Стратегия и приоритеты развития сферы образования
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 22.07.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности развития образования в 21 веке 5
1.1 Новое образование 21 века 5
1.2 Стратегия развития российского образования 9
2. Стратегия и приоритеты развития сферы образования 14
2.1 Тенденции развития современного образования в высшей школе 14
2.2 Главные тренды в образовании 20
Заключение 25
Список литературы 27
Такие занятия уже введены в Гарварде, в Мичиганском и Калифорнийском унверситетах.
2. Социальные медиа, блоги, видеоблоги – обучение при помощи соцмедиа и видеоблогов. Даже лента Фейсбука обрастает обучающими элементами: люди готовы делиться с друзьями и сохранять для себя информацию для запоминания, например, иностранные слова или правила. Обучающие видео на ютубе теперь выкладывают даже любители, собирая огромное количество просмотров. Преподаватели публикуют сочинения своих студентов в блоге, чтобы привлечь внимание аудитории к их творчеству и наглядно показать реакцию читателей на те или иные риторические приемы.
3. Адаптивное обучение – по потребностям каждого студента (возраст, интересы, возможности). Внимание к индивидуальным потребностям нужно не только тем, кто не в состоянии физически дойти до учебной аудитории, но и тем, кто просто не хочет или не готов общаться, однако хочет получить тот же объем знаний, что и остальные студенты. [5]
Адаптивность образования предполагает возможность выбора студентом подходящих лично ему инструментов обучения, выбора предметов и объема получаемых знаний. Яркий пример – курсы Pearson MyLab, содержащие алгоритмы, которые адаптируют курс к потребностям каждого студента, его сильным и слабым сторонам по мере изучения предмета. Адаптивность повышается за счет онлайн-занятий, использования аудиоматериалов, обучающего видео, различных тестов. В будущем каждый школьник и студент будет сам создавать программу обучения и выбирать преподавателей и курсы, а в учебные заведения будет приходить, чтобы сдавать обязательный минимум знаний для получения необходимых сертификатов.
4. Геймификация образования – обучение как игра, использование онлайн-инструментов и игры для создания обучающих курсов, борьба за бонусы вместо оценок. Использование разработанного инструментария компьютерных игр позволяет повышать мотивацию в обучении, создавать дух соревнования, ненавязчиво вести ученика от одного задания к другому и побуждать повышать свой уровень. [2]
В качестве бонусов вместо оценок учителя уже используют специальные бейджи, ресурс Xgames для преподавания школьных предметов. Трехмерная голограмма от Microsoft и очки от Google также открывают новые горизонты в преподавании самых сложных дисциплин, и со временем все эти инструменты станут доступнее.
5. Главное не цена, а результат – влияние бесплатных онлайн-курсов на всю структуру образования и его стоимость. Традиционные университеты во многих странах поставлены перед фактом: государство уменьшает финансирование, и большая часть ложится на плечи студентов, оплачивающих свою учебу, чаще всего в кредит. По данным The Economist, за пять прошедших лет университеты повысили плату за обучение на 27%, студенческие долги за образование в США составляют на 2015 год $1,2 трлн, при этом 7 млн человек уже признали, что не смогут их отдать. На этом фоне растущая популярность бесплатных онлайн-курсов и более доступного платного онлайн-образования еще более ужесточает конкуренцию на образовательном рынке. В течение ближайших двадцати лет даже в США ожидается закрытие многих нерентабельных частных вузов. Конечно, столпам воде Оксфорда, Кембриджа, Гарварда или Сорбонны ничего не грозит, но в целом большинству вузов придется перестраиваться и адаптироваться к новым реалиям. Пока что они тратят финансирование на кампусы и учебные корпуса, чтобы привлечь студентов, однако вскоре и это может оказаться недостаточным.
6. Диплом на втором месте, главное – практические навыки. Для потенциальных работодателей все большее значение имеет не диплом, а то, с какими умениями выпускник выходит из стен университета. Рейтинговые вузы уже это учитывают и вводят максимум практики и реальных бизнес-проектов на старших курсах обучения. [6]
Однако скорость изменений на рынке труда такова, что без дополнительных курсов и параллельной работы по применению полученных навыков на хорошее место рассчитывать не приходится. К тому же и те, кто давно получил диплом по той или иной специальности, продолжают учиться, чтобы приспособиться к быстро меняющемуся миру. Так что выпускник вуза с багажом сухих академических знаний порой проигрывает специалистам с опытом работы и желанием учиться новому.
Сам факт появления в Интернете дискуссии, нужен ли диплом о высшем образовании для получения высокооплачиваемой работы, может ли его заменить сертификат онлайн-курсов, достаточно ли профессиональных курсов без академического минимума на уровне бакалавра свидетельствует о том, что система высшего образования уже не может оставаться статичной – если, конечно, хочет сохранить свое лидирующее положение. Публикации на зарубежных медиа-ресурсахсписков вакансий с высокой оплатой труда, для которых не требуется диплом вуза, только подливают масла в огонь. При этом практически везде требуется высокая техническая грамотность и умение применять самые последние программы, а где эти знания получены – работодателя не волнует.
