Анализ угроз экономической безопасности Новосибирской области
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.08.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Сущность и факторы экономической безопасности региона 5
2.Оценка экономической безопасности Новосибирской области 11
3.Нормированные показатели экономической безопасности по сравнению с другими областями Сибирского Федерального округа 19
Заключение 30
Список литературы 33
Но по состоянию на 2015 год лишь в Республике Хакасия, Забайкальском крае и Новосибирской области значение интегрального индекса чуть меньше порогового.
Остальные регионы находятся в зоне стабильности (𝐼 > 1), хотя следует отметить, что основной вклад здесь вносит низкий по отношению к валовому продукту дефицит консолидированного регионального бюджета, что нивелирует вклад остальных индикаторов в интегральный индекс.
Обращает на себя внимание резкое падение Российского индекса в 2013 году, что, конечно, связано с осложнением в этот период мировой политической и экономической обстановки.
Но в целом можно говорить о безопасном состоянии финансовой сферы регионов СФО и России.
Рис. 3.7. Интегральные индексы финансовой сферы Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей
Следует отметить, что при расчете интегрального индекса ЭБР, включающего социальную, экономическую и финансовую сферы, возможно использование двух подходов.
Первый подход заключается в том, что интегральный индекс рассчитывается как среднее арифметическое нормированных индикаторов по всем трем сферам, т.е. 𝐼 = ∑ 𝑥̅ 𝑖 𝑛 𝑖=1 𝑛 , где 𝑛 = 28 – количество индикаторов во всех рассматриваемых трех сферах.
На рис. 3.8 представлен пример расчета интегрального индекса экономической безопасности Омской области с использованием данного подхода.
Рис. 3.8 Интегральный индекс экономической безопасности Новосибирской области до 2023 года
Заметим, что большинство регионов находятся в «опасной» зоне. При этом худшие показатели индекса экономической безопасности у Республики Тыва. «Оптимистичным», то есть прогнозирующим выход в безопасную зону и рост индекса экономической безопасности, прогноз является только для Республики Бурятия, Иркутской и Новосибирской областей.
Все остальные регионы остаются в кризисной зоне и по прогнозным величинам, в основном без ярко выраженных трендов, как на улучшение, так и на ухудшение ситуации. По результатам расчетов отметим, что даже краткосрочное снижение значения интегрального индекса не свидетельствует о дальнейшем падении индекса в прогнозе.
И напротив – если в текущий момент оценка экономической безопасности находится в безопасной зоне, по прогнозу может произойти переход через порог и выход в опасную зону.
Результаты свидетельствуют о высоком риске экономических угроз для всех регионов Сибирского федерального округа, и необходимости принятия управленческих мер по улучшению уровня экономической безопасности.
Также был произведен расчет интегрального индекса экономической безопасности Сибирского федерального округа, включая прогнозные значения, который приведен на рисунке 3.9.
Рис. 3.9. Интегральный индекс экономической безопасности Сибирского федерального округа
Из графика видно, что после 2013 года интегральный индекс находится ниже порогового значения и, хотя постепенно повышается, темп прироста очень небольшой и порогового значения не достигает даже в прогнозе до 2023 года.
Таким образом, проведенный анализ показал высокий уровень угроз по экономическим индикаторам как в целом по СФО, так и в Новосибирской области в частности.
Заключение
В данной работе рассматриваются вопросы оценки угроз экономической безопасности региона на примере Новосибирской области.
В частности было выяснено, что в России решение вопросов экономической безопасности необходимо для того, чтобы совершенствовать управление страной и обеспечивать единство страны путем снижения диспропорций в развитии регионов.
Экономическая безопасность является элементом национальной безопасности страны. Причем специфика Российской Федерации является то, что она в своем составе включает большое количество регионов, условия, функционирования экономик которых значительно дифференцированы. Поэтому необходимо рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности не только на общегосударственном уровне, но и на уровне отдельного региона. Федеральные органы власти способны защитить экономику России только от общих угроз, а защиту от угрозы внутренних, специфичных для конкретного региона обеспечивают региональные власти.
Оценка угроз экономической безопасности региона может происходить с помощью количественных и качественных критериев.
Обычно для качественной оценки угроз проводятся опросы, интервью, как населения региона, так и органов государственной власти регионов.
Для количественной оценки угроз экономической безопасности региона можно использовать критерии, которые должны характеризовать экономику региона в общеэкономическом и социальном аспекте.
Проведенный анализ показал высокий уровень угроз по экономическим индикаторам как в целом по СФО, так и в Новосибирской области в частности.
