Город и незащищенное детство в романах Ч.Диккенса

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Зарубежная литература
  • 58 58 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 20.06.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
ГЛАВА 1 5
1.1. Характеристика творчества автора, связь формирования взглядов с эпохой, проблематика ранних романов «Лавка древностей» и «Приключения Оливера Твиста» 5
1.2. Система образов романа «Приключения Оливера Твиста» 16
ГЛАВА 2 34
2.1. Система образов в романе «Лавка древностей» 34
2.2. Сравнительные характеристики романов «Лавка древностей» и «Приключения Оливера Твиста». Общность и различие характеров и судеб героев 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 57

Фрагмент для ознакомления

Он говорит старику, что как тот не понимает, что его внучка «промокла до нитки», и, предлагает им ночлег. Взяв на руки девочку, он несет её в сторону красного зарева. Незнакомец приводит путников на завод, где ревут оглушительно молотки и машины и шипит раскаленное железо в воде, там, на куче золы,среди рева машин, он предложил им ночлег. Незнакомец рассказал,что его мать умерла на этом заводе, так как для женщин это слишком тяжелый труд, отец тоже умер и огонь – это его единственный друг. Незнакомец говорит Нелли, что он тоже был ребенком, и, ее вид напомнил ему его детство. Монеты, которые этот человек дал Нелли на прощание, «на взгляд ангелов блестели так же, как драгоценные дары».Выбираясь из города, Нелли и дед, шли два дня и две ночи по нищим окраинам. Навстречу им попадались телеги с гробами. В домах, где они пытались просить милостыню, везде они видели либо детские трупы, либо узнавали об ужасной участи детей, за воровство, к которому их вынуждал город, отправленных на каторгу.Девочка начинает «таять». Несмотря на то, что в пути им снова встречается добрый учитель и на то, что он помогает странникам обрести приют, девушка теряет свои жизненные силы.Нелли и старик ослабли от голода, но, на их счастье, им повстречался в пути тот самый добрый учитель. Девочка, увидев его, вскрикнула, и потеряла сознание. Голод и мытарства довели её до истощения. Учитель отнес ее на руках в гостиницу, и, затем, когда Нелли оправилась, пригласил поехать с ним к новому месту службы.Нелли поведала учителю об их горестях, что она бежала с дедом, чтобы спасти его от сумасшедшего дома,а позже, от самого себя.И хочется ей только одно: найти уединенное пристанище,куда не проникнет искушениеи она сможет забыть горести. Учитель был поражен исхудавшей фигуркой девочки:Как ребенок мог преодолевать опасности, страдать, «черпая силытолько в любви и чувстве чести?» Подвиги таких мужественных людей никогда «не заносятся в земные анналы».Поиски одинокого джентльмена не увенчались успехом. Попав на свадьбу Миссис Джарли, он не обнаружил беглецов. Вы видите перед собой человека, для которого этот старик и девочка дороже самой жизни», - сказал он.Квилп шел по следу, и, в ярости от неудачи, поручил Брассу извести Кита.Девочка и старик, поддерживаемые учителем, поселились в домике около церкви. Нелли слабела физически, но, воля её крепла. Ей казалось, что тишина и спокойствие этих мест приближаются к тому, к чему она стремилась, и, однажды, она сказала, что так можно готовиться к смерти. Дедушка переменился в лучшую сторону. Страсти отпустили его.Он попросил Нелли не вспоминать о том ужасном сне, который ей приснился у миссис Джарли. Нелли же снился маленький мальчик, который умер в деревне, у учителя и крыша во сне разверзалось у нее над головой и, в небо поднималось сияние.Нелли слабела. Бледная девочка проводила много времени на церковном кладбище, в тени могил. Однажды, в беседе с бакалавром, состоявшейся на кладбище, тот обратил внимание девочки на то, что многие цветы поникли головками. Это значит, что так коротка человеческая память. Девочка расстроилась. С другой стороны, заметил бакалавр, это же значит, что живым не так плохо живется, раз они меньше уделяют времени умершим, и, что те живут в их сердцах.Учитель, озабоченный тем, что Нелли много времени стала проводить в церкви, возразил ей, когда узнал, что она грустит о том, что мертвых предают забвению. Он сказал ей, что дела любящих людей являются «лучшим памятником умершим». И, что может даже в этот самый момент, в честь умерших творятся благие дела. «Всё чистое доброе, что уносит смерть, никогда не забывается!», «Во что же нам верить, как не в это!» Невинные дети, умершие, будут жить в помыслах людей и их поступках, даже, если «их тела испепелил огонь, морская пучина. Каждый ангел небесного воинства творит добро на земле руками тех, кто любил его». И, если бы человек знал, «какие источники питают добрые поступки людей», смерть стала бы казаться ему прекрасной!»На могилах расцветает милосердие и душевные порывы. И, девочка согласилась. Она чувствовала, что маленький умерший ученик живет в её сердце новой жизнью.Вскоре, бакалавр заметил, что Нелли бессознательно ухаживает только за могилками молодых людей и детей. Старик, когда обнаружил это, был поражен. Он привлек внучку к себе, ибольше, уже не переставал тревожиться о ней. Раньше, он просто думал, что они оба перенесли лишения и жалел себя не меньше внучки. Но, теперь увидел, какой подвиг преданности и самопожертвования совершила девочка и чего ей это стоило.