Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста под влиянием группы сверстников.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 68 68 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 18.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ………………………………………………….


7
1.1. Основные подходы к определению понятия «самооценка» ……… 7
1.2. Психологические особенности старшего дошкольного возраста и специфика самооценки дошкольников………..………………………………
13
Выводы по главе 1……………………………………………………………... 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОД ВЛИЯНИЕМ ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ…………………………………………………


38
2.1. Планирование и организация экспериментального исследования... 38
2.2. Анализ и интерпретация экспериментального исследования…….. 39
Выводы по главе 2…………………………………………………………….. 50
Программы оптимизации уровня самооценки старших дошкольников «Поверь в себя»
51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………… 69
Фрагмент для ознакомления

Всегда нужно быть внимательным к другим, надо интересоваться другими людьми.
Уважение к говорящему. Мы внимательно должны слушать, давать собеседнику возможность сказать то, что он хочет. Мы можем помочь человеку уже тем, что показываем ему, что мы его слушаем, что его мнение нам интересно. Мы молчим и не перебиваем другого пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы спорим с ним, задаем свои вопросы или благодарим его.
Упражнение «Картина»
Детям предлагается общими усилиями нарисовать картину. Каждый из участников говорит, что он сделает в начале. К примеру, первый ребенок натягивает полотно, другой ребенок должен повторить то, что озвучил предыдущий и к этому добавляет свое («рисую солнышко»). Следующий повторяет слова первого и второго и добавляет свое.
Упражнение «Мне нравится в тебе…»
Цель. Задание направлено на повышение каждым участником своей значимости в группе.
Задание. Дети садятся в круг. После этого, каждый участник поочерёдно называет какую-то часть тела соседнего участника, которая ему болеьше всего нравиться.
Вопросы для обратной связи. Что из выполненного стало для вас сложным? Что позволило вам выполнить это упражнение? Кто из учеников помог вам выполнять упражнение? Кто мешал выполнять задания?
После этого ученики располагаются в круг и кладут руки друг другу на плечи. Они вежливо смотрят друг другу в глаза и говорят «спасибо», «до свидания».
Занятие 2. Вместе мы - сила
Цель: формирование условий для установления благоприятных отношений в группе, раскрытие каждым участником ценности своей личности и личности другого человека.
Приветствие
Дети садятся в круг и по очереди произносят своему соседу «я рад тебя видеть …».
Упражнение «Пианино»
Цель: упражнение для сплоченности, командного взаимодействия и концентрации внимания.
Задание. Дети садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правая рука кладется на колено к соседу, а левая, на колено к соседу справа. Педагог передает импульс в левую сторону. Импульс передается путем соблюдения порядка и очередности рук. Участник, совершивший ошибку, убирает руку. Постепенно скорость увеличивается.
Упражнение «Я – это ты. Ты – это я»
Дети делятся по парам, а потом, за определенный промежуток времени, сообщают друг другу обо всем, что считают нужным. Дети задают друг другу любые вопросы. Дети, после общения в парах, поочередно представляют друг друга. Затем происходит анализ выполненного задания. Вопросы для анализа: «Что легче - рассказать о других или о себе?»; «Что вы ощущали, когда представляли собеседника?»; «Что вы чувствовали, когда Вас представлял другой?»; «Когда мы чувствуем стеснение, а когда уверенность в себе?»
Упражнение «Счёт в кругу»
Цель: задание направлено на определение командного взаимодействия и лидера в группе.
Задание. Дети садятся в круг и считают до двадцати. В то время как один начинает считать, другой участник называет следующую цифру. При одновременном обозначении одного и того же числа счет начинается заново.
Затем по плану проходит анализ ситуации. Ведущий спрашивает: было ли это задание для детей сложным? Если были сложности, то какие именно? Почему?

