курсовая
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 31.10.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОЛИ БИБЛИОТЕК В СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЕ 5
1.1. Роль сельского социума в социализации жителей 5
1.2. Социально-культурные функции библиотек 11
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ 25
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта 25
2.2. Роль библиотеки в жизни сельской общины 28
2.3. Рекомендации по деятельности сельской библиотеки 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
10 пользователей в библиотеке хотят получать информацию о событиях в регионе.
Участникам опроса было предложено также указать, что устраивает их в библиотеке, а что нет. Так, 62 опрошенных отметили профессионализм библиотекарей; 61 - культуру обслуживания; 60 - удобный режим работы; 59 - возможность общения. 57 человек довольны местом нахождения библиотеки, 57 интересно проводят здесь свободное время. Оформление интерьера библиотек нравится 54 опрошенным.
Что же не устраивает сельских жителей в библиотеке? 55 респондентов указали на необходимость обеспечения библиотеки современными техническими средствами. Недовольные пользователи комплектованием фондов, особенно новыми поступлениями (41), фондом журналов (37), книжным фондом (34), фондом газет (21). Потребность улучшить справочно-библиографический аппарат и информационное обслуживание выразили соответственно 12 и 10 респондентов.
Одним из важных этапов исследования стало выяснение с помощью анкетного опроса, как оценивают работу библиотек, состояние их фондов, особенности читательского спроса сельские библиотекари. В общем проанкетировано 6 библиотечных работников. Первым вопросом анкеты был: «Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?». Положительный ответ дали 5 опрошенных. Среди приоритетных функций библиотеки названа информационная, образовательная, социокультурная деятельность, работа с пользователями для полного удовлетворения их запросов, участие в жизни местного сообщества.
На вопрос об изменениях в работе библиотеки в последнее время библиотекари отметили, что улучшились условия труда, финансирования, наладилось сотрудничество с органами местного самоуправления, увеличились поступления новой литературы, активизировалась массовая работа. Во многих библиотеках изменился режим работы, переведены работники на полные должностные оклады или 0,75 оклада, помещения начали отапливать, сделаны ремонты с современным оформлением интерьера.
Положительные изменения в отношении к библиотеке за последние годы со стороны органов местной власти отмечено 5 участниками исследования; для 1 - изменений нет; 2 библиотечных работника сельских библиотек испытывают негативные изменения. Со стороны местной общины положительные изменения в отношении к библиотеке почувствовали 4 респондента, не почувствовал изменений 1 респондент, 1 библиотекарь написала о негативном отношении.
Занимаются ли органы местной власти проблемами библиотеки? 3 участников исследования отметили, что власть реагирует на обращения по различным вопросам. Органы местной власти оказывают финансовую поддержку и участвуют в библиотечных мероприятиях (соответственно по 3 положительные ответы). Наиболее эффективным библиотекари считают личный контакт с председателем сельского (поселкового) совета. Это отметил 4 респондента. Участие работников местного совета в библиотечных мероприятиях, презентациях является эффективным для 3 участника исследования, а еще 2 считают важным в сотрудничестве оперативное информационное обслуживание представителей местной власти по социально-экономическим, правовым вопросам.
Инновационные методы готовы вводить 5 библиотекарей. Навыками работы с компьютером, ксероксом, в Интернете обладают 2 библиотечных работника, 1 - не умеет с этим работать. Если эта техника будет присутствовать в библиотеке, то на ней научатся работать 3 специалиста, как они отметили в анкетах.
Интересны ответы на вопросы о литературе, которая пользуется наибольшим спросом у читателей. 5 респондентов отметили, что пользователи обращаются в библиотеку, стремясь получить помощь при подготовке к занятиям, 5 считают, что для отдыха, 2 - с целью повышения квалификации и профессионального уровня, а 2 - для самообразования и решения социальных проблем. Итак, тяга к знаниям с окончанием учебных заведений и получением определенной профессии уменьшается.
