Тема истинной и ложной красоты в романе О. Уайльда
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 24.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «красота» 5
1.1 Понятие красота в философском контексте 5
1.2 Восприятие красоты 7
Глава 2. Красота внутренняя и внешняя в романе «Портрет Дориана Грея» 13
2.1 Творческая история романа 13
2.2 Понятие красоты в романе 14
Заключение 22
Список использованной литературы 24
В чем же красота Сибилы? Она притворяется только на подмостках сцены. Там она вживается в роль, играет. В реальной жизни Сибила простая девушка, которой не нужны богатства, не нужна власть, ей необходимо сильное плеча (которым Грей в итоге не стал), необходимо поддержка ее семьи, которая у нее есть (мать Сибилы настоятельно отправляет ее в театр, понимая, что это ее единственная радость). Другим положительным героем можно назвать художника Бэзила, трагически закончившего свою жизнь. Герой не жаждет славы, он живет уединенно:«И знаешь - я стал скрытен, мне нравится иметь от людей тайны. Это, пожалуй, единственное, что может сделать для нас современную жизнь увлекательной и загадочной. Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать ее от людей»Именно он стремится пробудить нравственные качества Дориана Грея. Он советует не слушать лорда Генри, считая его идеи безнравственными. Но Дориан Грей, как известно, не захотел слушать художника, предпочитая ему лорда. Бэзил восхищен молодостью и красотой Дориана Грея. «Встреча с Дорианом словно дала мне ключ к чему-то совсем новому в живописи, открыла мне новую манеру письма. Теперь я вижу вещи в ином свете и все воспринимаю по-иному. Я могу в своем искусстве воссоздавать жизнь средствами, которые прежде были мне неведомы»Когда Бэзил рисует портрет Дориана, он не хочет никому показывать картину. Он полагал, что вложил в нее слишком много своей души, чтобы кто-то чужой на нее смотрел.Впервые Бэзил пытается вразумить Дориана Грея, когда погибла Сибила Вэйн. Но с Дорианом уже поработал лорд Генри, показав ему, как бессмысленны страдания по кому-то.Через восемнадцать лет Бэзил видит свой портрет. Он видит, насколько изменилось на нем изображение. Он понимает, что дело может спасти только раскаяние. «Молитесь, Дориан, молитесь!»«Я слишком боготворил вас - и за это наказан. Вы тоже слишком любили себя. Оба мы наказаны»После этих слов Дориан безжалостно убивает художника. Он покусился на творца, творца прекрасного, творца картины. Но после он совершает еще более ужасное деяние: он зовет знакомого химика и шантажом заставляет утопить тело Бэзила в кислоте. Еще один не менее интересный персонаж - лорд Генри. Этот человек из высшего общества, образован, имеет определенные идеи. Он становится в некотором роде учителем Дориана Грея. Лорд Генри - великолепный собеседник. «А лорд Генри стал своенравно играть этой мыслью, давая волю фантазии: он жонглировал ею, преображал ее, то отбрасывал, то подхватывал снова; заставлял ее искриться, украшая радужными блестками своего воображения, окрылял парадоксами». Поэтому неудивительно, как внимательно его слушал Дориан Грей, как внимал всем его речам. Самое интересное, сколько бы речей он ни говорил о безнравственных речах (как он убеждал Дориана о великолепии низменных удовольствий), сам он ничего плохого не совершает. Единственное, что он делает - это курит папиросы с опиумом и много и с удовольствием говорит. Лорд Генри ценит красоту, даже больше, он считает ее важнейшей составляющей мироздания. Люди, по его мнению, должны наслаждаться красотой во всей ее полноте. Лорд пропагандирует наслаждение жизнью. Он не знает, что такое совесть, для него это символ трусости.Лорд рассуждает, что удовольствия и застолья ведут к прогрессу. Это - единственное лечение страданий: «Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучают желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочными и преступными»Лорд Генри полагает, что каждый человек мог бы жить полной грудью, если бы удовлетворял свои желания. По его мнению, нет ничего страшного в том, что человек расслабляется. Он только ради удовлетворения собственного тщеславия решает поэкспериментировать над Дорианом Греем. Он хочет узнать, насколько его идеи могут быть правдивы. И, как мы видим, лорд Генри способен убедить человека, особенно такого молодого и неопытного, как Дориан Грей. Таким образом, в романе сталкивается два типа красоты: истинная и ложная. Ложная красота показана только внешней красотой героев, красотой их речей. Она представлена такими персонажами, как Дориан Грей (который внешне красив, внетренне пуст) и лорд Генри (речи его красивы, а сердце пусто). Истинная красота представлена образами Сибилы Вэйн (девушка готова была отдать всего себя любимому человеку, которому это не было нужно) и БэзилаХоллуода (который старался вернуть Дориана Грея на светлую сторону).