Конфликтные ситуации в подростковой среде образовательной организации и пути их преодоления средствами медиации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 60 60 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 03.08.2018
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МЕДИАЦИИ
1.1. Конфликтные ситуации в подростковой среде, их сущность и содержание……………………………………………………………………..…8
1.2. Факторы, существенно влияющие на возникновение конфликтов в подростковой среде и особенности и проявления………………………….....12
1.3. Медиация, как средство преодоления конфликтной ситуации в подростковой среде…………………………………………………………...…21
Выводы по первой главе…………………………………………………29
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ _____ СРЕДСТВАМИ МЕДИАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
2.1. Социокультурная среда образовательной организации ____ в преодолении конфликтных ситуаций в подростковой среде…………………31
2.2. Опыт образовательной организации ___ в преодолении конфликтных ситуаций средствами медиации…………………………..……34
2.3. Перспективы совершенствования опыта образовательной организации в преодолении конфликтных ситуаций подростков средствами медиации…………………………………………………………………………39
Выводы по второй главе……………………………………………………...…42
Заключение…………………………………………………………………...…44
Список литературы…………………………………………………………….47
Приложения…………………………………………………………………51-67


Фрагмент для ознакомления

В рамках распространения идеи медиации в образовательной организации проводились детские агитационные бригады и классные часы.Таким образом, мы доказали, что СШМ эффективна, в конструктивном решении конфликтов в школе, улучшении психологического климата в классах и обучении детей эффективным методам общения.ЗаключениеМы все живем в обществе, общаемся, часто возникают конфликты и разногласия. Существует множество способов решения конфликтных ситуаций. Мы встречаем их в практике психологов, в практике учителей и в практике юристов. Каждый специалист, занимающийся своей профессиональной деятельностью, применяет свои методы разрешения конфликтов и противоречивых ситуаций. В нашей работе мы предлагаем другой способ разрешения конфликтных ситуаций - медиацию. Можно сказать, что такой способ разрешения конфликтов может быть универсальным и применимым во всех областях человеческой жизни. В педагогической деятельности мы можем применять посредничество, решая довольно широкий круг вопросов, это улучшает отношения между всеми субъектами образования, семейными отношениями, предотвращением насилия и преступности среди несовершеннолетних, развитием коммуникативных навыков, участием детей в конструктивные формы взаимодействия, ненасильственное разрешение конфликтов.В первой главе мы рассмотрели концепцию конфликта в школьной среде и концепцию медиации как формы решения школьных конфликтов.Под конфликтом мы подразумеваем столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов противников или субъектов взаимодействия. (В. П. Зинченко).Проблема конфликтов рассматривалась в трудах З. Фрейда, К. Роджерса, Р. Блейк, Дж. Мутон, М. Рихим, Л. И. Божович, А. А. Ершова, Стюхина Г. А. и др.Современное поколение школьников отличается повышенным уровнем конфликтов, что подтверждается многочисленными исследованиями учителей и психологов, как и в работах Г.М. Андреева С.Л. Беличевой Ю.А. Герасименко, Максудов Р.Р., С.Ю. Темина, Рыбакова М.М., Зайченко Н.У. и др. Одним из современных проявлений конфликтов подростков является издевательство. Живиева Е.Н. дает следующее определение этому феномену: «Буллинг можно считать преднамеренным, а не самооборонительным и не санкционированным государственными правилами, длительным физическим или психологическим насилием со стороны индивидуума или группы, которые имеют определенные преимущества в отношении индивидуума и которые происходит, прежде всего, в организованных коллективах с определенной личной целью».Мы рассматриваем конфликт в социально-психологическом и психолого-педагогическом направлении, поскольку он фокусируется на выявлении причин, источников, условий и характеристик конфликтных взаимодействий в детстве и подростковом возрасте, на пути деятельности и личных подходов, в качестве основы современного стандартов образования.Изучив упомянутые выше нормативно-правовые документы администрацией школы, было принято решение, о создании СШМ подписан приказ об утверждении состава участников; В ходе проекта такие способы реагирования на конфликт как соперничество и избегание уменьшались; сотрудничества и компромиссов. Это показывает, что введение «СШМ» влияет на изменение способов реагирования в конфликтных ситуациях и помогает детям сотрудничать и находить компромисс, а также адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. По методу «Диагностика межличностных отношений» ясно, что очень высокий уровень конфликта полностью исчез из межличностных отношений в классах, резко выраженный конфликт уменьшился, уровень конфликта стал адекватным. По методу «Диагностика психологического климата в классе» ясно, что слабое и равнодушное отношение к школе и классу сокращается.