Childfree в контексте ценностей современной молодежи Омской области

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Демография
  • 75 75 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 20.07.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена сhildfree 7
1.1. История возникновения феномена сhildfree 7
1.2. Социально-психологические аспекты сторонников сhildfree 10
1.3. Childfree как одна из форм современной семьи 18
Глава 2. Анализ феномена сhildfree и процессов рождаемости Омской области 24
2.1. Анализ процессов рождаемости в Омской области 24
2.2. Семейные ценности современной молодежи в Омской области 36
Глава 3. Ценностные и мотивационные установки сообщества сhildfree 50
3.1. Жизненные ценности представителей течения сhildfree 50
3.2. Социальный портрет сторонников сhildfree 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны важно не зайти с идеями самореализации слишком далеко, остановившись только на собственном развитии и исключив из этого процесса реализацию естественных репродуктивных функций. Вероятно именно здесь и лежит граница между истинными сhildfree и тем, кто сочувствует движению, но примкнуть к нему не готов.Очень важно, что власть и слава не являются приоритетными среди молодежи. Это не означает, что данная группа лиц не готова бороться за реализацию своего потенциала в профессии будь то технические таланты, творческий дар, способность к ораторскому искусству. Это лишь говорит о том, что современные студенты способным понять, что в жизни должен быть баланс и традиционные ценности должны иметь наибольший вес, подкрепляясь всеми остальными ресурсами, желаниями, потребностями. Из всего сказанного выше можно заключить, что на данном этапе жизненные ценности студентов ВУЗов сформированы под влиянием традиционной системы воспитания, которая долгие годы работала и продолжает работать в нашей стране. Можно говорить, что следует не только поддерживать эту систему, но и принимать меры по нивелированию различных радикальных идей и течений. Проанализировав полученные данные можно дать следующие рекомендации:необходимо расширить всестороннюю помощь многодетным семьям, организовать программу поддержки молодых семей;также необходимо формирование условий на рабочих местах для совмещения активной̆ профессиональной̆ деятельности с выполнением семейных обязанностей;повысить доступность и качество всесторонней медицинской помощи женщинам и детям.Иными словами, сhildfree сегодня в России – не такое популярное явление как на западе, но оно в целом имеет высокий потенциал, что не может не быть причиной внимательного мониторинга ситуации.3.2. Социальный портрет сторонников сhildfreeЧтобы понимать какие меры воздействия необходимы для снижении числа сторонников сhildfree,важно составить социальный портрет человека, который потенциально готов примкнуть к данному движению. Руководствуясь даннымисобственных исследований, а также сведениями, содержащимися в работах Бичаровой М.М., Голубевой Т.Н., Григорьевой Н.С., Грицай Л.А., Гура О.Р, Дадаевой Т.М., Ильясова Ф.Н., Колодина Д.М., Лебедевой И.В., Лушиной Е.В. и т.д., можно описать общий социальный портрет сторонников сhildfree.Итак, это лица молодого и среднего возраста (25-40 лет). Молодая часть в большинстве случаев ближе к среднему возрасту меняет мнение в пользу идеалов семьи с детьми. Это связано с тем, что в молодости всем хочется пожить для себя, а потом некоторые начинают понимать, что в их жизни чего-то не хватает.Старшая группа имеет уже устоявшиеся привычки и развлечения, в которые ребенок не вписывается. Они как будто не желают взрослеть (по мнению окружающих), стремясь удержаться в возрасте «около 30-ти».Большая часть сhildfree – это лица с высоким уровнем образования. Они осознанно идут учить в ВУЗы и СУЗы, привлекаемые высокими технологиями, качеством обучения, возможностями получить востребованную специальность, реализовать свой потенциал. У них высоки установки на предпринимательство, научную деятельность, карьерный рост в развитых компаниях. Большое количество childfree работает в медицине, педагогике, системе дошкольного воспитания и весьма успешны в профессиональной деятельности. Кроме этого, многие активно «творят добро»: помогают приютам для животных, детским домам, сдают донорскую кровь, занимаются благотворительностью и т.д. Ввиду нацеленности на профессиональный рост это часто люди с высоким доходом, что позволяет им использовать дорогую одежу и аксессуары, посещать дорогие салоны красоты, фитнесс-центры, иметь машину, квартиру, активно путешествовать, развиваться в целом ряде направлений. Часто эти направления довольно экзотичны, например стрипаэробика, редкие и опансеы экстремальные виды спорта и т.д. Чаще всего childfree – это жители городов, предпочтительно крупных центров. Это связано с тем, что именно крупные индустриальные центры дают больше возможностей для развития с точки зрения профессии, личных увлечений, дают возможность достичь более высокого материального положения. Childfree не склонные к традиционализму, религиозности. Прежде всего это связано с тем, что само по себе течение childfree отвергает один из самых важных постулатов традиционного жизненного уклада – ценность семьи и деторождения. Религиозные обычаи и нормы также не укладываются в логику «свободной жизни для себя», которая свойственна childfree. Зачастую childfree – это выходцы и неполных семей, либо из семей с девиантные структурой, где не были сформированы детско-родительские отношения. Это утверждение во многом спорно, т.к. подтверждается лишь в части исследований, а в целом ряде интервью последователи движения отрицают влияние на них родительской семьи. Вместе с тем, с точки зрения психологии, формирование личности человека происходит именно в рамках семейных отношений, поэтому, вероятно, влияние все же есть и оно достаточно существенно. При этом следует заметить, что представители childfree являются менее «социально удобными», так как характеризуются присущим им эгоизмом и индивидуализмом. Большинство childfree отмечают, что на самопознание и самосовершенствование, хобби, отдых, развлечения, работу, карьеру уходит основная масса времени, как свободного, так и рабочего. В целом, исходя из литературных данных и результатов опросов студентов ВУЗов г.