Занятие 3. Как управлять собой
Цель: создание условий для развития уважения других людей и самоуважения, для эмоционального раскрытия учеников, установления эмоционального контакта.
Приветствие
Детям предлагается разделиться на группы японцев, европейцев и африканцев и образовать круг. После этого каждый участник ходит по кругу и здоровается каким-либо способом. Группа «европейцев» жмут руку. Группа "японцев" отдают поклон. Группа "африканцев" трутся носами. Участие в этом упражнении всегда проходит весело и эмоционально. Его лучше проводить вначале занятий, чтобы зарядить группу энергией и поприветствовать друг друга.
Упражнение «Устойчивость»
Цель: выявление уровня эмоциональной устойчивости группы.
Задание: Ведущий любого из игроков называет по имени. Тот сразу называет какое-то число от одного до того числа, которое равно числу участников группы. Ведущий говорит: «Три-четыре!». Одновременно встает такое количество игроков, какое число было названо. При этом ученик, которое назвал это число, может встать, а может не вставать. При этом в группе из тринадцати человек ошибка не выше двух человек. Ведущий прекращает игру после двух успешных попыток. Ученики обретают в результате хорошую эмоциональную устойчивость.
В ходе анализа занятий спрашивается: Что помогло выполнить задание? Что было сложным?
Упражнение «Ассоциации»
Один из детей загадывает любого из группы. Остальные могут задавать ему следующие вопросы. «Какое время года это напоминает?», «Какой цветок это напоминает?», «На какой из предметов мебели похож?» и т.д. Он отвечает на каждый из этих вопросов, стараясь реже смотреть на человека, которого он загадал. А группа должна угадать этого человека.
Вопросы для анализа: «Какие трудности при выполнении этого задания возникали? По какому основнию вы выбирали человека?
Упражнение «Театр миниатюр»
Все участники делятся на две равные группы. Первая группа загадывает действие. Потом выбирает какого-нибудь участника из другой команды и произносит ему это действие. Этот участник должен без слов жестами показать это действие. Его команда должна это действие отгадать. Потом команды меняются ролями.
Затем происходит анализ занятия. Ведущий спрашивает какие сложности у низ возникали, какое из упражнении вызвало у них сложности - изображать, загадывать или отгадывать.

Занятие 4. Мои сильные стороны
Цель занятия - создать возможность формирования адекватной самооценки.
Упражнение «Бег ритма»
Дети, вставая в круг, выбивают ритм хлопками в ладоши. Каждый дошкольник делает только один хлопок. При этом надо сохранять всеобщий рисунок ритма. Начинают снова бить ритм с того, кто сбился. Задание можно повторять до той поры, пока не появиться чёткий эскиз ритма. Благодаря этому вырабатывается общее чувство единства, чувство ритма, сплочённость группы, способность к совместному, слаженному действию. Это упражнении способствует развитию следующих навыков: умение реагировать на незначительные перемены в поведении другого, принимать во внимание поведение собеседника, взаимодействовать с другими участниками, переходить из одной ситуации в другую.
Упражнение «Улови взгляд»
Группа садится в круг так, чтобы все участники видел друг друга. Ведущий передаёт взгляд одному из игроков. Когда ученик-приёмник понял, что взгляд направлен на него, он перебрасывает этот взгляд другому ученику по своему выбору. Таким же образом, третий участник передаёт взгляд следующему. Другие ученики внимательно следят за переходом взгляда. Если взгляд потерялся, то ведущий проводит расследование. Он уточняет кому он передал взгляд и в каком месте он затерялся. Потом подсчитывается количество участников-приёмников. Упражнение повторяется 3-4 раза.
Исследуется уровень внимательности группы. Изучается, как развивается наблюдательность у каждого ученика. Узнается, каким образом возрастает доверительность друг относительно друга и как развивается умение понимать другого человека.
Упражнение «Нарисуем картину»
Группа становится в линию. Первый ребенок подходит к столу или к доске, на которой расположен ватман. Рядом лежат фломастеры. Ему необходимо приступить к рисованию картины. Ведущий говорит, какую вещь необходимо нарисовать. Ребенок начинает рисовать один из элементов рисунка. Потом приглашают второго игрока. Первый ребенок объясняет следующему с помощью мимики, жестов, что именно нужно нарисовать на бумаге и уходит в конец линии. Затем рисует второй. После этого приглашают третьего игрока и так далее. В рисовании картины принимают участие все дети.
Упражнение «Розовый слон»
Один участник на время покидает аудиторию. Ему предлагается задание абсолютно молча показать розового слона. При этом группе предлагается следующая инструкция: «Сейчас один из участников попробует показать розового слона. Вам нужно выдвигать любые версии, только нельзя говорить розовый слон». Задание проводится для определения уровня эмоциональной терпимости всех детей.
Вопросы для анализа занятия: «Было ли выполнение задания сложным?», «Что вы при этом чувствовали?», «Какие чувства при этом возникали?».