Таким образом, можно сделать вывод, что введение Службы школьной Медиации в практику образовательной организации помогает снизить уровень конфликта в образовательной организации; улучшить психологический климат в классах, улучшить настроение, с которым школьники идут в школу, активизировать процесс конструктивных решений конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения и общения в школьном сообществе.Таким образом, мы доказали, что «Служба школьной медиации » эффективна в решении школьных конфликтов, улучшении психологического климата в школе. Список ЛитературыАнцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: «Владос», 2003.Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, «Духовное познание», 2004. http://www.myword.ruВестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. \\ Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. Коновалов А. Ю. Статья «Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования».Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр≪Судебно-правовая реформа≫, 2014. – 152 с.Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. – М.: Секрет фирмы, 2006. – с. 42Диагностика межличностных отношений, или Конфликтный ли Вы человек? – Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 376 – с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»)Диагностика социально-психологического климата группы. – Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 2. – 248 с.: ил.Журнал «Вестник восстановительной юстиции», № 12, 2015г./ Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в развитии восстановительного правосудия в России. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Лекции 1 – 4. Лекции 5 – 9. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.Калашник С. И. «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.Комарова Н. М. Преодоление конфликтов. Занятие для педагогов. ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа интернат».Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» № 3, 2014.Коновалов А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения. www.школьные-службы-примирения.рфКоновалов А. Ю. Особенности работы медиатора в восстанвительном подходе. www.школьные-службы-примирения.рфКонцепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib.ru. 22.05.2011Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) – Конфликтология для педагогов / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155 с. – (Среднее профессиональное образование)Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. С. 136–178.Насырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. – М.: Городец, 2005.Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.Покровская В.Л., Терентьева В.Е. Документы, сопровождающие деятельность школьных и муниципальных служб примирения в Пермском крае. Методические рекомендации. Издание 2-ое: дополненное и переработанное. АНО «Центр социально-психологической помощи населению», г. Пермь, 2009 г – 60 стр.Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» // СЗ РФ 09.10.2006 № 30 ст. 4248.Ракитина Л. Н., Львова О. А. Медиация (посредничество): как урегулировать спор не обращаясь в суд. – М.: Эксмо, 2008.Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. – 2007. № 2(4). – с. 53.Регламент Дружеского разрешения споров Международной торговой палаты и Руководство по Дружескому разрешению споров в Международной торговой палате (вступил в силу 1.07.2001)//http://www.iccwbo.org Российская газета. – 30.07.2010 № 168.Современный психологический словарь / Сост. общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.Стандарты восстановительной медиации. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 20011Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство \ Сборник материалов \ Сост. Л. М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара 2010 – 2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.Чиркина Р.В. Германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий: по материалам проекта «Детство под защитой»* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56603.shtml (дата обращения: 07.08.2015)Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.Приложение 1.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153 (МБОУ СОШ № 153)ПРИКАЗДата _______________ № _____________Об утверждении состава Школьнойслужбы медиации (примирения)в МБОУ СОШ № 153На основании приказа начальника отдела образования, Администрации и письма Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-844/07 от 18 ноября 2018 г. «О направлении методических рекомендация по организации служб школьной медиации»,ПРИКАЗЫВАЮ:утвердить состав Школьной службы медиации (примирения) в МБОУ СОШ № 153:руководитель группы – Орлова Е.А., учитель истории и обществознания;сопровождение медиационных процессов – Козакова Л.И., педагог-психолог.Директор МБОУ СОШ № 153 И.С. ИсаенкоС приказом ознакомлены:Приложение 2.УтверждаюДиректор МБОУ СОШ № 153_____________И. С. ИсаеваУсловия, необходимые для работы ведущего восстановительныхпрограмм:1. Наличие комнаты. Предоставление Медиатору возможности проводить собрания в отдельном офисе в установленное время.2. Помощь ведущему координатору и специалистам по сбору информации о ситуации, мотивация клиента к участию в программе, поддержка участников программы из ближайшего круга как во время работы по делу, так и после завершения программы.3. Доступ ведущего к оргтехнике для обеспечения необходимой отчетности.4. Контроль «занятости» Медиатора. Выполнение программы требует много времени. Организация и проведение ВП для одного простого случая (только с двумя участниками конфликтной ситуации) занимает от 12 до 60 часов. 