«Влияние темпераментальных особенностей на характер взаимодействия супругов в семейных конфликтах»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Конфликтология
  • 89 89 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 14.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I Теоретические основы конфликта 7
1.1 Сущность понятия конфликт 7
1.2 Особенности управления конфликтами 13
1.3 Конфликтная личность: основные типы и способы взаимодействия 15
Выводы по I главе 23
Глава II Анализ особенностей семейных конфликтов 24
2.1 Семья и основные проблемы, вызывающие конфликты между супругами 24
2.2 Анализ особенностей темпераментов супругов в конфликтах 29
2.3 Рекомендации по минимизации семейных конфликтов 33
Выводы по II главе 46
Глава III Эмпирическое исследование взаимосвязи темпераментальных особенностей и характера взаимодействия супругов в семейных конфликтах 47
3.1 Описание методики проведения исследования 47
3.2 Анализ результатов исследования 50
Выводы по III главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1 Анкета 71
Приложение 2 Результаты социологического исследования 74
Приложение 3 Опросник для изучения темперамента личности по Я. Стреляу 78
Приложение 4 Опросник для исследования стиля поведения в конфликте К. Томаса 85
Фрагмент для ознакомления

Предназначение корреляционного анализа сводится к выявлению наличия зависимости между различными факторами. То есть, определяется, влияет ли уменьшение или увеличение одного показателя на изменение другого. Коэффициент корреляции варьируется в диапазоне от +1 до -1. При наличии положительной корреляции увеличение одного показателя способствует увеличению второго. При отрицательной корреляции увеличение одного показателя влечет за собой уменьшение другого. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем заметнее изменение одного показателя отражается на изменении второго. При коэффициенте равном 0 зависимость между ними отсутствует полностью.
Во-первых, был дополнительно осуществлен опрос респондентов с целью выявления степени удовлетворенности семейной жизнью (от 1 до 10, где 10 – максимальный уровень удовлетворенности), а также степени влияния темперамента на семейные отношения (от 1 до 10, где 10 – максимальный уровень удовлетворенности).
В таблице 2 приведены ответы респондентов, характеризующие степень удовлетворенности семейной жизнью и степень влияния темперамента на семейные отношения.
Таблица 2
Степень удовлетворенности семейной жизнью и степень влияния темперамента на семейные отношения
Респондент Степень удовлетворенности семейными отношениями (от 1 до 10) Степень влияния темперамента на семейные отношения (от 1 до 10) 1 7 8 2 7 6 3 4 6 4 4 6 5 3 5 6 8 8 7 9 6 8 5 5 9 3 6 10 9 6 11 10 7 12 10 10 13 1 2 14 1 6 15 8 6 16 4 5 17 2 6 18 3 4 19 5 6 20 8 7 21 8 9 22 6 6 23 8 7 24 4 6 25 6 7
По результатам проведенного корреляционного анализа, коэффициент корреляции равен 0,68, что говорит о том, что между степенью удовлетворенности семейной жизнью и оценкой степени влияния темперамента на семейные отношения существует достаточно сильная положительная корреляция. То есть, чем выше степень удовлетворенности семейной жизнью, тем выше оценка степени влияния темперамента на семейные отношения.
Во-вторых, был дополнительно осуществлен опрос респондентов с целью выявления корреляции между частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом с такими показателями как степень удовлетворенности семейной жизнью и степень влияния темперамента на семейные отношения. В таблице 3 приведены ответы респондентов, характеризующие данные показатели.

Таблица 3
Степень удовлетворенности семейной жизнью, степень влияния темперамента на семейные отношения и частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом
Респондент Степень удовлетворенности семейной жизнью (от 1 до 10) Степень влияния темперамента на семейные отношения (от 1 до 10) Частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругом/супругой (от 1 до 10) 1 7 8 8 2 7 6 6 3 4 6 8 4 4 6 7 5 3 5 6 6 8 8 7 7 9 6 7 8 5 5 7 9 3 6 7 10 9 6 8 11 10 7 6 12 10 10 9 13 1 2 9 14 1 6 6 15 8 6 4 16 4 5 6 17 2 6 7 18 3 4 7 19 5 6 3 20 8 7 2 21 8 9 9 22 6 6 7 23 8 7 8 24 4 6 6 25 6 7 8
На рисунке 11 изображена корреляционная плеяда трех данных показателей.