В регионе наблюдается рост промышленного производства в большей степени, чем в РФ и в целом по СФО. Однако строительство в Новосибирской области, включая строительство домов, осуществляется в меньшей степени, чем в РФ и СФО. Оборот розничной торговли превышает данные по РФ и СФО. Оказание платных услуг населению в Новосибирской области осуществляется практически так же, как и в целом по СФО и больше, чем в целом по РФ.
В основном в СФО значимость Новосибирской области высока по уровню платных услуг, обороту розничной торговли, а также по продукции сельского хозяйства. Таим образом, основными угрозами экономической безопасности в экономической сфере является низкий уровень строительства в целом и жилья в частности.
В финансовой сфере для Новосибирской области является актуальной является проблема высокого удельного веса убыточных предприятий, а также низкий уровень инвестиций в основной капитал.
Оценка интегральных индексов экономической и социальной безопасности показала, что Новосибирская область находится в зоне умеренного риска.
Прогноз показателей развития СФО в целом показал, что большинство регионов находятся в «опасной» зоне, однако прогнозы по Новосибирской области являются оптимистичными за счет того, что данный регион по уровню экономического и социального риска находится в умеренной зоне.
С целью повышения уровня экономического потенциала региона постановлением правительства Новосибирской области был утвержден комплекс мер по увеличению важнейших экономических показателей, решены вопросы, связанные с предоставлением инвесторам земельных участков, осуществляется опережающее развитие энергосистем, расширяется перечень налоговых льгот, к субъектам малого предпринимательства применяются имущественные льготы, постоянно увеличиваются объемы государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализованы мероприятия по продвижению имиджа Новосибирской области как инвестиционно-привлекательного региона.
Список литературы
vosibstat.gks.ru/ - официальный сайт государственной статистики по Новосибирской области
Бутов В. И. Основы региональной экономики : учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. – М. : Ростов-на-Дону : Март, 2014. – С. 323–334.
Глотова А.С., Медведева Ю.В. Основные показатели оценки качества и уровня жизни населения [Текст] / Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2014. – C. 95-97.
Дворядкина Е. Б. Расчет показателей экономической безопасности: лекция по национальной экономике. Екатеринбург, 2014.
Жукова В. В. Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие региона // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. № 1. – с.16.
Напойкина Е.А., Туфетолов А.М. Проблематика управления развитием региона с учетом угроз экономической безопасности //Горизонты экономики, 2017, с. 24-26.
Официальная статистика. Население. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Фартыгина Ю.В. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы, меры обеспечения //В книге: Конкурентоспособность территорий Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов : в 8 частях. 2016. С. 188-191.
Экономическая безопасность России. URL: http://www.grandars.ru/student/ nac-ekonomika/ekonomicheskaya-bezopasnost.html.
Жукова В. В. Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие региона // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. № 1. – с.16.
Фартыгина Ю.В. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы, меры обеспечения //В книге: Конкурентоспособность территорий Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов : в 8 частях. 2016. С. 188-191.
Дворядкина Е. Б. Расчет показателей экономической безопасности: лекция по национальной экономике. Екатеринбург, 2014.
Официальная статистика. Население. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main.
http://sibkray.ru/news/2/909830/
Официальная статистика. Население. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main.
Бутов В. И. Основы региональной экономики : учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. – М. : Ростов-на-Дону : Март, 2014. – С. 323–334.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
2
Объекты экономической безопасности региона
Доходы, расходы субъектов экономики региона, их экономический потенциал
Население региона
Территория региона в его границах
1. vosibstat.gks.ru/ - официальный сайт государственной статистики по Новосибирской области
2. Бутов В. И. Основы региональной экономики : учеб. пособие / В. И. Бутов, В. Г. Игнатов, Н. П. Кетова. – М. : Ростов-на-Дону : Март, 2014. – С. 323–334.
3. Глотова А.С., Медведева Ю.В. Основные показатели оценки качества и уровня жизни населения [Текст] / Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества. – 2014. – C. 95-97.
4. Дворядкина Е. Б. Расчет показателей экономической безопасности: лекция по национальной экономике. Екатеринбург, 2014.
5. Жукова В. В. Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие региона // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. № 1. – с.16.
6. Напойкина Е.А., Туфетолов А.М. Проблематика управления развитием региона с учетом угроз экономической безопасности //Горизонты экономики, 2017, с. 24-26.
7. Официальная статистика. Население. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat_main.