5. Возможность для участвовать в надзоре, обучении и других методах реставрационных технологий.6. Демонстрация эффективности ведущей и координатор-информации о результатах работы других специалистов на собраниях, конференциях7. Наличие разработанной системы вознаграждений специалистам, осуществляющим программы реабилитации.Порядок работы ведущего восстановительных программФункционал ведущего ВП.1. Получает заявку от координатора на работу со случаем с использованием восстановительных процедур.2. Взаимодействует со специалистами, осуществляющими сопровождениенесовершеннолетних участников программы с целью сборадополнительной информации о случае и выявления ресурсов.3. Реализует восстановительную программу.4. Разрабатывает рекомендации специалистам служб и ведомств,сопровождающим несовершеннолетнего по завершению программы.5. Отчитывается о результатах реализации программ перед координатором по установленной форме в установленные сроки.6. Ведет необходимую документацию по работе со случаем.7. Участвует в реализации мероприятий по созданию и расширениюинформационного пространства о восстановительных технологиях.8. Участвует в супервизиях, методических мероприятиях с цельюповышения профессионального мастерства.Функционал координатора реализации восстановительных программ в учреждении:1. Организует порядок реализации восстановительных процедур вучреждении.2. Информирует специалистов организации о реализациивосстановительных процедур и порядке выстраивания работы со случаем с использованием ВП.3. Принимает заявки, других служб примирения, информацию от специалистов организации на организацию работы со случаем сиспользованием ВП.4. Анализирует полученную информацию.5. Передает заявки в другую службу примирения, если ситуация не можетбыть решена силами местной службы, или в случае, если ситуациясоответствует критериям работы другой службы примирения.6. Осуществляет выбор ведущего ВП по категориям участников ситуации,сложности случая, учета загруженность специалиста.7. Передает ведущему ВТ заявки на проведение восстановительнойпрограммы и имеющуюся информацию о случаях, контактные данныеспециалистов служб, из которых направлена заявка.8. Содействует ведущему в сборе информации о случае, реализациипрограммы.9. Контролирует сроки реализации программ примирения ведущими.10. Осуществляет контроль за нагрузкой ведущего ВП.11. Осуществляет ведение мониторинга реализации программ вучреждении, отвечает за своевременность предоставления данныхмониторинга в КДНиЗП.12. Отчитывается перед КДН и ЗП о реализации программ в учреждении.13. Организует и принимает участие в реализации мероприятий посозданию и расширению информационного пространства овосстановительных технологиях.14. Участвует в районных мероприятиях по внедрению муниципальноймодели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений.Приложение 3.УТВЕРЖДАЮДиректор МБОУ СОШ № 153_______________ И.С. Исаенко«___» __________ 20____ г.Приказ №________положение о службе школьной медиации (примирения)1. Общие положения1.1. Служба примирения - это объединение учеников и преподавателей, работающих в учебном заведении на основе волонтерских усилий учащихся (учеников).1.2. Служба примирения действует на основе действующего законодательства, устава школы и настоящего Регламента и Стандартов реституционного посредничества2. Цели и задачи службы примирения2.1. Целью службы примирения является:2.1.1. Распределение среди государственных служащих (учеников), сотрудников организации и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов;2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов реституционного посредничества;2.1.3. Уменьшение количества административных ответов на paupoff.2.2. Задачами службы примирения являются:2.2.1. Проведение примирительных программ (реституционных посредников, общинных кругов, школьных и семейных конференций и т. Д.) Для участников конфликтов и криминальных ситуаций.2.2.2. Обучение студентов (учеников) цивилизованным методам разрешения конфликтов.2.2.3. Информирование учащихся (учеников) и учителей о принципах и ценностях реституционного медиации3. Принципы службы примирения3.1. Деятельность Службы примирения основана на следующих принципах:3.1.1. Принцип добровольности, предусматривающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательныйсогласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи).3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.4. Порядок формирования службы примирения4.1. Службой примирения могут быть учащиеся (ученики) 7-11 классов, прошедшие подготовку по проведению согласительных программ.4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или другой педагогический работник школы, прошедший соответствующее обучение, которому поручено возглавить службу примирения по приказу главы школы.4,3. Вопросы членства в службе примирения, требования к