Традиционные и современные формы библиотечного обслуживания
Заказать уникальную курсовую работу- 62 62 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 11.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические основы библиотечного обслуживания 5
1.1.Определение понятия «Библиотечное обслуживание» 5
1.2. Методы библиотечного обслуживания 8
2.Формы библиотечного обслуживания 14
2.1. Традиционные формы библиотечного обслуживания на примере Диюрской библиотеки-филиала 7 14
2.2. Современные формы библиотечного обслуживания 17
Заключение 21
Список использованной литературы: 23
В 2016 году был оформлен стенд «Сельскохозяйственная перепись в 2016 году», где обновлялась информация о ходе переписи с марта по августу.В 2017 году проводилась профориентационная работа «Поступай» в рамках Постановления Администрации района.Многие российские библиотеки имеют опыт обслуживания инвалидов, включающий предоставление справочной информации и изданий, организацию массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации, развитию творческих способностей и др. Во многих библиотеках создаются специальные структурные подразделения по работе с инвалидами, разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские отношения с заинтересованными учреждениями. Сегодня публичные библиотеки берут на себя ответственность за доведение книги до инвалидов в районе своего обслуживания.Укрепляется материально-техническая база – приобретается специальное оборудование и т.д., спонсируются проекты, программы.Как правило, среди услуг, оказываемых муниципальными библиотеками читателям с ограниченными возможностями здоровья, следующие [15]: доставка литературы на дом, в том числе привлекая книгонош;индивидуальное информирование; внеочередное обслуживание; выездные читальные залы, книжные выставки; внестационарные формы обслуживания в реабилитационных специализированных учреждениях и коррекционных образовательных учреждениях; льготы при использовании платными услугами. Сегодня методы и формы обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья направлены не только на индивидуальную помощь каждому пользователю, они так же направлены на организацию его досуга, налаживания общения с окружающим миром, что поможет читателю-инвалиду справиться с чувством собственной неполноценности.В Диюрской библиотеке уже несколько лет организовано доставка книг инвалидам на дом. В контексте библиотечного обслуживания, использование информационных технологий, обусловило, прежде всего, появление новой категории виртуальных пользователей библиотек, которые желают пользоваться информационными ресурсами библиотек на основе электронных коммуникационных каналов. В современных условиях библиотечное обслуживание для этих категорий переноситься в так называемую веб-среду и осуществляется посредством сайта библиотеки, ее интернет-представительства[18].«Удаленный пользователь» - пользователь, который получает услуги библиотеки с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий, что позволяет ему находиться вне стен библиотеки.Одним из лидеров по количеству библиотек, активно осваивающих веб-среду,является Приморский край, в котором сосредоточено 35,8% всех представительств. В их число входит половина всех вузовских и детских и треть муниципальных городских библиотек и библиотечных систем. Половина региональных библиотек с помощью своих сайтов развивают новые формы обслуживания и коммуникации с пользователями: электронную доставку документов (НБ Республики Саха Якутии, Камчатская ОУНБ), МБА (НБ Республики Саха Якутии), справочные службы (НБ Республики Саха Якутии, Сахалинская и Камчатская ОУНБ), гостевые книги (Приморская ГПБ, Сахалинская ОУНБ). Всесторонне использует электронные формы информационного обслуживания НБ Республики Саха Якутии, предоставляя услуги: «Веб-каталогизация изданий перед публикацией», «Юридическая консультация» (Центром правовой и деловой информации) и другие [11].В библиотеках Санкт-Петербурга работает « Виртуальный читальный зал», который открывает пользователям библиотеки удаленный доступ с домашних компьютеров к полнотекстовым подписным базам появление данных таких, как: Интегрум логин, БиблиоРоссика, EstView и др. Читателю для удаленной работы необходимо получить логин и пароль, это можно сделать при личном посещение библиотеки или через сайт, зарегистрировавших на нем. После регистрации читатель получает право работать с информационными ресурсами на сайте библиотеки. С 2013г. выдаются электронные книги через систему ЛитРес. [2].