее информационный характер, нежели нормативный.Сейчас стратегия радикально поменялась: законодатель и регулятор склонны рассматривать в криптовалютах новое и весьма перспективное направление в экономике. В настоящий момент ЦБ и заинтересованные ведомства вырабатывают совместную позицию в отношении статуса криптовалют, после чего будут определены подходы к их регулированию. 25 января 2018 г. Министерство финансов Российской Федерации («Минфин»), Министерство экономического развития Российской Федерации («Минэкономразвития») и Банк России («ЦБ РФ») представили тексты законопроектов, касающихся регулирования криптовалют, смарт-контрактов, ICO1 и краудфандинга. Данные законопроекты подготовлены во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 21 октября 2017 г. о подготовке законодательной базы для обращения криптовалют в России . Из текстов законопроектов видно, что ЦБ РФ занимает гораздо более жесткую позицию в отношении регулирования криптовалют, ICO и краудфандинговой деятельности, чем Минфин и Минэкономразвития.Многие инструменты в противодействии коррупции, применяемые Банком России на практике, на протяжении ряда лет остаются консервативными, так как используются и на мировом уровне [2]. К ним относят: отслеживание объемов денежной массы крупных клиентов, формирование нормативных резервов по снижению финансового риска, изменение параметров по объемам кредитования в случаях определения неблагонадежности юридических лиц и т.д. Данные инструменты тесно связаны с кредитной политикой государства, предполагающей применение традиционных средств, связанных с расчетом минимальных рисков, отслеживанием операций на открытом валютном рынке, политикой применения жестких мер по отношению к преступным категориям лиц, преследующих цели отмывания доходов. Деятельность Банка России на финансовом рынке играет важную роль в экономическом развитии государства. Операции клиентов подвержены многим рискам: финансовым, кредитным, коммерческим, вследствие возможного проведения неэффективных сделок нелегального характера, - влечет за собой риск искаженности, недостоверности данных, что в дальнейшем отражается на сокрытии достоверной информации; ложные данные выдаются за действительные. Клиенты, при предоставлении данных в банк, могут скрывать реальное положение дел в организации, что является заведомо умышленным преступлением, поскольку, изначально кредитными учреждениями не были учтены все риски проведения дальнейших расчетных операций. Вышеперечисленные проблемы в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, требуют устранения ошибок, которые возможно решать посредством проведения банковского аудита, с целью выражения достоверного мнения об учете отражения операций, а также формирование перечня мероприятий в системе банковского контроля. Банковские операции содержат специфические признаки и компоненты. Так, Банк России предлагает при осуществлении банковского аудита операций, проводить сплошную проверку первичной входящей и исходящей документации по клиентам, так как множество ошибок отражения данных в учете происходят по причинам отсутствия постоянного мониторинга не только крупных плательщиков, но и малого бизнеса. Используемые методики могут не формировать достоверное мнение в создании источников информации, которые можно с точностью отнести к доказательной базе, в случае обнаружения операций по отмыванию доходов. Включение вышеперечисленных инструментов в список денежно- кредитных средств регулирования доходов, полученных преступным путем, позволяет применять операции на открытом рынке (взаимодействие с участниками денежно-кредитных отношений любого уровня, например, по купли - продажи активов, валютных свопов, поддержка кредитных институтов в участии ломбардных аукционов). Необходимо использовать принцип действия "окна постоянного доступа", который заключается в круглосуточном режиме работы службы банка, использовании резервных требований, которые соответствуют регламентированной деятельности банка, - относят жесткие стандарты и правила осуществления банковских операций в работе системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Перечисленные механизмы денежно-кредитного регулирования помогают систематизировать работу Банка России, а также предпринимать комплекс мероприятий, направленных на улучшение функционирования банковской системы на макроуровне. Банк России в свою очередь использует инструменты изъятия излишних ликвидных средств, к которым относятся операции по депозитам, применение резервных требований по стерилизационным операциям и по предоставлению кредитов, в случаях соответствия требованиям клиента на причастность к категории благонадежного партнера. В указанной классификации инструментов денежно-кредитного регулирования дополнительными операциями служат мероприятия по депозитным тендерам, операции с оговоренным сроком и установленной доходностью по истечении действия кредитных договоров. К структурным операциям относят операцию "аутрайт" по завершению этапа приобретения либо реализации активов первой категории, а также выпуск Банком России долговых обязательств с дисконтом. Указанные инструменты относят к антикризисным мероприятиям, которые направлены на снижение кредитного риска и понесенных издержек в условиях неплатежеспособности клиентов и ведения нелегальных операций. Заключение По итогам последних лет правоохранительные органы отмечают рост налоговых преступлений в связи с экономическим кризисом и прогнозируют сохранение такой тенденции. Использование инструментов по организации доходов, полученных преступным путем, во взаимосвязи Банка России и других кредитных учреждений, позволит укреплять денежное обращение на постоянной основе, поддерживать благоприятные отношения с участниками кредитных рынков в открытом доступе. Рациональное использование инструментов, как регуляторов кредитно-денежных отношений, дает возможность проведения фискальных мероприятий без угрозы риска политического давления. Таким образом, инструменты регулирования денежных операций Банком России, направлены на реализацию установления кредитной и финансовой политики, с целью обеспечения противодействия коррупции, что соответствует международным стандартам, обеспечивает базовые основы для недопущения преступно полученных доходов в банковскую систему страны.