Иконостас в визуальной культуре Православия

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Культурология
  • 62 62 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.06.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1 Православный иконостас: история и устройство 8
1.1. История происхождения иконостаса 8
1.2. Конструкция иконостаса 11
1.3. Символизм иконостаса 13
Глава 2 Иконостас как произведение искусства 18
2.1. Особенности визуальной православной культуры 18
2.2. Композиция иконостаса 21
2.3. Цвет, свет и орнамент в иконостасе 25
Глава 3 Символы иконостаса на уроках культурологического цикла в школе 38
3.1. Особенности культурологических дисциплин в школе 38
3.2. Роль наглядности на уроках культурологического цикла 42
3.3. Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура» 52
Заключение 58
Список литературы 60

Фрагмент для ознакомления

Быстрое развитие технических и программных возможностей персональных компьютеров, распространения информационно-коммуникационных и креативных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческого потенциала личности в процессе обучения и обеспечения преемственности обучения между различными звеньями образования.Непосредственно для интенсификации образовательного процесса было разработано немного технических устройств. Среди них можно назвать графопроектор и лингафонное устройство. Все другие технические средства обучения заимствованы из быта: проигрыватель, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Каждый раз, при появлении нового технического устройства педагоги думают, как наиболее целесообразно и полно использовать его для решения дидактических задач. Анализируя физические качества средств обучения, педагоги-новаторы определяют их дидактические свойства и функции для оптимального использования в образовательном процессе.Одним из актуальных вопросов развития современной педагогической мысли является широкое эффективное использование в образовательном процессе начальной школы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, использование демонстрационных программ.Использование мультимедийных информационных технологий в образовании, возможность сохранить и обрабатывать большое количество разнородной информации (звуковой, графической, текстовой и видео) и компоновать ее в удобном виде способствует: раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных и творческих способностей учащихся; формированию у учащихся познавательных возможностей, стремление к самосовершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, непрерывности взаимосвязи между гуманитарными, техническими науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов учебных процессов и тому подобное. Но введение этих технологий в образовательную деятельность требует не просто подготовки учителей до готовности ее обеспечить, но и представляет собой комплексную научно-педагогическую, социальную и организационную проблему, от решения которой зависит интеллектуальный потенциал ближайшего будущего.Анализ психолого-педагогических исследований указывает на то, что ученики познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Однако, основными каналами получения информации являются зрительные анализаторы. Поэтому не случайно, что 90% всей информации ученики получают с помощью зрения, а 10% - с помощью слуха. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так говорит достаточно актуальная пословица.В наше время происходит активное использование информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях и сферах человеческой деятельности: в информационный справочниках (электронные издания книг, энциклопедий, справочников), в медицине (базы знаний, методики операций, каталоги лекарств и т.п.); в бизнесе (каталоги домов, разработка дизайна помещений и усадеб и т.п.); в военном деле (создание разнообразной документации о системах вооружений, снимается через спутник, создание тренажеров и т.п.); в быту (дома будущего, умные приборы, подключенные к Интернету и т.п.); в искусстве (CD-ROM, позволяющие не только прослушать музыку, но и посмотреть партитуру произведения, выделить определенную тему, создавать вариации на отдельные темы и т.д.); в образовании (видеоенциклопедии; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лекторы, учебники; интеллектуальные игры с использованием искусственного интеллекта; полная и интерактивная формы обучения, проведение интерактивных образовательных телеконференций; построение системы контроля и проверки знаний и умений учащихся (использование контролирующих программ-тестов), осуществление проективной и исследовательской деятельности учащихся и т.д.).