СВОЕОБРАЗИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРА НАТЮРМОРТА В МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 14.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ 6
1.1. История возникновения натюрморта 6
1.2. Особенности своеобразия натюрморта в разные эпохи 8
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА В ЖИВОПИСИ XX ВЕКА 12
2.1. Особенности итальянской живописи XX века 12
2.2. Зарождение и предпосылки метафизической живописи 19
2.3. Художники-метафизики и формирование группы 22
2.4. Особенности жанра натюрморта на примерах некоторых произведений метафизической живописи 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Список иллюстраций 36
Иллюстрации 37
На первом плане располагается композиция из предметов: гипсовый слепок головы, точнее маска, красная резиновая перчатка и зеленый шар. Безусловно, это довольно странное сочетание предметов, но в этом и есть особенность метафизических натюрмортов. Помимо их особенного расположения в пространстве, создающего необходимый меланхоличный, с ощущением тревоги и пустоты эффект, это необычное сочетание предметов. Для живописиДеКирико данный прием очень характерен.Второй разновидностью натюрмортовДе Кирико можно назвать изображения интерьеров, обильно заполненных предметами. Примером служит «Метафизический интерьер с головой философа» 1926 года (илл. 4). Перед зрителем возникает хаос из различных объектов, включающих колонны ионического ордера, рисунок греческого храм, непонятные деревянные предметы и другие картины, больше напоминающие арт-объекты. На первом плане – гипсовая голова, фон – интерьер комнаты.Важно отметить, что произведение написано уже в годы расцвета сюрреализма. От метафизической живописиДе Кирико отошел уж в 1920 году. Однако здесь наблюдается сочетание мотивов метафизики, сюрреалистического абсурда и древнегреческой тематики. Изменилась и техника. Метафизическая живописьДе Кирико всегда была графичной. Это проявлялось в строгом геометризме, построении предметов, теней, однородности цвета, иногда темной обводке контуров. В «Метафизическом интерьере с головой философа» мы наблюдаем более свободный мазок кисти, даже небрежный. Тонирование предметов стало более живописным и добавился прием мелкой графической штриховки, как при академическом рисунке карандашом. Это последствия обращенияДе Кирико в 1920-е годы к классической живописи и рисунку. Крайне интересно по композиционному строю и содержанию полотно, написанное в 1958 году, «Метафизический треугольник (с перчаткой)» (илл. 5). Композиция напоминает и первые произведения художника в новом направлении, и сюрреалистические полотна Магритта. Удивительный синтез художественных тенденций наблюдается в данном произведении, если рассматривать и анализировать каждую деталь. Де Кирико всегда достаточно свободно выбирал мотив и стиль для своего произведения. Он не гнался за модой (в свое время был исключен Андре Бретоном из круга сюрреалистов). Поэтому на протяжении всего творческого пути мы видим в его произведениях излюбленные предметы и приемы. Например, в «метафизическом интерьере с профилем статуи» 1968 года особое место художник отводит античному образу, выделяя его из насыщенной композиции фантазийных, но не абстрактных, а фигуративных геометрических элементов с помощью приема использования оконного проема. Этот элемент характерен для создания тайного в картине. Изображенная стена с проемом всегда что-то за собой скрывает, а другое пространство открывает. Этим приемом также часто пользовался Магритт.Античные образы не покидали полотна и в позднем творчестве Де Кирико. Интересно сравнить два произведения с образом бюста Минервы. Первый написан в реалистической, почти академической манере, - «Голова Минервы с персиками и виноградом» в 1947 году. Второй образ, выполненный в свободной манере, наполненной экспрессией, представлен в живописном полотне «Метафизический натюрморт с бюстом Минервы» 1973 года (илл. 6).Первое произведение наполнено гармонией. Гипсовая голова богини воспринимается наравне с фруктами, расположенными рядом. Композиция симметричная, по бокам обрамлена красной драпировкой. Композиционный строй «Метафизического натюрморта с бюстом Минервы» также симметричен. По краям аналогично изображены красные занавески, однако, их дополняют архитектурные постройки с аркадами. Образ богини расположен по центру, перед ней, словно на столе разбросаны фрукты и ягоды. В данном случае гипсовый бюст оживает. Минерва изображена таким образом, словно она внимательно смотрит на плоды и желает попробовать их. На метафизических полотнахДе Кирико изображены пустынные городские площади или вызывающие клаустрофобию интерьеры, написанные в мрачных тонах, с театральным освещением и зловещими тенями. Некоторые картины чем-то напоминают виды Турина и Феррары, где жил художник. Характеризуя собственное творчество, он говорил об одиночестве, возникающем, когда «натюрморты оживают, а фигуры замирают». Произведения Карры, выполненные более яркими красками, напротив, обычно демонстрируют лирический подход к изображаемым «персонажам» и «событиям» и иногда не лишены юмора. Они приводят в замешательство, но редко бывают мрачными и сделаны скорее в духе «театра абсурда», нежели «Жестокого театра».