Перспективы расширения международного сотрудничества в целях обеспечения национальной экономической безопасности России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 28 28 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения экономической безопасности и механизмов ее обеспечения 5
1.1 Основные подходы к определению экономической безопасности государства 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в России 10
Глава 2. Международное сотрудничество России в противодействии угрозам национальной экономической безопасности 13
2.1 Россия в условиях современных вызовов и угроз экономической безопасности 13
2.2 Перспективы совершенствования механизмов противодействия угрозам экономической безопасности России 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28


Фрагмент для ознакомления

Главная задача, которая сегодня стоит перед российской экономикой – это модернизация экономики. В этом плане больше перспектив имеет технологическое взаимодействие с государствами БРИКС (т.к. страны Запада не заинтересованы в подобном усилении РФ). Главные отрасли, имеющие большой потенциал для России, с точки зрения развития торгово-экономических контактов со странами БРИКС, - энергетика, сельское хозяйство, биотехника, фармацевтика и др. Сотрудничество в этих областях важно и с учетом значительных инвестиционных возможностей БРИКС. Расчеты России на получение крупных инвестиций в качестве компенсации за разрушение СССР и Варшавского блока не оправдались. Демонтаж планового хозяйства, подключение к мировой экономике, переход к демократии – все это Западом принято, но без ответных шагов. Напротив, большие объемы инвестиции в последние десятилетия Запад направлял не в «демократическую» Россию, а в «авторитарный» Китай.
В настоящее время против российских товаров введены ограничения в доступе на зарубежные рынки. География этих ограничений представлена на рис. 4: США, Мексика, Бразилия, Марокко, Европейский Союз, Украина, Турция, Египет, Индия, Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Австралия, страны ССАГПЗ. С точки зрения товарной структуры превалируют металлы и товары химической промышленности.
В настоящее время важно выявлять и устранять ограничения в торговой политике зарубежных стран, которая негативно влияет на доступ российской продукции.


Рис. 4. Географическое распределение существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки
Источник: составлено автором по данным Минэкономразвития России.

С учетом ренкинга привлекательности зарубежных страновых рынков для российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров, формулируемых РЭЦ, можно определить наиболее перспективные страны для экспортных поставок РФ (табл. 2).

Таблица 2. Перспективные регионы для экспорта РФ
Регион Перспективные страны 1. СНГ Узбекистан, Казахстан, Белоруссия 2. Восточная Европа Польша, Сербия, Румыния 3. Западная Европа ФРГ 4. Ближний Восток Турция 5. Восточная Азия Китай 6. Юго-Восточная Азия Вьетнам 7. Южная Азия Индия 8. Северная Африка Египет 9. Северная Америка США 10. Тропическая Африка Кения 11. Латинская Америка Перу 12. Австралия и Океания Австралия Источник: составлено автором по данным РЭЦ.

Особые перспективы имеют торгово-экономические контакты России с Китаем как одной из сильнейших экономик мира – с 2015 года первое место по ВВП. Несмотря на то, что сегодня в экспертной среде говорят об опасностях сближения с Китаем, так как это «может понизить статус РФ до уровня младшего партнера», тем не менее это видится неоправданным – и Россия, и КНР имеют много обоюдных интересов. Нельзя отрицать, что Китай будет в первую очередь защищать свои интересы. Так, китайские финансовые учреждения неохотно идут на кредитование российских банков, которые лишились дешевого финансирования на Западе. Пользуясь тяжелым экономическим положением России, Китай добился выгодных для себя цен на закупки газа по будущим сибирским маршрутам и стремится получить доступ к активам российских предприятий. России следует это учитывать.
Сегодня у России отсутствует другая альтернатива. Западное направление остается важным во всех сферах, но политической воли к реальному сотрудничеству с Россией в США и ЕС сейчас нет. Китай же активно проявляет заинтересованность в сотрудничестве с РФ, в том числе, и в целях использования евразийского пространства для продвижения на рынки Европейского Союза.

Заключение

Проведенное исследование показало правомерность использования следующего определения экономической безопасности – это комплекс условий внутреннего и внешнего характера, которые способствуют эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности обеспечивать потребности государства, общества и индивид, поддерживать высокий уровень конкурентоспособности на внешнем рынке и давать гарантию от различных угроз и потерь.
В России сформирована нормативно-правовая база по вопросам экономической безопасности, что отражено в таких документах как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации 1996 г., Федеральный закон «О безопасности» 2010 г., Стратегия безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. При этом следует отметить, что все те угрозы, которые были актуализированы каждым их указанных документов, являются действенными и сегодня. Слабое место указанных актов – это непроработанный понятийный аппарат, которые очень важно привести к единообразию.
Отдельное внимание в исследовании уделено внешним угрозам экономической безопасности. Здесь была дана оценка современному состоянию внешнеэкономической деятельности России. Здесь страна сегодня сталкивается с немалыми угрозами. В частности, уже долгое время не снижает обороты проблема импортозависимости. В последние годы, когда действуют антироссийские санкции со стороны некоторых стран Запада, а также ответные санкции России по запрету импорта продовольствия из ряда государств, особо остро поставлен вопрос совершенствования политики импортозамещения.
Сами проблемы импортной зависимости появились в стране еще задолго до веления санкций, однако нынешний кризис особенно обострил ситуацию, когда со сложностями столкнулись многие сектора российской экономики (больше всего пострадала обрабатывающая промышленность).
В этих условиях власти России должны уделить больше внимания точечной поддержке структурных изменений в экспорте России, здесь нужно развивать те сектора, которые имеют реальную или потенциальную конкурентоспособность, что поможет не только улучшить внешнеэкономические показатели, но и будет помогать обеспечению экономической безопасности страны.



