Формирование экологической культуры младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 53 + 53 источника
- Добавлена 26.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры 6
1.1. Значение экологического воспитания в формировании личности 6
1.2. Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Формы и методы экологического воспитания детей младшего школьного возраста в начальной школе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в начальной школе 40
2.1. Констатирующий этап исследования 40
2.2. Формирующий этап исследования 48
2.3. Контрольный этап исследования 58
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 72
Задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды.
Учебно-тематический план
№ План часы всего Теор. Прак. 1 Космическое путешествие: звезды и планеты 1 0 1 2 Роль и значение домашних животных в жизни человека 1 0 1 3 Мир птиц: сизый голубь 1 1 2 4 Жизнь насекомых: майский жук 1 0 1 5 Микромир: жизнь и значение инфузории-туфельки 1 0 1 6 Кому нужна вода? 1 1 2 7 Разнообразие животных родного края: экскурсия в краеведческий музей 1 2 3 8 Путешествие по зимнему лесу 1 1 2 9 Покормите птиц зимой 1 1 2 10 Кто в аквариуме живет 1 1 2 11 Разнообразие животного мира планеты: экскурсия в зоопарк + презентация на уроке по результатам 1 2 3 12 Зоологическое и ботаническое лото: дидактическая игра 1 0 1 Итого: 12 9 21
Организация образовательного и развивающего процесса
Занятия проводятся в рамках урочной деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности. Большая часть нагрузки отводится на занятия детей в классе, в рамках практических занятий и проектной деятельности предполагается подключать родителей.
Задачей педагога в организации познавательной деятельности является поддержка интереса детей к познавательному процессу, мотивирование их к творческой активности. С этой целью необходимо поддерживать позитивный эмоциональный фон на уроках и во внеурочной деятельности, стимулировать детей к открытиям, гордости за результаты своего труда.
Рекомендации и пояснения к возможности использования методик и организации работы на уроке и во внеурочной деятельности.
При обучении открываются широкие возможности в использовании экранных пособий (диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, грамзаписей, проведения виртуальных лабораторных занятий и т.д. Каждый из этих средств обучения характеризуется рядом особенностей, которые необходимо знать и учитывать в образовательном процессе. Это позволит нормализовать учебную нагрузку, привлечь внимание учащихся к усвоению на уроке основного содержания, более прочно овладеть учебными умениями. Отдельной составляющей возможности разнообразить познавательный процесс является включение в обучение детей дополненной реальности. Современные педагоги могут использовать приложения «Star Walk» и «Satellite Trackeк» при изучении тем «Окружающего мира», связанных со Звёздным небом и Солнечной системой. В частности, в 1 классе ребята могут познакомиться и рассмотреть с помощью приложения «Star Walk» различные созвездия, в том числе созвездие Большой медведицы. Также познакомиться с ближайшей звездой – Солнцем. Спутником Земли – Луной. Используя приложение SketchAR дети могут увидеть домашних и диких животных в объемных изображениях и даже движении. Немаловажной практикой также представляется обеспечение наглядности непосредственно на уроке, для чего могут быть использованы живые объекты и даже насекомые.
В рамках формирующего этапа исследования были использованы несколько вариантов разработок занятий с включением процесса наблюдения, как ведущей составляющей.
На занятиях по изучению мельчайших организмов, как составляющих природы, на уроке в 1 классе было проведено наблюдение за конкретным объектом инфузорией-туфелькой. Для проведения занятия использовалось такое оборудование, как видеофрагменты, слайды.
В процесс проведения занятия выполнялись следующие задания:
1) Рассмотреть внешний вид и инфузории-туфельки.
2) Определение роли инфузории-туфельки в естественной среде.
3) Пронаблюдать за передвижением инфузории (видеофрагмент). Сделать вывод о роли ресничек в процессе передвижения, роли микроорганизмов в экобалансе.
4) Пронаблюдать за процессом питания инфузории-туфельки (видеофрагмент, смартдоска).
5) Подвести итог проделанной работе, охарактеризовав особенности функционирования инфузории-туфельки и ее роли в естественной среде.
6) На основе, проделанной работы, сделать выводы, в том числе выводы роли микроорганизмов в природе.
Объектом данной работы является микроскопический одноклеточный организм – инфузория-туфелька. Получить культуру нетрудно в домашних условиях. Требуется лишь поместить кусочек моркови в банку с водой (из расчета не более 1 г. на литр) и поставить в темное теплое место (22 – 26 °C). Обычно уже через пару суток образуется муть возле кусочка. С помощью микроскопа можно обнаружить объект. А еще через некоторое время инфузории станут основной составляющей и будут заметны невооруженным глазом. Существуют и другие способы, но этот наиболее прост и эффективен.