Важным моментом исследования, стал анализ ответов на вопрос о том, что имеет решающее значение для развития библиотек. Основными аргументами стали: государственная политика в области культуры (4 ответа) размеры финансирования (3) экономическое развитие региона (2) заинтересованность и профессионализм библиотечных специалистов (2); потребность населения в библиотечных услугах (2); зарплата работников библиотек (1).
2.3. Рекомендации по деятельности сельской библиотеки
Библиотека является центром общественной, духовной и культурной жизни на селе. Она аккумулирует в себе обычаи, традиции села, его историю и культуру. Кроме того, она делает доступными для людей мировые литературные богатства, дает возможность приобщиться к интеллектуальным и духовным источникам других народов и культур. Между тем, в сельской местности существуют значительные трудности осуществления современно выстроенной и информационно насыщенной библиотечной работы по обслуживанию местных жителей. Поэтому в целях развития информационного пространства на селе необходимо создать соответствующие условия для развития современных информационных и просветительских центров.
В целях сохранения фонда и кадрового потенциала происходит объединение сети публичных и школьных библиотек. Это позволяет не только сохранить информационный потенциал и кадры, но и значительно разнообразить библиотечную работу на селе. Деятельность библиотек становится многофункциональной и разноплановой от выдачи книг и учебников док создания системы корпоративных каталогов и сложного поиска информации в Интернете, а также участия в проектной деятельности. Значимое содержание приобретает работа библиотеки в помощь учебному процессу образовательных учреждений: это удовлетворение информационных запросов учителей и учеников, составление рекомендательных списков литературы для предметных недель, проведение массовых мероприятий, посвященных известным литераторам и выдающимся датам, презентации творческих доработок поэтов и прозаиков, бенефисы читателя, разнообразные конкурсы (эрудитов, внимательных и начитанных, мудрости и т.д.).
Важной составляющей деятельности сельских библиотек является популяризация здорового образа жизни, работа по профилактике правонарушений, злоупотребления наркотиками, алкоголем и тому подобное. В то же время, несмотря на определенные проблемы информационной, просветительской и досуговой работы на селе, хроническое недофинансирование из местных бюджетов, стоит отметить необходимость трансформации приобретенного опыта и осуществления поиска инновационных технологий для улучшения деятельности сельских библиотек.
Сегодня чрезвычайно актуальной проблемой в этом деле является создание условий для комплексного развития публичных библиотек - главных социальных институтов воспитания сельской молодежи.
Особого внимания в сельской библиотеке требует проблема расширения репертуара периодических изданий. К сожалению, в наличии недостаточное количество изданий в помощь учебному процессу, практически отсутствуют молодежные, научно-популярные и направленные на досуг периодические издания. Также ограничено количество новых поступлений. Поэтому основным источником пополнения фондов сельских библиотек сегодня является социально значимые издания негосударственных программ, профинансированные правительством страны.
Исходя из этого, можно отметить, что одним из направлений развития этих библиотек является обновление фонда с помощью тематически выстроенных и подобранных с учетом потребностей практики целостных книжных комплектов. ЦРБ при надлежащем финансировании могли бы создавать такие комплекты для своих филиалов, учитывая специфику читательской аудитории и запросы пользователей. По нашему мнению такие трансформированные книжные комплекты будут способствовать повышению информирования сельских жителей и улучшению доступа к необходимой информации в условиях сельской библиотеки.
Важнейшим условием трансформации деятельности сельской библиотеки является ее компьютеризация, которая позволит значительно повысить эффективность работы, пополнить информационные ресурсы библиотеки и повысить уровень обслуживания различных слоев населения. Наличие компьютерной базы в школьных отделениях позволяет внедрять инновационные формы обслуживания учащихся и учителей.
