Антонимы как выразительно-экспрессивные средства словарного состава

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лексикология
  • 26 26 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 30.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Использование антонимии как стилистического средств 5
1.1 Антитеза 5
1.2 Понятие о лексических антонимах 7
1.3 Типы антонимов по структуре 8
1.4 Антонимия и полисемия. Различные признаки антонимов 10
1.5 Антонимические ряды и их виды 10
Глава 2 Антонимы как выразительно-экпрессивные средства в творчестве А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова. 12
2.1 Антонимия в поэзии А.А. Ахматовой. 12
2.2 Антонимия в поэзии М.Ю. Лермонтова 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Но, милая, как год прошел разлуки,
Как я почти забыл и радости и муки,
Таким образом, антитеза счастья и несчастья, горя и радости составляет довольно многочисленную группу среди выявленных нами примеров и связана большей частью с особенностями жизненного пути самого поэта. Данное противопоставление реализуется именами существительными.
Тема любви имела большое значение в ранней лирике Лермонтова имела. Этой теме молодой поэт посвятил более трети своих стихотворений. (35, 112)
Поэтому нельзя не обойти и группу антонимов, которые входят в противопоставление любви и ненависти, любви и разлуки:
Их ненависть, как их любовь,
Бедою вечною грозит …
Последний сын вольности.
Или не знал - или забыл,
Как ненавидел и любил…Исповедь.
Таким образом, специфика лермонтовской лирики заключается прежде всего в ее антиномичности, а истоки - в противоречиях современной поэту жизни, в которой важнейшими являются неразрешенность идейных и духовных конфликтов между небом и землей в душе самой личности, где действуют противоположные и абсолютно непримиримые силы.
Яркой выразительностью обладает и другой прием, который состоит в отрицании, в нейтрализации антонимов, в отталкивании от крайних степеней проявления какого-нибудь качества. Данный прием позволяет поэту удивительно тонко и метко передать такое состояние «души человеческой», которое невозможно описать столь же точно и выразительно с помощью других слов (не антонимов). Реализуется данный стилистический прием в стилистической фигуре нейтрализации противоположностей. Лермонтов использует этот прием в разных произведениях при изображении идентичных ситуаций, чтобы с наибольшей глубиной выразить смятение и неопределенность душевного состояния героя. Сравним:
Есть сумерки души, несчастья след,
Когда ни мрака в ней, ни света нет.
Она сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна ей и смерть страшна.
(т.3, с.237);
Есть время - леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет
Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена,
Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.(т.1, с.184).
Этот же прием используется Лермонтовым в изображении природных явлений, портретных зарисовках, и т.д., означая при этом переходные ступени, некое «срединное» состояние, в развитии противоположных явлений, качеств и т.д. сравним:
Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой.
(т.1, с.240);
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь - ни мрак, ни свет!..
(т.4, с.195);
В неверный час, меж днем и темнотой,
Когда туман синеет над водой.(т.1, с.102).
Если значение антитезы как приема стилистики заключено в четком противопоставлении контрастных образов (слов), то главное содержание фигуры соединения представляет характеристика свойств, качеств, , действий, предметов, отношений и т.д. посредством «соединения» противоположностей до получения целого.
Фигура соединения в работах М.Ю. Лермонтова имеет целый ряд определенных значений и осуществляет множество стилистических функций:
Описывая необычайную глубину человеческих чувств: любви, отчаяния, разочарования, восхищения, любви - поэт применяет фигуру соединения путем сложения контрактных действий, признаков, качеств до получения общего, целого.
Фигура соединения отображает постоянство, непрерывность каких-либо процессов, действий, состояний и т.п. Следует отметить, что значение полного охвата состоянием лиц, предметов, действием, и т.п. можно создать именно путем применения антонимов. Это является уникальной особенностью антонимических пар со значением соединения. Поэт искусно применяет такую особенность антонимов: в его работах используются все значения стилистической фигуры объединения, какие только являются возможными.
Еще одной используемой Лермонтовым стилистической фигурой выступает фигура противоречия. Исходя из ее структуры, ее можно назвать сходной с предыдущей. Главная стилистическая функция фигуры противоречия заключена в явном подчеркнутом выражении контрастной сущности явлений, предметов, внутреннего мира индивида, его психологического состояния, чувств.
Заключение