Девочка таяла на глазах. Все в деревне стали замечать это. Однажды, маленький мальчик пришел к Нелл со слезами и попросил её не становиться «такой как они», не уходить «к ним». Он поведал девочке, что говорят, он скоро станет ангелом, еще весна не настанет. Это был добрый маленький мальчик. Он очень просил Нелл остаться, а, если она уйдет, передать привет старшему братику, и сказать, как он его любит и помнит, и, если у них будет там, наверху всё хорошо, то, и он будет счастлив. Девочка закрыла лицо рукамиКвилп, движимый в своих побуждениях местью, решил отомстить Киту. Он взял в сообщники Брасса, и, они, вместе с его сестрой, подложили Киту в шляпу пятифунтовый билет. Кит должен был отправиться на каторгу.Ричард Свивеллер, обнаружил лучшие порывы своей души. Он пожалел маленькую служанку, такую худенькую. Он накормил девочку внизу на кухне и, обучив робберу, окрестил её маркизой.К концу произведения автор обостряет все противоречия. Обстановка нагнетается. Все несколько нитей повествования, происходящие параллельно, обостряются. Страшная угроза каторги нависает над Китом. Зло в образе Квилпа и мисс Брасс и мистера Брасса вот-вот восторжествует. Читателю становится страшно за судьбу маленькой беззащитной маркизы. Но, вера писателя в лучшие стороны человеческой натуры, торжествует. Маркиза и Кит спасены. Дик выздоравливает от болезни и, только судьба маленькой девочки обречена.Маркиза выхаживает Кита и, благодаря своей привычке подглядывать в замочную скважину, помогает спасти Кита, так как узнает, что кража пяти фунтов подстроена Самсоном Брассом и его сестрой.Для добрых героев, роман заканчивается благополучно.Кита оправдывают. Дик Свивеллер, даёт маркизе образование и имя – Софрония Сфинкс, и, впоследствии, женится на ней. А, брат старика повторяет путь странствий старика и девочки, и, много путешествует. Злобный Квилп, пытаясь спастись, тонет в реке, а его контора – лачуга, сгорает. Самсон Брасс был приговорен вращать ступальное колесо. Так же, как и в истории об Оливере, автор наказывает зло.Выясняется, что брат мистера Гарленда и есть «бакалавр», который живет в дальней деревне рядом с девочкой и её дедом. Отправившись спасать старика и девочку, мистер Гарленд и Кит, в дороге узнают о том, кто же на самом деле таинственный одинокий джентльмен. Он – младший брат старого антиквара. В юности они любили одну и ту же девушку, но порядочный младший брат, благодарный старшему за то, что он выхаживал его в детских болезнях, уступает ему любовь, отправляется в другую страну искать погибель. Он объехал много стран, в одиночестве совершая свой жизненный путь. Наконец, желание встретить снова брата и тоска по нему стали так сильны, что он вернулся. И, остальное, все уже знают. Теперь, главное, не опоздать. На душе у него тяжело. И, ветер завывает глухо.Ворвавшись в домик старика и Нелли, Кит видит согбенную фигуру. Старик раскачивается из стороны в сторону. Он говорит, что девочка слишком долго спит, что, он бережно хранит её стоптанные башмачки, как память о том, сколько ей пришлось перенести. Он перебирает детские платьица. Он говорит, что они жили весело. Она была кроткой, но веселой и, ему так не хватает её глаз. А она спит и спит.Старик пятится от своего брата. Нет! Они на свете с девочкой вдвоём! Он не даст её отнять у себя, «слишком поздно вы вздумали разлучить меня с ней!» - говорит старик, не признавая брата.И, горестно стоят, сбившись в кучу и Кит, и брат строго антиквара, и мистер Гарленд, и учитель, и бакалавр.Девочка умерла.Диккенс преподносит пронзительную историю смерти девочки светло. «Когда я умру, положите около меня то, что тянется к свету и всегда видит небо», просила Нелли перед смертью.Старик держал её руку в своей, прижав к груди. Ту руку, которая вела его в странствиях. Разве, сегодня кого-нибудь хоронят?» - спрашивал старик, когда все шли к церкви. И, маленький мальчик, который та любил Нелл, отвечал ему: «Конечно, нет». Старик продолжал искать девочку, а, когда ему сказали правду, упал,как подкошенный. Жуткое чувство, одиночества, гнетущей пустоты потери владело теперь стариком. Он и не пытался узнать своего брата. Он продолжал надеяться. Старик стал каждый день ходить на могилу Нелли и ее ждать. «Она придет завтра», - говорил он. И, в, последний раз, его нашли мертвым на могиле девочки.Учитель сказал: «Не на земле совершается небесная справедливость. Что земля по сравнению с тем миром, куда так рано воспарила эта юная душа!».2.2. Сравнительные характеристики романов «Лавка древностей» и «Приключения Оливера Твиста». Общность и различие характеров и судеб героевВ огромной лавке Древностей –самой старой Англии, путешествуют герои и соприкасаются с множеством различных людей и событий. Форма написания, как путешествия по дороге, заимствована Диккенсом у Филдинга. Тема дороги, это не только композиционный стержень романа, нанизывающий на себя цепь событий. Это еще и тема конфликта, обозначаемая автором. Конфликт между « здесь» и «там». Так же, как в «Оливере Твисте» преступник мечется от города к деревне и обратно, та же мысль вкладывается в его действия автором: Здесь плохо, там – хорошо. Тут и мотив поиска, поиска счастья. Двоемирие в пространстве, является отличительным выразительным средством романтизма. Она заключает в себе противопоставление бесконечного и конечного. Новорожденный Оливер Твист какое-то время выбирал между этим, конечным миром, и, бесконечным, пока не решился в пользу конечного.