Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста по средством изобразительной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 19.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА C ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие эмоционального развития детей и его предпосылки 6
1.2. Общая характеристика дошкольников с задержкой психического развития 10
1.3. Формирование эмоций детей дошкольного возраста в процессе занятий по изобразительной деятельности (на материале нетрадиционных техник)… 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 25
2.1. Методики и результаты эксперимента 25
2.2. Конспект открытого занятия на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Среди дошкольников четырех лет только 8% смогли правильно градуировать эмоциональную насыщенность.Тест 3С целью исследования уровня восприятия экспрессии в контексте конкретной ситуации и помощи детям актуализировать нравственный смысл поступков ее участников, мы предложили для восприятия рисунки с эмоциональной ситуацией, заимствованные из работы Д. Кошелевой. Экспрессия лица главного героя была четко определена - ребенок плакал на обоих рисунках. На первом рисунке лицо других участников ситуации (того, кто отобрал игрушку, и того, кто отдал свою, чтобы успокоить друга) и их действия были вырисованные ярко, что облегчало восприятие. На втором рисунке эмоциональное состояние (слезы) изображенного героя нечетко прослеживались, а другие участники не смотрят на героя, словно погружены в собственные мысли. Для того чтобы определить эмоциональное состояние героя, изображенного на на рисунке, ребенку следует понять ситуацию в целом, опираясь прежде всего на свой жизненный опыт.Направляя внимание детей на раскрытие нравственного содержания ситуции, их спрашивали о переживаниях героев, изображенную ситуацию: что произошло на рисунке? Каково ее герои? Кому из детей хуже? Как ты относишься к событию? Полученные результаты нашли свое отражение в табл. 2.По каждому из рис. Проставлялись баллы – 3 (за определение эмоции, определение причины эмоции, рассказ о картинке в общем). За 2 картинки суммарно 6 баллов.Уровни высокий – 5-6 балловСредний 3-4 баллаНизкий 1-2 баллаРисунок 2. Экспресс-тест окружения при экспрессииПолученные результаты показали, что содержание первого рисунка детям был значительно понятнее (44,3% против 34,6%), в то же время 43% детей не смогли понять и оценить моральную коллизию второго рисунка. Не до конца осознавая отношения между персонажами ситуации, дети объясняли причину плача девочки или мальчика следующим образом: «Хочет домой, к маме», «У мамы нет денег купить ему мишку». Также были варианты: «Этого мальчика избили». Ситуацию на втором рисунке девочка четырех лет объясняла, опираясь на свой опыт: «Девочка плачет, потому что никто не дает ей игрушку: девочка в саду новая». Достаточно много детей ответили, что не знают почему девочка плачет. Тест 4Важным показателем развития эмоциональной сферы личности дошкольника является формирование способности к интеграции нескольких измерений эмоциональных проявлений, переживаний и понимание полиэмоциональности чувств, даже когда они внешне не проявляются. Для исследования способности ребенка самостоятельно идентифицировать различные эмоции и определять их соответствие или несоответствие внешний экспрессии, детям предлагалось прослушать четыре истории, в каждой из которых главный персонаж переживает определенные эмоции, но пытается с той или иной причине скрыть их. В качестве примера может выступить такая история: «Катя играла в лото с подругами. Когда раздали карточки, она увидела, что они у нее очень хорошие, и она обязательно выиграет. Но она сделала такой вид, чтобы дети не догадались, что она выиграет «.После каждой истории детям задавали вопросы: 1) Как на самом деле чувствует себя персонаж истории (чувствует радость, печаль, обиду, страх, безразличие)? 2) Какое чувство проявляет девочка (или мальчик)? В случае, когда ребенок не мог вербализировать его состояние (реальное и мнимое) ему помогали воспитатели - они давали на выбор фотографии, которые представляли различные эмоциональные состояния персонажей.Максимум 4 балла, минимум-1Результаты выполнения дошкольниками задачами на определение реального и притворного эмоционального состояния отражены в табл. 3.Рисунок 3. Дифференциация реальных и притворных состоянийМы видим, что мнимое эмоциональное состояние детям всех возрастов определить значительно труднее, нежели реальное. Даже 20% детей в возрасте четырех лет не сумели ни назвать, ни обозначить мнимое эмоциональное состояние персонажа прослушанной истории. С ростом интеллектуальных способностей ребенка понимать смысл эмоциогенной ситуации, с обогащением «словаря» определения эмоций, расширением эмоционального опыта постепенно развивается и способность понимать реальное и мнимое эмоциональные состояния человека, определять соответствующие эмоции.