За последние годы в школах появились и интенсивно развиваются копировальная и видеотехника, музыкальные центры, новые поколения диапроекторов и графопроекторов. Все больше школ оборудованы современными компьютерными классами. Эффективное использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе способствует успешному решению поставленных перед школой и учителем задач. Практикой доказано взаимосвязь между развитием познавательной активности учащихся и использованием демонстрационных программ в начальной школе.Развитие современных педагогических исследований характеризуется не только инновациями в области методов, средств и организационных форм обучения. На разных этапах обучения по техническим развитием происходит интенсивное внедрение в образовательный процесс различных средств наглядности, технических средств обучения, использования различных демонстрационных программ. Все это осуществляется с одной целью - повышения эффективности образовательного процесса с использованием инновационных технологий.Сегодня уже очевидно, что учитель, который ведет занятия с помощью мультимедийного проектора, электронной доски и компьютера, использует на уроке и при подготовке к нему ресурсы Интернет, имеет качественные преимущества перед коллегой, который пользуется «меловой технологии». Воспитание учащихся в школе должно быть направлено на развитие человека современного информационного общества, и школа должна учить пользоваться неограниченным источником информации - Интернет.В содержание информационно-коммуникационных технологий образования, кроме составляющих обучения (средства и методы ИКТ обучения), входят также средства и методы управления системой образования (введение баз данных, информационно-справочные нормативные и методические системы, телекоммуникационные системы между школами и учреждениями образования и т.д.).Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации. Так, отличительной чертой мультимедиа является навигационная структура, обеспечивающая интерактивность - возможность непосредственного взаимодействия с программным ресурсом. Интерактивность технологий мультимедиа предусматривает «живую» связи между пользователем и демонстрационной программой, в частности, по желанию, можно задать индивидуальный темп работы в рамках программы, установить скорость подачи материала, количество повторений и тому подобное.Понятие «мультимедиа» является многогранным и занимает важное место в процессе информатизации образования. В общепринятом определении «мультимедиа» - это специальная интерактивная технология, с помощью технических и программных средств обеспечивает работу с компьютерной графикой, текстом, речевым сопровождением, высококачественным звуком, статичными изображениями и видео. Если структурировать информацию, с которой может работать мультимедиа, то можно сказать, что мультимедиа - это синтез трех факторов: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального изображения (видео, фотографии, схемы и т.п.); аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки).Существует два пути использования мультимедийных технологий в образовательном процессе современной школы:- использование специальных учебных демонстрационных программ, в которых предусматриваются материалы для разных видов учебной деятельности, также предлагается методика их использования;- самостоятельный отбор отдельного материала для конкретных целей обучения.Практически реализуют все функции компьютера в процессе обучения:1) Функция обучения: источник учебной информации; наглядность; тренажер; средство диагностики и контроля.2) Функция рабочего инструмента: средство подготовки текстов (текстовый редактор) средство подготовки таблиц (табличный редактор) средство построения графических изображений; поисковая система; средство моделирования.Учитывая роль мультимедиа в обучении, выделяют следующие его основные виды: аппаратные и программные средства. Среди аппаратных средств различают основные и специальные. К основным средствам мультимедиа относим: компьютер, мультимедиа-монитор, манипуляторы (мышь, клавиатура, графический планшет, световое перо, сенсорный экран, игровые манипуляторы - джойстик и др.). К специальным средствам относятся приводы CD-ROM, TV -тюнеры, графические акселераторы, звуковые платы, акустические системы.Программные средства мультимедиа включают в себя мультимедийные приложения и средства создания мультимедийных приложений. К мультимедийным приложениям учебного назначения относятся: мультимедиа-презентацию; слайд-шоу; электронный отчет; мультиедиа-доклад; электронный журнал; виртуальный тур; мультимедиа-издания; flash-, shockwave -игры (обучающие игры, размещенные, как в Интернете (on-line), так и на различных носителях (off-line)) мультимедиа-тренажеры; учебные мультимедиа-системы; лингвистические мультимедиа-системы; мультимедийные Internet -ресурсы. Поскольку не каждая школа может похвастаться дорогим проектором или, тем более, интерактивной доской, то используют самый простой вариант обеспечения мультимедийного сопровождения в учебном процессе.