В данной работе рассматривались антонимы как выразительно-экспрессивные средства в языке. Был проведен анализ использования антонимов творчестве А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова.
В результате проведенного анализа, можно заключить, что каждый художественный текст предоставляет читателю ту или иную информацию, которая в свою очередь преследует конкретные практические цели. Сообщая о чем-то, писатель так или иначе оказывает на читателя воздействие. Степень этого воздействия в первую очередь зависима от степени художественности работы, ее выразительно- изобразительной фактуры.
В художественных, научно-популярных, публицистических работах, в устной речи при столкновении со словом, противоположным по значению слово звучит по-особенному, раскрывается во всей своей полноте. В связи с этим, антонимические пары часто применяются как особенный стилистический метод оценки разных явлений и предметов.
Антонимические пары представляют собой языковый «материал» для создания фигур нейтрализации противоположностей, антитезы, противоречия, соединения, смены, разделения, чередования, сравнения, оксюморона и сопоставления в художественных текстах. Творчество А.А. Ахматовой и М.Ю.Лермонтова предоставляет довольно богатые возможности для изучения данных языковых средств
Являясь выражением контраста в языке, антонимы играют особую роль в системе лексики языка. Им присуще в основном контактное применение в определенных контекстах, раскрывающих их основные функции. Применение антонимов положено в основу разных стилистических методов. Понятиям и предметам антонимия придает особую важность. Антонимы помогают раскрытию разноречивой природы явлений, предметов. Стилистические функции антонимических пар не ограничиваются выражением контраста. Антонимические пары помогают нам продемонстрировать полноту охвата различных явлений. Неограниченные выразительные возможности антонимических пар объясняется разнообразием и богатством антонимов в русском языке. В то же время необходимо вдумчиво и серьезно относиться к применению этих контрастных пар в речи.
В поэзии А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова посредством стилистического использования антонимов отражено все богатство их духовного потенциала.
Оба поэта изображают мир во взаимодействии противолежащих начал: душа –тело, враг- друг, разлука –встреча. А.А. Ахматова представляет окружающий мир как смену печального и радостного, смерти и жизни, что и позволяет утверждать, что ахматовской поэзии в целом присущ психологизм. У М.Ю. Лермонтова принцип контрастности тесно связан с принципом повторения, так как является его логическим продолжением (ибо контраст всегда зиждется на едином, повторяемом, основании)» [Новиков 1997: 59]. А.А. Ахматова умело применяет всю палитру антонимических пар, создает авторско- индивидуальные пары для выражения разноречивых чувств, эмоций своих героинь.

Список использованной литературы

1. Ахматова А.А. Стихов моих белая стая. - М., 2000
2. Ахматова А.А. Лирика. Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997.
3. Ахматова А.А. Сочинения в 2-х томах. - М., 1987г. - 450 с.
4. Большой Академический Словарь. - М.: Наука. - 604с.
5. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1996. - 456с.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1991. - 128с.
7. Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии А. А. Ахматовой // Русский язык в школе. - 1981. - № 3.
8. Ельцова Е.Н. Антитеза и оксюморон как средство выражения контрастного мироощущения А. Ахматовой // Материалы 9-го конгресса МАПРЯЛ, 1999. Братислава; - М., 2000.
9. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 260с.
10. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1992. - 320с.
11. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. - М.: Гном и Д., 2003.- 240с.
12.Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2006. - № 2.
13.Куманяева А.Е. Из опыта анализа текста на уроках русского языка в старших классах // Русский язык в школе. - 2007. - № 8. 14.Матвиевская Л.А. Контраст и антитеза. // Русский язык в школе.- 1998. - №5.ъ
14 Лермонтов М.Ю. Соч.: в 2-х. Т. Т.ЙЙ.. -М.: Правда, 1990. - 704с
15. Матвеев Б.И. Антонимы и их стилистические функции // Русский язык в школе.- 2003. - №11.
16. Метлякова Е.В. Антонимы как средство воплощения контраста в поэзии А.А. Ахматовой // Русский язык в школе. - 2000. - № 4.
17. Миллер Е.Н. Выразительные возможности антонимов // Русская речь. - 1997. - № 1.
18. Новикова Н.С. Повтор, вариативность, контраст и семантическая организация текста (к обоснованию интегративного подхода как принципа лингвистического описания) // Филологические науки. - 1997. - №4.
19. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М., 2003. - 270с.
20. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Просвещение, 1999. - 310с.
21. Пахнова Т.М. Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка // Русский язык в школе . 2005. - № 2.
22. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 362с.
23.Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2000. - 354с.

24. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. / Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. - М., "Высшая школа", 2001. - 210с.
25. Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) / Поэтика и стилистика русской литературы. - СПб., 2000, - С. 283.
27. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант Н.Г. Гольцова В.П. Жуков и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М., "Высшая школа", 2002. - 399с.
28. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999. - 367с.
29. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000. - 415с.
30. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. - М.: Просвещение, 2000. - 295с.
31. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Русский язык и литература". - М.: Просвещение. - 2001. - 335с.
32. Шумилина Л.П. Поэтика контраста // Язык писателя, 2002.-№ 11
33. www.akhmatova.ru Сборники стихов А.А. Ахматовой.