Дальнее, неизведанное «хорошо» у Диккенса противопоставляется ближнему «здесь» плохо. Тема поиска покоя и счастья, которые герои должны обрести где-то там, в неизвестной дали и, которое, должно избавить их от горестей и страданий, звучит в романе.Также, объединяющим эти книги, является мотив одиночества, части жизненного пути, который герой проходит совершенно один, без какой –либо поддержки. Оливер Твист убегает из лавки гробовщика, и, совершенно один отправляется в большой город. Его детство, попытки выжить, происходят в состоянии полного одиночества. У мальчика нет ни единого заступника в этом страшном жестоком мире.Нелли, правда, со своим дедушкой, также уходит из дома. Но, так как дедушка слишком беспомощен и стар, то, на её хрупкие плечи ложатся тяготы ответственности за их путь. И, как часто девочка будет чувствовать себя одинокой в этом большом мире!И, даже маленькая сестра мисс Эдвардс, которая младше самой Нелли, в «Лавке древностей», одолевает дальний путь для встречи со своей старшей сестрой совершенно одна. Также, в обоих романах автор пользуется приемом черно – белого изображения. Не только в описаниях города, но и в характеристиках персонажей.Добро и зло четко очерчены в романах, без полутонов. Только в Оливере Твисте побеждает добро и торжествует жизнеутверждающее начало, а,в лавке древностей девочка погибает, и, добро побеждает, как говорит автор в этом мире лишь на небе.Явления природы, присутствующие в обоих романах на заднем плане, обязательно отражают настроения героев и характер их поступков. Также они демонстрируют, какая категория побеждает в данный момент: добро или зло. Зло всегда сопровождается сумерками, туманами и ненастьем, грозой и ветрами, пронизывающим холодом. Добро же идеально, светит солнце, легко дышится, природа радуется вместе с героями.То же самое касаетсяи описаний жилищ героев. Всегда, в описаниях домов положительных персонажей, присутствуют эпитеты: чистый, опрятный, светлый.В качестве примера, можно привести бедный, но очень чистый дом матери Кита, миссис Набблс, или, наоборот, запустение и темноту, которую видит Кит в заброшенной лавке старого дедушке Нелл. Эта темная атмосфера является предвестником беды.Жилища же злодеев, притоны, трактиры, где они собираются, всё это сопровождается в описаниях эпитетами мрачный, грязный, унылый, гнетущий. Слизняки ползают по стенам, плесень, сырость и грязь отталкивают читателя уже до начала описания события или появления персонажа.У злодеев, как правило, на стенах плесень, жилища покосившиеся, темные и грязные, мрачные и пугающие.Это, в принципе, также касается и внешности героев. Противопоставим, миловидность Оливера, нежную красоту Нелли, которая всех привлекает, красоту и доброту Роз, злобной внешности ужасного карлика Квилпа, строящего гримасы.Злодеи, как правило, хитры и коварны. Описывая их, автор всегда прибегает к юмору и сарказму.Положительные же персонажи он описывает простым языком, та как ему нет нужды высмеивать их достоинства. Можно провести параллель между обоими исследуемыми романами в стиле повествования. Саркастический, по отношению к злодеям, стиль, сменяется лирическим у автора при описании им положительных героев. Как автор говорит о доме, когда Кит получает долгожданный отпуск! «Привязанность и любовь к родному гнезду», – прекрасные чувства, рассуждает Диккенс, и, прекраснее всего они в бедняках,так как их любовь к дому истинна, она «дарована ему небом, а ..жилище становится святыней». «Сохранить любовь к родному очагу – это первооснова всех добродетелей!» там, где царит нищета, низкие кровли домов ближе к небу, чем «величественные храмы, что горделиво вздымаются из тьмы пороков и преступлений», бросая вызов нищете. «Из любви к родному очагу вырастает любовь к родине», - пишет Диккенс. И, далее автор задаёт риторический вопрос: а на кого же на самом деле можно положиться, когда придет беда: на тех, кто владеет всем на земле, или на тех, кто её любит? В этом отрывке из произведения выражается всё гуманистическое мировоззрение Диккенса.Атмосфера тайны присутствует в обоих произведениях. Это касается структурного построения романа и его сюжета. В истории Оливера присутствует тайна, которая проясняется только в самом конце романа. В историиНелл – тоже. Никто, кромезлобногоКвилпа, не знает страшную тайну о том, что её дедушка стал игроком, и, что они с Нелли разорены. Поиски прячущихся путников, загадки появления их неизвестного спасителя, множество событий окутаны покровом тайны. Таинственна судьба маленькой служанки и история одинокого джентльмена.Интриги, которые плетут злодеи, могут напугать даже читателя, и, в, обоих произведениях происходит борьба: борьба сил добра и зла.Также, в обоих романах,две противоборствующие группы борются за спасение маленьких Нелли и Оливера. За Оливера борются мистер Браунлоу с мистером Гримуигом, доктором Лосберном, Гарри Мейли и Роз, Миссис Мейли, против шайки Феджина, и Монкса. За спасение героев – Нелли и, позже, Кита – одинокий джентльмен, нотариус мистер Уизерден, мистер и миссис Гарленд,их сын Авель,миссис Набблс, к ним присоединяется Ричард Свивиллер и маркиза - против злобного Квилпа, Самсона Брасса, Салли Брасс.