Право и самореализация личности в гражданском обществе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория государства и права
  • 72 72 страницы
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 26.11.2018
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения самореализации личности в гражданском обществе 6
1.1. Понятие личности 6
1.2. Понятие гражданского общества 13
1.3. Личность и гражданское общество 32
2. Самореализация личности во взаимодействии государства и гражданского общества 40
2.1. Отношение «Личность- гражданское общество- государство» 40
2.2. Государство и развитие личности 46
2.3. Личность и гражданское общество в демократическом государстве 51
Заключение 64
Список использованной литературы 66

Фрагмент для ознакомления

В современном мире можно выделить несколько социально-философских парадигм,политических идеологий и социальных практикобустройства и развития общества, среди них:либерально-демократическая, консервативная,социалистическая, социал-демократическая идр. Каждая из данных социальных теорий предлагает свое видение и понимание сущности изакономерностей развития общества, государства, частного бизнеса, гражданского обществаи личности. Нас интересуют особенности понимания сущности и перспектив развития современного гражданского общества.Рассматривая социально-историческую эпохусовременного общества, следует остановитьсяна его характеристике. Широко распространенным является выделение этапа развития современного социума как переходного к информационной эпохе с точки зренияразвития уровня достижения производствакультурных и материальных благ, социального, политического, экономического, культурного развития общества. Постиндустриальныйсоциум, в котором преобладают информация,наука и инновационные технологии, действуеткак глобальная система в рамках логическойцепочки «техника – человек – природа – социокультурная и социальная среда». Однаконекоторые социологи постиндустриальное общество анализируют как особый уровень развития индустриального социума, а другие исследователи – как период перехода к новомуэтапу развития цивилизации.Информационному этапу производства соответствует так называемое «посткапиталистическое» общество,в котором функционируют различные формысобственности, для него характерны эффективная хозяйственная деятельность, наличиедемократического социального и правовогогосударства, высокий уровень жизни граждан,духовной, нравственной, правовой культуры, атакже относительно высокий уровень развитияинститутов гражданского общества и сформированного, социально активного актора с высоким уровнем социальной гражданственности,творческой, активной, социальной позициейи созидательным образом жизни. Естественные права и свободы человека определяютсякак важнейшие ценности для общества и государства. Подобная оценка опирается на либерально-демократическую и неолиберально-демократическую политические идеологии.При этом для них характерен уклон в областьсогласия управляемых и управляющих в системах политической власти и управления государством, развитого политического и идейногоплюрализма, «демократии участия», социального и политического равенства и справедливости. Однако все вышеуказанное носит вбольшей степени идеальный характер, а такженаметившуюся социальную тенденцию общемирового развития, а не установившийся, общепринятый социально-практический и социально-нормативный характер.Отличное видение закономерностей развития общества и социального идеала присутствует в идеологии консерватизма и неоконсерватизма. Сторонники консервативнойидеологии утверждают полный приоритет общества над индивидом. Они считают, что свобода человека определяется его законопослушанием и обязанностями перед обществом.Базис общества они усматривают в собственности, семье, религии. Важнейшим элементомв развитии социума являются не инновации, аименно преемственность. Большое значениеимеет моральное и религиозное преображение человека. Сторонники консерватизма считают весьма важным способом решения социальных проблем и установления социальнойгармонии компромисс, а также утверждение исбережение социальной стабильности, базирующейся на взаимоответственности гражданинаи государства, которые взаимодействуют и оказывают помощь друг другу, на уважении правграждан, недоверии к чрезмерному прогрессудемократии и усилению государственной власти. Однако личность должна рассчитывать впервую очередь на свои силы и помощь семьи,а также своего окружения.Идеи социалистического социального мировоззрения и общественного развития наиболееполно были сформулированы К. Марксом. Социализм рассматривается им как «социальносправедливое общество» – этап в становлении коммунистического общества – конечнаяцель развития человечества. При социализмеотсутствует частная форма собственности,а господствует только государственная собственность, отсутствует классовая борьба,торжествуют принципы свободы, братства иравенства. Интересы государства и обществарассматривались как абсолютно приоритетныенад правами человека. В системе социальногоуправления государство возвышается над человеком, политика и социальная сфера – надэкономикой, сознательное волевое управление – над эволюционным развитием.Социал-демократическая идеология какразновидность социалистического политического мировоззрения акцентирует вниманиена справедливом общественном устройстве сидеалами свободы, социального мира, трудовой солидарности, рабочего самоуправленияи социального партнерства в контексте «демократического социализма» и «государства всеобщего благоденствия».От такого важнейшего института социального управления, как государство, зависятсущностные проявления и социально-практический уровень развития институтов гражданского общества, гражданское общество вомногом зависит от типа и особенностей политического режима и политической системы вцелом.Политическая система – это целостная взаимосвязь многих образований и элементов,которая обладает устойчивыми способностями к равновесию, самосохранению, взаимодействию с другими элементами социума иокружающей среды и устойчивому развитию. В основу политическойсистемы, как правило, включаются не толькоотдельные политические субъекты и процессы,политические институты, а отношения и взаимодействие между ними. Т. Парсонс,в частности, политическую систему определяет в качестве подсистемы общества, назначение которой заключается в принятии решений,определении коллективных целей, мобилизации ресурсов.Выделяют различные подходы к определению типов политических систем. Теорияисторического материализма К. Маркса абсолютизировала классовый подход в функционировании и развитии политических систем. Взависимости от того, политические интересыкакого класса они выражают и обеспечивают,все политические системы подразделялись нарабовладельческие, феодальные, буржуазныеи социалистические.