Трудовое воспитание дошкольников в семье

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 18.11.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Психолого-педагогические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста 5
2.Содержание работы по видам труда детей дошкольного возраста 12
3.Трудовое воспитание дошкольников в семье 18
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Эта склонность не может развиваться, если ребенок не привык делать необходимую и полезную работу с детства.3.Радость победы и удовлетворения от работы не приходят сами по себе. Начало трудового урока всегда является сложным, потому что ребенок испытывает робость, нерешительность, страх.Чтобы преодолеть нерешительность ребенка в труде, родители должны показать, как осуществляется та или иная трудовая операция. Когда умение сформировано, у взрослых остаётся только ненавязчивый контроль над качеством выполненной работы и одобрение усердия в работе.4.Необходимо организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он рассматривал свои служебные задания как необходимость, как долг перед своей семьей. Эта позиция родителей укрепляет веру ребенка в его силу, учит его работать добросовестно.Возможно дать следующие постоянные трудовые поручения детям:-проявлять уход за домашними животными и растениями;-вытирать пыль на подоконниках и мебели; -помогать накрыть на стол и убирать со стола;-отвечать за книжную полку или книжный шкаф и держать их в порядке; -производить уборку комнаты;-помогать в уборке и мытье посуды; -следите за своим игровым местом.Выполняя задания в повседневной жизни, ребенок учится заботиться о членах своей семьи, учиться действенной любви и дружбе.5.Труд следует сменять отдыхом, так как любой труд вызывает усталость.6.А. К. Макаренко сформулировал тезис о том, что воспитание детей должно быть в коллективе,для коллектива и через коллективВ семье есть также условия для коллективного труда ребенка:-уборка квартиры;-совместная подготовка праздничного стола;-работа на земельном участке.[5]Коллективный труд создает благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд позволяет ребенку выдержать удовлетворение от взаимной помощи и партнерства в работе.Например, в некоторых семьях уборка квартиры организована следующим образом: вся квартира превращается в военный корабль. Папа - капитан, мать - повар, Наташа - юнга, Саша - боцман. Дети одновременно работают с интересом и трудолюбием.Организация коллективного труда взрослых и детей требует от взрослых умения дать ребенку трудовое задание в соответствии с его возрастными возможностями, по его силам. Непосильный труд не может способствовать воспитанию трудолюбия у ребенка, также каки легкий труд, которая не требует физических и умственных усилий.Родители часто считают, что детям дошкольного возраста нельзя получать трудовые задания, потому что они все еще малы и не знают, как это сделать.Тем не менее, дети дошкольного возраста уже знают, как много делать и успешно справляются с серьезными заданиями.Так, например, шестилетняя девочка помогает маме убираться в квартире, покупает хлеб, забирает почту, с удовольствием присматривает за своей младшей сестрой. У девочки сформировалось сознание, что каждый здоровый человек должен трудиться, ее поведение показывает, что она трудиться с интересом, что труд ей не в тягость.В воспитании усердия у детей самообслуживание играет важную роль, как первоначальную форму трудовой деятельности, результаты которой направлены на самого себя и на других. В школе раннего развития, в процессе самопомощи, дети наводят порядок в кабинете, поливают комнатные растения.[7]Это формирует сознание того, что их труд необходим другим, помогает ощущать красоту и полезность общественно полезной работы, развивает желание работать лучше.Если дети приучены дома обслуживать себя, помогать членам семьи, то и в школе раннего развития им будет легче включиться в труд по самообслуживанию. Наблюдения за состоянием самообслуживания детей показывают, что значительная их часть (около 60%) не владеют необходимыми навыками: небрежно обращаются с одеждой, обувью, не замечают и не стремятся устранять беспорядок в окружающей обстановке. Чтобы более эффективно развивать навыки самообслуживания, родители должны прибегать к таким методам воспитания, как объяснение, личный пример (он оказывает большое влияние на дошкольников), примеры из художественной литературы.Примером взрослых является большое значение в трудовом воспитании детей. Пример работает гораздо сильнее, чем предложение, нотация, вера, но, к сожалению, взрослые не всегда показывают хороший пример.В семьях часто можно наблюдать картину, когда папа сидит в кресле перед телевизором или газетой, а мама возвращается с работы, готовит обед на кухне, любая просьба к мужу воспринимается как посягательство на мужественность.В результате ребенок начинает копировать поведение своего отца. В семьях, где нет разделения труда на мужское и женское, где дети видят совместную работу отца и матери, где царит атмосфера взаимной помощи, они сами постепенно втягиваются в домашнюю работу.