Также, схожа структура, которая состоит не из последовательного повествования, а, попеременного обращения к разным линиям и героям повествования, с последующим возобновлением нити через несколько глав, схожи. В истории Нелли и её деда присутствует дорога. Оливер, также добирается дорогой до города, потом, в конце романа, возвращается ей же на лоно природы, что символизирует торжество справедливости и добра. Скитания же по Нелли и дедушки - это поиск, убегая из жестокого города,ставшего источником их бед, они ищут счастья и покоя. И, появление городов на пути этих скитальцев, не приносит им счастья, дедушкой вновь овладевает безумная страсть к игре.«Пространственноедвоемирие» - любовь к далекому, присутствует в обоих романах. Маленький Оливер хочет искать счастья в Лондоне, убегая от мистераСауербери. В городе обязательно должно найтись место бедному мальчику! Нелли тоже ищет счастья в пути, убегая из тех мест, что делают несчастными её и её дедушку. Вектор дороги, как основы завязывания сюжета, проявляется в сюжетах и характеризует отношение самого автора. Оливер в начале пути встречает маленького Дика и получает его благословение.В «Лавке древностей», автор также проявляет своё положительное отношение к «дальнему» – во время бегства Нелли и деда. Всё в то утро предвещало им счастье, не напоминало о гнетущей, оставленной ими жизни. В этих аспектах проявляется романтическая направленность Диккенса, где дальнее – это неизведанное счастье, а, ближнее – испытанные страдания. Противопоставление: дом-дорога особенно ярко выраженыв романе «Лавка древностей».Двойственность, касается противоречия тем города и деревни у Диккенса. Город –мрачен. Его вертепы и притоны, его улицы порождают зло.Уход же в деревню символизирует чистоту, торжество идеалов и добра.Многоплановость картин, описываемых автором, еще и выражается в обязательном присутствии описания на заднем плане повествования пейзажа. Тут будет и мрачный город, и, светлая деревенская дорога, со стогами сен и едущей по ней кибиткой.Автор четко высказывает свою позицию относительно роли города в формировании личности маленьких беззащитных детей и их судеб. Он критикует жестокость, равнодушие больших городов, где человек один, сам по себе, оказывается никому не нужен и, не получает поддержки, и, так легко может попасть в руки к мерзавцам и злодеям и погибнуть.Этому противопоставляется приветливостьи сердечность деревенских жителей, которые везде в пути оказывал и Нелли и дедушке теплый прием и поддержку, предоставляли им кров. Тут можно упомянутьи учителя, и семью, со стариком, которые помогли путникам.Город в обоих романах являет собой не просто определенную социальную и архитектурную структуру, объединенную деятельностью живущих в нем людей. Город – это философия. Жизнь в городе подчиняется определенным законам и взглядам, мировоззрению. Вот как автор передает своё отношение к городу в эпизоде, когда маленькая Нелл с дедушкой оказываются одни в незнакомом городе, после побега от хозяйки музея восковых фигур миссис Джарли.Диккенс пишет, что, ничто не передает так истинное лицо людей, как то время, когда они поглощены заботами, а не представлены праздности. Лица горожан , спешащих с утра по делам были хмурые, равнодушные, каждый был занят своим делом, никому не нужны были одинокие девочка и дед. Царила суета, шум. И, девочка тогда подумала: «Зачем они пришли в этот шумный город с его мерзкой житейской борьбой, когда есть столько тихих мирных мест, где даже голод и жажда были не так мучительны?».В творчестве Диккенса всегда очень большую роль занимали дети. Хрупкие дети, которые борются за своё существование в большом городе – эта тема, по - разному, но остро исследуется в обоих произведениях.Дети настолько хрупки и беззащитны! Как трогательно и горько описан эпизод с мальчиком, умирающим в деревне от тяжелой болезни и страдания любящего его учителя! Жизнь детей в то время легко обрывалась и, без бережного отношения, любви и участия, находилась под угрозой.Многочисленные примеры плохого обращения с детьми можно привести и, из романа об Оливере Твисте, так и из «Лавки древностей».Маленькая служанка, которая живет и работает в конторе у Самсона Брасса, совсем еще крошка, а ей приходится исполнять всю работу по дому. Как же с ней обращается мисс Брасс? Она её бьет, и морит голодом. Предложив малютке тончайший кусочек мяса к старому картофелю на обед, мисс Брасс угрожающе спрашивает девочку, может ли та попрекнуть еёв том, что её морят голодом. Затем она бьет запуганную крошку. Как эта сцена перекликается со сценой из романа об Оливере Твисте, когда за просьбу о добавке к пустой каше в работном доме,мальчика предают суровому наказанию, и предрекают ему за это смерть на виселице! Или, можно взять эпизод, когда жена гробовщика кормит сироту Оливера объедками, которые, не стала бы, есть и собака. Оба ребенка и Нелли, и Оливер – маленькие, хрупкие, прозрачные. Но, оба они обладают мужеством, благородством, твердостью характера и силой духа.