Реформация в Германии: истоки, содержание, итоги

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История 20 века
  • 27 27 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 20.06.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
1.Образование в Ранее Средневековье…………………………………………3
2. Предпосылки зарождения идей Реформации.……………………………….5
3.Эпоха Возрождения и Реформация……………………………………………8
4.Отец Реформации – Мартина Лютер. Основные положения Реформаторского движения…………………………………………………….13
5. Томас Мюнцер и его влияние на Реформацию……………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………28
Фрагмент для ознакомления

Опирающейся на него светской власти естественное праводозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами[11].Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру,вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел - и это очень важно дляпонимания её теоретического значения, - что в сфере естественного права, вграницах мирских отношений светской власти следует руководствоватьсяпрактической целесообразностью, реальными интересами, определяемымичеловеческим разумом[3]. Истинно же правит тот князь (барон, монарх), который правит и использует свою власть не во благо себе, а несет ее как бремя, возложенное на него Богом. Другими словами, человек, занимающийся управлением, должен считать себя не господином, а слугой народа.Однако, Мартин Лютер, был очень отдален от того, чтобы проповедовать основы демократического общества германского государства. В свою очередь он поучал подданных быть покорными монархам, непротивиться власти, а смиренно терпеть чинимые ею несправедливости[7].Система лютеровского учения состоит из весьма интересных противоречий.Однако, все принципы, проповедовавшие независимость от церкви и усиления светской власти предполагали утверждение княжеской власти. Идея о том, что монарх – это высшее должностное лицо, которое руководит церковью, призванном служить государству – все это навязывает культ государства. После всех социальных и религиозных преобразований, происходивших в Германии в то время культ государства надолго закрепился в сознании граждан.Внутренняя религиозность, за которую ратовал М.Лютер, не требовалакакого-нибудь серьёзного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось отменять эксплуатацию крестьянфеодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовноепорабощение верующих и т. п.Однако,во всей этой напряженной борьбе, тезисы Лютера оказали, по словамЭнгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха[6].5.Томас Мюнцер и его влияние на Реформацию.Изначально, идеи М. Лютера активно поддерживали рыцари, которые очень ратовали за уменьшение влияния католической церкви в общественной жизни.Однако к 1521 году стало понятно, что рыцари терпят поражение в этом конфликте. Это поразило своего рода раскол. Настоящим же показателем раскола лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы ее народное направления. Основным представителем народного революционного понимания Реформации был Томас Мюнцер[13]. Т. Мюнцер родился, по-видимому, около 1489 г. в городке Штольберге в Южном Гарце. Отец его, возможно, был мастером монетного дела. Мюнцер учился в университетах Лейпцига и Франкфурта-на-Одере, получил степень бакалавра богословия. Впервые годы Реформации Мюнцер выступает приверженцем и сторонником Лютера[1].Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только выявил в совместной с лютеранами борьбе против францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что его взгляды исходят из других классовых позиций, вовлекаяк своимрядам подмастерьев, а также беднейших людей. К тому же, примечателен то факт, что Мюнцер вкладывал в понимание Реформации иное, революционное толкование[17].Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавляемый Томасом Мюнцером, начал реформационное движение, превратив его в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Печальным итогом этой борьбы стала Крестьянская война 1524-1526 годов[5].Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статейном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. Этот документ содержал требования о необходимости выборности и сменяемостидуховных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание “Статейного письма”, публиковавшегося из ближайшего окружения Т. Мюнцера, было более радикальнее. Авторами этого письма было заявлено, что крайне нищенское положение народа в стране больше недопустимо. Все крестьянские общины должны объединиться в “христианский союз и братство”, а также устранять любыми методами и средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “христианском союзе и братстве”, который должен был работать во всей стране, будет установлен порядок, равенство. Основным принципом этого общества должен был быть - «служение общей цели». Поскольку “Статейное письмо” задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке[9].Идея того, что власть должна быть передана простому народу, шла, несомненно, от Т. Мюнцера. Он считал, что лишь обездоленные люди не имеют эгоистических целей и их мотивы движимы общими интересами. Т. Мюнцер отрицательно относился к лютеровскому пониманию существовавшего светского государства. Он считал, что сама идея государства, как организации, которая устанавливает и охраняет единство страны с помощью различных законов ошибочна[14].Он считал, что М. Лютер, уничтожая религиозную культуры в жизни страны и заменяя ее светским государством, не организовывал «гражданское единство», а только увеличивал степень узурпации простых люде, а также давал право материально наживаться верхушкам власти. Волю и цели бога способно осуществить только тогосударство, которое сообразует своё бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего.Для того, чтобы убрать “безбожников с трона правления” и поставить на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого выхода нет, пока светские и духовные управленцы грубой силой подавляют крестьян. Новому строю также придется применить мечу, ибо они будут вынуждены защищать общественную целостную власть над эгоистическими социальными группировками[6].Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционерром и не рассматривал в мелких деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой люд и впрямь будет источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано требование обеспечения охраной основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы[2].Томас Мюнцер основывал правоту своих взглядов на основе Библии.Будучи активным революционером, он хотел установить на земле “царство Божье” - общественный строй, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первостепенной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворениеего повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы,Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и «шкуродерства», т. е. собственность крупных землевладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокрестьянской собственности Мюнцер, наоборот, считал необходимым условием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к «истинной» вере. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов.Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе противэксплуататоров сделала его вождем крестьянско - плейбейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революционному переустройству общества.ЗаключениеРасцвет эпохи Реформации пришелся на XVIвек. Реформация повлияла на все аспекты жизни любого европейца. Реформистское движение решила часть религиозных вопросов так остро, обсуждаемых учеными.Благодаря реформации, влияние церкви значительно уменьшилась. До XVIцерковь сама решала, кто достоин прощения, а кто нет. Естественно все зависело от финансового состояния «грешника» (покупка индульгенции). После реформистских событий на первое место был поставлен человек и его действия. Отныне человек сам отвечал за свои поступки и только он сам мог раскаиваться в своих поступках. Во время Реформации были подняты такие вопросы, как равноправие, честность и многие другие моральные вопросы.Именно Реформация является отправной в развитии демократического и безклассового общества.Реформация -величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством. Это эпоха, которая нуждалась влидерах, которая породилалидеровпо силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.Одним из самых главных итогов немецкой Реформации было то, что она отрицательно повлияла на политическое устройство страны. На тот момент Германия была феодально-раздробленной областью. Религиозные разногласия, которые были во время реформационного движения еще сильнее усилили раздробленность страны.После реформационных событий, единый христианский мир перестал существовать. Перестали существовать единые обычаи традиции христианской культуры. Однако, Реформация повлияла положительно на другие области человеческой жизни. В результате раздробленности церковной системы, развивались национальные церкви. Рост, которых позволял повысить национальное сознание народа. Другой положительной стороной Реформации был рост образования на территории стран Северной Европы. До событий Реформации этот регион отличался крайним уровнем отсутствия образования. Причиной увеличения уровня образованности в этом регионе было, то, что людям необходимы было изучить Библию, переведенную на их родной язык. В связи с этим, развивались, как начальные учебные заведения, так и высшие. В некоторых языках была разработана специальная письменность для перевода Библии на этот язык.Истинные принципы Христианства, провозглашенные, во времена Реформации, развивали политическую жизнь стран. К примеру, в стране, в которой большинство мирских жителей относились к реформаторам, этим гражданам предоставлялась возможность занимать пост руководителя, либо в церкви, либо в государственном аппарате (в случае с мирскими гражданами).После завершения реформации экономические отношения основанные на старых феодальных основах сменялись капиталистическими.Прослеживалась экономия и развитие промышленности, а также отказ от дорогостоящих развлечений. (в т.ч. дорогостоящие богослужения). Это в свою очередь приводило к накоплению финансов и вкладыванию их в промышленность. В результате, протестантские страны стали опережать по развитию католические.Список литературыМартин Лютер. Избранные произведения. Спб., 1994: Лютер, Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520- 1526 ir., Харьков, 1992; Краткий катехизис доктора Мартина Лютера и Христианское учение. Изд. Финляндской церкви лютеранскою исповедания. STLK. Rajakatu 7, 15100, Lahti, Финляндия, 1992.Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М., 1990 гГуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М., 1981 г.Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 гПод ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.Под ред. Радугиной А.А. “Культурология”. М., 1997 г6 Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,1993г. 685с.7 Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл.-М, «Просвещение», 1992г., 240с.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. М., 1988.Полищук В.И. Культурология. М., 1999.Лютер, Мартин, К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния, Харьков, 1912.Лютер, Мартин, Взгляд Лютера на светскую власть. В кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906, с.1--56.Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с.290--545.Политико-юридические завоевания Реформации. В кн.: Философия эпохи ранних буржуазных революций, М., 1983.Соловьев, Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984.Великие мыслители Запада. -- М.: Крон-Пресс, 1999Большая Российская энциклопедия. Статья Возрождение. 1995Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1991История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). - М.: Высш. школа, 1999Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М., 1996.Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.Размещено на Allbest.ru