Объективная потребность повышения эффективности учебы время от времени приводит к обновлению средств, используемых в образовательном процессе. Используют такие демонстрационные программы:• Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединять в одной компьютерной программно-технической системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию, мультипликацию; • анимация - это метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого на экране возникает впечатление оживления мертвых форм урока; • презентация - это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле. Слайд - это отдельный кадр презентации, который может включать в себя заголовок, текст, графику, диаграммы, видеофрагмент и т.д. Программа Microsoft Power Point предназначена для создания и показа мультимедийных презентаций. С помощью этих презентаций можно демонстрировать разнообразные иллюстрации, фото- и видеоматериалы, портреты, исторические документы, механизмы и явления.Microsoft Power Point предоставляет пользователю все необходимое для создания презентации - мощные функции работы с текстом, включая определение контура текста, средства для рисования, построения диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций и т.п.Сегодня учителя могут создать собственные разработки и методики проведения уроков с использованием мультимедиа-технологий. Главное, чтобы они не «боялись» компьютера, видели в нем незаменимого помощника и универсального «демонстратора». Если нет возможности проводить урок в кабинете информатики, можно выделить один ПК, который легко демонтируется и устанавливается в любом помещении. Другой вариант - использование ноутбука. Развернув экран к ученикам и назначив оператора мультимедийного сопровождения, учитель сможет сосредоточиться на процессе изложения материала, и сделает свой урок неповторимым и интересным для абсолютного большинства учащихся. Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных технологий достаточно широкие и разнообразные. Они могут использоваться в самых разнообразных ситуациях (перед изучением или после изучения темы, в начале или в конце урока, в сочетании с другими средствами обучения и т.п.).Мультимедийное сопровождение урока должно содержать богатый фактический и иллюстративный материал, который может быть использован в учебных целях, иметь четкое дидактическое назначения, педагогическую направленность, адекватно отвечать учебной программе и легко активизироваться на компьютере. Методика использования мультимедийных технологий в процессе изучения материала способствует: усилению мотивации обучения учащихся; совершенствованию системы управления обучением на различных этапах урока; росту качества обучения и воспитания, повышению информационной культуры учащихся; повышению уровня осведомленности учащихся о современных информационных технологий; демонстрации возможностей компьютера не только как средства для игры.Мультимедиа-технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения информации на основе сочетания учебного материала с его зрительным восприятием. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков.Работа каждого педагога должна начинаться с определения конкретных целей использования информационно-коммуникативных технологий и в частности, презентаций. При этом следует помнить, что именно цели обусловливают дальнейший выбор необходимых программно педагогических средств, а также разработка соответствующей учебно-методической документации. Выясняя дидактические цели использования мультимедийной презентации, необходимо четко сформулировать цель ее использования, а также функции, формы и методы работы с ней, то есть создать программно-методическое обеспечение педагогической системы. Методика подготовки педагога к применению компьютерной презентации включает реализацию следующих этапов: анализ программ и содержания обучения с точки зрения возможности и целесообразности применения мультимедийной презентации; определения тем, для которых необходимо разработать компьютерное программное обеспечение; осуществление анализа существующих компьютерных программ в определенном тематическом объеме; создание сценариев мультимедийной презентации с целью реализации конкретных тем уроков и их обсуждение; разработка компьютерной презентации и обсуждения. В целом следует определить создания учителями таких типов компьютерных презентаций:Конспект урока. Предполагает наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: тема, план, ключевые понятия, домашнее задание и тому подобное. В основном такие презентации ориентированы на учебник и положительно воспринимаются учителями, которые работают в традиционном стиле.Слайд-шоу. Чаще всего используется для создания определенного эмоционального настроя, с отсутствием текста и с акцентами на яркие изображения, что привлекают внимание школьников.