Предмет, задачи возрастной психологии
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.11.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Предмет, задачи возрастной психологии 4
2. Методы возрастной психологии 7
3. Разделы возрастной психологии 11
4. Исторический анализ понятий: детство, зрелость, старость 13
5. Закономерности развития личности 18
6. Основные проблемы возрастной психологии как науки 22
Заключение 24
Список литературы 25
Более того, есть мнение, что для женщин фазы семейного цикла являютсялучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст.Таким образом, периодизация жизненногопути человека имеет древнейшее происхождение и является отражениемобъективно существующей реальности, своеобразной рефлексиейзакономерностей жизни человека. Следовательно, можно утверждать, чтовыделение возрастных периодов в жизненном пути вполне правомерно.5.Закономерности развития личностиДеятельность – это основной показатель развития человека как личности. Это основной критерий его существования как социального существа. Работа в одном направлении, осложнение деятельности и ее улучшение – это условия для развития личности и нервной системы человека.При решении воспитательных проблем затрагиваются психологические закономерности и скорость человеческой деятельности. Во время воспитательной работы стоит учитывать характер разных видов труда, их особенности, смысл, содержание и объем. [1]Понятие личности и работы в отечественной психологии – это связанные явления. Современная психология базируется на идеях о функциональном нраве отражения, о появлении сознания из трудовой работы, о главной роли труда в поведении и деятельности человека. Источник активности – это потребности. Именно они выступают толчком для человека, чтобы он начал поиск средств для удовлетворения, что и влечет активную деятельность.По появлению потребности разделяются на естественные и культурные и характеризуются такими показателями:Потребности имеют собственный предмет;Содержание зависит от критериев и способов удовлетворения потребности;Они отражаются;Выражается в мотивах, побуждающих к работе.Развитие деятельности формирует виды и формы, которые потом соединяются и соподчиняются. Самые популярные виды – игра, труд, учение. Устанавливается иерархическое соотношение мотивов, побуждающих разную работу. Единая система мотивов составляет эмоциональную часть личности.Однообразные мотивы могут по-разному проявляться в поведении. А вот разные мотивы могут носить одинаковые внешние формы в поведении.Участие в общественных работах побуждает соперничество, желание быть первым среди друзей. Но может быть и желание принести выгоду всему классу. Мотивы ребенка формируют разные свойства личности – индивидуализм или коллективизм.Поведение зачастую формируется несколькими мотивами, разными по содержанию и строению. Они бывают ведущими и подчиненными. Мотивационная сфера личности меняет ведущие мотивы, создавая более высокие нравственные поводы. Целенаправленная организация деятельности гарантируется переменами соотношения мотивов и их иерархией. Поэтому в психологии и существует понятие системы стимулов и мотивации. [1]В школьном возрасте дети часто участвуют в разной деятельности. Они характеризуются не только конкретным составом разных видом, но и ведущей работой. В ней проявляются, создаются и перестраиваются психологические процессы. Например, при учебе – это теоретическое мышление, а в играх – фантазия. От этих процессов зависят ключевые психические изменения на протяжении всего развития ребенка.Российский психолог Леонтьев утверждал, что одни виды деятельности отыгрывают главные роли в развитии, а остальные – подчиненные. Поэтому развитие психики стоит рассматриваться в зависимости от ведущей деятельности:В дошкольном возрасте основная работа – это игра. У ребенка расширяется кругозор, развиваются умственные возможности, создаются черты характера и нравственные свойства. Рядом с игрой стоит трудовая активность. Взрослые обучают ребенка самообслуживанию, дают начальные умения и навыки, формируют нравственно-волевые качества. В зависимости от возраста малыша всё его окружение объединяет игру и трудовые занятия;В школе на смену игре приходит учение. Оно еще больше расширяет кругозор, создаются мнения. Во время учебного процесса ребенок овладевает методами учения и узнает многое не только от учителя, но и из книг, общения со старшими детьми;Самостоятельная работа развивает познавательную активность ребенка;В школьные годы трудовая деятельность становится более важной.Активность – это общая черта для живых существ, их личная динамика. Она служит источником улучшения и поддержания жизненно важных связей со средой. Жизнедеятельность организма – это не только нормальные отношения с окружением, а ее преодоление. Активность строится с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма. [3]В психологии активность и деятельность соотносятся друг с другом. Обнаруживаются динамические условия ее развития, воплощения и видоизменения, как черта ее движения. Активность характеризуют:Обусловленность исполняемых действий, спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;Произвольность – проявляется в цели субъекта;Надситуативность – выводится за пределы первоначальной цели;Значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.Еще в материнской утробе ребенок реагирует на внешние действия. Его активность проявляется в движениях, указывающих на жизнь. Эти процессы заставляют организм работать, действовать, усиливаться и оздоровляться. Без активной деятельности полноценной жизни не будет, развитие человека и становление его как личности также невозможно.