Самым же последовательным и независимым мастером «метафизической школы» можно считается ДжорджоМоранди (1890-1964 гг.). Он писал натюрморты в первые годы знакомства с Де Кирико и Каррой. Жанр натюрморта был его излюбленным жанром и практически единственным, за редким исключением в виде нескольких пейзажей. Моранди для своих композиций многое взял от ведущих фигур метафизической живописи. Это и манекены, и угловатые мертвенные предметы и др. («Натюрморт с манекеном» 1918 г.).Натюрморты Морандиможно назвать одними из самых узнаваемых в мире. Красивые в своей простоте,они завораживают. Как будто перед нами нечто большее, чем просто бутылки и кувшины – в этом проявляется магия метафизики. На его полотнах зритель увидит несколько обыкновенных вещей, которые любой может найти на своей кухне:вазочки, бутылки, банки, столовые приборы. Они стоят рядом. Скромно демонстрируя себя.В метафизических натюрмортах Моранди предметы прижимаются друг к другу, образуя плотные группы, словно стремясь сохранить тепло, страшась внешнего холода и агрессии.Повторяемость и обыденность предметов не может не обратить на себя внимание. Художник сам комментировал свою идею: «Даже в самом простом на вид предмете великий художник может достичь вершин изобразительного мастерства и той глубины чувствования, которая находит в нас мгновенный отклик».Для воплощения своей концепции Моранди в первую очередь использовал такое средство выразительности, как сложная тональность цвета. Он создавал очень тонкие переходы от серого к бежевому и бледно-голубому. Иногда добавлял вкрапления теплого оранжевого.Фон он делал тех же оттенков, что и сами предметы, что создавало эффект парения. Получалась полная оторванность от внешнего мира. Так, художник мог вырватьзрителя из шума цивилизации, погружая в мир тишины и спокойствия. Такой была метафизика для Моранди.И ее признавали другие художники. Де Кирико писал: «Он смотрит глазами человека, который творит; и потаенные остовы вещей, которые мертвы для нас, поскольку они неподвижны, открываются ему в самых утешительных своих аспектах – в аспектах своей вечности. Этим он участвует в великой поэзии, творимой новым и глубоким европейским искусством: метафизикой самых обыденных вещей».Моранди, подобно Сезанну, был исключительно сосредоточен на живописи и развитием ее возможностей в суженом пространстве. Примером служат натюрморты 1920 года и 1938 года (илл. ), где мотив совершенно не изменился, однако, изменилось впечатление. ЗАКЛЮЧЕНИЕДанное исследование было посвящено теме своеобразия и развития жанра натюрморта в метафизической живописи XX столетия. Официально и ярко это направление просуществовало недолго – практически одно десятилетие (1910-1920 гг.), однако, оно оказало значительное влияние на изобразительное искусство сменивших его течений (сюрреализм), а также на более поздние направления (неореализм). Как показал анализ литературы, данная тема раскрыта в отечественном искусствознании не слишком глубоко. Это можно объяснить сложностью доступа материала и в то же время его спецификой. Жанр натюрморта в метафизической живописи проявился совершенно своеобразно, что было рассмотрено на примере творчества Де Кирико. Анализ некоторых произведений двух ведущих художников метафизической живописи показал их разный подход к работе в жанре натюрморта. Таким образом, выявить какие-либо строгие закономерности в развитии этого жанра в сфере метафизической живописи практически невозможно. Художники шли по собственному пути и их произведения это прекрасно демонстрируют. Так, Де Кирико обратился к метафизической живописи раньше всех художников своего времени, и натюрморт не был ведущим жанром, в котором работал художник. Центральной темой его творчества во все очень разные периоды его творчества оставалась античность.Моранди же, обратился к метафизике позже и опирался на опыт Де Кирико и Карры, которые уже многого достигли и многое сказали своими работами в новом настроении. Моранди избрал основным жанром именно натюрморт. Он изображал обыденные предметы в своем лиричном метафизическом пространстве. Таким образом, можно говорить о принципиально разном подходе в отношении к предметам, их восприятию и изображению у разных художников в рамках одного художественного направления. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.Архипов А. А., Филипова И. Г. Методы и приемы создания натюрморта // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. - №2. – С, 81-83.Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.- СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.Выгодский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. – 345 с.Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.Гидеон Н. В. Развитие творческого мышления в процессе использования художественных техник // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. - №4. – С. 96-106.Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С.М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. – 223 с.Джорджо де Кирико. Каталог выставки. Италия: Antigaedizioni, 2017. – 349 с.Дэмпси, Эми. Путеводитель по современному искусству. СПб.: Искусство - XXI век, 2008. – 304 с.Изобразительное искусство / авт.- сост. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Т. В. Селиванова, Н. Л. Селиванов. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016. – 300 с.Изобразительное искусство: интегрированная программа/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, - М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. – М.: Просвещение, 2012. – 157 с.Искусство. Изобразительное искусство. Рабочие программы для начальной школы / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2014. – 80 с.Кириллова Л. С., Лебединская В. В. Эстетическое восприятие натюрморта. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. - №11. – С. 72-77.Лубянов В. И. Организация учебных натюрмортов как условие эффективного развития живописных умений и навыков. // Педагогические науки. – 2015. - №5. – С. 40-43.Лыкова Е. С. История натюрморта. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. - №15. – С. 135-138.Платонова А. Загадки и прозрения Джорджо де Кирико. // Юный художнк. – 2017. - №7. – С. 30-35.Писаренко С. А. Основы метафизической живописи. // Педагогические науки. – 2015. - №4. – С. 43-45.РындинА. С., РындинаЛ. И. Комплекснаясистемаупражненийвобученииживописи. // International Scientific and Practical Conference World science. – 2017. - №12. – С. 30-35.Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. СПб.: Кристалл, 2006. – 191 с.Соколова Е. Е. Основы метафизики в изобразительном искусстве. // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей научно-практической конференции. – 2017. – С. 183-186.Фирсова Т. Г. Формирование образа «природа» в рамках интегрированного обучения. // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. Межвузовский сборник научных трудов. – 2017. – С. 64-68.https://www.ronl.ru/referaty/kultura/439194/ (12.09.18.).Список иллюстрацийСезанн. Натюрморт с имбирем и баклажанами. 1893-1894. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.Де Кирико. Превращенный сон. 1913. Художественный музей Сент-Луиса.Де Кирико. Песня любви. 1914. Музей современного искусства, Нью-Йорк.Де Кирико. Метафизический интерьер с головой философа. 1926. Холст, масло, 81х65. Собрание Давида Нахмада, Монако.Де Кирико. Метафизический треугольник (с перчаткой). 1958. Холст, масло, 69х48. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.Де Кирико.Метафизический натюрморт с бюстом Минервы. 1973. Холст, масло, 90х70. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.Моранди. Натюрморт (Голубая ваза). 1920.Моранди. Натюрморт. 1938.Иллюстрации1. Сезанн, Поль. Натюрморт с имбирем и баклажанами. 1893-1894. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.2. Де Кирико. Превращенный сон. 1913. Художественный музей Сент-Луиса.3. Де Кирико. Песня любви. 1914. Музей современного искусства, Нью-Йорк.4.Де Кирико. Метафизический интерьер с головой философа. 1926. Собрание Давида Нахмада, Монако.5. Де Кирико. Метафизический треугольник (с перчаткой). 1958. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.6. Де Кирико.Метафизический натюрморт с бюстом Минервы. 1973.Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.7.Моранди. Натюрморт (Голубая ваза). 1920.8.Моранди. Натюрморт. 1938.
1. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2007. – 488 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
3. Архипов А. А., Филипова И. Г. Методы и приемы создания натюрморта // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. - №2. – С, 81-83.
4. Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта.- СПб.: Азбука-классика, 2005. - 384 с.
5. Выгодский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. – 345 с.
6. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 480 с.
7. Гидеон Н. В. Развитие творческого мышления в процессе использования художественных техник // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. - №4. – С. 96-106.
8. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя / С.М. Даниэль. Л.: Искусство, 1990. – 223 с.
9. Джорджо де Кирико. Каталог выставки. Италия: Antiga edizioni, 2017. – 349 с.
10. Дэмпси, Эми. Путеводитель по современному искусству. СПб.: Искусство - XXI век, 2008. – 304 с.
11. Изобразительное искусство / авт.- сост. Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Т. В. Селиванова, Н. Л. Селиванов. - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016. – 300 с.
12. Изобразительное искусство: интегрированная программа/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Е. С. Медкова, - М.: Вентана-Граф, 2013. – 200 с.
13. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
14. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. – М.: Просвещение, 2012. – 157 с.
15. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочие программы для начальной школы / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина и др. – М.: Дрофа, 2014. – 80 с.
16. Кириллова Л. С., Лебединская В. В. Эстетическое восприятие натюрморта. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. - №11. – С. 72-77.
17. Лубянов В. И. Организация учебных натюрмортов как условие эффективного развития живописных умений и навыков. // Педагогические науки. – 2015. - №5. – С. 40-43.
18. Лыкова Е. С. История натюрморта. // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. - №15. – С. 135-138.
