Уроки по теории вероятностей в средней школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 63 63 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 12.07.2018
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проведения уроков по теории вероятностей в средней школе 5
1.1 Методические основы проведения уроков 5
1.2 Анализ форм организации обучения 9
1.3 Изучение теории вероятности на различных этапах обучения математике и информатике в средней школе 13
1.4 Конспект урока и задачи для самостоятельной работы школьников по теме «Логика перебора» 17
Глава 2 Методические аспекты изучения теории и решения задач по теории вероятности 19
2.1 Организация проектной деятельности по теме «Случайные события» (5-6 классы) 19
2.2 Проведение практических занятий по статистике (на примере урока в 9 классе «Обработка статистических данных») 22
2.3 Применение инновационных информационных технологий на уроках по теории вероятностей в средней школе 25
Заключение 39
Список литературы 41

Фрагмент для ознакомления

При решении сложных задач теории вероятностей часто возникает необходимость работы с различными непрерывными или дискретными распределениями. Расчету различных их параметров, а также другим манипуляциям со случайными величинами посвящена целая группа команд GeoGebra, которая называется «Вероятность». Все такие действия естественно могут быть визуализированы с помощью внутренних средств GeoGebra.Слайд 17Таким образом, в рамках выполнения настоящего исследования был проведен анализ проведения уроков по теории вероятности в средней школе, который позволил сформулировать следующие положения:основными структурными элементами урока являются организация учащихся на урок, проверка домашнего задания, актуализация опыта, сообщение темы и целей урока, сообщение нового материала, повторение и обобщение, подведение итогов;важным направлением в процессе обучения математике и информатике являются формирование вычислительных навыков, закрепление знаний правил и форм, проверка знаний и умений, совершенствование методических приемов;так как изучение теории вероятностей и математической статистики в школьный курс было введено недавно, то в настоящее время существуют проблемы с реализацией этого материала в школьных учебниках.Практическая значимость работы состоит в наличии методических материалов:конспект урока по теме «Логика перебора» (6 класс);рекомендации для учащихся 9 класса по обработке статистической информации средствами табличного процессора MSExcel;описание процесса организации проектной деятельности в 5 классе по теме «Случайные события»;анализ возможностей применения инновационных информационных технологий на уроках по теории вероятности.Таким образом, можно сделать вывод о достижении цели и решении задач, поставленных во введении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверина Н. Д., Мишина Т. Г. Использование ИКТ на уроках по теории вероятностей и статистики в 8–9-х классах физико-математического профиля / Н.Д. Аверина, Т.Г. Мишина // Теория и практика образования в современном мире: материалы IIIМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 78-79.
2. Алгебра и математический анализ. Учебник. 11 класс. Профильный уровень / ВиленкинН.Я., ШварцбурдС.И., Ивашев-МусатовО.С. – М.: Мнемозина, 2013. – 264с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А. Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2013. - 399 с.
4. Алгебра. 7 класс / Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., БунимовичЕ.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. Учебник. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
5. Алгебра. 8 класс. / Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., БунимовичЕ.А., Кузнецова Л.В., Минаева С.С. Учебник. - Под ред. Г.В. Дорофеева. - М.: Просвещение, 2009. - 288 с.
6. Алгебра. 8 класс. Учебник / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. – М.: 2014. – 301с.
7. Алгебра. 9 класс. Учебник / Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., БунимовичЕ.А. и др. - М.: 2009.- 304 с.
8. Воробьева Е.Г. Использование инновационных методов в преподавании дисциплины «Экономика отрасли» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.Г.Воробьева. – Саранск: Принт-Издат, 2013. – 68с.
9. ГавазаТ.А. О преподавании теории вероятностей в средней школе. Методический аспект / Т.А. Гаваза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. - №4. – 2014. – С. 87-92.
10. ЗарукинаЕ.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В. Зарукина. – СПб.: СПбГИЭУ, 2013. – 56с.
11. Захарова А. Е. Элементы теории вероятностей, комбинаторики и статистики в основной школе: учебно- методическое пособие / А. Е. Захарова, Ю. М. Высочанская. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 135 с.
12. Леонтьева Н. В., Вологжанина Н. Ю. Элементы теории вероятностей в курсе средней школы в рамках подготовки к ОГЭ / Н.В. Леонтьева, Н.Ю. Вологжанина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 9. – С. 1–5.
13. Марусева И.В. Современная педагогика (с элементами педагогической психологии) [Текст] / И.В. Марусева. – СПб.: БХВ-Питер, 2015. – 624с.
14. Маслова Л.В. Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]/ Л.В.Маслова// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Режим доступа - http://festival.1september.ru/articles/512797/
15. Математика. 5 класс. Учебник в 2 частях / Дорофеев Г.В., ПетерсонЛ.Г. - М.: 2009. Часть 1 - 176с, Часть 2 - 240с.
16. Математика. 6 класс. / Дорофеев Г.В., ШарыгинИ.Ф., Суворова С.Б. и др. 11-е изд. - М.: 2009. - 303 с.
17. Математика. 6 класс. Учебник / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. – 14-е изд. – М.:2015. – 256с.
18. Математика: Алгебра; Функции; Анализ данных: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Дорофеева Г.В. - Изд. 1-е/ 2-е. – М.: Просвещение, 2012. – 304с.
19. ОбсковА.В. Теоретические обоснования интерактивного обучения иностранному языку в высшем учебном заведении [Текст] / А.В. Обсков// Известия самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. - №2(3). – с.629-634
20. Пожидаева Л.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики // Обучение и воспитание: методики и практика. - №8. – 2013. – С.145-150.
21. Фазылова, Р.Т. Робототехника – инновационное направление в образовательной сфере // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - №3. – 2016.– С. 75-80.
22. ХвесеняН.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебно-методический комплекс. – Минск: БГУ, 2006. – 116с.
23. Шевченко Е.М. Интерактивные методы обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей вузов/ Е.М. Шевченко. – М.:Бланк, 2012. – 84с.
24. ШкарлупинаГ.Д. Теория и методика преподавания правовых дисциплин [Текст]: Учебно-методическое пособие / Г.Д. Шкарпулина. – М.: Берлин:Директ-Медиа, 2014. – 359с.


