Безопасность жизнедеятельности на уроках технологии
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 06.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Основные причины травматизма на уроках трудового обучения 4
2 Безопасность жизнедеятельности на уроках технологии 5
2.1 Общие правила техники безопасности на уроках труда 5
2.2 Требования безопасности перед началом занятий 10
2.3 Требования безопасности в время занятий 10
2.4 Требования безопасности в аварийных ситуациях 12
2.5 Требования безопасности по окончании занятий 12
3 Условия обеспечения безопасности на уроках технологии 14
4 Обязанности учителя технологии 18
Заключение 20
Список литературы 21
Для этой цели на уроках можно использовать следующие приёмы [5].1.Правила безопасной работы в стихах.Вот некоторые “Правила техники безопасности” в стихах. * * * Не подходи к станку без разрешенья. Нельзя станок ни трогать, ни включать. Учитель даст команду на включенье, Тогда на кнопку можешь нажимать! * * * Посторонние предметы В мастерской держать нельзя, Или ты об них споткнешься, Или же - твои друзья. * * * Напильник – шпага? Это несерьезно! Им фехтовать как Д’Артаньян нельзя. Осколок острый отлетит в глаза, Тогда смеяться “мушкетеру” будет поздно! * * * Пыль, опилки не сдувай – Щетку-сметку применяй. Помни – пыль сдувать нельзя, Дунешь – попадет в глаза! * * * И ножовки, и стамески – очень острые “железки” Как попало не хватай, Осторожность соблюдай! * * * Если пальцем будем проверять Качество поверхности детали, То на всех зеленки и бинтов Из аптечки хватит нам едва ли. * * * Поосторожней будь с доской, Не гладь ее своей рукой – Так глубоко войдет заноза, Что не достанешь без наркоза.2. Можно использовать приём "покажи, как правильно".К примеру, можно дать обучающемуся рубанок и сказать: "Положи рубанок на верстак". А затем добиться того, чтобы обучающийся положил его правильно, то есть на бок лезвием от себя. Подобным образом можно поступать и с другими инструментами. При использовании данного приёма можно заметить, что если ученик ошибается, то в дальнейшем он старается не допускать подобных ошибок, а значит, запоминает правила обращения с инструментом, что немаловажно для сохранения здоровья обучающегося при работе с ним.3. Можно вспоминать известные пословицы и поговорки [6].К примеру, "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Терпенье и труд всё перетрут", "Корень учения горек, а плод его сладок", "В деле не сила нужна, а уменье","Не игла шьёт, а руки","Откладывай безделье, но не откладывай дело", "Была бы охота, заладиться любая работа","Кончил дело – гуляй смело", "Сумел ошибиться, сумей и исправиться", "Учить – ум точить", "Труд всегда даёт, а лень только берёт","Не хвались языком, а хвались делом", "Наука учит только умного".5.Соблюдение технологических этапов при проектировании и изготовлении изделий.При изготовлении различных изделий на уроках технического труда необходимо знать технологию их изготовления и соблюдать все необходимые технологические этапы. Незнание последних может привести либо к браку заготовки, либо к травме обучающегося.Поэтой причине важно, чтобы каждый обучающийся научился безошибочно следовать этой последовательности при изготовлении изделий. А для этого необходимо следующее:многократно повторять все технологические этапы;учиться у своих товарищей;обязательно спрашивать совета у учителя, если возникают какие-то сложности:не идти вперёд, если не помнишь, что дальше.Безусловно, выполнение технологических этапов обучающимися нельзя оставлять без учительского контроля, даже если ученик способный. Наблюдать за происходящим можно ненавязчиво со стороны. Это придаст уверенности обучающемуся, но и, в то же время, обезопасит его от возможных негативных последствий, а также сохранит его здоровье.Таким образом, сохранить и укрепить здоровье обучающихся на уроках технического труда можно только при неукоснительном соблюдении правил безопасной работы. Только при этих условиях обучающийся получает позитивные эмоции и радость от результатов своего труда.4 Обязанности учителя технологииУроки технологии сопряжены с повышенным риском травмированияшкольников, особенно если речь идет о работе с дерево- иметаллообрабатывающими инструментами. Именно поэтому учителю крайневажно держать на постоянном контроле поведение своих учеников, недопускать такого поведения учащихся, которое может привести к рискуполучения травмы. В свою очередь в немалой степени обеспечениебезопасности на уроках технологии зависит от соблюдения самим учителемсвоих должностных обязанностей и инструкций по охране труда.Учитель технологии обязан:соблюдать режима труда и отдыха учащихся;передполучением учащимися заданий нужно проводить вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;не допускать к работе учеников без защитной одежды (головной убор, хлопчатобумажный халат);проветривать помещение учебных мастерских;показывать правила безопасного обращения с рабочимиинструментами и систематически контролировать выполнениеучениками этих правил;систематически контролировать выполнение инструкций по технике безопасности учащимися;проводить соответствующий выполнению технологических операцийинструктаж по технике безопасности;не допускать нахождение учащихся в мастерских без учителя;не допускать учащихся к самостоятельному включению электрооборудования и станков;содержать ручной инструмент и рабочие места учащихся в исправномсостоянии;проверять исправность электроосвещения и станков, наличиезащитных устройств и заземления;материал, используемый на уроках труда, должен соответствоватьнормативам и правилам безопасности. Он должен быть чистым,гипоаллергенным и не вызывающим повреждение или раздражениекожи ребенка, а также должен содержать минимальное количествовредных химических соединений. Запрещено применять лакокрасочные покрытия, содержащие мышьяк или свинец, и подобные имяды.Техника безопасности поможет в значительной мере минимизироватьвероятность травм на уроках технологии. Но в первую очередь безопасностьзависит от сознательности каждого отдельно взятого ученика. Задача учителядонести школьникам важность соблюдения правил техники безопасности иконтролировать их неукоснительное соблюдение.ЗаключениеНа уроках трудового обучения детям приходится иметь дело с режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с ранениями и порезами. Травмы возможны не только при прокалывании и резке материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций, к примеру, при выпиливании, варке клея и др.Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с приспособлениями и инструментами является обязательным условием как для учителя, так и для учащихся. С первых занятий необходимо знакомить учащихся с правилами техники безопасности и требовать неукоснительного их выполнения.В современное время безопасное поведение становится одним из главнейших факторов обеспечения личной безопасности каждого индивидуума и социума в целом. Формирование способов безопасного поведения является непрерывным и длительным процессом, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Огромное значение в этом процессе отводится особому периоду - обучение в школе, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование фундамента основ здорового образа жизни и становление человека как личности. Поэтому на общеобразовательную школу возлагается большая ответственность не только за процесс обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, и как результат - формирование целостной личности с активным творческим отношением к миру.Библиографический список1. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Ляуданскас Т.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3.2. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс]: электронная версия учебного пособия. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 256 с. - Режим доступа : http://www.knigafund.ru.3. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.4. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с.5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.6. Дик, Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.7. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов пед.вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 304 с.8. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для вузов/Л.А. Михайлов. Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др, под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Академия, 2010. – 285 с.
1. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Ляуданскас Т.П. Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-3.
2. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс]: электронная версия учебного пособия. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 256 с. - Режим доступа : http://www.knigafund.ru.
3. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
4. Безопасность жизнедеятельности / сост. И. Н. Кузнецов. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. – 463 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / Э. А. Арустамов, А. Е. Волощенко, Г. В. Гуськов и др.; под ред. Э. А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К', 2003. – 493 с.
6. Дик, Н. Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 344 с.
7. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебное пособие для студентов пед.вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 304 с.
8. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для вузов/Л.А. Михайлов. Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др, под ред. Л.А. Михайлова. – М.: Академия, 2010. – 285 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные причины травматизма могут возникать на уроках трудового обучения?
Основными причинами травматизма на уроках трудового обучения могут быть неправильное использование инструментов, несоблюдение правил безопасности, недостаточная подготовка учащихся и небрежность.
Какие общие правила техники безопасности должны соблюдаться на уроках труда?
Общие правила техники безопасности на уроках труда включают следующие меры: знание и правильное использование инструментов, обязательное наличие индивидуальной защитной экипировки, соблюдение правил пожарной безопасности и охраны труда, надлежащая эксплуатация оборудования.
Какие требования безопасности необходимо соблюдать перед началом занятий на уроках технологии?
Перед началом занятий на уроках технологии необходимо проверить исправность инструментов и оборудования, убедиться в наличии необходимой защитной экипировки, ознакомиться с правилами безопасности и инструкциями по использованию материалов.
Какие требования безопасности необходимо соблюдать во время занятий на уроках технологии?
Во время занятий на уроках технологии необходимо соблюдать следующие требования безопасности: правильная поза и положение тела при работе, аккуратное обращение с инструментами, надлежащая защита от шума, пыли и других вредных факторов.
Какие требования безопасности необходимо соблюдать в аварийных ситуациях на уроках технологии?
В случае аварийных ситуаций на уроках технологии необходимо немедленно прекратить работу, вызвать помощь, убрать все препятствия и спасаться из здания или помещения в соответствии с установленными правилами эвакуации.
Какие основные причины травматизма на уроках трудового обучения?
Основные причины травматизма на уроках трудового обучения могут быть связаны с неправильным использованием инструментов и оборудования, недостаточным знанием правил безопасности, неправильной организацией рабочего пространства и неправильными действиями учеников.
Какие общие правила техники безопасности существуют на уроках труда?
На уроках труда существуют общие правила техники безопасности, такие как правильное использование инструментов и оборудования, ношение защитной одежды, правильная организация рабочего пространства, соблюдение правил электробезопасности и т.д.
Какие требования безопасности существуют перед началом занятий на уроках технологии?
Перед началом занятий на уроках технологии необходимо проверить исправность инструментов и оборудования, провести инструктаж по правилам безопасности, убедиться в наличии и правильном использовании средств индивидуальной защиты, а также проверить правильную организацию рабочего пространства.
Какие требования безопасности существуют во время занятий на уроках технологии?
Во время занятий на уроках технологии необходимо соблюдать правила использования инструментов и оборудования, носить защитную одежду, следить за правильной организацией рабочего пространства, не допускать небрежного обращения с инструментами, а также соблюдать правила электробезопасности.
Какие требования безопасности существуют в аварийных ситуациях на уроках технологии?
В аварийных ситуациях на уроках технологии необходимо срочно принять меры по предотвращению дальнейших травм, вызвать медицинскую помощь, остановить работу, эвакуировать учащихся в безопасное место, а также сообщить об инциденте администрации школы и родителям.
Какие основные причины травматизма на уроках трудового обучения?
Основными причинами травматизма на уроках трудового обучения могут быть неправильное использование инструментов, недостаточные навыки работы с опасными предметами, небрежное отношение к правилам безопасности, недостаточная контроль учителем за выполнением заданий.