Комплексная оценка умственной работоспособности человека
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 15.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1. Умственная работоспособность и ее динамика в процессе труда 4
1.1. Особенности умственной работоспособности 4
1.2.Динамика работоспособности 15
1.3. Способ определения умственной работоспособности человека 20
Глава2. Экспериментальное исследование умственной работоспособности человека 24
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 24
2.2. Результаты исследования 30
Выводы ко второй главе 36
Заключение 37
Литература 38
Об интенсивности утомляемости и степени упражняемости можно судить, сравнив результаты тестируемого со среднестатистическими во втором и последнем промежутках времени.Применима данная методика тестирования как у детей, начиная с младшего подросткового возраста, так и у взрослых. Некоторые особенности выполнения заданий теста характерны для некоторых заболеваний — шизофрении, органического поражения мозга, невротических расстройств.В последующем методика Крепелина была модифицирована разными авторами; каждая из новых версий имеет свои особенности.Модификация Шульте подразумевает тестирование испытуемого на способность как можно быстрее, и в то же время, точно складывать однозначные числа в уме; на сложение даётся 8 промежутков времени по пол-минуты каждый.В варианте Курочкина наряду со сложением выполняются и операции по вычитанию. Эта особенность позволяет оценить и способность исследуемого переключаться с одного арифметического действия на другое. Длительность тестирования варьируется от трёх до десяти минут, в зависимости от целей тестирования и особенностей испытуемого. Оценка тестирования происходит по двум параметрам: это скорость выполнения операций и количество ошибок, совершённых за каждый из промежутков времени и весь эксперимент.Глава2. Экспериментальное исследование умственной работоспособности человека2.1. Цель, задачи, методы и организация исследованияЦель исследования-Исследовать умственную работоспособность лиц, занимающихся умственной и физической трудовой деятельностью.Задачи исследования1. Проанализировать учебно-методическую и научную литературу по вопросам умственной работоспособности лиц, занимающихся умственной и физической трудовой деятельностью.2. Оценить умственную работоспособность по точности выполнения задания; умственной продуктивности; объему зрительной информации; устойчивости внимания лиц, занимающихся умственной и физической трудовой деятельностью. Для решения поставленных задач курсовой работы, применялись следующие методы исследования:1. Анализ и обобщения данных учебной и научной литературы;В ходе исследования были изучены материалы учебно-методической и научной литературы. Было проанализировано 20 источников литературы, посвященных изучению психофизиологии умственного и физического труда, вопросам умственной работоспособности.2. Анализ выписок медицинских карт;Для подбора лиц умственного и физического труда проводился анализ выписок из медицинских карт. В медицинских документациях учитывались: пол, возраст, место работы и должность, вредные привычки.3. Тестирование умственной работоспособности - тест Анфимова;Для исследования умственной работоспособности лиц умственного и физического труда было проведено тестирование.Испытуемым выдавался бланк с таблицей Анфимова. Испытуемые вычеркивали заданную букву в течение 4 минут.По окончанию тестирования подсчитывалось: количество просмотренных знаков - S, вычеркнутых букв - М, общее количество букв, которых необходимо было вычеркнуть в таблице - N, и количество допущенных ошибок - n, данные вносились в таблицу.4. Математическая обработка данных;Подразумевалось учет, подсчет и оценку данных физиологического исследования: вычисление коэффициентов точности выполнения задания A=M/N и умственной продуктивности P=A*S; расчет устойчивости внимания УВН=S/N; объем зрительной информации Q=0.5936*S; определение скорости переработки информации СПИ=(Q- 2.807*n)/T.А также вычисления среднегруппового значения показателей и их показатель отклонения по Вилкоксону:Организация данного исследования проходила в три этапа:На I этапе была выбрана тема исследования, проводился анализ и обобщение данных научной и учебной литературы по исследуемому направлению. Были раскрыты физиологические явления, сопровождающие различные виды умственного и физического труда.На II этапе был проведен анализ выписок медицинских карт, анализ проводился в СПБ ГБУЗ Городской больнице № 15. В состав лиц умственного труда вошло 10 человек, из них 5 женщин, 5 мужчин, и в состав лиц физического труда вошло 10 человек, из них 5 женщин,5 мужчин. Возраст всех испытуемых составляет от 60-до 65 лет. Основываясь на полученные данные, при изучении медицинской документации, составились таблицы: таблица «Характеристика лиц умственного труда», таблица «Характеристика лиц физического труда».