поэты серебряного века
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 29.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Русская поэзия "серебряного века" создавалась в атмосфере общего культурного подъема как значительнейшая его часть. Характерно, что в одно и то же время в одной стране могли творить такие ярчайшие таланты, как А.Блок и В.Маяковский, А.Белый и В.Ходасевич. Этот список можно продолжать и продолжать. В истории мировой литературы это явление было уникальным. Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим связано возникновение символизма.
Символизм был явлением неоднородным, объединившим в своих рядах поэтов, придерживавшихся самых разноречивых взглядов. Одни из символистов, такие, как Н.Минский, Д.Мережковский, начинали свой творческий путь как представители гражданской поэзии, а затем стали ориентироваться на идеи "богостроительства" и " религиозной общественности". "Старшие символисты" резко отрицали окружающую действительность, говорили миру "нет":
Я действительности нашей не вижу, и Я не знаю нашего века... (В.Я.Брюсов)
Земная жизнь лишь "сон", " тень" Реальности противопоставлен мир мечты и творчества — мир, где личность обретает полную свободу:
Есть одна только вечная заповедь — жить. В красоте, в красоте несмотря ни на что. (Д.Мережковский )
Реальная жизнь изображается как безобразная, злая, скучная и бессмысленная. Особое внимание проявляли символисты к художественному новаторству — преобразованию значений поэтического слова, развитию ритмики, рифмы и т.д. "старшие символисты" еще не создают систему символов ; Они — импрессионисты, которые стремятся передать тончайшие оттенки настроений, впечатлений. Слово как таковое для символистов утратило цену. Оно стало ценным только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.
Новый период в истории русского символизма (1901— 1904) совпал с началом нового революционного подъема в России. Пессимистические настроения, навеянные эпохой реакции 1980-х — начала 1890-х гг. и философией А.Шопенгауэра, уступают место предчувствием "неслыханных перемен". На литературную арену выходят "младшие символисты" — последователи философа-идеалиста и поэта Вл.Соловьева., представлявшего, что старый мир на грани полной погибели, что в мир входит божественная Красота (Вечная Женственность, Душа Мира) , которая должна "спасти мир", соединив небесное (божественное)начало жизни с земным, материальным, создать "царство божие на земле":
Знайте же: Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В свете немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. (В л. Соловьев)
Особенно привлекают любовь, — эротика во всех ее проявлениях , начиная с чисто-земного сладострастия и кончая романтическим томлением о Прекрасной Даме, Госпоже, Вечной Женственности, Незнакомке... Эротизм неизбежно переплетен с мистическими переживаниями. Любят поэты-символисты и пейзаж,но не как таковой, а опять-таки как средство , как средство выявить свое настроение .Поэтому так часто в их стихотворениях русская, томительно-грустная осень, когда нет солнца, а если есть, то с печальными блеклыми лучами, тихо шуршат падающие листья, все окутано дымкой чуть-чуть колышущегося тумана. Излюбленным мотивом "младших символистов" является город. Город — живое существо с особой формой, особым характером, зачастую это "город-Вампир", "Спрут", сатанинское наваждение, место безумия, ужаса ; город — символ бездушия и порока. (Блок, Сологуб, Белый, С.Соловьев, в значительной степени Брюсов) .
