Тематический натюрморт в работах русских художников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 18 18 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 11.07.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Тематический натюрморт в работах русских художников


Оглавление
Введение 2
1. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР 4
1.1. Натюрморт как жанр в изобразительном искусстве 4
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ В РАБОТАХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ 7
2.1 Понятие тематического натюрморта 7
2.2 Особенности работы над тематическим натюрмортом в работах русских художников по сравнению с зарубежными 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список литературы 19
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение 1 22
Приложение 2 22
Приложение 3 23
Приложение 4 25

Фрагмент для ознакомления

Другую ветвь французского натюрморта, резко расходившуюся как с методом импрессионистов, так и с творческими устремлениями Сезанна представляет искусство А. Матисса. Основу его составляет декоративно-плоскостное видение художника. Натюрморт воспринимается им как система плоских цветовых пятен, где предметы как бы проецируясь на плоскость, обозначаются четко очерченными силуэтами. Если Сезанн использует цвет в целях построения объема на плоскости, то Матисс, напротив, решительно отказывается от изображения объема. Разрушение объема сопровождается нарочитой деформацией рисунка. Живописные интересы Матисса не шли дальше нарядно оформленной композиции.В конце XIX в начале XX в. художественная культура Западной Европы, а вслед за ней и России сделала резкий крен в сторону субъективных поисков в области формальных средств живописи. Крайним выражением этих устремлений был такие направления как кубизм, фовизм, супрематизм.К жанру натюрморта обращаются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с формой, цветом и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморт выполняется и в строгой реалистической манере, и в декоративной, и в манере кубизма.Круг изображаемых вещей, натюрмортных мелодий бесконечно обогатился, и характер живописи, то, что определяет душу живописного произведения, стал чрезвычайно разнообразен. В русском искусстве подлинный расцвет натюрморта пришелся только на наш XX век; он утвердился в творчестве художников, которых сейчас причисляем к классикам советского искусства. Русская живопись не знала до этого времени такого подъема натюрморта. У наших живописцев были славные традиции в других жанрах искусства, хотя отдельные натюрморты известны русской живописи и в XVIII и в XIX веках. Однако можно с уверенностью сказать, что отечественный натюрморт возник, по-настоящему сложился и расцвел в страстном поиске образных форм, художественного языка в бурные годы начала XX столетия. Художники нашего времени пробуют свои силы в разных областях искусства, стараются использовать своеобразие возможностей, таящихся в различных жанрах, редко работают только в каком-либо одном из них.Хотелось выделить работы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Посмотрев еще несколько натюрмортов, можно заметить, что подобные эксперименты с нереальной перспективой, с пространством и ракурсами не редки. Хотя сами предметы, их форма и фактура всегда изображены точно и реалистично. Например, как в натюрмортах «Атрибуты искусства» (Приложение 8).Тему тематического натюрморта затрагивает, и такой художник как ПЕТРОВ-ВОДКИН (Приложение 9). Все мы знаем К. Петрова-Водкина, как прежде всего художника революционного. Его «Купание красного коня», революционные мадонны, и даже натюрморт с селедкой голодных послереволюционных годов вполне укладываются в эту схему. О том, что этот художник, как и любой истинный творец, никогда не сводится к какой-то одной теме, краске лучше всего, мне кажется, напоминают нам его натюрморты - яркие, полные света, по-настоящему живописные. В конце 1900-х и первой половине 1910-х годов Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, И.И. Машков, П.П. Кончаловский и некоторые другие художники привели русский натюрморт к невиданному до того в отечественном искусстве расцвету. В их живописи предстали самые разнообразные решения проблемы «мертвой природы». И все же, обращаясь к натюрмортам Петрова-Водкина, мы видим, что совершенно своеобразный строй художнического мышления и мироощущения придал этому жанру в его искусстве черты, несхожие с произведениями упомянутых мастеров. В некоторые натюрморты Петров-Водкин вводит изображение собственных рисунков и акварелей, заново интерпретируя их сообразно духу данного холста (так до него уже делал Матисс), или палитры - словом, своего рода атрибутов искусства, окунающих зрителя в атмосферу мастерской художника. Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску. «Скрипка»ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, нами был рассмотрен натюрморт как один из жанров в изобразительном искусстве, выявлены особенности композиции в натюрморте, изучено понятие тематического натюрморта и раскрыты особенности работы над тематическим натюрмортом в интерьере.Натюрморт на протяжении многих веков был и остается неотъемлемой частью интерьера, его украшением, и варьируется от традиционных натюрмортов с цветами, фруктами, дичью, предметами быта, посуды, до аллегорических, тематических и исторических натюрмортов, несущих в себе особый философский смысл.Натюрморт – очень универсальный жанр, его можно ставить и рисовать в различных условиях: в помещении и на улице, при солнечном и искусственном освещении. Можно бесконечно комбинировать предметы, точки зрения и условия освещения.Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. В зависимости от целей работы необходимо грамотно составить саму постановку натюрморта. Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и его тема выражены наиболее четко.Образовательный натюрморт в интерьере должен быть вполне естественным - быть частью реального пространства. При составлении натюрморта можно использовать готовый мотив. При выборе мотивации и в решении перспективного построения деталей необходимо проявлять определенность, чтобы избежать сухости линейных конструкций и жесткости при разработке деталей. Все это требует применения новых знаний и творческого отношения к работе, что дает возможность к дальнейшей работе над композицией с глубоким пространством, приобщит к картинному видению натуры.Список литературы1. Алтапов М.В. – Всеобщая история искусств / М.В. Алтапов. – М.: Просвещение, 1987.-134 с.2. Барышников В.П. Учебное пособие. Живопись - теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплине живопись. Издательство Архитектура - С 2012.3. Беда Г.В. Живопись. / Г.В. Беда - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.4. Бесчастнов Н.П.: Графика натюрморта. - М.: Владос, 2008.5. Болотина, И.С. Русский натюрморт / И.С. Болотина. – М.: Искусство, 2000. – 62 с.6. Болотина, И.С. «Натюрморт» Большая Советская энциклопедия.–2006. – 51 с.7. Виппер Б.Р.: Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005.8. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.9. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 486 c.10. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб.пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 317 с.11. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на- Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.12. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.13. Логвиненко Г.М.: Декоративная композиция. - М.: Владос, 200814. Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 210–21815. Филонович И.Н. Натюрморт. - М.: Просвещение, 1975.16. Шашков Ю.П. Живопись и её средства. Издательство Академический проект 2010.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестенПриложение 2 Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.Приложение 3Натюрморт с луковицами, 1908 г.Гитара и ноты, 1918 г.Приложение 4 Ирисы. Сен-Реми, май 1890 гПриложение 5Натюрморт с атрибутами искусства, 1755 гПриложение 6Натюрморт с цаплейПриложение 7Череп, свеча и книга, 1866 гЦветы в вазе, 1882 гПриложение 8Атрибуты искусства, 1930Приложение 9Натюрморт с селедкой, 1918 гСкрипка, 1918 г                           [18:23:34]  Ya Найдено 2% совпадений по адресу: https://vuzlit.ru/463468/vvedenie[18:23:35]  Ya Найдено 1% совпадений по адресу: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-125608[18:23:36]  Ya Найдено 17% совпадений по адресу: http://yaneuch.ru/cat_04/tematicheskij-natjurmort/480771.3148298.page1.html[18:23:57]       Возникла ошибка при чтении файла: http://window.edu.ru/resource/009/41009/files/dvgu130.pdf( The request timed out )[18:23:58]  Ya Найдено 1% совпадений по адресу: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/06/28/konspekt-uroka-vyrazitelnye-osobennosti[18:23:58]  Ya Найдено 1% совпадений по адресу: https://slovar.wikireading.ru/271129[18:23:59]       Тип проверки: Стандартная (Поисковики = Ya)[18:23:59] Уникальность текста 85%©  (Проигнорировано подстановок: 0%)

