Развитие человека в онтогенезе
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 24.09.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Сущность и особенности онтогенеза 3
2. Основные этапы онтогенеза человека 6
Заключение 16
Литература 17
Например, установлены четкие различия во внутриутробном развитии генетически идентичных монозиготных (монохориальных) близнецов, имеющих разные площади бассейнов плацентарного кровообращения. В свою очередь, внешнее окружение организма зародыша, эмбриона и плода - это также его связь с действием факторов внешней среды, таких, как условия и образ жизни родителей, характер их питания, этнические особенности и т.д.Внеутробный период развития организма (постнатальный период).Периоды постнатального онтогенезаПоследовательно рассмотрим преемственное (хотя и несколько условное) становление конкретных функций и навыков организма в его взаимодействии с факторами среды.Среди периодов постнатального онтогенеза выделяют следующие:• Первые 2 ч жизни. В это время организм ребенка начинает освобождаться от биологически активных веществ, осуществлявших регуляцию жизнеобеспечения плода во время родов (так называемый материнский коктейль). Действия факторов (сигналов) окружающей среды приводит к «обнулению» дородовой программы. В их числе: гравитация, световые, звуковые, тактильные раздражители, а также сигналы, поступающие от легких, сердца, сосудов и желудочно-кишечного тракта.• 2-12 ч жизни. Период, когда наблюдается «феномен прощания с внутриутробными способностями» (удерживать голову, прослеживать глазами, копировать движения матери, врача) или так называемый имитационный период.• Первая неделя жизни. Это время первичной настройки жизненно важных функций ребенка, проявляющихся в новых условиях окружающей среды: начало и стабилизация работы органов дыхания, кровообращения и пищеварения, включая функции активного сосания, жевания, глотания и переваривания пищи.Одновременно у ребенка утрачиваются врожденные автоматизмы сосания и шаговый.• 2-12 нед жизни. Это первый период обучения ребенка после рождения, характеризующийся относительной стабилизацией жизненно важных функций и адаптацией к условиям окружающей среды. В это время увеличивается масса мозгового вещества, в нем происходит интенсивное аксоно-дендритное ветвление и формируются новые синаптические связи между нейронами. Ребенок учится видеть, слышать, следить и следовать глазами за увиденным и услышанным.• 3-18 мес жизни. Это период первичного развития воспринимающей (сенсорной) системы или стадия развития двигательных навыков, необходимых для активных контактов ребенка с окружающей средой. Это время поиска глазами матери или поиска игрушки; кисть руки уже схватывает, рука тянется в рот. Начиная с 5-6 мес жизни, ребенок сидит, гулит, издает звуки, отражающие его эмоции, берет предмет и рассматривает его, различает людей, любимые и нелюбимые игрушки. В это время последовательно осваиваются: активное видение и слух, держание головы, ползание, сидение, стояние, хождение, понимание обращенной речи, сознательное произношение отдельных слов; развивается и дифференцируется шаговый автоматизм в виде высвобождения движений рук и ног от положения головы, движений ног от положения рук.• 1,5-3 года жизни. Это время приобретения первого персонального опыта. Для него характерны: осознанная фразовая речь, формирование межполушарной асимметрии мозга и возникновение доминантного полушария. Развивается импрессивная и экспрессивная речь. Появляется социальное общение и формируются коммуникативные функции. Ребенок различает и дифференцирует реальные предметы и события от их символов. Одновременно у ребенка угасает активность сосательного автоматизма, возникают первые впечатления (память о них нередко сохраняется на всю жизнь), дифференцируется представление о собственном «Я», начинается ограничение себя от окружающих людей, определяется профиль будущих отношений с родителями, «чужими» взрослыми, сверстниками и животными. В мозге завершается формирование двигательных и анализаторных центров, отбираются наиболее эффективные межнейрональные контакты.• 3-6 лет жизни, или период дошкольного возраста . Характерны более четкие движения. Создаются индивидуальный двигательный облик, позы, мимика, жесты. Совершенствуется работа анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожной чувствительности). Формируются личный опыт восприятия, индивидуальная оценка окружающего, а также отдельные черты характера. Улучшается крупная моторика ног, ребенок учится подпрыгивать сначала на двух, а затем поочередно на левой и правой ноге. В конце этого периода основные системы и центры мозга ребенка готовы к началу школьного обучения и интенсивному пополнению запаса знаний и навыков. Развивается мелкая моторика кисти, окончательно разобщается шаговый автоматизм; функции рук освобождаются от влияния ног. Создаются условия для овладения навыками письма.• После 6-7 и до 16-18 лет жизни, или период школьного возраста. Это время усвоения программных знаний, определения навыков абстрактного мышления, формирования собственного образа мыслей. Ребенок становится членом коллектива, учится согласовывать личные и общественные интересы. Определяются духовные качества личности. В рамках школьного возраста после 11-13 лет жизни выделен подростковый (пубертатный) период или период полового созревания. В это время изменяется внешний облик ребенка, происходят серьезные перестройки обмена веществ, эмоционального фона и поведения.