Внедрение информационных технологий в деятельность сельской библиотеки также позволит значительно оживить современную методику обслуживания пользователей в ознакомлении с мультимедийными и Интернет-ресурсами и привлечь значительную часть сельских жителей к всемирной сети. Развитие компьютерной инфраструктуры существенно улучшит качество и оперативность информационной деятельности; ведь будут использоваться базы данных правовой, краеведческой и фактографической информации, что позволит органам местного самоуправления и обычным пользователям всегда быть в курсе событий.
Конечно внедрение информационных технологий в деятельность сельской библиотеки невозможно без помощи местных органов власти, без спонсоров и меценатов, которые проживают в данном регионе.
В новых условиях особую значимость приобретает утверждение модельного стандарта деятельности публичной библиотеки. Ведь моделирования нового интеллектуального пространства для развития чтения и развитие таких моделей, как библиотека-клуб, библиотека-музей, библиотека семейного чтения, библиотека - центр экологической культуры, библиотека - центр правовой культуры и библиотека - культурно-досуговый центр позволит активизировать социальную работу в новых условиях.
Весьма перспективным направлением работы сельской библиотеки является налаживание информационно-образовательной поддержки молодых пользователей с привлечением к книжной культуре социально изолированной и мало защищенной молодежи.
Потребность времени - развитие системы семейного чтения. Сегодня, когда экономические трудности коснулись многих семей, добрая, умная книга, семейное чтение должны снова объединить людей, вдохнуть любовь в сложные человеческие отношения. Одновременно необходимо продолжить работу по выявлению потенциальных читателей семейной библиотеки и определения их проблем. Стоит создавать базы данных о сельских семьях: молодые, многодетных, неполных, неблагополучных, семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями и детей-инвалидов и тому подобное. Достаточно интересная инновационная технология работы - это введение «семейного формуляра» как прогрессивной формы обслуживания. Стоит также отметить практику организации клубов и дней семейного чтения, а также целевых комплексных программ по работе с семьями.
Введение программ «Библиотека семейного чтения как информационный и досуговый центр» и «Возрождение традиций семьи» свидетельствует о значительных ресурсах в возрождении традиций семейного чтения, знакомстве детей и родителей с золотым фондом литературы и воспитании доброго отношения к книге, содействии объединению семьи через общение с книгой, получении знаний и получении навыков поиска необходимой информации.
К инновационным формам работы библиотеки можно отнести эвристическую программу «Книга. Чтение. Читатель». Данная программа имеет четкую структуру, в которой определены 4 блока: 1. Литературное чтение. 2. Родительское чтение. 3. Моя большая и малая Родина. 4. Книготерапия.
Стоит отметить, что внедрение таких программ позволит значительно активизировать сотрудничество библиотеки с другими учреждениями и организациями по развитию информационного пространства на селе.
К главным приоритетам трансформации деятельности библиотек с целью изменения качества жизни сельских жителей можно отнести следующие:
- работа библиотеки по выбранной программе;
- развитие нужд сельской молодежи;
- присоединения сельской библиотеки к сети Интернет;
- обеспечение информационных запросов посредством Интернет ресурсов;
- содействие адаптации выпускников СОШ к новым условиям настоящего;
- помощь в поисках места работы;
- утверждение библиотеки как центра досуга;
- воспитание культуры чтения.
Надеемся, что трансформация деятельности сельских библиотек даст новый импульс в развитии библиотечного обслуживания жителей села.
Заключение
Библиотеки это полифункциональные учреждения, их развитие как социокультурного феномена определяется богатством направлений деятельности. Роль библиотеки как социокультурного института служит предметом широких дискуссий среди библиотечных знатоков, историков, педагогов и в последние десятилетия культурологов и философов. Современная библиотека включена в культурно-образовательное пространство, она активно сотрудничает со школами, высшими учебными заведениями, музеями, эстетическими центрами, что позволяет ей в современных условиях выполнять свою миссию, которая заключается в оптимальном информационном обеспечении жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя отдельно. Постоянное творческое совершенствование работы приводит сотрудников библиотек к поиску инновационных путей формирования собственного культурно-образовательного пространства, в частности, к созданию библиотечных комплексов, интегрирующих основные функции библиотеки.