Кроме Игоря Северянина (вскоре, впрочем от эго-футуризма отказавшегося) это течение не дало ни одного сколько-нибудь яркого поэта.Значительно ближе к Западу, чем футуризм Хлебникова и «эго-футуризм» Северянина, был уклон русского футуризма, обнаружившейся в творчестве Маяковского, последнего периода Асеева и Сергея Третьякова. Принимая в области техники свободную форму стиха, новый синтаксис и смелые ассонансы вместо строгих рифм Хлебникова, отдавая известную, порой значительную дань, словотворчеству эта группа поэтов дала в своем творчестве некоторые элементы подлинно-новой идеологии. В их творчестве отразилась динамика, огромный размах и титаническая мощь современного индустриального - города с его шумами, шумиками, шумищами, светящимися огнями заводов, уличной суматохой, ресторанами, толпами движущихся масс.В последние годы Маяковский и некоторые другие футуристы освобождаются от истерики и надрыва. Маяковский пишет свои «приказы», в которых все — бодрость, сила, призывы к борьбе, доходящие до агрессивности. Это настроение выливается в 1923 году в декларации вновь организованной группы «Леф» («Левый фронт искусства»). [1]Не только идеологически, но и технически все творчество Маяковского (за исключением первых его лет), так же, как и последний период творчества Асеева и Третьякова, является уже выходом из футуризма, вступлением на пути своеобразного неореализма. Маяковский, начавший под несомненным влиянием Уитмэна, в последнем периоде вырабатывает совершенно особые приемы, создав своеобразный плакатно-гиперболический стиль, беспокойный, выкрикивающий короткий стих, неряшливые, «рваные строки», очень удачно найденные для передачи ритма и огромного размаха современного города, войны, движения многомиллионных революционных масс. Это большое достижение Маяковского, переросшего футуризм, и вполне естественно, что на пролетарскую поэзию первых лет ее существования, то есть именно того периода, когда пролетарские поэты фиксировали свое внимание на мотивах революционной борьбы, технические приемы Маяковского оказали значительное влияние.ИмажинизмПоследней сколько-нибудь заметно нашумевшей школой в русской поэзии XX века был имажинизм. Это направление было создано в 1919 году (первая «Декларация» имажинизма датирована 30 января), следовательно, через два года после революции, но по всей идеологии — это течение с революцией не имело.Главой «имажинистов» стал Вадим Шершеневич - поэт, начавший с символизма, со стихов, подражающих Бальмонту, Кузмину и Блоку, в 1912 году выступавший, как один из вождей эго-футуризма и писавший «поэзы» в духе Северянина и только в послереволюционные годы создавший свою «имажинистскую» поэзию.Так же, как и символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и лишь оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.Имажинизм явился реакцией, как против музыкальности поэзии символизма, так и против вещественности акмеизма и словотворчества футуризма. Он отверг всякое содержание и идеологию в поэзии, поставив во главу угла образ. Он гордился тем, что у него «нет философии» и «логики мыслей».Свою апологию образа имажинисты ставили в связь так же с быстротой темпа современной жизни. По их мнению, образ - самое ясное, лаконичное, наиболее соответствующее веку автомобилей, радиотелеграфа, аэропланов. «Что такое образ ? - кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». Во имя «скорости» передачи художественных эмоций имажинисты, вслед за футуристами, - ломают синтаксис - выбрасывают эпитеты, определения, предлоги сказуемые, ставят глаголы в неопределенном направлении.По существу, в приемах, так же как и в их «образности», не было ничего особенно нового. «Имажинизм», как один из приемов художественного творчества широко использовался не только футуризмом, но и символизмом ( например, у Иннокентия Анненского: «Еще не властвует весна, но снежный кубок солнцем выпит» или у Маяковского: «Лысый фонарь сладострастно снимал с улицы черный чулок»). Новым было лишь упорство, с которым имажинисты выдвигали образ на первый план и сводили к нему все в поэзии - и содержание и форму.Наряду с поэтами, связанными с определенными школами, русская поэзия XX века дала значительное число поэтов, не примыкающих к ним или примыкающих на некоторое время, но с ними не слившихся и пошедших в конечном счете своим путем.Увлечение русского символизма прошлым - XVIII веком - и любовь к стилизации нашло свое отражение в творчестве М. Кузмина, увлечение романтическими 20 и 30 годами - в милой интимности и уютности самоваров и старинных уголков Бориса Садовского. То же увлечение «стилизацией» лежит в основе восточной поэзии Константина Липскерова, Мариэты Шагинян и в библейских сонетах Георгия Шенгели, в сафических строфах Софии Парнок и тонких стилизованных сонетах из цикла «Плеяды» Леонида Гроссмана.[2]Увлечение славянизмами и древнерусским песенным складом, тяга к «художественному фольклору» отмеченные выше, как характерный момент русского символизма, нашедший свое отражение в сектантских мотивах А. Добролюбова и Бальмонта, в лубках Сологуба и в частушках В. Брюсова, в древнеславянских стилизациях В. Иванова и во всем первом периоде творчества С. Городецкого, -наполняют собой поэзию Любовь Столицы, Марины Цветаевой и Пимена Карпова. Так же легко улавливается отзвук поэзии символистов в истерично-экспрессивных, нервных и неряшливо, но сильно сделанных строках Ильи Эрен-бурга - поэта, в первом периоде своего творчества так же состоявшего в рядах символистов.