Концерт для трубы с оркестром В dur Моисей Вайнберга в контексте эволюции жанра
Заказать уникальную дипломную работу- 77 77 страниц
- 58 + 58 источников
- Добавлена 23.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ЖАНРА «КОНЦЕРТ» И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ 7
1.1 Жанр концерта в западноевропейской и русской музыке XVI – XIX веков 7
1.2 Принцип концертирования в музыке XX века 24
ГЛАВА 2. КОНЦЕРТ М.ВАЙНБЕРГА ДЛЯ ТРУБЫ С СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ 34
2.1 Творческий облик М. Вайнберга 34
2.2 Музыкально-теоретический и исполнительский анализ концерта для трубы с оркестром В dur 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
Список литературы 68
После солиста третью тему исполняет симфонический оркестр. В ней также сохраняется прием использования хроматической тональности – сопоставление звучания по квартсекстаккорду ля мажора и ля-бемоль мажора.Развитие темы – гротеска приводит к репризе – вновь звучит у трубы первая тема (нотный пример 10):Нотный пример 10.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, реприза.В репризе сохраняется основная тональность, но она является динамической. Во-первых, она возникает в результате развития тем, во-вторых –композитор усиливает динамические обозначения. В первом проведении у солиста было указано f – в репризе sempref. У оркестра в первом проведении f–в репризе ff.Кроме того реприза сокращена по сравнению с экспозицией, что также способствует ее динамизации. В оркестре при проведении темы – гротеска присоединяется большой барабан, что усиливает звучание и динамическую мощь симфонического оркестра.Небольшое затишье перед новым витком развития –и снова интонация малой секунды, словно колеблющаяся на тихой динамике:Нотный пример 11.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, реприза (тихая тема м.2 у солиста).В данном разделе звучит новая тема – тема цитата из музыки Д.Д. Шостаковича. Это измененная, но узнаваемая тема нашествия из Ленинградской симфонии, которая проходит у оркестра три раза (нотный пример 12):Нотный пример 12.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, тема-цитата.Близость духа, взглядов, судьбы композиторов (гонения со стороны властей), выразившаяся при жизни в их дружбе (см. раздел 2.1 бакалаврской работы) нашла выражения в творчестве. Некая механистическая сила, оказывающая на человека разрушающее воздействие – этот образ передан М.Вайнбергом при помощи хорошо узнаваемой на слух цитаты, а также при помощи определенного тембрового состава оркестра – использование arcoструнных, ксилофона, оркестрового звучания в унисон с акцентами.Агрессивное вмешательство в жизнь человека приводит к страданиям, которые композитор запечатлел в печальной теме трубы на фоне легкого аккомпанемента струнных divizi, исполняющих сухие отрывистые ноты (обозначение secco). Эта тема засурдинена у солиста (труба), и начинается с долгого «угасающего звука» (нотный пример 13):Нотный пример 13.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, лирическая тема.Характерно окончание лирической темы – это вновь малая секунда, которая пронизывает интонационную ткань всех тем концерта. Исполнение данной темы требует от солиста глубокого проникновения в содержание данного отрывка, и исполнения очень тихим звуком, что представляет для исполнителя достаточно высокую сложность и требует мастерства.После окончания звучания темы у трубы ее исполняет симфонический оркестр. Таким образом, композитор создает определенную арку в драматургии начала и конца первой части. В начале тема – экзерсис звучит у солиста, затем у оркестра. В конце тема страдания звучит также у солиста, а затем ее подхватывает оркестр (нотный пример 14):Нотный пример 14.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, лирическая тема у оркестраСтрунные при звучании данной темы также засурдинены, используется динамика pianopianissimo.И словно исподтишка, крадучись вновь звучит тема – цитата, тема зла. Сначала в тихой динамике у деревянных инструментов (нотный пример 15):Нотный пример 15.