Возможности использования элементов теории вероятностей и статистики на уроках математики в начальной школе

Возможности использования элементов теории вероятностей и статистики на уроках математики в начальной школе

работа студента Сидорова Ивана

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

Минск 2002

Введение

Развитие теории вероятностей с момента создания этой науки и до настоящего времени было больше проблем. На первом этапе истории науки, она рассматривается как " развлечения "пустячок", как собрание забавных задач, связанных в первую очередь с азартными играми в кости и карты. Основателями теории вероятностей были французские математики Б. Паскаль и П. Ферма, и голландский ученый X. Гюйгенс, в ответах на запросы азартных игроков и переписке между ними были введены основные понятия этой теории — вероятность события и надежду.

важнейший этап теории вероятностей связан с именем швейцарского математика Я. Бернулли. Им было дано доказательство частного случая закона больших чисел, так называемой теоремы Бернулли. В данный момент теория вероятностей оформляется как математика и наука.

Строгое логическое обоснование теории вероятностей произошло в XX веке и связано с именами советских математиков С. Н. Бернштейна и А. Н. Колмогорова.

В течение последних десятилетий элементы теории вероятностей и комбинаторики то вводились разделом, в курс математики общеобразовательной школы, то исключались вообще. Акцент на этой дисциплиной во всем мире, и позволяет предположить, что концепция его внедрения является актуальным.

На наш взгляд, заслуживает внимания методика обучения учащихся теории вероятностей, которая основывается на понятии логико-методической модели "эксперимент".

Эксперимент — это модель опыта с конечным множеством результатов. Как и в любой модели, выделенных важно: набор результатов, и возможность возникновения каждого из них. Некоторые эксперименты доступны для детей младшего школьного возраста.

Что реально преподавать в начальной школе элементы теории вероятностей?

Это требует весьма немногого от технически формализованной математики: если освоить действия с дробями, можно уже весьма далеко продвинуться. Зачатки алгебры позволяют сформулировать теоретико-вероятностные принципы в общем виде. Теория вероятностей может также применяться непосредственно, как и арифметика начальной, т. е. с помощью моделей, которые каждый может понять сразу.