М. Вебер за основу типологииполитических систем брал формы и способы их функционирования. Он отрицательноотносился к абсолютизации экономическогодетерминизма и полагал, что экономика и политика находятся между собой в отношенияхдинамического взаимодействия и главным дляполитической системы является доминирующий способ властвования. В зависимости отэтого основания он выделял традиционные ирациональные политические системы. В традиционных политическихсистемах, по его мнению, в механизме функционирования доминируют обычаи, традиции, авторитеты. Рациональные политические системы основаны на принципахразумности, компетентности и легитимности.Г. Алмонд при изучении типологии политических систем большое вниманиеуделяет социокультурным явлениям, а именнотем конкретным нормам и ценностям, которыенаходятся в их основе. Исследователь выделяет европейско-континентальный и англо-американский типы современных политических систем. В частности, по его мнению, дляангло-американской политической системыхарактерны антиэтатизм, индивидуализм, эгалитаризм и плюрализм. Европейским политическим системам присущи большая роль государства и элементы авторитаризма.Большинство современных политологов взависимости от характера распределения власти и взаимоотношений между политическимисубъектами внутри политических систем делятих на три типа: плюралистическая, авторитарная и тоталитарная.Социальная эффективность функционирования и, соответственно, тот или другой типполитической системы во многом зависят оттакого ее структурного элемента, как политический режим, т.е. совокупность средств,способов, методов, социальных технологийи механизмов осуществления государствомполитической власти и функционирования негосударственных институтов. В политологии,социологии и теории государства, а также, соответственно, в социальной практике в зависимости от характера, принципов и социальныхтехнологических механизмов построения иреализации властных и управленческих функций исследователи выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Авторитарный политический режимбазируется на абсолютной власти политического лидера или политической элиты. Для тоталитарного государства характерна, помимоперечисленного, также социальная практикагосподства одной идеологии и физическогонасилия в отношении инакомыслия и оппозиции. Для демократического политического режима характерны народовластие, правлениебольшинства на основе выборности, свободы,равенства и плюрализма, разделение властей,верховенство права, уважение и защита правчеловека.В политологической и социологической литературе при изучении и анализе демократиив качестве важнейшего звена политической системы общества выделяют разные позиции. Разногласия возникают из-за содержания и сущности демократии. Само понятие«демократия» в переводе с греческого языка означает «народовластие» или «власть народа».История развития человечества на всем своемпротяжении демонстрирует, что по мере развития правовых, социологических, философскихвзглядов на государство и общество, социального прогресса научные трактовки демократиикачественно изменялись и обогащались.Формирование классической теории демократии связано с эпохой Возрождения,трудами Монтескье, Руссо, Вольтера и других философов и просветителей. По мнениюЖ.-Ж. Руссо, суверенитет народа может бытьреализован только самим народом. Именно благодаря непосредственному участию впринятии решений гражданин не отделяетсяот государства и общества, а выступает егочастью. Идея народовластия является стержнем классической демократии. В дальнейшемпринцип народовластия трансформировалсяв концепцию представительской демократии,когда от имени и по поручению народа управление обществом осуществляют его представители, которые им выбираются. При этомпервоначально представительская системаосновывалась на возрастном, имущественном, поселенческом и других цензах. Во второй половине XX столетия на смену цензампришла система общего государственного ипартийного представительства, которая должна была обеспечить выражение интересовразличных социальных групп общества. Важными элементами классической демократииявляются также приоритет гражданских прави свобод и принцип конституционализма какчеткой институциональной и правовой формыгосударственного управления.В последующем идеи классической демократии получили свое дальнейшее развитие.В частности, М. Вебер полагал, чтомассовая представительная элитаристская демократия ведет к росту безликой бюрократии,власть которой важно ограничивать и контролировать. Й. Шумпетер пришел к выводу, чтоглавным вопросом демократии является наличие не столько системы выборов, сколькочеткой процедуры выбора лиц, которые принимают решения. По его мнению, роль электората ограничивается участием в выборах и обновлением элиты, которая должна приходитьк власти через конкуренцию. В связи с этимЙ. Шумпетер полагал, что демократия – этоинституциональное устройство для принятиярешения, обеспечивающее участие в принятиирешений на основе конкурентной борьбы за голоса избирателей.На основе теории социального конфликтамежду различными группами и стремлениягосударства примирить их противоречивыеинтересы возникло новое понимание демократии, которая получила название плюралистической демократии. Основой консенсуса плюралистической демократии являются наличиемногопартийности, пропорциональное представительство в органах власти и управления,разделение властей, признание и защита правменьшинства, решение социальных проблемне путем прямого государственного управления, а через процессы регулирования и согласования.Р. Далем быларазработана новая теория демократии, которая получила название «полиархия». Такаяформа демократии давала гражданам возможность не только выражения, но и реализациисвоих интересов непосредственно через государственные структуры. Также в подобномобществе должны существовать действующиегарантии участия населения в управлении обществом и свободы. Подобные гарантии обеспечиваются правом на оппозицию и соперничество, а также правом участвовать в контролеза деятельностью государства.В современном обществе под демократиейпонимается, во-первых, такая форма политической организации государства и гражданского общества, которая исходит из абсолютногопризнания народа как источника и основногосубъекта власти и управления в обществе.