Только текст. Предлагаются слайды только с текстом учебного материала, и дидактический эффект достигается путем изменения типа, размера шрифта и его цветовой гаммы.Анимационные схемы. Презентации подготовленные на основе различных схем и графиков и используются на уроках повторно-обобщающего характераОпорные сигналы. Главным подходом в создании компьютерной презентации является развитие идей В. Шаталова и эффективное владение графическими редакторами.Заполняем таблицу. Вариант презентации, что рекомендуется на занятиях, которые предусматривают систематизацию учебного материала в форме тематических, синхронных, хронологических и других видов таблиц. Учитель последовательно заполняет таблицу путем пролистывания слайдов после обсуждения необходимого материала с учениками.Анализ картины. В основе презентации соответствующее изображение (картины, скульптуры, портреты и т.д.), которое в процессе занятия обсуждается со школьниками.Своя игра. Предлагается игровое проведения повторно-обобщающего урока. Стартовый слайд напоминает табло популярной игры и в зависимости от "стоимости" задачи происходит переход на слайд с конкретным вопросом и к следующему слайду с правильным ответом учеников.Для комплексного решения обозначенных выше задач и проведения более полной интерпретации результатов уместно привлечь к работе специалистов по информатике.Особо следует обратить внимание на недопущение ошибок, которые имеют место в визуальной составляющей учебных компьютерных презентаций - концептуальных и технических. Концептуальные ошибки возникают при неуместном выборе изображения для иллюстрации слайда, среди которых, во-первых, является дублирование текста учебника, злоупотребление банальным, неоригинальным изображением, что приводит к потере визуального эффекта от их использования. Во-вторых, отобранное учителем изображения не соотносится или мало соотносится с учебным контекстом возраста школьников. В-третьих, перегрузки иллюстрационным материалом, анимационными эффектами.Техническими ошибками считаются использования фотоизображений низкой разрешения, что при нарушении четкости изображения создаст некомфортные условия просмотра и зрительного восприятия в целом. Важно также последовательное выведение на экран перечней списка вместо использования маркеров списка с целью предотвращения "передергивание" изображения в процессе изменения слайдов. Прослеживается несоответствие цветового оформления букв и фона, подбор типа начертания шрифтов, которые являются сложными для чтения и как результат - нечитабельность текста и тому подобное.Использование мультимедийных презентаций на уроках художественных дисциплин будет способствовать формированию положительной мотивации у школьников, повышению производительности и эффективности урока, усилению межпредметных связей в обучении, всестороннему развитию личности ученика, и прежде всего, развития его творческих способностей.3.3. Конспект урока по предмету «Мировая художественная культура»Тема урока: Готический и православный соборЦель: Образовательная: знакомство с понятиями: «пламенеющая готика», «православие», «иконостас», «притвор», «алтарь».Развивающая: развить умение получать информацию, характеризовать, анализировать и сравнивать достижения мировой культуры, культурный кругозор ученика.Воспитательная: храм – модель мира, воспитание уважения к вере другого человека,повышение уровеня художественных потребностей и предпочтений ученика.Инструменты и материалы: мультимедийная презентация,тетрадь, ручка, учебник.Тип урока: комбинированный.Ход урокаОрганизационная часть.1) Заходя в класс, поздороваться с учениками «Добрый день».2) Проверить наличие учащихся (по журналу).3) Проверить готовность учащихся к уроку.Повторение изученного материала.Повторение по прошлые уроки основных понятий по курсу «Художественная культура»Мотивация учебной деятельности.Педагог читает стихотворение Дмитрия Кедрина «Зодчие»Ученики стараются ответить на вопрос: такой ли должна быть царская милость за рукотворное чудо создания храма?!Сообщение темы и цели урока.Педагог сообщает ученикам тему и цель урока.Изучение нового материала.Мини-лекция на тему «Католицизм и православие. Россия и Европа. Готический и православный соборы. Единство и борьба противоположностей».«Архитектура — летопись мира», — сказал Н. Гоголь. Но это летопись не только ине столько исторического характера. В ней как в зеркале отражаются мировоззрение, мировосприятие человека определенной эпохи, психология народа, ее создавшего. Все познается в сравнении, и объяснять новое понятие лучше сопоставляя его с каким-то более близким и известным. Ближе всего к нам архитектура православная. Поэтому рассмотрим архитектуру готическую в сравнении с православной. В них — два разных подхода к пониманию красоты, два разных пути познания Бога. В то же время между ними много общего.