Особое место в русской лирике XX века занимает поэзия И. Бунина. Начав с лирических стихотворений, написанных под влиянием Фета, являющихся единственными в своем роде образцами реалистического отображения русской деревни и небогатой помещичьей усадьбы, в позднейшем периоде своего творчества Бунин стал большим мастером стиха и создавал прекрасные по форме, классически четкие, но несколько холодные стихотворения, напоминающие, - как он сам характеризует свое творчество, - сонет, вырезанный на снеговой вершине стальным клинком. Близок к Бунину по сдержанности, четкости и некоторой холодности рано умерший В. Комаровский. Творчество этого поэта, первые выступления которого относятся к значительно позднему периоду - к 1912 году, носит на себе в известной части черты как и акмеизма. Так и начавшего играть приблизительно с 1910 года довольно заметную роль в поэзии классицизма или, как его принято называть «пушкинизма».Около 1910 года, когда обнаружилось банкротство школы символистов, наступила, как это было отмечено выше, реакция против символизма. Выше были намечены две линии, по которым были направлены главные силы этой реакции -акмеизм и футуризм. Этим, однако протест против символизма не ограничился. Он нашел свое выражение в творчестве поэтов, не примыкающих ни к акмеизму, ни к футуризму, но выступивших своим творчеством в защиту ясности, простоты и прочности поэтического стиля.Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, каждое из перечисленных течений дало немало превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.Список используемой литературы1. «Антология русской лирики первой четверти XX века». И.С. Ежов, Е.И. Шамурин .« Амирус», 1991 год.2. «Русская поэзия 19- начала 20 веков.» П. Николаев, А. Овчаренко...Издательство «Художественная литература», 1987 год.3. «Энциклопедический словарь юного литературоведа». Издательство «Педагогика», 1987 год.4. «Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы», И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. Издательство «Учитель»Размещено на Allbest.ru
2. «Русская поэзия 19- начала 20 веков.» П. Николаев, А. Овчаренко...
Издательство «Художественная литература», 1987 год.
3. «Энциклопедический словарь юного литературоведа». Издательство «Педагогика», 1987 год.
4. «Методическое пособие по литературе для поступающих в вузы», И.В. Великанова, Н.Е. Тропкина. Издательство «Учитель»
Размещено на Allbest.ru
Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим.
Поэты "серебряного века".
рубеж веков важная страница в жизни литературы, связанная с большими именами. Был еще жив Лев Толстой, действовали герои Чехова, но уже начали существование различные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Термин "век серебра" появился по аналогии с "золотым веком" века Пушкина и Тургенева. Поэты "серебряного века": Бальмонт, Волошин, Брюсов, Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев создал новую концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не все построенные человеком признается, что есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.
Критерием познания символисты считали внутренний, духовный опыт. Большое значение приобретало субъективного начал. Ценным и реальным становилось то, что мимолетно, неуловимо, загадочно. "Мне мило отвлеченное: им жизнь я создаю – я все уединенное, по умолчанию нравится", - писала Зинаида Гиппиус. Символистам был присущ культ формы, стремление продемонстрировать глубокие знания в различных областях – от историко-географических до философических и язык. В стихотворении "Шорох" Валерий Брюсов демонстративно подчеркивал форму, игнорируя содержание: "Шорох в глуши камыша, шелест – шуршанье вершин, шум в свежей чаще лощин, шепот души заглуша".
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от многозначности и текучести образов, уход усиленной метафоричности на точное значение этого слова. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть поэтов и встал во главе течения акмеизм, что означает "мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь процветает период". Николай гумилев интересен умением преодолевать преграды, доказать себе и другим, что человек может достигнуть цели: "Быстрокрылых ведут капитаны – открыватели новых земель, для кого не страшны ураганы, кто изведал мальсремы и мель".
Ранняя Анна Ахматова дал дань этому течению в поэзии: "Радостно и ясно – завтра будет утро,; эта жизнь прекрасна, сердце, будь мудрым".
Один из ведущих участников движения футуристов был Хлебников – поэт-экспериментатор, "Колумб новых поэтических материков", по определению Маяковского.
Абсолютное неприятие образа жизни определило характер жизни Хлебникова. Это был странник в русской поэзии, но не простой, а зачарованный: стихотворение "В лесу" (1913г.) показывает, как умел он придаваться восторгам от встречи с цветами растениями. Среди шума и дрожи в первозданной природой возникает монументальный гигант: "И только шум речной осоки, и только дрожь речного злака, и кто-то бледный и высокий стоит, с дубравой то же самое". Вознесенный Хлебниковым и возвеличенный поэтической гиперболой человек этот что-то родственен известный персонаж Кустодиева, создана в 1919 году.