Во-вторых, важным признаком демократииявляется равноправие граждан, социальныхгрупп, общностей и организаций во всех сферах общественной жизни: экономике, политике,культуре и в социальной области. В-третьих,признание принципа выборности основныхорганов государства и негосударственныхструктур в процессе периодических прямых,альтернативных и свободных выборов. В-четвертых, разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также ихнезависимость друг от друга, чтобы не былоавторитаризма, деспотизма и бесправия. В-пятых, верховенство права и закона, перед которыми все равны и которые обязаны соблюдатьвсе государственные органы и все граждане.В-шестых, принятие государственных и других управленческих решений путем открытогоили тайного голосования на основе принципаотносительного или абсолютного большинствапри решении всех важных вопросов государственной власти и социального управления.При этом права меньшинства не должны подавляться, ущемляться или игнорироватьсякаким-либо образом. Социальный консенсуспредполагает выполнение решения большинства при уважении прав и мнения меньшинства. В-седьмых, наличие экономического,политического, идеологического, культурного идругого плюрализма, включая признание праваменьшинства на легальную оппозицию. Однимиз проявлений политического плюрализма являются многопартийность и региональная децентрализация государственной власти и социального управления. Исходя из перечисленных общепринятых мировым сообществом принципов и стандартов всовременной социологии и политологии под демократией понимается форма государственно-политической и негосударственной организациии функционирования общества, которая основана на принципах народовластия, равенства,выборности, разделения властей, верховенства права и закона, плюрализма идеологий имнений, свободы и приоритета прав человека,обеспечивающих развитие каждого гражданинаи всего общества. Демократия является атрибутом не только политической системы, но и всегообщества в целом, т.е. системы экономических,культурных, социальных отношений, процессови институтов. В наибольшей степени это проявляется в такой исторической форме (типе) организации общества, как постиндустриальноеобщество с демократическим социальным правовым государством.Взаимоотношения государства и обществамогут строиться по четырем типам: этатистскому, либеральному, партиципаторному и коммунитарному. Для этатизма характерны: отождествлениеобщества и государства; приоритет интересовгосударства над правами и свободами человека; активное вмешательство и регламентациягосударством практически всех сфер жизниобщества: экономики, культуры, социальнойсферы и др. Во многом этатизм созвучен савторитаризмом и тоталитаризмом, ноэто не одно и то же. Авторитаризм и тоталитаризм – крайние и в определенной степениизвращенные формы этатизма, основанныена массовом принуждении и насилии. «Вавторитарных и тоталитарных системах власти гражданская активность имеет, как правило, мобилизационный характер, представляетсобой насквозь идеологизированные и инициированные государством формы проявленияподдержки правящего режима. Допускаемая вэтих системах активность граждан непосредственно определяется статусом, положениемлюдей в иерархическом строении общества,дозволяя одним то, что не позволено другим.При этом люди действуют в основном в рамках коллективов, индивидуальная активностьне поощряется. Все проявления активностиосуществляются только в рамках формальныхинститутов и официального общественногомнения, руководящих установок правящих кругов. Все остальные проявления общественнойсамодеятельности относятся к девиантным, подвергающимся санкциям формам поведениялибо вытесняются в сугубо бытовую область,сферу досуга. В этом смысле государствопоглощает общество как самостоятельногосубъекта социальной деятельности, отбираяу него функции по самоорганизации и самоуправлению своей жизнедеятельности. Болеетого, непосредственное ощущение людьмивнутреннего единства общества, осознаниеими друг друга как сограждан данного государства подменяется открытым давлениемвласти на общественное мнение с цельюобеспечения собственной легитимности».При либеральном типе взаимоотношенийгосударства и общества в демократической политической системе приоритет естественныхправ и свобод человека ограничивает властьгосударства, возникает ситуация, когда государство мало участвует в управлении обществом, а в большей степени сосредоточиваетсяна регулировании общественных отношений,т.е. влияет на них преимущественно не директивно и прямо, а рекомендательно и косвенно.Институты гражданского общества ограничивают и контролируют государство. «Гражданскоеобщество фиксирует здесь тот минимально достаточный уровень политических ограничений,которые, с одной стороны, не позволяют государству вмешиваться в тот круг вопросов, которые граждане могут решать самостоятельно,без обращения к государственным институтам,а с другой стороны, обозначают прерогативы игосударственных органов, которые наделяются собственной компетенцией в решении социальных задач. Таким образом, демократияобеспечивает органическое сочетание механизмов власти и самодеятельности, управления и самоуправления, которые в совокупностисоздают должные предпосылки общественнойстабильности и гармонии».Партиципаторному типу взаимоотношенийгосударства и гражданского сообщества присуща идея, согласно которой главной функцией государства является создание в рамкахзакона разнообразных социальных благ длявсех членов общества с учетом возможностейкаждого. Таким образом, государство рассматривается как инструмент создания и обеспечения благоприятных условий для свободногосуществования и развития граждан. Взаимоотношения государства с гражданами должныстроиться на принципах солидарности и субсидиарности (У. Ростоу, Е. Хекшнер).Частично отвергает либеральное индивидуалистическое понимание личности и либеральный универсализм концепция коммунитаризма. Она также отвергает коллективизм сего насилием по отношению к человеку, конформизмом, однообразием, одновременновыступая за процедурный характер либеральной демократии и приоритет частной жизнинад публичной, за приоритет прав человеканад иными ценностями. Базируется концепция коммунитаризма на идеях толерантностии плюрализма, развития индивидуальности(А. Макинтайр, М. Уолцер, М. Сандел, Ч. Тейлор и др.).