Таким образом, перед нами интересный мистический роман с собственной проблематикой и сюжетной линией, в которой понятие «красота» имеет главенствующую роль»ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, понятие красота - непостоянное свойство. На протяжении всей истории каноны красоты менялись, человечество стремилось вывести формулу идеального красивого человека. У каждого человека свое понятие красоты. То, что для одного человека является прекрасным, для другого таковым не будет.Известно, что стандарты красоты везде разные. В Африканских странах считается, что чем больше у женщины вес, тем более она привлекательна. В Европейских странах стройная девушка считается эталоном красоты, но тенденция в последнее время меняется, все популярнее модели «plus-size». К тому же в последнее время для работы выбирают все более нестандартных моделей: с болезнью витилиго, с родимыми пятнами, с расщелинами между зубами. То, что раньше считалось уродливым, высмеивалось - сейчас уважается и ценится. Как мы выяснили, изучив роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея», красота бывает не только внутренней, но и внешней. Дориан, обладая внешней красотой, не стремится к красоте внутренней, можно сказать, что внутренее он безобразен (что и показывает его портрет), он такой же, как и его друг лорд Генри, которому все наскучило, который хочет «научить плохому» своего юного друга. Внутренней красотой обладают актриса Сибила Вэйн, возлюбленная Грея. Она способна любить искренне, ей не нужен светский мир, мир порока, ей нужен ее возлюбленный. Но, как известно, Дориан Грей любить не способен, именно поэтому Сибила погибает.Можно сказать, что внутренней красотой обладает и художник БэзилХоллуорд. Этот человек, нарисовавший прекрасный портрет, становится жертвой тщеславия Дориана Грея. Ложная красота отражает Дориана Грея этот человек не способен на светлые чувства, его красота ошибочна. Тех, кто вокруг него, манит его красота, норано или поздно они страдают. Как с яблоком: оно прекрасно снаружи, но с гнилью внутри. Таким образом, красота - явление не вечное и не постоянное. Можно быть прекрасным снаружи, как Дориан Грей, но некрасивым внутри. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫColabianchi N., Ievers-Landis C. E., Borawski E. A. Weight preoccupation as a function of observed physical attractiveness: ethnic differences among normal-weight adolescent females // Journal of Pedi-atric Psychology. – 2006. – Sep; 31(8). – P. 803–812.Gilson E. Философия в средние века. М.:Культурная революция, 2010. 680 с.Акимова, О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: Учебное пособие / О. В. Акимова; под ред. Н. Я. Дьяконовой. – СПб.: Алетейя, 2008.Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968.Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с. - С.6Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979. – 438 с. - С.48Гегель Г.Ф.Сочинения. - М.1956Гуревич П.С.Философия культуры. - М., 1994Дивненко О. В. Эстетика. – М.: Изд. центр «АЗ», 1995. – 272 с. - С.39История Красоты / Под ред. У. Эко. – М.: СЛОВО, 2005. – 440 с.История создания романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.lang-lit.ru/2016/08/istoriya-sozdanie-romana-portret-doriana-greya.htmlЛабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 344 с. - С.62-76Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. – М.: КомКнига, 2007. – 120 с. - С.7О.Уальд. Портрет Дориана Грея. - М.: Азбука, 2010. - 320 с.Погонцева Д. В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений // Соци- альная психология и общество. – 2011. – № 1. – С.6Погонцева Д. В. Социально-психологические ... Указ. соч.Портрет Дориана Грея. Роман, погубивший своего автора. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/143-portret-doriana-greya-roman-pogubivshij-svoego-avtoraРеале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994Суэми В., Фернхейм А. Психология красоты и привлекательности. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч. С.21Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч. С.21Уайт Кейт. Если бы красота убивала. М.: АСТ, 2004. - 79 с.Уоллерстайн К. Указ. сочУоллерстайн К. Худоба и эстетика отверженности в современной модной рекламе // Теория моды. – 2006. – № 1. – С. 115–137.Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория; Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973.Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. М.: Независимая газета, 2000. С.356.
1. Colabianchi N., Ievers-Landis C. E., Borawski E. A. Weight preoccupation as a function of observed physical attractiveness: ethnic differences among normal-weight adolescent females // Journal of Pedi-atric Psychology. – 2006. – Sep; 31(8). – P. 803–812.