Список литературы

1. Алтапов М.В. – Всеобщая история искусств / М.В. Алтапов. – М.: Просвещение, 1987.-134 с.
2. Барышников В.П. Учебное пособие. Живопись - теоретические основы. Методические указания к заданиям базового курса дисциплине живопись. Издательство Архитектура - С 2012.
3. Беда Г.В. Живопись. / Г.В. Беда - М.: Просвещение, 1986. - 208 с.
4. Бесчастнов Н.П.: Графика натюрморта. - М.: Владос, 2008.
5. Болотина, И.С. Русский натюрморт / И.С. Болотина. – М.: Искусство, 2000. – 62 с.
6. Болотина, И.С. «Натюрморт» Большая Советская энциклопедия.–2006. – 51 с.
7. Виппер Б.Р.: Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005.
8. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.
9. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков. - М.: Искусство, 1977. - 486 c.
10. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учеб. пособие для студентов вузов/ Ю. Я. Герчук. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 317 с.
11. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. — Ростов-на- Дону.: «Феникс», 2010. — 312с.
12. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2004. — 232с.
13. Логвиненко Г.М.: Декоративная композиция. - М.: Владос, 2008
14. Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 210–218
15. Филонович И.Н. Натюрморт. - М.: Просвещение, 1975.
16. Шашков Ю.П. Живопись и её средства. Издательство Академический проект 2010.

Вопрос-ответ:

Что такое натюрморт как жанр в изобразительном искусстве?

Натюрморт - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются неживые предметы: цветы, фрукты, посуда, инструменты и другие объекты. Главная цель натюрморта - передать красоту и сущность предметов, а также создать определенное настроение.

Что представляет собой тематический натюрморт в работах русских художников?

Тематический натюрморт в работах русских художников - это отдельный поджанр натюрморта, в котором изображены предметы, связанные с определенной темой или идеей. Такие натюрморты часто имеют символическую или сюжетную нагрузку и передают какую-то глубокую мысль или эмоцию.

Какие особенности работы над тематическим натюрмортом можно выделить у русских художников по сравнению с зарубежными?

У русских художников тематический натюрморт часто связан с национальными традициями и символикой. Русские художники часто выбирали в качестве объектов изображения предметы, которые воплощали русскую душу и историческую память. Также многие русские художники использовали богатую цветовую гамму и запечатлевали на своих полотнах детали и элементы русского быта.

Какие примеры русских художников можно привести в качестве примеров тематического натюрморта?

В качестве примеров тематического натюрморта в работах русских художников можно привести работы Ильи Репина, Василия Верещагина и Дмитрия Левицкого. Например, картина "Березовая роща" Ильи Репина изображает ветви березы, символизирующие русскую природу и красоту.

Какой смысл и эмоцию могут передавать тематические натюрмотры?

Тематические натюрмотры могут передавать различные смыслы и эмоции. Например, натюрморт с морскими ракушками и морскими камнями может символизировать путешествия и свободу. Тематический натюрморт с цветами может передавать чувство красоты и радости. Все зависит от выбранной темы и композиции работы.

Что такое натюрморт?

Натюрмо́рт или натю́рморт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные предметы, такие как фрукты, цветы, бытовые предметы, еда и другие объекты, обычно размещенные на столе.

Что такое тематический натюрморт?

Тематический натюрморт - это разновидность натюрморта, в которой объекты изображения объединены общей темой или смыслом. В тематическом натюрморте художник создает композицию, в которой каждый предмет играет определенную роль и вносит свой вклад в общую идею произведения.

Какие особенности работы над тематическим натюрмортом у русских художников по сравнению с зарубежными?

Русские художники, работая над тематическим натюрмортом, обычно стараются передать не только внешний вид предметов, но и их символическую значимость. Это связано с традициями русского искусства, где многие предметы имеют глубокий символический смысл. В отличие от зарубежных художников, русские мастера часто используют в своих работах национальные мотивы и образы, что придает им особую индивидуальность и оригинальность.