Объект не относится к паразитическим формам и не вызывает каких-либо заболеваний у человека, поэтому для его наблюдения в начальной школе и работы с ним не требуется специальных справок и разрешений.
Получить информацию о роли и значении более сложных организмов также возможно на уроке в 1 классе. В частности, изучить роль и значение домашних животных в жизни человека.
Цель: Изучить домашнее животное, как часть жизни человека.
Оборудование: технические средства обучения, смартдоска, фотографии, видеозаписи, слайды, приложение SketchAR.
Задания:
1) Назвать домашних животных которые присутствуют в жизни человека, определить их отличия от диких.
2) Рассмотреть наиболее распространенных домашних животных в жизни человека: кошка, собака, свинья, корова, овца и пр.
3) Пользуясь личным опытом, выяснить какова роль данных домашних животных, кукую пользу они приносят человеку и прирде.
4) Пронаблюдать за циклами естественной жизни животных(видеофрагмент). Рассмотреть животных при помощи приложения SketchAR.
5) Подвести итог работе, сделав выводы:
- о многообразии домашних животных;
- значении домашних животных для человека и природы.
Объектом изучения в данной работе являются домашние животные, как наиболее спутники жизни человека. Определение их значения в жизни человека позволяет привить любовь к ним, гуманное отношение, чувство ответственности по отношению к животным, как значимой части окружающего мира.
Наблюдение в контексте урока возможно проводить и за насекомыми, которые также являются частью экобаланса. Например, наблюдение за майским жуком, который является одним из наиболее распространенных видов насекомых на территории России. В результате представляется возможным рассмотреть роль насекомых в природе на примере майского жука.
Оборудование: технические средства обучения, коллекции, фотографии, видеозаписи.
Задания:
1) Рассмотрите майского жука. Определите окраску и размеры (пользуясь фотографиями и коллекциями) (слайд, фотографии, коллекции).
2) Найдите голову, грудь, брюшко, конечности и крылья (слайд, коллекции).
3) Рассмотрите голову майского жука (слайд).
4) Обратите внимание на грудной отдел. Сосчитайте, сколько пар конечностей к нему прикреплены (слайд или фотографии).
5) Рассмотрите надкрылья на спинной стороне тела жука и крылья.
6) Рассмотрите брюшко.
7) На основе полученных сведений о строении майского жука возможно определить специфику строения тела данного вида насекомых, усидеть, что каждое насекомое – это сложный организм.
8) Рассмотреть и определить роль майского жука и насекомых в экологическом балансе.
Одной из важных составляющих определения специфики экологического баланса также является определение роли в природе птиц и, соответственно, рассмотрение возможностей наблюдения за птицами. В связи с этим актуальным будет изучение жизни птиц в природе на уроках в 1 классе. В частности, возможно организовать урок на примере рассмотрения распространенного на территории России повсеместно сизого голубя.
Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц в связи с обитанием в воздушной среде, выявить его роль в экологическом балансе.
Оборудование: Технические средства обучения, фотографии, слайды.
Задания:
1) Рассмотрите сизого голубя (слайд). Определите отделы тела.
2) На предложенной схеме сделать обозначения основных отделов тела птицы:
- голова;
- шея;
- крылья;
- ноги;
- туловище;
- хвост.
3) Выявить где обитает голубь, как часто он встречается.
4) Отметить повадки голубя исходя из наблюдений детей.
5) Определить роль голубя в природе, в том числе в городской среде.
6) Выявить структуру питания голубей.
В качестве домашнего задания для детей возможно определить наблюдение за голубем в его естественной среде обитания: во дворе, в парках. Дети вместе с родителями могут не только покормить голубей, но также понаблюдать за их поведением, за тем, какой корм они предпочитают. Результатами наблюдения дети могут поделиться на уроке.
Не менее важной составляющей процесса наблюдения для детей в начальной школе является экскурсия. Экскурсии могут проводиться в совершенно разнообразных вариантах как непосредственно в природную среду, так и в разнообразные музеи, заповедники и пр. В частности, актуальной в данном контексте представляется проведение экскурсии в русле тематики «Разнообразие животных родного края». Проведение экскурсии возможно в краеведческих музеях, ориентированных на презентацию природы региона.
