Публичная дипломатия Ватикана на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Государство Ватикан 5
1.2. Папское государство Ватикан 5
1.2. Государственное устройство 7
Глава 2. Дипломатия Ватикана 10
2.1. История и современность дипломатии Ватикана 10
2.2. Международное положение Католической Церкви 16
2.3. Аспекты папской дипломатии. 25
Заключение 30
Список литературы 33
Вместе с тем существуют серьезные противоречия между позицией значительной части европейской общественности и католической доктриной в сфере прав человека, а именно, в области репродуктивных прав, прав сексуальных меньшинств и прав женщин. Католическая концепция нравственности начинает всё сильнее расходиться во взглядах с жителями Европы, государства которой стремятся к легализации однополых браков, признанию права на аборт во всём мире, распространению различных средств контрацепции. Несмотря на эти противоречия, Ватикан неоднократно продемонстрировал, что уважение прав человека, как их рассматривает римско-католическое учение, и его деятельность по их реализации -неотъемлемая часть его политики. Ватикан активно участвовал в процессе составления Хартии фундаментальных прав ЕС, добившись отражения в ней некоторых принципов католической доктрины. В этом контексте Римско-католическая церковь действует как составная часть европейского гражданского общества.2.3. Аспекты папской дипломатии. Существует несколько оснований различного уровня для осуществления папской дипломатии.Папской дипломатия называется из-за того, что дипломатия Ватикана, дипломатия Святого Престола, дипломатия католической церкви находтся под главенством Папы. Присутствие папских представителей (легатов) при отдельных Церквах и при гражданских властях является фактором, который сегодня принял довольно большой размах. Посредством Апостольских нунциатур и делегаций Церковь поддерживает дипломатические отношения почти со всем миром и с многочисленными международными организациями; речь идет о государствах с различным политическим строем и различным отношением к религии: среди них государства с ярко выраженным конфессиональным признаком - католические, христианские, мусульманские, государство Израиль; а также без такового - государства, которые находятся в оппозиции по отношению к религии.Если рассматривать подробнее исторический аспект папского представительства, стоит отметить, что в первые века своей истории и до начала осуществления временной власти, Римская Церковь направляла в Церкви отдаленных регионов своих Апостольских викариев, которые являлись резиденциальными епископами с особыми полномочиями.В середине V века, Церковь начала направлять апохризариев, или иначе, ответственных, к императорскому двору Византии (Константинополя), дабы лучше знать ситуацию в Восточных Церквях и иметь официальное (дипломатическое) представительство при императоре.В конце IX века появляется еще одна категория папских представителей, а именно legatusmissus (легат-посланник), которые, будучи резиденциальными епископами на основных кафедрах Церкви, выполняли также иные особые миссии в церковных кругах.Учреждение постоянных Апостольских нунциатур впервые имело место в конце XV века, приобрело стабильную форму в XVI веке при понтификате Григория XIII (1572-1585) и продолжало развиваться вплоть до настоящего времени.И, наконец, в последнее время, среди папских представителей мы встречаем делегатов или наблюдателей, которых Святой Престол направляет для участия в различных международных организациях или конференциях.В рамках рассмотрения правового аспекта папского представительства важен кодекс Канонического права, содержащий в себе нормы, определяющие дисциплину в лоне Католической Церкви, упоминает папских представителей (легатов) в Книге II, I раздел, V глава, кан. 362-367.