На III этапе было проведено тестирование в СПБ ГБУЗ Городской больнице № 15, тестирование проходило в индивидуальном порядке. Определение исходных показателей умственной работоспособности лиц умственного труда проводились в выходные дни, в поведении испытуемых наблюдалась заинтересованность иактивность.После исследования были получены данные о состоянии умственной работоспособности, которые внесены в таблицу 1. Таблица 1Данные о состоянии умственной работоспособностиФамилияSMNNВладов9971211210Исмаилов12501601644Морозов10921421420Станиславович14401751794Порошенко9601111165Андреева101411813012Дмитриева13741681724Арсиенко140416717710Игнатьев840981002Матвеева10311191245Исходные данные лиц умственного трудаГде S представляет собой количество просмотренных знаков, М - количество вычеркнутых букв, N - общее кол-во букв, которое необходимо было вычеркнуть, n - число допущенных ошибок.Данные расчетов показателей о физическом состоянии испытуемых внесены в таблицу 2.Таблица 2Данные расчетов показателей о физическом состоянии испытуемыхФамилияА=М/NP=A*SQ=0,5936*SСПИ=(Q-2,807*n)/TУВН=S/NВладов1,00997,00591,822,478,24Исмаилов0,971212,69742,003,049,33Морозов1,001092,00648,212,707,69Станиславович0,981407,82854,783,518,04Порошенко0,96918,62569,862,328,28Андреева0,91920,40601,912,377,80Дмитриева0,981342,05815,613,357,99Арсиенко0,941324,68833,413,367,93Игнатьев0,98823,20498,622,058,40Матвеева0,96989,43612,002,498,31Ср. гр.0,971102,79676,822,778,20Вычисление показателей умственной работоспособности лиц умственного трудаГде А - коэффициент точности выполнения задания, Р - коэффициент умственной продуктивности, Q - объем зрительной информации, СПИ - скорость переработки информации, УВН - устойчивость внимания.Для определения вероятности ошибки и разбега данных вычисляем среднее отклонение исследуемого показатели СПИ по формуле:Где Х максимальное - Х минимальное - размах значений,К- коэффициент, определяемый числом значений в выборке.Х максимальное = 3,51- результат Станиславовича, является максимальной величиной.Х минимальное = 2,05 - минимальной величиной в выборке является результат Овачевой.К = 3,08 (вычислено по таблице коэффициентов при различных количеств результатов в выборке).Стандартная ошибка среднего значения вычисляется по формуле:Где n - число вариантов в выборке.Таким образом, среднегрупповой СПИ = 2,77 ± 0,15 бит/с. 2.2. Результаты исследованияОпределение исходных показателей умственной работоспособности лиц физического труда проводились в выходные дни, как и у лиц умственного труда. В поведении испытуемых наблюдалась активность и заинтересованность, но менее чем у испытуемых умственного труда.После исследования были получены данные о состоянии умственной работоспособности, которые внесены в таблицу 3.Таблица3.Данные о состоянии умственной работоспособностиФамилияSMNNМалышев12801581602Крилов10878213048Наумов76091921Сергеев7601561571Симонова144016917910Алексеева720799415Догилев148013118453Иванова69685905Симонова140011217058Нагилков128014616822Исходные данные лиц физического трудаГде S - количество просмотренных знаков, М - количество вычеркнутых букв, N - общее кол-во букв, которое необходимо было вычеркнуть, n - число допущенных ошибок.Данные расчетов показателей о физическом состоянии испытуемых внесены в таблицу 4.Таблица 4Данные расчетов показателей о физическом состоянии испытуемыхФамилияА=М/NP=A*SQ=0,5936*SСПИ=(Q-2,807*n)/TУВН=S/NМалышев0,991264,00759,813,148,00Крилов0,63685,65645,242,138,36Наумов0,99751,74451,141,878,26Сергеев0,99755,16451,141,874,84Симонова0,941359,55854,783,448,04Алексеева0,84605,11427,391,617,66Догилев0,711053,70878,533,048,04Иванова0,94654,24413,151,667,73Симонова0,66922,35831,042,788,24Нагилков0,871112,38759,812,917,62Ср. гр.0,86916,39647,202,457,68Вычисление показателей умственной работоспособности лиц физического трудаГде А - коэффициент точности выполнения задания, Р - коэффициент умственной продуктивности, Q - объем зрительной информации, СПИ - скорость переработки информации, УВН - устойчивость внимания.Вычисление среднего отклонения показателя СПИ по той же формуле:Где Х максимальное - Х минимальное - размах значений, К- коэффициент, определяемый числом значений в выборке.Х максимальное = 3,44 - результат Симонова.Х минимальное = 1,61- результат Александровой.К =3,08- не изменилось.Стандартная ошибка среднего значения вычисляется по той же формуле:Где n - число вариантов в выборке.Таким образом, среднегрупповой СПИ = 2,45 ± 0,2 бит/с.Результаты сравнения показателей умственной работоспособности лиц, занимающихся умственной и физической трудовой деятельностьюРезультат сравнения по точности выполнения заданияПо результатам исследований среднегрупповая точность выполнения задания составляет:- у лиц умственного труда - 0,97;- у лиц физического труда - 0,86.Рис.1. Сравнение по точности выполнения заданияРезультат сравнения по умственной продуктивностиСреднегрупповая умственная продуктивность составляет:- у лиц умственного труда - 1102,79;- у лиц физического труда - 916,39.На основе этих данных построен график (Рисунок 2), отражающий результаты исследуемого показателя умственной продуктивности.