Цель: Закрепить знания о многообразии животных родного края. Изучить видовой состав и условия жизни животных. Найти закономерности зависимости видового разнообразия от климатических условий (сезонных явлений) области.
Ход экскурсии возможно представить в следующем примере (для детей 1 класса):
1. Организационный момент: организация учащихся, присутствующих родителей, проведение инструктажа по правилам поведения, общее знакомство с экспозициями залов музея. Консультация по выполнению заданий. Распределение учеников по группам.
2. Задания:
1) Ознакомиться с палеонтологической коллекцией.
2) Работа в класса организуется по заданиям:
- рассмотреть видовое разнообразие растений, животных и пр.;
- отметить представителей мира животных и насекомых родного края;
- определить особенности внешнего строения;
- сделать вывод о многообразии и характерных особенностях животных, насекомых и растений родного края.
- выявить основных представителей животного мира;
- сделать вывод о многообразии животного и растительного мира и его роли в природе.
3) Ознакомиться с редкими и исчезающими видами, занесенными в Красную книгу.
4) Обсуждение результатов посещения музея на уроке.
Помимо посещения музеев также возможны организации экскурсий в зоопарк. Экскурсия в зоопарк является особенно актуальной для детей 1 класса. В частности, представляется возможным предложить следующий план организации экскурсии, как формы организации наблюдения в контексте изучения окружающего мира.
Место: Зоопарк.
Цель: Закрепить знания о многообразии животных. Изучить видовой состав животных зоопарка, их биологию, распространение, численность, места обитания.
Выяснить, какие из животных занесены в Красную книгу и роль Зоопарка в их воспроизводстве.
Ход экскурсии:
1. Организационный момент:
1) Организация учащихся. Ознакомление с правилами поведения в Зоопарке;
2) Вводное слово учителя о целях экскурсии. Общие сведения о количестве видов животных, представленных в Зоопарке, в том числе видов животных занесенных в Красную книгу.
3) Разделение учащихся на группы и краткое разъяснение заданий для каждой группы, которая будет наблюдать за особенностями поведения животных.
2. Работа в группах:
Группа №1: семейства Кошачьих и Куньих.
Группа №2: семейство Медведей и Псовых.
Группа №3: семейство Оленей.
Группа №4: отряд Грызуны.
Оптимальным в данном процессе представляется подключение родителей, которые смогут верно сориентировать детей на наблюдение, а также сделать необходимые записи в дневник наблюдений группы.
1) Записи в дневнике наблюдений по общему плану:
- определить в каких регионах представители данных семейств обитают. Записать их в тетрадь;
- место обитания каждого представителя;
- чем питается;
- охрана (внесен ли в Красную книгу).
2) Сделать необходимые фотоснимки или видеозаписи.
На основе полученных знаний и выполненных заданий в ходе экскурсии, а так же фото и видеозаписей, возможно подготовить презентацию в каждой группе, к которой отразить именно видовое богатство и многообразие животных, а также их роль в экосистеме.
Не менее оптимальной формой формирования экологической культуры на уроке окружающего мира в 1 классе также является использование дидактической игры.
Цель: Закрепить представление детей о классификации животных и растений.
Оборудование: Дидактическая игра «Зоологическое или ботаническое лото».
Задания: Большие карты разделены на квадраты (4–6), в которые вписаны загадки о растениях и животных. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных.
В данном процессе оптимально разделить детей на небольшие группы каждая из которых по очереди будет набирать балы за верно выполненные задания. При этом, распределение детей должно быть равновесным согласно уровню успеваемости и знаний, одна группа не должна превосходить по уровню знаний и активности другую.
Таким образом, возможности формирования экологической культуры у младших школьников на уроке окружающего мира достаточно многообразны и во многом современные технические средства решают проблему организации наблюдения за миром животных, насекомых и растений в окружающей среде. При этом, оптимальным представляется использование всего многообразия методов и технологий работы, привлечение к сотрудничеству родителей, современных технических средств.
2.3. Контрольный этап исследования
По результатам формирующего эксперимента в рамках тех же методик было проведено повторное исследование с целью выявления эффективности проделанной работы. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Уровень сформированности экологических представлений младших школьников на контрольном этапе
Как показывают результаты исследования, высокий уровень сформированность экологических представлений младших школьников на контрольном этапе характерен для 90% детей тогда, как средний для 10%. Низкий уровень не показал ни один из учеников в противовес констатирующему этапу исследования.