Можно отметить, что В России каких-либо иных нормативных документов, законодательно устанавливающих наказание за оборот и использование криптовалют, принято не было. Таким образом, в Уголовном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Налоговом кодексе или иных, действующих на территории Российской Федерации, кодексах не закреплены нормы, напрямую относящиеся к криптовалютам. Таким образом, в настоящее время режим криптовалюты в России и многих странах находится в правовом вакууме. Насущным является вопрос о законодатель-ном разъяснении и закреплении этого понятия через принятие соответствующих норм в сфере налогового, банковского, гражданского и хозяйственного права. Кроме того, необходимым и целесообразным является введение соответствующей лицензии на криптовалютную деятельность, которая минимизирует отмывание денег или финансирование терроризма. Рано или поздно будут урегулированы отношения по цифровой валюте, но это будет, скорее всего, нецелесообразное и необоснованное копирование опыта другого государства, что может привести к негативным по- следствиям. Также сегодня необходимо: отслеживать тенденции и весь процесс развития киберугроз со стороны злоумышленников (хакеров), регулярно взламывающих компьютерные программы и базы данных криптовалют; уделять особое внимание информационной безопасности; разрабатывать эффективные способы противодействия мошенничеству с криптовалютой аналогично применяемым в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; при возможном признании на государственном уровне криптовалюты в России – разработать специальные законодательство, регулирующее общественные отношения, связанные с использованием криптовалюты; согласиться, что учреждение национальной криптовалюты позволит, с одной стороны, упорядочить общественные отношения, связанные с использованием криптовалют на территории Российской Федерации, с другой, даст временной ресурс на создание полноценной системы правового и фактического регулирования оборота криптовалют в стране.Список используемых источников Уголовный кодекс Российской Федерации (13.06.1996 № 63-ФЗ). Ст. 199.ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.Положение ЦБ РФ «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма URL: http://docs.cntd.ru/document/902334172/Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71629876/Годовой отчет Банка России за 2016 год URL: http://komitet2- 12.km.duma.gov.ru/Analitika/item/348577Костин Т. С., Прокопенко И. Г. Онлайн-мошенничество: современные угрозы безопасности и прогнозы // Банковское дело. - 2017. - № 6. - С. 42–49. Левашенко А., Синельников С., Трунин П. Валютное регулирование операций юридических лиц в Российской Федерации: проблемы и предложения // Экономическое развитие России - 2016. - №4.Майбуров И.А., Кириенко А.П., Иванов Ю.Б. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: для магистрантов, обучающихся по программам на- правления «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-Дана, - 2015. - 383 с.Миронова А.С. Рынок спекулятивного капитала как фактор дестабилизации экономики // Научное мнение - 2013. - №12.Об итогах общественного обсуждения Кабинета министров FSA, пересматривающего часть исполнительных распоряжений банковского права URL: http:/www.fsa.go.jp/news/28/ginkou/20170324-1.htmlРевенков П.В., Поспелов А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит – 2015. - №24.Реестры бенефициарных владельцев в странах мира//Tax-today: междунар. науч. интернет-журн. URL: http://tax-today.com/reestry-beneficiarnyh-vladeltsev-vstranah-miraРевенков П.В., Поспелов А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит - 2015. - №24.Руководство по применению риск- ориентированного подхода. Виртуальные валюты URL: http:/www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/ROP_Virtualnye_valyuty.pdfФролов Д. Б. FinCERT: основные задачи и направления развития // Банковское дело. - 2016. - № 2.- С. 74–76.Шашкова А. В. Международная и национальная практика противодействия коррупции и отмыванию незаконных доходов: Практика корпоративного управления: Учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Шашкова. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. — 272 с.Шмелев В. В. Криптовалюты – деньги XXI века? // Банковское дело. - 2017. - № 3. - С. 52–56.Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Investor Alerts and BulletinsURL: https:/www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings
1. Уголовный кодекс Российской Федерации (13.06.1996 № 63-ФЗ). Ст. 199.
2. ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ.
3. Положение ЦБ РФ «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма URL: http://docs.cntd.ru/document/902334172/
4. Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР «О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71629876/
5. Годовой отчет Банка России за 2016 год URL: http://komitet2- 12.km.duma.gov.ru/Analitika/item/348577
6. Костин Т. С., Прокопенко И. Г. Онлайн-мошенничество: современные угрозы безопасности и прогнозы // Банковское дело. - 2017. - № 6. - С. 42–49.
