Общество против коррупции: взгляд через призму принципа- агентской модели
Заказать уникальный доклад- 30 30 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Модель агентских отношений. Коррупция в агентских отношениях 4
2. Проблемы взаимодействия власти и общества сквозь призму дефектов принципал-агентской модели 8
3. Общественный антикоррупционный контроль в России (общество как принципал по отношению к власти) 11
4. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах 16
Заключение 29
Список литературы 30
В частности, он определяет порядок взаимодействия муниципальных и центральных органов государственной власти по вопросам местного значения, требующим неотложного решения. Закон обязывает Государственного секретаря по делам местных сообществ периодически обращаться к местным органам в целях получения от них предложений по улучшению жизни местных общин. На основе этих предложений формулируется план конкретных действий. Ответственность за осуществление плана несет Государственный секретарь, который ежегодно должен отчитываться перед парламентом путем представления доклада с описанием проведенных в осуществление плана мероприятий. Прозрачность деятельности соответствующих органов и организаций, участвующих в реализации плана, обеспечивается требованием обязательной публикации указанного доклада.
Установление обязанности Государственного секретаря по организации сбора, изучения и учета предложений снизу при принятии важных для населения решений, а также демократический характер процедуры внесения предложений, исходящих непосредственно от граждан, проживающих на конкретной территории, позволяют по существу корректировать отдельные направления деятельности центральных органов управления с учетом пожеланий и рекомендаций населения. Это не только создает возможности реального общественного контроля наиболее чувствительных сфер, затрагивающих интересы большинства населения, к которым, безусловно, относится противодействие коррупции, но и позволяет вырабатывать соответствующие профилактические меры.
Особую роль в предотвращении и преодолении коррупции в местных органах играет социальный контроль за местным бюджетом, средства которого расходуются непосредственно на нужды населения определенной территории. Так, указанный британский Закон 2007 г. предоставил местным общинам право на получение информации о расходовании правительственными департаментами, местными органами или должностными лицами бюджетных средств на цели местных общин. Для этого на Государственного секретаря возложена обязанность по организации подготовки указанными субъектами отчетов о расходовании государственных публичных финансов на нужды конкретных местных сообществ.
Важным инструментом социального контроля за коррупцией на местном уровне стал также британский Закон об аудите и подотчетности местных органов (Local Audit and Accountability Act) 2014 г. Он содержит положения, обеспечивающие возможность осуществления финансового контроля в отношении местной администрации. В Законе предусмотрено требование открытости деятельности местной администрации, соблюдение которого достигается установлением обязанности обеспечения доступа общественности на заседания, а также возможности ознакомления с принимаемыми документами. Закон разрешил присутствовать на заседаниях местных органов представителям общественности, включая журналистов и блогеров, которые имеют право делать фото, вести аудио- и видеозапись, транслировать в Интернет ход заседания и осуществлять любые иные меры, позволяющие лицам, не присутствующим в зале, видеть и слышать все происходящее. Кроме того, согласно ст. 26 указанного Закона в процессе проведения аудита местного органа любое заинтересованное лицо вправе знакомиться с его финансовыми и иными документами и отчетами. В целях усиления общественного контроля за финансовой деятельностью местных властей Законом об аудите местных органов и публичном доступе к документам (Local Audit (Public Access to Documents) Act) 2017 г. введено дополнение, разрешающее журналистам знакомиться с отдельными аудиторскими отчетами и иными документами, касающимися вопросов аудита.
Средством общественного контроля за коррупцией является такая форма обращения граждан к публичным органам, применяемая в ряде зарубежных стран, как уведомление администрации. Это информирование частными лицами органов публичной администрации о фактах плохого или ненадлежащего управления. К подобным фактам может относиться любая разоблачительная или критическая информация о недостатках в деятельности должностных лиц или их злоупотреблениях. Уведомление, содержащее критические оценки в отношении неправомерных действий или решений администрации, может содержать просьбу об устранении соответствующих нарушений или недостатков. При этом важно отметить, что уведомление может быть сделано любым лицом, даже тем, интересы которого непосредственно не затронуты. Подобный институт предусмотрен, например, Законом Испании о правовом режиме деятельности публичной администрации и общем административном производстве 1992 г. Представляется, что данный институт может весьма успешно способствовать социальному контролю в рассматриваемой области.
