Современные стратегии развития музыкального слуха
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 14.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ 5
2. РАЗНОВИДНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Обучение игре на музыкальных инструментах позволяет детям открыть для себя новый мир, который состоит из музыкальных звуков, из соотношений и соединений. Осознать красоту звучания музыкальных инструментов и их объединений. Обучение игре на музыкальных инструментах позволяет также улучшить качество пения детей и их танцевальные навыки (и навык передачи музыкальных образов с помощью движений). Исполнение небольших попевок с применение детских музыкальных инструментов способствует развитию мелодического слуха, ритма, голоса, способности слышать, различать, анализировать звуки и уметь их сравнивать /3, с. 84/.Помимо различных путей развития музыкального слуха существуют различные способы, с помощью которых можно этого добиться. Ниже мы рассмотрим разнообразные способы, которые направлены на развитие музыкального слуха.В первую очередь это сольфеджио.Сольфеджирование - предполагает пропевание интервалов, аккордов, гамм, ладов, мелодий, таким образом, закрепляя связь между слухом и написанной нотой, а также сольфеджирование формирует определенную слуховую систему. Так как под базовым навыком будем подразумевать навык внутреннего интонирования, то легко объяснима и роль сольфеджирования в развитии музыкального слуха. Именно пение вслух и всевозможные вокально-интонационные упражнения и есть та основа метода развития музыкального слуха, которой человечество пользуется уже несколько веков. Но направленность этих упражнений должна быть несколько иная, чем направленность чисто вокальных упражнений, которые нацелены, прежде всего, на качество воспроизводимого звука, на его окраску и ровность всего диапазона /6, с. 201/.Во-вторых, развитию музыкального слуха способствует музыкальный диктант.Музыкальный диктант - опираясь на уже приобретенные знания, надо записать нотами сыгранную преподавателем мелодию. Для этого используются различные приемы (нахождение устойчивых ступеней тональности в мелодике, узнавание интервалов, определение кадансов и т.д.). Музыкальный диктант также направлен на развитие музыкальной памяти.В-третьих, необходимо обучать детей и применять слуховой анализ.Слуховой анализ – определение на слух интервалов, аккордов, последовательностей аккордов, ритмических фигур и т.д.Также для развития слуха можно использовать различные компьютерные специализированные программы (например, Ear Trainer, Musical Examiner и многие другие), которые уже более десять лет используются во всем мире.Таким образом, критерием хорошего слуха является способность слышать и воспроизводить различные элементарные структурные элементы, способность записать нотами услышанную мелодию, умение предслышать определенное звучание, умение слышать музыку глазами и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕОсновываясь на всем вышесказанном можно сделать вывод, что музыкальный слух является сложным и многогранным явлением. Музыкальный слух является частью системы восприятия и сам состоит из нескольких компонентов, которые нельзя рассматривать по отдельности – только в совокупности. Хорошо развитый музыкальный слух — это качество, необходимое любому музыканту. Качество, без которого исполнитель не может считаться музыкантом. По этим причинам необходимо развивать музыкальный слух не только в детстве, но и совершенствовать его на протяжении всей жизни. Слух можно развивать с любой «изначальной точки», важно делать это систематически и постоянно.Исходя из вышесказанного важно сказать о том, что педагогам необходимо развивать слух всех детей, а не только тех, у кого есть предрасположенность. Существует несколько разновидностей слуха и большой выбор средств, для его развития.В задачи педагога входит правильный выбор стратегии и средств развития музыкального слуха.«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» - писал В.А. Сухомлинский. Ведь именно через слушателя музыка влияет на окружающий мир, помогает человеку преобразовывать жизнь.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.: Наука, 2016. - С. 86 - 96. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». – М.: Просвещение, 2015. – 315 с. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. – М.: Музыка, 2015. – 219 с. Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 243 с. Карасева, М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.: Дашков и Ко, 2016. – 310 с. Коменский Я.А. Пансофическая школа., М.: Педагогика, 2017. – 284 с.Масленкова Л. Б. Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание. Вып. 2. – СПб., 2016.Сухомлинский, В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 2016. – 408 с.
1. Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.: Наука, 2016. - С. 86 - 96.
2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
3. Барабошкина А.В. «Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе». – М.: Просвещение, 2015. – 315 с.
4. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. – М.: Музыка, 2015. – 219 с.
5. Кабалевский Д. Дорогие мои друзья. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 243 с.
6. Карасева, М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М.: Дашков и Ко, 2016. – 310 с.
7. Коменский Я.А. Пансофическая школа., М.: Педагогика, 2017. – 284 с.
8. Масленкова Л. Б. Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание. Вып. 2. – СПб., 2016.
9. Сухомлинский, В.А. О воспитании. – М.: Просвещение, 2016. – 408 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужно развивать музыкальный слух?
Развитие музыкального слуха позволяет не только наслаждаться музыкой, но и понимать ее структуру, гармонию и мелодию. Это помогает лучше воспринимать музыкальные произведения, а также улучшает слуховые навыки и способности.
Какие разновидности музыкального слуха существуют?
Существует абсолютный и относительный музыкальный слух. Абсолютный музыкальный слух позволяет точно определять ноты и аккорды без использования внешних источников, в то время как относительный музыкальный слух позволяет определять относительные высоты нот и распознавать мелодии.
Какие стратегии развития музыкального слуха существуют?
Существует несколько стратегий для развития музыкального слуха. Это может быть слушание разнообразной музыки, тренировка слухового восприятия, пение по нотам, игра на музыкальных инструментах, а также регулярные упражнения на распознавание нот и аккордов.
Как обучение игре на музыкальных инструментах помогает развить музыкальный слух?
Обучение игре на музыкальных инструментах позволяет развить музыкальный слух, так как при игре необходимо воспроизводить правильные ноты и аккорды, соблюдать ритм и музыкальную динамику. Это тренирует слуховые навыки и способности, улучшает музыкальное восприятие и понимание музыки.
Какие еще преимущества развития музыкального слуха?
Развитие музыкального слуха способствует развитию памяти, внимания и концентрации, а также помогает улучшить моторику и координацию движений. Кроме того, это способствует развитию творческого мышления и выражению эмоций через музыку.
Какие существуют стратегии развития музыкального слуха?
Существует несколько стратегий развития музыкального слуха, включая активное прослушивание музыки, тренировку слуха на музыкальных инструментах, использование специальных аудиотренажеров и выполнение слуховых упражнений.
Какие разновидности музыкального слуха существуют и каковы их характеристики?
Существуют такие разновидности музыкального слуха, как абсолютный слух, относительный слух и функциональный слух. Абсолютный слух представляет возможность определить точную высоту музыкальной ноты без применения каких-либо внешних средств. Относительный слух позволяет определить относительную высоту ноты по отношению к другим нотам или стандартным образцам. Функциональный слух означает умение распознавать и анализировать звуки в контексте музыкальной композиции.
Зачем нужно развивать музыкальный слух через обучение игре на музыкальных инструментах?
Обучение игре на музыкальных инструментах позволяет детям открыть для себя новый мир музыки и улучшить качество своего музыкального слуха. Оно помогает осознать красоту звуков музыкальных инструментов и их сочетаний, а также развить способность услышать и воспринять мелодию, ритм и гармонию. При этом тренируются слух, эмоциональное восприятие и координация движений.