С целью отразить динамику изменения сформированность экологических представлений у детей было проведено сравнение двух этапов исследования, результаты которого представлены на рисунке 3.
Рис. 2. Уровень сформированности экологических представлений младших школьников на контрольном этапе
Как возможно отметить, в противовес первому этапу большинство детей показали высокие результаты на втором этапе тогда, как на первом этапе значительный перевес был представлен низким уровнем сформированность экологических представлений младших школьников.
В итоге, возможно отметить, что произошло явное повышение качества и уровня экологической компетентности у детей. Наибольший интерес вызывала творческая, проектная деятельность, а также игры, экскурсии. Наибольшего результата педагогу удавалось достигнуть при сочетании разных форм и методов экологического воспитания.
В связи с полученными результатами возможно отметить, что комплексная работа является наиболее эффективной также, как и включение в процесс образовательной и воспитательной деятельности родителей, учет характеристик ребенка и определение для семью значимой роли в том, чтобы развивать экологическую компетентность. Во многом данное направление работы связано с тем, что младшие школьники ориентируются на поведение и пример своих родителей. В итоге, если у родителей сформировано чувство экологической ответственности, то они будут прививать его и детям, стимулировать данный процесс.
Также в рамках работы были выявлены составляющие, которые препятствуют и способствуют развитию экологических компетенций у детей. Наиболее весомой проблемной составляющей становится городская среда, которая дает не очень много возможностей для того, чтобы процесс познания природы детьми происходил успешно. В городской среде присутствует недостаточно количество и разнообразие растений, в основном они однообразны и культивированы. Оптимальным решение вопроса представляется наличие парковой зоны в пределах досягаемости, организация загородных экскурсий, а также посещение музеев, зоопарка.
Экскурсия в различные природные зоны в целом представляется наиболее оптимальным решением проблемы, однако же она связана с необходимостью организационного процесса по вывозу детей. Решением данного вопроса снова становится привлечение родителей, которые имеют больше возможностей вывозить ребенка за город в индивидуальном порядке и предоставлять ему возможность получения знаний о природе и ее взаимодействии с социумом.
Решением проблемы отсутствия живой наглядности в школе может стать использование не только картинок и картин, но также и современных технических средств, которые устранят вопрос об отсутствии у детей визуальных и аудиальных представлений о том, как выглядят природные объекты и какое они имеют звуковой сопровождение. Рассматривая использование наглядности в современной практике работы начальной школы необходимо отметить средства ее предоставления детям. Это могут быть как стандартные способы размещения наглядного элемента, так и при помощи использования современных мультимедиа и даже дополненной реальности, которая позволяет оценить объекты и изображения в трехмерном или двухмерном пространстве в качестве дополнения. Использование мультимедиа является наиболее распространенной практикой, которая доступна фактически в каждом учреждении и не требует специальной подготовки для педагога.
Мультимедийное оборудование позволяет выводить любые изображения на большой экран и представлять их в виде отдельных составляющих методического обеспечения или в рамках презентации. За счет всеобщего обозрения на большом экране эффективность восприятия повышается. Выбор программы происходит соответственно типу занятия и поставленным в его рамках задачам и вполне доступен для использования в организации занятий с младшими школьниками.
Практика дополненной реальности может стать весьма востребованным компонентом именно в экологическом воспитании так, как дает возможность визуализировать объекты и представить данный процесс в форме игры. Выделенные характеристики актуальны и для дополненной реальности, которая в целом формируется на основе дополнения уже существующих и используемых в образовательном процессе компьютерных технологий. При этом, ее полномасштабное внедрение в рамках начальной школы тормозится исключительно по причине финансового фактора: необходимы технические средства и соответствующее программное обеспечение, которое позволит каждому ребенку включаться в образовательный процесс, а каждому специалисту иметь в своем распоряжении необходимые технологии и программные средства. Технологии ИКТ позволяют более успешно внедрять дополненную реальность и создавать дидактические материалы, которые успешно в совокупности продвигают инновационные методы развития детей в школе. С их помощью, к примеру, дети могут получать возможность видеть движения животных, наблюдать из в 3-D формате как и другие природные объекты.