Список использованных источников и литературы

Астахов Е.М. БРИКС: перспективы развития // Вестник МГИМО. Мировая политика. 2016. №1 (46). C. 42-50.
Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // URL: http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
ВВП России в 2017 году вырос на 1,5% // URL: http://tass.ru/ekonomika/4922711
Внешнеэкономическая политика // Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 819-820.
Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов. Под ред. А.А. Ткаченко. М.: «Вузовский учебник», 2015.
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. №3. С. 4-13.
Климова О.С., Журавлева К.С. Некоторые особенности внешней торгволи России в период глобализации мирового хозяйства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1. С. 63-66.
Макарова О.Н., Волкова Т.В. Роль экономической экспертизы в системе экономической безопасности страны // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2013. №3 (59). С. 113-123.
Международная торговая политика. Под ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Издательство Юрайт, 2017.
Нуреев Р.М. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Вопросы регулирования экономики. 2016. №4. С. 32-47.
Павперова М.О., Кузнецов И.А. К вопросу экономической безопасности потребителей в процессе информационной модернизации услуг ЖКХ // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 174-180.
Поляков В.В. Международные экономические отношения. М.: Юрайт, 2018.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Пронин Э.А. Экономическая безопасность государства: истоки и концептуальные связи // Полицейская деятельность. 2015. №3. С. 141-157.
Растворцева, С.Н., Фаузер, В.В., Задорожный, В.Н., Залевский, В.А. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011.
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html
Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. М., 2011. Вып. 16. С. 44-74.
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/
Федеральный закон №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2016. №7 (340). С. 107-118.




Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. №3. С. 4-13.
См.: Павперова М.О., Кузнецов И.А. К вопросу экономической безопасности потребителей в процессе информационной модернизации услуг ЖКХ // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 174-180.
Пронин Э.А. Экономическая безопасность государства: истоки и концептуальные связи // Полицейская деятельность. 2015. №3. С. 157.
Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html
Макарова О.Н., Волкова Т.В. Роль экономической экспертизы в системе экономической безопасности страны // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2013. №3 (59). С. 113-123.
Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2016. №7 (340). С. 107-118.
Росстат // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
ВВП России в 2017 году вырос на 1,5% // URL: http://tass.ru/ekonomika/4922711
Поляков В.В. Международные экономические отношения. М.: Юрайт, 2018. С. 79.
Международная торговая политика. Под ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 231.
Нуреев Р.М. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Вопросы регулирования экономики. 2016. №4. С. 32-47.
Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13858&Itemid=2095
Там же.
Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // URL: http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Климова, О.С., Журавлева, К.С. Некоторые особенности внешней торгволи России в период глобализации мирового хозяйства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1. С. 63-66.
Внешнеэкономическая политика // Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 819-820.
Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов. Под ред. А.А. Ткаченко. М.: «Вузовский учебник», 2015. С. 6.
Растворцева, С.Н., Фаузер, В.В., Задорожный, В.Н., Залевский, В.А. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011. С. 31.
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Федеральный закон №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
Астахов Е.М. БРИКС: перспективы развития // Вестник МГИМО. Мировая политика. 2016. №1 (46). C. 47.
Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. М., 2011. Вып. 16. С. 44-74.