Рис. 11. Корреляционная плеяда
Примечание: 1 – Частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом; 2 – Степень удовлетворенности семейной жизнью; 3 – Степень влияния темперамента на семейные отношения.

По результатам проведенного корреляционного анализа, коэффициент корреляции между степенью удовлетворенности семейной жизнью и частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом равен -0,008, что говорит о том, что корреляции между данными показателями отсутствует. Коэффициент корреляции между степенью влияния темперамента на семейные отношения и частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругом/супругой равен 0,11, что говорит о том, что существует достаточно слабая положительная корреляция между данными показателями. То есть, с небольшой степенью вероятности, чем больше темперамент оказывает влияние на семейные отношения, тем чаще будут возникать недопонимания или конфликтных ситуаций с супругом/супругой.
В-третьих, был дополнительно осуществлен опрос респондентов с целью выявления корреляции между частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом и степенью подвижности темперамента. В таблице 4 приведены ответы респондентов, характеризующие данные показатели.
Таблица 4
Частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом и степень подвижности темперамента
Респондент Частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом (от 1 до 10) Степень подвижности темперамента (от 1 до 10) 1 8 7 2 6 7 3 8 5 4 7 5 5 6 6 6 7 7 7 7 8 8 7 3 9 7 7 10 8 8 11 6 5 12 9 9 13 9 8 14 6 5 15 4 5 16 6 6 17 7 8 18 7 7 19 3 3 20 2 2 21 9 9 22 7 6 23 8 8 24 6 6 25 8 7
На рисунке 12 изображена корреляционная плеяда двух данных показателей.

Рис. 12. Корреляционная плеяда
Примечание: 1 – Частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругом/супругой; 2 – Степень подвижности темперамента.

По результатам проведенного корреляционного анализа, коэффициент корреляции между частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом и степенью подвижности темперамента равен и 0,78, что говорит о том, что существует достаточно сильная положительная корреляция между данными показателями. То есть, с большой степенью вероятности, чем больше частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом, тем выше у человека степень подвижности темперамента.
Также был проведен корреляционный анализ между вариантами ответов на опросник для изучения темперамента личности по Я. Стреляу и опросник для исследования стиля поведения в конфликте К. Томаса.
Во-первых, было выявлено, что сила процессов возбуждения максимальная у тех людей, которые в конфликте выбирают соперничество. На втором месте по степени силы возбуждения идет приспособление и компромисс, на третьем месте находится сотрудничество. Последнее место занимает уклонение.
Во-вторых, было выявлено, что сила процессов торможения максимальная у тех людей, которые в конфликте выбирают компромисс. По отношению к другим способом поведения в конфликте корреляционных связей не выявлено.
В-третьих, было выявлено, что подвижность нервных процессов максимальная у тех людей, которые в конфликте выбирают приспособление и соперничество. На втором месте по подвижности нервных процессов находится уклонение (избегание). По отношению к другим способом поведения в конфликте корреляционных связей с подвижностью нервных процессов не выявлено.