2. Gilson E. Философия в средние века. М.:Культурная революция, 2010. 680 с.
3. Акимова, О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда: Учебное пособие / О. В. Акимова; под ред. Н. Я. Дьяконовой. – СПб.: Алетейя, 2008.
4. Асмус В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. - М., 1968.
5. Бодалев А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 320 с. - С.6
6. Буткевич О. В. Красота: природа, сущность, формы. – Ленинград: Художник РСФСР, 1979. – 438 с. - С.48
7. Гегель Г.Ф.Сочинения. - М.1956
8. Гуревич П.С.Философия культуры. - М., 1994
9. Дивненко О. В. Эстетика. – М.: Изд. центр «АЗ», 1995. – 272 с. - С.39
10. История Красоты / Под ред. У. Эко. – М.: СЛОВО, 2005. – 440 с.
11. История создания романа Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" [Электронный ресурс]: Режим доступа http://www.lang-lit.ru/2016/08/istoriya-sozdanie-romana-portret-doriana-greya.html
12. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 344 с. - С.62-76
13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979.
14. Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. – М.: КомКнига, 2007. – 120 с. - С.7
15. О.Уальд. Портрет Дориана Грея. - М.: Азбука, 2010. - 320 с.
16. Погонцева Д. В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представлений // Соци- альная психология и общество. – 2011. – № 1. – С.6
17. Погонцева Д. В. Социально-психологические ... Указ. соч.
18. Портрет Дориана Грея. Роман, погубивший своего автора. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/143-portret-doriana-greya-roman-pogubivshij-svoego-avtora
19. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994
20. Суэми В., Фернхейм А. Психология красоты и привлекательности. – СПб.: Питер, 2009. – 240 с.
21. Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч. С.21
22. Суэми В., Фернхейм А. Указ. соч. С.21
23. Уайт Кейт. Если бы красота убивала. М.: АСТ, 2004. - 79 с.
24. Уоллерстайн К. Указ. соч
25. Уоллерстайн К. Худоба и эстетика отверженности в современной модной рекламе // Теория моды. – 2006. – № 1. – С. 115–137.
26. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория; Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М., 1973.
27. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 288 с.
28. Эллман Р. Оскар Уайльд: Биография. М.: Независимая газета, 2000. С.356.
Вопрос-ответ:
Какая тема обсуждается в романе "Портрет Дориана Грея"?
В романе "Портрет Дориана Грея" обсуждается тема истинной и ложной красоты.
Что такое красота в философском контексте?
В философском контексте красота считается особой категорией, которая имеет связь с идеалами, гармонией и симметрией.
Как воспринимается красота?
Красота воспринимается каждым человеком по-разному, так как это субъективное понятие, зависящее от личных предпочтений и воспитания.
Что изображается в романе "Портрет Дориана Грея"?
В романе "Портрет Дориана Грея" изображается внутренняя и внешняя красота.
Какая красота притворяется Сибила на сцене?
На сцене Сибила притворяется красота, она играет определенную роль и вживается в нее.
Что такое красота в философском контексте?
В философии красота рассматривается как эстетическая категория, которая определяет степень гармонии, совершенства и приятности объекта или явления. Красота в философском контексте имеет объективный характер и связана с гармоничным сочетанием форм, цветов, звуков и других элементов, вызывающих эстетическое восприятие.
Как понятие красоты отражается в романе "Портрет Дориана Грея"?
В романе "Портрет Дориана Грея" понятие красоты имеет двойственный характер. С одной стороны, прекрасным представлено внешнее обличие главного героя, который сохраняет свою молодость и красоту на протяжении всей жизни благодаря портрету. С другой стороны, роман показывает опасность погружения во внешнюю красоту, о которой можно забыть внутреннюю красоту души и погрязнуть в пагубных страстях и пороках.
Какую роль играет красота у героини Сибилы Вейн?
Красота у героини Сибилы Вейн играет особую роль. Она является талантливой актрисой и может притворяться красивой только на сцене. В реальной жизни она простая девушка, которой не нужны богатства и власть. Красота внешняя и внутренняя для нее не являются важными, она стремится к самовыражению и истинной свободе.
Какова творческая история романа "Портрет Дориана Грея"?
Роман "Портрет Дориана Грея" был написан Оскаром Уайльдом и опубликован в 1890 году. Основной сюжет романа рассказывает о молодом человеке по имени Дориан Грей, чье физическое обличие остается вечно молодым, в то время как его портрет, созданный художником, стареет и показывает погубительные последствия его душевной развратности и пороков.
Какая тема обсуждается в романе О. Уайльда "Портрет Дориана Грея"?
В романе "Портрет Дориана Грея" основной темой является понятие истины и ложной красоты.