Занятие 5. Держу себя в руках
Цель: создание условий для снятия эмоциональной напряженности, развитие групповой сплоченности, самопринятия.
Упражнение "Воздушный шарик"
Цель. Успокоить детей, снять напряжение.
Все участники сидят или стоят в кругу. Ведущий предлагает инструкцию: "Подумайте, что сейчас мы как будь-то будем надувать шары. Теперь наберите воздух в легкие. Поднесите воображаемый шарик к губам. Надуйте щеки. Теперь его надувайте. Представьте, что шарик становится все больше, он увеличивается. Дуйте аккуратно, чтобы ваш шарик не лопнул. А сейчас покажите ваши шарики". Упражнение нужно повторять 2 раза.
Упражнение "Корабль и ветер"
Цель. Подготовить уставших ребят на рабочую атмосферы.
Детям предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что наша лодка идет по волнам, но вдруг она остановилась. Давайте пригласим на помощь ветер, чтобы помочь ему. Вдохните воздух в себя, сильно надуйте щеки. Затем сильно выдохните воздух через рот. Подумайте как вырвавшийся ветер на волю гонит кораблик. Теперь попробуем еще один раз. Давайте послушаем, как шумит ветер». Задание нужно повторить 2 раза.
Упражнение "Подарок под елкой"
Цель. Релаксация лицевых мышц, расположенных вокруг глаз.
Инструкция: «Скоро Новый год. Вы весь год думали о хорошем подарке. Сейчас вы у елки. Сильно зажмурьте глаза и сделайте глубокий вздох. Затаите дыхание. Как вы думаете, что находится под елкой? Сейчас сделайте выдох и открывайте глаза. Какая радость! Ваша игрушка находится перед вами! Улыбнитесь».
После этого задания можно провести беседу, о том, кто о чем мечтает.
Упражнение "Дудочка"
Цель. Расслабление лицевых мышц, расположенных вокруг губ.
«Давайте сейчас поиграем на дудке. Наберите в легкие воздух. Поднесите к губам дудочку. Теперь медленно выдыхайте, и при этом попытайтесь вытянуть губы в трубку. Затем все повторите. Начинайте играть! Какой хороший оркестр!»

Занятие 6. Подведение итогов
Цель: подведение итогов, обсуждение результатов работы, стимулирование настроя на дальнейшую самостоятельную работу.
Упражнение «Комплимент, пожелание, вопрос с мячом»
Все сидят или стоят в кругу. Начинающий озвучивает какой-либо комплимент, какое-либо пожелание. Потом задает вопрос кому-то из участников и бросает ему мяч. Он так же кидает кому-нибудь мяч, одновременно говоря пожелание или комплимент. Сначала надо ответить на вопрос, если был задан вопрос. Потом задать вопрос свой и мяч кинуть тому, кого его спрашиваешь. Бросать мяч можно только тому, кто еще не участвовал.
Упражнение «Посудомоечная машина»
Все участники делятся на 2 команды и встают друг напротив друга на недалеком расстоянии. Один из учеников воображает себя каким-то предметом и изображает его. Он начинает проходить между двумя колоннами, а другие участники усиленно «моют» его. Пройти должен каждый участник.
Упражнение «Рисуем газету»
Участникам тренинга вместе предлагается нарисовать газету на тему «Наша группа».
Упражнение «Конверты с именами»
Ведущий кладет где-то конверты с именами учеников. Каждый ребенок пишет остальным пожелание и кладет в конверт. Ведущий говорит, чтобы количество пожеланий в конвертах совпало с числом учеников. Затем запечатывает их и вручает участнику, которому они адресованы.

















Заключение
Детский сад является первым звеном в системе общественного образования детей. В связи с этим исследование общения, внутригрупповых взаимоотношений, совместной деятельности, влияния детской группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе актуальные и важные проблемы. Психическое развитие детей обусловлено системой отношений между ним и социальной действительностью. Оно зависит от того места, которое дошкольник занимает в системе общественных отношений. Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и практический интерес.
Наше эмпирическое исследование проводилось на базе ДО СП МБОУ Первомайская школа №2 «Жемчуженка». В основном этапе эмпирического исследования приняли участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста.
В ходе проведенного нами эмпирического исследования особенностей формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста под влиянием группы сверстников, мы установили, что для значимого числа детей старшего дошкольного возраста характерно преобладание адекватной самооценки. Это свидетельствует о том, что в ходе общения и взаимодействия у детей постепенно возникает правильная критичность, требовательность по отношению к себе. Дети преимущественно положительно оценивают свою активность в детском саду, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Старшие дошкольники относятся к себе критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи. Также это характеризует и самостоятельность оценок. Дети старшего дошкольного возраста оценивают достижения более самостоятельно, делая предметом критической оценки оценочную деятельность воспитателя.
Большинство детей в группе имеют статус популярных и предпочитаемых. Дошкольники удовлетворены характером общения со сверстниками. Большинство детей обладают достаточно высоким уровнем комфорта в процессе взаимоотношений. Они имеют уже сформированные коммуникативные умения.
Кроме этого удалось установить, что существует между показателями самооценки и социальным статусом старших дошкольников в группе сверстников. Так, например, установлена взаимосвязь между статусом «Дружба» (лидеры) и уровнем самооценки; между статусом «Игнорирование» (незамечаемые) и уровнем притязаний; между статусом «Предпочтение» («звезды») и эмоциональным показателем самооценки, а между статусом «Отвержение» (отверженные) и уровнем индивидуализации детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно утверждать, что цели нашего исследования достигнуты, задачи решены, гипотеза о том, что дети, имеющие заниженную самооценку, обладают чаще всего статусом «изолированные» дети, а дети с завышенной самооценкой относятся к «востребованным», подтвердилась.
















Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. - 135 с.
2. Авдулова, Т.П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. – М.: МПГУ, 2018. - 100 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т / Б.Г.Ананьев. - М. 2007. – 364 с.
4. Арцишевская, И.Л. Учусь дружить! : тренинг коммуникативных навыков у дошкольников / И. Л. Арцишевская. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 41 с.
5. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. – М.: Добросвет : КДУ, 2008. - 365 с.
6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л.В.Бороздина. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2008. – 184 с.
7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
8. Веракса, Н.Е. Социальная психология дошкольника: учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 351 с.
9. Веретенникова, В.Б. Развивающая совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации : (по разработке "Ключи к успеху") : методическое пособие / В. Б. Веретенникова. - Ижевск : АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014. - 62 с. 
10. Ветренко, С.В. Особенности восприятия информации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с учетом ведущего полушария : монография / С. В. Ветренко. - Ишим (Тюменская обл.) : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 126 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
14. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 397 с.
15. Галкина, Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.
16. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с. 
17. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
18. Груздева, И.В. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : монография / И.В. Груздева, Л.В. Коломийченко. - Пермь : ПГГПУ, 2016. - 169 с.
19. Даусон, А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / А.Д. Даусон, В.В. Утёмов. - Киров : Изд-во МЦИТО, 2016. - 39 с.
20. Диагностика самосознания и самооценки у детей : методические указания. - Йошкар-Ола : ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", 2013. - 31 с.
21. Дмитриева, Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская. - Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2017. - 101 с.
22. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина. – М., 2007. – 264 с.
23. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 560 с.
24. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
25. Игровые технологии как средство формирования речевого общения заикающихся дошкольников в процессе коррекционно-развивающего обучения: методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский ин-т развития образования, 2013. - 201 с.
26. Кострюкова, И.А. Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. А. Кострюкова // Информационное пространство: проблемы формирования: материалы Международной научно-практической конференции "Образовательная среда информационного пространства", 22-23 апреля 2015 года. - Шадринск: Шадринский гос. педагогический ин-т, 2015. - C. 216-219. 
27. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 2008. – 385 с.
28. Лоренц, Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Томас Лоренц, Штефан Оппитц ; [пер. с нем. М. И. Виноградовой]. - Москва : Э, 2016. - 109 с.
29. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – М.: Питер, 2013. - 793 с.
30. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
31. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.
32. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 170 с.
33. Овсянникова, Е.А. Социальная психология. – М..: Флинта, 2015. - 160 с.
34. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства : монография / О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева. - 2-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА, 2017. - 155 с.
35. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - Москва, 2008. - 512 с.
36. Петровский, А.В. Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; 3-е изд., стереотипное. - Асадема, 2002. - 512 с.
37. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
38. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
39. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие / Марийский гос. ун-т, Фак. психологии и безопасности жизнедеятельности ; [сост. Л. В. Андреева]. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2010. - 119 с.
40. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
41. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности / В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов. - Уфа : Вагант, 2008. - 187 с.
42. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 803 с.
43. Социальная психология : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Психология", "Социология", "Социальная работа. – М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2016. - 239 с.
44. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
45. Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие. - Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. - 97 с.
46. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З.Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
47. Хьелл, Л. Теория личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
48. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
49. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. - 463 с.
50. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.






















Приложения
Приложение А. Методики диагностики самооценки старших дошкольников
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Ход выполнения задания
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
Задание
Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";
б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Тест на определение эмоционального уровня самооценки
(А. В. Захарова).
Проводиться индивидуально, время проведения и обработки не ограниченно.
Опыт выполняется на основе проективной методики, включающей в себя 5 субтестов, в которых ребёнку выбрать своё место или место близких ему людей в схематичных рисунках. Все спонтанные высказывания испытуемого при выполнении субтестов фиксируются в протоколе либо записываются на диктофон.
Цель: получить практические навыки применения проективной методики определения эмоционального уровня самооценки.
Материалы: рисунки для выполнения субтестов.
Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и предлагает выполнить задание соответствующего субтеста.
Ход опыта.
1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ (внеурочная работа)
субтест 1
Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – люди. Укажи, где находишься ты.