Омска, причины развития движения сhildfree среди молодежи экономические, политические и социальные, а в основе структуры явления лежит нарушение эмоциональной привязанности к близким, что приводит к фиксации индивида на достижении экономических, а не эмоционально-нравственных показателей в жизни.Childfree, вызванный не медицинскими причинами, в нашей стране на данный момент слабо изучен, во многом это определяется неким табу, наложенным на данную группу проблем со стороны общества. Актуальным данную проблему делает не только сам феномен childfree, а его прямое влияние на демографическую ситуацию в регионе, в стране и во всем мире.Нами был проанализирован состав участников таких групп социальной сети ВКонтакте как «Подслушано Чайлдфри»[33], «Чайлдфри по-русски»[37], «Чайлдфри»[35], «Чайлдфри»[36]. Также для сравнения проанализирована статистика сообществ «Мамина забота»[31], «Я-МАМА: беременность, дети, семья, материнство»,«Дочки-матери»[26]. Полученные данные представлены в таблице 3 и в таблице 4.Таблица 3Социологический портрет подписчиков childfree-сообществ ВКонтакте (статистика на 20.06.2018 года)ПараметрСообществоВсего Доля от общего числа подписчиков«Подслушано Чайлдфри»«Чайлдфри по-русски»«Чайлдфри»«Чайлдфри»Всего457461437814053916983346100,0Страна проживания: Россия306238550755354275215362,6Другое151235828650037423119337,4Возраст:      До 14 лет6994714718410771,315-20 лет135311248185219821861322,321-30 лет215386328357238933533142,431-40 лет437823131184943881810,641-50 лет75335517613314171,751-60 лет2449040364100,561-70 лет1682729232470,371-80 лет2073735403190,4Другое или не указано42283933701819351711420,5Пол:      Продолжение таблицы 3Женский325347843474855165064160,8Мужской132033628280624092204626,5Не указано92907649912441065912,8Семейный статус:      Не женат4308142291886775159,0Встречается240860543444338904,7Помолвлен79117713413712391,5Женат51881520880999858710,3В гражданском браке43690811037100,9Влюблен418688965677465057,8Все сложно78021014913812771,5В активном поиске175744040031629133,5Не указано2589290251040153925071060,8Мировоззрение:      Иудаизм953723151700,2Православие285473267448447445,7Католицизм2657041544300,5Протестантизм1283223342170,3Ислам2474656373860,5Буддизм79922014215913201,6Конфуцианство771716161260,2Светский гуманизм141448223028324092,9Постафарианство124035917227220432,5Не указано38627123831267678157150185,8Главное в жизни:      Семья и дети163233238821925713,1Карьера и деньги161048632938928143,4Развлечения и отдых199856436843833684,0Науки и искусство70426312218912781,5Совершенствование мира183561031839931623,8Саморазвитие89572684147317691488317,9Красота и искусство168253028731428133,4Слава и влияние449144781057760,9Не указано2687987651069053475168162,0Таблица 4Социологический портрет подписчиков сообществ, посвященных материнству и детству ВКонтакте (статистика на 20.06.2018 года)ПараметрМамина заботаЯ-МАМАДочки-материВсего по сообществам о материнствеДоля от общего числа подписчиков Всего1766161115408666837482479,9Страна проживания:   00,0Россия125051657573920123000949,1Другое51565457834746714481530,9Продолжение таблицы 4Возраст:     До 14 лет4761912088750,215-20 лет537139174162134502,921-30 лет59856609584373216454635,131-40 лет70882222081680110989123,441-50 лет856215382138122382,651-60 лет247144675236690,861-70 лет85516222912460,371-80 лет18485673360,1Другое или не указано2795922035185796857314,6Пол:     Женский147131887716806130396364,8Мужской523031871820102372,2Не указано2425519582167876062412,9Семейный статус:     Не женат78504226129122052,6Встречается175510253328130,6Помолвлен10058981819210,4Женат816665665259613891429,6В гражданском браке6675021011790,3Влюблен376826788865341,4Все сложно10835213116350,3В активном поиске2510137114440250,9Не указано76312436678561920559843,9Мировоззрение:     Иудаизм636321280,0Православие2737917634240452539,7Католицизм400417178340,2Протестантизм22210873370,1Ислам411029957271771,5Буддизм629283129240,2Конфуцианство743511100,0Светский гуманизм7283691011070,2Постафарианство713611080,0Не указано142940896008630631884668,0Главное в жизни:     Семья и дети36392244874156129413,1Карьера и деньги531349118910,2Развлечения и отдых471312238060,2Науки и искусство15753232330,0Совершенствование мира9374751114230,3Саморазвитие441828626673461,6Красота и искусство621350149850,2Слава и влияние1158041990,0Не указано132974825728610130164764,3В первую очередь следует отметить, что численность сообществ существенно отличается друг от друга. Так, численность четырех самых крупных сообществ по тематике Чайлдфри составляет 86 346 человек, а численность трех наиболее представительных сообществ, посвященных материнству и детству – 374 824 человека. Это уже говорит о том, что идеи чайлдфри в стране не так популярны, как на западе. Из-за существенной разницы в численности, анализу подвергнем долевое участие каждой группы в общем числе подписчиков по тематикам. Так, если сравнить численность по странам, то 62,6% подписчиков в сообществах на тему childfree и 61,4% подписчиков сообществ на тему материнства проживают в России. Доля подписчиков из других стран достаточно велика и составляет 37,4% и 38,6% соответственно. Распределение подписчиков по возрасту показано на рисунке 21. Рис. 21. Распределение подписчиков по возрастуНа рисунке 21 можно наблюдать, что большая часть подписчиков – это лица 21-30 лет. В сообществах childfree их доля составляет 42,4%, в сообществах, посвященных материнству –43,9%. Схожа доля тех, кто не указал свой возраст – 20,5% и 18,3% соответственно. А вот распределение по другим возрастным группам несколько отличается. Так, в childfree-сообществах на втором месте по численности лица 15-20 лет (22,3%), на третьем – лица 31-40 лет (10,6%). В сообществах, посвященных материнству и детству на втором месте подписчики в возрасте 31-40 лет (29,3%). Таким образом, идеология childfree больше свойственна подписчикам в возрасте 15-40 лет, а материнские сообщества больше привлекают мужчин и женщин в возрасте 21-40 лет. Это косвенно подтверждает, что интерес к материнству просыпается часто в более позднем возрасте, чем childfree-идеи. Это обуславливает необходимость защищать молодеж от негативной информации.