Использование мультимедийных средств является одним из приоритетных средств развития дидактической составляющей с применением ИКТ и при сотрудничестве начальной школы с другими образовательными учреждениями. В частности, в рамках посещения детьми музеев и организации экскурсий современная музейная практика имеет широкие возможности внедрения мультимедиа, включения в образовательный процесс интерактивной доски, проектора, которые могут представлять детям картинки, схемы, слайды, видео и пр. В отдельных случаях музеи, которые имеют возможности внедрения широкомасштабных мультимедиа, устраивают целые интерактивные путешествия, в которых рассказывается о развитии объектов. К примеру, о том каким образом происходит формирование горных пород, драгоценных камней, организация их добычи и переработки. В последние годы все большая активность музеев наблюдается в воссоздании элементов ментальности и исторической действительности в виде исторических деревень, поселений и пр. В них дети могут не только посмотреть на экспонаты, но и на то, каким образом они использовались человеком, попробовать самостоятельно использовать их на практике.
Доступным для внедрения в рамках использования современных технических средств в начальной школе становятся и видео-форматы, которые помогают формировать экологические компетенции. В современной практике существует огромное количество произведений мультипликации, которая востребована у детей и интересна им. Использование подобных направлений доступно фактически каждому педагогу, которые не пренебрегает использованием современных технических средств при работе с младшими школьниками.
Таким образом, процесс формирования экологической культуры младших школьников оптимально осуществлять в комплексной работе в урочной и внеурочной деятельности, при этом, активно используя наглядность и проектную деятельность, задействуя современные технические средства. Современные технические средства, используемые на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности помогают не только отразить суть природных процессов, но и увидеть их динамику, значение, роль человека в природе и его влияние на экологический баланс.
Заключение
В результате проведенного в рамках работы исследования были сделаны следующие выводы:
1. Экологическое воспитание является важной составляющей формирования личности младшего школьника так, как в рамках процесса обучения осуществляется социализация, включение ребенка в творческую деятельность, развития личностных качеств, позволяющих самореализоваться в обществе. Согласно потребностям современного формирование экологической культуры является непрерывным процессом воспитательной деятельности и в начальной школе включается в образовательный процесс, выступая в качестве компонентов на уроках естественно-научного и гуманитарного цикла. Для младших школьников процесс формирования экологической культуры осуществляется в рамках учебной и внеучебной деятельности.
2. Организация процесса обучения и экологического воспитания детей на уровне начальной школы ставит перед собой цели и задачи, ориентированные на повышение уровня знаний детей об окружающей среде, безопасного пребывания в окружающей среде и роли природы для человека. При этом, наиболее значимую и приоритетную роль играет процесс формирование понимания практики конструктивного взаимодействия человека и природы, значимость поиска вариантов конструктивного взаимодействия и последствий вторжения человека в мир природы.
3. В рамках работы по формированию экологической культуры младших школьников осуществляется исследование разнообразных жизненных ситуаций и в том числе взаимоотношения человека и природа. В рамках внеклассной работы дети получают опыт, который позволит им в дальнейшем успешно развиваться в обществе, а также взаимодействовать с природой. Сам процесс формирования экологической культуры младших школьников возможен только при условии оптимального сочетания различных видов классной и внеклассной деятельности, применения различных методов и средств обучения. При этом, в процессе обучения дети должны не только познать природные процессы и объекты, но также и оценить их значение для человека, понять ценность их защиты.
4. С целью определения оптимальных направлений в рамках данной работы было проведено исследование в начальной школе. В исследовании приняли участие 20 детей – учеников первого класса МБОУ СОШ № 128 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. По результатам проведенного на первом этапе исследования были выявлены недостаточный уровень сформированность у младших школьников экологических представлений, а также отсутствие практики целенаправленной работы в этом направлении с использованием разнообразных форм и методов педагогической деятельности. Дети проявляют безразличное отношение к природе и природным объектам, слабо информированы о взаимодействии социума и природы, роли природы в жизни человека.
5. В результате формирующего эксперимента было выявлено, что возможности формирования экологической культуры у младших школьников на уроке окружающего мира достаточно многообразны и во многом современные технические средства решают проблему организации наблюдения за миром животных, насекомых и растений в окружающей среде. При этом, оптимальным представляется использование всего многообразия методов и технологий работы, привлечение к сотрудничеству родителей, современных технических средств.
6. По результатам формирующего эксперимента в рамках тех же методик было проведено повторное исследование с целью выявления эффективности проделанной работы. Процесс формирования экологической культуры младших школьников оптимально осуществлять в комплексной работе в урочной и внеурочной деятельности, при этом, активно используя наглядность и проектную деятельность, задействуя современные технические средства. Современные технические средства, используемые на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности помогают не только отразить суть природных процессов, но и увидеть их динамику, значение, роль человека в природе и его влияние на экологический баланс.
