Основные концепции происхождения государства.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 05.07.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теологическая теория
Глава 2. Патриархальная теория
Глава 3. Договорная теория
Теория Томаса Гоббса
Теория Джона Локка
Учения Жан-Жака Руссо
Глава 4. Теория насилия
Теория К. Каутского и Л. Гумпловича
Теория Е.Дюринга
Глава 5.Психологические концепции происхождения государства
Теория Т. Д. Баштима
Теория Н.Коркунова
Теория Л.Петражицкого
Глава 6. Марксистская концепция происхождения государства
Глава 7. Волюнтаристские теории
Ирригационная теория
Расовая теория
Демографическая теория
Кризисная теория
Теория «инцеста»
Глава 8. Иные концепции происхождения государства
Либертарно-юридическая теория
Патримониальная теория
Заключение
Список используемой литературы
В своем труде «Восточный деспотизм» он истолковывает возникновение государства как необходимость строительства гигантских оросительных сооружений в аграрных районах.
На самом деле, в первых городах-государствах — Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем.
По этой причине сформировался слой управленцев. Они знали: как поддерживать работу данных сооружений, как контролировать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др.
Такие работы, считает Виттфогель, требовали жесткого централизованного управления, в том числе распределения, учета.
Теория отражала некоторые реальные процессы, которые происходили в восточных регионах. На самом деле процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно.
Однако образование государства было первичным, так как именно государство было в состоянии вести подобные трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.
Расовая теория
Теория зародилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы. Суть заключалась в том, что деление людей происходило по причине прирожденных качеств на две породы— рабовладельцев и рабов.
Расовая теория базируется на тезисе о делении людей на высшую и низшую расы.
Высшая раса призвана господствовать в обществе и государстве. Низшая раса являются недочеловеками, их обязанностью становится повиновение высшим.
Основоположником расовой теории считают француза Ж. Гобино. Он объявлял арийцев высшей расой, наделил их правом господствовать над низшими, к которым относились евреи и др.
Отметим, что в нацисткой Германии на основании как раз расовой идеологии учреждалась особая система ценностей в виде вождя нации.
История изображалась как история сопротивления высшей арийской расы с другими низшими расами.
Описываемая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну. Именно война, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства.
Гитлер применил расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
Демографическая теория
Теория утверждает, практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлены увеличением населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
Кризисная теория
Данная концепция использует новые знания. Дело в том, что основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств. Описывается взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики.
Особенное место отводится крупному, экологическому кризису, возникшему на рубеже неолитической революции. На этом этапе был произведен переход к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.
Концепция учитывает крупные, общезначимые кризисы, кризисы локальные. Так, например те кризисы, которые лежат в основе знаменитых революций.
Теория «инцеста»
Автором теории является Клод Леви-Стросс. Он разработал учение и обосновал данную идею.
Согласно концепции особенности воспроизводство рода человека, а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились первостепенным общественным фактом в выделении индивида из мира природы, разделении общества и возникновении государства.
Суть теории заключается в том, что для предоставления реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые меры пресечения.
С этой целью понадобилось организация внутри родовой общины специализированных органов.
Данные инстанции посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода стали прототипом будущей государственной структуры.
Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, она сомнительна. Нереально в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и организацию внутри родового общества структур, которые обеспечивают его реализацию.
Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств. Таким образом, их появление связано не только с действием названной причины, но и другими фактами.
Глава 8. Иные концепции происхождения государства
Либертарно-юридическая теория
В соответствии с данной теории право и государство зарождаются, функционируют, формируются и действуют как две взаимосвязанные составные части общего.
Исторически свобода выражается в процессе распада и представляет собой тотальную и нужную форму нормативного и институционального признания. Это есть выражение и защита настоящей свободы в виде правосудия личностей в персональных и публично-властных делах и отношениях.
Последующий всемирно-исторический прогресс свободы является одновременно и прогрессом соответствующих правовых и государственных форм бытия, утверждения и осуществления этой свободы.
Патримониальная теория
Патримониальная теория объясняет происхождение государства от права собственника на землю, которое называется патримониум.
Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.
Именно таким образом обосновывается феодальный суверенитет.
Заключение
В мире всегда существовало множество теорий, которые объясняют происхождение государства и права.
В любом случае понятию государство дает следующее понятие – это политическая форма организации общества, которая базируется на публичной власти, централизованном управлении обществом и применении силы принуждения.
Основными признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, официальная публикация правовых норм, сборы с гражданского населения - налоги, займы подати, Государственные символы. Любое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, государственные праздники и даты.