В воспитании трудолюбия тон, требующий выполнения трудовых обязанностей детьми, также имеет большое значение. Наиболее эффективным способом является просьба, обращение к детям в форме рекомендаций.Конфликты в семье из-за неправильного тона, развивающегося в отношениях с детьми, усугубляются отсутствием понимания психологии ребенка, его индивидуальных особенностей.Например, в некоторых семьях случаются случаи, когда во время игры ребенка мать приказывает: «Срочно убери вещи в шкаф!». Эта форма трудового задания вызывает возражение и протест ребенка. Результат был бы другим, если бы мать обратилась к ребенку с просьбой выполнить ее задание и даже извинилась бы за то, что с этой просьбой она к нему, когда он занят этим делом. Просьба является показателем уважения к личности ребенка, и она выполняется с большей охотой.Таким образом, семья играет существенную роль в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, она несет серьезную ответственность за свою психологическую и практическую подготовку к трудовой жизни.Несмотря на научно-технический прогресс, у семьи есть все возможности приучить дошкольников к труду, культивировать их усердие и обучать их основным трудовым навыкам.[9]ЗаключениеДошкольный возраст является сенситивнымпериодом для формирования нравственных и волевых качеств личности и наиболее благоприятным периодом для формирования основ самостоятельности. Именно в данный период происходит интенсивное развитие личности, формирование первоначальных основ знаний и навыков, формирование различных видов деятельности.Роль семьи в подготовке ребенка к труду, который является целью и содержанием нашей жизни, была и в обозримом будущем останется очень важной. Семья закладывает основы трудолюбия, формирует активное позитивное отношение к труду как важнейшую духовную ценность и личные потребности. Трудовое воспитание является одним из важнейших аспектов нравственного воспитания.Согласно общепринятому мнению в историко-педагогической науке, основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский касаемо идее трудового воспитания, как элемента духовно-нравственного воспитания личности, был одним из первых в российской науке, который инициировал идею трудовой школы. К.Д. Ушинский считал, что трудовое воспитание, если оно желает счастья человеку, оно не должно воспитываться его не для счастья, а готовить к труду жизни».Трудовое воспитание является одним из важнейших аспектов воспитания детей. Трудовое воспитание в рамках дошкольного образовательного учреждения предполагает ознакомление детей с работой взрослых, предполагает участие дошкольников в их работе.В процессе знакомства детей с трудом взрослых дети формируют позитивное отношение к работе, бережное отношение к продуктам труда, а также проявляют сильное желание помочь взрослым.Трудовая деятельность дошкольника помогает повысить общий уровень развития дошкольников, расширить круг их интересов, сформировать и развить простейшие формы сотрудничества и способствовать развитию чувства долга.В процессе трудовой деятельности активируются физические и умственные способности дошкольников. Трудовое воспитание в семье следует рассматривать как процесс, вовлечение дошкольников в различные виды деятельности, общественно полезную работу. Основной целью таких мероприятий является передача им необходимого минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, а также формирование творческого практического мышления.Список литературы1.Ахияров К.Ш. Антон Семенович Макаренко о трудовом воспитании (к 115-й годовщине со дня рождения) // Образование и наука. 2008. № 1 (19). - С. 172-175. 2.Белоусова Ю., Голунова М.И. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 3. № 19. - С. 50-55. 3.Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание / П.П. Блонский – М.: Книгоиздательство «Практические знания», 1916. – C. 129. 4.Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // П.П. Блонский. Избр. пед. и психол. сочинения в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. (Пед. б-ка). – С. 39–85. 5.Блонский П.П. Трудовая школа / П.П. Блонский // П.П. Блонский. Избр. пед. и психол. сочинения в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. - С. 86–180. 6.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995. 7.Буторина Т.С. Педагогические идеи М.В. Ломоносова // М.В. Ломоносов. О воспитании и образовании. – М., 1991. – C. 23. 8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., МГУ, 2008. – 64 с. 9.Дворкина Н.И. Родительский ресурс в воспитании ребенка дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4. - С. 21-26. 10.Доронова Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей // Мир психологии. 2011. № 1. - С. 161-168. 11.Егоров С.Ф. Предисловие // Ломоносов. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – C. 12. 12.Егорова В.М. Содержание подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к поликультурному воспитанию детей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. Т. 2. № 3. - С. 96-101.