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, тема цитата у деревянных – духовых инструментовзатем в тихой динамике звучат отголоски первой темы, трансформированной интонационно у флейты пикколо и контрафагота (нотный пример 16):Нотный пример 16.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, тема 1 в репризе у деревянных – духовых инструментовЯрким контрастом «врывается» звучание всего оркестра с новым проведением темы – гротеска (нотный пример 17).Нотный пример 17.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, тема -гротеск в репризе Здесь от солиста требуется резкое уверенно переключение не только в образном плане, но и в исполнительской плане. Предыдущий эпизод исполнялся в тихой динамике под сурдину (грибок), а теперь требуется яркий открытый звук без сурдины.Тема несколько раз настойчиво повторяется, варьируя одни и те же интонации, она как бы утверждается при помощи интонационных и ритмических приемов.В фактуре звучат два пласта – мелодия трубы и мелодия оркестра развиваются параллельно, возникает полифоническое звучание.И вновь возникает тема – экзерсис, основная тема этюдов. Отличительно особенностью этого проведения является чередования темы у солиста (в восходящем движении) и у оркестра (в нисходящем движении). Эти переклички – имитации, происхождение которых в полифонической эпохе, в кончерто гроссо эпохи барокко (нотный пример 18):Нотный пример 18.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, третье проведение основной темы этюдовВ этом завершающем первую часть разделе (коде) звучат отголоски всех тем первой части. Здесь у трубы звучит основная тема, и тихая тема с чередованием секунд (см. нотный пример 11). У оркестра в коде мы услышим и тему цитату из музыки Шостаковича. Конфликт не исчерпан, разрешения драматургической ситуации противоборствующих сил нет.В конце композитор использовал прием, который в полифонии эпохи барокко определялся как аументация – это ритмическое увеличение как способ видоизменения полифонической темы. В последних тактах первой части основная тема у трубы увеличена вдвое и исполняется с особым ее выделением из фактуры оркестра. Также основная тема этюдов в конце подчёркнута приемомglissando(нотный пример 19):Нотный пример 18.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 1, кодаПервая часть содержит несколько тем, развивающихся по принципу интонационного прорастания. Форма первой части не испытывает прямого влияния формы кончерто гроссо (свободное чередование soloи tuttiс общей тенденция к двухчастности, первая часть движение от тоники к тональности доминанты, вторая часть – от доминанты к тонике).В свободной форме первой части также нет прямого влияния классико-романтической традиции. Несмотря на то, что композитор ставит темп AllegroМоderato, классической сонатной структуры здесь нет. В целом форму можно определить как сонату без разработки, в которой и экспозиции и реприза насыщена развивающим движением. Также можно выделить обширную коду, в которой соединяется звучание всех тем и есть краткая тема – эпиграф с утверждением основной темы части.Вторая часть концерта носит название «Эпизоды». Она написана в теме Andante, в звучании оркестра добавляется бас-кларнет.Используя медленный темп во второй части М. Вайнберг в целом придерживается структуры классико-романтического концерта (быстро – медленно – быстро).Звучание этой части глубоко трагично. В средствах музыкальной выразительности композитор опирается на симфонический стиль Чайковского, у которого звучание триолей шестнадцатыми и восьмыми в симфонии № 4 способствовало создания роковой грозной темы (нотный пример 19):Нотный пример 19.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, основная темаМ. Вайнберг усиливает это впечатление соло литавр, которые исполняют затактовый мотив на фоне паузы у оркестра нотный пример 20):Нотный пример 20.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, соло литаврВо втором проведении темы октавный восходящий скачок заменен на септиму, благодаря чему тема звучит более напряженно, драматично, «сломленно».