учащимся (ученикам), являющимся членами службы, и другие вопросы, не урегулированные настоящим Уставом, могут быть определены Уставом, принятым службой примирения самостоятельно.5. Работа службы примирения5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях конфликта или криминального характера от учителей, учащихся (школьников), школьных администраторов, членов службы примирения, родителей (или лиц, заменяющих их).5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом случае самостоятельно. В случае необходимости официальные лица школы информируются о решении.5.3. Соглашательная программа начинается, когда конфликтующие стороны соглашаются участвовать в этой программе. Если действия одной или обеих сторон могут квалифицироваться как правонарушение, для этой программы также требуется согласие родителей.5.4. Если планируется осуществление согласительной программы, когда дело находится на стадии расследования, расследования или в суде, администрация школы уведомляется о ее поведении и, при необходимости, координируется с соответствующими органами внутренних дел.5.5. Руководитель службы примирения ведет переговоры с родителями и должностными лицами.5.6. В сложных ситуациях (если есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые, в случае возникновения криминальной ситуации), в программе участвует куратор согласительной службы.5,7. В случае, если конфликтующие стороны не достигли десятилетнего возраста, программа примирения проводится с согласия классного учителя (педагога) или законного представителя ребенка.5,8. Нельзя проводить примирительную программу по фактам правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайней жестокостью. Лица, страдающие психическими заболеваниями, не могут участвовать в программе примирения.5.9. Служба примирения самостоятельно определяет условия и этапы программы в каждом отдельном случае.5.10. Если в ходе программы согласования конфликтующие стороны достигли соглашения, достигнутые результаты могут быть зафиксированы в письменном соглашении о согласии или устном соглашении.5.11. При необходимости служба примирения отправляет копию согласительного соглашения администрации школы.5,12. Служба примирения помогает определить, как выполняются обязательства, принимаемые сторонами в соглашении о согласии, но не отвечают за их выполнение. В случае возникновения проблем при выполнении обязательств служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помогать сторонам понять причины трудностей и способов их преодоления, которые должны быть оговорены в письменном или устном соглашении.5,13. При необходимости служба примирения информирует участников согласительной программы о возможности привлечения других специалистов (социального педагога, психолога), доступных на территории социальных учреждений.5,14. Деятельность службы примирения регистрируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы.5,15. Куратор службы следит за проводимыми программами, осуществляет надзор с посредниками на предмет соблюдения их принципов реституционного посредничества6. Организация деятельности службы примирения6.1. Служба примирения в консультации со школьной администрацией для предоставления помещений для программ сбора и примирения и возможность использования других школьных ресурсов, таких как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности и другие средства массовой информации.6.2. Сотрудники школы помогают службе примирения в распространении информации о деятельности службы среди учителей и учащихся (учеников).6.3. Служба примирения имеет право пользоваться услугами психолога, социального педагога и других школьных специалистов.6.4. служба администрации школы способствует примирению в организации взаимодействия с социальными службами и другими организациями, поощряет учителей к участию в согласительной службе и использованию в деятельности восстановительных практик.6,5. В случае, если стороны договорились о встрече по согласованию, административные действия в отношении этих сторон в конфликте приостановлены. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и соглашений, достигнутых сторонами.6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора (кураторов) службы примирения на собраниях ассоциации (сообщества) посредников.6.7. После проведения четвертого совещания между службами управления и примирения для улучшения работы службы и ее взаимодействия с учителями, с тем чтобы предоставить возможности для участия в совещаниях по примирению, все большее число посетителей.6.8. Если была проведена согласительная программа по факту возбуждения уголовного дела, должностные лица школы могут ходатайствовать о приеме дела согласительного соглашения и других документов в качестве материалов, которые характеризуют личность обвиняемого, подтверждающего добровольную компенсацию за материальный ущерб и другие действия, направленные на нанесение ущерба пострадавшему.6,9. Служба по примирению может подать в администрацию предложения по снижению уровня конфликта в школе.7. Заключительные положения7.1. Это положение вступает в силу с момента его утверждения и действует на неограниченный срок.7.2. Изменения в этом положении принимаются директором школы по предложению службы примирения или школьным властям.