Список литературы

1.Ахияров К.Ш. Антон Семенович Макаренко о трудовом воспитании (к 115-й годовщине со дня рождения) // Образование и наука. 2008. № 1 (19). - С. 172-175.
2.Белоусова Ю., Голунова М.И. Информационные технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста // Образование и саморазвитие. 2010. Т. 3. № 19. - С. 50-55.
3.Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание / П.П. Блонский – М.: Книгоиздательство «Практические знания», 1916. – C. 129.
4.Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы / П.П. Блонский // П.П. Блонский. Избр. пед. и психол. сочинения в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. (Пед. б-ка). – С. 39–85.
5.Блонский П.П. Трудовая школа / П.П. Блонский // П.П. Блонский. Избр. пед. и психол. сочинения в 2-х т. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. - С. 86–180.
6.Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: АСТ, 1995.
7.Буторина Т.С. Педагогические идеи М.В. Ломоносова // М.В. Ломоносов. О воспитании и образовании. – М., 1991. – C. 23.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., МГУ, 2008. – 64 с.
9.Дворкина Н.И. Родительский ресурс в воспитании ребенка дошкольного возраста // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2012. № 4. - С. 21-26.
10.Доронова Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей // Мир психологии. 2011. № 1. - С. 161-168.
11.Егоров С.Ф. Предисловие // Ломоносов. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – C. 12.
12.Егорова В.М. Содержание подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений к поликультурному воспитанию детей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. Т. 2. № 3. - С. 96-101.

Вопрос-ответ:

Какие основы лежат в основе трудового воспитания детей дошкольного возраста?

Основы трудового воспитания детей дошкольного возраста основаны на психолого-педагогических принципах, включающих развитие самостоятельности, ответственности, усидчивости, трудолюбия, сотрудничества и других навыков, необходимых для успешной адаптации и жизни в обществе.

Какие виды работы изучаются в рамках трудового воспитания детей дошкольного возраста?

В рамках трудового воспитания детей дошкольного возраста изучаются различные виды работы, такие как игровая, трудовая, физическая, промыслово-творческая, хозяйственная и другие. Целью такого изучения является развитие у детей навыков и умений, необходимых для выполнения различных видов работы.

Какое значение имеет трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье?

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье имеет большое значение, так как оно позволяет развивать у ребенка необходимые навыки и умения, а также формировать позитивное отношение к труду. Семья играет ключевую роль в формировании трудовых ценностей и представлений у ребенка, а также в стимулировании его интереса к работе и достижению результатов.

Почему начало трудового урока всегда сложно?

Начало трудового урока всегда сложно, потому что в первые минуты дети могут испытывать неуверенность и сомнения в своих способностях. Однако, с развитием уверенности и опыта, дети начинают получать радость от работы и удовлетворение от своих достижений.

Какая польза от трудового воспитания в детском возрасте?

Трудовое воспитание в детском возрасте имеет множество пользы. Оно помогает развить у детей самостоятельность, ответственность, усидчивость, трудолюбие и другие полезные навыки. Также, оно способствует формированию у ребенка позитивного отношения к труду, помогает развить его творческий потенциал и повышает его уровень самооценки.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе трудового воспитания детей дошкольного возраста?

Психолого-педагогические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста включают в себя развитие трудолюбия, самостоятельности, ответственности, творческого мышления и способностей. Ответственная и структурированная организация трудовых занятий, подбор заданий и игр с учетом возрастных особенностей, поощрение и похвала – все это важные элементы воспитания трудовых навыков и качеств.

Какие виды работ рекомендуется предлагать детям дошкольного возраста?

Для детей дошкольного возраста рекомендуется предлагать разнообразные виды работ, которые будут соответствовать их возрастным и психофизиологическим особенностям. Например, это могут быть игры с элементами искусства (рисование, лепка), игры-загадки (сортировка предметов по цветам, формам), занятия по развитию мелкой моторики (нанизывание бусин, складывание пазлов) и другие виды деятельности, которые помогут развивать навыки и способности ребенка.

Какое роль трудового воспитания играет в семье?

Трудовое воспитание играет важную роль в семье. Ребенок учится исходить из потребностей других членов семьи, помогать им, брать на себя ответственность за выполнение определенных задач. С учетом развития себя и своих возможностей, ребенок должен постепенно осознавать значение труда, уважение к нему и к самому себе в качестве труженика. Родители должны создавать условия для активного участия ребенка в бытовых делах, прививать ему любовь к труду и содействовать развитию его трудовых навыков и качеств.