Культурно досуговая деятельность в системе библиотечно информационного обслуживания в публичной библиотеке( на базе сельской библиотеке).
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность как одна из форм библиотечно-информационного обслуживания 5
1.1 Понятие культурно-досуговой деятельности 5
1.2 Культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно информационного обслуживания 10
Глава 2. Анализ культурно-досуговой деятельности публичной библиотеки (на базе сельской библиотеки) 13
2.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности сельских библиотек в структуре учреждений культуры и досуга 13
2.2 Содержание культурно-досуговой деятельности сельской библиотеки 17
2.3 Сельские библиотеки Томской области как культурно-досуговые учреждения (на примере библиотек Молчановского и Кривошеинского районов) 21
Заключение 28
Список источников и использованной литературы: 29
В связи с увеличением и разнообразием информационных потоков в обществе постоянно возрастает значимость информационной культуры, требующая от человека умения ориентироваться в больших объемах информации и знания законов информационной среды [6]. Первичность информационной культуры заключается в том, что во многом именно на ее базе формируются художественная, научная, философская, правовая, политическая культура. Информационная культура тесно связана с государственной безопасностью, социальной стабильностью, политической устойчивостью: чем выше уровень информационной культуры, тем надежнее этический и правовой порядок в стране, крепче культурная и историческая память. В сфере деятельности библиотек - содействие развитию критического отношения к получаемой информации, культуры информационного поиска и чтения.Для учащихся профессиональных училищ и школьников в сельских библиотеках Томской области проводятся такие мероприятия, как библиотечные уроки,Дни библиотек, Дни информации, знакомство с картотеками и каталогами [8]. Библиотеки ведут активную работу по привлечению к чтению молодежи и детей. В дни весенних каникул библиотекари проводят для школьников недели детской книги; привлекают читателей к участию в ежегодной областной культурно-просветительской акции «Читающее общество - духовная Россия»; ведут работу по организации летнего чтения детей [8]. Ещё одним немаловажным аспектом информационной культуры является формирование семейной культуры. В данном направлении работа библиотечных специалистов очень важна, поскольку многие семьи не прививают своим детям интерес к книге, что совершенно неблагоприятно сказывается на развитии речи, мышления и успеваемости. Сельские библиотеки стремятся это исправить, проводя конкурсы на лучшую читающую семью, литературные вечера, семейные праздники, беседы, встречи. Сельские библиотеки также вносят свой вклад в формирования правовой культуры населения. В Кривошеинской библиотеке действует Центр деловой и правовой информации, в котором читатели могут оперативно ознакомиться с правовыми документами, изменениями в законодательстве, получить аналитический консультационный материал[8]. Фонд Центра постоянно обновляется и пополняется литературой по данной тематике, в Центре имеется информация о деятельности муниципальных и государственных органов власти. Здесь же населению предоставляются услуги электронной правовой программы «КонсультантПлюс», базы которой постоянно подлежат постоянному обновлению. Работники сельской библиотеки проводят массовую работу по правовому просвещению населения, осуществляют индивидуальное информирование по правовой тематике [7].Правовую культуру учащихся техникумов и школ сотрудники библиотек формируют в ходе проведения конкурсов письменных работ, викторин, познавательных часов, деловых игр: «Права человека в современном мире», «Знатоки права», «Символы Российского государства», «Права человека - твои права и др. [8]В библиотеках оформляются стенды с наиболее востребованной правовой информацией: «Правовая неотложка» (Кривошеинская библиотека), «Самое актуальное о выплатах, пособиях, пенсиях» (Молчановская библиотека) [8]. Одной из главных глобальных проблем на планете является неуклонное ухудшение экологического состояния. Очевидно, что актуальнейшей, первостепенной задачей является «экологизация сознания»[8]. В системе профессионального и общего среднего образования и в высшей школе в последние годы уделяется пристальное внимание вопросам