Исследование подтвердило гипотезу, библиотека - наиболее популярное и посещаемое учреждение культуры в сельской местности. Его результаты показали, что библиотека - культурный, духовный, образовательный, информационный, краеведческий, досуговый центр современного села, безразличное отношение к которому со стороны властных структур недопустимо. В условиях практически полного отсутствия книжной торговли в селах библиотеки являются основным источником распространения произведений печати. При слабой укомплектованности фондов, незначительных средствах на подписку периодических изданий и приобретение литературы, недостатках книгоиздательского политики и книгораспространения сельская библиотека все-таки способна удовлетворять запросы своих читателей. Однако потребности в содержательной, максимально информационной, интеллектуальной книге заметно уменьшились. Обращение большинства читателей в основном к так называемой развлекательной литературе - для отдыха, хобби, интерес к таким мерам, как вечера отдыха, свидетельствуют о том, что деятельность сельской библиотеки тяготеет к реализации релаксационной функции, которая нацелена на помощь людям отойти от повседневных проблем и найти душевное успокоение с помощью книги, дружеского общения. Все накопленные данные позволяют сделать вывод о том, что сегодня остро стоит вопрос не столько удовлетворения, сколько путей формирования потребностей в чтении, что одновременно должно базироваться на библиотечных фондах, которые должны систематически пополняться и восстанавливаться. Однако пока обществом не будет сформирована острая потребность непосредственно в библиотеке, она будет оставаться на том же примитивном уровне, как сегодня, с низким наполнением фонда. Самостоятельно библиотека решить эти проблемы не в состоянии.
Социологические данные подтвердили, что успешная деятельность библиотеки связана и с личностью библиотекаря. Статус, престиж, авторитет сельского библиотекаря зависят одновременно от его образовательного уровня, гражданской активности, участия в деятельности органов местного самоуправления и сотрудничества с ними. У сельских библиотекарей недостаточно возможностей для повышения уровня профессиональных знаний, интеллектуального и творческого развития, для самореализации.
Проведенное исследование показало, что сельская библиотека в нынешних условиях финансирования, недостаточного внимания органов местного самоуправления к ее проблемам все же продолжает выполнять свое социальное назначение. Можно с полной ответственностью утверждать, что она является необходимой для сельской общины. Результаты исследования также дали возможность поразмышлять над тем, что и как нужно делать для успешной деятельности библиотечного учреждения на селе.
Список литературы
Аскарова, В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XX - начало XXI веков) [Текст] / В.Я. Аскарова. - СПб.: Питер, 2003. - 426 с.
Бабий Е. Л. В хитросплетениях реформ. Библиотеки сельских поселений в системе координат развития культуры // Библиотечное дело. – 2009. – № 3. – С. 13-15.
Библиотеки - в помощь нравственному и эстетическому воспитанию читателей: из опыта работы Иван. обл. б-ки для детей и юношества / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. юнош. б-ка; [сост. А.С. Рывкинд]. - М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 1996. - 11 с.
Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде [Текст]: библиографическая информация / Государственная публичная научно-техническая библиотека России (М.). - М.: ГПНТБ России, 2011 - 68 с.
Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 1. – С. 112-117. – Библиогр.: с. 118 (3 назв.).
Бородина, В.А. Технология читательского развития /В.А. Бородина [Текст] // Читающий мир и мир чтения: сб. статей по материалам международной конференции, Санкт-Петербург, июнь, 2002. - М.: Рудомино, 2003. - С. 109 - 118.
Бочарова В.Г., М.Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.
Бражникова С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс] / С. А. Бражникова // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35-47. – Режим доступа: http://www.bgunb.ru, свободный
Брызгалова Н.С. Культурная среда современного села//Духовная культура современного села. - Л.: ЛГПИ, 1982.-с.3-11.