• После 16-18 и до 55-60 лет жизни, или период взрослого (зрелого) возраста. Характерны активная физическая, интеллектуальная, духовная, культурная, социальная и половая жизнь;• После 55-60 лет жизни, или период пожилого возраста. Характерно постепенное угасание активности всех жизненных функций (процессов). Иногда возможен феномен диссолюции, кратковременно проявляющийся в признаках функциональной активности организма (см. ниже).Таким образом, периоды постнатального онтогенеза характеризуются разной продолжительностью, быстро меняющейся в первые часы, дни, недели и месяцы жизни. Затем продолжительность периодов увеличивается до 1,5-3 и даже 10 лет жизни и, наконец, основной период жизни взрослого организма длится 40-50 лет, после чего наступает завершающий период, продолжительность которого редко превышает 10-15 лет.Исключением являются долгожители, иногда достигающие возраста 110 лет.ЗаключениеЛитератураБандажевский Ю.И. Иммунная регуляция онтогенеза. - Гомель. - 2014.-124сЗенгер А.В. Принципы структурной организации нуклеиновых кислот. М., Мир, 2013-130сМолекулярная биология. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот (под ред. акад. Спирина А.С.). М., Высшая школа, 2010-100сЭллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М., Академкнига, 2014-39с
1. Бандажевский Ю.И. Иммунная регуляция онтогенеза. - Гомель. - 2014.-124с
2. Зенгер А.В. Принципы структурной организации нуклеиновых кислот. М., Мир, 2013-130с
3. Молекулярная биология. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот (под ред. акад. Спирина А.С.). М., Высшая школа, 2010-100с
4. Эллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М., Академкнига, 2014-39с
Вопрос-ответ:
Что такое онтогенез?
Онтогенез - это процесс развития организма от момента зачатия до полной зрелости. В этот период происходят множество изменений и трансформаций, включая физическое и психологическое развитие.
Какие основные этапы онтогенеза проходит человек?
Онтогенез человека состоит из следующих основных этапов: зачатие, эмбриональное развитие, плодовое развитие, новорожденность, детство, подростковый период, зрелость и старость.
Как внешнее окружение влияет на онтогенез человека?
Внешнее окружение, такое как условия жизни и образ общества, может оказывать значительное влияние на онтогенез человека. Например, питание, испытываемое стрессом и доступ к образованию могут сильно повлиять на физическое и психологическое развитие.
В чем особенности онтогенеза монозиготных монохориальных близнецов?
Монозиготные монохориальные близнецы, имея одинаковый генетический материал, все же могут развиваться по-разному во внутриутробном периоде. Это обусловлено разными площадями бассейнов плацентарного кровообращения, которые могут влиять на количество и качество питательных веществ, поступающих к каждому плоду.
Какие факторы внешней среды могут влиять на онтогенез человека?
Ряд факторов внешней среды может оказывать влияние на онтогенез человека, такие как питание, условия жизни, физическая активность, стресс, образование и доступ к здравоохранению. Все эти факторы могут влиять как на физическое, так и на психологическое развитие.
Что такое онтогенез?
Онтогенез - это процесс развития организма от зародыша до взрослого состояния. В течение онтогенеза происходят различные этапы и изменения, включая формирование органов и систем, рост и созревание.
Какие этапы проходит человек в процессе онтогенеза?
Онтогенез человека состоит из нескольких основных этапов. Первый этап - это внутриутробное развитие, которое включает зачатие, эмбриональный и фетальный периоды. После рождения человек проходит детство, подростковый период, зрелость и старение.
Какое влияние оказывает окружающая среда на развитие организма в онтогенезе?
Окружающая среда имеет значительное влияние на развитие организма в онтогенезе. Факторы внешней среды, такие как питание, условия жизни, здоровье родителей и другие, могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие органов и систем во время онтогенеза.
Какие исследования позволяют изучать онтогенез организма?
Для изучения онтогенеза организма проводятся различные исследования, включая генетические, эмбриологические и медицинские. Например, исследования на однояйцевых близнецах позволяют выявить различия в развитии организма при одинаковой генетической основе.
Какова роль онтогенеза в формировании человека?
Онтогенез играет важную роль в формировании человека. В процессе онтогенеза происходит развитие всех органов и систем организма, формирование индивидуальных черт и способностей. Онтогенез также определяет физические и психологические характеристики человека, его возможности и потенциал.
Какие сущность и особенности онтогенеза?
Онтогенез - это процесс развития организма от зародыша до взрослого вида. Онтогенез включает в себя различные этапы: органогенез, эмбриональное и фетальное развитие. Особенности онтогенеза заключаются в том, что в каждом этапе происходят определенные изменения организма, формируются органы и системы, а также развиваются способности и навыки, необходимые для выживания и адаптации во внешней среде.
Какие основные этапы онтогенеза человека?
Онтогенез человека можно разделить на несколько основных этапов. Вначале идет эмбриональный период, который начинается с оплодотворения и заканчивается через 8 недель после зачатия. Затем начинается фетальный период, который продолжается до рождения. На этом этапе происходит активное развитие органов и систем организма. После рождения начинается послеродовой период, в течение которого ребенок адаптируется к внешней среде и продолжает свой физический и психический рост и развитие.