Рассмотрим два собора:Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152)Собор Парижской Богоматери во Франции (заложен в 1163 году).И тот, и другой соборы — христианские, но какая колоссальная разница между ними! В одном (собор во Франции) — четкие, резкие формы. Сам собор отовсюду стесняют городские здания, втискивая его в рамки и ограничивая пространство. В другом (Спасо-Преображенский) — нет ни резкой очерченности, ни ясности формы и пространство здесь неограниченно, чувствуется простор.Архитектура — летопись души народа, ее создавшего. В этих двух постройках отразилась сама сущность как русской, так и европейской души. Причину столь различного подхода и понимания архитектурных форм указывает философ Н.А. Бердяев в своей книге «Судьба России»: «Широк русский человек, широк как Русская земля, как русские поля...» Над русским человеком властвует русская земля. Западноевропейский человек чувствует себя сдавленным малыми размерами пространств земли и столь же малыми пространствами души. Отсюда сдавленность и ограниченность пространства вокруг готического храма и широта и простор вокруг православного.Но «ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности», то есть «огромность русских пространств не способствовала выработке в русском человеке самодисциплины и самодеятельности, — он расплывается в пространстве». Эта расплывчатость читается в формах русских храмов.Западноевропейский человек привык полагаться на свою интенсивную энергию и активность. Активность эта чувствуется во всей западноевропейской архитектуре. Но пик напряжения этой активности отразился именно в готике. Как в проводах, по которым проходит ток высокого напряжения, слышен гул, так и готический собор гудит от напряжения.Вернемся к готической и православной архитектуре и посмотрим, как все это в ней отражается.Внешний облик православного храма довольно прост, очень мало каких-либо изображений, но внутреннее пространство насыщено, заполнено. В католическом готическом соборе — наоборот: скульптура, орнаменты — все это вынесено вовне. Фасад здания предельно загружен, а внутри — пусто и просторно. Здесь же опять проявляются черты национального характера: стремление европейского человека произвести внешнее впечатление и желание русского сохранить внутри сокровища духа.В архитектуре и убранстве зданий запечатлелись также и внутренние колебаниявзятых деталях каждого собора. Ведущая роль в убранстве готического собора принадлежит скульптуре. Возьмем для примера скульптурную группу Эккехарда и Уты в соборе в Наумбурге (XIII век). Властности Эккехарда противопоставляется кротость Уты. Решительному характеру и внешней физической силе мужчины противостоят хрупкость, мягкость и внутренняя сила женщины. Воинственный образ маркграфа и утонченный образ маркграфини, излучающей сострадание. Эти два контрастных образа в то же время дополняют друг друга, объединяясь в единую скульптурную группу.Ведущую роль в убранстве православного собора занимают иконы. В качестве примера возьмем знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. В данной иконе можно выделить два преобладающих цвета: желтый и синий (теплый и холодный). Эти два контрастных цвета имеют символическое значение. Желтый — символ Божественного Вечного Света, а синий (в православии) — символ материальной Вселенной. Синий и желтый здесь находятся в гармонии, то есть это гармония Духа и Материи. Синий просвечивает через желтый, а желтый — через синий.Творческая работа с новым материалом в малых группах.Задания для творческих групп Первая группа1.Почему алтарь направлен на восток?2.Ступени паперти:•«плачущие» (нижняя ступень);•«слушающие»•« припадающие»;•« стоящие с верными».Вторая группаВход в Храм — с запада на восток:•ступени паперти;•притвор (нартекс);•алтарь;•иконостасТретья группаРяды иконостаса (сверху вниз):•первый ряд — праотеческий;•второй — пророческий;•третий — праздничный;•четвертый — деисусный;•пятый — местный.Четвертая группа1.Храм — модель мира (по горизонтали):•алтарь — небесный мир;•центральная часть — земной мир;•паперть, притвор — подземный мир (ад).2.Храм — модель мира (по вертикали):•купол — небесный мир;•центральная часть — земной мир;•подклеть (нижняя церковь) — подземный мир.Обобщение знаний учащихся.Обобщение знания учащихся, ответы на вопросыДомашнее задание. Проработать параграф учебника, дополнительное задание: подготовить небольшое эссе на тему «крест» в православии и католицизме»9. Итог урока.ЗаключениеРаботая над темой исследования, я изучила и проанализировала литературу, разработала урок. Поэтому в заключении хотелось бы выделить те положения, которые считаю важными:Иконостас – это символическое и визуальное воплощение смыслообразующих доминант русской православной культурыИконостас – это многосоставная икона, включающая символические значения отдельных составляющих его икон.