Изучение эмоциональной сферы у детей 6 - 7 лет с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 13.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
А художник забыл (не успел) нарисовать им лица. Может быть, ты закончишь портреты, ты же знаешь, как гномики выглядят? С кого начнешь? Выбирай! У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому все колпачки должны быть разноцветные. Как ты думаешь, какой колпачок подходит каждому гному?»При возникновениях затруднений используется показ мимикой, показ карточек с лицами гномов. В процессе выполнения задания фиксируется очередность выбора при прорисовке лиц, цвет колпачка, вербальное сопровождение, вид помощи.ПРОТОКОЛ С-1ФИО: __________________________ Дата рождения:_______________Возраст:_______________ Дата обследования: _______ Время:________Модальность(характеристика гномика)Номер пиктограммыОбоснование выбора123456Оптимистичность(весельчак - № 1)Агрессивность(злюка - № 2)Пессимистичность(плакса - № 3)Тревожность(бояка - № 4)Капризность(привереда - № 5)Завистливость(ябеда - № 6)Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассказ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Особенности рисунка:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приложение 2Диагностическая серия № 2, форма-С(для детей 6– 7 лет) – С -2 Этап 1Необходимый материал: набор картинок (4 шт.) с изображениями эмоциональных ситуаций (день рождения, драка, расставание, нападение).Первым делом ребенку объясняется задание: «Я буду тебе показывать картинки с разными историями, а ты будешь рассказывать про людей на этих картинках»Картинки показываются ребенку по одной, и к следующей переходят только после анализа и использования всех видов помощи. Чтобы ребенку было проще, первой берут картинку с легко идентифицирующийся эмоциональной ситуацией (праздник).Каждый раз, после предъявления картинки, ребенку задаются вопросы: «Как ты думаешь, что произошло (случилось) с этими людьми? Почему у них такие лица? Что они чувствуют? Как называется такое чувство (настроение)?»В процессе выполнения задания в протоколе фиксируется точность (адекватность) идентификации эмоциональной ситуации, особенности соотнесения экспрессивных признаков эмоции в мимике и жестах, фактор ситуативной реактивности на определенную ситуацию или персонажа, вид помощи в каждом предъявлении.Этап 2Необходимый материал: набор фотографий, набор пиктограмм с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение).Фотографии и карточки с пиктограммами заранее раскладывают перед ребенком с двух сторон справа и слева. После чего, ребенку представляют следующую инструкцию: «Перед тобой с одной стороны лежат фотографии людей с разными настроениями, а с другой карточки с зашифрованными лицами этих людей. Постарайся найти их и разложить по парам.»Следует обращать внимание на то, какой вид стимульного материала (фотографии или пиктограммы) ребенок использует в качестве эталона. В случае затруднений используют для показа одну из эмоций. После каждого предъявления, у ребенка спрашивают, как он отгадал лицо.В процессе выполнения задания в протоколе фиксируют адекватность выбора пар, номер адекватной попытки, обоснование выбора, вид помощи.Этап 3Необходимый материал: настольное зеркало, набор из 4 фотографий с изображениями лиц людей (радость, печаль, гнев, страх).После предыдущих этапов, ребенку предлагают сыграть в игру:«Теперь давай поиграем. Перед тобой 4 картинки. Выбирай себе любую, посмотри на нее внимательно и загадай своим лицом то настроение, которое у человека на фотографии. Если я отгадаю правильно, то ты мне отдашь фотографию, если нет, то загадаешь еще раз»Карточки перед ребенком должны быть перевернуты изображением вверх. Им выбирается любая. В случае затруднений при воспроизведении эмоции ребенку предлагается помощь в виде настольного зеркала для самоконтроля, или совместно с ребенком выполняются несколько упражнений мимической гимнастики для активизации лицевой мускулатуры.В процессе выполнения задания в протоколе фиксируется выбор эмоции, степень выразительности, локализацию мимических проявлений, степень произвольности, вид помощи.ПРОТОКОЛС-2ФИО: __________________________ Дата рождения:_______________Возраст:_______________ Дата обследования: _______ Время:________Фотографии (основные)Идентификация (3 попытки)ПомощьОбоснованиеРадость (№ 1)Печаль (№ 2)Гнев (№ 3)Страх (№ 4)Фотографии (дублирующие)Идентификация (3 попытки)ПомощьОбоснованиеРадость (№ 1а)Печаль (№ 2а)Гнев (№ 3а)Страх (№ 4а)Примечания:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассказ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рисунок:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приложение 3 ПРОТОКОЛ С-1ФИО: __________________________ Дата рождения:_______________Возраст:_______________ Дата обследования: _______ Время:________Модальность(характеристика гномика)Номер пиктограммыОбоснование выбора123456Оптимистичность(весельчак - № 1)+Улыбка, веселый взгляд, Агрессивность(злюка - № 2)+Страшное лицоПессимистичность(плакса - № 3)+СлезыТревожность(бояка - № 4)+Открытый ротКапризность(привереда - № 5)+Лицо не хочуЗавистливость(ябеда - № 6)+Лицо что-то скрываетПримечания: Ребёнок тщательно и подробно рассматривает картинки, посмеялся над ЭХ, испугался ФУ, и стало грустно на ОХРассказ: Сказал, что нравится гномик ЭХ. Потому что у него веселое приятное лицо, становится и весело и спокойно. Он друг. Говорит, что я хороший. Он разговаривает со мной на приятные темы. Принимает и поддерживает. Похож на мою маму. Меньше всего нравится гномик ФУ. У него страшное лицо. Страшно. Обижает. Особенности рисунка: - ПРОТОКОЛС-2ФИО: __________________________ Дата рождения:_______________Возраст:_______________ Дата обследования: _______ Время:________Фотографии (основные)Идентификация (3 попытки)ПомощьОбоснованиеРадость (№ 1)ХорошееУлыбкаПечаль (№ 2)ГрустноеГрустноГнев (№ 3)ОбиженноеОбидетьЗлойНехороший Страх (№ 4)СтрашноСтрашноФотографии (дублирующие)Идентификация (3 попытки)ПомощьОбоснованиеРадость (№ 1а)ВеселоУлыбка, веселоПечаль (№ 2а)ГрустноНе улыбается, грустно Гнев (№ 3а)ЗлойПугает , брови внизСтрах (№ 4а)СтрашноРот открытыйПримечания: Сложнее дается распознавание по фотографиям. Больше сомнений, больше отказа от выполнения. Небольшая раздражённость. Эмоции до конца не понятны, вызывают спутанность, рассеивается внимание.Рассказ: с мамой весело. Мама играет со мной, улыбаюсь. Мы берем игрушки и играем. Мама смеётся и помогает мне. Рисунок: -На основании двух протоколов: ребенок отказался рисовать, довольно быстро утомился из-за неспособности быстро распознать изображения на картинке и фотографиях, а также вспомогательные вопросов. Внимание рассеивается, как и заинтересованность. Мама – вспомогательная и поддерживающая фигура в семье.
1. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., исп.-М.: «Когито-Центр», 2001. — 351 с.
2. Бобык С. С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2011. — №1. — С. 221-224.
3. Дубровина И.В Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина – М.: Просвящение, 2002. – 211 с.
4. Журбина О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. Ростов - на – Дону: Феникс, 2007. — 157 с.
5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
6. Попова С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития - М.: Молодой ученый, 2011. – 224 c.
7. Слепович Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: методические рекомендации. Минск, 2007. - 212 c.
Вопрос-ответ:
Какие дети изучают эмоциональную сферу?
Изучение эмоциональной сферы проводится у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Что делает художник в ситуации, когда забыл нарисовать лица гномикам?
Художник предлагает ребенку, который изучает эмоциональную сферу, закончить нарисованные портреты гномиков.
Какие цвета должны быть на колпачках гномов?
У каждого гнома свой любимый цвет, поэтому колпачки должны быть разноцветные.
Какой подходит колпачок каждому гному?
Ребенку предлагается выбрать подходящий колпачок для каждого гнома. Для определения, какой колпачок подходит, могут использоваться знания о том, как выглядят гномики.
Как преодолеть затруднения в изучении эмоциональной сферы?
В случае затруднений в изучении эмоциональной сферы дети могут использовать показ мимикой для выражения эмоций и понимания эмоций других гномиков.
Как можно изучать эмоциональную сферу детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Для изучения эмоциональной сферы детей 6-7 лет с ЗПР можно использовать различные методы, например, арт-терапию или игровую терапию. Важно создать доверительную атмосферу и использовать специальные техники, чтобы помочь детям выразить свои эмоции и развить навыки эмоциональной саморегуляции.
Почему художник не успел нарисовать лица у гномов?
Возможно, художник забыл или просто не успел нарисовать лица у гномов. Это может быть связано с ограниченным временем или другими обстоятельствами. Но это не проблема, ведь дети могут сами завершить рисунки гномов, используя свою фантазию и представления о том, какими должны быть лица гномов.
Какие цвета должны быть на колпачках у гномов?
У каждого гнома должен быть свой любимый цвет на колпачке, поэтому они должны быть разноцветные. Конкретные цвета можно выбрать с учетом предпочтений и интересов каждого ребенка. Например, один гном может предпочитать красный цвет, а другой - синий. Это поможет детям развивать чувство вкуса и понимание цвета.
Что делать, если возникнут затруднения во время задания с гномами?
Если возникнут затруднения во время задания с гномами, можно использовать показ мимикой, чтобы передать эмоциональные состояния гномов. Детям может быть сложно выразить свои мысли словами, поэтому мимика и жесты могут помочь им выразить свои эмоции и понять эмоциональную составляющую задания.
Какой цвет колпачка подойдет каждому гному?
Нет однозначного ответа, какой цвет колпачка подойдет каждому гному. Это зависит от предпочтений и интересов каждого ребенка. Дети могут использовать свою фантазию и собственные представления о том, какой цвет соответствует каждому гному. Главное, чтобы дети были вовлечены в процесс и могли самостоятельно выбрать цвет для каждого гнома.
Как изучают эмоциональную сферу у детей с задержкой психического развития в возрасте 6-7 лет?
В статье говорится о практическом изучении эмоциональной сферы у детей с ЗПР 6-7 лет. Методика предполагает использование рисунков гномов, на которых художник забыл нарисовать лица. Детям предлагается закончить рисунки, выбрав подходящие гномам колпачки разных цветов. Если у ребенка возникают затруднения, используется показ мимикой.
Что делать, если ребенок 6-7 лет с задержкой психического развития не может закончить рисунок гнома?
Если у ребенка возникают затруднения с закончением рисунка гнома, предлагается использовать показ мимикой. Взрослый может показать разные мимики и попросить ребенка выбрать ту, которая соответствует настроению гнома. Это поможет понять эмоциональную сферу ребенка и дать ему возможность выразить свои эмоции.