Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1. Теоретические основы изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета 6
1.1. Понятие государственного бюджета 6
1.2. Статистический метод изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета 11
2. Практические основы изучения объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета 16
2.1. Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов государственного бюджета 16
2.2. Статистическое изучение объема, состава и динамики расходов государственного бюджета 22
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Несмотря на снижение уровня социальной поддержки населения и высвобождения денег по всем возможным статьям расходов, законодателям удалось приблизиться к дефициту бюджета в размере 2 360,2 млрд. рублей, что составляет 3,0% от размера ВВП. До 2016 года у правительства было право оставлять в бюджете нераспределенными не менее 2,5% от общего объема расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти средства распределялись при участии Госдумы весной, во время правки бюджета. В 2015 году таким образом было распределено до 400 млрд руб.Эта практика Минфином была отменена для бюджета на 2016 год вместе с отменой «бюджетного правила». На 2017 год Минфин потребовал сохранить ограничение, внеся в Госдуму законопроект с соответствующими поправками в Бюджетный кодекс. На 2018–2019 годы условно утвержденные расходы пока тоже не определены.Объяснение, которое приводится в материалах Минфина, лаконичное: «Учитывая существенное ухудшение экономической динамики, в том числе ситуации на мировых сырьевых и финансовых рынках, поступление дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2017 году не прогнозируется и положения Бюджетного кодекса о «бюджетном правиле» приостановлены».Предложенная конструкция бюджета отразила разные возможности главных распорядителей бюджетных средств отстоять свои расходы. Так, получатели гособоронзаказа не смогли серьезно увеличить расходы, по аналогии с 2016 годом, когда в их пользу были перераспределены более 600 млрд руб. социальных и инвестиционных расходов бюджета.Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» по сравнению с 2016 годом сократятся на сумму более 1 трлн руб. Доля в общем объеме расходов по этому разделу в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшится с 23,7 до 17,6%. В 2018 и 2019 годах доли составят 17,1 и 17,9% соответственно.Из гражданских бюджетополучателей явно проиграли лоббисты с Дальнего Востока. Госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» на 2017 год финансируется всего на 49,7% от уровня 2016 года. Более 20% финансирования потеряли шесть госпрограмм, среди которых «Развитие здравоохранения» (-25%), «Содействие занятости населения» (-29,4%), «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы» (-30,3%), «Энергоэффективность и развитие энергетики» (-27,2%).Также 22,8% финансирования лишилась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Потери по основной инвестиционной программе бюджета могли оказаться более серьезными. Но в эту программу оказались включены дотации на санацию ВЭБа в размере 150 млрд руб. на 2017 год. При этом предполагается увеличить уставной капитал АО «Корпорация развития Северного Кавказа» на развитие инвестиционной среды в Северо-Кавказском федеральном округе.Увеличиваются расходы по девяти госпрограммам. Так, существенная прибавка в 67,8% к уровню расходов 2016 года предусмотрена по программе социально-экономического развития Калининградской области.Также более чем на 20% увеличены расходы по программам «Развитие физической культуры и спорта» и «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Рост расходов по последней программе связан с увеличением затрат на администрирование налоговой системы, ростом расходов по внешнему долгу и другими обязательствами правительства в валюте.Основных источников финансирования дефицита бюджета всего два. Это резервные фонды и займы. Резервный фонд будет израсходован уже в 2017 году. ФНБ закончится к 2019 году.Постановлением Правительства РФ № 230 от 15.04.2014 года осуществлено утверждение государственной программы по оценке эффективности исполнения государственного бюджета РФ и назначены ответственные лица за ее исполнение. Так за размещение и реализацию исследуемой государственной программы ответственным лицом является Министерство финансов РФ. Соисполнителем по размещению и реализации исследуемой программы является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Основными участниками по исполнению государственной программы являются:- Федеральное казначейство РФ;- Федеральная налоговая служба РФ;-Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ.При изучении непосредственно самого описания государственной программы можно выявить основную цель, которую планируется достичь по окончанию срока реализации исследуемой программы. Данной целью является обеспечение финансовой устойчивость обозначенных рынков и увеличение эффективности и качества предоставляемых товаров/услуг.