С одной лишь разницей, что судьбу Оливера автор пощадил, написав сказку со счастливым концом, а, маленькая Нелли погибает в конце романа, не перенеся тягот, которые жестокая жизнь взвалила на её плечи. Конец романа «Лавка древности» трагичен. Сходство построения произведений, их проблематики, выразительных средств автора в создании портретов героев, разительно контрастируют с окончанием романов. Идиллического, жизнеутверждающего – в истории Оливера, и трагического – в истории Нелл. Хотя Диккенс и говорит в конце произведения о том, что погибло тело девочки, а не душа. Душа вознеслась на небо.Словами учителя автор говорит о том, что в поступках тех, кто любил умерших, они живут дальше, в их сердцах и поступках, и, благодаря им, в их славу, живущие совершают всё то хорошее, что только можно совершить. Но, тем не менее, как суметь пережить тяжесть утраты любящим сердцам!Жанры, в которых написаны оба рассматриваемые произведения, несколько отличаются. Оливер Твист – это произведение, относящееся к жанру социальногореализма. Это первый социальный роман писателя. «Лавка древностей», также относится к жанру реализма, но, в нем есть очень много от романтизма. В обоих произведениях есть много общего, они посвящены «миру детства».Судьбы детей, автор ставит главными смысловыми категориями романов, и, их незащищенность в условиях жестокого капиталистического мира, волнует автора. Эти книги – обличение общественных устоев и призыв о помощи маленьким детям.Главные темы, которые волнуют автора - это противопоставление добра и зла.Роль доброты и заботы в формирования воспитания маленького человека необычайно важна. Пагубное влияние средыможет быть губительным для незащищенного ребенка. Оба произведения носят остро - социальный характер, критикуя суровую и жестокую действительность. Автор пишет о судьбе молодого подрастающего человека в большом городе,о том, какую опасность несет жестокое общество с его равнодушными законами, как опасно маленькому человеку оказаться без присмотра и стать жертвой злодеев и их пороков. И сирота –Оливер, иНелли –маленькая девочка, которой, самой приходится заботиться о выжившем из ума дедушке, имеют много общего.Диккенс пишет о том, как важна любовь для ребенка. И, вообще, для всех людей очень важно получать понимание, любовь и добро.Также обоих маленьких героев объединяет стойкость характеров и внутренняя красота и чистота.Уход из города – в«Лавке древностей» символичен. Все места, в романе, где встречается добро – сопровождаются в описаниях солнцем и светом.Там же, где царствуют силы зла – по-прежнему, грязь, плесень.«Лавка древности» - это сказка, и её повествование, согласно законам жанра, переводится на аллегорический уровень.Эта книга о поединке добра, в образе Нелли, и зла, в образе Квилпа, о смерти, точнее о том возвышающем воздействии смерти ребенка, чистого существа, на окружающих. Ребенок является символом добра. Тема эта христианская и, она созвучна теме Достоевского. В своей работе над романом «Униженные и Оскорбленные», Достоевский говорил, что такие люди, как Нелли, служат утверждению жизни в её феноменальном духовном аспекте.В дипломной работе была исследована тема беззащитности детей в условиях города на примере двух произведений автора.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дипломной работе на тему «Город и незащищенное детство в романах Чарльза Диккенса», был сделан анализ творчества знаменитого английского писателя XIX века.На примере романов «Лавка древностей» и «Приключения Оливера Твиста», раскрыта тема тяжелой судьбы незащищенных детей в условиях большого города. Чарльз Диккенс – писатель урбанист. Тема города, его интересовала с самого начала творчества.Уже в своём произведении «Очерки Боза», Диккенс обращается к тематике жизни города во всех её аспектах: философском, умозрительном, живописном. Творчество Хогарта оказало влияние на формирование творчества писателя, как урбаниста.Кроме острой социальной направленности, оба произведения - это романы о борьбе двух начал – добра и зла. Романы о том, как человеку, особенно маленькому, нужна любовь и забота.Идея человечности, является главной идеей, доминантой писателя на протяжении всего его творчества. Противопоставляя «ангела» - Роз, падшей женщине Нэнси, автор, оставляет, всё же Нэнси её светлую сторону души, которую не смогла до конца загубить выбранная девушкой стезя. Идея терпимости и добра, светлой стороны, противостоящей темной, как говорил Достоевский, делала Диккенса, воистину христианским писателем.Тем не менее, автор любуется своими темными героями. Мастерские зарисовки их черт, выписываемые автором в саркастическом ироническом стиле, превосходны и, исполнены тонкого психологизма.В романе «Лавка древностей», Диккенс обличает современное ему эксплуататорское общество, говорит о тяготах жизни рабочих людей в условиях большого города, где не заботятся очеловеке, где можно замертво упасть у станка. В «Приключения Оливера Твиста» он обличает бесчеловечные условия государственных систем, на примере работного дома и обличает судебные законы. Рассказывает о том, как, в условиях жестокого обращения, гибнут ослабевшие от недоедания дети.Диккенс в своих романах постоянно обращался к вопросу детской судьбы. Взросление самого автора было нелегким и, о тяготах бедной жизни он знал не понаслышке. В дипломной работе раскрыта тема беззащитного детства ребенка. Тема детства раскрыта на примере рассмотрения двух ранних произведений автора, которые относятся к жанрам романтизма и реализма: «Лавка древностей» и «Приключения Оливера Твиста».