Тест 5Приняв во внимание способности детей дошкольного возраста предусматривать свои проявления в эмоциогенныхситуациях мы продолжили проявлять эти умения одновременно обучая детей дифференцировать экспрессивные признаки эмоций, которые подавались схематично. Основу следующей игре составила сказка «Колобок», которая рассказывалась воспитателем в видоизмененном варианте [4] - назывались чувства, которые Колобок переживал когда что-то делал. Услышав их, ребенку следовало подобрать соответствующий рисунок. В качестве примера данной игры продемонстрируем несколько первых предложений видоизмененной сказки: «Бабушка испекла Колобка и положила его на подоконник. Лежит Колобок и радуется: теперь у него есть и бабушка, и дедушка, они его любят. А на улице солнышко светит, деревья и трава зеленеют, птички поют. Лежал-лежал Колобок и стало ему грустно. никто к нему не подходит, никто на него внимания обращает, все его забыли. Скатился Колобок, а навстречу ему Зайчик. Удивился Колобок: «Кто же это может быть? В общем итоге, по условиям игры, дошкольник должен правильно определить девять эмоций, которые переживал Колобок, разложив рисунки в соответствии с эмоциогенной ситуацией в сказке. На завершающем этапе игры каждый ребенок должен был рассказать сказку по рисункам, которые он выложил.В результате подсчета полученных данных установлено, что частота и правильность узнавания эмоций дифференцировалась детьми четырех лет по отдельным признакам, наиболее полно характеризовали «эмоциональную сферу Колобка» во время его встречи с различными зверушками. Все девять эмоций, на которых делался особый упор воспитателем во время озвучивания сказки, среди детей правильно определили только 21% (1 балл) дошкольников. Еще 7 детей допустили от одной до трех ошибок при выборе рисунков, которые освещали эмоциональное состояние Колобка (2 балла). Остальные дети (42%) допускали довольно существенные ошибки в подборе рисунков с Колобком, согласно эмоциогенной ситуации, которая была в сказке (3 балла).Среди наиболее распространенных признаков, которые помогали детям правильно распознать эмоцию являлись губы (24%), глаза (46%) и брови (30%). В то же время среди 56% детей четырех лет, справились с поставленной задачей, рассказать сказку используя слова-признаки эмоции по изложенным рисунками смогли лишь 16%. Всем остальным исследуемым детям хоть и удавалось в правильной последовательности воспроизвести хронологию путешествия Колобка, но словесно назвать эмоцию было непросто. Все дети безошибочно определили две эмоции -радости и образы.2.2. Конспект открытого занятия на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возрастаТема: Путешествие в царство Золотой рыбки.цель:создание условий для наиболее полного и свободного раскрытия творческих способностей средствами нетрадиционного рисования и сказкотерапии.знакомство с нетрадиционными средствами рисования.расширение познания детского мировоззрения.активизация коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста.закрепление знаний детей об эмоциях.развитие умения распознавать эмоции и объяснять их возможные причины, отображать их с помощью мимики и жестов.активизация умение переключаться с одного эмоционального состояния на другой. Задание:вызвать у малышей интерес к рисованию нетрадиционными средствами;развивать умение детей эмоционально отзываться на состояние героев;помочь дошкольникам самореализоваться я и самоутвердиться;развивать культуру общения, навыки коллективного и группового взаимодействия.Участники занятия: практический психолог, дети творческой группы.Структура занятия:поздравлениявход в сказкуснятие психомышечного напряжения.чередование различных эмоцийрисования нетрадиционными средствамиснятие эмоционального напряжениярелаксацияобратная связьпрощаниеХ ид занятияПриветствие.Добрый день дорогие друзья. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебной сказки. Но сначала давайте поздороваемся.Смотрите у меня в руках маленькое пушистое сердечко, В сердце человека есть тепло, любовь, дружба, поэтому мы будем осторожно передавать его по кругу, называя друг друга ласковым именем и даря при этом улыбку, вот так, Добрый день Маша (передать игрушку и улыбнуться).Смотрите сердечко вернулось ко мне, а каждый из нас получил хорошее настроение и искреннюю улыбку.Вход в сказки.А теперь самое время путешествовать в сказку. Сегодня мы с вами заглянем в страну в Золотой рыбки. Где она живет? (Ответы детей). То есть все мы поняли, что сегодня мы будем в гостях на морском дне. Давайте станем в круг, закроем глаза и речь в волшебные слова.Месяц с солнцем встречаютсяВолшебная сказка начинается.Психомышечное напряжение.