7. Левашенко А., Синельников С., Трунин П. Валютное регулирование операций юридических лиц в Российской Федерации: проблемы и предложения // Экономическое развитие России - 2016. - №4.
8. Майбуров И.А., Кириенко А.П., Иванов Ю.Б. Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения: для магистрантов, обучающихся по программам на- правления «Финансы и кредит» / под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-Дана, - 2015. - 383 с.
9. Миронова А.С. Рынок спекулятивного капитала как фактор дестабилизации экономики // Научное мнение - 2013. - №12.
10. Об итогах общественного обсуждения Кабинета министров FSA, пересматривающего часть исполнительных распоряжений банковского права URL: http:/www.fsa.go.jp/news/28/ginkou/20170324-1.html
11. Ревенков П.В., Поспелов А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит – 2015. - №24.
12. Реестры бенефициарных владельцев в странах мира//Tax-today: междунар. науч. интернет-журн. URL: http://tax-today.com/reestry-beneficiarnyh-vladeltsev-vstranah-mira
13. Ревенков П.В., Поспелов А.Л. Актуальные направления регулирования электронного банкинга // Финансы и кредит - 2015. - №24.
14. Руководство по применению риск- ориентированного подхода. Виртуальные валюты URL: http:/www.eurasiangroup.org/files/FATF_docs/ROP_Virtualnye_valyuty.pdf
15. Фролов Д. Б. FinCERT: основные задачи и направления развития // Банковское дело. - 2016. - № 2.- С. 74–76.
16. Шашкова А. В. Международная и национальная практика противодействия коррупции и отмыванию незаконных доходов: Практика корпоративного управления: Учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Шашкова. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. — 272 с.
17. Шмелев В. В. Криптовалюты – деньги XXI века? // Банковское дело. - 2017. - № 3. - С. 52–56.
18. Официальный сайт МВД России. URL: https:// мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/
19. Investor Alerts and Bulletins URL: https:/www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings
Вопрос-ответ:
Какие типы схем незаконного обналичивания денег в России существуют?
В России существуют различные типы схем незаконного обналичивания денег, включая создание фиктивных фирм, использование договорных связей с контрагентами, использование зарубежных счетов и другие. Они позволяют скрыть происхождение денежных средств и уклониться от уплаты налогов.
Как уклонение от уплаты налогов связано с легализацией незаконных доходов?
Уклонение от уплаты налогов является одной из составляющих процесса легализации незаконных доходов. Когда лицо обналичивает денежные средства, полученные преступным путем, оно старается избежать уплаты налогов на эти средства, чтобы их происхождение оставалось скрытым. Таким образом, уклонение от уплаты налогов играет важную роль в создании видимости легальности доходов.
Какие критерии подозрительности могут свидетельствовать о необоснованном обналичивании денег?
Операции по необоснованному обналичиванию денег могут быть подозрительными, если они связаны с большими суммами, несоответствующими доходам и расходам, осуществляются через фиктивные фирмы, обналичиваются в странах с низким уровнем налогообложения или через анонимные платежные системы. Также повышенная подозрительность вызывают операции с криптовалютами.
Какие возможности и риски связаны с использованием криптовалют в качестве средства расчетов?
Использование криптовалют в качестве средства расчетов имеет свои преимущества, такие как анонимность и удобство использования. Однако это также связано с рисками, включая возможность незаконного использования криптовалют для обналичивания денег, уклонения от уплаты налогов и финансирования терроризма. Кроме того, криптовалюты подвержены волатильности и потенциальным кибератакам.
Что такое незаконное обналичивание денежных средств при уклонении от уплаты налогов?
Незаконное обналичивание денежных средств при уклонении от уплаты налогов — это процесс перевода денег из незаконного источника через различные схемы, с целью скрытия их происхождения и избежания налогообложения. В результате этого процесса, доходы, полученные преступным путем, становятся легитимными.
Какие типы существуют совершения обналичивания доходов полученных преступным путем?
Существует несколько типов совершения обналичивания доходов, полученных преступным путем. Одним из них является использование теневых схем российской экономики, в которых преступники вводят деньги в легальный оборот через различные схемы. Еще одним типом является уклонение от уплаты налогов, когда преступники не указывают свои доходы при подаче налоговой декларации.
В чем заключается роль уклонения от уплаты налогов в легализации незаконных доходов?
Уклонение от уплаты налогов является одной из составляющих легализации незаконных доходов. Преступники, не указывая свои доходы при подаче налоговой декларации, пытаются обналичить их через различные схемы и сделать легальными. Таким образом, они стараются избежать привлечения к ответственности за незаконные доходы и уклонение от уплаты налогов.
Какие критерии подозрительности характеризуют операции по необоснованному обналичиванию денег?
Операции по необоснованному обналичиванию денег имеют несколько критериев подозрительности. К ним относятся частые переводы денег с одного счета на другой, использование разных банков на крупные суммы, несоответствие объемов наличности и выручки предприятия, а также непрозрачность финансовых операций.