Музей в системе туризма
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 14 + 14 источников
- Добавлена 25.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 МУЗЕЙ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ТУРИЗМА 8
1.1 ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ 8
1.2. МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ 15
ГЛАВА 2 ЭРМИТАЖ В СИСТЕМЕ ТУРИЗМА 22
2.1 ЭРМИТАЖ КАК СОВРМЕМННАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА 22
2.2 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В ЭРМИТАЖЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Технический прогресс всё больше и больше ускоряет процессы, способствующие глобализации. В течение жизни человек наблюдает смену нескольких культурных эпох. Цивилизация диктует поиск новых и новых вариантов решения знакомых задач, необходимых для сохранения и трансляции культуры своего народа. Изменения, затронувшие мир на рубеже веков, определили отношение к обществу тех структур, которые являются местами сохранения культурного наследия целовечества, его ценностей и истории. Их главной задачей стало активное участие в поиске путей решения проблем нашего мира, мгновенная реакция на любые его изменения.Говоря о перспективах развития будущего века, можно смело заявлять, что духовная составляющая становится первостепенной во всех отраслях, всё более очевидна её значение в жизни человека и человечества. Ярким представителем гуманитарной культуры, развивающей духовную составляющую личности человека, становится музей. Важность его развития за последние десятилетия не вызывает сомнений. Статус музея как одного из основных трансляторов культуры укрепляется с каждым годом.Процессы гуманизации культуры определяют поиск путей для создания нового понимания культуры и задают направление развитие музея в современном мире. Музею нужно меняться, чтобы выработать модель существования в и представления себя. В современном мире музей – это не только узей, но ещё и клуб, студия, культурный центр, площадка для реализации культурных и просветительских проектов общества. Но, даже изменяясь, он все ещё выполняет свою главную функцию – сохранение и представление имеющихся материальных памятников, трансляция главных культурных и исторических ценностей. Музей в любых условиях остаётся центром культурного наследия, но при этом теперь музей получил новую задачу – удовлетворять запросы обества. В нашем веке музей отбрасывает лоль места для созерцания истории и становится развивающим пространством.Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Каждая их них должна быть реализована. При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно обострена.Для того чтобы выявить коммуникационные стратегии, необходимо определить два положения, два аспекта статуса музея. Во-первых, музей является культурным институтом, обладающими уникальными, специфическими инструментами, то есть культурно-коммуникативной системой. Во-вторых, музей является частью культуры, ее подсистемой, и коммуникационные процессы музея - это часть общекультурной коммуникации. Оба компонента предельно важны для понимания сути музея и музейной деятельности, а также для понимания путей развития музея в новом глобальном мире. Причем динамика развития музея будет определяться взаимодействием двух названных компонентов. Соответственно, важной задачей теоретического музееведения становится построение модели взаимодействия направлений развития специфически-музейной и общекультурной коммуникаций. Очевидно, что частные стратегии музея подчинены общим стратегиям, определяющим место музея в глобальном мире. Успех музея в 21-м веке связан с осознанием неразрывного единства, диалогического взаимодействия глобальных и частных целей коммуникации. Невозможно проанализировать конкретную коллекцию, создать экспозицию, не осознав целей развития конкретного музея и музейного мира в целом, определение которых предполагает анализ общих тенденций развития культуры. Только в этом случае музей способен дать адекватный «ответ», продемонстрировать исторический и актуальный аспекты своего бытования. С другой стороны, уникальность именно музея заключается в том, что глобальные стратегии, обращенные к различным культурным институтам, в процессе документирования и интерпретации получают «свое» уникальное оформление, определяемое особенностями и возможностями данного, конкретного музея, его спецификой.