Основные тенденции развития социологии массовых коммуникаций на современном этапе
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 30.09.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Актуальные тенденции социологии массовых коммуникаций
1.1 Внимание к субъектам массовых коммуникаций
1.2 Учет влияния информационной революции на СМК
2. Примеры реализации тенденций развития социологии массовых коммуникаций
2.1 Результаты изучения современных информационно-аналитических сообществ и СМИ
2.2 Пересечение тенденций развития субъектов влияния на массы и СМК
2.3 Двойственность влияния информационной революции на массовую коммуникацию
2.4 Включение Интернета в категорию СМК
2.5 Один из парадоксов развития социологии массовых коммуникаций
Заключение
Список источников
Приведено значительное количество примеров реализации тенденций развития социологии массовых коммуникаций по выбранным направлениям исследования. Примеры проиллюстрировали следующие тезисы:
1) Органическая связь СМИ и информационно-аналитических сообществ, характеристика СМИ, как информационно – аналитических центров, их место среди субъектов влияния.
2) Значительная роль социологии в установлении основных характеристик современных информационно-аналитических сообществ, в том числе в РФ, как субъектов влияния (приведены примеры методов социологического исследования).
3) Важная роль социологии массовых коммуникаций в получении качественно новых характеристик сетевых структур в современной массовой коммуникации и их влияния на традиционные СМИ.
Отдельно рассмотрены вопросы о правомерности включения Интернета в категорию СМК и о парадоксах последовательного применения знаний о механизмах влияния на аудиторию.
Объем работы не позволил рассмотреть вопросы, которые были запланированы при начале изучения темы:
1) Вопрос о необходимой степени открытости знаний, которые добывает своими методами социология, т.к. только при максимальной степени открытости возможно взаимопонимание и доверие между сообществом социологов и остальным обществом. Вопрос актуален, т.к. существующий системный кризис цивилизации подчеркивает растущую, а не сокращающуюся пропасть между сообществами "просвещенных" и аналитиков, с одной стороны и "простыми" людьми, с другой. Жаль, если власть, все более виртуальная, в ближайшем будущем будет осуществляться через манипулирование.
2) Чрезвычайно важной тенденцией развития социологии массовых коммуникаций является борьба за ресурсы. Несоответствие скорости появления неотложных проблем и наличия ресурсов по их решению растет с каждым годом. Ресурсы принципиально ограничены и выход, может быть, в переработке колоссального накопленного социологией эмпирического материала (который используется практически полностью для практических целей) для получения нового теоретического знания.
Несоответствие стоящих перед человечеством задач и ресурсов для их решения, - такой представляется главная особенность современного этапа развития общества.
Список источников
1. Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
2. Валлерстайн, И. О современном кризисе // Социологические исследования, - 2009. - № 9. - С. 91 – 94.
3. Дежина, И. Экспертное сообщество экономистов в России: попытка идентификации // Троицкий вариант. – Газета ученых и научных журналистов. № 11, 2 сентября 2008 г.
4. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме / А. Д. Еляков // Социологические исследования. - 2010. - №12. - С. 107 - 114.
5. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении / А. Д. Еляков // Социологические исследования. - 2009. - №7. - С. 85 - 94.
6. Ильин А. Н. Дискурс новостей и его мифотворчество / А.Н. Ильин // Социологические исследования. - 2010. -№ 12. - С. 115 – 121.
7. Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Академ. Проект, 2007. – 380 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, о-во и культура: пер. с англ. / М. Кастельс; под науч. ред. Шкаратана О.И.; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. - М., 2000.- 607 с.
9. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С.494-505.
10. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы, как основа позитивной социологии в России / С.Г. Кирдина // Социологические исследования. – 2002. - № 2. – С. 1 – 22.
11. Кожанов А.А. Анализ экспертного знания и социальной роли эксперта как автономная предметная область современных социальных исследований науки / Социологические этюды: сборник статей аспирантов. М.: ИС РАН, 2006. С. 293–305.
12. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
13. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 39 - 46.
14. Павловский, Глеб. За экспертократию! Век XXI и мир / Русский журнал, 04.03.09, [Электронный ресурс]. URL: http://russ.dada.ru/layout/set/print/Mestnyj-vzglyad/Za-ekspertokratiyu! (22.06.11).