7. Кумулятивный эффект. Новые тренды в образовании развиваются параллельно новым бизнес-моделям, когда часть объема работ отдается на аутсорс, команда собирается на проекты, и один специалист может работать в нескольких компаниях одновременно. «Семейный» тип развития личности, при котором человек покидает семью-школу, затем вырастает из семьи-колледжа (университета) и находит семью-компанию для пожизненной карьеры уже выглядит немного устаревшим и не соответствующим быстро меняющимся реалиям бизнеса и глобальной экономики.
Кумулятивный эффект возникает от сочетания привычных и оправдавших себя схем работы и получения знаний с новыми подходами к решению задач. На запрос бизнеса быстрее всего отвечают онлайн-курсы MOOC, и это данность, с которой приходится считаться всем.[12]
Заключение
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся, студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Для достижения этих характеристик образования существует достаточно много направлений развития современного образования. Например, к ним относятся развитие педагогических технологий, в частности, к числу таких технологий относится «концентрированное обучение», дальнейшее совершенствование системы критериев новых технологий, критериев эффективности результатов обучения и прочее. Существуют показатели качественной оценки знаний. Это глубина знаний по числу осознанных связей данного знания с другими; системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании студента в структуре научного знания и пр. К количественным показателям оценки знаний относятся: объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность усвоения и т.д.
В целом, оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных (не полностью) показателей возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа. Эти методы широко применяются на практике в настоящее время.
Особая роль в постановке образования принадлежит методу проектов. Существуют различные виды проектных работ: реферат, курсовое, дипломное проектирование и пр.
Работа над проектом всегда направлена на решение конкретной актуальной проблемы с использованием экспериментальных и опытных работ и обработки результатов. В частности, некоторые дипломные проекты имеют структуру, полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности принятой для исследования темы, определение методов исследования, источников информации, иногда выдвижение гипотез и путей решения проблемы, обсуждение полученных результатов, обозначение новых проблем.
Если сказать коротко, как сейчас говорят, проект это 5П (проблема-проектирование-поиск-продукт-презентация). Работа над проектом, в частности, дипломным проектом, может повлиять на социальную адаптацию студента, сделать его востребованным на рынке труда.
К современной тенденции образования относится наличие качественного скачка в системе образования. Такой скачок обеспечен широким использованием в образовании информационных технологий, что привело к резкому повышению объема информации, используемой студентами, учениками, и быстродействию ее обработки, т.е. человек должен соответствовать по мыслительным способностям компьютеру, который сам и создал.
Список литературы
Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // СГЗ. – 2011. №3. – С. 150-156.
Артюхина М.Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования // СГЗ. – 2012. № 1. – С. 320-326.
Борисова Н.В. Современные образовательные технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
Бородулин И.Н. Подходы к формированию содержания оценочных средств итоговой аттестации выпускников вузов в соответствии с требованиями ГОС ВПО // Проблемы качества образования: Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012.
Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.
Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия УральскогоРАО. – 2012. №6. – С. 5-19.
Воронов М.В. Профессиональное обучение студентов на основе интегрированных курсов // Инновации в образовании. – 2011. № 9. – С. 415.
Газалиев А.М. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности // Высшее образование сегодня. – 2011. № 10. – С. 6-10.
Гапонюк П.Н. Государственные программы как инструмент управления качеством подготовки специалистов в высшей школе // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2011. №6. – С. 3-12.
Гневашева В.А. Формирование профессиональных компетенций молодежи России в системе ВПО: взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг // Аналитические обзоры по основным направлениям ВО. – 2012. №3. – 72 с.
Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М., 2012.
Смирнова, И. Э. Высшее образование в современном мире: тенденции, стратегии, модели обучения. – М.: Перспектива, 2012.
Соколков, Е. А. Инновационные модели профессиональной гуманитарной подготовки в вузе. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 192с.
Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА, 2012.
Соколков, Е. А. Профессиональное становление специалистагуманитария. – М.: Университетская книга, 2012.
Соколков, Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. – Новосибирск, 2012.
Соколков, Е. А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста в высшей школе: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.
2
1. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // СГЗ. – 2011. №3. – С. 150-156.
2. Артюхина М.Г. Ценности и приоритеты в современной парадигме образования // СГЗ. – 2012. № 1. – С. 320-326.
3. Борисова Н.В. Современные образовательные технологии. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
4. Бородулин И.Н. Подходы к формированию содержания оценочных средств итоговой аттестации выпускников вузов в соответствии с требованиями ГОС ВПО // Проблемы качества образования: Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012.