формирования экологической культуры. Появляется все больше научно-методических разработок, публикаций, посвященных методологическим, философским, историческим обоснованиям развития экологической культуры общества в целом и отдельной личности. Экологическое образование и воспитание, формирование активной гражданской позиции каждого человека в деле охраны природы и в деятельности сельских библиотек стало приоритетным направлением. Постоянно пополняются и уже скомплектованы фонды экологической литературы: учебные пособия и учебники, аудио- и видеоматериалы, книги по огородничеству и цветоводству, популярная литература о флоре и фауне. Молчановская ЦБС сотрудничает с ОГУ «Облкомприрода», благодаря чему выделяются средства на приобретение для библиотек книг и периодических изданий экологической тематики. Библиотеки Кривошеинского района принимают участие в экологических проектах: «Как вести себя на природе», «Чудесный лес», «Чистый берег», «Парк Победы» и др. [8]Володинская сельская библиотека в работе по экологическому просвещению длительное время сотрудничает с школьным лесничеством «Кедр» и со школой.В сельских библиотеках работают экологические кружки и клубы. Клуб «Юные друзья природы» был создан на базе детского читального зала Молчановской библиотеки в 1992 году [8]. Его основными задачами является воспитание у детей бережного отношения к природе и культуры общения с природой. Формы работы с детьми разнообразны: конкурсы рисунков, познавательные часы, уроки здоровья, уроки доброты, игры-путешествия, историко-познавательные часы и многое другое. В Могочинской библиотеке работает детский экологический клуб «Грин-Сити», в библиотеке села Игреково- клуб «Скворушка»; проводятся массовые мероприятия для детей «День экологических знаний», «Знатоки леса», «Знатоки природы» [7]. Клубные объединения для взрослых также направлены на формирование экологической культуры: клуб любителей цветов «Флора» (Кривошеинская библиотека) и клуб «Огородник» (Молчановский библиотека) [8]. Участники обсуждают периодическую печать и литература по сельскому хозяйству, по растениеводству, делятся опытом, участвуют в районных и областных конкурсах флористических работ и гербариев. Таким образом, сотрудники библиотек выполняют важные задачи: воспитание любви к природе,популяризация здорового образа жизни,преодоление потребительского отношения к природе,формирование стремления беречь природу и интереса к окружающему миру.Работа многих сельских библиотек включает и эстетическое воспитание. В библиотеках активно работают кружки и клубы для разных возрастных групп. К примеру, в библиотеке Красного Яра работает поэтический клуб для старшего поколения, в Наргинской библиотеке – действует ветеранский хор «Яр» и клуб любителей поэзии «Встреча», в Молчановской библиотеке – клуб «Вдохновение» [8].В библиотеках проводятся литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству, как своих земляков, так и поэтов-классиков, организуются презентации книг. В библиотеках проводятся встречи с писателями Томской области[8]. Наргинская библиотека ведет работу с музыкальной школой и местным краеведческим музеем [7]. Проводятся выставки декоративно-прикладного творчества, фотографий, картин, музыкальные вечера. Оформляя выставки, работники библиотеки стараются сделать их познавательными, зрелищными, разнообразными и, по возможности, интерактивными[8]. Работники данных библиотек ведут работу по возрождению народной культуры, изучению фольклора, национальных обычаев и традиций. Вместе с работниками клубов и музыкальных школ библиотекари проводят народные гулянья и праздники, выставки-аукционы изделий местных, региональных мастеров, праздники села. В Володинской библиотеке ко Дню православной книги был реализован проект, цель которого - духовно-нравственное воспитание населения на основе традицийправославия [8]. В данной библиотеке были организованы встреча с архиепископомАсиновским и Томским Ростиславом, который подарил библиотеке большую подборку книг, и выставка «Русь православная» [8]. Белостокская и Новоисламбульская библиотеки Кривошеинского района многие свои внутренние и социальные мероприятия проводят на национальном языке. В библиотеку передаются печатные издания на польском языке. Новоисламбульская библиотека находится в деревне, где большинство жителей по своей национальности являются [8]. Поэтому библиотека, кроме функций по