Открывайте глаза, смотрите мы с вами уже в королевстве Золотой рыбки. Вокруг нас голубое марево, а мы с вами видим разных обитателей подводного царства. Он идет краб, покажите как он передвигается (дети идут по кругу выставив вперед руки -клешни, имитируя краба). А вот веселые медузы, покажите как они играют (попрыгать на двух ногах). Далее мы видим рыбу-ежа, он почувствовал наше присутствие и стал как шарик, покажите пожалуйста (имитирование), а вот стайка веселых рыбок, покажите как они плавают (показать с помощью рук). Молодцы, вы все справились с этой задачей.Эмоциональная гимнастика.А сейчас посмотрите, мы пришли к домику семьи осьминогов. Дети Восьминожка гуляют возле домика, но у каждого из них свое настроение. (Перед детьми раскладываются рисунки Восьминожка с разным выражением на лице)Выберите пожалуйста себе несколько осьминожков с различным лицом. А теперь покажите без слов, что он чувствует. А как вы думаете, почему у него такое выражение лица. (Каждому ребенку предоставляется время высказать свое мнение. Психолог наблюдает, чтобы дети отражали мимикой то что нарисовано, а только потом показывали рисунок другим. Помогает правильно подбирать слова к рассказу).Рисование.Мы с вами очень много всего увидели во время нашего путешествия. Давайте нарисуем рисунок, чтобы взять с собой его в группу и он будет нам напоминать нашу волшебное путешествие. смотрите у меня есть белый лист. А каким цветом вы хотели бы его сделать (подвести детей к мысли, что вода голубая). Сначала давайте намочим весь лист водой (ватман один на всех). Теперь мы можем закрасить его голубым цветом. (Рисование по влажному).А теперь я задам вам разноцветные пятна, а вы с помощью соломинок будете превращать их в разные подводные растения (направляя ток воздуха на пятно делается раздувание). Посмотрите какой замечательный рисунок у нас получился. А теперь давайте нарисуем морских обитателей с помощью ладошкиных красок (оттиск ладони горизонтально-рыбка, ладошка вертикально-медуза, оттиск кулачком пальцами - морской конек). Посмотрите какая необычная морская картина у нас получилась. (Проговаривание нарисованного)Снятие эмоционального напряжения.Но посмотрите, море стало неспокойным, волны качают всех жителей все сильнее и сильнее. Видимо это шторм. Очень неприятно и страшно находиться во время шторма в море. Давайте с вами прогоним страх. Возьмите листочки цветной бумаги. А теперь разорвите их на маленькие кусочки. Давайте сделаем большую кучу кусочков бумаги. А теперь бросайте вверх кусочки. Вы чувствуете как страх убегает от нас? (Повторить несколько раз).Релаксация.Посмотрите, буря улеглась. Давайте с вами немного отдохнем. Ложитесь на спинку, закройте глаза. Представьте себе, что вы плывете на лодке. Волны легонько качают вас. Солнышко греет ваше лицо, ручки, ножки. Вам очень приятно, вы улыбаетесь. Вам очень лег ко дышится. Почувствуйте как теплый воздух проходит через ваш нос и бежит по всему телу. А теперь почувствуйте что все напряжение куда-то делась, мы веселые и полные сил. Откройте глаза и улыбнитесь.Обратная связь.Нам пора возвращаться из сказки. Но для начала расскажите мне, что вы сегодня узнали на занятии? Что вы делали? Понравилась вам путешествие?Хорошо .А теперь давайте станем в круг, закройте в глаза и речь в волшебные словаМесяц с солнцем встречаютсяСказка с нами прощаетсяОткрывайте глаза. До следующих встреч.ЗАКЛЮЧЕНИЕЭмоциональная сфера детей с задержкой психического развития характеризуется рядом особенностей:неустойчивость эмоциональных проявлений;узкий спектр эмоционального реагирования (в частности, в незнакомой либо стрессовой ситуации) в основном сводящихся к агрессии / защите или стремлению к привлечению к себе внимания окружающих;восприятие эмоционального содержания предъявляемых сюжетов объектов, как правило, не всегда адекватно. Дети часто сталкиваются с затруднениями в процессах выражения своих эмоций или их распознавания в сверстниках, окружающих их людях;Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников — научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.Резюмируя все вышесказанное, отмечаем что влияние изобразительного искусства на становление эмоциональной сферы детей дошкольного возраста cЗПР заключается в том, что своим художественным потенциалом оно формирует у ребенка эстетическое отношение к окружающей среде. Залогом эффективности данного процесса является творческое взаимодействие взрослого и ребенка, в основе которой находится использования нетрадиционных техник рисования, которые гарантируют положительный результат детского рисунка, что всегда сопровождается радостью ребенка, и как следствие положительно влияют на формирование эстетических эмоций.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБлинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., Издательство НЦ ЭНАС, 2003.