15. Проект Strategium. [Электронный ресурс]. URL: http://strateger.net/O_proekte_STRATEGiUM?s=27f0a2101ae3bcb7234fd2caf3f338a6. (23.06.11).
16. Сайт Института социологии РАН. Блог В.А. Ядов - О.Н.Яницкий. К вопросу о роли социологии в обществе.Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г. URL: http://www.isras.ru/. (07.06.09).
17. Скуратов А. Б. Локальное интернет-сообщество: ризоморфность и сетевая концепция структуры// Научный вестник уральской академии государственной службы. Выпуск № 2(3), июнь 2008г. - С. 38 – 41. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2008/02/07/. (09.11.09).
18. Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975. – 319 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/socialnaya20.html. (25.06.11).
19. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
20. Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»; авт. Л. Д. Козырева. — Электронные текстовые
данные. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — Режим доступа: URL: http://www.szags.ru/index.phtml?id_page=133. (23.06.11).
21. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате в социологии / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2002. -№9. – С.1 – 29.
22. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом "Социальные отношения", изд-во "Перспектива", 2002. – 246 с.
23. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации / Ф.И. Шарков // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 52-61.
24. Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.of.ru/attach/17/26322.pdf. (24.06.11).
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом "Социальные отношения", изд-во "Перспектива", 2002. – 246 с. – С.3 - 6.
Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 39 - 46.
Существующая практика называть субъект коммуникаций "коммуникатором" (напр., Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»; авт. Л. Д. Козырева. — Электронные текстовые данные. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — URL: http://www.szags.ru/index.phtml?id_page=133. (23.06.11).) кажется неудачной, т.к. коммуникаторами называют также СМК, а также известные мобильные гаджеты.
Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Академ. Проект, 2007. – 380 с.
Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с. – С. 54 – 59.
Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы, как основа позитивной социологии в России / С.Г. Кирдина // Социологические исследования. – 2002. - № 2. – С. 1 – 22.
Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975. – 319 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/socialnaya20.html. (25.06.11).
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М: Алгоритм-ЭКСМО, 2006. – С. 20 – 25.
Павловский, Глеб. За экспертократию! Век XXI и мир / Русский журнал, 04.03.09, [Электронный ресурс]. URL: http://russ.dada.ru/layout/set/print/Mestnyj-vzglyad/Za-ekspertokratiyu! (22.06.11).
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, о-во и культура: пер. с англ. /М. Кастельс; под науч. ред. Шкаратана О.И. – М: Гос. ун-т, Высш. шк. экономики, 2000. – С. 49 – 51.
Валлерстайн, И. О современном кризисе // Социологические исследования, - 2009. - № 9. - С. 91 – 94.
Скуратов А. Б. Локальное интернет-сообщество: ризоморфность и сетевая концепция структуры// Научный вестник уральской академии государственной службы. Выпуск № 2(3), июнь 2008г. - С. 38 – 41. Доступен по адресу: http://vestnik.uapa.ru/issue/2008/02/07/. (09.11.09).
Воронов, Ю. П. Конкурентная разведка: Учеб. пособие. Новосибирский государственный университет, Новосибирск, 2007. - 159 с. – С. 40 – 43.
Дежина, И. Экспертное сообщество экономистов в России: попытка идентификации // Троицкий вариант. – Газета ученых и научных журналистов. № 11, 2 сентября 2008 г.
Проект Strategium. [Электронный ресурс].
URL: http://strateger.net/O_proekte_STRATEGiUM?s=27f0a2101ae3bcb7234fd2caf3f338a6. (23.06.11).
Кожанов, А.А. Анализ экспертного знания и социальной роли эксперта как автономная предметная область современных социальных исследований науки / Социологические этюды: сборник статей аспирантов. М.: ИС РАН, 2006. С. 293–305.
Кизима, С. А. Национализм, глобализация и перспективы демократии // Свободная Мысль. - 2008. - № 6. – С.3 - 36.
Делягин М. Г. Государство между народом и бизнесом // Полис. 2008. №3. – С.12 – 15.
Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с. – С. 50 – 52.
Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с. – С. 300 – 314.
Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.of.ru/attach/17/26322.pdf. (24.06.11); Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 39 - 46. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате в социологии / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2002. -№9. – С.1 – 29.
Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 52-61; Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: издательство «Перспектива», 2003. – 428 с. – С. 23 – 25.
Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Академ. Проект, 2007. – 380 с. – С.369 – 375.
27
2. Валлерстайн, И. О современном кризисе // Социологические исследования, - 2009. - № 9. - С. 91 – 94.
3. Дежина, И. Экспертное сообщество экономистов в России: попытка идентификации // Троицкий вариант. – Газета ученых и научных журналистов. № 11, 2 сентября 2008 г.
4. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме / А. Д. Еляков // Социологические исследования. - 2010. - №12. - С. 107 - 114.
5. Еляков А.Д. Российское общество в информационном измерении / А. Д. Еляков // Социологические исследования. - 2009. - №7. - С. 85 - 94.
6. Ильин А. Н. Дискурс новостей и его мифотворчество / А.Н. Ильин // Социологические исследования. - 2010. -№ 12. - С. 115 – 121.
7. Кара-Мурза, С.Г. Власть манипуляции / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Академ. Проект, 2007. – 380 с.
8. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, о-во и культура: пер. с англ. / М. Кастельс; под науч. ред. Шкаратана О.И.; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. - М., 2000.- 607 с.
9. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С.494-505.
10. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы, как основа позитивной социологии в России / С.Г. Кирдина // Социологические исследования. – 2002. - № 2. – С. 1 – 22.
11. Кожанов А.А. Анализ экспертного знания и социальной роли эксперта как автономная предметная область современных социальных исследований науки / Социологические этюды: сборник статей аспирантов. М.: ИС РАН, 2006. С. 293–305.
12. Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
13. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания / Т.В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 39 - 46.
14. Павловский, Глеб. За экспертократию! Век XXI и мир / Русский журнал, 04.03.09, [Электронный ресурс]. URL: http://russ.dada.ru/layout/set/print/Mestnyj-vzglyad/Za-ekspertokratiyu! (22.06.11).
15. Проект Strategium. [Электронный ресурс]. URL: http://strateger.net/O_proekte_STRATEGiUM?s=27f0a2101ae3bcb7234fd2caf3f338a6. (23.06.11).
16. Сайт Института социологии РАН. Блог В.А. Ядов - О.Н.Яницкий. К вопросу о роли социологии в обществе.Тезисы выступления на ежегодной конференции Сообщества профессиональных социологов 7 июня 2008 г. URL: http://www.isras.ru/. (07.06.09).
17. Скуратов А. Б. Локальное интернет-сообщество: ризоморфность и сетевая концепция структуры// Научный вестник уральской академии государственной службы. Выпуск № 2(3), июнь 2008г. - С. 38 – 41. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.uapa.ru/issue/2008/02/07/. (09.11.09).
18. Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975. – 319 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/ped/socialnaya20.html. (25.06.11).
19. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.
20. Социология массовой коммуникации [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / ФГОУ ВПО «Северо-Западная академия государственной службы»; авт. Л. Д. Козырева. — Электронные текстовые
данные. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — Режим доступа: URL: http://www.szags.ru/index.phtml?id_page=133. (23.06.11).
21. Тощенко Ж.Т. О понятийном аппарате в социологии / Ж.Т. Тощенко // Социологические исследования. - 2002. -№9. – С.1 – 29.
22. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: Издательский Дом "Социальные отношения", изд-во "Перспектива", 2002. – 246 с.
23. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации / Ф.И. Шарков // Социологические исследования. - 2001. - № 8. - С. 52-61.
24. Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://edu.of.ru/attach/17/26322.pdf. (24.06.11).
Вопрос-ответ:
Какие актуальные тенденции наблюдаются в социологии массовых коммуникаций на современном этапе?
На современном этапе развития социологии массовых коммуникаций наблюдаются такие актуальные тенденции, как увеличение внимания к субъектам массовых коммуникаций и учет влияния информационной революции на СМК.
Какие субъекты массовых коммуникаций в настоящее время привлекают наибольшее внимание социологов?
На современном этапе социологи уделяют большое внимание исследованию субъектов массовых коммуникаций, таких как социальные сети, блогеры, журналисты, политики и другие активные участники информационного пространства.