Контрастом к этой теме звучит вторая тема «Эпизодов». Здесь М. Вайнберг вновь выделяет солиста из оркестра по принципу концертирования – тему исполняет флейта (нотный пример 21):Нотный пример 21.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, тема флейтыВ теме также использовано неоднородное ритмическое деление (секстоль), однако ее звучание светло, мечтательно, напоминает легкий наигрыш. В звучание прекрасной мечтательной темы вторгаются тихие отрывистые звуки ударных (нотный пример 22):Нотный пример 22.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, ритмический элемент у ударныхЛирическая мечтательная тема у трубы вступает после проведения у оркестра. Ее сопровождает арфа – тембр, которые впервые использован в этом концерте. Мастерство работы с инструментами говорит о таланте композитор-симфониста у М. Вайнберга. К моменту создания концерта он уже был автором девяти симфоний, две из которых программны (восьмая симфония «Цветы Польши» и девятая симфония «Уцелевшие строки»).Тема солирующего инструмента в целом продолжает образный мир флейтовой темы, насыщая его личностным прочтением, о чем можно говорить благодаря подчеркиванию интонации малой секунды, которая играла большую роль в темообразовании первой части (нотный пример 23, такт № четвертый):Нотный пример 22.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, тема трубыЕще один тематический элемент из первой части звучит у солиста в основной теме второй части – это повтор звука из темы – цитаты Шостаковича (такты 4-5 нотного примера 22). Этот прием способствует единству частей цикла и наследует русскую классическую симфоническую традицию – здесь прослеживаются приемы, использованные П.И. Чайковским. Необходимо заметить, так как стилевая система М. Вайнберга пока не исследована в должной мере, что он также наследует традициям симфониста – Шостаковича в этом концерте. Есть близость образов, средств музыкальной выразительности, драматургических приемов. Все это находит отражение во второй части концерта.С точки зрения исполнения достаточно сложно второе проведение темы второй части у солиста – здесь воспроизводится тема флейты с переносом в более низкий регистр согласно особенностям инструмента и использованием сурдины (нотный пример 23):Нотный пример 23.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 2, тема 1 (тема флейты) в исполнении солистаЛегкость и подвижность флейтовой темы требует от солиста – трубача достаточно крепких профессиональных навыков. Исполнение быстрый звуков в тихой динамике опасно киксами, для их избежания интонационная структура должна быть детально изучена и проучена.Контрастом в цифре 6 вступает грозная поступь оркестровой темы. Это – средняя часть сложной трехчастной формы, в которой можно отметить черты сонатной формы без эпизода. Представим форму второй части в виде схемы в таблице 6:Схема формы 2 частиТаблица 61 часть2 часть3 частьвступление1 тема (флейта)2 тема (труба)1 тема (труба)оркестр1 тема (флейт)2 тема(труба)Соло флейтыЗаключение, тема вступленияВ заключении третьей части звучит соло флейты, играющей в этом разделе большую роль. Особенно интересно тембровое решение М. Вайнберга для этой части – флейта в высоком регистре звучит на фоне долгого выдержанного баса у низких струнных, создающих впечатление тягостного, тревожного фона.В целом вторая часть имеет лирико-трагическую направленность, которая создается благодаря сочетанию звучания лирических тем у флейты и трубы и ритмического элемента у ударных (см. нотный пример 22), звучащих на протяжении всех части.Третья часть концерта для трубы с оркестром М. Вайнбергазвучит без перерыва, attacca. М. Вайнберг дает ей название «Фанфары», в начале части обозначая темп Andante. Характерно начало части – в ней появляется новый тембр, придающий мрачное, траурное звучание отдельными звуками – это басовый колокол (нотный пример 24):Нотный пример 24.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 3, началоПервая тема солиста очень узнаваема и в то же время оригинальна. В качестве основы первой темы у трубы используется знаменитый свадебный марш Мендельсона, однако в конце тема трансформирована, изменена, будто сломлена (нотный пример 25):Нотный пример 25.