Распределение подписчиков по полу показано на рисунке 22. Рис. 22. Распределение подписчиков по полуНа рисунке 22 видно, что в сообществах childfree гораздо выше доля мужчин – 26,5% против 2,7% в сообществах, посвященных материнству. Это вполне закономерно, т.к. мужчины в традиционном укладе российской семьи занимаются ее обеспечением, а заботы о потомстве перекладываются на плече женщины. При этом доля женщин в сообществах, посвященных материнству, выше и составляет 81,1% против 60,8% в childfree-группах. Безусловно, эта статистика условна, т.к. один и тот же человек может состоят в нескольких сообществах, но в целом приблизительно она отражает действительное положение дел, говоря о том, что в childfree сообществах достаточно большую роль играют не только женщины, но и мужчины.На рисунке 23 указано семейное положение подписчиков.Рис. 23. Распределение подписчиков по семейному положению (за исключением категории «Не указано»)К сожалению 60,8% подписчиков в childfree сообществах и 54,9% подписчиков в группах, посвященных материнству, не указали своей семейной принадлежности, поэтому анализу подвиглись только существующие данные. Итак, на рисунке 23 видно, что большая часть подписчиков childfree-сообществ женаты (10,3%). Их дополняют те, кто помолвлен (1,5%) и живет в гражданском браке (0,9%). Это в совокупности 12,7% граждан страны, которые, имея childfreeидеи, живут семейной жизнью. Влюблены 7,8% подписчиков, ведут активный поиск партнера 3,5% подписчиков, встречаются 4,7% подписчиков. Т.е. еще 16,0% подписчиков в скором времени могут пополнить ряды семей с childfree идеями. Не женаты только 9,0% подписчиков, сложности в личной жизни испытывают 1,5% подписчиков. В сообществах с традиционными взглядами 37,1% подписчиков женаты, а остальные группы малочисленны. Иными словами, большая часть последователей идей childfree имеют семьи, или готовы их создать в ближайшее время, что говорит об опасной тенденции согласия как мужчин, так и женщин на бездетность. На рисунке 24 показано распределение подписчиков по мировоззрению. Как и в предыдущем случае, 85,8% подписчиков childfree сообществ и 85,1% подписчиков сообществ на тему материнства не указали своего мировоззрения. Среди подписчиков childfree сообществ велика доля православных (5,7%), буддистов (1,6%), последователей идей светского гуманизма (2,9%), а 2,5% подписчиков придерживаются идей такой пародийной религии как постафарианство. Минимальными доля обладают католицизм (0,5%), ислам (0,5%), протестантизм (0,3%), иудаизм (0,2%). В традиционных сообществах доля православных выше и составляет 12,1%, также выделяются числом последователи ислама (1,9%). Доля иудаизма им конфуцианства ничтожно мала, доля протестантов – 0,1%, доля католицизма и буддизма составляет 0,2%, светского гуманизма – 0,3%. Таким образом, мнение о том, что childfree последователи не склонны к религии в целом подтверждается, но даже если религиозность и есть, она часто имеет специфику. Безусловно, если бы профили всех подписчиков были заполнены полностью, статистика в целом немного поменялась бы, но существенно она отличалась бы только в случае выборки по странам, т.к. именно православие является для России традиционным. Тем удивительнее, что даже в рамках православной культуры childfree последователи находят какие-то мотивы к бездетности. Рис. 24. Распределение подписчиков по мировоззрению(за исключением категории «Не указано»)На рисунке 25 показано распределение подписчиков по ценностям в жизни. Можно видеть, что здесь различия существенны. Так, 80,5% подписчиков традиционных сообществ не указали свои ценностные ориентиры, когда как в childfree сообществах таких оказалось только 62,0%. Это может говорить о том, что childfree подписчики во многом сконцентрированы на себе, желают, чтобы их услышали, пытаются донести до обещства свое мнение. Традиционно же настроенным гражданам доказывать ничего не нужно, т.к. он ив целом более сбалансированы как личности, самодостаточны. Об этом говорят и данные по категории «Совершенствование мира». Итак, нести в мир «разумное, доброе, вечное» планирует 3,8% childfree подписчиков и только 0,4% подписчиков традиционных сообществ. О чем это говорит? На наш взгляд речь может идти о некоторой доле неполноценности личности childfree-мужчин и childfree-женщин. Выдернутые из контекста современного общества, она ищут и не находят себе место. Не случайно отмечается, что эти люди часто связаны с работой в детских учреждениях, активно участвуют в волонтерских организациях, помогают приютам для животных и т.д. Этим childfree последователи пытаются заполнить то место, которое природой предназначено для ребенка. Рис. 24. Распределение подписчиков по жизненным ценностям(за исключением категории «Не указано»)Наиболее существенные отличия касаются категорий «семья и дети» и «саморазвитие». Доля childfree подписчиков в первой составляет 3,1%, во второй – 17,9%. В случае с традиционными сообществам и доля в первой категории составляет 16,4%, во второй – 2,0%. Иными словами, childfree подписчики концентрируют свои жизненные ценности на собственном я, не принимая тот факт, что семья и дети – это наиболее естественный и существенный компонент развития любого человека. Также для childfree подписчиков значимы карьера и деньги (3,4% против 0,2% в традиционных сообществах), развлечения и отдых (4,0% против 0,2%), наука и искусство (3,8% против 0,4%), красота и искусство (3,4% против 0,3%). Таким образом, точка зрения, считающая идеальной семью без детей, имеет под собой свои основания. Сложно говорить, феномен childfree – семья без детей – это кризис или трансформация института современной семьи. Автор данной работы склонен разделять истинных childfree и тех, кто симпатизирует данному движению, поддерживая модное сейчас направление. Об этом говорит тот факт, что часть childfree подписчиков считают ценными семью и детей, а также то, что с возрастом число childfree последователей существенно сокращается. В чем нет никаких сомнение – это в том, что необходимо как снижать остроту факторов, приводящих к развитию движения, так и бороться с агрессивными последователи childfree, которые прибегают к оскорблениям семьи, материнства, детства. Нельзя не отметить тот факт, что современная семья – это та часть жизни общества, которая больше всего страдает от различных изменений, в том числе экономических, социальных и т.