Субтест 2
Большой круг – это твоё «Я». Маленькие круги – это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат (сестра), учитель, друзья.
О– отец
М – мать
Д – дедушка
Б – бабушка
С – сестра
Др – друзья
У - учитель
Субтест 3
Вот на рисунке твои родители, учитель и друзья. Поставь крестик там, где находишься ты.
родители
учительдрузья
Субтест 4
Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков ты являешься?
Субтест 5
Поставь точку в том месте на рисунке, где ты находишься.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ
Обработка результатов опытов выполняется в два этапа. На первом этапе экспериментатор индивидуально выполняет количественный и качественный анализ на основе протокола и графического материала, подготовленные при выполнении экспериментальной части работы. На втором этапе проводятся прослушивание фонограмм, записанных экспериментаторами при выполнении опыта 1, и их групповое обсуждение.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА 1
А) На основе анализа протокола выполнения опыта 1 определить количество самостоятельно освещённых тем. Для ребёнка 6…8 лет нормой являются 3 – 4 темы.
Тема «индивидуально-психологические особенности» (черты характера и качества) считается раскрытой, если ребёнок упомянул не менее 2-х 3-х качеств из приведённого перечня индивидуально-психологических особенностей. В этом случае можно считать, что у испытуемого сформирован приемлемый уровень когнетивной самооценки.
Б) Нормой для адекватной самооценки при ответе на вопросы экспериментатора (или самостоятельно) по второй части протокола первого опыта является 4-6 положительных ответов из 9. Если число положительных ответов не попадает в этот интервал, то при их количестве менее 4-х можно считать, что ребёнок имеет заниженную самооценку. А при количестве положительных ответов более 6 - неадекватную завышенную.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА 2
субтест 1
Нормой для ребёнка является указание на 3, 4 круг слева. В этом случае ребёнок адекватно воспринимает особенности своего Я образа, осознаёт свою ценность и принимает себя. При указании на круг 1-й имеет неадекватно завышенную самооценку, а при указании на круги далее 5-го заниженную самооценку.
субтест 2
Позволяет определить отношение с близкими людьми. При расположении сверху признаёт превосходство и допускает давление на себя этого человека. Оказывает давление на расположенных внизу, чувствует своё превосходство над ними.
субтест 3
Определяет социальную заинтересованность, чувствует ли ребёнок себя включённым, принятым в мир людей, а также степень близости с той или иной категорией людей. Если ребёнок указал себя вне треугольника то можно сказать, что он чувствует себя отверженным или не заинтересован в социальных контактах.
субтест 4
Индивидуализация. Позволяет выявить осознание своего сходства (при указании на левый круг) или своей индивидуальности (правый круг).
субтест 5
Индефикация. С кем из перечисленных людей ребёнок сильнее всего идентифицирует себя, при анализе экспериментатор должен обратить внимание на адекватность идентификации по полу ребёнка.


























Приложение Б. Программа психолого-педагогического сопровождения социализации дошкольников в условиях детского сада
Цель: помощь в социализации детей, посещающих детский сад.
Игра «Медведь и добрые зайчата»
Участники: дети, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Ведущий: инструктор по физической культуре.
Материал: бубен, шапочка для медведя, запись веселой мелодии.
Дети изображают зайчат. Они бегают под музыку или бубен, прыгают. Неожиданно появляется медведь (роль исполняет воспитатель). Медведь проходит мимо детей и рычит. Зайчата и взрослые спрашивают его: «Мишка бурый, отчего такой ты хмурый?» Медведь отвечает на это: «Я медком не угостился, вот на всех и рассердился!» Зайчата умоляют медведя не сердиться и поиграть в прятки с ними. Детки обещают угостить его медом. Зайчата начинают прятаться, кто куда захочет. Медведь после слов: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду зайчат искать» ходит и ищет их по комнате. Как только медведь находит зайчат, они угощают его медом. Медведь благодарит их: «Вот какие добрые зайчата, угостили меня медом. Теперь мне весело! Теперь мне стало весело». Зайчата и медведь вместе пляшут.
В ходе выполнения предложенного задания, дети принимали активные способы действия для решения предложенных задач. Они стремились использовать знания, полученные ранее. Дети с удовольствием повторяли отдельные фрагменты заданий.

Игра «Волшебная палочка»
Материал: гимнастическая палка длинной 1 – 1.5 м., с привязанными к ней ленточки разного цвета.
Инструктор демонстрирует детям «волшебную палочку» с ленточками. Он уточняет с детьми, какого цвета ленточки. Затем он предлагает поиграть с ними.
Медленно переносит палочку с ленточками от тянущихся к ней рук, а дети пытаются схватить ленточки. Потом инструктор поднимает палочку повыше, а малыши подпрыгивают и пытаются достать ленточки. Взрослый спрашивает, какого цвета ленточку достал ребенок. Если ребенок затрудняется дать ответ, то взрослый сам называет цвет.
При выполнении данного упражнения без поддержки со стороны воспитателя дети чувствовали себя неуверенно, испытывали затруднения или вовсе отказывались от выполнения предложенного задания. Активность детей носила внешний характер, отмечалось формальное отношение детей к выполнению задания, неуверенность при работе.