8. Теория и практика оценки экономической безопасности (на примере регионов Сибирского федерального округа) / под общ. ред. В.В. Карпова, А.А. Кораблевой. ‒ Новосибирск: издво ИЭОПП СО РАН, 2017. ‒ 146 с.
9. Фартыгина Ю.В. Экономическая безопасность региона: сущность, угрозы, меры обеспечения //В книге: Конкурентоспособность территорий Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов : в 8 частях. 2016. С. 188-191.
10. Экономическая безопасность России. URL: http://www.grandars.ru/student/ nac-ekonomika/ekonomicheskaya-bezopasnost.html.
Вопрос-ответ:
Какие факторы влияют на экономическую безопасность Новосибирской области?
Факторы, влияющие на экономическую безопасность Новосибирской области, включают: экономическую стабильность, уровень безработицы, инфляцию, инвестиции, развитие предпринимательства, инновационную активность, борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Как оценивается экономическая безопасность Новосибирской области?
Оценка экономической безопасности Новосибирской области осуществляется путем анализа таких показателей, как ВРП, уровень безработицы, инвестиции, внешнеэкономическая деятельность, развитие предпринимательства, наличие инновационных проектов, уровень социальной защищенности населения.
Какие регионы Сибирского Федерального округа имеют более высокие показатели экономической безопасности по сравнению с Новосибирской областью?
По сравнению с Новосибирской областью, более высокие показатели экономической безопасности имеют Республика Хакасия и Забайкальский край.
Каковы основные факторы, влияющие на уровень экономической безопасности регионов Сибирского Федерального округа?
Основными факторами, влияющими на уровень экономической безопасности регионов Сибирского Федерального округа, являются: промышленность, сельское хозяйство, инвестиции, уровень безработицы, развитие малого и среднего бизнеса, наличие ресурсов, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Какие показатели экономической безопасности Новосибирской области нормированы?
Нормированными показателями экономической безопасности Новосибирской области являются уровень безработицы, индекс промышленного производства, уровень инфляции, объем инвестиций в основной капитал, внешнеторговый оборот, уровень развития малого и среднего предпринимательства.
Какие угрозы существуют для экономической безопасности Новосибирской области?
В статье рассматриваются различные угрозы для экономической безопасности Новосибирской области, такие как неустойчивое развитие отдельных отраслей экономики, недостаточный уровень инновационного потенциала, высокая зависимость от внешних рынков и другие. Они могут негативно влиять на экономику региона и создавать угрозу его безопасности.
Какие факторы влияют на экономическую безопасность Новосибирской области?
Факторы, влияющие на экономическую безопасность Новосибирской области, включают в себя политическую стабильность, уровень развития инфраструктуры, доступность ресурсов, состояние финансовой системы, уровень безработицы и другие. В статье приведены подробные анализ и оценка этих факторов и их влияния на экономическую безопасность региона.
Как оценивается экономическая безопасность Новосибирской области?
Оценка экономической безопасности Новосибирской области проводится на основе различных показателей, таких как уровень экономического роста, инвестиционная активность, уровень безработицы, уровень жизни населения и других. В статье приведены результаты такой оценки и анализ их значимости для экономической безопасности региона.
Какие есть нормированные показатели экономической безопасности Новосибирской области по сравнению с другими областями Сибирского Федерального округа?
В статье приведены данные о нормированных показателях экономической безопасности Новосибирской области и их сравнение с другими областями Сибирского Федерального округа. Результаты показывают, что в некоторых областях значение интегрального индекса экономической безопасности меньше порогового. Таким образом, Новосибирская область имеет определенные проблемы в обеспечении своей экономической безопасности.
Какая сущность и факторы экономической безопасности Новосибирской области?
Сущность экономической безопасности Новосибирской области заключается в обеспечении стабильного развития региона, защите его экономических интересов и снижении рисков. Факторы, влияющие на экономическую безопасность региона, включают в себя политическую стабильность, наличие эффективных законодательных и правовых механизмов, развитую инфраструктуру, наличие конкурентоспособных предприятий и трудовых ресурсов, доступность финансовых ресурсов и др.
Как оценивается экономическая безопасность Новосибирской области?
Оценка экономической безопасности Новосибирской области проводится на основе различных показателей, таких как уровень безработицы, инвестиции, объем производства и потребления, уровень рисков и другие. Применяются методы сравнения с другими регионами Сибирского Федерального округа и установленных нормированных показателей. Результаты оценки позволяют оценить уровень экономической безопасности и принять необходимые меры для ее улучшения.