организации досуговой, образовательной, информационной деятельности, выполняет и функцию татарского национального центра культуры. В библиотеке собирается папка по национальной культуре «История и настоящее время татарского села. В ближайших планах многих библиотек –оформление альбомов с летописью своих деревень и сел, сбор местного фольклора, создание мини-музеев этнографического направления. Также в сфере деятельности сельских библиотек находится сохранение исторической памяти, воспитание уважения и интереса к истории родного края, особенно в среде подрастающего поколения. В библиотеках и школах оформляются краеведческие уголки. Таким образом, сегодня библиотека - это хранительница культурного наследия, досуговый, образовательный, информационный центр. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются сельские библиотеки: отсутствие собственного транспорта; отсутствие доступа к сети Интернет и недостаточная телефонизация; недостаточное финансирование; сокращение численности населения - библиотеки продолжают выполнять свои коммуникационные, культурно-досуговые, просветительские функции, при этом оставаясь настоящими центрами культурной жизни села. Сельские библиотеки сегодня являются важнейшим элементом единой инфраструктуры социального, культурного, обслуживания жителей; содействуют развитию духовного и интеллектуального потенциала.ЗаключениеВ настоящее время роль публичных библиотек, в частности, тех библиотек, которые расположены в сельской местности, претерпевает значительные изменения. Постепенно, из информационных центров, библиотеки трансформируются в социально-культурные институты, которые позволяют развивать и удовлетворять культурные и социальные потребности населения. Особенно актуально это для сельского населения, так как наиболее значимые культурные ценности, как правило, расположены в городской местности. Там же происходят и наиболее яркие культурные события. В целях устойчивого развития и сохранения традиций, сельской культуры, исторического и культурного наследия следует способствовать созданию кружкой, клубов на базе библиотеки; организации передвижных библиотек; приобретению специального оборудования и материально-технической базы библиотеки; обеспечить доступ к сети Интернет в библиотеке для всех жителей сельского поселения; создать центры обучения населения всех возрастных групп навыкам использования интернет ресурсов и групп компьютерной грамотности на базе библиотеки; создание видео и фото каталогов культурного наследия народов страны и региона, включающие нематериальное культурное наследие (рецепты традиционной кухни, обычаи, народные сказания, танцы, песни); осуществление развития публичных центров социально-значимой, деловой и правовой информации на базе сельской библиотеки.Данные меры позволят не только популяризовать сельскую культуру, но и облегчить научные исследования в области изучения поселковой и сельской литературы различных народов нашей страны.Список источников и использованной литературы:Бережная А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи/ А.В. Бережная// Научная палитра. – 2016. - №4 (14). – С.20Васина С.Е. Культурно-досуговая деятельность/ С.Е. Васина// Система ценностей современного общества. – 2010. - №16. – №204-208Головина Г.А. Культура досуга и культурное формирование личности/ Г.А. Головина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.103-108Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход/ Г.В. Головина// Экономика, право. Печать. Вестник КСЭИ. -2012. - №1-2 (53-54). – С. 221-223Дыченко Л.Ф. Культурно-досуговая деятельность сельской библиотеки/ Л.Ф. Дыченко// Культурная жизнь юга России. Приложение. – 2015. - №1(1). – С.58-60Елагина А.С. Институциональные аспекты развития деятельности сельских библиотек России/ А.С. Елагина// Крымский научный вестник. – 2016. – №6(2). – С.144-154Комягина А.А. Становление и развитие социально-культурной деятельности/ А.А. Комягина, С.В. Авдонина// Державинский форум. – 2017. - №4. – С.143-153Кузоро К.А. Клубная деятельность современных сельских библиотек (из опыта работы библиотек Молчановского, Кривошеинского, Каргасокскогорайонов Томской области)/ К.А. Кузоро, Д.Н. Болотских. – 2013. - №2(10). – С.87-92Кузоро К.А. Сельские библиотеки Томской области как культурно-просветительские учреждения (на примере библиотек Молчановского и Кривошеинского районов)/ Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2011. - №4. – С.73-79Кузоро К.А. Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области)/ К.А. Кузоро// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - №2-6(62). – С.193-197Масяйкина Е.А. Душа сельской библиотеки/ Е.А. Масяйкина// Книгоиздание. Книга. Текст. – 2015. - №2(9). – С.89-105Орлова Е.Н. Современная библиотека: информаторий или социальный культурно-досуговый центр/ Е.Н. Орлова// Труда ГПНТБ СО РАН. – 2014. - №7. – С.318-323Плавко И.А. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек/ И.А. Плавко// Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №1(3). – С.56-58Столетова А.С. Роль библиотек в организации культурно-досуговой сферы населения европейского севера России в 1950-1960 гг. (на примере Архангельской и Вологодской областей)/ А.С. Столетова// Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. - №6(44). – С.53-59Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как факто социально-культурной интеграции личности/ Д.В. Шамсутдинова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.5-10Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность»/ И.В. Шевчук// Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-2 (76). – С.93-95
2. Васина С.Е. Культурно-досуговая деятельность/ С.Е. Васина// Система ценностей современного общества. – 2010. - №16. – №204-208
3. Головина Г.А. Культура досуга и культурное формирование личности/ Г.А. Головина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.103-108
4. Головина Г.В. Досуговая деятельность и культура досуга: функциональный подход/ Г.В. Головина// Экономика, право. Печать. Вестник КСЭИ. -2012. - №1-2 (53-54). – С. 221-223
5. Дыченко Л.Ф. Культурно-досуговая деятельность сельской библиотеки/ Л.Ф. Дыченко// Культурная жизнь юга России. Приложение. – 2015. - №1(1). – С.58-60
6. Елагина А.С. Институциональные аспекты развития деятельности сельских библиотек России/ А.С. Елагина// Крымский научный вестник. – 2016. – №6(2). – С.144-154
7. Комягина А.А. Становление и развитие социально-культурной деятельности/ А.А. Комягина, С.В. Авдонина// Державинский форум. – 2017. - №4. – С.143-153
8. Кузоро К.А. Клубная деятельность современных сельских библиотек (из опыта работы библиотек Молчановского, Кривошеинского, Каргасокского районов Томской области)/ К.А. Кузоро, Д.Н. Болотских. – 2013. - №2(10). – С.87-92
9. Кузоро К.А. Сельские библиотеки Томской области как культурно-просветительские учреждения (на примере библиотек Молчановского и Кривошеинского районов)/ Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2011. - №4. – С.73-79
10. Кузоро К.А. Сохранение и популяризация культурного наследия региона сельскими библиотеками (на примере Томской области)/ К.А. Кузоро// Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. - №2-6(62). – С.193-197
11. Масяйкина Е.А. Душа сельской библиотеки/ Е.А. Масяйкина// Книгоиздание. Книга. Текст. – 2015. - №2(9). – С.89-105
12. Орлова Е.Н. Современная библиотека: информаторий или социальный культурно-досуговый центр/ Е.Н. Орлова// Труда ГПНТБ СО РАН. – 2014. - №7. – С.318-323
13. Плавко И.А. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек/ И.А. Плавко// Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №1(3). – С.56-58
14. Столетова А.С. Роль библиотек в организации культурно-досуговой сферы населения европейского севера России в 1950-1960 гг. (на примере Архангельской и Вологодской областей)/ А.С. Столетова// Вестник Томского государственного университета. История. – 2016. - №6(44). – С.53-59
15. Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как факто социально-культурной интеграции личности/ Д.В. Шамсутдинова// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - №1. – С.5-10
16. Шевчук И.В. Сущность понятий «досуг» и «досуговая деятельность»/ И.В. Шевчук// Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - №4-2 (76). – С.93-95
Вопрос-ответ:
Что такое культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания в публичной библиотеке на базе сельской библиотеки?
Культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания в публичной библиотеке на базе сельской библиотеки - это разнообразные мероприятия, проводимые библиотекой, которые направлены на достижение культурных и досуговых целей среди посетителей. Это могут быть лекции, мастер-классы, кинопоказы, выставки и другие формы культурного развлечения и образования.