Ветчанова О. В. Инновации в библиотеке // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 11. – С. 12-22.
Волик А. П. Библиотеки России: выбор пути // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16-24. – Библиогр.: с. 25 (20 назв.).
Головко С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: науч.-метод. пособие / Головко С. И.; отв. ред. О. Р. Бородин. – М.: Либерея–Бибинформ, 2008. – 128 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 83).
Дворкина М.Я. Изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания / М.Я.Дворкина // Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции.- М., 2001.- 142 с.
Домаренко Е. Социально-культурная деятельность библиотек: Научно-практическое пособие / Е.Домаренко.М.: Либерея-Бибинформ, 2006.- выпуск 44.- 120 с.
Жадько Н.В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного периода: автореф.дис.канд.пед.наук / Н.В.Жадько. - М., 1996. - 22 с.
Жамсуева О. С. Досуг сельской молодежи на современном этапе развития общества // Вестник БГУ. 2013. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosug-selskoy-molodezhi-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva (дата обращения: 12.12.2017).
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: Учебн.метод.пособие / А.Д.Жарков.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.- 239 с.
Зайцев В.Н. Социокультурная деятельность библиотек - один из путей развития информационного общества / В.Н.Зайцев // Библиотековедение.- 2006.- №2.- С.23-25
Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: [учеб. пособие] / Е. Ю. Качанова; Хабар. гос. ин-т искусств и культуры. – СПб.: Профессия, 2007. – 335 с.: ил. – (Библиотека).
Качанова Е. Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Е. Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 10. – С. 5-24. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru, свободный.
Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализаци, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников.- М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.
Колегаева С. Д. Организационные измерения как фактор инновационного развития общедоступных библиотек // Румянцевские чтения-2007: Издатели – библиотеки – читатели в системе научной коммуникации: материалы Междунар. науч. конф. (10-12 апр. 2007 г.) / Рос. гос. б-ка. – М., 2007. – С. 178-181.
Либерова М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ: автореферат — М., 2009. — 23 с.
Лысиков Н.П., Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект / Н.П.Лысиков и др.- М., 2009. 95 с.
Ощепкова А. В. Изучение досуга сельской и городской молодежи // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2. – С. 35–38
Публичная библиотека как социокультурный институт: альтернативные точки зрения и изменяющиеся контексты / Конни Ван Флит, Даглас Рейбера // Обслуживание взрослых публичным библиотеками США.- М., 1995.- Ч.2.- С.226-251
Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции / М.М. Самохина // Библиотека и общество в России 90-х годов XX века: материалы семинара.- М., 1994.- С. 12-18
Социокультурная деятельность: Публичные библиотеки / Составители: С. Кравченко, и Цурина.- К. Национальная парламентская библиотека, 2005. 67 с.
Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие / А.С.Чачко.- М.: Либерея. 2004. 87 с.
2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аскарова, В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец XX - начало XXI веков) [Текст] / В.Я. Аскарова. - СПб.: Питер, 2003. - 426 с.
2. Бабий Е. Л. В хитросплетениях реформ. Библиотеки сельских поселений в системе координат развития культуры // Библиотечное дело. – 2009. – № 3. – С. 13-15.
3. Библиотеки - в помощь нравственному и эстетическому воспитанию читателей: из опыта работы Иван. обл. б-ки для детей и юношества / М-во культуры Рос. Федерации, Рос. гос. юнош. б-ка; [сост. А.С. Рывкинд]. - М.: Рос. гос. юнош. б-ка, 1996. - 11 с.
4. Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде [Текст]: библиографическая информация / Государственная публичная научно-техническая библиотека России (М.). - М.: ГПНТБ России, 2011 - 68 с.
5. Бородина С. Д. Инновационная личность как субъект и объект дополнительного образования библиотекарей // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 1. – С. 112-117. – Библиогр.: с. 118 (3 назв.).