Согласно кан. 362: "Римский Первосвященник обладает прирождённым и независимым правом назначать и направлять своих легатов в отдельные Церкви различных государств и регионов, а наряду с этим - в государства и к гражданским властям, а также переводить и отзывать их, соблюдая нормы международного права относительно направления и отзыва послов, аккредитованных при государствах". Канон говорит, что Папа имеет неоспоримое и независимое право назначать и посылать своих представителей в другие государства. Это право признаётся deiure и defacto. Дальше, канон говорит о миссии adintra, или иначе межцерковной (либо внутренней), а также о миссии adextra (внешней или дипломатической). В обоих случаях именно Папе принадлежит активное право миссии (направлять, переводить или отзывать своих легатов). Несмотря на это, присутствующая здесь ссылка на международное право, касающаяся внешней миссии, включает также, согласно последнему, пассивное право на миссию, которое позволяет Святому Престолу аккредитовывать при себе дипломатические представительства в ранге посольств или миссий, либо - в некоторых случаях - в лице посланника или поверенного в делах.Дипломатическая природа папского представительства впервые была санкционирована позитивным международным правом в 1870 г. в статье 1 Регламента Венского Конгресса о ранге дипломатического агента; впоследствии же, в 1961 г., в ст. 14 Венской Конвенции о дипломатических сношениях. В нормальных случаях Папа вводит своего представителя в епископский сан, обычно с титулом архиепископа, чтобы он мог в совершенстве выполнять свое первоначальное служение перед поместной Церковью.Для выполнения своей роли представитель Святейшего Отца занимает место в международных отношениях в ранге посла. Венская Конференция признала исключительность миссии представителя Папы Римского, сохранила его титул "Апостольский нунций" вместо "посол" для определения представителя Святого Престола. Здесь надо бы заметить, что используемая некоторыми терминология: "посол Ватикана", или "представитель Ватикана" в адрес нунция - некорректная. Корректными являются, наоборот, выражения: "представитель Папы", или "представитель Святого Престола". Уместно здесь упомянуть, что под выражением Апостольский Престол или Святой Престол - согласно кан. 361 - подразумевается Римский Первосвященник и другие учреждения Римской Курии. Государство, принявшее представителя Папы, может признать ему титул Декана дипломатического корпуса (Primusinterpares). Таким образом, он является первым среди глав дипломатических миссий ipsofacto, начиная со дня вручения своих верительных грамот главе государства (а не главе правительства). Если, наконец, данное государство не наладило дипломатических отношений со Святым Престолом, представитель Папы носит титул Апостольского делегата.Функциональный аспектФункциональный аспект папского представительства регулируется Каноническим правом и зафиксировано таким образом:а) Апостольский нунций выполняет роль гаранта единства Церкви: главная обязанность папского легата состоит в том, чтобы узы единства, связывающие Апостольский Престол и отдельные Церкви, постоянно крепли и становились всё более действенными;б) Таким образом, для области его юрисдикции папскому легату надлежит:1) сообщать Апостольскому Престолу об условиях, в которых находятся отдельные Церкви, и обо всём, что касается самой жизни Церкви и блага душ;2) делом и советом способствовать епископам, оставляя в неприкосновенности осуществление ими своей законной власти;3) поддерживать тесные связи с Конференцией епископов и оказывать ей всяческую помощь;4) пересылать или предлагать Апостольскому Престолу имена кандидатов, осуществлять сбор сведений о возводимых в этот сан;5) стараться поддерживать то, что имеет отношение к миру, прогрессу и международному сотрудничеству;6) вместе с епископами вносить свой вклад в то, чтобы Католическая Церковь поддерживала подобающие отношения с другими Церквами или церковными общинами и даже нехристианскими религиями;7) взаимодействуя с епископами, блюсти в отношениях с руководителями государства то, что имеет отношение к миссии Церкви и Апостольского Престола;8) кроме того, осуществлять полномочия и исполнять другие поручения, доверяемые ему Апостольским Престолом.В каноне есть так же уточнения о том, что каждый из представителей Римского Первосвященника должен быть в особой тесной связи с ним, а так же в крепкой связи с церковной иерархией страны, в которую он направляется для осуществления своей деятельности в качестве представителя Таким образом, Папа получает в результате служения представителей власть над церковью в полной мере. Больше того, «Римский Первосвященник, как преемник Петра, есть постоянное и видимое начало и основа единства и епископов и множества верных».