Выводы по III главе

Определено, что в современном мире исследователи, изучающие семью как социальную группу, придают значение взаимосвязи психологических качеств супругов. Чем лучше будет организована данная взаимосвязь в семье, тем успешнее будет осуществляться взаимодействие между супругами, так как в семье будет достигнут потенциально возможный уровень взаимопонимания между супругами.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что если психологические характеристики одного супруга соответствуют психологическим характеристикам другого супруга, то вероятность их успешного взаимодействия будет стремиться к максимуму. В том же случае, если по психологическим чертам характера один из супругов не совпадает с другим супругом, в семье на постоянной основе будут возникать конфликтные ситуации, не будет достигаться максимальный уровень взаимопонимания, что может поставить под угрозу существование данной семьи.
Эмпирическое исследование взаимосвязи психологических качеств супругов позволило подтвердить теоретический материал, который был изучен, подкрепив его практическими данными, полученными несколькими различными методами, и позволив выявить корреляционные взаимосвязи между различными переменными. Был сделан вывод, что проведенное исследование влияния темперамента на процесс взаимодействия супругов в семейных конфликтах позволило отметить, что в современных семьях конфликты являются достаточно частым явлением, что не позволяет опрошенным респондентам чувствовать себя счастливыми в семейных отношениях. Анализ влияние темперамента на взаимоотношения и частоту конфликтов показал, что чаще всего конфликтуют люди, которые являются холериками и по возрасту относятся к молодежи и поколению среднего возраста.
Выявлено, что между степенью удовлетворенности семейной жизнью и оценкой степени влияния темперамента на семейные отношения существует достаточно сильная положительная корреляция. То есть, чем выше степень удовлетворенности семейной жизнью, тем выше оценка степени влияния темперамента на семейные отношения. Также существует достаточно сильная положительная корреляция между частотой возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом и степенью подвижности темперамента. То есть, с большой степенью вероятности, чем больше частота возникновения недопонимания или конфликтных ситуаций с супругой/супругом, тем выше у человека степень подвижности темперамента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам анализа такого понятия как конфликт и его специфики, были подведены итоги работы, которые позволили сделать вывод, что конфликт оказывает самое непосредственное воздействие на все содержание семейной жизни. В свою очередь семейные конфликты подвержены влиянию таких психологических особенностей как темперамент супругов. Итогом данной работы стали нижеуказанные выполненные задачи дипломной работы.
В первую очередь, было дано определение конфликту и сделан вывод, что конфликт всегда представлен в форме столкновения интересов разных сторон. При этом данные интересы чаще всего являются противоположно направленными. Отмечено, что причины конфликтов не всегда можно объяснить с рациональной точки зрения, так как они могут включать иррациональную часть. Важно подчеркнуть, что с современной точки зрения многих ученых и исследователей, некоторые виды конфликтов допустимы и даже желательны. С их помощью можно выявить скрытые проблемы и разнообразие точек зрения участников конфликта. После возникновения конфликтов чаще всего организуется совместный поиск решения возникшей проблемы. Как позитивный результат данного поиска можно назвать установление взаимопонимания по определенным вопросам, расширение сотрудничества, улучшение внутренних отношений в семье.
Оптимальный способ реагирования на возникновение конфликта – это регулирование конфликтной ситуации. Однако стоит понимать, что конфликтом необходимо управлять эффективно, так как есть ряд отрицательных сторон, которые возникают в конфликтных ситуациях – повышение неудовлетворенности участников конфликта, ухудшение морально-психологического климата среди участников конфликта, снижение удовлетворенности от семейной жизни.
Основными чертами конфликтов является его неопределенность, в том числе с точки зрения потенциального исхода, и плохая прогнозируемость последствий конфликта.
Также отмечено, что каждый из участников конфликта выполняет разные роли:
- с одной стороны, есть участники конфликта, которые преследуют свои собственные цели и именно поэтому они становятся инициаторами конфликта и его активными участниками;
- с другой стороны, есть участники конфликта, у которых есть определенный интерес в том или ином исходе конфликта;
- с третьей стороны, есть участники конфликта, которые никак себя не проявляют в данном конфликте, ожидая его исхода;
- в-четвертых, есть участники конфликта, которые заинтересованы в завершении данного конфликта.
Было отмечено, что конфликтная личность – это человек, считающий необходимым навязать свои ценности всем окружающим. Основными типами конфликтной личности являются демонстративный тип, ригидный тип, неуправляемый тип, сверхточный тип, «бесконфликтный» тип.
Следующим важным шагом данной дипломной работы является анализ процесса взаимодействия супругов в семейных конфликтах. Был проведен всесторонний анализ влияния темперамента на семейные отношения, выявлены основные проблемы, которые возникают в данных отношениях и выявлены основные сферы в семьях, в которых потенциально могут возникать конфликтные ситуации. Проведенное исследование влияния темперамента на процесс взаимодействия супругов в семейных конфликтах позволило отметить, что в современных семьях конфликты являются достаточно частым явлением, что не позволяет опрошенным респондентам чувствовать себя счастливыми в семейных отношениях. Анализ влияние темперамента на взаимоотношения и частоту конфликтов показал, что чаще всего конфликтуют люди, которые являются холериками и по возрасту относятся к молодежи и поколению среднего возраста. Можно сделать основной вывод, что даже в дружной семье с редким количеством конфликтов, которая в целом характеризуется неконфликтными и дружескими семейными отношениями, могут возникать проблемные ситуации, в том числе и из-за недопонимания, неэффективной коммуникации и многих других причин. Для того, чтобы в семье каждый человек вне зависимости от типа его темперамента чувствовал себя комфортно и счастливо, каждый из супругов должен знать особенности темперамента его партнера и не доводить до конфликтной ситуации, ведь зачастую конфликт легче предотвратить, чем затем его решать.
Таким образом, главная цель дипломной работы, предполагающая анализ взаимосвязи между темпераментом и типом взаимодействия супругов, была достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2015. – 204 с.
Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: «ТетраСистемс», 2014. – 640 с.
Балан В.П. Конфликтология: учебное пособие. – М.: РиС, 2015. – 342 с.
Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 216 с.
Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте // Управление персоналом. 2016. № 20.
Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2018. – 256 с.
Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2017. – 512 с.
Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 301 с.
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2016. – 271 с.
Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: «Речь», 2016. – 286 с.
Групповая работа. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru
Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2012. – 190 с.
Досуговые предпочтения населения. – М.: Издательство ИМХО, 2014. – 212 с.
Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, ИПО «Профиздат», 2012. – 288 с.
Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социс. – 2016. – №12. – С. 56-63.
Здравомыслова О.М., Арутянян М.Ю. Российская семья на европейском фоне. – М.: Эдиториал УРСС, 2016. – 83 с.
Зенков М.Ю. Конфликтология: учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 283 с.
Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. – М.: Ленанд, 2015. – 272 с.
Кулагин И.Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 318 с.
Куракина Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 3. – С. 229-241.
Лукичева Л.И. Менеджмент: учебное пособие / под ред. Ю.П. Анискина. – М.: МИЭТ, 2015. – 360 с.
Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2017. – 702 с.
Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки / под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2015. – 300 с.
Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 326 с.
Основы менеджмента / под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.
Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 415 с.
Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 175 с.
Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 271 с.
Социология / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2014. – 911 с.
Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2017. – 512 с.
Степанов Е.И. Современная конфликтология. – М.: ЛКИ, 2015. – 176 с.
Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 350 с.
Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 638 с.
Филатова О.Г. Общая социология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 463 с.
Хмелевский Ю.В. Конфликт как разновидность стресса. – Режим доступа: http://health.mpei.ac.ru/konfl1.htm#lic
Шарков Ф.И. Обшая конфликтология: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 с.
Щендрик А.И. Социология культуры: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 495 с.
Приложение 1
Анкета