5. Вербицкий A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2014.
6. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. Известия УральскогоРАО. – 2012. №6. – С. 5-19.
7. Воронов М.В. Профессиональное обучение студентов на основе интегрированных курсов // Инновации в образовании. – 2011. № 9. – С. 415.
8. Газалиев А.М. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности // Высшее образование сегодня. – 2011. № 10. – С. 6-10.
9. Гапонюк П.Н. Государственные программы как инструмент управления качеством подготовки специалистов в высшей школе // Образование и наука. Известия Уральского РАО. – 2011. №6. – С. 3-12.
10. Гневашева В.А. Формирование профессиональных компетенций молодежи России в системе ВПО: взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг // Аналитические обзоры по основным направлениям ВО. – 2012. №3. – 72 с.
11. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М., 2012.
12. Смирнова, И. Э. Высшее образование в современном мире: тенденции, стратегии, модели обучения. – М.: Перспектива, 2012.
13. Соколков, Е. А. Инновационные модели профессиональной гуманитарной подготовки в вузе. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 192с.
14. Соколков, Е. А. Проблемно-модульное обучение. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА, 2012.
15. Соколков, Е. А. Профессиональное становление специалистагуманитария. – М.: Университетская книга, 2012.
16. Соколков, Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. – Новосибирск, 2012.
17. Соколков, Е. А. Философско-методологические проблемы формирования личности специалиста в высшей школе: монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития образования можно выделить в 21 веке?
Особенности развития образования в 21 веке включают широкое использование информационных технологий в образовательном процессе, переход к индивидуализированному обучению, акцент на развитие навыков критического мышления и творческого мышления, а также усиление внимания к развитию социально-эмоциональной компетенции студентов.
Каковы стратегия и приоритеты развития российского образования?
Стратегия развития российского образования включает в себя повышение качества образования, создание условий для доступности образования для всех граждан, развитие профессионального образования и повышение его престижа, формирование системы непрерывного образования и развитие научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях.
Какие тенденции развития современного образования можно выделить в высшей школе?
В современной высшей школе наблюдается тенденция к активному использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, переходу к интерактивным формам обучения, учету индивидуальных особенностей студентов, развитию проектной и исследовательской деятельности, а также внедрению инновационных методик и педагогических технологий.
Какие тренды можно выделить в образовании?
В образовании наблюдаются такие тренды, как персонализация обучения, развитие гибких форматов обучения, активное использование цифровых технологий, уклон на развитие навыков критического мышления и сотрудничества, увеличение роли социально-эмоционального образования, а также установление более плотной связи между образованием и реальными потребностями рынка труда.
Какими источниками можно пользоваться для дополнительного обучения?
Для дополнительного обучения можно использовать различные источники: электронные учебники и онлайн-курсы, видеолекции и вебинары, образовательные приложения и программы, специализированные форумы и сообщества. Также полезно ознакомиться с актуальными научными статьями, книгами и публикациями в области интересующей темы.
Что представляет собой новое образование 21 века?
Новое образование 21 века представляет собой систему обучения, ориентированную на развитие навыков, знаний и компетенций, необходимых современному человеку для успешного функционирования в информационном обществе.
Какие основные стратегические приоритеты развития российского образования?
Основные стратегические приоритеты развития российского образования включают повышение качества образования, развитие инновационной образовательной системы, укрепление связей образования с наукой и производством, формирование гражданской и личностной ответственности учащихся.
Какие тренды в образовании можно выделить?
Среди главных трендов в сфере образования можно выделить переход к онлайн-образованию, активное использование технологий в обучении, персонализацию образовательного процесса, акцент на развитие навыков 21 века (критическое мышление, коммуникацию, сотрудничество), гибкость и адаптивность образовательных программ.
Какие тенденции развития современного образования в высшей школе можно выделить?
Одной из тенденций развития современного образования в высшей школе является переход к активным формам и методам обучения, таким как проектная деятельность, групповые проекты, практические занятия. Также важным является развитие компетенций, связанных с инновационной деятельностью и предпринимательством.
Какие занятия уже введены в Гарварде, Мичиганском и Калифорнийском университетах?
В Гарварде, Мичиганском и Калифорнийском университетах уже введены занятия, основанные на использовании социальных медиа, блогов и видеоблогов в обучении. Это позволяет студентам активно взаимодействовать, делиться знаниями и создавать собственный контент.
Какие особенности развития образования можно выделить в 21 веке?
В 21 веке можно выделить несколько особенностей развития образования. Во-первых, это стремительные технологические изменения и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Во-вторых, развитие глобализации, что требует от образования подготовки к межкультурной коммуникации и работе в международных проектах. В-третьих, появление новых форм и методов обучения, таких как онлайн-курсы и дистанционное образование. В-четвертых, акцентирование внимания на развитии навыков личностного роста, критического мышления и саморазвития.