Отдельно нужно сказать об отношениях между служителями церкви всех уровней и представителем Папы. Он представляет собой для них высшую власть, в нём они могут найти защиту и поддержку в случае необходимости. Это касается всех представителей католичества, а в частности монашества, священников, епископов. Его миссия не подчиняет и не замещает епископской власти (или других низших инстанций) и она отнюдь не стесняет её, а наоборот, укрепляет её, поддерживает и помогает ей братским и благоразумным советом святого Григория Великого: «Если не соблюдается власть (юрисдикция) каждого епископа, тогда имеется нарушение порядка мною самим, который должен сохранить порядок в Церкви».Характер папской дипломатии и папского представительства проявлял себя на протяжении истории множество раз как система, обладающая множеством особенностей, на которые не влияют внешние факторы. Временная власть с самого начала формирования Папской области находилась в соперничестве с ней, оказывала небольшое влияние на её структуру, но сам характер дипломатии сохранил свою специфику и оказался мало подвержен влиянию. Несмотря на это, было бы ошибочным полагать, что Римский Первосвященник обладает правом миссии лишь в силу своей бытности главой государства. Уже было сказано выше, что в период с 1870 по 1929 гг. Святой Престол не обладал временной властью и, несмотря на это, продолжал выступать в качестве международного лица, действовали нунциатуры и посольства, были заключены конкордаты и, по просьбам некоторых держав, Папы могли выступать посредниками в международных конфликтах.Папская дипломатия отвечает целям Церкви. Поэтому в ее цели не входит соблюдение политических, экономических или социальных интересов, но только религиозных, несмотря на то, что порой последние могут оказать влияние на первые. Однако тот, кто видит лишь деятельность, ограниченную рамками временной власти, не может рассматривать ее всего лишь как анахроничную и бесполезную. Напротив, роли Церкви и государства четко разграничены, и дело Церкви заключается в защите своих религиозных интересов перед государством, совершенно свободно используя при этом средства для выполнения своей духовной миссии.Заключение Ни одна другая конфессия или религиозная организация не обладает уникальным статусом Римская Католической церкви, которая признаётся государствами мира и различными международными государствами как международной юридическое лицо. Святой престол имеет право заключать международные соглашения, осуществлять свои дипломатические права в активном и пассивном видах. Дипломатические отношения РКЦ успешно поддерживает почти со всеми миром, используя для этого различные делегации и апостольские нунциатуры. Без внимания Святого Престола не остаются конференции международного уровня и выставки по всему миру, на многие из которых отправляются делегаты от лица РКЦ и наблюдатели. Это направлено на расширение влияние католической веры в мире. Например, Святой Престол имеет статус постоянного наблюдателя при ООН, ВТО, ОБСЕ, ЮНКТАД, МАГАТЭ, Совете Европы, Латинском союзе, Африканском Союзе. Влияние католической церкви на европейском континенте давно достигло внушительного уровня. В сумме структура католической церкви на территории Европы, включая новых стран-членов, составляет 600 епархий. Появление различных новых по составу и структуре международных организаций способствует расширению политического влияния Ватикана на территории Европы. Например, важным для этих целей стало появление СОМЕСЕ (Комиссии епископских конференций Европейского сообщества) в 1980 году. Несколько постоянных и специальных комитетов СОМЕСЕ занимаются социальными и правовыми вопросами, проблемами миграции, коммуникации и СМИ, этики биологических исследований, диалога с исламом, европейской внешней политики и расширения ЕС. Работе комиссии оказывают консультативную поддержку эксперты в различных областях знаний, бывшие высокопоставленные чиновники правительств, учреждений ЕС и органов ООН, а также члены религиозных орденов, - в частности, иезуиты и доминиканцы, - представительства которых находятся в Брюсселе и других европейских столицах. Римско-католическая церковь находится в уникальном положении для решения проблем, порождаемых глобализацией. Ватикан является глобальным