Кроме судеб маленьких Оливера и Нелли, в работе разобраныи судьбы других детей, которые тоже помогают в более полной мере раскрытию темы.В работепроведен анализ судеб героев романов – детей. Рассмотрено, какое значение для воплощения идеи автора сыграла история Дика в романе об Оливере Твисте. Разобрана судьба девушки Нэнси. Проанализированы характеры юного мошенникаДжекаДаункинса и юногоБейтса. Рассказано о юном друге Нелли, Ките, о маленькой служанке Маркизе.Рассказано о судьбе несчастного мальчика, погибшего в деревне от болезни в эпизоде с учителем, о судьбах детей в стенах городского промышленного тяжелого труда, о детстве тех, чьи родители погибли от жестокой эксплуатации в стенах завода. Автор рассказывает, как от нищеты гибли дети.Неллво время странствий, однажды просит милостыню в доме, где только что умер от голодатретий ребенок, потому что его отца и еще пятьсот человек выгнали с работы.История судьбу маленькой служанки очень важна для раскрытия темы беззащитного детства в большом городе. Маленькая заброшенная девочка, которую заставляют работать, бьют, плохо кормят и запирают на ключ, имеет мужество и доброе сердце. Только,её сила духа и появление в её жизни неравнодушного человека, спасают девочку.Диккенс обличает жестокий и холодный город в своих произведениях. Город, в котором умирают от голода дети, в котором сироты оказываются выброшенными на улицу и,либо гибнут, либо становятся преступниками, что, также приводит их к гибели. Вынужденных воровать, чтобы не умереть с голоду ребятишек, отправляют на каторгу.Нелли верит, что впереди, в неизвестности, их ждут хорошие тихие места. Автор идеализирует образ дороги,деревни. Он противопоставляет её мрачномугороду. Природа служит символом достижения счастья и покоя, света, торжества добра.В романах автора силы зла борются с силами добра.Чарльз Диккенс был выразителем духа «Викторианской эпохи». В своих романах, он, как всеведущий рассказчик, в конце наказывал зло и порок и, показывал торжество добра.Как писал А. Цвейг, ранее его творчество подразумевало некий «апокалипсис» в финале произведений, торжество «рождественской философии». Страшным судом наказывалисьнегодяи. Именно такая концовка происходит в его романе «Приключения Оливера Твиста».Феджина казнят, злобный Сайкс сам случайно предает себя повешению. Но, итог романа «Лавка древности» трагичен. Девочка погибает, не вынеся тяготы лишений. На небе, пишет автор, восторжествует добро, которое не может восторжествовать на земле. Этот роман показывает христианскую направленность творчества Диккенса.Смерть маленькой Нелли не только конец. Это и начало жизни. Жизни не потусторонней, а здесь, на земле. Жизни людей, которые стали лучше, прикоснувшись к страданию и пройдя испытание добром.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Чарльз Диккенс; Собрание сочинений; том четвертый; «Приключения Оливера Твиста»; Государственное издательство художественной литературы; М.; 1958; 501 стр.Чарльз Диккенс; Собрание сочинений; том седьмой; «Лавка древностей»; «Государственное издательство художественной литературы»; М.; 1958 год; 646 стр.«Тайна Чарльза Диккенса»; библиографические разыскания»; Составители: Е.Ю. Гениева; Б.М. Парчевская; М.; изд. «Книжная палата»; 1990 год; 534 стр. А. Дайсон, У. Дж. Харви, Дж. Гросс; «Диккенс и ХIХ век» А. Дайсон, У. Дж. Харви, Дж. Гросс; «Современные мнения» Э. Джонсон; «Ч. Диккенс – его трагедия и триумф»; 1970 годИвашева В.В.; «Творчество Диккенса»; М.; Изд. Московского университета; 1954 год; 473 стр.Ивашева В.В.; «Английский реалистический роман ХIХ века в его современном звучании»; М.; изд. «Художественная литература»; 1974 год; 464 стр.Ф. Р. Ливис; «Диккенс – романтик»; 1970 год Дж. Х. Миллер; «Чарльз Диккенс: мир его романов»; 1958 годМихальская Н.П. «Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества»; М.; «Учпедгиз»; 1959 год; 124 стр.История зарубежной литературы XIX века; Учебник для педагогических институтов; часть 2; под редакцией Н.П. Михальской; М.; «Просвещение»; 1991 год; 256 стр.Хэскет Пирсон; «Диккенс»; М.; Изд. «Молодая гвардия»; 1963 годАбилова Ф.А.; «Викторианский роман и Уэссекские романы Т. Гарди»; // журнал «Вестник Пермского университета»; Российская и зарубежная филология» 2014 год; вып. 1; стр. 72 – 73Беленкова Т.О.; «Эстетика Хогарта и урбанистический образ у Диккенса»; // научная статья; журнал « проблемы истории, филологии и культуры»; 2008 год; стр. 146 – 153Вахотина Н.А.; «Тема дороги в ранних романах Чарлза Диккенса»; //журнал «Вестник Чувашского университета»; 2009 год; стр. 1 – 3Купченко М.Л.; « К вопросу о типологии романов Чарльза Диккенса и эволюции жанра романа в его творчестве»; / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; 2013 годШурупова О.С., Коротина Г.И.; «Юные и невинные» ( ребенок как устойчивый тип героя в Лондонском тексте Английской литературы); // Вестник Кемеровского государственного университета; 2014 годFb. Ru; Жизнь; Экономика; Наука; «XIX век Англия; История, основные даты и события»; (электронный ресурс); //fb.ru/article/283659 ;дата обращения 20.04.2018 года