Социальный контроль, направленный на противодействие коррупции, базируется также на внедрении в деятельность публичной администрации принципа подотчетности. Этот принцип распространяется не только на органы государственного управления, но и на государственных служащих, должностных лиц различного уровня, а также любых лиц, осуществляющих публичные функции. Важной гарантией эффективной реализации принципа подотчетности в целях социального контроля за коррупцией является установление достаточного объема требований к отчетности для различных видов органов публичной администрации, а также должностных лиц. Их перечень, а также круг вопросов, по которым должны представляться сведения, должны быть конкретными и исчерпывающими, а сами представляемые сведения — открытыми. Для этого многие государства не только ввели обязанность государственных служащих отчитываться об их доходах и расходах, но и установили требование опубликования соответствующих данных в специальных электронных реестрах, доступных контролю общественности.
Очевидно, что внедрение многообразных форм отчетности, включая электронные, создает более благоприятные условия для осуществления социального контроля в сфере борьбы с коррупцией.
Активно развивающимся институтом социального контроля в области противодействия коррупции представляется институт омбудсмена. Например, в Шотландии действует омбудсмен по делам публичных служб, учрежденный на основании одноименного Закона, принятого парламентом Шотландии в 2002 г. Омбудсмен наделен полномочиями по проведению расследования индивидуальных или коллективных жалоб граждан на неправомерные действия или бездействие органов публичной администрации, а также компаний, осуществляющих публичные услуги в сфере здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и предоставления иных услуг населению.
О результатах расследования он обязан сообщать заявителям, а также правительству, а копия отчета о расследовании передается парламенту Шотландии. Таким образом, задачами омбудсмена являются тщательное изучение фактов ненадлежащего административного поведения и передача результатов такого изучения на рассмотрение компетентным государственным органам. Омбудсмен ежегодно составляет доклад об основных результатах своей работы, который направляется парламенту. Представляется, что деятельность омбудсмена объективно содействует осуществлению социального контроля за коррупцией путем защиты интересов отдельных граждан, обращающихся к нему за помощью.
Интересно отметить, что за деятельностью самого омбудсмена установлен общественный контроль. В 2006 г. по инициативе неправительственной организации Scottish Ombudsman Watch был создан специальный веб-сайт, целью которого является достижение большей открытости в деятельности омбудсмена и обеспечение доступности информации о результатах его работы для широких слоев общественности. На нем, в частности, публикуются адресованные парламенту петиции отдельных лиц, указывающие на недостатки в деятельности омбудсмена. Этот пример демонстрирует, что с помощью обращения к институту омбудсмена и даже путем его критики общественность может оказывать существенное влияние на формирование в обществе и системе государственных органов нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
Достойный внимания опыт социального контроля в сфере борьбы с коррупцией накоплен в Индии. Так, в этой стране действует Центральная комиссия бдительности — федеральный независимый орган, учрежденный правительством в 1964 г. в целях консультирования и методического руководства федеральными органами исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции.
В соответствии с Законом о Центральной комиссии бдительности (Central Vigilance Commission Act) 2003 г. к ее функциям отнесены: осуществление контроля за расследованием преступлений, подпадающих под действие Закона о предотвращении коррупции 1988 г.; сбор и изучение фактов или инициирование расследования, осуществляемого по указанию центрального правительства в отношении федеральных публичных служащих, подозреваемых в коррупционных правонарушениях; надзор за уполномоченными контрольными органами министерств и ведомств по антикоррупционному контролю их персонала; обязательные консультации с центральным правительством относительно принятия правил контроля над лицами, назначаемыми на должности федеральной публичной службы.
Осуществляя возложенные на нее функции, Комиссия через свое подразделение по расследованию фактов коррупции в системе центральных органов исполнительной власти дает им рекомендации по пресечению случаев коррупции и возбуждению соответствующих правовых процедур. Хотя результаты проводимого Комиссией расследования не являются основанием для принятия каких-либо обязательных мер, они способствуют передаче соответствующей информации руководству центральных исполнительных органов, которое принимает решение о последующем возбуждении необходимых правовых процедур для привлечения к ответственности чиновников федеральных министерств и ведомств.
Благоприятные условия для социального контроля создаются и за счет того, что Комиссия публикует списки коррумпированных правительственных чиновников, которые, по ее мнению, должны быть подвергнуты судебному преследованию. Такое опубликование содействует осуществлению социального контроля, поскольку делает информацию об указанных лицах достоянием общественности. Кроме того, в соответствии с Законом о праве на информацию (Right to Information Act) 2005 г. Комиссия как орган публичной власти обязана предоставлять сведения о выявленных случаях коррупции по запросу любого гражданина Индии. Эти меры направлены на обеспечение транспарентности деятельности государственных чиновников, получение гражданами информации об их злоупотреблениях, создание в обществе атмосферы непримиримого отношения к коррупции в государственном аппарате.