политическим актором, вследствие этого обладает способностью оказывать позитивное или негативное влияние на решение вопросов мирового масштаба. Таким образом, можно сделать вывод о том, что будущее дипломатии Ватикана тесно связано с эволюцией такой политической категории, как суверенитет, с развитием политического сотрудничества между странами. В целом папская дипломатия в настоящее время исходит из необходимости движения к созданию такой международной политической системы, в которой бы главенствующее место заняло «этическое измерение» политики и международных отношений, осознание важности духовного фактора и мотивов в политических действиях. Оценивая ситуация с учётом исторических факторов, можно сказать, что к текущему момента Святой Престол со всей его спецификой имеет древнейшую в мире историю дипломатической деятельности. Чаще всего её отсчёт начинают с 325 года, когда на Первый Никейский Собор были отправлены представители Престола. На текущий момент, не смотря на сохранение степени важности религиозной составляющей, Ватикан не воспринимает как основополагающий момент в дипломатических целях религиозный аспект. В связи с этим, не является значительным вероисповедание дипломатов из других государств, а сам Ватикан не принимает в роли дипломатов церковных служителей. При Святом престоле также появляются в качестве послов женщины. Таким образом, современный Святой престол изменил некоторым традиционным вопросам прошлого, но сохранил главную идею, лежащую в его основе: Ватикан был и остается центром католической веры. Таким образом, современный Святой престол изменил некоторым традиционным вопросам прошлого, но сохранил главную идею, лежащую в его основе: Ватикан был и остается центром католической веры.Список литературыЗонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. — М., РОССПЭН, 2000. — 226 с. Норвич Д.Д. История папства. — М., АСТ, 2014. — 608 с.Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. 1943 – 1978. — М., Прогресс, 1982. — 336 с.Григулевич И.Р. История инквизиции. — М., Наука, 1970. — 448 с.Карлов Ю.Е. Миссия в Ватикан. — М., Международные отношения, 2004. — 232 с. Красиков А. А. Ватикан: история и современность. — М., Знание, 1991. — 63 с.Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. — М., Международные отношения, 1964. —268 с.Лозинский С.Г. История папства. Издательство политической литературы. — М., 1986. — 384 с. Рожков В. С. Очерки по истории Римско-католической Церкви. — М., 1998. — 51с.Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. — М., 1979. — 397 с.Гергей Ёне. История папства. — М., Республика, 1996. — 464 с.Ковальский Ян Веруш. Папы. — М., Политиздат, 1991. — 240 с.Ранке Л. фон. Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях. — СПб.,1842. — 480 с.Иванов К.И. Средневековое папство и его представители. — Петроград, Типо-литогр. М.П. Фроловой, 1915. — 301 с.Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. — М., Русская мысль, 1890. — 322 с.Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. — М., 1981. — 205 с.Моравский З. Ватикан издали и вблизиМоравский З. Ватикан издали и вблизи. — М., Прогресс, 1981. — 320 с.Шахнович М.И. Гойа против папства и инквизиции. — М., Наука, 1955. — 407 с.Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917 – 1968. Россия и папство. — М., Прогресс, 1977. — 267 с.Вейгел Д. Иоанн Павел II. Свидетель надежды. — М., АСТ, 2001.— 386 с.
1. Зонова Т.В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. — М., РОССПЭН, 2000. — 226 с.
2. Норвич Д.Д. История папства. — М., АСТ, 2014. — 608 с.
3. Маджистер С. Политика Ватикана и Италия. 1943 – 1978. — М., Прогресс, 1982. — 336 с.
4. Григулевич И.Р. История инквизиции. — М., Наука, 1970. — 448 с.
5. Карлов Ю.Е. Миссия в Ватикан. — М., Международные отношения, 2004. — 232 с.
6. Красиков А. А. Ватикан: история и современность. — М., Знание, 1991. — 63 с.
7. Ковальский Н.А. Ватикан и мировая политика. — М., Международные отношения, 1964. —268 с.
8. Лозинский С.Г. История папства. Издательство политической литературы. — М., 1986. — 384 с.
9. Рожков В. С. Очерки по истории Римско-католической Церкви. — М., 1998. — 51с.
10. Шейнман М.М. От Пия IX до Павла VI. — М., 1979. — 397 с.
11. Гергей Ёне. История папства. — М., Республика, 1996. — 464 с.