1. Чарльз Диккенс; Собрание сочинений; том четвертый; «При-ключения Оливера Твиста»; Государственное издательство художественной литературы; М.; 1958; 501 стр.
2. Чарльз Диккенс; Собрание сочинений; том седьмой; «Лавка древностей»; «Государственное издательство художественной литерату-ры»; М.; 1958 год; 646 стр.
3. «Тайна Чарльза Диккенса»; библиографические разыскания»; Составители: Е.Ю. Гениева; Б.М. Парчевская; М.; изд. «Книжная палата»; 1990 год; 534 стр.
4. А. Дайсон, У. Дж. Харви, Дж. Гросс; «Диккенс и ХIХ век»
5. А. Дайсон, У. Дж. Харви, Дж. Гросс; «Современные мнения»
6. Э. Джонсон; «Ч. Диккенс – его трагедия и триумф»; 1970 год
7. Ивашева В.В.; «Творчество Диккенса»; М.; Изд. Московского университета; 1954 год; 473 стр.
8. Ивашева В.В.; «Английский реалистический роман ХIХ века в его современном звучании»; М.; изд. «Художественная литература»; 1974 год; 464 стр.
9. Ф. Р. Ливис; «Диккенс – романтик»; 1970 год
10. Дж. Х. Миллер; «Чарльз Диккенс: мир его романов»; 1958 год
11. Михальская Н.П. «Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества»; М.; «Учпедгиз»; 1959 год; 124 стр.
12. История зарубежной литературы XIX века; Учебник для педагогических институтов; часть 2; под редакцией Н.П. Михальской; М.; «Просвещение»; 1991 год; 256 стр.
13. Хэскет Пирсон; «Диккенс»; М.; Изд. «Молодая гвардия»; 1963 год
14. Абилова Ф.А.; «Викторианский роман и Уэссекские романы Т. Гарди»; // журнал «Вестник Пермского университета»; Российская и зарубежная филология» 2014 год; вып. 1; стр. 72 – 73
15. Беленкова Т.О.; «Эстетика Хогарта и урбанистический образ у Диккенса»; // научная статья; журнал « проблемы истории, филологии и культуры»; 2008 год; стр. 146 – 153
16. Вахотина Н.А.; «Тема дороги в ранних романах Чарлза Диккенса»; //журнал «Вестник Чувашского университета»; 2009 год; стр. 1 – 3
17. Купченко М.Л.; « К вопросу о типологии романов Чарльза Диккенса и эволюции жанра романа в его творчестве»; / Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; 2013 год
18. Шурупова О.С., Коротина Г.И.; «Юные и невинные» ( ребенок как устойчивый тип героя в Лондонском тексте Английской литературы); // Вестник Кемеровского государственного университета; 2014 год
19. Fb. Ru; Жизнь; Экономика; Наука; «XIX век Англия; История, основные даты и события»; (электронный ресурс); //fb.ru/article/283659 ; дата обращения 20.04.2018 года