Государственная программа «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» начала реализовываться с момента ее утверждения, т.е. с 2014 года. В связи с многочисленными финансовыми ситуациями, которые складываются на протяжении последних двух лет, в 2016 году распоряжением Правительства РФ № 1673-р от 09.08.2016 года были внесены корректировки в финансовое обеспечение и сроки реализации данной программы на 2015 и 2016 года.Далее рассмотрим объем финансирования данной государственной программы. Общая сумма финансирования составляет 7 514 089 348,8 тыс. руб., в том числе:- на 2014 год 729 181 976,7 тыс. руб.;- на 2015 год 789 638 626 тыс. руб.;- на 2016 год 838 009 661,4 тыс. руб.;- на 2017 года 933 051 854 тыс. руб.;- на 2018 года 1 071 987 002,2 тыс. руб.;- на 2019 года 1 180 956 861,7 тыс. руб.;- на 2020 года 1 310 989 948 тыс. руб.;Основным ожидаемым результатом от исполнения данной программы является повышение уровня социального и экономического развития обозначенных в программе отраслей жизнедеятельности.На основании отчетов по исполнению данной государственной программы за 2017 и 2018 года приведем данные по исполнению финансового плана.Таблица 5- Фактические расходы на реализацию программы за 2016-2017 года в разрезе подпрограммГодПланируемая сумма, тыс. руб.Фактические затраты, тыс. руб.% исполнения20168389661,48365411,199,72017933051845927124011,299,4На основании вышеприведенной таблицы можно сделать вывод об эффективности исполнения государственной программы – практически 100-% исполнение. Фактическое исполнение данного государственной программы за 2016 год (за второй квартал). Всего было выделено финансирование на исполнение программы на 2016 год 838 009 661,4 тыс. руб., фактически израсходовано за два квартала на реализацию данной программы 936 581 479,20 тыс. руб. Заключено контрактов на сумму 16 973 418,38 тыс. руб..Ключевым показателем, на основании которого формировался бюджет России на 2016 год, является стоимость барреля нефти марки Brent.ЗаключениеВ заключение данной работы можно сделать вывод, что бюджетирование представляет собой финансовую систему страны, суть которой заключается в эффективном распределении финансовых доходов на нужды жизнедеятельности страны, полученных от налоговых и иных поступлений в бюджет. Выделяют три основные формы бюджета в России:- федеральный;- региональный;- местный.Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:- составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы- рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта;- исполнение утвержденных бюджетов;- составление отчетов об исполнении бюджетов;- утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия соответствующих законодательных актов;- составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего представления в Правительство РФ.Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении -- это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.Анализ федерального бюджета показал, что 27,7 % от всего бюджета РФ Правительство расходует на регулирование и развитие социально-экономической сферы.Основной проблемой в сфере социально-экономического регулирования выделяют неэффективное взаимодействие с региональными бюджетами, которым выделяются денежные средства из федерального бюджета на социально-экономическое развитие региона.Список используемой литературыБюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 252-ФЗ)] // Российская газета. – 12.08.1998. – № 153–154. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в послед.ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2013. – 21 января. – С. 8.Данные с официального сайта МинФина РФ http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.Алагаева, К.Ю. Налоговое планирование в условиях бюджетного федерализма / К.Ю. Алагаева, Э.А. Челышева / Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2015. – Т. 4.Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2016. – 486 с.Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 28–33.Бюджетная система России : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 703 с.Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gov.ru.Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации : учеб. Пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – 2-е изд. – М. :КНОРУС, 2016. – 208 с.Модернизация финансовой сферы России :моногр. / под ред. В.К. Сенчагова. – М. : СПб. : Нестор-История, 2011. – 304 с.Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 704 с. – С. 138.Романовский, М.В. Бюджетная система РФ : учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Н.Г. Иванова, М.И. Попова. – СПб. : Питер, 2015. – С. 48.Официальный сайт Росстата РФ, раздел «Национальные счета», http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/Официальный сайт Министерства финансов РФ, раздел «Статистика» и данные по федеральному бюджету, https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.07.2013 № 252-ФЗ)] // Российская газета. – 12.08.1998. – № 153–154.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в послед.ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2013. – 21 января. – С. 8.