6. Бородина, В.А. Технология читательского развития /В.А. Бородина [Текст] // Читающий мир и мир чтения: сб. статей по материалам международной конференции, Санкт-Петербург, июнь, 2002. - М.: Рудомино, 2003. - С. 109 - 118.
7. Бочарова В.Г., М.Гурьянова М.П. Стратегия модернизации сельского образовательного социума // Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.
8. Бражникова С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс] / С. А. Бражникова // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35-47. – Режим доступа: http://www.bgunb.ru, свободный
9. Брызгалова Н.С. Культурная среда современного села//Духовная культура современного села. - Л.: ЛГПИ, 1982.-с.3-11.
10. Ветчанова О. В. Инновации в библиотеке // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – № 11. – С. 12-22.
11. Волик А. П. Библиотеки России: выбор пути // Библиотековедение. – 2009. – № 4. – С. 16-24. – Библиогр.: с. 25 (20 назв.).
12. Головко С. И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: науч.-метод. пособие / Головко С. И.; отв. ред. О. Р. Бородин. – М.: Либерея–Бибинформ, 2008. – 128 с. – (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 83).
13. Дворкина М.Я. Изменение социальной роли и философии библиотечного обслуживания / М.Я.Дворкина // Библиотечное обслуживание: новая реальность. Лекции.- М., 2001.- 142 с.
14. Домаренко Е. Социально-культурная деятельность библиотек: Научно-практическое пособие / Е.Домаренко.М.: Либерея-Бибинформ, 2006.- выпуск 44.- 120 с.
15. Жадько Н.В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного периода: автореф.дис.канд.пед.наук / Н.В.Жадько. - М., 1996. - 22 с.
16. Жамсуева О. С. Досуг сельской молодежи на современном этапе развития общества // Вестник БГУ. 2013. №14. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosug-selskoy-molodezhi-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva (дата обращения: 12.12.2017).
17. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: Учебн.метод.пособие / А.Д.Жарков.- М.: Либерея-Бибинформ, 2008.- 239 с.
18. Зайцев В.Н. Социокультурная деятельность библиотек - один из путей развития информационного общества / В.Н.Зайцев // Библиотековедение.- 2006.- №2.- С.23-25
19. Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: [учеб. пособие] / Е. Ю. Качанова; Хабар. гос. ин-т искусств и культуры. – СПб.: Профессия, 2007. – 335 с.: ил. – (Библиотека).
20. Качанова Е. Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Е. Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 10. – С. 5-24. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru, свободный.
21. Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализаци, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников.- М.: МГУКИ, 2001.- 136 с.
22. Колегаева С. Д. Организационные измерения как фактор инновационного развития общедоступных библиотек // Румянцевские чтения-2007: Издатели – библиотеки – читатели в системе научной коммуникации: материалы Междунар. науч. конф. (10-12 апр. 2007 г.) / Рос. гос. б-ка. – М., 2007. – С. 178-181.
23. Либерова М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ: автореферат — М., 2009. — 23 с.
24. Лысиков Н.П., Алимаева О.И., Вакулич Н.Р. Современная библиотека и образование: социокультурный аспект / Н.П.Лысиков и др.- М., 2009. 95 с.
25. Ощепкова А. В. Изучение досуга сельской и городской молодежи // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2. – С. 35–38
26. Публичная библиотека как социокультурный институт: альтернативные точки зрения и изменяющиеся контексты / Конни Ван Флит, Даглас Рейбера // Обслуживание взрослых публичным библиотеками США.- М., 1995.- Ч.2.- С.226-251
27. Самохина М.М. Библиотека как социальный институт и ее функции / М.М. Самохина // Библиотека и общество в России 90-х годов XX века: материалы семинара.- М., 1994.- С. 12-18
28. Социокультурная деятельность: Публичные библиотеки / Составители: С. Кравченко, и Цурина.- К. Национальная парламентская библиотека, 2005. 67 с.
29. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: Научно-методическое пособие / А.С.Чачко.- М.: Либерея. 2004. 87 с.