В целом, в рамках проведенного исследования была доказана гипотеза о том, что реализация специально разработанной программы работы в начальной школе будет способствовать повышению экологической культуры младших школьников.
Список литературы
Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова–М.: Академия,2008 – 256 с.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2006. – 219 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
Белоус В. И. На пути к глобальной безопасности/В.И. Белоус//МЭМО-2006-№ 9. – С. 28 – 36.
Берулава М.Н. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы //Информационный бюллетень. Гуманизация образования – М.: 2006. – 126 с.
Бойков, А.А. Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология / А.А. Бойков. - М.: МГУ, 2006. — 54 с.
Бочкарёв Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996. – 117 с.
Бударный, А.А. Деятельностный подход в обучении / А.А. Бударный // Советская педагогика, 2007. – №7. – С.18-20.
Булычева Л.С. Деятельностный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. / Л.С. Булычева - М.: Просвещение. 2008 – 189 с.
Валишин, Ю.И. Воспитание учащихся музейными средствами – М: Наука, 1983. – 112 с.
Васина О. Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 711-713.
Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета земля. Учебники 1,2,3,4 классов. - М.: Баласс, 2001. – 189 с.
Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии //Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009 - № 100. – С. 6 – 12.
Виноградова Н.Р., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебники 1,2,3,4 классов. - М.: Дрофа, 2003. – 167 с.
Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2005. – 217 с.
Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г.: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // Начальное образование. – 2005. – № 5. – С. 22 – 28.
Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 34 – 38.
Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2. – С. 12 – 19.
Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4. – С. 24 – 31.
Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004.- 416 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. – 418 с.
Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. //Начальная школа - №2 - 2004. – С. 14 – 22.
Дополнительное образование детей в современной школе / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Образование в современной школе.-2002.-№4.-с.13-25.
Данилов-Данильян В.И., 3алиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. - М.: ЭКЭА, 2007. – 378 с.
Дыбина О.В. Неизвестное рядом. – Спб.: Питер, 2009. – 318 с.
Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. – М.: Академия. 2006 – 231 с.
Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.,: Перемена, 1996. 57 с.
Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: Элита, 2003. – 217 с.
Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. /Н.Г. Казанский – М.: Гардарики. 2007 – 217 с.
Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 551–555.
Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема./ А.А. Кирсанов – М.: Казань, 2008 – 185 с.
Клепинина З.А. Я и мир вокруг нас. Учебники 1,2 классов. - Смоленск 2002. – 155 с.
Клепинина З.А. Природоведение. Учебники 3,4 классов. - Смоленск 2001. – 174 с.
Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». Досуг в школе - №3 - 2002. – С. 41 – 47.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А.М. Матюшкин – М.: Педагогика – Пресс. 2008 – 187 с.
Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению./ Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М.: 2009 – 167 с.
Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Эксмо, 2002. – 254 с.
Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у детей / Н.Г. Морозова – М.: Педагогика – Пресс. 2007 – 96 с.
Монголина Л.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения// Начальная школа. 2006 – №3 – С.12-15
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. - 336 с.
Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий.//Начальная школа плюс до и после. - №1. - 2003. – С. 34 0 38.
Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: Алтея, 2000. – 277 с.
Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1,2,3 классов. - М.: Дрофа, 2003. – 147 с.
Плешаков А.А. Природоведение. Учебник 4 класса. - М.: Дрофа, 2002. – 154 с.
Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград, 2003. – 314 с.
Сваталова Н.А. Формирование экологических представлений у детей раннего возраста. - Челябинск: Цицеро, 2014. – 222 с.
Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе.//Начальная школа - №5, - 1995. – С. 47 – 54.
Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа - №2 - 1988. – С. 48 – 54.
Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996. - 36 с.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования// http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670056
Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль, 1997. – 211 с.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. – 216 с.
Приложения
Приложение 1
Методика «Мое отношение к природе»
Цель - выявить у детей мотивы поступков по отношению к природе и ее
объектам и предметам.
Оценка проводится в баллах.
1. Нравится ли тебе бывать на природе?
Да – 3.
Нет – 1.
Не очень – 2.
2.Любишь ли ты ухаживать за домашними животными?
Да – 3.
Нет – 1.
Не очень – 2.
3.Нравится ли тебе ухаживать за комнатными растениями?
Да – 3.
Не очень – 2.
Нет – 1.
4.Убираешь ли ты за собой мусор?
Да – 3.
Нет – 1.
Не всегда – 2.