В постиндустриальном, современном, демократическом социумевыигрышным вариантом взаимоотношенийгражданского общества и государства на практике и в теории можно считать взаимодействиепринципов либерализма и этатизма, а именносинтез динамического взаимодействия гражданского общества с демократическим социальным правовым государством. Необходимость существования государства признаетсякак сторонниками идеи гражданского общества,так и сторонниками современного неолиберализма и демократии. Указывается, что государство призвано сосредоточиться на решениинаиболее значимых социальных проблем приснижении стремления к регулированию всегоспектра отношений, включенных в социальную сферу, а также пошаговому предписаниюдействий граждан. Негосударственным формированиям и государству следует быть взаимодополняющими и взаимодействующимиструктурами общественной жизни. Конкретныйтип взаимодействия общества и государства всоциальной реальности может носить многоаспектный вид и зависеть и от историческойтрадиции развития общества и государства, иот характера и уровня политического, культурного и экономического развития общества, геополитической и иной особенности страны и народа, в том числе и от специфики гомогенностиценностных установок индивидов и интересовсоциальных групп.По мнению многих зарубежныхи отечественных политологов и социологов,развитие гражданского общества значительно задержалось.Относительно тенденций и перспектив развития гражданского общества в этих странах существуют различные точки зрения. Одна точказрения представлена философами, социологами и политиками, которые видят основанияроссийского и белорусского гражданского общества в крестьянской общине, православнойидеологии и, соответственно, требуют восстановления соборности, общинности и других,по их мнению, позитивных и присущих толькославянам черт прошлого. Другую точку зрения представляют исследователи и политики,рассуждающие с позиций либерально-демократической доктрины, которые считают, чтогражданского общества в пространствах Российской империи и СССР не существовало иего нужно создавать практически с нуля. Таким образом, существование и развитиеинститутов гражданского общества в современном постиндустриальном социуме – объективная экономическая, политическая и социокультурная необходимость, а также важныйфактор, обеспечивающий устойчивое и инновационное его развитие. Это связано с тем,что функционирование структур гражданскогосообщества позволяет в максимально полноймере использовать и одновременно развиватьсоциальный капитал – биопсихологический,интеллектуальный, духовно-нравственный ичеловеческий потенциал общества.ЗаключениеПравовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности с государством и с обществом в целом. Но статус человека характеризует одновременно и его связь с государственно-организованным обществом. Если человек - это разумное психофизиологическое и биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие "личность" как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношений с обществом. Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.Взаимодействия государства и гражданского общества может быть как конструктивным, так и деструктивным. Деструктивное взаимодействие, которое может доходить до состояния открытого конфликта, в том числе вооруженного чревато серьезными последствиями, вплоть до полного уничтожения государства и такого обескровливания, ослабления гражданского общества, при котором оно вовсе прекращает свое существование.Для того, чтобы построить правовое государство необходимо изначально создать развитое и инициативное гражданское общество. Только в рамках гражданского общества человек может участвовать в политической, экономической, духовной сферах жизни общества, проявлять инициативу в управлении государством – непосредственно либо через уполномоченных представителей, выражать свою волю, реализовывать права и обязанности, гарантированные Конституцией РФ. Значение правовой активности личности в вопросе реализации права на обращение в органы публичной власти заключается в том, что правовая активность личности проявляется в добровольной и сознательной деятельности, основанной на ее правовой активности и формирующей в итоге ее социально-полезное поведение, позволяющее ей активно включаться в политическую и социально-правовую действительность, полноправно реализовывать свои права и обязанности, а также осуществлять правовую активность в целях устойчивого государственного развития. Под механизмом обеспечения и защиты правового статуса личности следует понимать взятые в совокупности, в их действии, взаимосвязанности и взаимодействии между собой: средства обеспечения самореализации личностью и, в случае их нарушения, защиты прав и свобод; средства обеспечения исполнения личностью юридических обязанностей; юридические гарантии реализации прав, свобод и обязанностей.Государство, не являясь непосредственным участником правоотношений, способствует их осуществлению. Без вмешательства государства в правоотношения права и законные интересы личности потеряют доступность и качество. Государством на законодательном уровне закреплены принципы, порядок реализации гарантий прав и законных интересов личности, основные направления политики в данной сфере. Без вмешательства государства гарантии прав и законных интересов личности потеряли бы свое качество и доступность.Существованиеи развитие институтов гражданского общества в современном постиндустриальном социуме – объективная экономическая, политическая и социокультурная необходимость, а также важный фактор, обеспечивающий устойчивое и инновационное его развитие. Это связано с тем, что функционирование структур гражданского сообщества позволяет в максимально полной мере использовать и одновременно развивать социальный капитал – биопсихологический, интеллектуальный, духовно-нравственный и человеческий потенциал общества.Список использованной литературыВсеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhrАвакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М., 2013. Т. 1. С. 441.Бибило В.Н. Проблемы юриспруденции: избр. тр. Минск: Право и экономика, 2014. С. 71-81.Бондарева Э. С. Социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения: дис. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 15.Дроздова А.М. Правовое государство: концепция или доктрина // Верховенство права и правовое государство: проблемы теории и практики: материалы Х международной научно-практической конференции. М.: РГУП, 2016. С. 44.Жижек С. О насилии / пер. с англ. А. Смирнова, Е. Лямина; под. ред. Г. Павловского. М.: Европа. 2010. 184 с.Каменская Е.Н. Политология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. С. 45.Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. СПб.: Изд-во Юридического института, 2014. С. 251.Лагуткин А.В. Россия на распутье: куда пойдем? М., 2014. С. 3.Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 187-188.Мельник В.А. Современный словарь по политологии. Минск: Книжный Дом, 2014. С. 82.Мурашко Л.О. Аксиологическое измерение процесса правообразования. М.: Юрлитинформ, 2015. 304 с.Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.: М-Пресс, 2015. С. 10-11.Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. С. 109Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб.: СПБУ, 2014. 864 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. С. 41.Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права :дис. ... д-р юрид. наук: 12.00.01. Н.Новгород, 2002.Сильченко Н.В. Теория верховенства закона. М., 2015. С. 88.Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. М., 2013. С. 59.Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. С. 24.Фихте И. Замкнутое торговое государство. / пер. с нем. Э. Э. Эссена. М.: Изд-во КРАСАНД, 2010. 162 с.Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб.: Изд. дом Алеф-Пресс, 2012. 650 с.Агаджанов А.А., Валеева М.М. Соотношение прав и обязанностей в конституционно-правовом статусе личности // Государственное и муниципальное управление в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2015.Амельченко А.И. Развитие и формирование личности ребенка. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 138-141.Анникова Л.В., Колесникова Т.В. Развитие института замещающей семьи в России с XVIII века до настоящего времени. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 8-11.Анникова Л.В., Колесникова Т.В. Социальное научение личности: теоретико-концептуальный анализ понятия. // В сборнике: АГРАРНАЯ НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, РОСТ V Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 44-47.Антонова Е.В., Струсь К.А. К вопросу о концепции гражданского общества // Право и государство: теория и практика. 2014. № 8 (116). С. 54-59Аракелян Э.Р. Понятие и принципы гражданского общества // Философия права. 2014. № 3. С. 102-104Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 12-15.Бибило В.Н. Сущность субъективного права участников уголовного процесса // Право и демократия: сб. науч. тр. Минск : БГУ, 2014. Вып. 25. С. 272–286.Бойко Н.Н. Значение конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти // Права и свободы человека и гражданина в истории России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 20 февраля 2017 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. Ч. 1. С. 133-140.Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 230-232Грачев В.С. Генезис и эволюция понятия гражданского общества // Право. Экономика. Безопасность. 2014. № 1 (4). С. 13-15Григорьев О.В. Судебная власть, гражданское общество, судебные реформы: алгоритм взаимообусловленности // История государства и права. 2014. № 9. С. 3-8.Грудцына Л.Ю. Теория конвергенции частноправовых и публично-правовых начал в аспекте развития гражданского общества // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 511-519.Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Гражданское общество как сложная социальная система: философско-правовой аспект // Новый юридический журнал. 2014. № 1. С. 26-34.Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. Правовая система и гражданское общество: механизмы взаимовлияния // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 2-5.Жинкин С.А., Стрельцов Н.В. О значении социально-правовой активности личности // Теория и практика общественного развития. 2016. № 1. С. 52-53.Затонский В.А. Категория «правовая жизнь»: опыт теоретического осмысления // Правоведение. 2016. № 4. С. 4-17.Кизирбозунц Т.М. Вопросы эффективности деятельности судебной власти, место и роль судьи в гражданском обществе и демократическом государстве // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 81-84.Колесникова Т.В., Галаян Ю.В. Эмоциональная депривация // НаукаПарк. 2016. № 7 (48). С. 23-25.Лановая Г.М. Механизм права гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 7-10.Маккиавелли Н. Государь // Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик, М. С. Вершинина. URL: http://read.virmk.ru/m/Makiaveli.htmМатузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. 2015. № 4. С. 129–143.Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 29-34.Покровский И.Ф. Об общественном и индивидуальном правосознании, их единстве, различиях и взаимодействии // Научные труды РАЮН. В 3-х т. Т. 1. Вып. 8. М., 2014. С. 422-430.Попова А.И. Психология цвета в рекламной индустрии. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 141-144.Раянов Ф. М. Понимание гражданского общества и правового государства в отечественной юридической науке и современные потребности в его переосмыслении // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа 16-17 апреля 2015 г) / отв. ред. Ф. Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.Строганова И.Д. Особенности психологии в сервисной деятельности. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 144-147.Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 37-42.Тимофеев Н.С. Проблемы участия местного самоуправления и гражданского общества в системе российского этатизма // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 12-17.Уваров А.А. Средства массовой информации как институт гражданского общества (правовые аспекты) // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 45-48.Уваров А.А., Уваров А.А. Теоретико-правовые вопросы функционирования современного гражданского общества в России // Российская юстиция. 2016. № 10. С. 7-10.Усманова Р.М. Проблемы реализации права на обращение // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы VI международной научно-практической конференции, 31 мая 2016 г. Уфа: Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2016. С. 64-67.Усманова Р.М., Усманов А.К. Организация работы с обращениями граждан в органах власти // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: сборник научных статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции, посвященной Дню юриста, 3 декабря 2016 г. Вып. V / отв. ред. Р.М. Усманова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. С. 137-140.Фенева А.С., Колесникова Т.В. Замещающая семья – оптимальная форма жизнеустройства детей сирот. // Современное образование: теория и практика Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 108-110.Фетюков Ф.В. Понятие механизма взаимодействия государства и гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 18-20.Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. 2015. № 5. С. 15-29.Шафиров В.М. Человеческое измерение и сравнительно-правовое обучение // Теория государства и права: сборник статей. Красноярск, 2014. С. 194-198.Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 21-24.Даль Р. Проблемы гражданской компетентности [Электронный ресурс] // Интернет-портал «WWW.POLITNAUKA.ORG». URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/dahl.phpМонтескье Ш. Л. О духе законов. – URL: http://uchebnik-online.com/129/1056.html