Эрмитаж привычно воспринимается большинством как место, где хранятся старые экспонаты, дающие возможность заглянуть в будущее. Однако если вдуматься и рассмотреть все программы и инициативы, предлагаемые музеем, можно с увереность. Опровергнуть данное утверждение. Понятия «современный музей» и «музей современного искусства» не равны. Отчасти Эрмитаж можно считать и современным музеем, и музеем современного искусства, но всё же понятие «современный музей» в большей степени подходит к данному музею. Технологии, не только музейные и туристические, не стоят на месте. Зачастую мы можем даже не задумываться о том, как можно совместить современные научные открытия и место, где хранятся и передаются культурные ценности. Эрмитаж постоянно внедряет в свою работу всё новые и новые программы и технологии для того, чтобы посетителю было комфортно и интересно посещать данный музей. Не так давно в пробном режиме Государственный Эрмитаж запустил систему биометрического сканиования для распознавания лиц. Данная инициатива была запущены в Эрмитаже при помощи компании «Ростелеком». В тестовом режиме систему запустили во время Санкт-Перетбуржского международного экономического форума. Данная инициатива направлена на упрощение процедуры прохода не только в Эрмитаж, но и в другие российские музеи, галереи и театры. Как это работает:человек регистрируется в мобильном приложении банка;на специальном устройстве, установленном у входа в музей, любой желающий может зарегистрироваться в системе, указав свои фамилию, имя, отчество и данные банковской карты и оставить свои биометрические данные, а именно – фотографию своего лица;после этого в приложении банка нужно дать согласие на использование биометрических данных;при входе в музей достаточно будет подойти к специальному устройству, считывающему биометрические данные. При распознавании лица устройство автоматически списывает стоимость билета с вашей карты и выдаёт билет для прохода в учреждение культуры.Данная система значительно облегчит проблему очередей в кассу, а так же решит проблему спекуляции билетами. Помимо прочего, при регистрации в системе можно указать документ, удостоверяющий возможность бесплатного входа в музей (для студентов и пенсионеров) и больше не придётся стоять в очереди для предъявления этого самого докуменда. Достаточно будет подойти к устройству, после чего можно спокойно проходить в здание музея.На этом инициативы Государственного Эрмитажа не заканчиваются. 15 ноября 2017 года генеральным директором Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровским и генеральным директором Государственного исторического музея А. К. Левыкиным был подписан договоро сотрудничестве. Договор подразумевает совметсную работу музеев в таких сферах как музейное дело, научные исследования, охрана, изучение и популяризация историко-культурного наследия. Договором обговорено сотрудничество сроком до 31 декабря 2023 и указаны следующие направления работы:организация издательской деятельности;разработка и реализация совместных програм в сферах культуры и науки;организация обмена информацией о культуре, истории, охране музейного наследия, музейном деле;проведение научно-практических конференций, круглых столов, семинаров по вопросам краеведения;информационная поддержка и помощь в организации совместных событий;подготовка и проведение совместных мероприятий;способствование укреплению профессионального уровня сотрудников;помощь в использовании современных технологий для развития музейного дела;разработка и внедрение новых технологий обучения.Помимо всего прочего, Эрмитаж продолжает расширять географию сотрудничества и планирует выстроить работу с музеями Севастополя ещё более продуктивно. В этом году директор Эрмитажа посетил Севастополь для ознакомления с местными музеями и обсуждения перспектив будущего сотрудничества и совместных выставок.ЗАКЛЮЧЕНИЕПогружение в науку предусматривает знание в её историю. Это же усверждение можно отнести к музейному делу. История помогает понять картину появления музея, выявить значение музея в развитии культуры в разные временные этапы, проанализировать имеющийся опыт предыдущих поколений работников музея, изучить появление такой сферы культуры как музейное дело.История музея начинается в XVIII веке и продолжается в наши дни. Всех нюансов истории музея до сих пор не знают даже историки, занимающиеся этим всю жизнь. Ведь множество исторических источников всё ещё хранится в архивах и не публикуется. Исторические материалы по музеям появились почти одновременно с моявлением музеев в России, однако изучение музейного дела вошло в мировую практику относительно недавно, в период после Великой Отечественной войны. Многие историки и музееведы проводят исследования в данной области, их результаты хранятся в специализированных профильных ихданиях.