2

1. Астахов Е.М. БРИКС: перспективы развития // Вестник МГИМО. Мировая политика. 2016. №1 (46). C. 42-50.
2. Быркова Е. Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты // URL: http://провэд.рф/analytics/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
3. ВВП России в 2017 году вырос на 1,5% // URL: http://tass.ru/ekonomika/4922711
4. Внешнеэкономическая политика // Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 819-820.
5. Внешнеэкономическая политика России в условиях глобальных вызовов. Под ред. А.А. Ткаченко. М.: «Вузовский учебник», 2015.
6. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года // URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/vec2020
7. Ворожихин В.В. Об определении экономической безопасности в условиях глобализации // Безопасность бизнеса. 2014. №3. С. 4-13.
8. Климова О.С., Журавлева К.С. Некоторые особенности внешней торгволи России в период глобализации мирового хозяйства // Общество: политика, экономика, право. 2014. №1. С. 63-66.
9. Макарова О.Н., Волкова Т.В. Роль экономической экспертизы в системе экономической безопасности страны // Вестник Санкт - Петербургского университета МВД России. 2013. №3 (59). С. 113-123.
10. Международная торговая политика. Под ред. Р.И. Хасбулатова. М.: Издательство Юрайт, 2017.
11. Нуреев Р.М. Инновационный потенциал России в условиях экономических санкций: резервы роста // Вопросы регулирования экономики. 2016. №4. С. 32-47.
12. Павперова М.О., Кузнецов И.А. К вопросу экономической безопасности потребителей в процессе информационной модернизации услуг ЖКХ // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 174-180.
13. Поляков В.В. Международные экономические отношения. М.: Юрайт, 2018.
14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 330 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
15. Пронин Э.А. Экономическая безопасность государства: истоки и концептуальные связи // Полицейская деятельность. 2015. №3. С. 141-157.
16. Растворцева, С.Н., Фаузер, В.В., Задорожный, В.Н., Залевский, В.А. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации. СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011.
17. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // URL: https://rg.ru/2017/05/15/prezident-ukaz208-site-dok.html
18. Уянаев С.В. Сотрудничество в формате БРИКС в контексте основных тенденций современного мира // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. М., 2011. Вып. 16. С. 44-74.
19. Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
20. Федеральная таможенная служба // URL: http://customs.ru/
21. Федеральный закон №164-ФЗ от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Правовая база «КонсультантПлюс».
22. Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность 2016. №7 (340). С. 107-118.

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы к определению экономической безопасности государства?

Основные подходы к определению экономической безопасности государства включают экономический, политический, военно-стратегический и комплексный подходы. Экономический подход рассматривает экономическую безопасность в контексте обеспечения стабильности и развития национальной экономики. Политический подход связан с управлением государством и обеспечением его независимости и стабильности. Военно-стратегический подход подразумевает защиту государства от возможных военных угроз. Комплексный подход объединяет все вышеперечисленные аспекты и рассматривает экономическую безопасность как комплексную систему.

Какое нормативно-правовое регулирование экономической безопасности существует в России?

Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности в России осуществляется на различных уровнях. Основными документами, регулирующими эту сферу, являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О национальной безопасности", Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а также ряд других законодательных актов. Кроме того, существуют положения, указы и распоряжения Президента России, которые также влияют на нормативно-правовую базу обеспечения экономической безопасности.

В каких областях Россия сотрудничает в противодействии угрозам национальной экономической безопасности?

Россия сотрудничает с другими странами и международными организациями во многих областях, связанных с противодействием угрозам национальной экономической безопасности. Это включает сотрудничество в сфере торгово-экономических отношений, в том числе заключение международных соглашений и договоров, совместные проекты, обмен опытом и экспертизой. Также Россия активно участвует в международном сотрудничестве в области информационной безопасности, киберзащиты, борьбы с финансовым преступлениями и терроризмом.

Какие подходы существуют к определению экономической безопасности государства?

Существуют различные подходы к определению экономической безопасности государства. Некоторые исследователи подчеркивают важность стабильности экономической системы и ее способности противостоять внутренним и внешним угрозам. Другие акцентируют внимание на защите экономических интересов и достижении экономической самоудовлетворенности государства. Еще один подход связывает экономическую безопасность с обеспечением устойчивого экономического роста и снижением уязвимости перед кризисами и изменениями на мировых рынках.

Какое нормативно-правовое регулирование существует в России для обеспечения экономической безопасности?

В России существует нормативно-правовое регулирование для обеспечения экономической безопасности. Оно включает федеральные законы, постановления правительства, нормативные акты Банка России и другие документы. Важными направлениями этого регулирования являются обеспечение стабильности финансовой системы, защита от внешних угроз экономической безопасности и развитие инфраструктуры для обеспечения безопасности информационного пространства.

Какое международное сотрудничество в области экономической безопасности противодействует угрозам для России?

Россия активно развивает международное сотрудничество в области экономической безопасности для противодействия угрозам. Это включает участие в международных организациях, таких как ВТО и СНГ, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних соглашений, создание и развитие региональных интеграционных структур. Россия также проводит совместные учения и консультации с другими государствами для обмена опытом и координации действий в области экономической безопасности.

Какие подходы используются для определения экономической безопасности государства?

Для определения экономической безопасности государства применяются различные подходы, такие как военно-политический, экономический и комплексный подходы. Военно-политический подход рассматривает экономическую безопасность через призму военной или политической угрозы. Экономический подход сосредоточен на анализе экономических факторов, которые могут представлять угрозу. Комплексный подход объединяет различные аспекты для оценки экономической безопасности, включая военно-политические, экономические, социальные и экологические аспекты.

Как регулируется экономическая безопасность в России?

Экономическая безопасность в России регулируется нормативно-правовыми актами. Основным документом, определяющим политику государства в области экономической безопасности, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Кроме того, существует ряд законов, указов и постановлений правительства, которые регулируют различные аспекты экономической безопасности, включая внешнеэкономическую деятельность, финансовую систему, транспортную инфраструктуру и др. Важным элементом регулирования являются также международные соглашения и договоры, заключаемые Россией с другими государствами для защиты экономической безопасности.