д. Крайне необходимо на уровне государства и общества утвердить парадигму семьи как наибольшей ценности и осознанно, целенаправленно двигаться в данном направлении. Это должны быть программы, льготы, масштабные меры по обеспечению молодым родителям возможности работать при наличии в семье маленьких детей и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕФеномен бездетности, вызванной не медицинскими причинами, в нашей стране слабо изучен, во многом это определяется неким табу, наложенным на данную группу проблем со стороны общества. Актуальным данную проблему делает не только сам феномен «добровольной бездетности», а его прямое влияние на демографическую ситуацию в мире. Особенно тревожны подобные тенденции сегодня в России, где уровень рождаемости населения недостаточен для его полного воспроизводства. В результате исследования можно сделать ряд выводов. В первую очередь важно отметить, что явление сhildfree – это относительно новый феномен для России, который вызван социальными, экономическими и политическими затруднениями и в целом негативно сказывается на демографии. В то же время доля истинных сhildfree крайне в стране мала и в основном проблемой является дефект системы воспитания, при которой молодые люди попадают под влияние сиюминутных слабостей, следуют идеям движения, но в будущем, пожелав завести ребенка, сталкиваются с медицинскими проблемами. Результаты исследования для определения отношения к феномену студенческой молодежи Омской области показали, что целом оно не имеет существенного влияния в данном регионе.Проанализировав процессы рождаемости в Омской области можно говорить, что как и в России в целом, остается негативная тенденция по снижению рождаемости, увеличению смертности, снижению естественного прироста вплоть до естественной убыли населения. Явной также является тенденция, при которой отмечается увеличение возраста рожающих женщин.Жизненные ценности представителей сhildfree чаще всего направлены на реализацию их внутренних желаний, на удовлетворение только своих потребностей без оглядки на близких, будущее. Эти люди как правило не признают ценность детей, не считают из обязательным элементов семьи, да и сама семья чаще всего не имеет официальный статус.На основе проведенных исследований бы составлен и описан социальный портрет сторонников сhildfree. Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что идеи сhildfreeхарактерны для лиц более молодых возрастных групп, озабоченных выстраиванием собственной карьеры и получением образования. Подобный выбор «добровольного неродительства» становится с годами все менее окончательным. Так сегодняшние чайлдфри через десять лет вполне могут стать счастливыми родителями. Большинство «добровольным отказом от детей» прикрывают действительные неудачи в личной жизни или медицинские проблем. Истинные сhildfree имеют как правило высокий уровень образования, проживают в крупных городах, имеют проблемы в отношениях с родительской семьей. При помощи данного исследования удалось выявить настоящее отношение студентов ВУЗов г. Омска к данному феномену, и, очевидно, что сегодня даже в нашей стране, а, следовательно, и в регионе семья находится в состоянии кризисного перерождения, одним из плодов которого является движение чайлдфри. Мотивы и причины выбора в пользу бездетности сугубо-индивидуальны.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫКниги, монографииГурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. – М.: Росстат, 2017. – 263 с.Зборовский Г.Е. Эмпирическая социология: учеб. для вузов/ Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклеина бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина». – Сургут: РИО СурГПУ, 2016. – 313 с.Воронцов А.В. Демография: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.В. Воронцов, М.Б. Глотов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 287 с. Малинина Т.Б. Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 298 с. Практическая демография/ Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005. – 280 с. Статьи в периодических изданияхБаринова Н.В. Семейные ценности современной молодежи: почему они выбирают чайлдфри? // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – М.: МЭСИ, 2015. – С. 306-310.Бичарова М.М., Пиценко О.В., Горлова Е.В. Чайлдфри – контркультурный вызов современному российскому обществу // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. – № 4 (45). – С. 277-281.Бичарова М.М. «Чайлдфри» и «чайлдхейт»: от свободы до ненависти // Успехи современной науки. – 2016. – № 12. – С. 7-10.Бичарова М.М., Морозова О.В. Идеология «чайлдфри» и ее влияние на современную систему семейных ценностей // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 12 (9). – С. 7-10.Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И. Феномен «чайлдфри» и проблемы рождаемости в современной России // Таврический медико-биологический вестник. – 2016. – № 4. – С. 18-22.Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И., Санина Г.Н. Анализ жизненных ценностей представителей течения Childfree (Чайлдфри) // Инновации в науке. – 2016. – № 11 (60). – С. 57-62.Григорьева Н.С., Дюпра-Куштанина В.А., Чубарова Т.В., Яковлева И.В. Брачность и родительство в контексте эволюции современной семьи: обзор международных исследований // Государственное управление. Электронный вестник. – 2012. – № 35. – С. 2-23. Грицай Л.А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри» // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2013. – № 2. – С. 12-14.Гура О.Р., Никулина М.