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr
2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. М., 2013. Т. 1. С. 441.
3. Бибило В.Н. Проблемы юриспруденции: избр. тр. Минск: Право и экономика, 2014. С. 71-81.
4. Бондарева Э. С. Социальные стандарты по трудовому праву и праву социального обеспечения: дис. канд. юрид. наук. М., 2008. С. 10.
5. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 15.
6. Дроздова А.М. Правовое государство: концепция или доктрина // Верховенство права и правовое государство: проблемы теории и практики: материалы Х международной научно-практической конференции. М.: РГУП, 2016. С. 44.
7. Жижек С. О насилии / пер. с англ. А. Смирнова, Е. Лямина; под. ред. Г. Павловского. М.: Европа. 2010. 184 с.
8. Каменская Е.Н. Политология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. С. 45.
9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. СПб.: Изд-во Юридического института, 2014. С. 251.
10. Лагуткин А.В. Россия на распутье: куда пойдем? М., 2014. С. 3.
11. Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. С. 187-188.
12. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. Минск: Книжный Дом, 2014. С. 82.
13. Мурашко Л.О. Аксиологическое измерение процесса правообразования. М.: Юрлитинформ, 2015. 304 с.
14. Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. М.: М-Пресс, 2015. С. 10-11.
15. Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. С. 109
16. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: курс лекций. СПб.: СПБУ, 2014. 864 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2006. С. 41.
18. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права :дис. ... д-р юрид. наук: 12.00.01. Н.Новгород, 2002.
19. Сильченко Н.В. Теория верховенства закона. М., 2015. С. 88.
20. Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. М., 2013. С. 59.
21. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. С. 24.
22. Фихте И. Замкнутое торговое государство. / пер. с нем. Э. Э. Эссена. М.: Изд-во КРАСАНД, 2010. 162 с.
23. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. СПб.: Изд. дом Алеф-Пресс, 2012. 650 с.
24. Агаджанов А.А., Валеева М.М. Соотношение прав и обязанностей в конституционно-правовом статусе личности // Государственное и муниципальное управление в XXI веке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2015.
25. Амельченко А.И. Развитие и формирование личности ребенка. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 138-141.
26. Анникова Л.В., Колесникова Т.В. Развитие института замещающей семьи в России с XVIII века до настоящего времени. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 1. С. 8-11.
27. Анникова Л.В., Колесникова Т.В. Социальное научение личности: теоретико-концептуальный анализ понятия. // В сборнике: АГРАРНАЯ НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, РОСТ V Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 44-47.
28. Антонова Е.В., Струсь К.А. К вопросу о концепции гражданского общества // Право и государство: теория и практика. 2014. № 8 (116). С. 54-59
29. Аракелян Э.Р. Понятие и принципы гражданского общества // Философия права. 2014. № 3. С. 102-104
30. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 12-15.
31. Бибило В.Н. Сущность субъективного права участников уголовного процесса // Право и демократия: сб. науч. тр. Минск : БГУ, 2014. Вып. 25. С. 272–286.
32. Бойко Н.Н. Значение конституционного права граждан на обращение в органы публичной власти // Права и свободы человека и гражданина в истории России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 20 февраля 2017 г. Уфа: РИЦ БашГУ, 2017. Ч. 1. С. 133-140.
33. Гандалоев Р.Б. Понятие института гражданского общества // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 4. С. 230-232
34. Грачев В.С. Генезис и эволюция понятия гражданского общества // Право. Экономика. Безопасность. 2014. № 1 (4). С. 13-15
35. Григорьев О.В. Судебная власть, гражданское общество, судебные реформы: алгоритм взаимообусловленности // История государства и права. 2014. № 9. С. 3-8.
36. Грудцына Л.Ю. Теория конвергенции частноправовых и публично-правовых начал в аспекте развития гражданского общества // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 511-519.
37. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Гражданское общество как сложная социальная система: философско-правовой аспект // Новый юридический журнал. 2014. № 1. С. 26-34.