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 3, тема свадебного маршаКак реакция на слом ясной и светлой темы – вновь малосекундовая интонация, которая на этот раз звучит у группы струнных инструментов в нисходящем движении.Во втором проведении темы трубы – вновь «попытка» исполнить тему Мендельсона, но он нее остается лишь отдельные фразы, она словно растворяется. Третье проведение основной темы на фоне низких струнных и погребального колокола – это тема из «Золотого петушка» Н.А. Римского – Корсакова (нотный пример 26):Нотный пример 25.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 3, тема из оперы Н.А. Римского – Корсакова«Золотой петушок»Представляется, что эти яркие цитаты не случайны. Возможно это музыкальная самоирония над событиями личной жизни композитора, либо их нужно трактовать более широко: классическая традиция во второй половине XXвека находится в состоянии слома, трансформации, «переоценки ценностей». Было бы интересно изучить воспоминания, письма композитора, которые могли бы пролить свет на тот смысл, который он вкладывал в темы цитаты третьей части концерта.Второй раздел третьей части начинается с быстрого виртуозного пассажа у солиста с использованием треолей в темпе Presto. В целом она напоминает каденцию, но ярко тематически насыщенную различными темами, в том числе цитатами.Третий раздел этой контрастно-составной темы обозначен композитором Alegretto. Здесь также возникает тема – реминисценция из этюдов, это тема – экзерсис у трубы – соло.В этой теме используется интересный тембровый прием и вводится новый солист – тем звучит у кларнета – соло (нотный пример 26):Нотный пример 26.Вайнберг М. Концерт для трубы с оркестром,Часть 3, тема третьего разделаИзменяется не только инструмент, исполняющий тему, но и характер аккомпанемента. Вместо отдельных отрывистых звуков – имитация танцевальности, вальс или танго у струнных, меняющая образно-смысловой подтекст данной темы.В заключении концерта звучат словно обрывки тем из различных частей, темы цитаты. В целом остается впечатление «открытого финала», недосказанности. Заключительный аккорд у всего оркестра звучит неожиданно и несколько комически, ведь точка в диалоге традиции и современности еще не поставлена.С точки зрения исполнения в данной части техническую сложность представляют сольные эпизоды в разделе Presto. Также сложно организовать логику построения части, выстроить ее драматургически. Отдельные интонации тем, смена темпов вызывает сложности с целостным восприятием музыки. Однако при этом композитор детально выписывает штрихи, темпы, динамику. Следуя этим указаниям возможно построить целостную стройную исполнительскую концепцию.ВыводыОсновная тема концерта для трубы с оркестром М. Вайнберга – диалог традиций и современности. Концерт для трубы с оркестром Си-бемоль мажор представляет собой трехчастное строение цикла. Концерт программен, каждая часть имеет свое название:1 часть «Этюды»2 часть «Эпизоды»3 часть «Фанфары».В концерте находят претворение как традиции барочного концерта, так и классико-романтические традиции.В стилевом отношении заметно влияние симфонизма П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича, и одновременно авторский взгляд, стиль Моисея (Мечислава) Вайнберга.Большое значение в концерте имеет использование тембров инструментов симфонического оркестра – духовых, струнных и ударных. В области лада, интонации, ритма концерт принадлежит к стилистике XXвека, используется хроматическая тональность, резкие тональные сдвиги, напряженные интонации малых секунд, тритонов, септим.Построение формы концерта объединяет традиции полифонической эпохи, ни в одной части композитор не следует строго определенной классической схеме. В концерте заметно стремление к сквозному строению цикла – темы частей интонационно связаны друг с другом, используются тематические реминисценции между частями.С точки зрения исполнения концерт представляет:Технические сложности (в исполнении быстрых пассажей, сложных ритмов, а также в тихих эпизодах с засурдиненным звучанием).