Существование множества теорий вполне естественно и понятно -каждая из теорий отображает различные точки зрения и суждения разных групп, слоев, классов, наций, других социальных общностей.
В основании таких взглядов и суждений всегда находятся экономические, финансовые, политические и прочие интересы.
За период развития юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Сформулированы сотни концепций. Споры о природе государства и права продолжаются и на текущий момент.
В данной теории нашли отражение самые популярные и самые яркие теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, психологические концепции, марксистская концепция, волюнтаристские теории и иные концепции происхождения государства
Обозначенная тема имеет большие перспективы. Изучение процесса генезиса государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и практический политический характер.
Исследование проблемы позволяет глубже осмыслить социальную природу государства, особенности и черты. Научные знания по данной теме дают возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития.
Это позволяет отчетливее определять и исследовать жизнь общества с политической точки зрения, а также саму политическую систему.
Как свидетельствуют результаты реферативной работы: среди теоретиков государства и права никогда не было и в настоящее время нет единства. Взгляды достаточно сильно различаются.
Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них, как мы уже говорили, отражает различные взгляды и суждения различных групп, разных социальных общностей на данный процесс.
Список используемой литературы
Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.
Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.
Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002 Першин А. И., Монгай А. Л..
Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003.
Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001.
Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.
Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002 Першин А. И., Монгай А. Л..
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001.
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000.
Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000.
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001.
2
1.Алексеев С.С. Общая теория права. т.1. М., ПРАВОВЕД, 2003.
2.Бутенко Л.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. //Государство и право, 2003. - № 7, с. 19-22.
3.Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий "политическая" и "государственная" власть в условиях формирования гражданского общества //Государство и право-, 2001.-№ 3, с. 14-19.
4.Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2001, 476 С.
5.Матузов Н.И; А.В. Малько Теория государства и права. М. 2002 Першин А. И., Монгай А. Л..
6.Общая теория государства и права. (Под ред. А. С. Пиголкина). М.; Манускрипт. 2000.
7.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 2000. Тема 5, с. 40-44.
8.Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. М., Юристъ, 2002Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2002, с. 48-56.
9.Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права. - М.: Проспект, 2001
10.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.; Отечество. 2003.
11.Чиркин В. Е. Три ипостаси государства. //Государство и право-. 2001.-№ 8., с. 45-47.
Вопрос-ответ:
Что такое теологическая теория происхождения государства?
Теологическая теория утверждает, что государство возникло по божьей воле и является непосредственным результатом божественного предопределения.
Какие основные идеи патриархальной теории происхождения государства?
Патриархальная теория утверждает, что государство возникло из семейных отношений, где отец семьи был первоначальным главой и авторитетом.
Что предлагает договорная теория происхождения государства?
Договорная теория утверждает, что государство возникло как результат социального договора или соглашения между индивидуальными людьми, которые передали свои права и свободы в обмен на защиту и безопасность от государства.
Какие основные идеи марксистской концепции происхождения государства?
Марксистская концепция утверждает, что государство возникло как инструмент эксплуатации одного класса другим. Государство служит интересам экономической элиты и поддерживает неравенство в обществе.
Что предлагают волюнтаристские теории происхождения государства?
Волюнтаристские теории утверждают, что государство создается активной волей определенной группы людей, которые стремятся контролировать и управлять другими.
Какие основные концепции происхождения государства существуют?
Существуют различные концепции происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, договорная теория, теория насилия, психологические концепции, марксистская концепция и волюнтаристские теории.
Какие концепции происхождения государства представляют теологический подход?
Теологический подход включает концепции, согласно которым государство является божественным предписанием или созданием. Это может включать представление о том, что правители наделены божественной властью или что государство есть результат божественного закона.
Какую теорию представляет патриархальная концепция происхождения государства?
Патриархальная концепция представляет собой представление о том, что государство возникло из семейных отношений и первоначально было в форме патриархата, где отец семьи являлся главой и правителем.
Что предлагает договорная теория происхождения государства?
Договорная теория предлагает идею о том, что государство возникло из договора или соглашения между индивидами. Согласно этой теории, люди добровольно передавали свои индивидуальные права и свободы государству, чтобы обеспечить себе безопасность и порядок.
Какую теорию разработал Томас Гоббс?
Томас Гоббс разработал теорию, в которой он считал, что люди изначально живут в состоянии природной войны, где каждый борется за свои интересы. Чтобы прекратить этот хаос, люди заключают договор, создавая государство с абсолютной властью и правами ограничивать индивидуальные свободы ради общего блага и безопасности.