Богдан Н. Н.; Могильная, М. М. Специальная психология: Учебное пособие /Под общ. ред. Л. И Александровой - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №1 - с. 10 – 17Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада// Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - №2Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. - 5-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. -416 с.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6Данилина Т.А. В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе. Н.М. Стопина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.Дети с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1984. 256 с.Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./ Под ред. С. Г. Шевченко. - М: АРКТИ, 2011. - 224 с.Доронова Т. И. Природа, искусство и изобразительная деятельность. – М. : Просвещение,1999.Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для восп. дет. сада. / А. В. Запорожец – М.: Педагогика, 1985. – 176 с.Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре Эмоциональных процессов у ребенка / А .В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. – 1974. – № 6. – С. 59-73Зеньковський В. В. Психология детства / В. В Зеньковський – М.: Академия, 1996. – 376 с.Изард К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард –СПб.: 2000. – 156 с.Корниенко И.Г. Развитие эмоциональной сферы ребенка / И.Г. Корниенко. -Дошкільнийнавчальний заклад. - К.: № 5 (05). - 2007. - С. 31-35.Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3. Кулачкивская С.Е. Методи изучения психического развития ребенка-дошкольника / Кулачкивская С.Е., Ладивир С.О., Пироженко Т.О., Вовчик-Блакитна О.О. та ін. - К.: "СВІТИЧ", 2003. - С. 27-31.Кулачкивская С.Е. Психическое ребенка-дошкольника / Кулачкивская С.Е., Ладивир С.О., Пироженко Т.О., Вовчик-Блакитна О.О. та ін. - К.: "СВІТИЧ", 2004. - С. 29-36.Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990. Мастюкова Е.М., Переслени Е.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 55–62.Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. [Текст] / – Л. Г. Мустаева – М. Изд-во «Аркти», 2005 г.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1992, № 3, С. 56-60.Реан А. А. Психология детства / А. А. Реан. – СПб.: «пройм-ЕВРО- ЗНАК». 2003. – 368 с.Сопрун И. П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста / И.ПСопрун // Наука і освіта. — 1998. — № 3. — С. 60—62.Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с.Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособ. / О.А. Шаграева. — М. :Академія, 2003Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.Эмоциональное развитие ребенка/ сост.: Максименко С.Д., Максименко К.С., Главник О.П. - К.: Мікрос-СВС, 2003. - С. 55-64.Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997Якобсон П. М. Проблема психологи эмоций / П. М. Якобсон // Психологическая наука в СССР. — М., 1960 — Т. 2. — С. 22—42.
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. - М., Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
2. Богдан Н. Н.; Могильная, М. М. Специальная психология: Учебное пособие /Под общ. ред. Л. И Александровой - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003.
3. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2004. - №1 - с. 10 – 17
4. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада// Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - №2
5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 1990.
7. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.
8. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М., 1976.
9. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1981.- С.56.
10. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. - 5-е изд., испр. и доп. -М.: Изд-во «Лабиринт», 1997. -416 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский // Вопросы психологии. – 2006. - №6
12. Данилина Т.А. В мире детских эмоций/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе. Н.М. Стопина - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
14. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей./ Под ред. С. Г. Шевченко. - М: АРКТИ, 2011. - 224 с.
15. Доронова Т. И. Природа, искусство и изобразительная деятельность. – М. : Просвещение,1999.
16. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для восп. дет. сада. / А. В. Запорожец – М.: Педагогика, 1985. – 176 с.
17. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре Эмоциональных процессов у ребенка / А .В. Запорожец, Я. З. Неверович // Вопросы психологии. – 1974. – № 6. – С. 59-73
18. Зеньковський В. В. Психология детства / В. В Зеньковський – М.: Академия, 1996. – 376 с.
19. Изард К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард –СПб.: 2000. – 156 с.
20. Корниенко И.Г. Развитие эмоциональной сферы ребенка / И.Г. Корниенко. -Дошкільний навчальний заклад. - К.: № 5 (05). - 2007. - С. 31-35.
21. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3.
22. Кулачкивская С.Е. Методи изучения психического развития ребенка-дошкольника / Кулачкивская С.Е., Ладивир С.О., Пироженко Т.О., Вовчик-Блакитна О.О. та ін. - К.: "СВІТИЧ", 2003. - С. 27-31.
23. Кулачкивская С.Е. Психическое ребенка-дошкольника / Кулачкивская С.Е., Ладивир С.О., Пироженко Т.О., Вовчик-Блакитна О.О. та ін. - К.: "СВІТИЧ", 2004. - С. 29-36.
24. Лебединский В. В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
25. Мастюкова Е.М., Переслени Е.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 55–62.
26. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. [Текст] / – Л. Г. Мустаева – М. Изд-во «Аркти», 2005 г.
27. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
28. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1992, № 3, С. 56-60.
29. Реан А. А. Психология детства / А. А. Реан. – СПб.: «пройм-ЕВРО- ЗНАК». 2003. – 368 с.
30. Сопрун И. П. К вопросу об особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста / И.ПСопрун // Наука і освіта. — 1998. — № 3. — С. 60—62.
31. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.
32. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С.А.. - М.: Академия, 2003.- 176 с.
33. Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособ. / О.А. Шаграева. — М. : Академія, 2003
34. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.
35. Эмоциональное развитие ребенка/ сост.: Максименко С.Д., Максименко К.С., Главник О.П. - К.: Мікрос-СВС, 2003. - С. 55-64.
36. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1997
37. Якобсон П. М. Проблема психологи эмоций / П. М. Якобсон // Психологическая наука в СССР. — М., 1960 — Т. 2. — С. 22—42.
Вопрос-ответ:
В чем заключается изобразительная деятельность детей дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста представляет собой процесс творческого выражения своих мыслей, эмоций и впечатлений через рисование, лепку, аппликацию и другие виды художественного творчества.
Почему изобразительная деятельность важна для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность позволяет детям выразить свои эмоции и чувства, развить воображение, самовыражение и самовыявление, а также развить мелкую моторику и координацию движений.
Какие предпосылки способствуют эмоциональному развитию детей дошкольного возраста?
Предпосылками эмоционального развития детей дошкольного возраста являются формирование самосознания, осознание себя и других людей, умение управлять своими эмоциями, способность эмпатии и социализации с окружающими.
Какие особенности эмоционального развития наблюдаются у дошкольников с задержкой психического развития?
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоциональной сферы. Они могут испытывать трудности в понимании и выражении своих эмоций, а также в установлении контакта с окружающими.
Как формируются эмоции у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность?
Формирование эмоций у детей дошкольного возраста в процессе занятий по изобразительной деятельности происходит путем выражения своих чувств и эмоций через рисунки, лепку и другие формы художественного творчества. Это помогает детям осознать и управлять своими эмоциями.
Какова роль изобразительной деятельности в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность является эффективным средством развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Через рисование, лепку и другие виды творческой деятельности дети могут выражать и осознавать свои эмоции, развивать воображение, творческое мышление и самовыражение. При выполнении творческих заданий дети могут переживать радость, горе, интерес, страх и другие эмоции, что способствует их эмоциональному развитию и самосознанию.
Что такое эмоциональное развитие детей и от чего оно зависит?
Эмоциональное развитие детей - это процесс формирования и развития эмоциональной сферы у детей, включающий способность распознавать, осознавать и регулировать свои эмоции, а также выражать их адекватно. Оно зависит от многих факторов, таких как генетическая предрасположенность, семейная среда, общение с окружающим миром, воспитание и образование. Важную роль в эмоциональном развитии детей играет также изобразительная деятельность, которая позволяет детям выразить и осознать свои эмоции.
Какие особенности имеют дошкольники с задержкой психического развития в эмоциональной сфере?
Дошкольники с задержкой психического развития могут иметь определенные особенности в эмоциональной сфере. Они могут испытывать трудности в распознавании и осознании своих эмоций, а также в регулировании их выражения. У них может быть нарушена способность к эмпатии и пониманию чувств других людей. Однако, через изобразительную деятельность, такие дети имеют возможность развивать и улучшать свои эмоциональные навыки, обогащать эмоциональный опыт и улучшать коммуникативные навыки.
Какое значение имеет развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста?
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста имеет огромное значение, так как помогает им понимать и управлять своими эмоциями, общаться с окружающими, а также влияет на их общее благополучие и развитие.