Русский православный высокий иконостас несет в себе символическое выражение молитвы всей Церкви, горней и земной о царствии Божием. Наряду с общехристианскими святыми в этой молитве участвуют как покровители Руси и русского княжеского дома (апостол Андрей, св. мученики Георгий и Димитрий), так и появившиеся в течение нескольких предшествующих веков русской православной истории русские святые.Современный урок – это сочетание традиционных технологий и новых информационных источников, предусматривающих использование теле- и радиовещания, периодики, архивных материалов, ресурсов сети Интернет, использование демонстрационных программ, мультимедийных технологий. Это также использование дополнительного материала, который можно найти для различных категорий учащихся и для разного уровня подготовки.Методика использования мультимедийных технологий в процессе изучения материала способствует: усилению мотивации обучения учащихся; совершенствованию системы управления обучением на различных этапах урока; росту качества обучения и воспитания, повышению информационной культуры учащихся; повышению уровня осведомленности учащихся о современных информационных технологий; демонстрации возможностей компьютера не только как средства для игры.Мультимедиа-технологии как наиболее эффективное и многофункциональное средство обучения, интегрирует в себе мощные образовательные ресурсы, может обеспечить формирование и проявление ключевых компетенций ученика, прежде всего, информационной и коммуникативной.Список литературыБезек С. В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007 [Текст] / С. В. Безек. - Владимир, 2008.Быков В.Ю., Лапинский В.В. Методологические и методические основы создания и использования электронных средств учебного назначения / В.Ю. Быков, В.В. Лапинский // Компьютер в школе и семье. - №3. - 2012. - С. 3 - 6.Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд. ПБСФМ. 1999. Аверинцев С.С. Рай [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. Т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - С. 363.Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) [Текст] / С.С. Аверинцев // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977. - С. 323-334.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись [Текст] / М.В. Алпатов. - М.: Искусство, 1984. - 332 с.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.Бетин Л.В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса [Текст] / Л.В. Бетин // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. - М.: Наука, 1970. - С. 57 -72.Бетин Л.В. Об архитектурной композиции древнерусского высокого иконостаса [Текст] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. - М.: Наука, 1970. - С. 41 -56.Юрьева Т.В. Православный иконостас как традиционная ценность русской культуры // В сборнике: Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы. Сборник материалов научно-практической конференции. 2015. С. 42.Юрьева Т.В. Православная картина мира: мировосприятие и художественный образ: курс лекций / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2006. – 170 с. Барсов Н.И. Иконостас // Христианство. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1993. Т. 1. С.598. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 480 с. Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика / Редактор-составитель А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 752 с.Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи [Текст] / Ю.Г. Бобров. - СПб: Мифрил, 1995 - 256 с.Никольский М.В. Композиционные законы уставной православной иконописи – культурфилософский анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (44). С. 263-272.Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999 – 520 с.Никольский М.В. Символика цвета в уставной православной иконописи // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3 (49). С. 190-195.Ковалева Е.В. Философия иконы в системе идей русского платонизма: Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2006. – 22 с.Флоренский П.А. Иконостас // Соч.: в 4 т. / М.: Мысль, 1999. – Т. 2. – С. 419–520Олексюк А.В. Символизм культуры в трудах П.А. Флоренского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2012.№ 2. С. 62-67.Языкова И.К. Богословие иконы [Электронный ресурс] http://www.wco.ru/biblio/books/jazyk1/main.htmСоловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991. – 701 сШкарлупина Г. Д. Шаги в мир культуры : пособие по методике для студентов и учителей / Г. Д. Шкарлупина. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. С. 135Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 80-86.Сазонова Н.И. Визуальный образ православия и современная культура: к проблеме взаимодействия // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1 (1). С. 78-87.Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения. – М.: РАГС, 2002. – 239

