Конституционные основы экологического права.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экологическое право
  • 30 30 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 2
Глава 1 КОНСТИТУЦИОННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 5
1.1. Имущественная ответственность 6
1.2. Дисциплинарная ответственность 11
1.3. Административная ответственность 12
1.4. Уголовная ответственность 15
Глава 2 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 18
2.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ 21
2.2. Плата за сбросы загрязняющих веществ 24
2.3. Плата за размещение отходов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31

Фрагмент для ознакомления

Остановимся на расчете платы за сбросы только в водный объект, так как при сбросе через централизованную систему водоотведения речь идет исключительно о воздействии на сети, так как сточные воды с сетей очищаются коммунальными очистными сооружениями, следовательно загрязнителем является владелец ЦСВ.
Правоустанавливающим основанием для начала осуществления сброса сточных вод в водный объект является разрешение на сброс, выдаваемое уполномоченными органами. При этом процедуре выдачи разрешения на сброс предшествует процедура утверждения нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы. Наличие или отсутствие оформленного разрешения на сброс является принципиальным моментом при определении размера платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект.
Исходными данными для расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект являются данные первичного учета объема сброса сточных вод в водный объект и их качества, а также значения установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы (в случае их наличия), указанных в разрешении.
В зависимости от наличия или отсутствия правоустанавливающей документации и соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы плата за сброс рассчитывается по аналогии с вышеприведенным расчетом платы за выбросы.

2.3. Плата за размещение отходов

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов, понятие которого определено положениями Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 года.
Так, размещение отходов включает два подвида обращения с отходами: хранение и захоронение.
Хранение отходов представляет собой накопление отходов в объектах размещения отходов для их дальнейшего захоронения, обезвреживания или использования (т.е. временное нахождение отходов в специально оборудованном месте).
Захоронение отходов предусматривает изоляцию отходов, которые не пригодны к последующему использованию, в специально оборудованных местах хранения для исключения проникновения загрязняющих веществ в природнуюю среду (т.е. конечный вид обращения с отходами).
При решении вопроса об отнесении той или иной деятельности к деятельности по размещению отходов для целей определения лица, обязанного вносить ПНВОС, следует учитывать общую позицию арбитражных судов по данному вопросу.
Так, различие подходов хозяйствующих субъектов и административных органов к вопросу об определении субъекта осуществления деятельности по размещению отходов породило необходимость разрешения спора на высшем судебном уровне.
При этом деятельность по размещению отходов рассматривалась с двух позиций:
1) как юридическое размещение отходов – при первом подходе субъектом, осуществляющим деятельность, признается лицо, которое обладает правом собственности на размещаемые отходы;
2) как фактическое размещение – при втором подходе негативное воздействие в виде размещения отходов осуществляет лицо, эксплуатирующее объект размещения отходов.
При определении размера платы за объем размещенных отходов следует исходить из наличия разрешительной документации на право размещения определенного количества отходов в конкретном объекте размещения отходов. Разрешительной документацией в данном случае является Документ об утверждении НООЛР (далее – Документ), выдаваемый территориальным органом Росприроднадзора или органами исполнительной власти субъекта РФ.
В зависимости от наличия или отсутствия Документа, а также соблюдения или превышения установленных Документом предельных объемов отходов, допустимых к размещению, плата за размещение отходов рассчитывается одним из следующих способов:
При наличии Документа:
1) в пределах установленных лимитов – путем умножения соответствующих ставок платы на объем размещенных отходов и последующего суммирования произведений;
2) сверх установленных лимитов – перемножением ставок платы на разность между объемом фактически размещенных отходов и установленными лимитами на размещение данных отходов, последующего суммирования полученных произведений и умножения их на пятикратный повышающих коэффициент.
При этом при превышении установленных лимитов сумма платы складывается из суммы платы за размещение отходов в рамках установленных лимитов и суммы платы за размещение отходов сверх установленных лимитов;
В отсутствии Документа – путем умножения всего объема размещенных отходов на соответствующие ставки платы и на пятикратный повышающий коэффициент.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за невнесение платы за НВОС. Она предусмотрена двумя статьями КоАП РФ: ст. 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" и ст. 8.41 "Невнесение в установленные сроки платы за НВОС".
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ такова: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы,… декларации о плате за НВОС … лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 руб.
В ст. 8.5 КоАП РФ прямо указано, что нарушением признается целенаправленное искажение или несвоевременное предоставление исчерпывающейся и достоверной информации в декларации о плате за НВОС. Следовательно, установленные данной статьей штрафы будут применяться и в дальнейшем.
При совершении лицом указанного административного правонарушения привлечение к административной ответственности возможно как в отношении юридического лица, допустившего нарушение, так и должностного лица, ответственного за исполнение юридическим лицом обязанности по внесению платы.
Следует отметить, что к ответственности могут быть привлечены одновременно и юридическое, и должностное лицо за одно и то же административное правонарушение.
Одновременно, правоприменительная практика свидетельствует о возможности привлечения организации к административной ответственности не только за непосредственное невнесение платы за НВОС, но и за непредставление или несвоевременное представление Расчета платы в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
Невнесение же в определенные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что конституционные экологические нормы выступают координатором всего экологического законодательства, обеспечивая его единство и конституционность как по форме, так и по содержанию.
В эколого-правовой литературе среди принципов экологического законодательства выделяют принцип конституционного развития, согласно которому разработка законодательных и иных нормативных актов, регулирующих экологические отношения, должна осуществляться на основе и в соответствии с Конституцией РФ.
Стоит отметить, что понятие «экологическое законодательство» отсутствует в действующем законодательстве. В Конституции Российской Федерации используются термины в виде «законодательства об охране окружающей среды», «земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах». Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7 закрепил понятие «законодательства в области охраны окружающей среды». Согласно ст. 2 отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируют... земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, животном мире, иное законодательство в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, следуя логике закона, получается, что все перечисленные природоресурсовые отрасли законодательства он включает в виде понятия "законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования". В предыдущем Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" применялся термин "природоохранительное законодательство".
Также стоит отметить, что законодательство, именуемое экологическим, может рассматриваться в узком и широком смысле слова. Экологическое законодательство в узком смысле слова представляет собой систему законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие отношения только по охране окружающей природной среды.



























БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс».;
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».;
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда";
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 // СПС «КонсультантПлюс».;
Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс;
Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь";
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» (с изменениями на 11 июля 2016 года);
Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС «КонсультантПлюс».;
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (с изменениями на 26 декабря 2013 года) // СПС «КонсультантПлюс».;
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» // СПС «КонсультантПлюс».;
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс»;
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
Статья: Плата за негативное воздействие на окружающую среду: актуальные вопросы (Кислов С.С.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2016, N 3).
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Там же
Там же
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда"// Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Гражданский кодекс РФ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс
Ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс
Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» (с изменениями на 11 июля 2016 года)
Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (с изменениями на 26 декабря 2013 года) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статья: Плата за негативное воздействие на окружающую среду: актуальные вопросы (Кислов С.С.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2016, N 3)












1







2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс».;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».;
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда";
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».;
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195 // СПС «КонсультантПлюс».;
7. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс;
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь";
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370» (с изменениями на 11 июля 2016 года);
10. Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СПС «КонсультантПлюс».;
11. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (с изменениями на 26 декабря 2013 года) // СПС «КонсультантПлюс».;
12. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» // СПС «КонсультантПлюс».;
13. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс»;
14. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
15. Статья: Плата за негативное воздействие на окружающую среду: актуальные вопросы (Кислов С.С.) ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2016, N 3).

Вопрос-ответ:

Каковы конституционные основы юридической ответственности за экологические правонарушения?

Конституция Российской Федерации устанавливает основы юридической ответственности за экологические правонарушения. Экологические правонарушения могут привести к имущественной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Какая имущественная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения?

За экологические правонарушения может быть применена имущественная ответственность, которая предусматривает возмещение ущерба, причиненного окружающей среде или другим лицам. Размер возмещения ущерба может определяться в судебном порядке.

Какая дисциплинарная ответственность возлагается за экологические правонарушения?

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения может предусматривать различные меры дисциплинарного воздействия, например, предупреждение, выговор, денежное взыскание или увольнение. Конкретные меры дисциплинарного воздействия определяются внутрикорпоративными нормативными актами или трудовым законодательством.

Какая административная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения?

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривает наложение штрафов или других административных санкций. Размер и вид наказания зависит от характера и тяжести совершенного правонарушения. Например, за незаконные выбросы загрязняющих веществ может быть назначен штраф.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за экологические правонарушения?

За особо тяжкие или систематические экологические правонарушения предусмотрена уголовная ответственность. За такие преступления может быть назначено лишение свободы, штраф или другое наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ. Например, за незаконное обращение с опасными отходами может быть назначено лишение свободы до 15 лет.

Какие виды ответственности предусмотрены за экологические правонарушения?

За экологические правонарушения предусмотрены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Что представляет собой имущественная ответственность?

Имущественная ответственность означает возмещение ущерба, причиненного окружающей среде или третьим лицам в результате экологического правонарушения.

Какова суть дисциплинарной ответственности?

Дисциплинарная ответственность предусматривает применение дисциплинарных мер к должностным лицам и работникам организаций, которые допустили нарушения экологического законодательства.

Какие меры административной ответственности могут быть применены за экологические правонарушения?

Административная ответственность может включать штрафные санкции, административное приостановление деятельности организации или предпринимателя, а также конфискацию объектов, использованных для совершения правонарушения.

Какие виды ответственности могут наступить за особо тяжкие экологические преступления?

За особо тяжкие экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность, которая может включать лишение свободы на длительный срок или даже пожизненное заключение.

Какие виды юридической ответственности существуют за экологические правонарушения?

Существуют следующие виды юридической ответственности за экологические правонарушения: имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.