Рис.2. Сравнение по умственной продуктивностиСреднегрупповой объем зрительной информации составляет:- у лиц умственного труда - 676,82;- у лиц физического труда - 647,20.На основе этих данных построен график (Рисунок 3), отражающий результаты исследуемого показателя объема зрительной информации.Рис.3. Сравнение по объему зрительной информацииРезультат сравнения по скорости переработки информацииПо результатам исследований среднегрупповая скорость выполнения задания составляет:- у лиц умственного труда 2,77 ± 0,15 бит/с;- у лиц физического труда 2,45 ± 0,2 бит/с.На основе этих данных построен график (Рисунок 4), отражающий результаты исследуемого показателя скорости переработки информации.Рис.4. Сравнение по скорости переработки информацииПо результатам исследований среднегрупповая устойчивость внимания составляет:- у лиц умственного труда - 8,20;- у лиц физического труда - 7,68.На основе этих данных построен график (Рисунок 5), отражающий результаты исследуемого показателя устойчивости внимания. Рис.5Результаты исследуемого показателя устойчивости вниманияВыводы ко второй главе1) В ходе анализа научной и учебно-методической литературы были выявлены физиологические различия физической и умственной трудовой деятельности. Исходя из современных данных нейропсихологии и нейрофизиологии, умственный труд есть результат наиболее сложных комбинаций нервных процессов и гистохимических изменений в нейронах корково-подкорковых образований. 2) В ходе оценки умственной работоспособности лиц, занимающихся физической и умственной трудовой деятельностью, можно сделать вывод, что по показателям умственной работоспособности (умственная продуктивность, точность выполнения задания, устойчивость внимания, скорость переработки информации) высокие положительные результаты показали испытуемые, которые не имеют вредных привычек, что доказывает негативного влияния их на организм человека. 3) В исследовании умственной работоспособности лиц, занимающихся умственной и физической трудовой деятельностью, было проведено сравнение показателей. ЗаключениеПод работоспособностью понимается количество и качество работы, выполняемой в соответствии с функциональными возможностями организма за определенное время.Исследователи доказали, что изменение свойств внимания происходит в соответствии с фазами работоспособности. В результате сравнения всех показателей умственной работоспособности можно сделать вывод, что умственная трудовая деятельность оказывает положительное влияние на сохранение и развитие умственной работоспособности.ЛитератураАнтропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [Текст]. - М.: Просвещение, 2015. - 251с.Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов, 2013. - 303с.Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности [Электронный ресурс]. - М.:1.Педагогика, 2014. - 248с.Виноградов, М.И. Общая характеристика основных форм трудовой деятельности // Руководство по физиологии труда. М., 2015. - 40 с.Грибков В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. [Электронный ресурс]: Автор, дисс. канд. пед. наук. Грибков Валерий Александрович. - М., 2013. - 26 с.Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности/H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н / Д: «Феникс», 2014. - 478 с.Измерова Н.Ф. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 592 c.Кича Д.И. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие. - Д.И. Кича, 2016. - 288 с.Леонова А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова. М: Юрайт, 2015. - 13 с.Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев - 2-е изд., исправл. и доп., 2010. - 832 с.Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ Учебник для вузов [Текст]. - М: Академия, 2010. - 467 с.Селиверстова, В.В. Диагностика функционального состояния: учебное пособие /В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2012. - 93 с.Семенович А.А. Физиология человека: учеб. Пособие / А.А. Семенович [и др.]; под ред. А.А. Семеновича. - 3-е изд., испр. Минск: Выш. Шк., 2011. - 544 с.Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304с.Смирнов В.М. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2016. - 608 с.Солодков А.С. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека// Учебное пособие для вузов физической культуры.- Москва: Советский спорт, 2014. - 163 с.Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник./А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2014. - 528 с.Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / под ред. К. В. Судакова. - М.: Медицина, 2013. - 784 с.Лурия А.Р. «Лекции по общей психологии» - СПб.: Питер, 2015. - 320 с; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 2015
1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности [Текст]. - М.: Просвещение, 2015. - 251с.
2. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов, 2013. - 303с.
3. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности [Электронный ресурс]. - М.:1.Педагогика, 2014. - 248с.