Игра «Коза»
Участники и ведущий: те же.
Инструктор говорит текст, показывая движения, соответствующие тексту, а дети все движения повторяют за ним.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Давай коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
При выполнении задания дети, сталкиваясь с собственной неумелостью, несостоятельность применяемого ими способа работы, начинали переходить к новым способам овладения игрового поведения. В итоге в ходе выполнения заданий малыши стали применять новые способов овладения игровыми элементами в ходе специально организованного обучения.
Игры, в которые играют с детьми
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Участники: родители, дети, психолог.
Ведущий: психолог.
Эта игра направлена на развитие памяти. Взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу. Взрослый просит малыша показать свои ножки. Он поднимает ноги поочередно. Взрослый говорит ему: «Ноженьки твои маленькие, но бегают они быстро. Покажи, как твои быстрые ножки бегают». Ребенок бежит и громко приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке,
маленькие ножки бежали по дорожке.
Затем взрослый говорит ребенку, что у медведя маленькие ноги и идет он медленно:
Большие ноги шли по дороге,
большие ноги шли по дороге.
Эта припевка повторяется еще несколько раз. Ребенок в соответствии с ритмом и словами припевки то ходит, то бегает, создавая образ то легкой и быстрой, то тяжелой и медленной поступи.
В ходе выполнения данного упражнения дети стали открывать для себя, что источником новых способов взаимодействия являются они сами, что посредством игровых они могут выстраивать новые коммуникативные связи.
«Матрешка»
Участники и ведущий: те же.
Материал: кубики, матрешка, машинка.
Эта игра направлена на развитие мышления. Взрослый строит лесенку из кубиков, ставит матрешку на верхнюю ступеньку (или любую иную игрушку) и просит ребенка: «Помоги спуститься с лесенки матрешке». Потом просит ребенка помочь этой матрешке подняться по ступенькам, а также покатать матрешку на машинке. В случае если малыш делает все правильно, взрослый обязательно его хвалит. Можно придумать похожие задания. Если ребенок не дослушивает до конца задание и отвлекается, его еще раз повторяют.
Повышение активности детей при выполнении данного задания связанно с открытием ими новых способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Было отмечено, что в ходе осуществления задания дети стали высказывать собственную позицию, свое согласие или несогласие с конкретным материалом.
«Солнце или дождик»
Участники и ведущий: те же.
Материал: бубен, зонт, бумажные цветы.
Эта игра направлена на развитие внимания, на полу разложены цветы, один из взрослых держит в руках раскрытый зонт.
Ведущий. Сейчас мы пойдем с вами гулять. Погода хорошая, дождя нет, светит солнце и можно собирать цветы (Дети ходят по всей комнате и собирают цветы. Воспитатель начинает стучать в бубен.). Дождик пошел, нужно бежать под зонтик, а то можете намочить ножки.
Игра проводится три-четыре раза.
В процессе выполнения задания у детей стал появляться интерес к нему. Действия малышей в ходе выделения упражнений отражали принятие детьми себя как активных участников игрового процесса.