24

Список использованной литературы

1. Ахматова А.А. Стихов моих белая стая. - М., 2000
2. Ахматова А.А. Лирика. Всемирная библиотека поэзии. Издательство «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997.
3. Ахматова А.А. Сочинения в 2-х томах. - М., 1987г. - 450 с.
4. Большой Академический Словарь. - М.: Наука. - 604с.
5. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1996. - 456с.
6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1991. - 128с.
7. Дмитриев А.Л. Антонимы в поэзии А. А. Ахматовой // Русский язык в школе. - 1981. - № 3.
8. Ельцова Е.Н. Антитеза и оксюморон как средство выражения контрастного мироощущения А. Ахматовой // Материалы 9-го конгресса МАПРЯЛ, 1999. Братислава; - М., 2000.
9. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М.: Изд-во МГУ, 1998. - 260с.
10. Колесников Н.П. Словарь антонимов русского языка. - М.: Просвещение, 1992. - 320с.
11. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. - М.: Гном и Д., 2003.- 240с.
12.Клипина Л.М. Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2006. - № 2.
13.Куманяева А.Е. Из опыта анализа текста на уроках русского языка в старших классах // Русский язык в школе. - 2007. - № 8. 14.Матвиевская Л.А. Контраст и антитеза. // Русский язык в школе.- 1998. - №5.ъ
14 Лермонтов М.Ю. Соч.: в 2-х. Т. Т.ЙЙ.. -М.: Правда, 1990. - 704с
15. Матвеев Б.И. Антонимы и их стилистические функции // Русский язык в школе.- 2003. - №11.
16. Метлякова Е.В. Антонимы как средство воплощения контраста в поэзии А.А. Ахматовой // Русский язык в школе. - 2000. - № 4.
17. Миллер Е.Н. Выразительные возможности антонимов // Русская речь. - 1997. - № 1.
18. Новикова Н.С. Повтор, вариативность, контраст и семантическая организация текста (к обоснованию интегративного подхода как принципа лингвистического описания) // Филологические науки. - 1997. - №4.
19. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. - М., 2003. - 270с.
20. Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Просвещение, 1999. - 310с.
21. Пахнова Т.М. Слово Ахматовой и слово об Ахматовой на уроках русского языка // Русский язык в школе . 2005. - № 2.
22. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 362с.
23.Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2000. - 354с.

24. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. / Изд. 3-е, испр. и доп. Учебное пособие для вузов. - М., "Высшая школа", 2001. - 210с.
25. Смирнов И.П. К изучению символики Анны Ахматовой (раннее творчество) / Поэтика и стилистика русской литературы. - СПб., 2000, - С. 283.
27. Современный русский литературный язык: Учебник / П.А. Лекант Н.Г. Гольцова В.П. Жуков и др.; Под ред. П.А. Леканта. - М., "Высшая школа", 2002. - 399с.
28. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999. - 367с.
29. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000. - 415с.
30. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. Пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. - М.: Просвещение, 2000. - 295с.
31. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности "Русский язык и литература". - М.: Просвещение. - 2001. - 335с.
32. Шумилина Л.П. Поэтика контраста // Язык писателя, 2002.-№ 11
33. www.akhmatova.ru Сборники стихов А.А. Ахматовой.

Вопрос-ответ:

Что такое антонимы?

Антонимы - это лексические единицы, которые имеют противоположные значения. Они используются для передачи противопоставления и создания контраста в тексте.

Какие типы антонимов существуют?

В зависимости от структуры, антонимы могут быть градационными (различаются степенью противоположности), комплементарными (исключают друг друга), или контрадикторными (имеют противоположное значение, но не исключают друг друга).

Как антонимия связана с полисемией?

Антонимические пары часто возникают из-за разных значений одного слова. В этом случае, одно из значений может быть антонимом для другого. Таким образом, антонимия и полисемия могут быть связаны внутри одного слова.

Как антонимы используются в творчестве А. А. Ахматовой?

А. А. Ахматова активно использовала антонимы в своей поэзии для создания эмоционального контраста и выразительности. Они помогали ей передать сложность человеческих отношений и переживаний.

Как антонимы использовались в творчестве М. Ю. Лермонтова?

М. Ю. Лермонтов также использовал антонимы в своей поэзии. Он использовал их, чтобы создать яркий контраст между различными чувствами и эмоциями, а также для передачи глубокого психологического содержания своих произведений.

Что такое антонимы?

Антонимы - это слова или выражения, которые противопоставляются друг другу по значению. Они имеют противоположные значения и служат для создания контраста и эмоциональной окраски в тексте.

Какие типы антонимов существуют по структуре?

Существуют два основных типа антонимов по структуре: градационные и противопоставительные. Градационные антонимы представляют собой слова или выражения с противоположными значениями, которые находятся на разных концах некоторой шкалы. Противопоставительные антонимы имеют противоположные значения без какой-либо их промежуточной градации.

Чем отличается антонимия от полисемии?

Антонимия и полисемия - это два разных явления в языке. Антонимия относится к значению слова или выражения, которое противоположно другому значению. Полисемия, напротив, относится к наличию нескольких разных значений у одного и того же слова или выражения.

Какие виды антонимических рядов существуют?

Существуют несколько видов антонимических рядов: прямые, косвенные, синонимические, ассоциативные и объемлющие. Прямые антонимические ряды состоят из слов, у которых значения противопоставлены напрямую. Косвенные антонимические ряды состоят из слов, значения которых противопоставлены не напрямую, а через посредство других слов или выражений.

Какие особенности использования антонимов можно выделить в творчестве А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова?

В творчестве А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова антонимы используются для создания эмоциональности, выражения противоположностей и контрастов. Более подробный анализ использования антонимов в их поэзии можно найти в соответствующих главах статьи.