Вкладом в борьбу индийского общества с коррупцией стало также учреждение специального антикоррупционного омбудсмена, предусмотренное Законом о федеральном омбудсмене (локпале) и омбудсмене штатов (локаюкте) по противодействию коррупции (Lokpal and Locayuctas Act) 2013 г. Локпал (федеральный омбудсмен) уполномочен проводить расследование фактов коррупции в отношении премьер-министра, министров и чиновников центрального правительства, членов федерального парламента, руководителей, должностных лиц и служащих правительственных ведомств, а также руководителей, должностных лиц и служащих широкого круга автономных органов и учреждений, корпораций, компаний и иных организаций, которые полностью или частично финансируются парламентом или правительством в целях осуществления публичных функций.
Закон определяет строгие временные рамки для проведения омбудсменом различных установленных им процедур. Так, жалобы граждан на коррупционные действия указанных категорий лиц должны быть рассмотрены в течение месяца. Возбужденное по конкретной жалобе расследование может длиться не более одного года. В этот период должны быть собраны необходимые материалы и документы для передачи компетентным органам в целях возбуждения судебного преследования.
Омбудсмен — коллективный орган, в состав которого могут входить представители как публичного, так и частного сектора. В частности, 50% его состава формируется из действующих судей или судей в отставке Верховного суда либо действующего или бывших председателей Высокого суда. Вторая половина должна включать представителей индийских каст, племен, низших классов, меньшинств и женщин. При этом к кандидатам данной категории предъявляется требование обладания качествами исключительной честности, выдающегося профессионализма и опыта, а также 25-летним стажем безупречной деятельности в таких сферах, как антикоррупционная стратегия, публичная администрация, контроль, финансы, включая вопросы страхования и банковской деятельности, а также право и управление.
Деятельности указанного органа придается исключительно важное значение в борьбе с коррупцией, о чем свидетельствует многолетняя кропотливая работа по подготовке, обсуждению и принятию проекта указанного закона. Включение в его состав не только представителей государства в лице членов судейского сообщества, но и широких слоев населения в лице его различных групп, выделенных по профессиональному, гендерному, этническому принципам, несомненно, создает прочную основу для осуществления социального контроля за коррупцией.
Заключение
Подводя итог, отметим, что в зарубежных государствах сложился и, что особенно важно, достаточно широко используется населением комплекс организационно-правовых механизмов и процедур, позволяющих отдельным гражданам, группам граждан и их общественным объединениям осуществлять или участвовать в осуществлении социального контроля за коррупцией в государственных органах путем реализации права на информацию об их деятельности, а также права на критику и внесение предложений по коррекции и улучшению этой деятельности. Наличие указанных механизмов и процедур, основанных на таких принципах открытого правительства, как свобода информации, транспарентность, подотчетность, создает условия для реального осуществления этих прав.
Таким образом, демократический характер рассмотренных механизмов и процедур, обязывающих органы государственной власти учитывать в своей нормотворческой и исполнительной деятельности критические замечания и предложения общественности, касающиеся вопросов профилактики, выявления и преодоления коррупции, является основой для эффективного взаимодействия государственных органов и общественных институтов в целях совершенствования форм и методов борьбы с коррупцией.
