Физиологические механизмы памяти, методы быстрого запоминания, развитие памяти

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физиология
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 19.07.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
История изучения физиологии памяти 4
Классификация видов памяти 6
Анатомические основы памяти 11
Физиология памяти 13
Формирование памяти в детском возрасте 21
Заключение 23
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

А.Н. Леонтьев изучал процессы запоминания у ребенка, им было установлено, что до трех лет запоминание непроизвольное, затем в процессе игры у него формируется произвольное запоминание, основанное на механической памяти. На рисунке 7 изображены закономерности перехода непосредственного запоминания в опосредствованное, выведенные Леонтьевым.Рисунок 8. Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (по А.Н Леонтьеву)[10]Позже других формируется словесно-логическая память. Она появляется в возрасте трех-четырех лет в элементарных формах, достигает развития в подростковом и юношеском возрастах. Дошкольный возраст (4—5 лет)- это начальный этап развития у ребенка социально обусловленных видов памяти: произвольной, опосредствованной и логической. У школьников младших классов имеется тенденция в преимуществе в функционировании и развитии природных видов памяти. Эти виды памяти по своей продуктивности в детстве существенно превосходят социально обусловленные виды памяти на протяжении всех лет обучения детей в школе. Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, непосредственной и механической памяти, чем за счет произвольной, опосредствованной и логической памяти[11]. Глава 2. Методики развития памятиХимический подходНекоторые химические вещества способны удучшать память, к таким препаратам и веществам относится: - чай, кофе (кофеин)- стрихнин- нивалин- пирацетам- центрофеноксин- пилокарпин- пирамен- фенатин- этимизол- этиразол- неотропил- жень-шень- китайский лимонник- элеутерококк.Факторы, отрицательно влияющие на память1. Курение2. Употребление алкоголя3. Стрессы4. Отсутствие полноценного сна5. Употребление большого количества сладкого.Условия успешного запоминания1. Интересный материал запоминается лучше и быстрее. 2. Наличие у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал. 3. Наличие у запоминающего четкой установки на длительность, полноту и прочность запоминания. 4. Осмысленность материала, классификация. 5. При заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений. 6. При числе повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений). 7. Между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа. 8. Чередование процесса заучивания, разделенного на отрезки по 45-60 минут, с паузами отдыха 10-15 минут.Советы по развитию памяти1. Закон распределения повторений во времени. Число повторений, необходимых для полного усвоения материала уменьшается, если не стремиться запомнить все за один раз. Чем больше надо повторений, то есть чем обширнее порция запоминаемого материала, тем больше разница между требуемыми повторениями «за один присест» и за несколько. 2. Необходимо систематически чередовать пассивное восприятие запоминаемого материала с активными попытками припоминания с психологической установкой на запоминание. Переход на эту новую систему запоминания потребует в среднем 4-5 месяцев, но полностью себя оправдает.3. Мнемотехнические приемы (не связанные с содержанием запоминаемого). Например: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». 4. Разнообразие, избежание монотонности в работе памяти. Известно, что эмоционально окрашенные события, прежде всего отрицательные забываются плохо. Информацию для запоминания лучше подавать на фоне цветового, зрительного и тонального слухового восприятия. Необходимо стремиться, чтобы в запоминании и воспроизведении участвовали все чувства или хотя бы большая их часть. Нужно научиться создавать их сочетание (например, цифра 8 - представляется полной женщиной, 87 - полная женщина идет с усатым мужчиной, цифра 5 - пахнет ландышем и т.п.). Совмещать запоминание лучше в сочетании с другим механическим занятием (ходьба, вязание и т.п.). Если ввести себя в состояние самогипноза с помощью аутотренинга или медитации с мысленным перевоплощением в другую личность запоминание происходит быстрее и эффективнее. Сон после обучения (запоминания) уменьшает забывание примерно в 2 раза. Приемы, совершенствующие и развивающие память 1. Повторение заученного ранее.2. Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов. В последнем случае можно рекомендовать метод известного русского художника Айвазовского. К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. При известной тренировке зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. При мгновенной оценке обстановки или когда вам понадобится в считанные секунды запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные этим методом, очень пригодятся. 3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Наблюдательность способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д. 4. Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память есть человек, нет памяти — нет человека. Поэтому 30 каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее: • при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления. Длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам; • при интенсивных занятиях умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; очень полезные физкультурные паузы; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон; • существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже 3-х раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара; • благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе.ЗаключениеВ ходе данной работы мы изучили доступную литературу по вопросам физиологии памяти. В современной науке по-прежнему остается множество нерешенных вопросов о памяти, существует множество различных гипотез о многих аспектах этого физиологического явления, как и обо всей высшей нервной деятельности человека.Между тем исследование памяти имеет огромное значение для жизни каждого человека. Благодаря исследованиям мы знаем, какие факторы благотворно влияют на память, какие наоборот отрицательно (прием алкоголя, недостаток сна), произведен ряд лекарственных препаратов, способствующих запоминанию (адаптогены, метаболики). Совершенствовании наших знаний о памяти позволит лечить такие патологии, как амнезия, а возможно и болезнь Альцгеймера.Список литературыДанилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с. - (Учебники МГУ)Покровский В.М. Физиология человека: учебник/ В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько-М.: Медицина-2003- 656 с.Пиковская Н.Б. Учебно-методическое пособие по курсу нормальной физиологии. Физиология высшей нервной деятельности. Новосибирская Государственная медицинская академия, 2002. 81 с.Хомская Е. Д.  Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер-2005. -496 с: ил.  (Серия «Классический университетский учебник»).Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.Шульговский В.В.Физиология высшей нервной деятельности : учебник длястуд. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. — 3-е изд., перераб. — М. :Издательскийцентр «Академия», 2014. — 384 с. — (Сер. Бакалавриат).Калиниченко С.Г., Каротина О.А.Психофизиология.: учеб.пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.Steven J. Coultrap and K. Ulrich Bayer. CaMKII regulation in information processing and storage// Trends in Neurosciences October 2012, Vol. 35, No. 10-с. 607-618Мозг и нервная система человека /пер. с англ. И.А. Борисовой-М.:АСТ.:- Астрель-2009-112 С.ил. Немов Р. С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.

1. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с. - (Учебники МГУ)
2. Покровский В.М. Физиология человека: учебник/ В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько-М.: Медицина-2003- 656 с.
3. Пиковская Н.Б. Учебно-методическое пособие по курсу нормальной физиологии. Физиология высшей нервной деятельности. Новосибирская Государственная медицинская академия, 2002.  81 с.
4. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер-2005. -496 с: ил. (Серия «Классический университетский учебник»).
5. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 304 с.
6. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности : учебник длястуд. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. — 3-е изд., перераб. — М. : Издательскийцентр «Академия», 2014. — 384 с. — (Сер. Бакалавриат).
7. Калиниченко С.Г., Каротина О.А. Психофизиология.: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
8. Steven J. Coultrap and K. Ulrich Bayer. CaMKII regulation in information processing and storage// Trends in Neurosciences October 2012, Vol. 35, No. 10-с. 607-618
9. Мозг и нервная система человека /пер. с англ. И.А. Борисовой-М.:АСТ.:- Астрель-2009-112 С.ил.
10. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
11. Зефиров Т.Л., Зиятдинова Н.И., Купцова А.М. Физиологические основы памяти. Развитие памяти у детей и подростков / Казань, КФУ, 2015. - 40 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют методы быстрого запоминания?

Существуют различные методы быстрого запоминания, например, использование ассоциаций, создание связей и историй, применение мнемонических правил и техник, тренировка в повторении и систематическом изучении материала.

Как развивается память?

Память развивается постепенно с раннего детства до взрослого возраста. В детском возрасте формируется непроизвольное запоминание, а затем в процессе игры и обучения развивается произвольное запоминание. Также память может быть развита и улучшена с помощью тренировки и использования специальных приемов и методик.

Какие анатомические основы лежат в основе памяти?

Анатомические основы памяти включают разные области и структуры головного мозга, такие как гиппокамп, кора головного мозга, амигдала и другие. Эти структуры играют важную роль в формировании, сохранении и воспроизведении различных воспоминаний.

Какие виды памяти существуют?

Существует несколько видов памяти, таких как кратковременная (рабочая) память, долговременная память, эпизодическая память, семантическая память, процедурная память и другие. Каждый вид памяти отвечает за определенные типы информации и процессы памяти.

Что известно об истории изучения физиологии памяти?

История изучения физиологии памяти началась еще в древности, когда ученые пытались понять, как происходит запоминание и как работает память. Со временем были проведены многочисленные исследования, которые позволили установить некоторые закономерности и механизмы памяти, а также разработать различные теории, объясняющие ее функционирование.

Какие есть физиологические механизмы памяти?

Физиологические механизмы памяти включают различные процессы, такие как формирование, хранение и воспроизведение информации. Они связаны с активностью нервной системы и включают множество сложных механизмов синаптической передачи сигналов, образования новых нейронных связей и изменения силы уже существующих связей.

Какие методы быстрого запоминания существуют?

Существует несколько методов быстрого запоминания, таких как метод ключевых слов, метод буквенных аббревиатур, метод ассоциаций и метод места. Они предлагают различные стратегии для улучшения запоминания информации и могут быть использованы в учебе, работе и повседневной жизни.

Как развивается память?

Память развивается на протяжении всей жизни и проходит несколько стадий развития. В детском возрасте формируется механическая память, основанная на непроизвольном запоминании. Затем, в процессе игры, у ребенка формируется произвольное запоминание, которое базируется на механической памяти. Взрослые могут развивать свою память через тренировку и использование различных стратегий запоминания.