5.Собираешь ли ты большие букеты цветов?
Да – 1.
Нет – 3.
Иногда – 2.
6.Как ты смотришь на то, что твой друг разоряет птичьи гнезда?
Мне весело смотреть – 1.
Плохо – 3.
Мне все равно – 2.
7.Подкармливаешь ли ты зимой птиц?
Да – 3.
Нет – 1.
Иногда – 2.
8.Хочешь ли ты помочь попавшему в беду животному?
Нет – 1.
Да – 3.
Иногда – 2.
9.Хотелось бы тебе посадить много деревьев, цветов?
Да – 3.
Нет – 1.
Мне все равно – 2.
Ключ
24-26 баллов средний уровень- ответы говорят о безразличном отношении ребенка к объектам и предметам природного мира. Мотивы экологической деятельности у таких школьников носят меньшую социальную направленность по сравнению со школьниками, которым свойствен высокий уровень развития экологической культуры.
Ниже 26 низкий уровень- ответы указывают на негативное отношении ребенка к природному миру, отмечается потребительское отношение к природе.
2
1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.К. Акимова, В.П. Козлова–М.: Академия,2008 – 256 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. — М.: Академия, 2006. – 219 с.
3. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
4. Белоус В. И. На пути к глобальной безопасности/В.И. Белоус//МЭМО-2006-№ 9. – С. 28 – 36.
5. Берулава М.Н. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы //Информационный бюллетень. Гуманизация образования – М.: 2006. – 126 с.
6. Бойков, А.А. Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология / А.А. Бойков. - М.: МГУ, 2006. — 54 с.
7. Бочкарёв Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996. – 117 с.
8. Бударный, А.А. Деятельностный подход в обучении / А.А. Бударный // Советская педагогика, 2007. – №7. – С.18-20.
9. Булычева Л.С. Деятельностный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. / Л.С. Булычева - М.: Просвещение. 2008 – 189 с.
10. Валишин, Ю.И. Воспитание учащихся музейными средствами – М: Наука, 1983. – 112 с.
11. Васина О. Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 711-713.
12. Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета земля. Учебники 1,2,3,4 классов. - М.: Баласс, 2001. – 189 с.
13. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии //Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – 2009 - № 100. – С. 6 – 12.
14. Виноградова Н.Р., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебники 1,2,3,4 классов. - М.: Дрофа, 2003. – 167 с.
15. Виноградова Н.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2005. – 217 с.
16. Виноградова Н.Ф. Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2008 г.: приоритеты образования как вклад в социально-экономическое развитие страны // Начальное образование. – 2005. – № 5. – С. 22 – 28.
17. Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 34 – 38.
18. Виноградова Н.Ф. Обучение должно быть развивающим // Начальное образование. – 2004. – № 2. – С. 12 – 19.
19. Виноградова Н.Ф. Как развивать рефлексивные способности. Начальное образование. – 2005. – № 4. – С. 24 – 31.
20. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – М.: Академический Проект, 2004.- 416 с.
21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. – 418 с.
22. Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. //Начальная школа - №2 - 2004. – С. 14 – 22.
23. Дополнительное образование детей в современной школе / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Образование в современной школе.-2002.-№4.-с.13-25.
24. Данилов-Данильян В.И., 3алиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. - М.: ЭКЭА, 2007. – 378 с.
25. Дыбина О.В. Неизвестное рядом. – Спб.: Питер, 2009. – 318 с.
26. Занков Л.В. Индивидуальные варианты развития младших школьников/ Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. – М.: Академия. 2006 – 231 с.
27. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.,: Перемена, 1996. 57 с.
28. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: Элита, 2003. – 217 с.
29. Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. /Н.Г. Казанский – М.: Гардарики. 2007 – 217 с.
30. Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 551–555.
31. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема./ А.А. Кирсанов – М.: Казань, 2008 – 185 с.
32. Клепинина З.А. Я и мир вокруг нас. Учебники 1,2 классов. - Смоленск 2002. – 155 с.
33. Клепинина З.А. Природоведение. Учебники 3,4 классов. - Смоленск 2001. – 174 с.
34. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. – 119 с.
35. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». Досуг в школе - №3 - 2002. – С. 41 – 47.
36. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./А.М. Матюшкин – М.: Педагогика – Пресс. 2008 – 187 с.
37. Мельчаков Л.Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению./ Сост. Л.Ф. Мельчаков. – М.: 2009 – 167 с.
38. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Эксмо, 2002. – 254 с.
39. Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у детей / Н.Г. Морозова – М.: Педагогика – Пресс. 2007 – 96 с.
40. Монголина Л.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения// Начальная школа. 2006 – №3 – С.12-15
41. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002. - 336 с.
42. Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий.//Начальная школа плюс до и после. - №1. - 2003. – С. 34 0 38.
43. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: Алтея, 2000. – 277 с.
44. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1,2,3 классов. - М.: Дрофа, 2003. – 147 с.
45. Плешаков А.А. Природоведение. Учебник 4 класса. - М.: Дрофа, 2002. – 154 с.
46. Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. – Волгоград, 2003. – 314 с.
47. Сваталова Н.А. Формирование экологических представлений у детей раннего возраста. - Челябинск: Цицеро, 2014. – 222 с.
48. Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе.//Начальная школа - №5, - 1995. – С. 47 – 54.
49. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа - №2 - 1988. – С. 48 – 54.
50. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте). Дис. канд. псих. наук. - М., 1996. - 36 с.
51. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования// http://www.zakonprost.ru/content/base/part/670056
52. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль, 1997. – 211 с.
53. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. – 216 с.
Вопрос-ответ:
Зачем важно формировать экологическую культуру у младших школьников?
Формирование экологической культуры у младших школьников важно, потому что они будут жить в мире, который зависит от природы. Развитие их экологической культуры поможет им понять, как сохранить и беречь окружающую среду, а также принять ответственность за экологическую безопасность.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования экологической культуры у младших школьников?
Основы формирования экологической культуры у младших школьников основаны на педагогических теориях развития, социальной психологии и экологической педагогики. Эти теории помогают определить методы и приемы, которые способствуют формированию позитивных экологических представлений, ценностей и навыков у детей.
Какие формы и методы экологического воспитания используются у младших школьников?
Для формирования экологической культуры у младших школьников используются различные формы и методы. Например, проводятся экскурсии в природу, организуются экологические игры и конкурсы, проводятся беседы о важности сохранения окружающей среды. Также используются практические деятельности, такие как садоводчество и участие в экологических проектах.
Какие особенности формирования экологической культуры у младших школьников выявлены в результате исследования?
Исследование показало, что формирование экологической культуры у младших школьников особенно важно в период осознания ими своей роли в сохранении окружающей среды. Дети научились оценивать воздействие человеческой деятельности на природу и принимать активное участие в экологических мероприятиях. При этом выяснилось, что самое эффективное воздействие оказывают практические занятия и участие в реальных экологических проектах.
Какое значение имеет экологическое воспитание в формировании личности младших школьников?
Экологическое воспитание играет важную роль в формировании личности младших школьников. Оно помогает детям осознать важность сохранения окружающей среды, развивает ответственность, бережное отношение к природе и живым существам, формирует экологическую культуру.
Какие особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста формирование экологической культуры происходит через игровую деятельность, практические занятия, общение с природой и живыми организмами. Важно развивать у них навыки наблюдения, уважительного отношения к окружающему миру и понимания взаимосвязи между живыми и неживыми объектами.
Какие формы и методы используются при экологическом воспитании детей младшего школьного возраста?
При экологическом воспитании детей младшего школьного возраста применяются различные формы и методы, такие как экскурсии, экологические игры, эксперименты, работа в малых группах, общение с природой и животными, изучение литературы и просмотр фильмов на экологическую тематику.
Какие теоретические основы лежат в основе формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста?
Основными теоретическими основами формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста являются системный подход, деятельностный подход, принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных потребностей детей, педагогическая технология «экологическая платформа».
Какое опытно-экспериментальное исследование проводилось для изучения особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста?
Для изучения особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста проводилось опытно-экспериментальное исследование, в котором применялись различные методы и тесты для выявления уровня экологической осведомленности, навыков экологической деятельности и формирования экологических ценностей у детей.
Зачем нужно формирование экологической культуры у младших школьников?
Формирование экологической культуры у младших школьников имеет большое значение, так как помогает развивать у детей ответственное отношение к окружающей среде, формировать экологическое сознание и навыки устойчивого поведения.
Какие основные методы экологического воспитания используются при работе с младшими школьниками?
При работе с младшими школьниками используются различные формы и методы экологического воспитания, такие как проведение экологических экскурсий, игры-путешествия по природе, создание экологических проектов и т.д. Основная цель этих методов - привлечь внимание детей к природе и познакомить их с основными экологическими проблемами и способами их решения.