Собственно исполнительские трудности – в трактовки образов, тем и их драматургическом построении.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ бакалаврской работе мы обратились к исследованию истории концертного жанра и принципа концертности в музыкальном искусстве XXвека. В первом разделе первой главы были рассмотрены основные этапы эволюции жанра от XVIIпо XIXвек. Во втором разделе был изучен феномен концертности как ведущий принцип в трактовке жанра у современных композиторов.Во второй главе бакалаврской работы мы остановились на исследовании жизненного и творческого пути М. Вайнбергаи музыкально-теоретическом и исполнительском анализе концерта для трубы с оркестром.Концерт си-бемоль мажор создан во второй половине XXвека и представляет собой сочинение, в котором претворяются специфические черты прочтения феномена концертности в современном музыкальном искусстве.Концерт частично наследует традицию кончерто гроссо по следующим критериям:в нем используется малый состав оркестра.активно задействован прием выделения солирующих инструментов из различных оркестровых групп.В мелодико-тематическом строении – прием полифонического прорастания, отличительный для эпохи барокко, И.С. Баха.В то же время, есть и черты классико-романтического концерта:Трехчастная форма с быстрой первой частью, медленной второй частью.Трактовка солиста как виртуозного, ведущего исполнителя и его противопоставление оркестровой звучности.Таким образом, в контексте эволюции жанра концерт для трубы с оркестром представляет собой характерное для XXвека явление. Одна из основных тем концерта – это диалог с традиций, что осуществляли уже в 1920-ых годах композиторы неоклассического направления. М. Вайнберг вносит свой вклад и свой взгляд в трактовку жанра концерт. Произведение звучит остро-современно, в нем поднимаются вопросы прошлого и настоящего, традиций и новаторства в ярко-личностном преломлении.Представляется, что перспективным направлением в изучении данной темы может быть сравнительный анализ концерта с симфоническими сочинениями, а также с другими произведениями композитора.Цель и задачи работы выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОНИЧКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАлексеев, А. Концерт и камерные жанры инструментальной музыки [Текст] / А.Д. Алексеев // Из истории русской и советской музыки. Редактор – составитель А. Кандинский. – М.: Музыка, 1971. С. 267 – 297. Алексеев, А.Д. Русское фортепианное исполнительство и педагогическое искусство конца XIX – начала XX века. Есипова, Сафонов. Творчество композиторов – пианистов. Лядов, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Скрябин [Текст] / А.Д. Алексеев // История фортепианного искусства. Вып. 3. – М.: Музыка, 1982. – С. 65 – 115.Алексеев, А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музгиз, 1954. – 240 с.Андриевская, И.В. Первый концерт для виолончели с оркестром Д. Шостаковича: вопросы интерпретации [Текст] / И.В. Андриевская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – С. 152 – 158.Апинян, Т.А. Красота игры без правил [Текст] / Т.А. Апинян// Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.14-18.Асафьев, Б.В. Избранные работы о П.И. Чайковском, А.Г. Рубинштейне, А.К. Глазунове, А.К. Лядове, С.И. Танееве, С.В. Рахманинове и других русских композиторах [Текст] / Б.В. Асафьев // Избранные труды в 4 т. - Т. 2. - М: Изд-во АН СССР, 1954. - 383 с.Ахмедходжаева, Н.М. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. : 17.00.02 / Ахмедходжаева Н.М. .; Ташкентская государственная консерватория имени М. Ашрафи. – Ташкент, 1985. – 32 с. Благодатов, Г.И. Концертина [Текст] / Г.И. Благодатов // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 928.Брянцева, В.Н. С.В. Рахманинов (1873 - 1943) [Текст] / В.Н. Брянцева. - М.: Сов. композитор, 1976. - 645 с.Будяковский, А. Пианистическая деятельность Листа [Текст] / .Е. Будяковский. – Л.: Музыка, 1986. – 88 с.Бутир, Л.М. О роли концертов в творческом наследии И.С.Баха [Текст] / Л.М. Бутир // Вопросы теории и эстетики музыки. Сборник статей. Вып. 13. – Л.: Музыка, 1974. – С.187-214.