3. Данные с официального сайта МинФина РФ http://minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
4. Сираева, А.А. Никандрова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития : Материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов, 2013. – с.89.
5. Алагаева, К.Ю. Налоговое планирование в условиях бюджетного федерализма / К.Ю. Алагаева, Э.А. Челышева / Актуальные проблемы современной науки и образования : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2015. – Т. 4.
6. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И.М. Александров. – 2-е изд. – М. : Дашков и Ко, 2016. – 486 с.
7. Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских // Финансы и кредит. – 2015. – № 1. – С. 28–33.
8. Бюджетная система России : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 703 с.
9. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gov.ru.
10. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации : учеб. Пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – 2-е изд. – М. :КНОРУС, 2016. – 208 с.
11. Модернизация финансовой сферы России :моногр. / под ред. В.К. Сенчагова. – М. : СПб. : Нестор-История, 2011. – 304 с.
12. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М. : Юнити-Дана, 2016. – 704 с. – С. 138.
13. Романовский, М.В. Бюджетная система РФ : учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Н.Г. Иванова, М.И. Попова. – СПб. : Питер, 2015. – С. 48.
14. Официальный сайт Росстата РФ, раздел «Национальные счета», http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/
15. Официальный сайт Министерства финансов РФ, раздел «Статистика» и данные по федеральному бюджету, https://www.minfin.ru/ru/statistics/fedbud/
Вопрос-ответ:
Что такое государственный бюджет?
Государственный бюджет - это финансовый план, который определяет объем доходов и расходов государства на определенный период времени.
Каким методом изучается объем состава и динамика доходов и расходов государственного бюджета?
Объем состава и динамика доходов и расходов государственного бюджета изучаются с помощью статистического метода, который позволяет систематизировать и анализировать данные о бюджете в графической и табличной форме.
Какие основы применяются при изучении объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
При изучении объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета используются практические основы, такие как сбор и анализ данных о бюджете, разработка статистических показателей, составление сводных таблиц и графиков.
Какие теоретические основы лежат в основе изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
Теоретические основы изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета включают понятия о государственном бюджете, его функциях и роли в экономике, а также принципы формирования и исполнения бюджета.
Чему служит статистическое изучение объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
Статистическое изучение объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета служит для анализа эффективности бюджетных процессов, оценки доли доходов и расходов в общих объемах, а также планирования и прогнозирования финансовых потоков государства.
Что такое государственный бюджет?
Государственный бюджет - это план доходов и расходов государства на определенный период, обычно на год. В нем отражаются все источники доходов государства и все расходы, которые планируется осуществить.
Какой метод используется для изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
Для изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета используется статистический метод. Он предполагает сбор и анализ статистической информации о доходах и расходах государственного бюджета, чтобы определить их общую структуру и изменения со временем.
Какие основные практические аспекты изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
Одним из основных аспектов изучения объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета является анализ структуры доходов и расходов, их долей в бюджете и изменений со временем. Также важно изучение эффективности использования бюджетных средств и анализ соответствия фактических доходов и расходов плановым показателям.
Какие понятия важны при изучении объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
При изучении объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета важны такие понятия, как бюджетные доходы (источники доходов государства), бюджетные расходы (цели и направления расходования средств), а также бюджетный дефицит и бюджетный профицит.
Для каких целей проводится статистическое изучение объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета?
Статистическое изучение объема состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета проводится с целью оценить финансовое состояние государства, эффективность использования бюджетных средств, определить приоритетные направления расходования средств и разработать соответствующие меры по улучшению управления государственными финансами.