Список литературы

1. Безек С. В. PowerPoint 2007. Как создать красочную и информативную презентацию. Создание презентаций в PowerPoint 2007 [Текст] / С. В. Безек. - Владимир, 2008.
2. Быков В.Ю., Лапинский В.В. Методологические и методические основы создания и использования электронных средств учебного назначения / В.Ю. Быков, В.В. Лапинский // Компьютер в школе и семье. - №3. - 2012. - С. 3 - 6.
3. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд. ПБСФМ. 1999.
4. Аверинцев С.С. Рай [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов мира. Т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1992. - С. 363.
5. Аверинцев С.С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса) [Текст] / С.С. Аверинцев // Семиотика и художественное творчество. - М., 1977. - С. 323-334.
6. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись [Текст] / М.В. Алпатов. - М.: Искусство, 1984. - 332 с.
7. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] / Н.А. Барская - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.
8. Бетин Л.В. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса [Текст] / Л.В. Бетин // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. - М.: Наука, 1970. - С. 57 -72.
9. Бетин Л.В. Об архитектурной композиции древнерусского высокого иконостаса [Текст] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. - М.: Наука, 1970. - С. 41 -56.
10. Юрьева Т.В. Православный иконостас как традиционная ценность русской культуры // В сборнике: Тысячелетие просветителя Руси: проблемы просвещения в зеркале духовной школы. Сборник материалов научно-практической конференции. 2015. С. 42.
11. Юрьева Т.В. Православная картина мира: мировосприятие и художественный образ: курс лекций / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2006. – 170 с.
12. Барсов Н.И. Иконостас // Христианство. Энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1993. Т. 1. С.598.
13. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 480 с.
14. Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика / Редактор-составитель А. М. Лидов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 752 с.
15. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи [Текст] / Ю.Г. Бобров. - СПб: Мифрил, 1995 - 256 с.
16. Никольский М.В. Композиционные законы уставной православной иконописи – культурфилософский анализ // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10 (44). С. 263-272.
17. Овчинников А.Н. Символика христианского искусства. М.: Родник, 1999 – 520 с.
18. Никольский М.В. Символика цвета в уставной православной иконописи // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3 (49). С. 190-195.
19. Ковалева Е.В. Философия иконы в системе идей русского платонизма: Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – СПб., 2006. – 22 с.
20. Флоренский П.А. Иконостас // Соч.: в 4 т. / М.: Мысль, 1999. – Т. 2. – С. 419–520
21. Олексюк А.В. Символизм культуры в трудах П.А. Флоренского // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2012.№ 2. С. 62-67.
22. Языкова И.К. Богословие иконы [Электронный ресурс] http://www.wco.ru/biblio/books/jazyk1/main.htm
23. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Искусство, 1991. – 701 с
24. Шкарлупина Г. Д. Шаги в мир культуры : пособие по методике для студентов и учителей / Г. Д. Шкарлупина. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. С. 135
25. Якина Л.Н. Культурологическая модель преподавания мировой художественной культуры в школе // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 80-86.
26. Сазонова Н.И. Визуальный образ православия и современная культура: к проблеме взаимодействия // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1 (1). С. 78-87.
27. Лисаковский И.Н. Художественная культура: Термины. Понятия. Значения. – М.: РАГС, 2002. – 239

Вопрос-ответ:

Каковы особенности визуальной православной культуры?

Особенности визуальной православной культуры включают использование изображений святых, мощей, икон и символов, а также особых цветовых сочетаний и орнамента.

Каковы основные символы иконостаса?

Основные символы иконостаса – это изображения христианских святых, апостолов, пророков, а также изображения Иисуса Христа и Богородицы.

Какова роль иконостаса в школьном образовании?

Иконостас играет важную роль на уроках культурологии в школе, так как он визуализирует и расширяет знания учащихся о православных традициях и символах.

Какие особенности конструкции иконостаса можно выделить?

Особенности конструкции иконостаса включают горизонтальное деление на ярусы, вертикальное деление на органические зоны, а также присутствие ворот и аналамбра.

Какова история происхождения иконостаса?

Иконостас в православии появился в 9-10 веках и был развит к 15-16 векам. Он служит для разделения святого и таинственного пространства в храме от мирского пространства.

Какова конструкция иконостаса?

Иконостас состоит из ряда вертикальных и горизонтальных делений, на которых располагаются иконы. Он поднимается до потолка и делит пространство храма на две части: святое пространство восточной части и мирское пространство западной части храма.

Какой символизм присутствует в иконостасе?

Иконостас имеет глубокий символический смысл. Различные иконы на иконостасе символизируют разные аспекты христианской веры и жизни, отображая моменты из Библии и жизни святых.

Что является особенностью визуальной православной культуры, отраженной в иконостасе?

Визуальная православная культура характеризуется строгостью и символичностью изображений. Иконостас как произведение искусства отражает эти особенности, представляя изображения святых и сцены из Библии в стилизованной и символичной форме.

Какие элементы композиции присутствуют в иконостасе?

Иконостас имеет сложную композицию, включающую вертикальные и горизонтальные деления, расположение иконостасных рядов, а также различные орнаментальные детали. Все эти элементы создают уникальную и гармоничную композицию иконостаса.

Какова история происхождения иконостаса?

Иконостас в православии возник в VI веке, когда церковь стала принимать еще больше христиан. Изначально иконостас был просто линией с изображениями святых, которые отделяли клирос и ковчег.