А. Чайлдфри: анализ отечественных и зарубежных исследований // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества материалы IV международной научной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, магистрантов. – Ростов-на-Дону: ООО «Фонд науки и образования», 2015. – С. 166-171. Дадаева Т.М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // Регионология. – 2017. – № 3. – С. 456-471. Ильясов Ф.Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг. – 2013. – № 1 (113). – С. 168-177. Клименко Н.С. «Чайлдфри» и «Яжемать» как биполярные категории современной феминности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 40. – С. 59-62. Колодин Д.М., Кчалова А.В. Явление чайлдфри, революция, стерилизация, вазэктомия // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – С. 145-146. Лебедева И.В. Чайлдфри на западе и в России // Успехи современной науки. – 2016. – Т.9. – № 12. – С. 11-14. Лушина Е.В. Чайлдфри: духовно-нравственная болезнь или следствие свободы выбора? // Направление модернизации инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право. Материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. – Саратов: «Академия управления», 2015. – С. 72-78.Полупова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиции постмодернизма // Вестник Вестник ЗабГу. – 2015. – № 1. – С. 89-100. Романова И.В., Жанбаз О.О. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений // Вестник ЗабГу. – 2014. – № 2. – С. 89-97. Яцина Е.Ф. К вопросу о чайлдфри: отказ от материнства и отцовства как социально-психологический симптом // Сборник материалов международной научной конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Планета, 2013. – С. 98-106. Электронные ресурсыВозрастные коэффициенты рождаемости [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели.– URL: https://www.fedstat.ru/indicator/30973 (дата обращения: 18.06.2018). Дочки-матери [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/beremennost (дата обращения: 20.06.2018).Естественный прирост за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31018 (дата обращения: 18.06.2018). Желаемое число детей [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/45439 (дата обращения: 18.06.2018). Исупова О. Добровольно бездетные или «свободные от детей» [Электронный ресурс] / Полит.ру. – URL: http://polit.ru/article/2010/10/15/childfree/ (дата обращения: 18.06.2018). Казачихина М.В. Чайлдфри как одна из форм современной семьи [Электронный ресурс] / Социально-гуманитарные исследования. – URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/799/Вестник%20СГН_3_2014_ст.%2002.pdf (дата обращения: 19.06.2018). Мамина забота [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/all_mothers (дата обращения: 20.06.2018).Общий коэффициент естественного прироста [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31267 (дата обращения: 18.06.2018). Подслушано Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/overhear_childfree (дата обращения: 20.06.2018).Ожидаемое число детей [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/45437 (дата обращения: 18.06.2018). Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/childfree_moscow (дата обращения: 20.06.2018).Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wechildfree (дата обращения: 20.06.2018).Чайлдфри по-русски [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/childfreenopyccku (дата обращения: 20.06.2018).Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/33460 (дата обращения: 18.06.2018). Число родившихся (без мертворожденных) за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31606 (дата обращения: 18.06.2018). Число родившихся на 1000 населения за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31269 (дата обращения: 18.06.2018). Я-МАМА [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/beremennost (дата обращения: 20.06.2018).ПРИЛОЖЕНИЕ 1Уважаемый респондент! Студенткой ОмГУ им. Достоевского проводится социологическое исследование «Отношение студенческой̆ молодежи к феномену Childfree среди студентов высших учебных заведений Омской области». Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Анонимность информации гарантирована. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить отметку напротив варианта ответа, наиболее подходящего Вашему мнению или написать ответ на открытый вопрос.АНКЕТАЧто для Вас может послужить причиной̆, по которой̆ Вы откладываете рождение ребенка? (выбрать не более трех причин).Необходимость закончить образованиеЗатруднительное материальное положениеНеуверенность в завтрашнем днеОтсутствие собственного жилья, в котором можно растить ребенкаСтремление достичь успехов в работеЖелание какое-то время пожить для себяНеудовлетворительное состояние здоровьяДругое ___________________________________________________________________Как Вы считаете, рождение ребенка может являться препятствием для Вашей учебы или для Вашего продвижения по карьерной лестнице?ДаНетЗатрудняюсь ответитьСколько братьев или сестер было у Вас в семье? ОдинДваТриБолее трехНи одногоВ каком возрасте Вы планируете завести семью? 20-25 лет26-30 летПосле 30 летВообще не планируюПланируете ли Вы заводить детей?ДаНетКак получитсяНе задумывался об этомЧто из перечисленного является для Вас наиболее важным в жизни? СемьяЛюбовьЗдоровьеДетиДрузьяРаботаСамореализацияОбразованиеДеньгиКарьерный ростПрофессионализмСвободное времяВластьСлава.Знакомы ли Вы с таким явлением, как Childfree (люди, которые сознательно отказываются иметь детей̆)?Да, знаком (-а)Нет, не знаком (-а)Как Вы относитесь к данному явлению?ПоложительноНейтральноОтрицательноЕсли Ваш предыдущий ответ был «положительно», то стали бы Вы последователем движения Childfree?ДаНетНикогда об этом не задумывался (-лась). По каким причинам Вы бы стали последователем Childfree?Предпочитаю строить карьеру, чтобы иметь высокий̆ доход.Неприязнь к детямЖелание быть полностью свободным человекомЗатрудняюсь ответитьДругое (указать): ___________________________________________________________ Укажите Ваш пол:Женский̆Мужской̆Сколько Вам полных лет? _________________________________________________Спасибо за участие в опросе!

1. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003. – 164 с.
2. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. – М.: Росстат, 2017. – 263 с.
3. Зборовский Г.Е. Эмпирическая социология: учеб. для вузов/ Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклеина бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина». – Сургут: РИО СурГПУ, 2016. – 313 с.
4. Воронцов А.В. Демография: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.В. Воронцов, М.Б. Глотов. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 287 с.
5. Малинина Т.Б. Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 298 с.
6. Практическая демография/ Под редакцией Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2005. – 280 с.
Статьи в периодических изданиях
7. Баринова Н.В. Семейные ценности современной молодежи: почему они выбирают чайлдфри? // Материалы международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». – М.: МЭСИ, 2015. – С. 306-310.
8. Бичарова М.М., Пиценко О.В., Горлова Е.В. Чайлдфри – контркультурный вызов современному российскому обществу // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2015. – № 4 (45). – С. 277-281.
9. Бичарова М.М. «Чайлдфри» и «чайлдхейт»: от свободы до ненависти // Успехи современной науки. – 2016. – № 12. – С. 7-10.
10. Бичарова М.М., Морозова О.В. Идеология «чайлдфри» и ее влияние на современную систему семейных ценностей // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 12 (9). – С. 7-10.
11. Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И. Феномен «чайлдфри» и проблемы рождаемости в современной России // Таврический медико-биологический вестник. – 2016. – № 4. – С. 18-22.
12. Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И., Санина Г.Н. Анализ жизненных ценностей представителей течения Childfree (Чайлдфри) // Инновации в науке. – 2016. – № 11 (60). – С. 57-62.
13. Григорьева Н.С., Дюпра-Куштанина В.А., Чубарова Т.В., Яковлева И.В. Брачность и родительство в контексте эволюции современной семьи: обзор международных исследований // Государственное управление. Электронный вестник. – 2012. – № 35. – С. 2-23.
14. Грицай Л.А. Некоторые аспекты научного изучения феномена «чайлдфри» // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2013. – № 2. – С. 12-14.
15. Гура О.Р., Никулина М.А. Чайлдфри: анализ отечественных и зарубежных исследований // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества материалы IV международной научной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, магистрантов. – Ростов-на-Дону: ООО «Фонд науки и образования», 2015. – С. 166-171.
16. Дадаева Т.М. Семьи чайлдфри в регионе: миф или реальность? // Регионология. – 2017. – № 3. – С. 456-471.
17. Ильясов Ф.Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг. – 2013. – № 1 (113). – С. 168-177.
18. Клименко Н.С. «Чайлдфри» и «Яжемать» как биполярные категории современной феминности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 40. – С. 59-62.
19. Колодин Д.М., Кчалова А.В. Явление чайлдфри, революция, стерилизация, вазэктомия // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – С. 145-146.
20. Лебедева И.В. Чайлдфри на западе и в России // Успехи современной науки. – 2016. – Т.9. – № 12. – С. 11-14.
21. Лушина Е.В. Чайлдфри: духовно-нравственная болезнь или следствие свободы выбора? // Направление модернизации инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право. Материалы Международной научно-практической конференции в 3 частях. – Саратов: «Академия управления», 2015. – С. 72-78.
22. Полупова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиции постмодернизма // Вестник Вестник ЗабГу. – 2015. – № 1. – С. 89-100.
23. Романова И.В., Жанбаз О.О. Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений // Вестник ЗабГу. – 2014. – № 2. – С. 89-97.
24. Яцина Е.Ф. К вопросу о чайлдфри: отказ от материнства и отцовства как социально-психологический симптом // Сборник материалов международной научной конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Планета, 2013. – С. 98-106.