Методы, используемые в изучении музейного дела, используются те же, что и в изучении истории, искуствоведения и культурологии. Есть основание полагать, что в будущем музееведение выработает собственные научные методы изучения. Ведь параллельно с предметом познания уточняется и способ познания.Изучение любого исторического процесса увлекательно. Открытие ранее неизведанных фактов о зарождении идеи и её реализации, ради которой было предолено множество факторов, захватывает. Момент рассмотрения идей, когда-то отложенных из-за невозможности осуществления, заставляет фантазию усиленно работать, представляя, как мог бы измениться современный мир, если бы данная идея воплотилась в реальность. Осознание факта, что российское дело не только основывалось на европейском опыте, но, зачастую, опережало его, заставляет гордиться.Музей, являясь социальным и культурным явлением, выполняет целый ряд функций:образовательную;воспитательную;коммуникативную;социально-культурную;рекреативную;сохранения памяти.Включаясь в систему туристской деятельности, музей выступает в качестве элемента индустрии туризма, приобретая ее институциональные свойства. В культурном наследии очень скудно раскрыта тема музейного туризма. Основными элементами культурного туризма стали памятники искусства, архитектура, творения художников, музыкантов, исследователей, традиции и был обычных людей, их вещи, наполненные смыламии верованиями и многое другое. Культурный туризм разделяется на большое количество направлений:историческое;литературное;театральное;искоствоведческое;этнографическое;фольклорное;музыкальное;и др.Огромную роль в сохранении ресурсов для осуществоления культурного туризма играет музей. Отсюда и берёт своё начало тесное сплетение двух, как может показаться на первый взгляд, совершенно разных институтов. Переплетаясь, они создают единое культурное пространство, в котором культурологическую составляюую представляет музей, а сервис – роль туризма.На сегодняшний день сфера музейного туризма включает в себя три вида услуг:Производственная инфраструктура (транспорт, связь, торговля и т.п.).Социальные услуги.Культурологические услуги (музеи, театры и т.п.).Музей – ключевая фигура культурного туризма. Он создаёт повод для интересса посетителя: собираются новые, до этого момента не выставлявшиеся, коллекции, создаются информационные поводы, организуются и проводятся культурные программы для разных целевых групп, формируются интересные бренды и образы. В отдалённых регионах часто музей – это единственный носитель инфраструктурных составляющих (стоянка, сувениркая лавка, кафе и т.п.)Однако возможности музея в России раскрыты не полностью, они могут и должны использоваться активнее. В их планах развития на бижайшие годы обязательно должны быть пункты актуализации себя в местном, а позднее и в государственном сообществе. Они должны стать интересными для туристов центрами досуга и отдыха, сформировать свой образ на рынке туристических услуг.Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что сотрудничество музея и туризма составляют гармоничный и в наше время уже неразлучный дуэт. К сожалению, не радкость ситуация, когда участники от обеих сторон, не понимая важности вклада каждого из них, пренибрежительно или отстранённо относятся друг к другу. Эта ситуация должна изменяться, ведь чем теснее будет сотрудничество туристической компании и музея, тем взаимовыгоднее оно будет. Туристическая фирма будет получать отличные отзывы о работе, музей – довольных посетителей, а туристы, являющиеся главным звеном этой цепи, наверняка останутся довольны.Одной из актуальных проблем музейного дела на протяжении многих лет становиться отсутсвие достаточного количество кадров, имеющих высшее образование и обладающих необходимыми компетенциями для работы в музее. Эффективным решением данной проблемы станет увеличение количества специализированных кафедр для подготовки специалистов в сфере музейного дела. Данные специалисты должны быть коспетентны как в маркетинговых технологиях, так и в области духовных ценностей.Массовое распостранение культурного туризма обосновано ростом важности культурной составляющей в жизни человека XXI века. Человек хочет узнавать другие, не известные ему ранее, культуры, погружаться в их атмосферу, пробовать новое и узнавать окружающую реальность. Это помогает развивать фантазию, расширять кругозор, составлять собственное мнение об обществе, получать новый опыт.Туризм в современно обществе обладает своими тенденциями:Повышение уровня притязаний туриста, повышенная требовательность к качеству получаемого продукта.Рост индивидуальных туристов, планирующих свою культурную программу самостоятельно в связи со своими потребностями.На данном этапе развития, российский музейный туризм в наименьшей мере охватывает зарубежных туристов. За рубежом известно о немногих музеях и музейных комплексах России, в то время как на территории нашей страны огромное количество разнообразных музеев. Это диктует необходимость повышения финансирования музейно-туристических комплексов и развития взаимоотношений туристических компаний и музеев, что в будущем приведёт к увеличению потока туристов из других стран.Для увеличения культурной значимости каждого из музеев необходимо задействовать все имеющиеся в регионах ресурсы, такие как учреждения-партнёры, прилежащие к музеям территории, памятники и т.п. Сформированный привлекательный образ территории/города/местности повышает интерес туристов. Музей должен быть визитной карточкой региона, активно включаясь в его развитие посредством разработки программ продвижения и конструирования её образа.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРоссийская музейная энциклопедия : в 2-х т./Под ред. В.Л. Янин; Рос.ин-т культурологии. - М.: Прогресс; Рипол Классик, 2005. - Т1.-416с.; Т.2.- 436с.Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127.-М., 2001.-485с.Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - 1994. - №4. - С.455.Колодий Н.А. Новая экономика-экономика впечатлений. Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. –329с.Петрова Д.А. Материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных наук". - г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. - С.89-93.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела..Теория и практика./Л.М.Шляхтина/-М.: Высшая школа.-2009.-183с Шляхтина Л.М. Менеджмент. Наука. Образование. Культура: Сб. науч. Тр./Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств. – СПБ: СПбГУКИ, 2003 – 312. (Труды.Т. 155). – С. 194-208.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика6 Учебное пособие. / Л.М. Шляхтина. - 3-е изд., доп.- СПб.: Издательство "Лань"; Издательство"ПЛАНЕТА МУЗЫКА", 2016. - 246с.Шляхтина Л.М.Современное музееведение и стратегии развития музеев ХХ1 века./ЛМ.Шляхтина/Наследие в эпоху социокультурных трансформаций:Материалы международной конф./ Министерство культуры РФ, Рос.ин-т культурологии; редкол.:Э.А.Шулепова и др.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010.-С.371-376.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы.-М.,2003.-560с..Захарченко И.Н. Художественный музей как храм современной культуры. . – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/zaharchenko3.htmДата обращения 24.09.2018«Эрмитаж опробовал систему пропуска посетителей с помощью системы распознавания лиц». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5245265Дата обращения 24.09.2018Маршрут для посетителей с ограниченной подвижностью. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/visitus/recommended-trips/for-disabled/Trips+for+disabled+people/?lng=ru7Дата обращения 24.09.2018Шедевры Эрмитаж в Лас-Вегасе. Официальный сайт телеканала «Культура». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/53235/Дата обращения 24.09.2018ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Музей Муми-Троллей, Тампера, ФинляндияПриложение 2Социологический опрос «Что планируют делать в Санкт-Петербурге туристы, приехавшие из разных регионов» (ЕУСПБ, 2014)Приложение 3Музей Гуггенхайм-Эрмитаж, Лас-Вегас, США
1. Российская музейная энциклопедия : в 2-х т./Под ред. В.Л. Янин; Рос.ин-т культурологии. - М.: Прогресс; Рипол Классик, 2005. - Т1.-416с.; Т.2.- 436с.
2. Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127.-М., 2001.-485с.
3. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - 1994. - №4. - С.455.
4. Колодий Н.А. Новая экономика-экономика впечатлений. Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2010. –329с.
5. Петрова Д.А. Материалы Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных наук". - г. Томск, 5-6 апреля 2012 г. - С.89-93.
6. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела..Теория и практика./Л.М.Шляхтина/-М.: Высшая школа.-2009.-183с
7. Шляхтина Л.М. Менеджмент. Наука. Образование. Культура: Сб. науч. Тр./Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств. – СПБ: СПбГУКИ, 2003 – 312. (Труды. Т. 155). – С. 194-208.
8. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика 6 Учебное пособие. / Л.М. Шляхтина. - 3-е изд., доп.- СПб.: Издательство "Лань"; Издательство"ПЛАНЕТА МУЗЫКА", 2016. - 246с.
9. Шляхтина Л.М.Современное музееведение и стратегии развития музеев ХХ1 века./ЛМ.Шляхтина/Наследие в эпоху социокультурных трансформаций:Материалы международной конф./ Министерство культуры РФ, Рос.ин-т культурологии; редкол.:Э.А.Шулепова и др.- М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010.-С.371-376.
10. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы.-М.,2003.-560с..
11. Захарченко И.Н. Художественный музей как храм современной культуры. . – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/zaharchenko3.htm
Дата обращения 24.09.2018
12. «Эрмитаж опробовал систему пропуска посетителей с помощью системы распознавания лиц». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/5245265
Дата обращения 24.09.2018
13. Маршрут для посетителей с ограниченной подвижностью. Официальный сайт Государственного Эрмитажа. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/visitus/recommended-trips/for-disabled/Trips+for+disabled+people/?lng=ru7
Дата обращения 24.09.2018
14. Шедевры Эрмитаж в Лас-Вегасе. Официальный сайт телеканала «Культура». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/53235/
Дата обращения 24.09.2018
Вопрос-ответ:
Какова история возникновения музейного дела в России?
Музейное дело в России имеет довольно долгую историю. Оно началось еще в XVIII веке, когда в России были созданы первые государственные музеи, такие как Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств и другие. В течение долгого времени музеи России развивались, пополнялись коллекциями, открылись новые отделы и выставки. Сегодня российские музеи являются важными объектами культурного наследия и привлекают множество туристов со всего мира.
Что такое музейный туризм?
Музейный туризм - это вид туризма, включающий посещение музеев и выставок. Туристы по всему миру интересуются историей, культурой и искусством, поэтому они посещают музеи, чтобы узнать больше об этих темах. Музеи предлагают различные экспозиции, которые позволяют посетителям познакомиться с историей и культурой страны или города, в котором они находятся. Музейный туризм является важной частью индустрии туризма и способствует развитию культурного туризма.
Как Эрмитаж включен в систему туризма?
Эрмитаж является одним из самых известных музеев России и одной из основных достопримечательностей города Санкт-Петербурга. Он является популярным объектом музейного туризма и привлекает огромное количество туристов со всего мира. Эрмитаж предлагает уникальные коллекции искусства, археологии и истории, которые привлекают любителей искусства и истории. Музей также проводит различные выставки, конференции и другие мероприятия, которые привлекают туристов и способствуют развитию музейного туризма в регионе.
Какова история возникновения и включения музея в систему туризма?
История возникновения музея связана с развитием человеческой цивилизации и потребности сохранять и изучать историческое и культурное наследие. Включение музея в систему туризма началось с роста интереса к культурному туризму и появления специализированных туристических маршрутов и программ.
Какова история музейного дела в России?
Музейное дело в России имеет богатую историю, начинающуюся с создания первых кабинетов редкостей и природных коллекций в XVIII веке. Затем возникли первые художественные и исторические музеи, такие как Эрмитаж и Русский музей. В XIX веке музейное дело получило государственную поддержку и стало активно развиваться.
Что такое музейный туризм?
Музейный туризм - это вид туризма, связанный с посещением музеев и выставок. Туристы посещают музеи, чтобы ознакомиться с историей и культурой страны или региона, насладиться произведениями искусства и расширить свои знания.
Как Эрмитаж включен в систему туризма?
Эрмитаж является одной из самых популярных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга и России в целом. Музей привлекает миллионы туристов каждый год, предлагая им уникальную возможность увидеть произведения искусства разных эпох и культур.
Какие перспективы развития музейного туризма в Эрмитаже?
Перспективы развития музейного туризма в Эрмитаже включают в себя расширение экспозиции, создание новых интерактивных программ и экскурсий, использование современных технологий для предоставления информации о произведениях искусства и улучшение сервиса для туристов.
Какое значение имеет музей в системе туризма?
Музей играет важную роль в системе туризма, так как является одной из главных туристических достопримечательностей. Он предлагает посетителям уникальную возможность познакомиться с историей, культурой и искусством разных народов. Музеи также способствуют развитию культурного туризма, привлекая многочисленных посетителей из разных стран.
Как развивалось музейное дело в России?
История музейного дела в России насчитывает несколько столетий. Первые музеи появились в России в XVIII веке, и с тех пор музейная сфера стремительно развивалась. Современные музеи предлагают посетителям разнообразные экспозиции и программы, используют интерактивные технологии и расширяют границы музейного пространства, превращаясь в многофункциональные культурные центры.