Приложение 4.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 153 (МБОУ СОШ № 153)ПРИКАЗДата _______________ № _____________Об утверждении «Положения о школьнойслужбе медиации (примирения)»в МБОУ СОШ № 143На основании приказа начальника отдела образования Администрации и письма Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-844/07 от 18 ноября 2018 г. «О направлении методических рекомендация по организации служб школьной медиации»,ПРИКАЗЫВАЮ:Утвердить Положение о школьной службе медиации (примирения) в МБОУ СОШ № 153Директор МБОУ СОШ № 153 И.С. ИсаенкоПриложение 5.В службу примиренияМБОУ СОШ № 153ученика ________кл.____________________________________________ЗАЯВКАКогда, где____________________________________________________________________События, их последствия____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Информация об участниках конфликта:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Прошу____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________(дата) (подпись )Служба примиренияМБОУ СОШ № 153________________________________ф. и. о. педагога________________________________ЗАЯВКАПРОШУ ОРГАНИЗОВАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ.____________________________________________________________________Время, место, обстоятельства конфликта, последствия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мнение педагога о конфликте ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Информация об участниках конфликта: ф. и., адреса, телефоны._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дата__________________ Подпись_______________________Приложение 6.регистрационная карточкаКоординатор, получивший дело:Источник информации о ситуации (ф.и.о., должность, контактные данные):Дата передачи дела координатору:Информация о сторонах(ф.и.о., возраст, адрес, телефон, школа, класс)Статус: сторона конфликта, жертваСтатус: сторона конфликта, нарушительЗаконные представителиЗаконные представителиДата ситуации:Описание ситуацииДополнительная информация для ведущегоДата и место официального разбирательства (будет ли суд, педсовет, КДН):Статья:Социальный работник, работающий по делу:Ведущий программы, принявший дело:Дата передачи дела ведущему:Примирительная встречаДата проведения встречи:Не проведена (причина):Дата сдачи отчета:Приложение 7.Журнал регистрации конфликтных ситуацийДата,участники конфликтасуть конфликтакто передал, есть ли перспектива передачи в п-о органыУчастники встречиКакая проведенная программа (или что удалось провести и почему не завершилось)Итог (с точки зрения стандартов)Реакция школыПриложение 8.Примирительный договорИмя, фамилия, отчество правонарушителя (Стороны конфликта)________________________________________________________________,Имя, фамилия, отчество потерпевшего (Стороны конфликта)________________________________________________________________,Обвинение предъявлено по ст.____ УК РФ, дело рассматривается на КДНиЗП ______________________, передано в милицию_______________Дата события ____________________________________________________Мы провели личную встречу, обсудили ситуацию и пришли к следующим выводам:Определение совершенной несправедливости \ нанесенного ущербаМы выслушали друг от друга и факты и чувства о том, чем для каждого было событие и согласились с тем, что имело место несправедливое и болезненное событие, состоявшее в________________________________________________________________________________________________________________________________Восстановление справедливостиМы договорились, что________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы Примирения об их успешном завершении будет ________________________________________________________________________________________________________________________________Возмещение ущерба от __________________________(не) требуется.Объяснение_________________________________________________Дальнейшие намеренияМы поставили вопрос: "Как сделать так, чтобы в будущем это не повторилось?"Участники встречи высказали по этому поводу следующее:______________________________________________________________________________________________________________________________Участники пришли к выводу, что для изменения поведения _________________________________требуется программа реабилитации.Программа реабилитации включает в себя следующее:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверять выполнение программы реабилитации будет ________________________________________________________________Организация дальнейших встреч:Участники высказали по поводу необходимости дальнейших встреч следующее:______________________________________________________________________________________________________________________________Подпись нарушителя (стороны конфликта) __________________________Подпись законного представителя обвиняемого____________________Подпись потерпевшего (стороны конфликта) ________________________ Подпись законного представителя потерпевшего_____________________Подпись ведущего программы примирения___________________________Подпись социального работника____________________________________Дата___________

