Система образования детей с нарушениями речи
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ ИХ ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 5
1.1 Особенности классификации нарушений речи в детском возрасте и их психолого-педагогическая характеристика 5
1.2 Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи и условия их учета в образовательной системе 10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 16
2.1 Дошкольные учреждения системы образования детей с нарушениями речи 16
2.2 Система специальных учреждений обучения детей с нарушениями речи и перспективы развития школьного инклюзивного образования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Данной категории детей требуются обязательные коррекционные занятия, направленные на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ. 3. Существует третья группа детей с ОВЗ, которым для получения образования требуется создание адаптированной индивидуальной среды. Они могут испытывать серьезные сложности при совместном обучении, поэтому в рамках общеобразовательных школ возможна комплектация коррекционного класса, где они будут работать со специалистами по адаптированным учебным планам. 4. Четвертая категория детей с речевыми нарушениями предполагает обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Несмотря на большой потенциал инклюзивного образования детей с нарушениями речи, в настоящий момент развития отечественной образовательной системы, мы можем выделить следующе преимущества и недостатки, в сравнении с системой общего и специального образования:Достоинствами инклюзивного образования являются: • воспитание в детской среде и в обществе в целом толерантности и терпимости к физическим и психическим недостаткам окружающих; • воспитание у детей с ограниченными возможностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения; • включение инвалидов в общественную жизнь социума. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика; • территориальное приближение образовательных организаций к месту жительства ребёнка с ограниченными возможностями здоровья может позволить родителям, и, прежде всего, матери ребёнка-инвалида, не выключаться из личностно значимой производственной деятельности. Это значит, что семья ребенка не потеряет общественный статус и привычный круг общения; • доступность объектов образования и социальной инфраструктуры для инвалидов позволит ребёнку с ограниченными возможностями ощутить собственную состоятельность как личности; • создание безбарьерной среды в городе и в стране в целом поможет инвалидам самостоятельно передвигаться по городу, совершать покупки, заниматься спортом, ездить в туристические поездки, то есть жить жизнью обычного человека. К недостаткам инклюзивной модели образования относят следующие факторы: • экономическую нестабильность государства — обучение инвалида в массовой школе обходится государству не дешевле, а иногда и дороже, чем в специализированном учебном заведении; • невозможность быстро переоборудовать все школы страны под потребности детей-инвалидов; • у большинства учителей, работающих в системе общего образования, нет необходимой квалификации для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а это означает, что надо переучивать весь учительский корпус в системе дополнительного образования или повышения квалификации, что тоже не дёшево; • не всякий учитель способен работать в команде, а инклюзия предполагает (в случае необходимости) присутствие на каждом уроке прикрепленного к инвалиду педагога; • не во всех образовательных организациях есть тьюторы, специальные психологи, а тем более педагоги дефектологи — специалисты, владеющие методиками коррекционной работы и умеющие работать с таким контингентом обучающихся; • родители нормально развивающихся детей справедливо опасаются, что при реализации на уроке двух и более программ может пострадать качество образования; • категория детей с особыми образовательными потребностями достаточно разнородна. Не существует четких критериев к приему детей с ограниченными возможностями здоровья в массовую школу. В результате в классе могут оказаться учащиеся, которые, помимо речевых нарушений, из-за особенностей развития своей интеллектуальной сферы, познавательной деятельности, психо-эмоционального состояния, волевых и личностных качеств, способны дестабилизировать учебный процесс; • недостаточно научно проработана методология и технология обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях образовательных организаций, нет научно разработанных программ обучения, что предполагает работу по разработке и внедрению образовательных, воспитательных и развивающих программ на местах. Следовательно, программы будут разного уровня и качества и т. д.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение настоящего исследования, мы пришли к следующим основным выводам, согласно поставленным задачам:1. Изучив различные классификации речевых нарушений у детей, мы выявили, что согласно клинико-педагогической (логопедической) классификации, все речевые нарушения принято делить на нарушения устной и письменной речь.Психолого-педагогическая логопедическая классификация основана на анализе состояния структурных компонентов речевой системы - звуковой стороны (фонетики), лексики и грамматики. Речевые расстройства в данной классификации подразделяются на две группы: первая группа включает нарушения средств общения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи); вторая группа включает нарушения применения средств общения. Нарушения письма и чтения рассматриваются в составе первой группы как их системные, отсроченные последствия. 2. К особым образовательным потребностям детей с нарушениями речи относят:- необходимость совпадения начала коррекционно-развивающего обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии речи ребенка;- организацию эффективной здоровьесберегающей среды для сохранения здоровья и компенсации индивидуальных недостатков развития ребенка;- учет этнокультурной ситуации развития детей;- совершенствование развития взаимосвязанных с речью сенсорных, моторных и высших психических функций;- устранение неврологических и психопатологических нарушений, часто сопровождающих нарушения речи центрального органического генеза;- воспитание правильного отношения к речевым и другим возможностям ребенка со стороны родственников, социального окружения;- формирование индивидуальной языковой системы ребенка;- развитие всех форм речи и всех видов речевой деятельности;- постоянное стимулирование речевой и познавательной активности ребенка, побуждении интереса к себе, окружающим предметам и социальному миру;- обучение различным формам коммуникации (вербальным и невербальным);- профилактику нарушений формирования письменной речи и подготовку к овладению навыками чтения, письма, счета;- включение родителей в процесс коррекционно-развивающего обучения.