Добрый день!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе, цель которого – выявить отношение супругов к семейным конфликтам.
Опрос является анонимным, все ответы будут использоваться исключительно в обобщенном виде. Обведите, пожалуйста, те ответы, которые соответствуют Вашему мнению. После заполнения анкету следует отдать анкетеру.

1. Считаете ли Вы себя человеком, который счастлив в браке?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить

2. Как Вы считаете, влияет ли темперамент на семейные отношения?
1.Да
2.Нет
3.Затрудняюсь ответить

3. Какое влияние оказывает темперамент на семейные отношения?
1. Положительное
2. Скорее положительное, чем отрицательное
3. Нейтральное
4. Скорее отрицательное, чем положительное
5. Отрицательное

4. Верите ли Вы в то, что семейные пары с разным темпераментом по-разному взаимодействуют в семейных конфликтах?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить

5. Как Вы оцениваете Ваш темперамент и темперамент Вашей супруги (супруга)?
1. Мы обладаем разными темпераментами
2. Мы обладаем одинаковыми темпераментами
3. Не задумывался об этом

6. Как часто у Вас с супругой (супругом) возникают конфликтные ситуации?
1. Регулярно, не менее 1 раза в день
2. Регулярно, не менее 1 раза в неделю
3. Редко, но не менее 1 раза в месяц
4. Редко, 1-2 раза в полгода – год