Как информационная революция повлияла на развитие социологии массовых коммуникаций?
Информационная революция имела огромное влияние на развитие социологии массовых коммуникаций. Благодаря развитию новых информационных технологий, появлению интернета и социальных сетей произошли значительные изменения в структуре и организации массовых коммуникаций. Социологи активно изучают эти изменения и анализируют влияние информационной революции на СМК.
Можете привести примеры исследований, проведенных в области социологии массовых коммуникаций на современном этапе?
На современном этапе проводятся различные исследования в области социологии массовых коммуникаций. Например, исследования современных информационно-аналитических сообществ позволяют выявить тенденции их развития, анализировать механизмы информационного воздействия и изучать роль СМК в формировании общественного мнения. Также проводятся исследования пересечений тенденций развития субъектов влияния на массы и СМК, что помогает более глубоко понять взаимодействие между различными акторами информационного пространства.
Какие актуальные тенденции существуют в социологии массовых коммуникаций на современном этапе?
На современном этапе в социологии массовых коммуникаций существуют несколько актуальных тенденций. Одна из них - это увеличение внимания к субъектам массовых коммуникаций, то есть к людям, которые являются активными участниками в процессе коммуникации. Вторая тенденция - это учет влияния информационной революции на массовые коммуникации, то есть изменение способов распространения и получения информации.
Какие результаты изучения современных информационно-аналитических сообществ и СМИ можно назвать примерами реализации тенденций развития социологии массовых коммуникаций?
Результаты изучения современных информационно-аналитических сообществ и СМИ показывают, что все больше людей становятся активными участниками коммуникации, а не просто пассивными получателями информации. Также было выявлено, что информационная революция изменила способы распространения и получения информации, и сейчас все больше людей предпочитают получать новости и общаться через интернет и социальные сети.
Как влияют субъекты влияния на массы на развитие социологии массовых коммуникаций?
Субъекты влияния на массы, такие как политические лидеры, медиа и бренды, имеют большое влияние на развитие социологии массовых коммуникаций. Исследования показывают, что эти субъекты активно используют средства массовой коммуникации для формирования общественного мнения и влияния на поведение масс. Изучение влияния и стратегий этих субъектов помогает понять, как происходит коммуникация и какие факторы влияют на ее эффективность.
Как информационная революция повлияла на социологию массовых коммуникаций?
Информационная революция существенно изменила способы распространения и получения информации, что повлияло на социологию массовых коммуникаций. Сейчас все больше людей получают информацию через интернет и социальные сети, что создает новые возможности для исследования коммуникации в онлайн-среде. Также появилась возможность более точно отслеживать и анализировать коммуникацию, используя различные инструменты и технологии. Все это отражается на подходах и методах, применяемых в социологии массовых коммуникаций.
Какие основные тенденции развития социологии массовых коммуникаций на современном этапе?
Основные тенденции развития социологии массовых коммуникаций на современном этапе включают в себя увеличение внимания к субъектам массовых коммуникаций и учет влияния информационной революции на СМК.
Почему внимание к субъектам массовых коммуникаций стало актуальной тенденцией в социологии?
Внимание к субъектам массовых коммуникаций стало актуальной тенденцией в социологии, так как их роль в формировании общественного мнения и влияние на социальные процессы значительно возросли со временем. Исследование и понимание роли и влияния субъектов массовых коммуникаций необходимо для правильного анализа и планирования коммуникационных стратегий.
Какое влияние оказывает информационная революция на социологию массовых коммуникаций?
Информационная революция, которая включает в себя широкое доступ к интернету и социальным медиа, привела к изменению способов коммуникации и распространения информации. Следовательно, социология массовых коммуникаций должна учитывать эти изменения и изучать их влияние на социальные процессы, формирование общественного мнения и взаимодействие субъектов коммуникации.
Можете привести примеры реализации тенденций развития социологии массовых коммуникаций?
Один из примеров реализации тенденций развития социологии массовых коммуникаций – это изучение современных информационно-аналитических сообществ и средств массовой информации. Исследования в этой области позволяют понять, как они влияют на формирование общественного мнения и какая роль у них в социальных процессах.