Активность не характеризуется только в движении. Она проявляется еще в познании мира, расширении кругозора знаний, умений и навыков. Сложно научить человека чему-либо, если он сам не хочет заниматься. Осознанная работа формирует личность, обогащает ее и развивает.Познавательная активность проявляется в жизнеобеспечивающих факторах, так как помогает сориентироваться ребенку в новом мире. Эмоциональная активность – это грань оживления личности. Многое ребенок узнает из чувств, а не сознаний. Он откликается на действия. Психологическая активность дает информацию миру о состоянии. Именно эта инициативность позволяет ребенку работать с предметами.[2]Таким образом, активность – это важное условие и предпосылка для развития, часть жизненных процессов организма. Их результатом выступает общий прогресс развития. Деятельность – это успешная социальная адаптация. Она помогает человеку определить свое место в обществе и окружающей среде.6.Основные проблемы возрастной психологии как наукиВ развитии возрастной психологии существует ряд проблем, в частности: развитие психики и поведения ребенка обусловлено внешней средой и физиологическим формированием организма; влияние на развитие психики детей стихийного и специально организованного обучения и воспитания; возможности ребенка, наличие у него задатков и способностей; сравнение и выявление изменений наиболее сильно влияющих на психическое развитие ребенка (эволюционные, революционные, ситуационные); выявление основной компоненты определяющей психическое развитие.[3]ЗаключениеТаким образом, предметом для изучения возрастной психологии служат законы и тенденции протекающих психических процессов, а также изменение поведения в процессе жизнедеятельности человека, во время всей его жизни. Эта наука исследует и предоставляет научно доказанные факты главных тенденций развития психики, охватывая разносторонние характеристики различных возрастных категорий. При этом ведется учет качественных и количественных изменений, происходящих в психике при переходе из одной категории в другую.Работа над формированием и развитием личности изучается разными науками – философией, психологией и педагогикой. Ученые задаются вопросом, что движет процессом развития личности, какие факторы воздействуют на ее формирование. Результат их исследований стал основой для концепций и теорий.Все теории позволяют ответить на разные вопросы, найти причины формирования у индивида определенных качеств. Ведь на протяжении жизни одни люди становятся известными и успешными, а другие так и остаются в тени. Список литературы1.Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова . - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.2.Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.3.Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 20034.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.5.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.6.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова . - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 c.
2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
3. Ермолаева М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2003
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
Вопрос-ответ:
Чем занимается возрастная психология?
Возрастная психология изучает стадии психологического развития личности на разных возрастных этапах, а также факторы, влияющие на это развитие.
Какие методы использует возрастная психология?
Возрастная психология использует различные методы исследования, такие как наблюдение, интервью, анкетирование, психологические тесты и эксперименты.
Какие разделы включает возрастная психология?
Возрастная психология включает разделы, посвященные развитию психики в детском возрасте, подростковом возрасте, взрослом возрасте и старческом возрасте.
Какие понятия исторически анализирует возрастная психология?
Возрастная психология анализирует понятия детства, зрелости и старости, выявляя их становление и изменения на протяжении истории.
Какие закономерности развития личности изучает возрастная психология?
Возрастная психология изучает закономерности развития личности в различных возрастных периодах, включая физическое, психическое и социальное развитие.
Что представляет собой предмет задачи возрастной психологии?
Предмет задачи возрастной психологии - это изучение особенностей психического развития человека на разных возрастных этапах.
Какие методы использует возрастная психология?
Возрастная психология использует различные методы для изучения психического развития, включая наблюдение, эксперимент, анкетирование и интервью.
Какие разделы включает возрастная психология?
Возрастная психология включает такие разделы, как психология детства, психология подросткового возраста, психология взрослого возраста и психология пожилого возраста.
Какие исторические понятия связаны с возрастной психологией?
В историческом анализе возрастной психологии выделяются понятия детства, зрелости и старости, которые изменялись в соответствии с общественными и культурными изменениями.
Какие закономерности развития личности исследуются в возрастной психологии?
Возрастная психология изучает закономерности развития личности на разных возрастных этапах, включая физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие.
Какой предмет задачи возрастной психологии?
Предметом задачи возрастной психологии является изучение психологического развития человека на различных этапах его жизни, начиная с детства и заканчивая старостью.
Какие методы используются в возрастной психологии?
В возрастной психологии используются различные методы исследования, такие как наблюдение, опросы, эксперименты, анализ биографий и др. Отбор методов зависит от конкретных исследовательских задач.