Список Литературы
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: «Владос», 2003.
2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, «Духовное познание», 2004. http://www.myword.ru
3. Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. – 2001. № 1. – с. 14.
4. Восстановительная медиация в России: правовое обеспечение и стратегия развития. \\ Сборник материалов. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2013. Коновалов А. Ю. Статья «Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования».
5. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр≪Судебно-правовая реформа≫, 2014. – 152 с.
6. Давыденко Д. Л. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес конфликтах. – М.: Секрет фирмы, 2006. – с. 42
7. Диагностика межличностных отношений, или Конфликтный ли Вы человек? – Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. 376 – с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»)
8. Диагностика социально-психологического климата группы. – Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 2. – 248 с.: ил.
9. Журнал «Вестник восстановительной юстиции», № 12, 2015г./ Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в развитии восстановительного правосудия в России. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.
10. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Лекции 1 – 4. Лекции 5 – 9. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
11. Калашник С. И. «Медиация в сфере гражданской юрисдикции». Кандидатская диссертация. Екатеринбург, УрГЮА, 2010.
12. Комарова Н. М. Преодоление конфликтов. Занятие для педагогов. ГБОУ «Красногородская специальная (коррекционная) школа интернат».
13. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» № 3, 2014.
14. Коновалов А. Ю. Методические рекомендации по созданию и поддержке школьных служб примирения. www.школьные-службы-примирения.рф
15. Коновалов А. Ю. Особенности работы медиатора в восстанвительном подходе. www.школьные-службы-примирения.рф
16. Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
(утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р)
17. Литвинов А. В. Введение в медиацию. samlib.ru. 22.05.2011
18. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.
19. Маловичко И. Брошюра для детей. Волгоград. Школа № 27.
20. Методика оценки способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас) – Конфликтология для педагогов / И. А. Рудакова, С. В. Жильцова, Е. А. Филипенко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 155 с. – (Среднее профессиональное образование)
21. Мониторинг восстановительных практик // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 11. Развитие служб примирения в России. М.: МОО «Судебно-правовая реформа», 2014. С. 136–178.
22. Насырева Е. И. Альтернативное разрешение споров в США. – М.: Городец, 2005.
23. Насырова Е. И., Стернин И. А. «Посредничество» или «медиация»: к вопросу о терминологии // Третейский суд. – 2007. № 1- с. 10
24. Опыт работы школьных служб примирения в России / Сборник материалов. - М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
25. Покровская В.Л., Терентьева В.Е. Документы, сопровождающие деятельность школьных и муниципальных служб примирения в Пермском крае. Методические рекомендации. Издание 2-ое: дополненное и переработанное. АНО «Центр социально-психологической помощи населению», г. Пермь, 2009 г – 60 стр.
26. Постановление правительства РФ от 21.09.2006 №и583 «О федеральной целевой программе «Развития судебной системы России» на 2007 – 2012 годы» // СЗ РФ 09.10.2006 № 30 ст. 4248.
27. Ракитина Л. Н., Львова О. А. Медиация (посредничество): как урегулировать спор не обращаясь в суд. – М.: Эксмо, 2008.
28. Решетников И. В. Право встречного движения. Посредничество и российский арбитражный процесс // Медиация и право. Посредничество и примирение. – 2007. № 2(4). – с. 53.
29. Регламент Дружеского разрешения споров Международной торговой палаты и Руководство по Дружескому разрешению споров в Международной торговой палате (вступил в силу 1.07.2001)//http://www.iccwbo.org Российская газета. – 30.07.2010 № 168.
30. Современный психологический словарь / Сост. общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
31. Стандарты восстановительной медиации. Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
32. Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 20011
33. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство \ Сборник материалов \ Сост. Л. М. Карнозова – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2015.
34. Традиционные практики урегулирования конфликтов/ Материалы ежегодного семинара 2010 – 2014 гг. (сборник). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. Составитель Антон Коновалов.
35. Третейский суд – 2009. №6 – с. 16-22.
36. Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2005.
37. Чиркина Р.В. Германо-российский обмен опытом в области ювенальных технологий: по материалам проекта «Детство под защитой»* [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n4/56603.shtml (дата обращения: 07.08.2015)
38. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