Применение новых технологий делает значительно более комфортным для читателя пользование и самой библиотекой: электронная запись в библиотеку, продление книги через сайт или страницу библиотеки в социальных сетях, единый читательский билет.Сегодня для успешной и плодотворной работы библиотеки необходимо применять в своей деятельности нововведения, которые позволят ей раскрыть свой потенциал, повысить качество обслуживания читателей. Применение в соей деятельности инноваций сложный, но очень интересный процесс, творческий подход к нему поможет библиотекам в работе в современных реалиях.ЗаключениеБиблиотечное обслуживание — это открытая, многоуровневая система по предоставлению пользователям библиотек разнообразных услуг (информационных, образовательных, досуговых, сервисных, издательских, посреднических и рекламных) в соответствии с заданием, миссией и необходимостью в зоне обслуживания. Каждая библиотека, обслуживая своих читателей «подстраивается» под их нужды и потребности – носит книги на дом, организует кружки, оформляет книжные выставки и многое другое.Организуя библиотечное обслуживание, библиотека использует как традиционные, так современные, инновационные формы или что происходит достаточно часто, синтезирует (объединяет) их. Для организации библиотечногообслуживания удаленных населенных пунктах использует КИБО. При организации библиотечного обслуживания все больше библиотек могут использовать спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д. Включение этих технологий придает новое звучание таким традиционным формам, как конференция, литературные вечера, устные журналы и т.п.В Диюрской библиотеки библиотечное обслуживание охватывает все традиционные формы работы. В библиотеке постоянно организовываются книжные выставки, проходят массовые мероприятия для различных категорий пользователей – от детей до тружеников тыла. С покупкой оборудования (компьютера, проектора) массовые мероприятия стали более интерактивными и красочными.Для детей и подростков организованы кружок «Читайка» и клуб знаков родного края.Работниками библиотеки организована внестационарная работа – открыта передвижная библиотека в п. Ыргеншар; книгоношество в магазины, в учреждения МБОУ «Диюрская ООШ», инвалидам, пожилым людям.Для внедрения в работу инновационных форм обслуживания читателей, например, виртуального читального зала, доступа к Национальной электронной библиотеки, создание интернет-страницы библиотеки и других, необходимо финансирование, обучение специалистов.Таким образом, картина библиотечного обслуживания в целом оптимистична. Библиотека востребована в качестве информационного, образовательного и культурно-досугового учреждения. Потенциал библиотеки не исчерпан, есть все основания полагать, что работа с различными группами читателей получит новое творческое развитие в будущем.Список использованной литературы:Аникина, А.О. Внестационарное библиотечное обслуживание в условиях современности: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / А.О. Аникина // Молодежный вестник Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №1. – С. 38-41Ахти, Е.Г. Системный подход к обеспечению качества информационно-библиотечного обслуживания [Текст] / Е.Г. Ахти // Петербургская библиотечная школа. – 2013. – №4. – С.26-33Библиотеки – центры чтения: материалы обл. науч.-практ. конф. 22-23 мая 2013 г. [Текст] / Управление культуры Сахалин. обл. универс. науч. б-ка; сост. В. В. Мельникова; редкол. : Р. А. Блинова, Т. А. Козюра, В. А. Малышева, Е. Г. Муравьёва. – Южно-Сахалинск, 2013. – 99 с.Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Бородина. – Москва: Либерия, 2004. – 168 с.Варганова, Г.В. Передвижная библиотека как институт обслуживания мигрантов и беженцев [Текст] / Г.В. Варганова // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 94–98.ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст] // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. – СПб., 2003. – C. 14–49Данилова, Л.Ю. Мобильное библиотечное обслуживание населения в Хабаровском крае: модели развития [Текст] / Л. Ю. Данилова, Л. Б. Киселёва // Библиосфера. – 2013. – №4. – С. 65-70Дергилева, Т.В.Библиотечное обслуживание [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 052700-"Библиотечно-информационная деятельность" / Татьяна Владиславовна Дергилева ; Учреждение Российской акад. наук, Гос. публичная научно-техническая б-ка Сибирского отд-ния РАН, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Новосибирский гос. пед. ун-т ". – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. – 135 с.Зуденкова, С.