Электронные ресурсы
25. Возрастные коэффициенты рождаемости [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели.– URL: https://www.fedstat.ru/indicator/30973 (дата обращения: 18.06.2018).
26. Дочки-матери [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/beremennost (дата обращения: 20.06.2018).
27. Естественный прирост за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31018 (дата обращения: 18.06.2018).
28. Желаемое число детей [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/45439 (дата обращения: 18.06.2018).
29. Исупова О. Добровольно бездетные или «свободные от детей» [Электронный ресурс] / Полит.ру. – URL: http://polit.ru/article/2010/10/15/childfree/ (дата обращения: 18.06.2018).
30. Казачихина М.В. Чайлдфри как одна из форм современной семьи [Электронный ресурс] / Социально-гуманитарные исследования. – URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/799/Вестник%20СГН_3_2014_ст.%2002.pdf (дата обращения: 19.06.2018).
31. Мамина забота [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/all_mothers (дата обращения: 20.06.2018).
32. Общий коэффициент естественного прироста [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31267 (дата обращения: 18.06.2018).
33. Подслушано Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/overhear_childfree (дата обращения: 20.06.2018).
34. Ожидаемое число детей [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/45437 (дата обращения: 18.06.2018).
35. Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/childfree_moscow (дата обращения: 20.06.2018).
36. Чайлдфри [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/wechildfree (дата обращения: 20.06.2018).
37. Чайлдфри по-русски [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/childfreenopyccku (дата обращения: 20.06.2018).
38. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/33460 (дата обращения: 18.06.2018).
39. Число родившихся (без мертворожденных) за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31606 (дата обращения: 18.06.2018).
40. Число родившихся на 1000 населения за год [Электронный ресурс] / ЕМИСС. Государственная статистика. Официальные статистические показатели. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31269 (дата обращения: 18.06.2018).
41. Я-МАМА [Электронный ресурс] / Социальная сеть ВКонтакте. – URL: https://vk.com/beremennost (дата обращения: 20.06.2018).