Данные потребности обуславливают создание специализированных психолого-педагогических условий, на основе соблюдения которых, должна быть выстроена вся образовательная система для обучения детей с нарушениями речи, о которой подробнее будет описано в следующем параграфе настоящей курсовой работы.3. Система дошкольного специального образования детей с нарушениями речи представлена следующей инфраструктурой образовательных учреждений: - детские сады компенсирующего типа для детей с нарушениями речи, - отдельные группы для детей с нарушениями речи в детских садах общего дошкольного образования;- лого-пункты для детей с нарушениями речи в детских садах общего дошкольного образования;- группы в центрах коррекции речи и др. В дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи, выделяется три профиля специальных групп, согласно которым, дифференцируют обучающихся:- группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. - группы для детей с общим недоразвитием речи.- группы для детей с заиканием.4. В рамках школьного образования обучения детей с нарушениями речи может осуществляться в следующих учреждениях:- специальные (коррекционные) общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)- логопедические пункты при общеобразовательных школах- логопедические классы (Vвида) при общеобразовательных школах- логопедическая работа в С(К)ОУ VII и VIII видов.Однако, основным негативным фактором, влияющим на социализацию школьников с нарушениями речи, является то, что подавляющее большинство учреждений системы специального образования являются интернатными.С точки зрения эффективной социализации, наиболее благоприятной для развития личности является система инклюзивного образования, однако, на сегодняшний момент развития данной системы в России, существует ряд ограничений и недостатков, которые требует решения на законодательном, теоретическом и методическом уровнях.Таким образом, важной положительной тенденцией развития образовательной системы Российской Федерации является наличие достаточно широкого спектра выбора образовательного учреждения для детей с нарушениями речи, однако, структура работы данных учреждений требует модернизации и пересмотра некоторых аспектов обучения и воспитания.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюсАдаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под.ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченнымиАхметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете // Филология и культура. PhilologyandCulture.-Казань: Издательство Казанского университета, 2015.-№ 1(39).-С.301-307. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). - С. 208-212. Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2010. – 152 с. возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы Волосовец Т.В, Кутепова Е.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 144 с. Всероссийск. Научно-практич. конф., 1 февраля 2017 г. – Мурманск: МГГУ, 2017. С. 4 - 17Гаркуша Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001. – С. 95 - 99. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008. – 196 с. Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи // Дефектология. – 2003. – № 6. – С. 81-92. Кириллова Е. А. Психолого-педагогические аспекты обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной педагогической науки: Материалы Международной научно-образовательной конференции (18-19 декабря 2014 г.): Сборник научных трудов / Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. – Казань: ТРИ «Школа», 2014. – с.355-358 Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 329 с.ЛевинаР.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. М.: Аркти, 2005. - 222 с.Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой.—Изд. 5-е, перераб. и доп..—Москва: ВЛАДОС, 2008.—703 сМалофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения/ Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. - № 1. – С. 17-20Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. – С.28 - 31Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 11–15. Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 66–70. Хохлова В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1041-1043. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 3-9.Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 2 (22). – С. 19-23Чичкова Т. И. Социализация детей с нарушением речи в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 705-708
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс
2. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под.ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.
3. Акимова, О.И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными
4. Ахметзянова А.И. Кластерный подход к организации инклюзивного образования в Казанском федеральном университете // Филология и культура. PhilologyandCulture.-Казань: Издательство Казанского университета, 2015.-№ 1(39).-С.301-307.
5. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). - С. 208-212.
6. Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – Минск, 2010. – 152 с.
7. возможностями здоровья / Инклюзивное образование: проблемы, опыт перспективы: Материалы
8. Волосовец Т.В, Кутепова Е.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
9. Всероссийск. Научно-практич. конф., 1 февраля 2017 г. – Мурманск: МГГУ, 2017. С. 4 - 17
10. Гаркуша Ю.Н. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Н. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001. – С. 95 - 99.
11. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008. – 196 с.
12. Зайцев И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи // Дефектология. – 2003. – № 6. – С. 81-92.
13. Кириллова Е. А. Психолого-педагогические аспекты обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной педагогической науки: Материалы Международной научно-образовательной конференции (18-19 декабря 2014 г.): Сборник научных трудов / Под общ.ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. – Казань: ТРИ «Школа», 2014. – с.355-358
14. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 329 с.
15. ЛевинаР.Е. Нарушения речи и письма у детей: избр. тр. М.: Аркти, 2005. - 222 с.
16. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой.—Изд. 5-е, перераб. и доп..—Москва: ВЛАДОС, 2008.—703 с
17. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения/ Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.
18. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции // Дефектология. 2009. - № 1. – С. 17-20
19. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. – С.28 - 31
20. Насибуллина А. Д. Специфика психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S26. – С. 11–15.
21. Польшина М. А. Технологии психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 66–70.
22. Хохлова В. М. Социализация детей с нарушениями в развитии речи // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1041-1043.
23. Чиркина Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. - 2012. - № 1. - С. 3-9.
24. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 2 (22). – С. 19-23
25. Чичкова Т. И. Социализация детей с нарушением речи в современном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 705-708
Вопрос-ответ:
Какие особенности классификации нарушений речи у детей и их психолого-педагогическая характеристика?
Классификация нарушений речи в детском возрасте включает такие особенности, как дизартрия, гласные и согласные звуки, нарушение слухового восприятия, речевое развитие и др. Каждая из этих особенностей характеризуется своими специфическими проявлениями и требует индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей с нарушениями речи.
Какие особые образовательные потребности детей с нарушениями речи и каковы условия их учета в образовательной системе?
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи включают необходимость специальных программ и методик обучения, индивидуального подхода к каждому ребенку, создание условий для развития коммуникационных навыков, учет социально-психологических особенностей детей и т.д. Для учета этих потребностей в образовательной системе необходимо обеспечить специальные педагогические условия, использование адаптированных программ и методик, обучение специалистов, работающих с ребенком, и сотрудничество с родителями.
Какова современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи?
Современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи включает специальные дошкольные учреждения, специализированные классы и школы, инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях. В каждом из этих случаев применяются различные методики и программы обучения, учитывающие особенности развития ребенка и его потребности.
Какие специальные дошкольные учреждения существуют для детей с нарушениями речи?
Для детей с нарушениями речи существуют специальные дошкольные учреждения, такие как логопедические детские сады, коррекционные детские сады, детские санатории и другие. В этих учреждениях ребенок получает специальное обучение и реабилитацию с учетом его особых потребностей.
Какие особенности классификации нарушений речи в детском возрасте и их психолого-педагогическая характеристика?
Классификация нарушений речи в детском возрасте основывается на причинах возникновения нарушений, характере проявления и степени их выраженности. Психолого-педагогическая характеристика зависит от конкретного вида нарушения и может включать такие аспекты, как слабость артикуляционного аппарата, нарушение грамматики, нарушение связной речи и т. д.
Какие особые образовательные потребности у детей с нарушениями речи и какие условия должны быть учтены в образовательной системе?
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи могут включать необходимость дополнительной практики произношения звуков, развитие навыков грамматики и орфографии, тренировку навыков слушания и понимания речи. В образовательной системе должны быть созданы специальные условия: использование специальных программ и методик обучения, работа с логопедом или специалистом по коррекционной педагогике, адаптация учебного материала и т. д.
Какова современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи?
Современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особых образовательных потребностей и работу с ним на разных уровнях развития речи. В дошкольных учреждениях могут быть созданы специальные группы или классы для детей с нарушениями речи, где они получают специализированное обучение. В школах предусмотрены коррекционные занятия, адаптация учебного материала и поддержка специалистов (логопеда, психолога, специалиста по коррекционной педагогике) для работы с такими детьми.
Какие проблемы возникают при обучении детей с нарушениями речи?
При обучении детей с нарушениями речи могут возникать такие проблемы, как ограниченность возможностей общения, трудности с произношением звуков и образованием слов, недостаточное развитие навыков слушания и понимания речи, нарушение грамматической структуры предложений и т. д. В связи с этим, нередко требуется использование специализированных методик и подходов к обучению.
Какие особенности классификации нарушений речи у детей и их педагогическая характеристика?
Особенности классификации нарушений речи у детей включают различные типы нарушений (звукопроизношение, лексические, грамматические и др.), их степень выраженности и причины возникновения. Педагогическая характеристика таких нарушений включает описание текущих уровней речевого развития детей, особенности восприятия и воспроизведения речи, специфические трудности в усвоении образовательной программы и необходимость индивидуального подхода в обучении.
Какие условия учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи в образовательной системе?
Учет особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи в образовательной системе включает создание специализированных классов или групп, где работают специалисты-дефектологи и логопеды, применение индивидуальных программ и методик обучения, определение дополнительных учебных материалов и адаптацию образовательного процесса к потребностям каждого ребенка.
В какой системе осуществляется образование детей с нарушениями речи?
Образование детей с нарушениями речи осуществляется в системе дошкольного и школьного образования. Для дошкольного возраста существуют специализированные детские сады, в которых работают специалисты-логопеды. В школьном возрасте дети могут обучаться в обычных школах с созданием специализированных классов или групп, а также в специальных образовательных учреждениях.
Что включает в себя современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи?
Современная система дошкольного и школьного образования детей с нарушениями речи включает разработку и применение специальных методик и программ обучения, создание индивидуальных образовательных планов, работу специалистов-дефектологов и логопедов, проведение коррекционных занятий и тренировок речи, а также сотрудничество с родителями и медицинскими специалистами.