Вопрос-ответ:

Какие проблемы с детством и городом рассматривает Ч. Диккенс в своих романах?

В своих романах Ч. Диккенс рассматривает проблемы незащищенного детства и негативного влияния городской среды на молодое поколение. Он описывает жестокость, бедность и безысходность, с которыми дети сталкиваются в городе, и высказывает свою критику по отношению к обществу, которое не обеспечивает достойные условия для детства.

Какие взгляды формировались у Ч. Диккенса в его эпоху и как они отражаются в его романах?

В эпоху Ч. Диккенса преобладала социальная несправедливость, бедность и неравенство. Эти проблемы стали главной темой его романов. Ч. Диккенс выступал за защиту низших слоев общества и боролся за права детей. В его произведениях отражается его сочувствие к малоимущим и несправедливо обращаемым в обществе.

Какая система образов присутствует в романе "Приключения Оливера Твиста"?

В романе "Приключения Оливера Твиста" присутствует система образов, отображающих различные социальные слои общества. Главный герой Оливер Твист представляет категорию "незащищенного ребенка", а другие персонажи - бедных и угнетенных людей, представителей закона и т.д. Через эти образы Диккенс показывает различия и противоречия существующих социальных групп.

Как можно сравнить романы "Лавка древностей" и "Приключения Оливера Твиста" в плане характеров и судеб героев?

Оба романа Ч. Диккенса, "Лавка древностей" и "Приключения Оливера Твиста", содержат разнообразные характеры и судьбы героев. В "Лавке древностей" герои представляют различные слои общества, от богатых до бедных, и каждый из них имеет свою уникальную судьбу, влияющую на развитие сюжета. В "Приключениях Оливера Твиста" также присутствуют образы героев, и их судьбы наглядно демонстрируют негативное влияние городской среды на детей и незащищенных людей.

Чем характеризуется творчество Ч. Диккенса?

Творчество Ч. Диккенса характеризуется живыми и яркими описаниями города и незащищенного детства, глубокой проблематикой эпохи и формированием взглядов автора.

Какие романы Ч. Диккенса отражают проблематику города и незащищенного детства?

Проблематика города и незащищенного детства отражена в ранних романах Ч. Диккенса "Лавка древностей" и "Приключения Оливера Твиста".

Какова система образов в романе "Приключения Оливера Твиста"?

В романе "Приключения Оливера Твиста" система образов характеризуется разнообразными персонажами и острыми социальными противоречиями.

Как сравниваются романы "Лавка древностей" и "Приключения Оливера Твиста"?

Романы "Лавка древностей" и "Приключения Оливера Твиста" имеют общность в проблематике и характере персонажей, однако у каждого из них есть свои особенности и отличия в судьбах героев.

Какова связь формирования взглядов Ч. Диккенса с эпохой?

Формирование взглядов Ч. Диккенса было неразрывно связано с эпохой, в которой он жил. Автор четко отражал социальные противоречия и проблемы своего времени в своих произведениях.

Какими творческими чертами отличается Чарльз Диккенс?

Чарльз Диккенс был известен своим ярким и живописным стилем письма, постоянным вниманием к деталям и небрежности и драматизму своих описаний. Он также известен своими глубокими социальными наблюдениями и критикой социальной несправедливости. В своих романах он часто изображал незащищенное детство и использовал его в качестве инструмента для вызова сочувствия у читателей.