Вопрос-ответ:

Каким образом сформировался феномен childfree?

Феномен childfree сформировался в результате изменения ценностей и социальных установок современной молодежи. Многие молодые люди предпочитают не иметь детей и активно пропагандируют такой образ жизни.

Какие социально-психологические аспекты привлекают сторонников childfree?

Сторонники childfree обосновывают свой выбор рядом социально-психологических аспектов. Они утверждают, что отсутствие детей позволяет им быть свободными, развиваться профессионально, путешествовать и наслаждаться своей жизнью без дополнительных обязательств.

Childfree - это одна из форм современной семьи?

Childfree можно рассматривать как одну из форм современной семьи. Это альтернативный вариант представления о семье, где пара сознательно отказывается от рождения детей и строит свое счастье на основе других ценностей и приоритетов.

Какова динамика рождаемости в Омской области?

Анализ показывает, что рождаемость в Омской области снижается с каждым годом. Молодые семьи все чаще отказываются от детей или откладывают их появление на более поздний срок из-за различных обстоятельств.

Какие семейные ценности преобладают у современной молодежи в Омской области?

Современная молодежь в Омской области склонна ценить свободу, самореализацию и материальное благополучие. Они стремятся к независимости, развитию карьеры и реализации своих личностных потенциалов, что может отражаться на их выборе быть childfree.

Каковы исторические корни феномена childfree?

Феномен childfree имеет свои истоки в 1970-х годах в Западной Европе и США, когда началась активная борьба за права женщин. Женщины все чаще стали понимать, что могут выбирать, хотят ли они становиться матерями или нет. Это привело к возникновению движения, поддерживающего право на бездетность - childfree.

Какие социально-психологические аспекты привлекают сторонников childfree?

Сторонники childfree часто выделяют такие аспекты, как свобода, независимость, личностное развитие и карьера. Они стремятся сохранить свою индивидуальность и не хотят привязываться к детьм. Они также подчеркивают важность личного счастья и самореализации, которые они могут найти в бездетном образе жизни.

Каким образом childfree влияет на современную семью?

Childfree является одной из форм современной семьи, где пара не имеет детей и осознанно выбирает бездетный образ жизни. Это может вызывать некоторые изменения в традиционном представлении о семье, но в то же время предоставляет возможность сосредоточиться на себе, карьере и других аспектах жизни.

Каковы процессы рождаемости в Омской области?

В Омской области наблюдается снижение процессов рождаемости. В последние годы все больше молодых семей отказывается от рождения детей и предпочитает бездетный образ жизни. Это может быть связано с различными факторами, такими как экономическая нестабильность, стремление к личной свободе и самореализации.

Какие семейные ценности преобладают у современной молодежи в Омской области?

У современной молодежи в Омской области преобладают такие ценности, как свобода выбора, независимость и личное счастье. Многие молодые люди стремятся к самореализации, достижению успеха в карьере и сохранению личной свободы. Они не всегда видят в детях путь к счастью и предпочитают ставить себя на первое место.

Какие факторы повлияли на возникновение феномена сhildfree?

Феномен сhildfree возник из-за изменения социально-экономической ситуации, изменения роли женщин в обществе, увеличения уровня образования, развития современных методов контрацепции и изменения в ценностях молодежи.

Какие аспекты влияют на выбор быть сторонником сhildfree?

Сторонники сhildfree руководствуются социально-психологическими аспектами, такими как индивидуальная свобода, карьерные амбиции, ощущение собственной неполноценности в роли родителя, страх перед ответственностью и негативным влиянием на экологию и общество, а также желание избежать негативного влияния семейных ценностей и общественных ожиданий.