7. К какому типу темперамента Вы себя относите?
1. Холерик
2. Сангвиник
3. Флегматик
4. Меланхолик

8. Как Вы отнеситесь к другим видам темпераментов, отличных от Вашего темперамента?
1. Положительно
2. Нейтрально
3. Отрицательно

9. Являетесь ли Вы той стороной, которая чаще всего предпринимает больше действий для урегулирования конфликта?
1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь ответить

10. Ваш возраст
1. От 18 до 24 лет
2. От 25 до 35 лет
3. От 36 до 49 лет
4. От 50 до 75 лет

11. Ваш пол
1. Мужской
2. Женский

Спасибо за Ваши ответы!
Приложение 2 Результаты социологического исследования

Таблица 1
Считаете ли Вы себя человеком, который счастлив в браке?
Вопрос Варианты ответа Считаете ли Вы себя человеком, который счастлив в браке? Да Нет Затрудняюсь ответить 42% 51% 7%
Таблица 2
Как Вы считаете, влияет ли темперамент на семейные отношения?
Вопрос Варианты ответа Как Вы считаете, влияет ли темперамент на семейные отношения? Да Нет Затрудняюсь ответить 53% 17% 30%
Таблица 3
Какое влияние оказывает темперамент на семейные отношения?
Вопрос Варианты ответа Какое влияние оказывает темперамент на семейные отношения? Положительное Скорее положительное, чем отрицательное Нейтральное Скорее отрицательное, чем положительное Отрицательное 55% 7,5% 7,5% 4% 26%

Таблица 4
Верите ли Вы в то, что семейные пары с разным темпераментом по-разному взаимодействуют в семейных конфликтах?
Вопрос Варианты ответа Верите ли Вы в то, что семейные пары с разным темпераментом по-разному взаимодействуют в семейных конфликтах? Да Нет Затрудняюсь ответить 60% 15% 25%
Таблица 5
Как Вы оцениваете Ваш темперамент и темперамент Вашей супруги (супруга)?
Вопрос Варианты ответа Как Вы оцениваете Ваш темперамент и темперамент Вашей супруги (супруга)? Мы обладаем разными темпераментами Мы обладаем одинаковыми темпераментами Не задумывался об этом 46% 50% 4%
Таблица 6
Как часто у Вас с супругой (супругом) возникают конфликтные ситуации?
Вопрос Варианты ответа Как часто у Вас с супругой (супругом) возникают конфликтные ситуации? Регулярно, не менее 1 раза в день Регулярно, не менее 1 раза в неделю Редко, но не менее 1 раза в месяц Редко, 1-2 раза в полгода – год 14% 60% 20% 6%
Таблица 7
К какому типу темперамента Вы себя относите?
Вопрос Варианты ответа К какому типу темперамента Вы себя относите? Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик 20% 28% 30% 22%
Таблица 8
Как Вы отнеситесь к другим видам темпераментов, отличных от Вашего темперамента?
Вопрос Варианты ответа Как Вы отнеситесь к другим видам темпераментов, отличных от Вашего темперамента? Положительно Нейтрально Отрицательно 4% 90% 6%
Таблица 9
Являетесь ли Вы той стороной, которая чаще всего предпринимает больше действий для урегулирования конфликта?
Вопрос Варианты ответа Являетесь ли Вы той стороной, которая чаще всего предпринимает больше действий для урегулирования конфликта? Да Нет Затрудняюсь ответить 52% 48% -
Таблица 10
Ваш возраст
Вопрос Варианты ответа Ваш возраст От 18 до 24 лет От 25 до 35 лет От 36 до 49 лет От 50 до 75 лет 22% 24% 36% 18%
Таблица 11
Ваш пол
Вопрос Варианты ответа Ваш пол Мужской Женский 48% 52%
Приложение 3 Опросник для изучения темперамента личности по Я. Стреляу