Список литературы
Коррупция как социальное явление [Электронный ресурс]. URL: ttps://madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika/korruptsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie (Дата обращения 09.10.2018)
Лариснова А. С. Проблема коррупции в разных странах и роль общества в борьбе с данным явлением//Академическая публицистика.-2018.-№5.-С. 227-231
Поливаева Н. П. Гражданский контроль: миф или реальность/Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2017.-С. 538-543
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 102-109
Шедий М. В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции//Среднерусский вестник общественных наук.-2014.-№2(32).-С. 123-130
Коррупция как социальное явление [Электронный ресурс]. URL: ttps://madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika/korruptsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie (Дата обращения 09.10.2018)
Коррупция как социальное явление [Электронный ресурс]. URL: ttps://madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika/korruptsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie (Дата обращения 09.10.2018)
Коррупция как социальное явление [Электронный ресурс]. URL: ttps://madrace.ru/antikorruptsionnaya-politika/kurs-antikorruptsionnaya-politika/korruptsiya-kak-sotsialnoe-yavlenie (Дата обращения 09.10.2018)
Поливаева Н. П. Гражданский контроль: миф или реальность/Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2017.-С. 538
Шедий М. В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции//Среднерусский вестник общественных наук.-2014.-№2(32).-С. 123
Поливаева Н. П. Гражданский контроль: миф или реальность/Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2017.-С. 539
Поливаева Н. П. Гражданский контроль: миф или реальность/Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2017.-С. 540
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 103
Лариснова А. С. Проблема коррупции в разных странах и роль общества в борьбе с данным явлением//Академическая публицистика.-2018.-№5.-С. 227
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 104
Там же. – С. 105
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 106
Лариснова А. С. Проблема коррупции в разных странах и роль общества в борьбе с данным явлением//Академическая публицистика.-2018.-№5.-С. 229
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 107
Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 108
2
2. Лариснова А. С. Проблема коррупции в разных странах и роль общества в борьбе с данным явлением//Академическая публицистика.-2018.-№5.-С. 227-231
3. Поливаева Н. П. Гражданский контроль: миф или реальность/Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2017.-С. 538-543
4. Тимошенко И. Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных странах//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.-2018.-№1(68).-с. 102-109
5. Шедий М. В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции//Среднерусский вестник общественных наук.-2014.-№2(32).-С. 123-130
Вопрос-ответ:
Что такое агентская модель в контексте коррупции?
Агентская модель - это модель отношений, основанная на принципе разделения ролей на принципала (заказчика) и агента (исполнителя). В контексте коррупции, агентская модель применяется для анализа взаимодействия власти и общества и исследования возможных проблем и дефектов в этом взаимодействии.
Какие проблемы могут возникнуть при взаимодействии власти и общества в рамках агентской модели?
Взаимодействие власти и общества в рамках агентской модели может столкнуться с различными проблемами. Например, информационная асимметрия, когда одна сторона (в данном случае, власть) обладает большими знаниями и ресурсами, чем другая сторона (общество). Это может привести к возможности злоупотребления властью и коррупции.
Как общество может осуществлять антикоррупционный контроль в России?
В России общество может осуществлять антикоррупционный контроль через различные механизмы и инструменты. Например, создание независимых антикоррупционных органов и наблюдательных советов, проведение мониторинга и анализа коррупционных рисков, участие общественных организаций и журналистов в расследованиях коррупционных дел.
Как социальный контроль может помочь в борьбе с коррупцией в зарубежных странах?
В зарубежных странах социальный контроль используется как одно из средств противодействия коррупции. Это включает активную гражданскую позицию и участие граждан в протестных акциях, петициях и других формах общественного давления на власть. Также, социальный контроль может осуществляться через независимые антикоррупционные организации и наблюдателей, которые следят за деятельностью власти и разоблачают коррупционные схемы.
Какие взаимосвязи между властью и обществом определяет принцип агентской модели?
Принцип агентской модели определяет порядок взаимодействия между властью и обществом. Он подразумевает, что власть действует от имени общества, и обязана действовать в интересах общества. В то же время, общество имеет право контролировать действия власти и требовать от нее ответственности.
Какая модель отношений описывает коррупцию в агентской модели?
В статье описывается модель агентских отношений, которая применима к анализу коррупции. В данной модели агент (власть) использует свои полномочия для достижения своих личных интересов, и не всегда эти интересы совпадают с интересами принципала (общества).
Какие проблемы взаимодействия власти и общества выявлены в статье?
Статья выявляет проблему дефектов принципал-агентской модели, которые возникают при взаимодействии власти и общества. Эти проблемы включают информационную асимметрию, моральный риск и конфликт интересов, которые усложняют борьбу с коррупцией и требуют внедрения механизмов контроля и ответственности.
Какова роль общества в противодействии коррупции в России?
В России общество выступает в роли принципала по отношению к власти. Оно осуществляет общественный антикоррупционный контроль, следит за деятельностью власти, выявляет и раскрывает случаи коррупции, а также давит на власть, чтобы внедрить механизмы противодействия коррупции и обеспечить ответственность за нарушения.
Каким образом социальный контроль помогает бороться с коррупцией в зарубежных странах?
В зарубежных странах социальный контроль является одним из ключевых средств в борьбе с коррупцией. Он осуществляется через участие общественности в антикоррупционных организациях, массовых протестах, наблюдением за выборами и т.д. Это позволяет обнаружить и пресечь случаи коррупции, а также контролировать деятельность власти и создавать условия для создания прозрачной и ответственной системы управления.