Какую роль играет культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания?
Культурно-досуговая деятельность является одной из важнейших форм библиотечно-информационного обслуживания. Она помогает привлечь посетителей, создать комфортную и привлекательную атмосферу в библиотеке, а также способствует повышению культурного уровня и развитию интересов посетителей.
Какие мероприятия включает культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания?
Культурно-досуговая деятельность включает в себя разнообразные мероприятия, такие как лекции, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, выставки, книжные клубы, концерты, кинопоказы и многое другое. Возможности организации таких мероприятий ограничены только креативностью и пожеланиями библиотеки и ее посетителей.
Какова роль сельской библиотеки в организации культурно-досуговой деятельности?
Сельская библиотека играет важную роль в организации культурно-досуговой деятельности. В сельской местности библиотека часто является единственным культурным центром, где жители могут получить доступ к культурным и досуговым мероприятиям. Сельская библиотека дает возможность жителям расширить кругозор, познакомиться с новыми творческими направлениями, общаться с интересными людьми и проводить качественно время.
Что такое культурно-досуговая деятельность?
Культурно-досуговая деятельность - это вид библиотечно-информационного обслуживания, который направлен на организацию и проведение различных мероприятий и мероприятий развлекательно-познавательного характера для пользователей библиотеки.
Какую роль играет культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания?
Культурно-досуговая деятельность является одной из форм библиотечно-информационного обслуживания, которая способствует привлечению посетителей, созданию комфортной атмосферы в библиотеке, реализации их культурных и развлекательных потребностей, а также повышению качества обслуживания.
Какие мероприятия входят в культурно-досуговую деятельность публичной библиотеки на базе сельской библиотеки?
Культурно-досуговая деятельность публичной библиотеки может включать в себя различные мероприятия, такие как лекции, встречи с писателями, книжные выставки, клубы интересов, различные конкурсы и игры, творческие мастерские и другие формы досуговой активности.
Какие нормативные акты регулируют культурно-досуговую деятельность публичной библиотеки?
Культурно-досуговую деятельность публичной библиотеки регулируют нормативные акты, такие как Закон "Об образовании", Закон "О библиотечном и информационном деле", местные нормативные акты и другие нормативные документы, определяющие порядок организации и проведения культурно-досуговой активности в библиотеках.
Какие преимущества имеет культурно-досуговая деятельность в публичной библиотеке на базе сельской библиотеки?
Культурно-досуговая деятельность в публичной библиотеке на базе сельской библиотеки позволяет создать дополнительные возможности для развлечения и обучения жителей сельской местности, расширить их кругозор, поддержать и развить интерес к чтению, а также способствовать социализации и культурному развитию сельской общины.
Что такое культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания?
Культурно-досуговая деятельность в системе библиотечно-информационного обслуживания — это разнообразные мероприятия, которые проводятся в публичных библиотеках сельских населенных пунктов. Они направлены на предоставление культурно-информационных услуг для населения, включая организацию творческих групп, лекции, выставки, клубы интересов и другие активности.
Какая роль культурно-досуговой деятельности в системе библиотечно-информационного обслуживания?
Культурно-досуговая деятельность играет важную роль в системе библиотечно-информационного обслуживания. Она позволяет публичным библиотекам привлекать больше пользователей и предоставлять им дополнительные возможности для образования, развития и отдыха. Эти мероприятия помогают расширить кругозор и повысить общую культурную грамотность населения.
Какие конкретные виды культурно-досуговой деятельности проводятся в публичных библиотеках сельских населенных пунктов?
В публичных библиотеках сельских населенных пунктов проводятся различные виды культурно-досуговой деятельности. Это могут быть литературные вечера, тематические клубы, выставки произведений локальных художников, лекции о различных культурных темах, концерты, театральные постановки и другие мероприятия. Это позволяет населению сельской местности получать доступ к культурному развитию и развлекательным возможностям без необходимости ехать в город.