38

Список литературы
1. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника : учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. - 135 с.
2. Авдулова, Т.П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т.П. Авдулова, Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. – М.: МПГУ, 2018. - 100 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т / Б.Г.Ананьев. - М. 2007. – 364 с.
4. Арцишевская, И.Л. Учусь дружить! : тренинг коммуникативных навыков у дошкольников / И. Л. Арцишевская. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 41 с.
5. Аспер, К. Психология нарциссической личности. Внутренний ребенок и самооценка / К. Аспер ; [пер. Ю. Данко]. – М.: Добросвет : КДУ, 2008. - 365 с.
6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний: учебное пособие / Л.В.Бороздина. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2008. – 184 с.
7. Бякова, Н.В. Возрастная и педагогическая психология. Ч. 1. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Бякова, С. В. Истомина. - Шадринск, 2010. - 203 с.
8. Веракса, Н.Е. Социальная психология дошкольника: учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 351 с.
9. Веретенникова, В.Б. Развивающая совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации : (по разработке "Ключи к успеху") : методическое пособие / В. Б. Веретенникова. - Ижевск : АОУ ДПО ИПК и ПРО УР, 2014. - 62 с.
10. Ветренко, С.В. Особенности восприятия информации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с учетом ведущего полушария : монография / С. В. Ветренко. - Ишим (Тюменская обл.) : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2013. - 126 с.
11. Возрастная и педагогическая психология / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание. – 2009. – 285 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психическогоразвития формирования личности : монография / [Л.В. Андреева и др.]. - Новосибирск : Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: «Педагогика», 2008. – 493 с.
14. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 397 с.
15. Галкина, Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина. – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.
16. Гармаева, Т.В. Развитие произвольного кодирования эмоций у детей старшего дошкольного возраста: (экспериментальное исследование) : монография / Т. В. Гармаева. - Улан-Удэ : Бурятский гос. ун-т, 2013. - 140 с.
17. Гонина, О.О. Практикум по психологии дошкольного возраста : учебное пособие / О. О. Гонина. - Тверь : ТвГУ, 2013. – 184 с.
18. Груздева, И.В. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : монография / И.В. Груздева, Л.В. Коломийченко. - Пермь : ПГГПУ, 2016. - 169 с.
19. Даусон, А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / А.Д. Даусон, В.В. Утёмов. - Киров : Изд-во МЦИТО, 2016. - 39 с.
20. Диагностика самосознания и самооценки у детей : методические указания. - Йошкар-Ола : ФГБОУ ВПО "Марийский гос. ун-т", 2013. - 31 с.
21. Дмитриева, Е.Е. Развитие общения со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи : монография / Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская. - Нижний Новгород : Мининский ун-т, 2017. - 101 с.
22. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина. – М., 2007. – 264 с.
23. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 560 с.
24. Запесоцкая, И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. – 328 с.
25. Игровые технологии как средство формирования речевого общения заикающихся дошкольников в процессе коррекционно-развивающего обучения: методическое пособие. - Нижний Новгород : Нижегородский ин-т развития образования, 2013. - 201 с.
26. Кострюкова, И.А. Формирование коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. А. Кострюкова // Информационное пространство: проблемы формирования: материалы Международной научно-практической конференции "Образовательная среда информационного пространства", 22-23 апреля 2015 года. - Шадринск: Шадринский гос. педагогический ин-т, 2015. - C. 216-219.
27. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 2008. – 385 с.
28. Лоренц, Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Томас Лоренц, Штефан Оппитц ; [пер. с нем. М. И. Виноградовой]. - Москва : Э, 2016. - 109 с.
29. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – М.: Питер, 2013. - 793 с.
30. Медведева, И.А. Психология дошкольного возраста : рабочая тетрадь : учебное пособие / И.А. Медведева, С.А. Памфилова, Е.А. Голоюс. - Пенза : ПГУ, 2013. - 66 с.
31. Немов, P.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. - М.: Просвещение: Владос, 2009. – 549 с.
32. Новиченкова, Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем здоровую самооценку / Е. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 170 с.
33. Овсянникова, Е.А. Социальная психология. – М..: Флинта, 2015. - 160 с.
34. Овсянникова, О.А. Формирование толерантного отношения старших дошкольников к сверстникам средствами искусства : монография / О.А. Овсянникова, Н.Г. Тагильцева. - 2-е издание, стереотипное. – М.: ФЛИНТА, 2017. - 155 с.
35. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. - Москва, 2008. - 512 с.
36. Петровский, А.В. Психология : Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский ; 3-е изд., стереотипное. - Асадема, 2002. - 512 с.
37. Портнова, А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : (тексто-графические учебные материалы) / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. – 297 с.
38. Психология дошкольного возраста: учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2017. - 270 с.
39. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие / Марийский гос. ун-т, Фак. психологии и безопасности жизнедеятельности ; [сост. Л. В. Андреева]. - Йошкар-Ола : МарГУ, 2010. - 119 с.
40. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология". - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
41. Сафин, В.Ф. Психология самоопределения и самооценки личности / В. Ф. Сафин, И. Н. Нурлыгаянов. - Уфа : Вагант, 2008. - 187 с.
42. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 2008. – 803 с.
43. Социальная психология : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки "Психология", "Социология", "Социальная работа. – М.: Дашков и К° ; Наука-Спектр, 2016. - 239 с.
44. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста : учебник : для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Психолого-педагогическое образование" / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 268 с.
45. Формирование пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие. - Южно-Сахалинск : Изд-во ИРОСО, 2016. - 97 с.
46. Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З.Фрейд. – СПб., 2007. – 386 с.
47. Хьелл, Л. Теория личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2007. – 607 с.
48. Чурекова, Т.М. Возрастная психология : учебное пособие по курсу "Возрастнаяпсихология" / Т. М. Чурекова, Д. Ф. Ахмерова, Ю. Ю. Моисеенко ; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Кемеровский гос. ун-т". - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 99 с.
49. Шадриков, В.Д. Психология деятельности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Институт психологии РАН, 2013. - 463 с.
50. Юров, А.К. Возрастная психология : курс лекций для студентов педагогических вузов по курсу "Возрастная психология" / А. К. Юров ; под ред. В. Т. Фоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". - Таганрог : Изд-во ГОУВПО "Таганрогский гос. пед. ин-т", 2011 – 112 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы используются для определения понятия самооценки?