Васина – Гросман, В. Ференц Лист и художественная культура Италии [Текст] / В.А. Васина – Гроссман // Классическое и современное искусства Запада. – М.: Музыка, 1989. – С. 67 – 69.ГунВэй О некоторых особенностях третьего фортепианного концерта Рахманинова [Текст] / ГунВэй // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. - № 33. – С. 75 – 78.ГунВэй Фортепианные концерты Рахманинова [Текст] / ГунВэй. Автореф. канд. дис. – Спб., 2007.Житомирский, Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова [Текст] / Д.В. Житомирский // Советская музыка. – 1945. - № 4. - С. 80-103.Зейфас, Н.М. Concertogrosso в музыке барокко [Текст] / н.М. Зейфас // Проблемы музыкальной науки, вып. 3. - М.: Советский композитор, 1975. – С. 379-406.История современной отечественной музыки [Текст]: сб. статей. Вып. 2 / ред. М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1999. – 477 с.Келдыш, Ю. Рахманинов и его время [Текст] / Ю.Н. Келдыш // Ин-т истории искусств М-ва Культуры СССР. - М.: Музыка, 1973. - 470 с.Конен, В. Д. Театр и симфония [Текст] / В.Д. Конен. - М.: Музыка, 1975. - С. 320. - 376 с.Кузнецов, И.К. Ранний фортепианный (клавирный) концерт [Текст] / И.К. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы. Сборник статей. Вып.139. - М.: Музыка, 1977. С. 156-187.Ливанова, Т.Н. Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств. Исследование [Текст] / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до1789 г. В 2-х томах. T.I. По ХУШ век. 2-е изд. пере-раб. и доп. [Текст] / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1983. - 696 е., нот.Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М.Н. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 320 с.Ляхович, А. Рапсодия на тему Паганини как модель постисторического мироощущения [Электронный ресурс] / А. Ляхович. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://artem-lyakhovich.99k.org/Res/paganini.htm, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус..Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического знания и эстетики [Текст] / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1978. – 352 с.Материалы Международного форума «Вайнберг – возвращение» [Текст] // Музыкальное обозрение. – 2018. - № 4 – 5 (425-426). – С. 5Медушевский, B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. – 255 с.Мильштейн, Я. Ференц Лист [Текст] / Я.И. Мильштейн. – М.: Музыка, 1999. - 654 с. Морева, Е.А. Особенности исполнительских интерпретаций программных концертов [Текст] / Е.А. Морева, М.П. Ермакова // Таврический научный обозреватель. – 2017. - № 2 (19). – С. 49 – 53.Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] /Е.В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] /Е.В. Назайкинский.. - М.: Музыка, 1972. – 384 с.Орлов, Г.А. Советский фортепианный концерт [Текст] / Г.А. Орлов. - М.: Гос. Музыкальное Изд-во, 1954. - 212 с. Панкратов, С.И. Концертино [Текст] / С.И. Панкратов // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 928.Проект газеты «Музыкальное обозрение» к столетию МечиславаВайнберга [Электронный ресурс] / Новости на официальном сайте газеты «Музыкальное обозрение», без автора. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://muzobozrenie.ru/muzy-kal-noe-obozrenie-proekt-k-100-letiyu-mechislava-vajnberga/, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.Раабен, Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке [Текст] / Л.Н. Раабен. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 476 с.Раабен, Л. Советский инструментальный концерт [Текст] / Л.Н. Раабен. - Л.: Музыка, 1967. – 308 с.Раабен, Л.Н. Концерт [Текст] / Л.Н. Раабен // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 922-925.Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено икак функционирует произведение искусства [Текст] / С.Х. Раппопорт. - М.: Советский художник, 1978. - 239 с.Реченко, М. А. С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта [Текст] / М.А. Реченко // Молодой ученый. - 2010. - №8. -Т. 2. - С. 213-215. Самойленко, Е.