Вопрос-ответ:

Какие могут быть конфликтные ситуации в подростковой среде?

Конфликтные ситуации в подростковой среде могут быть разнообразными, например, споры и разногласия между учащимися, конфликты между учениками и педагогами, межгрупповые столкновения, насилие, тревога и неуверенность, проблемы социальной адаптации и другие.

Какова сущность и содержание конфликтных ситуаций в подростковой среде?

Сущность конфликтных ситуаций в подростковой среде заключается в противоречиях между различными интересами, ценностями, потребностями и желаниями подростков. Содержание конфликтов может быть связано с властью и контролем, территориальными спорами, социальной и гендерной иерархией, различиями во взглядах и убеждениях.

Какие факторы влияют на возникновение конфликтов в подростковой среде?

Возникновение конфликтов в подростковой среде может быть обусловлено различными факторами, такими как личностные особенности подростков (агрессивность, эгоизм, низкая самооценка), недостаток коммуникативных навыков, проблемы в семье, социальная среда (отрицательные влияния сверстников, различия в социальном статусе), негативный опыт в школе и другие.

Как медиация может помочь в преодолении конфликтов в подростковой среде?

Медиация – это процесс решения конфликтов, в котором стороны сами находят компромиссные решения и стремятся к взаимопониманию. В подростковой среде медиация может помочь учащимся разобраться в причинах конфликта, высказать свои обиды и страхи, научиться эффективно общаться и сотрудничать друг с другом, а также развивать навыки конструктивного разрешения споров и конфликтов.

Какие есть особенности и проявления конфликтов в подростковой среде?

Особенности конфликтов в подростковой среде включают изменчивость эмоционального состояния подростков, преобладание негативных эмоций, стремление к установлению статуса и власти, противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. Проявления конфликтов могут быть разными - от словесных споров и обид до физической агрессии и изоляции.

Что такое конфликтные ситуации в подростковой среде образовательной организации?

Конфликтные ситуации в подростковой среде образовательной организации - это ситуации, в которых возникают разногласия, споры или соперничество между подростками, вызывающие напряжение и негативное влияние на обучение и взаимоотношения.

Какие факторы существенно влияют на возникновение конфликтов в подростковой среде?

Существует несколько факторов, влияющих на возникновение конфликтов в подростковой среде. К ним относятся как внешние факторы (например, различия во взглядах, ценностях и интересах подростков), так и внутренние факторы (например, эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность собой или низкая самооценка).

Что такое медиация и как она может помочь в преодолении конфликтных ситуаций в подростковой среде?

Медиация - это процесс, в котором независимый третий лицо (медиатор) помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение проблемы. В подростковой среде медиация может помочь учащимся стать активными участниками процесса разрешения конфликта, развивать навыки общения и поиск компромиссов, а также восстанавливать взаимоотношения между конфликтующими сторонами.

Какие пути преодоления конфликтных ситуаций в подростковой среде с помощью медиации?

Путь преодоления конфликтных ситуаций в подростковой среде с помощью медиации включает несколько этапов. Во-первых, необходимо определить стороны конфликта и их интересы. Затем проводится собственно медиация, в ходе которой медиатор помогает сторонам найти взаимовыгодное решение. После этого достигнутое соглашение должно быть закреплено и осуществлено. Важно, что медиация в подростковой среде должна быть проведена квалифицированным медиатором, который обладает специализированными знаниями и навыками в работе с подростками и их конфликтами.