38. Дзыбова С.Г., Парасюк Е.А. Правовая система и гражданское общество: механизмы взаимовлияния // Российская юстиция. 2016. № 6. С. 2-5.
39. Жинкин С.А., Стрельцов Н.В. О значении социально-правовой активности личности // Теория и практика общественного развития. 2016. № 1. С. 52-53.
40. Затонский В.А. Категория «правовая жизнь»: опыт теоретического осмысления // Правоведение. 2016. № 4. С. 4-17.
41. Кизирбозунц Т.М. Вопросы эффективности деятельности судебной власти, место и роль судьи в гражданском обществе и демократическом государстве // Новый юридический журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
42. Колесникова Т.В., Галаян Ю.В. Эмоциональная депривация // НаукаПарк. 2016. № 7 (48). С. 23-25.
43. Лановая Г.М. Механизм права гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 7-10.
44. Маккиавелли Н. Государь // Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик, М. С. Вершинина. URL: http://read.virmk.ru/m/Makiaveli.htm
45. Матузов Н.И. О праве в объективном и субъективном смысле: гносеологический аспект // Правоведение. 2015. № 4. С. 129–143.
46. Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 29-34.
47. Покровский И.Ф. Об общественном и индивидуальном правосознании, их единстве, различиях и взаимодействии // Научные труды РАЮН. В 3-х т. Т. 1. Вып. 8. М., 2014. С. 422-430.
48. Попова А.И. Психология цвета в рекламной индустрии. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 141-144.
49. Раянов Ф. М. Понимание гражданского общества и правового государства в отечественной юридической науке и современные потребности в его переосмыслении // Правовое государство: проблемы понимания и реализации: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию журнала «Правовое государство: теория и практика» (г. Уфа 16-17 апреля 2015 г) / отв. ред. Ф. Х. Галиев. В 2-х ч. Ч. 1. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015.
50. Строганова И.Д. Особенности психологии в сервисной деятельности. // Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания Сборник научных статей по материалам 80-й научно-практической конференции преподавателей и студентов СтГАУ. Ставропольский государственный аграрный университет. 2015. С. 144-147.
51. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 37-42.
52. Тимофеев Н.С. Проблемы участия местного самоуправления и гражданского общества в системе российского этатизма // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 12-17.
53. Уваров А.А. Средства массовой информации как институт гражданского общества (правовые аспекты) // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 45-48.
54. Уваров А.А., Уваров А.А. Теоретико-правовые вопросы функционирования современного гражданского общества в России // Российская юстиция. 2016. № 10. С. 7-10.
55. Усманова Р.М. Проблемы реализации права на обращение // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы VI международной научно-практической конференции, 31 мая 2016 г. Уфа: Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2016. С. 64-67.
56. Усманова Р.М., Усманов А.К. Организация работы с обращениями граждан в органах власти // Актуальные проблемы государства и права на современном этапе: сборник научных статей по материалам V ежегодной научно-практической конференции, посвященной Дню юриста, 3 декабря 2016 г. Вып. V / отв. ред. Р.М. Усманова. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. С. 137-140.
57. Фенева А.С., Колесникова Т.В. Замещающая семья – оптимальная форма жизнеустройства детей сирот. // Современное образование: теория и практика Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 108-110.
58. Фетюков Ф.В. Понятие механизма взаимодействия государства и гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 18-20.
59. Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. 2015. № 5. С. 15-29.
60. Шафиров В.М. Человеческое измерение и сравнительно-правовое обучение // Теория государства и права: сборник статей. Красноярск, 2014. С. 194-198.
61. Шелудякова Т.В., Шелудякова Е.С. Историческая трансформация понятия гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 3. С. 21-24.
62. Даль Р. Проблемы гражданской компетентности [Электронный ресурс] // Интернет-портал «WWW.POLITNAUKA.ORG». URL: http://www.politnauka.org/library/teoria/dahl.php
63. Монтескье Ш. Л. О духе законов. – URL: http://uchebnik-online.com/129/1056.html