Легко ли Вы сходитесь с людьми?
Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения?
Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?
Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов?
Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например, после отпуска или каникул?
Забываете ли об усталости, если работа Вас полностью «поглощает»?
Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?
Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой не занимались несколько недель или месяцев?
Умеете ли Вы терпеливо объяснять?
Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения?
Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?
Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?
Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства?
Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?
Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей?
В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?
Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу?
Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение?
Способны ли Вы стойко переносить поражения?
Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно?
Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в Вашем распорядке дня?
Есть ли у Вас на все готовые ответы?
В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результат экзамена, поездка за границу)?
Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т.п.?
Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»?
Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных?
Быстро ли Вы засыпаете?
Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах?
Легко ли Вам испортить настроение?
Трудно ли Вам оторваться от работы?
Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим?
Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?
Легко ли Вы срабатываетесь с людьми?
Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки?
В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора?
Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками?
Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который не прав?
Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?
В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других?
Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы?
Можете ли Вы работать ночью, если работали днем?
Быстро ли Вы читаете беллетристику?
Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?
Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства?
Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?
В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции?
Трудно ли Вам работать при шуме?
Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»?
Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником?
Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?
Любите ли Вы частые перемены?
Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день?
Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий?
Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями?
Перебиваете ли Вы собеседников?
Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?
В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)?
Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?
Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.?
Легко ли Вы переходите от одного занятия к другому?
Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять – важное решение?
Легко ли Вы преодолеваете препятствия?
Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи?
Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий?
Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах?
Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?
Любите ли Вы оживленную обстановку?
Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий?
В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи?
Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений?
Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?
Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись?
Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие?
В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно?
Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты?
Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?
Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать?
В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва?
В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т.п.?
В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас?
Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы?
Говорите ли Вы обычно быстро?
Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей?
Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов?
Терпеливы ли Вы?
Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека?
Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий?
Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение?
Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?
Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице?
Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?
Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей?
Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях?
Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?
Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется?
Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других?
Любите ли Вы часто менять род работы?
Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее?
Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок?
Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно?
Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?
В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию?
Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда?
В состоянии ли Вы спокойно ждать, например, в очереди?
Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?
В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора?
В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях?
Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?
Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?
Умеете ли Вы интенсивно работать?
Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха?
Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?
Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях?
Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т.п.?
Любите ли Вы работу (занятия), требующую частых разговоров с разными людьми?
Владеете ли Вы своей мимикой?
Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений?
Считаете ли Вы себя смелым?
Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?
Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей?
Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно?
В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?
Легко ли Вы переходите от печали к радости?
Легко ли Вас вывести из себя?
Соблюдаете ли Вы без труда обязывающие в вашей среде правила поведения?
Любители Вы выступать публично?
Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки?
Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?
Энергичны ли Вы в движениях?
Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?
Приложение 4 Опросник для исследования стиля поведения в конфликте К. Томаса

1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.  
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.











2



Отправитель

Канал и приемник


Восприятие послания

Интерпретация и оценка послания

Принятие значения

Получатель

Формулировка значения, носители и форма послания

Послание

Передатчик и канал передачи

Шум

1

3

2

0,11

0,68

-0,008

2

1

0,78

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2015. – 204 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 336 с.
3. Бабосов Е.М. Общая социология. – Минск: «ТетраСистемс», 2014. – 640 с.
4. Балан В.П. Конфликтология: учебное пособие. – М.: РиС, 2015. – 342 с.
5. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 216 с.
6. Богатырева Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте // Управление персоналом. 2016. № 20.
7. Волков Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2018. – 256 с.
8. Волков Ю.Г. Социология. – М.: Гардарики, 2017. – 512 с.
9. Ворожейкин И.Е. Конфликтология: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 301 с.
10. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2016. – 271 с.
11. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: «Речь», 2016. – 286 с.
12. Групповая работа. Режим доступа: http://www.hr-portal.ru
13. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
14. Дорофеева Л.И. Менеджмент. – М.: Эксмо, 2012. – 190 с.
15. Досуговые предпочтения населения. – М.: Издательство ИМХО, 2014. – 212 с.
16. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, ИПО «Профиздат», 2012. – 288 с.
17. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социс. – 2016. – №12. – С. 56-63.
18. Здравомыслова О.М., Арутянян М.Ю. Российская семья на европейском фоне. – М.: Эдиториал УРСС, 2016. – 83 с.
19. Зенков М.Ю. Конфликтология: учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 324 с.
20. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 283 с.
21. Козлов А.С. Конфликтология социальных групп и организаций. – М.: Ленанд, 2015. – 272 с.
22. Кулагин И.Ю. Возрастная психология. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 318 с.
23. Куракина Л.М. Социализация и духовность: к проблеме взаимосвязи // Социально-гуманитарные знания. – 2017. – № 3. – С. 229-241.
24. Лукичева Л.И. Менеджмент: учебное пособие / под ред. Ю.П. Анискина. – М.: МИЭТ, 2015. – 360 с.
25. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2017. – 702 с.
26. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки / под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2015. – 300 с.
27. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2012. – 326 с.
28. Основы менеджмента / под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2015. – 376 с.
29. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 415 с.
30. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 175 с.
31. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 271 с.
32. Социология / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2014. – 911 с.
33. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – М.: Гардарики, 2017. – 512 с.
34. Степанов Е.И. Современная конфликтология. – М.: ЛКИ, 2015. – 176 с.
35. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 350 с.
36. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 638 с.
37. Филатова О.Г. Общая социология: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 463 с.
38. Хмелевский Ю.В. Конфликт как разновидность стресса. – Режим доступа: http://health.mpei.ac.ru/konfl1.htm#lic
39. Шарков Ф.И. Обшая конфликтология: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 с.
40. Щендрик А.И. Социология культуры: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 495 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные типы конфликтных личностей существуют?