Список литературы

1. Мартин Лютер. Избранные произведения. Спб., 1994: Лютер, Мартин. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520- 1526 ir., Харьков, 1992; Краткий катехизис доктора Мартина Лютера и Христианское учение. Изд. Финляндской церкви лютеранскою исповедания. STLK. Rajakatu 7, 15100, Lahti, Финляндия, 1992.
1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М., 1990 г
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М., 1981 г.
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г
4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.
5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология”. М., 1997 г
2. 6 Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,1993г. 685с.
3. 7 Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл.-М, «Просвещение», 1992г., 240с.
4. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.
5. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1972.
6. Даркевич В.П. Народная культура Средневековья. М., 1988.
7. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.
8. Лютер, Мартин, К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния, Харьков, 1912.
9. Лютер, Мартин, Взгляд Лютера на светскую власть. В кн.: Источники по истории Реформации, в. 1, М., 1906, с. 1--56.
10. Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с. 290--545.
11. Политико-юридические завоевания Реформации. В кн.: Философия эпохи ранних буржуазных революций, М., 1983.
12. Соловьев, Э.Ю., Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время, М., 1984.
13. Великие мыслители Запада. -- М.: Крон-Пресс, 1999
14. Большая Российская энциклопедия. Статья Возрождение. 1995
15. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1991
16. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения (Под. ред. Брагиной Л.М.). - М.: Высш. школа, 1999
17. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997
18. Реутин М.Ю. Народная культура Германии: Позднее средневековье и Возрождение. - М., 1996.
19. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.
Размещено на Allbest.ru

Вопрос-ответ:

Каковы основные источники информации о реформации в Германии?

Основными источниками информации о реформации в Германии являются исторические документы, письма и труды ее участников, а также историческая литература, которая основывается на исследованиях и анализе этих источников.

Какие образовательные учреждения существовали в Германии в Раннем Средневековье?

В Раннем Средневековье в Германии существовали монастыри, где монахи занимались образованием. Они основывали школы и библиотеки, где изучались различные науки, включая теологию, философию и грамматику.

Какие предпосылки привели к появлению идей Реформации в Германии?

Появление идей Реформации в Германии было связано с недовольством некоторых людей церковной властью и практиками католической церкви, такими как продажа индульгенций. Реформация также была спровоцирована возрастающим влиянием гуманизма и изменениями в обществе в период Ренессанса.

Какое влияние на Реформацию оказало движение Возрождения?

Движение Возрождения, которое процветало в Германии в период Реформации, способствовало распространению идей Реформации. Возрождение акцентировало внимание на образовании, рациональном мышлении и критическом подходе к традиционным ценностям. Эти идеи оказали влияние на Реформаторов и помогли им сформулировать свои претензии к католической церкви и искать новые религиозные пути.

Какие основные положения Реформаторского движения сформулировал Мартин Лютер?

Мартин Лютер сформулировал несколько основных положений Реформаторского движения, включая отвержение практики продажи индульгенций, осуждение роскоши и порока внутри церкви, призыв к основам христианской веры и библейским источникам, а также акцент на персональной вере и отношении каждого верующего с Богом.

Какое образование было в Ранее Средневековье?

В Ранее Средневековье образование было исключительным привилегированным. Большинство населения было неграмотным, доступ к образованию имели только духовенство и представители высшего дворянства. Образование было тесно связано с церковью, и учебные заведения насчитывались на пальцах одной руки.

Какие предпосылки привели к зарождению идей Реформации?

Несколько факторов способствовали зарождению идей Реформации. Во-первых, распространение книгопечатания позволило широкой аудитории получить доступ к Библии. Это вызвало критическое отношение к коррупции и злоупотреблениям в церкви. Во-вторых, экономические и социальные изменения также способствовали возникновению неудовлетворенности церковным строем. Наконец, эпоха Возрождения внесла свою лепту в протестантское движение, привлекая ученых и философов, которые критически относились к церковной иерархии.

Какие основные положения движения Реформации выдвинул Мартин Лютер?

Мартин Лютер выдвинул несколько основных положений в своих реформаторских идеях. Он призывал к основательным изменениям в церковной иерархии, отвергал покаяние через покупку абсолюций и отрицал авторитет папы. Лютер пропагандировал идею спасения через веру и признавал Библию источником истины, а не только авторитетом церкви. Он также спорил с обязательностью церковной традиции, отрицая некоторые католические таинства и святыни.