Основные подходы к определению понятия самооценки включают субъективный подход, социальный подход и комбинированный подход. Субъективный подход основывается на восприятии человеком своей собственной ценности и значимости. Социальный подход рассматривает самооценку как результат взаимодействия с окружающими людьми. Комбинированный подход объединяет элементы обоих подходов.

Какие психологические особенности обнаруживаются в старшем дошкольном возрасте?

В старшем дошкольном возрасте дети начинают формировать свою личность и определять свое место в обществе. Они активно исследуют окружающий мир и развивают свои познавательные, эмоциональные и социальные навыки. В этом возрасте также начинается формирование самооценки, которая будет влиять на дальнейшее развитие ребенка.

Какие особенности характерны для самооценки дошкольников?

Самооценка дошкольников обладает несколькими особенностями. Во-первых, она часто зависит от оценок и мнений окружающих людей, особенно родителей и сверстников. Во-вторых, она может быть весьма неустойчивой и изменчивой, так как дети в этом возрасте еще не обладают достаточными саморегулятивными способностями. Наконец, самооценка дошкольников тесно связана с их успехами и неудачами в различных сферах жизни.

Что можно сказать о формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста под влиянием группы сверстников?

Самооценка детей старшего дошкольного возраста может значительно влиять на их развитие и адаптацию в социуме. Группа сверстников играет важную роль в формировании самооценки, так как они могут давать оценки и поддерживать друг друга. Взаимодействие с группой сверстников может быть как положительным, способствуя повышению самооценки, так и отрицательным, ведущим к низкой самооценке и негативному влиянию на развитие ребенка.

Почему влияние группы сверстников является важным фактором для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста?

Влияние группы сверстников имеет большое значение для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста, так как в этом периоде дети начинают всё больше обращать внимание на мнение и оценку своих сверстников. Отношение и реакции группы на поведение и достижения ребенка могут существенно повлиять на его самооценку.

Какие основные подходы к определению понятия самооценка существуют?

Существуют различные подходы к определению понятия самооценка. Одни исследователи рассматривают самооценку как совокупность чувств, мнений и суждений о самом себе, другие подходят к этому понятию с позиции самооценки как комплекса самооценочных установок, третьи уделяют внимание самопринятию и самовосприятию. В целом, самооценка представляет собой сложный психологический феномен, который связан с восприятием себя, своих качеств, возможностей и ценностей.

Какие психологические особенности старшего дошкольного возраста влияют на формирование самооценки детей?

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие самосознания, что предопределяет формирование самооценки. Дети становятся способными к самооценке, саморегуляции и соблюдению норм социального поведения. Они начинают проявлять интерес к сравнению себя с другими детьми, а также оценивать свои успехи и неудачи.

Какая специфика самооценки дошкольников обусловлена их возрастными особенностями?

Специфика самооценки дошкольников связана с их возрастными особенностями. В этом возрасте дети еще не обладают полноценным рефлексивным мышлением, поэтому они могут иметь искаженное представление о себе. Они склонны к преувеличиванию положительных качеств и особенностей и к занижению отрицательных. Также важным фактором является постоянная потребность в подтверждении своей ценности и востребованности со стороны других детей и взрослых.

Какие подходы используются для определения понятия самооценка?

Основные подходы к определению понятия самооценка включают: социально-когнитивный подход, психодинамический подход и гуманистический подход. Социально-когнитивный подход выделяет роль социальной ситуации и сравнения с другими людьми в формировании самооценки. Психодинамический подход подчеркивает важность бессознательных мотивов и конфликтов. Гуманистический подход акцентирует внутреннюю оценку собственной ценности и автономию личности.

Какие психологические особенности старшего дошкольного возраста влияют на формирование самооценки у детей?

В старшем дошкольном возрасте дети активно взаимодействуют с группой сверстников, что существенно влияет на формирование их самооценки. Развивается потребность в социальном сравнении и одобрении со стороны других детей. Кроме того, старшие дошкольники характеризуются формированием яркого "Я-концепта", осознанием своего отделения от окружающего мира и усвоением общепринятых норм и ценностей. Все эти факторы сильно влияют на самооценку дошкольников.

Какая специфика самооценки у детей дошкольного возраста?

Самооценка детей дошкольного возраста отличается от самооценки взрослых. В этом возрасте дети еще только начинают формировать представление о себе, их самооценка основана на успехах и неудачах, полученной награде или наказании. Они оценивают себя с позиции других людей и могут чувствовать себя неуверенно, особенно если получают негативную оценку от сверстников.