Организация индивидуальной коррекционной работы ребёнка старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта , глава 1

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 25 25 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 20.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Основные аспекты коррекционной работы с дошкольниками 6
1.2 Характеристика дошкольников с нарушением интеллекта 8
1.3 Основные методы коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Фрагмент для ознакомления

В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках [20].5)Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Организация работы в ДОУ с детьми с нарушением интеллекта предполагает: разработку рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работу с детско-родительская парой [20].Рассмотренная система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с нарушением интеллекта; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка [6].Рассмотрим определенный алгоритм, согласно которому строится коррекционно-образовательный процесс [6; 7] (см. табл. 1).Таблица 1Алгоритм индивидуальной коррекционной работы для детей с нарушением интеллектаЭтапыОсновное содержаниеРезультат1. ОрганизационныйСтартовая психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением интеллекта.Формирование информационной готовности педагогов и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.Конструирование индивидуальных коррекционных программ по помощи ребенку с нарушением интеллекта в ДОУ и семье.Конструирование рабочей программы работы с детьми.Конструирование программы взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушением интеллекта.2. ОсновнойРешение задач, заложенных в индивидуальной и рабочей коррекционной программах.Психолого-педагогический мониторинг.Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.Достижение определенного позитивного эффекта в коррекции у детей отклонений.3. ЗаключительныйОценка качества и устойчивости результатов коррекционной работы.Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив для детей с нарушением интеллекта.Решение об изменении характера и направленностииндивидуальных и рабочих программкоррекции.Таким образом, организация индивидуальной коррекционной работы ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта требует применения комплексного педагогического подхода, охватывающего все аспекты решения трудностей, неизбежно возникающих в процессе обучения, имеет свои направления, особенности, алгоритм, осуществляемые в соответствии с принципами.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВласова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 1973.Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969 . - №1.Гуревич К.М. Психология познавательных процессов / К.М. Гуревич. – М.: Юнити, 2011. – 325 с.Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Педагогика, 1996. – 236 с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1999. - С. 25 – 34.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 2000. – С. – 66 – 78.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания, 2007. - №2. – С. 334-338.Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века / Х.С. Замский. «Образование», 1995.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.Как помочь «особому» ребёнку: книгадля педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. - М.: Изд-во КАРО, 2005. – 240с.Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2003. - 290 с.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004. - 220 с.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 208.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь, 2006. – 400с.Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2008. - 685 с.Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - Москва, «Академия», 2001.Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академическогобакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М., 1973.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
3. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии, 1969 . - №1.
4. Гуревич К.М. Психология познавательных процессов / К.М. Гуревич. – М.: Юнити, 2011. – 325 с.
5. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Педагогика, 1996. – 236 с.
6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 1999. - С. 25 – 34.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2003.
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология, 2000. – С. – 66 – 78.
9. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь // Социально-гуманитарные знания, 2007. - №2. – С. 334-338.
10. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.
11. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века / Х.С. Замский. «Образование», 1995.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь «особому» ребёнку: книга для педагогов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Нисневич. – СПб.: [б. и.], 2000. – 96 с.
13. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. - М.: Изд-во КАРО, 2005. – 240 с.
14. Карварский Б.Д. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2003. - 290 с.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2004. - 220 с.
16. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.
17. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. - М., 1960.
18. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 208.
19. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.-СПб.:Речь, 2006. – 400 с.
20. Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.
21. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Издательство: «Питер», 2008. - 685 с.
23. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000. - №1. – С. 18-29.
24. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - Москва, «Академия», 2001.
25. Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта существуют?

Основные аспекты коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта включают в себя различные методы и методики, направленные на развитие интеллектуальных способностей ребенка, формирование его познавательных навыков, развитие речи, социализацию и адаптацию в обществе.

Какими характеристиками обладают дошкольники с нарушением интеллекта?

Дошкольники с нарушением интеллекта часто имеют отклонения в развитии познавательных процессов, слаборазвитую речь, ограниченные коммуникативные способности, ограниченную способность к самостоятельному действию и адаптации в новых ситуациях.

Какие методы коррекционной работы используются со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта?

Со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта применяются различные методы коррекционной работы, такие как игровая терапия, логопедические занятия, различные упражнения и тренировки, работа с познавательными заданиями, индивидуальные и групповые занятия.

Какие цели преследует организация индивидуальной коррекционной работы с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта?

Организация индивидуальной коррекционной работы с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет целью развитие его когнитивных способностей, развитие речи, формирование социально-коммуникативных навыков и умений, а также подготовку ребенка к школьной адаптации.

Какие методики и инструменты используются в работе с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта?

В работе с ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут использоваться различные методики и инструменты, такие как развивающие игры, специальные упражнения, методика обучения чтению и письму, компьютерные программы и т. д.

Какие основные аспекты коррекционной работы с дошкольниками?

Основные аспекты коррекционной работы с дошкольниками включают в себя разработку индивидуальной программы коррекции, использование специальных методик и технологий, работу с родителями и педагогами, а также постоянное мониторинг и оценку прогресса ребенка.

Какие методы коррекционной работы используются со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта?

Со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта используются различные методы коррекционной работы, включая развивающие и игровые методики, использование специальных материалов и оборудования, а также индивидуализацию образовательного процесса.

Какая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта?

Дошкольники с нарушением интеллекта характеризуются ограничениями в познавательной, моторной, эмоционально-волевой и речевой сферах развития. Они могут испытывать сложности в усвоении знаний, развитии навыков самообслуживания и общения с окружающими.

Как организовать коррекционную работу с ребенком старшего дошкольного возраста?

Организация коррекционной работы с ребенком старшего дошкольного возраста включает в себя разработку индивидуального плана коррекции, проведение специальных занятий, работу с родителями и педагогами, а также систематическую оценку и коррекцию результатов.

Какие основные методы коррекционной работы используются со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта?

Основные методы коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушением интеллекта включают в себя дифференцированный подход к обучению и воспитанию, использование игровых и развивающих занятий, специальных методик исследования и оценки, а также работу с родителями и педагогами.

Какая цель статьи "Организация индивидуальной коррекционной работы ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта"?

Цель статьи заключается в объяснении методов и принципов организации индивидуальной коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, которые имеют нарушение интеллекта.