4. Виноградов, М.И. Общая характеристика основных форм трудовой деятельности // Руководство по физиологии труда. М., 2015. - 40 с.
5. Грибков В.А. Методика восстановления умственной и физической работоспособности средствами физической культуры в процессе учебно-трудовой деятельности. [Электронный ресурс]: Автор, дисс. канд. пед. наук. Грибков Валерий Александрович. - М., 2013. - 26 с.
6. Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности/H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н / Д: «Феникс», 2014. - 478 с.
7. Измерова Н.Ф. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 592 c.
8. Кича Д.И. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие. - Д.И. Кича, 2016. - 288 с.
9. Леонова А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная психология эргономика / Под ред. Е.А. Климова. М: Юрайт, 2015. - 13 с.
10. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев - 2-е изд., исправл. и доп., 2010. - 832 с.
11. Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ Учебник для вузов [Текст]. - М: Академия, 2010. - 467 с.
12. Селиверстова, В.В. Диагностика функционального состояния: учебное пособие /В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2012. - 93 с.
13. Семенович А.А. Физиология человека: учеб. Пособие / А.А. Семенович [и др.]; под ред. А.А. Семеновича. - 3-е изд., испр. Минск: Выш. Шк., 2011. - 544 с.
14. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304с.
15. Смирнов В.М. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. - М.: Медицина, 2016. - 608 с.
16. Солодков А.С. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека// Учебное пособие для вузов физической культуры.- Москва: Советский спорт, 2014. - 163 с.
17. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник./А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2014. - 528 с.
18. Судаков К.В. Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций / под ред. К. В. Судакова. - М.: Медицина, 2013. - 784 с.
19. Лурия А.Р. «Лекции по общей психологии» - СПб.: Питер, 2015. - 320 с;
20. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М., 2015
Вопрос-ответ:
Что такое умственная работоспособность?
Умственная работоспособность - это способность человека эффективно выполнять умственную деятельность, решать задачи с помощью мышления, памяти, внимания и других когнитивных функций.
Какие особенности умственной работоспособности есть у человека?
Умственная работоспособность человека может различаться в зависимости от его индивидуальных особенностей, возраста, образования, здоровья и других факторов. Она может быть высокой или низкой, стабильной или изменчивой.
Как определить умственную работоспособность человека?
Существуют различные способы определения умственной работоспособности человека, включая психологические тесты, экспериментальные исследования, анкетирование и наблюдение. Комплексная оценка умственной работоспособности проводится с использованием разных методов и оценивает различные аспекты умственной деятельности.
Какие результаты были получены в экспериментальном исследовании умственной работоспособности человека?
В ходе экспериментального исследования умственной работоспособности человека были получены следующие результаты:... (подробное описание результатов, представленное в статье).
Какую роль может играть умственная работоспособность в процессе труда?
Умственная работоспособность играет важную роль в процессе труда, так как от нее зависит эффективность и качество работы. Человек с высокой умственной работоспособностью способен быстро анализировать информацию, принимать решения, запоминать и обрабатывать большие объемы данных, что делает его более продуктивным и успешным в своей деятельности.
Какие особенности имеет умственная работоспособность?
Умственная работоспособность имеет такие особенности, как способность к обучению, анализу и синтезу информации, способность к решению проблем и принятию решений, а также способность к творческому мышлению.
Как изменяется умственная работоспособность в процессе труда?
Умственная работоспособность может как увеличиваться, так и уменьшаться в процессе труда. Например, при выполнении простых и повторяющихся задач работоспособность может снижаться, в то время как при выполнении творческих и сложных задач она может возрастать.
Как определяется умственная работоспособность человека?
Умственная работоспособность человека может определяться с помощью различных способов, таких как тестирование когнитивных функций, оценка памяти, внимания, мышления и других качеств, а также наблюдение за выполнением различных задач и оценка их результатов.
Какие методы и организация использовались в экспериментальном исследовании умственной работоспособности человека?
В экспериментальном исследовании умственной работоспособности человека были использованы различные методы, включая тестирование и анкетирование, наблюдение и запись деятельности испытуемых, а также анализ полученных данных с использованием статистических методов.
Какие выводы были сделаны по результатам исследования умственной работоспособности человека?
По результатам исследования умственной работоспособности человека были сделаны следующие выводы: умственная работоспособность может изменяться в зависимости от характера и сложности задачи, а также в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых; существует взаимосвязь между умственной работоспособностью и эмоциональным состоянием человека; умственная работоспособность может быть улучшена с помощью тренировки и развития определенных когнитивных навыков и стратегий.
Что такое умственная работоспособность?
Умственная работоспособность - это способность человека выполнять умственные задачи и функции, связанные с мышлением, памятью, вниманием, рассуждением и принятием решений.