19. Платонова А. Загадки и прозрения Джорджо де Кирико. // Юный художнк. – 2017. - №7. – С. 30-35.
20. Писаренко С. А. Основы метафизической живописи. // Педагогические науки. – 2015. - №4. – С. 43-45.
21. Рындин А. С., Рындина Л. И. Комплексная система упражнений в обучении живописи. // International Scientific and Practical Conference World science. – 2017. - №12. – С. 30-35.
22. Савельева А. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. СПб.: Кристалл, 2006. – 191 с.
23. Соколова Е. Е. Основы метафизики в изобразительном искусстве. // Проблемы эффективного использования научного потенциала общества. Сборник статей научно-практической конференции. – 2017. – С. 183-186.
24. Фирсова Т. Г. Формирование образа «природа» в рамках интегрированного обучения. // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. Межвузовский сборник научных трудов. – 2017. – С. 64-68.
25. https://www.ronl.ru/referaty/kultura/439194/ (12.09.18.).
Список иллюстраций
1. Сезанн. Натюрморт с имбирем и баклажанами. 1893-1894. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
2. Де Кирико. Превращенный сон. 1913. Художественный музей Сент-Луиса.
3. Де Кирико. Песня любви. 1914. Музей современного искусства, Нью-Йорк.
4. Де Кирико. Метафизический интерьер с головой философа. 1926. Холст, масло, 81х65. Собрание Давида Нахмада, Монако.
5. Де Кирико. Метафизический треугольник (с перчаткой). 1958. Холст, масло, 69х48. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.
6. Де Кирико. Метафизический натюрморт с бюстом Минервы. 1973. Холст, масло, 90х70. Фонд Джорджо и Изы де Кирико, Рим.
7. Моранди. Натюрморт (Голубая ваза). 1920.
8. Моранди. Натюрморт. 1938.
Вопрос-ответ:
Какова история возникновения натюрморта?
Натюрморт возник во времена Древней Греции, однако наибольшую популярность и признание получил в эпоху Возрождения. Вначале натюрморт был второстепенным жанром и служил фоном для других композиций, но со временем он стал самостоятельной темой и инструментом выражения художественных идей.
В чем особенности своеобразия натюрморта в разные эпохи?
В разные эпохи своеобразие натюрморта проявляется в различных художественных подходах, использовании разных предметов и материалов, а также в разнообразии сюжетов и символического значения, которое художник придает своим произведениям.
Какие особенности итальянской живописи XX века отражены в метафизическом натюрморте?
Итальянская живопись XX века характеризуется стремлением к мистическому и метафизическому в изображении мира. В метафизическом натюрморте это проявляется в использовании абстрактных форм и символов, создании атмосферы таинственности и загадочности.
Каким образом зарождалась и формировалась группа художников метафизики?
Группа художников метафизики зарождалась и формировалась благодаря совместному творчеству нескольких итальянских художников, таких как Джорджо Де Кирико и Карло Карра. Они объединялись вокруг общей идеи метафизического искусства и создавали произведения, отличающиеся особой атмосферой и символикой.
Каким образом жанр натюрморта проявляется в некоторых произведениях метафизической живописи?
В некоторых произведениях метафизической живописи жанр натюрморта проявляется через изображение необычных и абсурдных предметов, а также через создание нереалистической и загадочной атмосферы. Натюрморт становится средством передачи метафизических идей и символического значения.
Какие особенности натюрморта можно выделить в разные эпохи?
В разные эпохи натюрморт приобретал различные особенности. Например, в эпоху Возрождения натюрморт изображал разнообразные предметы и пищу, символизируя плодородие и изобилие. В классицизме натюрморт стал более строгим и симметричным, с изображением фруктов, цветов и предметов искусства. В романтизме натюрморты стали более экспрессивными и эмоциональными, отражая внутренний мир художника. В современной живописи натюрморт может иметь как классическое, так и совершенно экспериментальное исполнение.
Какие особенности своей жанральности имеет метафизический натюрморт?
Метафизический натюрморт отличается от классического натюрморта тем, что он не ставит приоритет на изображение реальных предметов и их природной красоты. Вместо этого, метафизический натюрморт нацелен на создание атмосферы загадочности и тайны. Он использует необычные композиции, неожиданные сочетания предметов и необычное освещение, чтобы вызвать у зрителя чувство непонятности и задать вопросы о смысле и сущности вещей.
Какие художники стали представителями метафизической живописи и каковы характерные черты их натюрмортов?
В группу художников метафизики входили такие мастера, как Джорджио Де Кирико и Карло Карра. Их натюрморты отличались странностью и загадочностью. Они часто изображали необычные объекты и архитектурные формы. Через своеобразные композиции и освещение они создавали атмосферу мистического смысла, вызывая у зрителя чувство таинственности и загадки.