А. Проблемы предоставления муниципальных услуг в сфере библиотечного обслуживания населения [Текст] / С.А. Зуденкова // Научный альманах. – 2015. – №8. – С. 173-176Ильина, Ж.Б.Инновационные формы работы с молодежью [Текст] / Ж. Б. Ильина // Современные подходы к библиотечному обслуживанию в образовательных учреждениях. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 8-13.Качанова, Е.Ю. Библиотечное обслуживание на Дальнем Востоке с позиций социальных функций библиотек, традиций и инноваций [Текст] / Е.Ю. Качанова // Вестник дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – №1. – С. 18-26Кондрашкина, Е. В.Массовое библиотечное обслуживание [Текст] : учебно-практическое пособие / Е. В. Кондрашкина. – Москва: Литера, 2012. – 174 с. : ил., табл.Логинова, М. И.Библиотечное обслуживание [Текст]: метод. указания / Майя Ивановна Логинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Марийс. гос. ун-т, Фак. культуры и искусств. – Йошкар-Ола, 2004. – 43 с.Макрушина, С.В.Консультирование: современный взгляд на традиционные формы обслуживания [Текст] / С. В. Макрушина // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург, 2012. – № 65. – С. 84-86.Медникова, Т. Слово, которое лечит [Текст] / Т. Медникова // Библиополе. – 2015. – №4. – С.66–67Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание[Текст]: учебник / Ю.П. Мелентьева. – Москва: Издательство ФАИР, 2006. – 256 с. – (специальный издательский проект для библиотек)Новикова, М.А. Мобильное обслуживание в современной России [Текст] / М.А. Новикова // Библиотека. – 2012. – № 3. – С. 12–14.Попова, В.А.Библиотечное обслуживание юношества: показатели и тенденции [Текст] / В. А. Попова // Государственные и муниципальные библиотеки Иркутской области в 2004 году : Ежегод. аналит. обзор. – Иркутск : ИОГУНБ им. М. И. Молчанова-Сибирского, 2005. – C. 33-34.
1. Аникина, А.О. Внестационарное библиотечное обслуживание в условиях современности: отечественный и зарубежный опыт [Текст] / А.О. Аникина // Молодежный вестник Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №1. – С. 38-41
2. Ахти, Е.Г. Системный подход к обеспечению качества информационно-библиотечного обслуживания [Текст] / Е.Г. Ахти // Петербургская библиотечная школа. – 2013. – №4. – С.26-33
3. Библиотеки – центры чтения: материалы обл. науч.-практ. конф. 22-23 мая 2013 г. [Текст] / Управление культуры Сахалин. обл. универс. науч. б-ка; сост. В. В. Мельникова; редкол. : Р. А. Блинова, Т. А. Козюра, В. А. Малышева, Е. Г. Муравьёва. – Южно-Сахалинск, 2013. – 99 с.
4. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Бородина. – Москва: Либерия, 2004. – 168 с.
5. Варганова, Г.В. Передвижная библиотека как институт обслуживания мигрантов и беженцев [Текст] / Г.В. Варганова // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 94–98.
6. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения [Текст] // Стандарты по библиотечно-информационной деятельности. – СПб., 2003. – C. 14–49
7. Данилова, Л.Ю. Мобильное библиотечное обслуживание населения в Хабаровском крае: модели развития [Текст] / Л. Ю. Данилова, Л. Б. Киселёва // Библиосфера. – 2013. – №4. – С. 65-70
8. Дергилева, Т.В.Библиотечное обслуживание [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 052700-"Библиотечно-информационная деятельность" / Татьяна Владиславовна Дергилева ; Учреждение Российской акад. наук, Гос. публичная научно-техническая б-ка Сибирского отд-ния РАН, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Новосибирский гос. пед. ун-т ". – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. – 135 с.
9. Зуденкова, С.А. Проблемы предоставления муниципальных услуг в сфере библиотечного обслуживания населения [Текст] / С.А. Зуденкова // Научный альманах. – 2015. – №8. – С. 173-176
10. Ильина, Ж.Б.Инновационные формы работы с молодежью [Текст] / Ж. Б. Ильина // Современные подходы к библиотечному обслуживанию в образовательных учреждениях. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. – С. 8-13.
11. Качанова, Е.Ю. Библиотечное обслуживание на Дальнем Востоке с позиций социальных функций библиотек, традиций и инноваций [Текст] / Е.Ю. Качанова // Вестник дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – №1. – С. 18-26
12. Кондрашкина, Е. В.Массовое библиотечное обслуживание [Текст] : учебно-практическое пособие / Е. В. Кондрашкина. – Москва: Литера, 2012. – 174 с. : ил., табл.
13. Логинова, М. И.Библиотечное обслуживание [Текст]: метод. указания / Майя Ивановна Логинова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Марийс. гос. ун-т, Фак. культуры и искусств. – Йошкар-Ола, 2004. – 43 с.