Основные типы конфликтных личностей включают агрессивную, пассивно-агрессивную и удаляющуюся личности. Агрессивные личности обычно вступают в конфликты с открытой агрессией и негативными эмоциями. Пассивно-агрессивные личности склонны к скрытой агрессии и испытанию внутреннего противоречия. Удаляющиеся личности предпочитают избегать конфликтов и уходить от них.

Какие основные проблемы между супругами могут вызывать конфликты в семье?

Между супругами могут возникать конфликты по различным причинам, например, финансовые проблемы, различные взгляды на воспитание детей, недостаток коммуникации, неравномерное распределение домашних обязанностей и различные ценности и интересы.

Как влияют темпераментальные особенности на характер взаимодействия супругов в семейных конфликтах?

Темпераментальные особенности могут значительно влиять на характер взаимодействия супругов в семейных конфликтах. Например, люди с агрессивным темпераментом могут проявлять более яркую агрессию в конфликтных ситуациях, в то время как люди с пассивным темпераментом могут подавлять свои эмоции и не выражать свои истинные чувства. Это может привести к недопониманию и обострению конфликта.

Какие способы взаимодействия характерны для удаляющихся личностей в конфликтах в семье?

Удаляющиеся личности в конфликтах в семье обычно стараются избегать прямого конфронтации и уходят от проблемы. Они могут уйти из комнаты или дома, отказаться обсуждать проблему или забыть о ней. Это может вызывать разочарование и раздражение у другого супруга и приводить к дальнейшим конфликтам.

Какие основные типы конфликтной личности существуют?

Существуют различные типы конфликтной личности, включая агрессивного, пассивно-агрессивного, подчиненного и компромиссного типы. Каждый из этих типов характеризуется определенными поведенческими стратегиями и подходами к разрешению конфликтов.

Какие типы темперамента могут влиять на характер взаимодействия супругов в семейных конфликтах?

Различные типы темперамента, такие как холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, могут оказывать влияние на характер взаимодействия супругов в семейных конфликтах. Например, холерики могут быть склонны к агрессивному поведению, в то время как флегматики могут предпочитать избегать конфликтов и искать компромиссные решения.

Какие основные проблемы в семье могут вызывать конфликты между супругами?

Семейные конфликты могут возникать по разным причинам, включая финансовые проблемы, разногласия в воспитании детей, проблемы с родственниками, недостаток коммуникации и непонимание, измены и ревность, различия в ценностях и приоритетах, проблемы с интимной сферой и другие.

Какие способы взаимодействия супругов в конфликтах между супругами можно выделить?

В конфликтах между супругами можно выделить различные способы взаимодействия, включая прямую агрессию, пассивную агрессию, компромисс и сотрудничество. Каждый из этих способов имеет свои особенности и может быть эффективным в определенных ситуациях, в зависимости от характера и темперамента каждого из супругов.