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет самореализация личности в гражданском обществе?

Самореализация личности в гражданском обществе имеет огромное значение, так как позволяет каждому человеку развиваться и выражать свои способности и потребности. Она способствует личностному росту, самопознанию и удовлетворению потребности в самовыражении. Также самореализация личности является одним из ключевых принципов гражданского общества, где каждый человек имеет право на свободу и самостоятельность.

Как можно определить понятие личности?

Личность - это сложное понятие, которое объединяет уникальные индивидуальные качества и характеристики человека. Она включает в себя уровень интеллекта, эмоциональную сферу, ценности, интересы, мотивы и потребности. Личность формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром и обществом, а также через саморазвитие и самовыражение.

Что означает понятие гражданского общества?

Гражданское общество - это совокупность граждан, объединенных по интересам и целям для достижения общего блага. Оно характеризуется гражданскими правами и свободами, структурами и организациями, где люди могут свободно выражать свое мнение, участвовать в общественной жизни и влиять на принятие решений.

Как взаимодействуют личность, гражданское общество и государство?

Взаимодействие личности, гражданского общества и государства является важным аспектом развития общества. Личность взаимодействует с гражданским обществом, проявляя свои интересы и потребности. Гражданское общество, в свою очередь, предоставляет человеку возможность самореализации и участия в общественных делах. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту личности, а также создает условия для развития гражданского общества.

Какое влияние гражданское общество оказывает на самореализацию личности?

Гражданское общество играет важную роль в самореализации личности. Оно предоставляет людям различные возможности для самовыражения, развития и участия в общественной жизни. В рамках гражданского общества люди могут проявить свои таланты и способности, реализовать свои цели и достичь успеха. Взаимодействие с другими людьми и организациями, а также участие в общественных и политических процессах способствуют развитию личности и ее самоутверждению.

Чем отличается гражданское общество от государства?

Гражданское общество и государство - это две разные сферы общественной жизни. Гражданское общество включает в себя некоммерческие организации, общественные движения, профсоюзы, религиозные и культурные общности, а также индивидуальных граждан. Государство же является органом политической власти, обладающим силовыми и правовыми полномочиями. Гражданское общество ставит своей целью защиту интересов и прав граждан, развитие гражданского самоуправления, социальную солидарность и развитие гражданской сознательности. Государство же отвечает за обеспечение безопасности, общественного порядка и осуществление политики по управлению обществом.

Какую роль играет государство в самореализации личности?

Государство играет важную роль в самореализации личности. Оно обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, создает условия для образования, здравоохранения, социального обеспечения и других аспектов жизни. Государство также разрабатывает и реализует политику, направленную на развитие личности и ее саморазвитие. Оно создает инфраструктуру, поддерживает культурные и спортивные мероприятия, способствует становлению гражданского общества и самоорганизации населения.

Зачем изучать самореализацию личности в гражданском обществе?

Изучение самореализации личности в гражданском обществе позволяет понять, каким образом государство и общество могут содействовать развитию и самовыражению человека. Это важно для создания условий, в которых каждый гражданин сможет реализовать свои потенциалы и достичь личностного благополучия.

Как можно определить понятие "личность"?

Личность - это сложное и многогранный понятие, которое относится к уникальным качествам, особенностям и потенциалу каждого человека. Личность включает в себя индивидуальные черты, ценности, убеждения, а также способность к самореализации и взаимодействию с другими людьми.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество - это совокупность граждан, объединенных общими интересами, ценностями и целями. Это сфера общественной жизни, в которой граждане активно участвуют в принятии решений и формировании общественных отношений. Гражданское общество играет важную роль в развитии демократии и защите прав личности.

Как связаны личность и гражданское общество?

Личность и гражданское общество взаимосвязаны: гражданское общество создается и функционирует благодаря активному участию личностей, а личность может реализовать себя и развиваться в общественной среде. Гражданское общество предоставляет личности возможности для самовыражения, социального взаимодействия и участия в общественной жизни.

Как государство влияет на самореализацию личности в гражданском обществе?

Государство имеет важную роль в создании условий для самореализации личности в гражданском обществе. Оно должно гарантировать защиту прав и свобод каждого гражданина, обеспечивать возможности для образования, культурного развития и профессионального роста. Государственные органы также должны создавать равные условия для участия граждан в принятии решений и формировании общественной политики.