12. Ковальский Ян Веруш. Папы. — М., Политиздат, 1991. — 240 с.
13. Ранке Л. фон. Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях. — СПб.,1842. — 480 с.
14. Иванов К.И. Средневековое папство и его представители. — Петроград, Типо-литогр. М.П. Фроловой, 1915. — 301 с.
15. Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. — М., Русская мысль, 1890. — 322 с.
16. Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. — М., 1981. — 205 с.
17. Моравский З. Ватикан издали и вблизи Моравский З. Ватикан издали и вблизи. — М., Прогресс, 1981. — 320 с.
18. Шахнович М.И. Гойа против папства и инквизиции. — М., Наука, 1955. — 407 с.
19. Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР. 1917 – 1968. Россия и папство. — М., Прогресс, 1977. — 267 с.
20. Вейгел Д. Иоанн Павел II. Свидетель надежды. — М., АСТ, 2001. — 386 с.
Вопрос-ответ:
Какие актуальные проблемы существуют в публичной дипломатии Ватикана?
Существуют серьезные противоречия между позицией значительной части европейской общественности и католической доктриной Ватикана в сфере прав человека. Также имеется непростое международное положение Католической Церкви, которое влияет на публичную дипломатию Ватикана. Кроме того, дипломатия Ватикана сталкивается с вызовами современного информационного пространства.
Чем отличается государственное устройство Ватикана от других государств?
Ватикан является папским государством, где папа Римский выступает как глава государства и глава Католической Церкви. Государственная власть в Ватикане сосредоточена в руках папы, который назначает своих представителей и формирует политику государства.
Какова роль Ватикана в международных отношениях?
Ватикан является независимым субъектом международного права и поддерживает дипломатические отношения с различными государствами. Роль Ватикана в международных отношениях заключается в представительстве интересов Католической Церкви, участии в международных организациях и содействии международному миру и справедливости.
Какая история лежит в основе дипломатии Ватикана?
История дипломатии Ватикана уходит корнями в Средние века, когда папы Римские выступали в роли дипломатических посредников между государствами. В современности дипломатия Ватикана активно развивается и включает в себя участие в международных переговорах, международной гуманитарной помощи и многое другое.
Какие аспекты папской дипломатии можно выделить?
Аспекты папской дипломатии включают в себя налаживание политических отношений, религиозный диалог, участие в международной гуманитарной помощи, содействие и медиация в разрешении конфликтов, поддержка прав человека и защита интересов Католической Церкви в международных отношениях.
Какова цель публичной дипломатии Ватикана?
Целью публичной дипломатии Ватикана является продвижение интересов и ценностей Католической Церкви, установление и поддержание дипломатических отношений с другими государствами, а также участие в различных международных организациях.
Какова роль Государства Ватикан в публичной дипломатии Ватикана?
Государство Ватикан играет важную роль в публичной дипломатии Ватикана. Как самостоятельное государство, Ватикан имеет право на установление дипломатических отношений с другими странами и принимает активное участие в международных мероприятиях. Благодаря статусу самостоятельного государства, Ватикан имеет возможность передвигаться по всему миру и взаимодействовать с правительствами разных стран.
Какая история и современность дипломатии Ватикана?
История дипломатии Ватикана уходит корнями в средние века, когда Папа Римский играл важную роль в политической жизни Европы. В современности Ватикан активно осуществляет публичную дипломатию, имеет дипломатические отношения со многими странами и принимает участие в международных организациях.
Какие аспекты папской дипломатии существуют?
Аспекты папской дипломатии включают установление дипломатических отношений с другими странами, осуществление деятельности в международных организациях, участие в решении глобальных проблем, защиту и продвижение ценностей Католической Церкви и представление интересов государства Ватикан.
Каково международное положение Католической Церкви?
Международное положение Католической Церкви является особенным, так как она является духовным и государственным субъектом. Католическая Церковь имеет государственные отношения со многими странами и принимает участие в международных договорах и организациях. Также Церковь обладает международным влиянием и играет важную роль в международной политике.