14. Макрушина, С.В.Консультирование: современный взгляд на традиционные формы обслуживания [Текст] / С. В. Макрушина // Информационный бюллетень РБА. – Санкт-Петербург, 2012. – № 65. – С. 84-86.
15. Медникова, Т. Слово, которое лечит [Текст] / Т. Медникова // Библиополе. – 2015. – №4. – С.66–67
16. Мелентьева, Ю.П. Библиотечное обслуживание[Текст]: учебник / Ю.П. Мелентьева. – Москва: Издательство ФАИР, 2006. – 256 с. – (специальный издательский проект для библиотек)
17. Новикова, М.А. Мобильное обслуживание в современной России [Текст] / М.А. Новикова // Библиотека. – 2012. – № 3. – С. 12–14.
18. Попова, В.А.Библиотечное обслуживание юношества: показатели и тенденции [Текст] / В. А. Попова // Государственные и муниципальные библиотеки Иркутской области в 2004 году : Ежегод. аналит. обзор. – Иркутск : ИОГУНБ им. М. И. Молчанова-Сибирского, 2005. – C. 33-34.
Вопрос-ответ:
Что такое библиотечное обслуживание?
Библиотечное обслуживание - это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей пользователей библиотеки. Оно включает в себя предоставление доступа к информационным ресурсам, проведение услуг по поиску и предоставлению информации, организацию мероприятий и обучения пользователей.
Какие методы библиотечного обслуживания существуют?
Существует несколько методов библиотечного обслуживания, включающих индивидуальное и групповое обслуживание, дистанционное обслуживание, подписные услуги, услуги по информационно-библиографическому обслуживанию, справочно-библиографическое обслуживание и другие. Каждый метод нацелен на удовлетворение определенных потребностей пользователей библиотеки.
Какие традиционные формы библиотечного обслуживания существуют?
На примере Диюрской библиотеки филиала 7 существуют традиционные формы библиотечного обслуживания, такие как выдача книг на дом, проведение чтений, информационно-библиографическое обслуживание, комплектование фонда, работа с читательскими абонементами. Эти формы обслуживания имеют долгую историю и широко применяются в библиотеках.
Какие современные формы библиотечного обслуживания существуют?
В современных условиях были разработаны и внедрены новые формы библиотечного обслуживания, такие как электронные библиотеки, информационно-поисковые системы, виртуальные экскурсии, онлайн-консультации и др. Они позволяют пользователям получать доступ к информации и услугам библиотеки в любое время и из любого места, используя современные технологии.
В чем состоит значение оформления стенда "Сельскохозяйственная перепись в 2016 году"?
Оформление стенда "Сельскохозяйственная перепись в 2016 году" имеет важное значение для информирования пользователей о данном событии и предоставлении им актуальной информации. Стенд может содержать различные материалы, статистические данные, графики, географические карты, которые помогут пользователям лучше понять и оценить результаты переписи в сельском хозяйстве в 2016 году.
Что такое библиотечное обслуживание?
Библиотечное обслуживание - это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей пользователей библиотеки. Оно включает в себя такие процессы как поиск и предоставление информации, консультации по вопросам использования библиотечных ресурсов, организацию мероприятий и многое другое.
Какие методы библиотечного обслуживания существуют?
Существует несколько методов библиотечного обслуживания, включая индивидуальное обслуживание, групповое обслуживание, удаленное обслуживание и информационно-библиографическое обслуживание. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в различных ситуациях в зависимости от потребностей пользователей и доступных ресурсов библиотеки.
Какие традиционные формы библиотечного обслуживания существуют?
Одна из традиционных форм библиотечного обслуживания - это предоставление печатных книг, журналов и других печатных материалов для чтения в читальном зале библиотеки. Также оказывается услуга по выдаче книг на дом, обеспечение возможности чтения книги в библиотеке с помощью микрофильмов и микрофиш, а также предоставление книг в электронном формате.
Какие современные формы библиотечного обслуживания существуют?
В современном библиотечном обслуживании используются такие формы как онлайн-библиотеки, где пользователи могут читать книги и получать информацию через интернет, электронные библиотечные базы данных, где хранится большое количество электронных ресурсов, и предоставление возможности удаленного доступа к библиотечным информационным ресурсам. Также проводятся различные мероприятия, в том числе лекции, семинары и кружки по интересам, для активного участия пользователей в жизни библиотеки.