М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчества А. Эшпая [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск.: 17.00.02 / Самойленко Е.М.; Российская академия музыки имени Гнесиных. – М., 2003. – 34 с.Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. – 448 с.Скребкова-Филатова, М.С. Драматургическая роль фактуры в музыке [Текст] / М.С. Скребкова – Филатова // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 3. - М.: Советский композитор,1975. – С.164-197.Соколова, О.И. Сергей Васильевич Рахманинов [Текст] / О.И. Соколова. - М.: Музыка, 1973. – 470 с.Соловцов, A.A. Концерт. 2-е изд. перераб. [Текст] / А.А. Соловцов. - М.: Музгиз,1963. - 59 с.Соловцов, А.А. Второй и третий фортепианные концерты Рахманинова [Текст] / А.А. Соловцов. - М.- Л.: Музгиз, 1951. - 59 с. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы [Текст] / А.Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сборник статей. - М.: Музыка, 1971. - С. 292-309.Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А.Н. Сохор. - М.: Музыка,1968. - 103 с. Стець, О.В. Хоровой концерт второй половины XX – начала XXI века: к вопросу о типологии жанра [Текст] / О.В. Стець // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 28 (243). – С. 158 – 164.Тараканов, М.Е. Возрождение жанра (0 концерте для флейты, фортепиано и камерного оркестра Б.Тищенко) [Текст] / М.Е. Тараканов // Музыка России. Сборник статей. Вып. I. - М.: Советский композитор, 1976. – С. 200-217.Филенко, Г. Французская музыка первой половины ХХ века [Текст] / Г. Филенко. - Л.: Музыка, 1983. - 232 с.Фоменко, Е.С. Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск.: 17.00.02 / Фоменко Е.С. .; Российский педагогический государственный институт имени Герцена. – Спб., 2003. – 32 с. Холопов, Ю.Н. Концертная форма в творчестве И.С.Баха [Текст] / Ю.Н. Холопов // О музыке. Проблемы анализа. Сборник статей. - М.: Советский композитор, 1974. – С.119-I49.Хохлов, Ю. Советский скрипичный концерт [Текст] / Ю.Н. Хохов. - М.: Гос. Музыкальное Изд-во, 1954 -232 с.Цуккерман, В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1964. – 160 с.Чернова, Т.Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке [Текст] / Т.Ю. Чернова // Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 3. - М.: Музыка, 1978. - С.13-15.Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / А. Швейцер. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. - 816 сШтейнпресс, Б.С., Ямпольский И.М. Концерт [Текст] / Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский // Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1966. – С. 241-242.Ямпольский, М.И. Концерт музыкальный [Текст] / М.И. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 926 – 928.
1. Алексеев, А. Концерт и камерные жанры инструментальной музыки [Текст] / А.Д. Алексеев // Из истории русской и советской музыки. Редактор – составитель А. Кандинский. – М.: Музыка, 1971. С. 267 – 297.
2. Алексеев, А.Д. Русское фортепианное исполнительство и педагогическое искусство конца XIX – начала XX века. Есипова, Сафонов. Творчество композиторов – пианистов. Лядов, Глазунов, Метнер, Рахманинов, Скрябин [Текст] / А.Д. Алексеев // История фортепианного искусства. Вып. 3. – М.: Музыка, 1982. – С. 65 – 115.
3. Алексеев, А.Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность [Текст] / А.Д. Алексеев. – М.: Музгиз, 1954. – 240 с.
4. Андриевская, И.В. Первый концерт для виолончели с оркестром Д. Шостаковича: вопросы интерпретации [Текст] / И.В. Андриевская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – С. 152 – 158.
5. Апинян, Т.А. Красота игры без правил [Текст] / Т.А. Апинян // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.14-18.
6. Асафьев, Б.В. Избранные работы о П.И. Чайковском, А.Г. Рубинштейне, А.К. Глазунове, А.К. Лядове, С.И. Танееве, С.В. Рахманинове и других русских композиторах [Текст] / Б.В. Асафьев // Избранные труды в 4 т. - Т. 2. - М: Изд-во АН СССР, 1954. - 383 с.
7. Ахмедходжаева, Н.М. Теоретические проблемы концертности и концертирования в музыкальном искусстве [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. : 17.00.02 / