Анализ продовольственной безопасности населения Московской области в контексте обеспечения экономической безопасности региона
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1 Экономическая природа продовольственной безопасности 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ 8
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 12
2.1 Общая оценка социально-экономической ситуации в Московской области 12
2.2 Мониторинг в сфере продовольственной безопасности Московской области 15
3. ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ И УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 22
3.1 Прогноз макроэкономических показателей 22
3.2 Прогноз показателей в сфере продовольственной безопасности Московской области 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Для реализации указанных приоритетов агропромышленный комплекс Московской области обладает рядом конкурентных преимуществ по сравнению с соседними субъектами Российской Федерации:экономико-географическое положение (близость важнейших транспортных магистралей);отлаженные внешнеэкономические и торговые связи;близость к крупнейшим рынкам сбыта продукции;высокий уровень жизни и миграционная привлекательность.Индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства в 2017 году составил 94,1% к аналогичному периоду 2016 года, в том числе по растениеводству 88,3%, по животноводству - 101,6%. Индекс производства продукции растениеводства в 2018 году составит 97,9%. Валовое производство зерна составит 370,2 тыс. тонн, валовой сбор семян и плодов масличных культур – 42,1 тыс. тонн, картофеля - 780,3 тыс. тонн, овощей – 578,8 тыс. тонн.К 2021 году по первому варианту прогнозируется увеличение индекса производства продукции растениеводства до 100,9%.При благоприятных погодных условиях (по второму варианту прогноза), а также стабильной и системной государственной поддержке сельскохозяйственного производства прогнозируемое увеличение объемов продукции растениеводства будет обусловлено увеличением ежегодных темпов прироста производства зерновых, картофеля и овощей. К 2021 году производство зерна составит 392,1 тыс. тонн, картофеля – 818 тыс. тонн. Под влиянием развития кооперации, заготовительной деятельности и создания логистической инфраструктуры ожидается увеличение производства овощей до 611,2 тыс. тонн.Развитие отраслей животноводства Московской области осуществляется по интенсивному пути развития.К 2021 году производство мяса достигнет 301,6 тыс. тонн, молока – 713 тыс. тонн. Индекс производства продукции животноводства в 2018 году оценивается в объеме 101,9%, а в 2021 году – 104,8%.Прогнозируемый рост объемов производства продукции сельского хозяйства позволит в перспективе обеспечить потребление населением области основных продуктов питания в соответствии с рациональными нормами потребления и в долгосрочной перспективе решить основные задачи, определенные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.Одной из основных задач является ориентация аграрной политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Московской области.Достижение планируемых показателей развития сельского хозяйства Московской области в сфере растениеводства планируется обеспечить за счет:активного внедрения интенсивных технологий по мелиорации земель;улучшения способов обработки почвы и посевов;применения минеральных и биоудобрений, эффективных средств защиты растений, уменьшения потерь при хранении урожая; создания и внедрения высокоурожайных и устойчивых к болезням и вредителям сельскохозяйственных культур;применения современной эффективной сельскохозяйственной техники.В растениеводстве намечается дальнейшее проведение мероприятий по поддержке элитного семеноводства, внедрению энергосберегающих технологий при возделывании основных сельскохозяйственных культур, улучшение воспроизводства земельных и других природных ресурсов, используемых в сельхозпроизводстве, активизирование опытно-исследовательской и научно-внедренческой работы.В сфере животноводства планируется обеспечить за счет: развития отрасли на индустриальной основе; проведения селекционной работы;обеспечения глубокой переработки продукции и повышения ее качества; создания безотходных технологий, развития территориальных кластеров в животноводстве, в рамках которых технологические процессы осуществляются по системе полного замкнутого цикла (от производства кормов до переработки произведенного сырья и реализации готовой продукции через собственную торговую сеть).Наметившиеся позитивные тенденции социально-экономического развития Московской области, создание новых рабочих мест будут оказывать влияние на снижение численности безработных граждан в среднесрочной перспективе.По прогнозу на 2019-2021 годы ожидается дальнейший рост численности граждан занятых в экономике – с 3 535,6 до 3 612 тыс. человек, что повлечет за собой постепенное снижение среднегодового уровня регистрируемой безработицы.В 2019-2021 годах темпы роста фонда заработной платы замедлятся и составят по первому варианту прогноза в 2019 году – 106,7%, в 2020 году – 106,7%, в 2021 году – 107,3%.В 2018 году прогнозируется рост номинальной начисленной заработной платы до 51,4 тыс. рублей. На прогнозный период рост среднемесячной заработной платы сохранится и достигнет в 2019 году – 54 тыс. рублей, в 2020 году – 56,8 тыс. рублей, в 2021 году – 60,4 тыс. рублей.Реальная заработная плата в 2017 году составила 105,7%. С учетом позитивных ожиданий в отношении уровня инфляции в 2018 году прогнозируется рост реальной заработной платы, которая по оценке может составить 106,9%. Однако в среднесрочной перспективе значительного роста реальной заработной платы не ожидается. В 2019 году значение показателя оценивается в 100,9%, в 2020 году - 101,5%, в 2021 году – 102,3%.Замедление темпов роста реальной заработной платы в 2019 году связано в первую очередь с формированием высокой базы сравнения в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторыхмерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума).Денежные доходы населения Московской области в 2018 году и на прогнозный период 2019-2021 годов имеют тенденцию к умеренному росту.В 2017 году общая сумма денежных доходов населения составила 3 688,5 млрд. рублей. По оценке, общий объем денежных доходов в 2018 году составит 3 958,7 млрд. рублей и увеличится к 2021 году до 4 904,2 млрд. рублей по первому варианту прогноза.Прогнозируемый рост доходов будет обусловлен увеличением основных составляющих: оплаты труда, социальных выплат, доходов от собственности.В 2018 году реальные располагаемые денежные доходы населения ожидаются на уровне 103,9%. К 2021 году данный показатель ожидается на уровне 104,0%.Московская область в 2017 году входит в тройку субъектовРоссийской Федерации по обороту розничной торговли, которая составляет2 093,6 млрд. рублей.Потребительский рынок Московской области остаетсянаиболее привлекательной для инвестирования отраслью экономики.Годовой оборот розничной торговли в сопоставимой оценке в 2017 году вырос по сравнению с 2016 годом на 5,3%. Наибольшую долю в совокупном росте показали крупные и средние организации, оборот которых увеличился на 9,5%.В сопоставимой оценке оборот розничной торговли 2018 года составит 106% от объемов 2017 года.На оборот розничной торговли влияют инфляционные ожидания населения и его платежеспособность. Закладываемые Центральным банком Российской Федерации таргетированные значения по индексу потребительских цен на уровне 4% в год будут являться благоприятным фактором дальнейшего развития потребительского рынка Московской области по увеличению оборота розничной торговли.Одной из причин позитивных тенденций на оптовом рынке Московской области в 2018 году стал рост объемов производства промышленной продукции. За январь – июль 2018 года темпы роста производства выросли на 10,7%.С 2019 года прогнозируется ежегодный рост оборота оптовой торговли на уровне 4,3-5% в сопоставимых ценах. Планируемый ввод площадей оптовых объектов в прогнозный период около 1 500 тыс. кв. м.На прогнозный период 2019-2021 годов складывается положительная динамика оказания платных услуг населению, планируется рост на уровне 2,6-3% в сопоставимых ценах. ЗАКЛЮЧЕНИЕС макроэкономической точки зрения, экономическая безопасность государства означает расширенное воспроизводство преимущественно на национальной основе, обеспечивающее устойчивый экономический рост при максимальной занятости, минимальной инфляции и социально справедливом распределении материальных благ, способность эффективно реагировать на кризисные явления как на внутреннем, так и на внешнем рынке при оптимальной интеграции в мировое разделение труда. Отсюда следует, что продовольственная безопасность также должна гарантировать выполнение этих условий.Понятие «продовольственная безопасность» подразумевает наличие как внутренних, так и внешних угроз ее обеспечению, составляющих два важнейших аспекта проблемы. Угроза продовольственной безопасности возникает в случае, когда создаются такие политические, экономические, внешнеполитические и др. условия, которые в результате нарушения продовольственного снабжения создают опасность для жизни или здоровья населения данного региона или страны в целом.В настоящее время существует несколько основных подходов к изучению продовольственной безопасности. В основном анализируется политическая и воспроизводственная стороны данного вопроса. Но существует и другой, социальный подход к анализу продовольственной безопасности:Физическая доступность продовольствия - то есть фактического наличия продуктов питания в продаже и расположение точек реализации продовольствия в прямой досягаемости для каждого отдельного гражданина.Экономическая доступность продовольствия - способность населения приобретать продукты питания исходя из собственных финансовых возможностей.Потребление продовольствия - качественный уровень потребления продуктов питания.Основанием для оценки состояния продовольственной безопасности, факторов и угроз, потенциальных и реальных ущербов от их воздействия являются критерии продовольственной безопасности, которые выражаются через систему показателей. Учитывая специфику регионального уровня продовольственной безопасности, к угрозам можно отнести нарушение хозяйственных связей, падение уровня производства продовольствия, низкие доходы производителей, нехватка денежных средств для приобретения полноценного питания у потребителей. По причине широты и многообразия дестабилизирующих факторов, недопустимо использовать отдельные показатели для оценки продовольственной безопасности изолированно, необходимо комплексное и взаимодополняющее их рассмотрение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАяпова Ж.М. Показатели и критерии оценки состояния продовольственной безопасности: опыт Казахстана и зарубежных стран // Вестник ВГУИТ. 2017. №79(1). P. 445-450. Водясов П.В. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 3. С. 21-24..Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. URL: http://base.garant.ru/12172719/ (дата обращения 20.10.2018).Информация о социально - экономическом развитии Московской области в январе - августе 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-socialno-ekonomicheskogo-razvitiyaИтоги социально-экономического развития Московской области за I полугодие 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-socialno-ekonomicheskogo-razvitiyaМинсельхоз подготовит новую доктрину продовольственной безопасности [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/26/776576-minselhoz-doktrinu-bezopasnostiПроблема обеспечения продовольственной безопасности в России / Стрелова М.О., Корчемкина В.А. // Economics. 2018. № 1 (33). С. 37-41.Продовольственная безопасность в контексте национальной безопасности страны / Переверзин Ю.Н., Разумова Е.В., Крючков О.С. // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 5. С. 103-108.Руднева О.С. Оценка продовольственной безопасности в регионах степной зоны Евразии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2018. № 1. С. 67-72..Отчет о выполнении НИР по ГК №3265 от 01.01.2015 По теме «Продовольственная безопасность России: мониторинг, оценка и прогнозирование развития показателей отечественного агропромышленного комплекса» Режим доступа URL: http://vsuet.ru/science/docs_nir/goz_zad/3265.pdfОфициальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций [Электронный ресурс] // http://www. fao.org/about/meetings/cfs/cfs43/documents/ru/Прогноз социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период 2018-2020 годов [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanieПрогноз социально-экономического развития Московской области на 2017-2019 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanieПродовольственная безопасность России в целом обеспечена [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/04/12/prodovolstvennaia-bezopasnost-rossii-v-celom-obespechena.htmlПротокол по итогам проведения общественного обсуждения проекта постановления Правительства Московской области «О прогнозе социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период 2019-2021 годов» [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanie
1. Аяпова Ж.М. Показатели и критерии оценки состояния продо-вольственной безопасности: опыт Казахстана и зарубежных стран // Вестник ВГУИТ. 2017. №79(1). P. 445-450.
2. Водясов П.В. Механизмы обеспечения продовольственной без-опасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 3. С. 21-24..
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федера-ции [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. URL: http://base.garant.ru/12172719/ (дата обращения 20.10.2018).
4. Информация о социально - экономическом развитии Московской области в январе - августе 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya
5. Итоги социально-экономического развития Московской области за I полугодие 2018 года [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/socialno-ekonomicheskoe-razvitie/monitoring-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya
6. Минсельхоз подготовит новую доктрину продовольственной без-опасности [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2018/07/26/776576-minselhoz-doktrinu-bezopasnosti
7. Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России / Стрелова М.О., Корчемкина В.А. // Economics. 2018. № 1 (33). С. 37-41.
8. Продовольственная безопасность в контексте национальной без-опасности страны / Переверзин Ю.Н., Разумова Е.В., Крючков О.С. // Акту-альные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 5. С. 103-108.
9. Руднева О.С. Оценка продовольственной безопасности в регио-нах степной зоны Евразии // Вестник Воронежского государственного уни-верситета. Серия: География. Геоэкология. 2018. № 1. С. 67-72..
10. Отчет о выполнении НИР по ГК №3265 от 01.01.2015 По теме «Продовольственная безопасность России: мониторинг, оценка и прогнози-рование развития показателей отечественного агропромышленного комплек-са» Режим доступа URL: http://vsuet.ru/science/docs_nir/goz_zad/3265.pdf
11. Официальный сайт Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций [Электронный ресурс] // http://www. fao.org/about/meetings/cfs/cfs43/documents/ru/
12. Прогноз социально-экономического развития Московской обла-сти на среднесрочный период 2018-2020 годов [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanie
13. Прогноз социально-экономического развития Московской обла-сти на 2017-2019 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanie
14. Продовольственная безопасность России в целом обеспечена [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2018/04/12/prodovolstvennaia-bezopasnost-rossii-v-celom-obespechena.html
15. Протокол по итогам проведения общественного обсуждения про-екта постановления Правительства Московской области «О прогнозе соци-ально-экономического развития Московской области на среднесрочный пе-риод 2019-2021 годов» [Электронный ресурс]. – URL: http://mef.mosreg.ru/dokumenty/strategicheskoe-planirovanie
Вопрос-ответ:
Как проводится оценка продовольственной безопасности в Московской области?
Оценка продовольственной безопасности в Московской области проводится в рамках мониторинга экономической безопасности региона. Она осуществляется путем анализа различных показателей, таких как уровень производства сельскохозяйственной продукции, объемы импорта и экспорта продовольствия, доступность продуктов питания для населения и других факторов, влияющих на продовольственную безопасность региона.
Какими проблемами обусловлено низкое состояние продовольственной безопасности Московской области?
Низкое состояние продовольственной безопасности Московской области обусловлено несколькими проблемами. Во-первых, недостаточным уровнем производства сельскохозяйственной продукции в регионе. Во-вторых, проблемами с инфраструктурой товародвижения, которые мешают эффективной доставке продуктов питания в регион. Наконец, ограниченные возможности межрегионального и международного сотрудничества в сфере продовольственной безопасности.
Какие меры предпринимаются для развития агрологистики и инфраструктуры товародвижения в Московской области?
В Московской области предпринимаются ряд мер для развития агрологистики и инфраструктуры товародвижения. Это включает в себя модернизацию и расширение сети дорог, строительство новых складских и транспортных объектов, внедрение современных информационных технологий, улучшение логистических процессов и др. Цель этих мер - обеспечить более эффективную доставку продовольствия из регионов производителей в Московскую область и улучшить общую продовольственную безопасность региона.
Существует ли межрегиональное и международное сотрудничество в сфере продовольственной безопасности Московской области?
Да, существует межрегиональное и международное сотрудничество в сфере продовольственной безопасности Московской области. Регион активно сотрудничает с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами для обеспечения стабильного поступления продовольствия. В рамках этого сотрудничества осуществляется обмен опытом, развитие торговых отношений, поддержка производства и поставок продуктов питания.
Как оценивается продовольственная безопасность Московской области?
Продовольственная безопасность Московской области оценивается в рамках мониторинга экономической безопасности региона. Проводится анализ и прогнозирование, а также развивается агрологистика и инфраструктура товародвижения. Важным аспектом также является межрегиональное и международное сотрудничество.
Какие проблемы связаны с продовольственной безопасностью Московской области?
Проблемы, связанные с продовольственной безопасностью Московской области, включают в себя недостаточное развитие агрологистики и инфраструктуры товародвижения, а также ограниченные возможности межрегионального и международного сотрудничества. Кроме того, существует необходимость в усилении мониторинга, анализа и прогнозирования состояния продовольственной безопасности для эффективного контроля и предотвращения потенциальных проблем.
Как развивается агрологистика и инфраструктура товародвижения в Московской области?
Агрологистика и инфраструктура товародвижения в Московской области развиваются с целью обеспечения продовольственной безопасности региона. В рамках этого процесса осуществляется модернизация и строительство новых объектов инфраструктуры, создание сетей складов и торговых центров. Также активно внедряются инновационные технологии для повышения эффективности и надежности системы перемещения продуктов питания.
Какое значение имеет межрегиональное и международное сотрудничество для обеспечения продовольственной безопасности Московской области?
Межрегиональное и международное сотрудничество играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Московской области. Благодаря сотрудничеству с другими регионами и странами, Московская область имеет возможность диверсифицировать и обеспечить поставки продуктов питания в случае возникновения проблем на внутреннем рынке. Также при обмене опытом и ресурсами можно повысить эффективность производства и доставки продуктов, что положительно сказывается на уровне продовольственной безопасности региона.
Как происходит анализ продовольственной безопасности населения Московской области?
Анализ продовольственной безопасности населения Московской области проводится в рамках мониторинга экономической безопасности региона. Проводятся исследования состояния сельского хозяйства и продовольственной инфраструктуры, анализируются данные о производстве и потреблении продуктов питания, оцениваются риски и угрозы безопасности пищевой продукции. На основе полученных результатов формируются рекомендации и разрабатываются механизмы обеспечения продовольственной безопасности в регионе.
Какие проблемы связаны с продовольственной безопасностью Московского региона?
В Московском регионе существуют различные проблемы, связанные с продовольственной безопасностью. Одна из них - это недостаточное развитие сельского хозяйства и продовольственной инфраструктуры. Также отмечается неравномерность заготовки и распределения продуктов питания, что может приводить к ситуациям дефицита или избытка определенных товаров. Другая проблема - это недостаток межрегионального и международного сотрудничества, что ограничивает доступность определенных видов продуктов и усложняет обеспечение продовольственной безопасности в регионе.
Каковы перспективы развития агрологистики и инфраструктуры товародвижения в Московском регионе?
В Московском регионе предусмотрены меры по развитию агрологистики и инфраструктуры товародвижения. Это включает в себя развитие сети сельскохозяйственных рынков, строительство современных хранилищ и складов для хранения и переработки продуктов, а также повышение эффективности логистических систем доставки товаров. Такие меры способствуют улучшению доступности и качества продуктов питания, а также повышению уровня продовольственной безопасности в регионе.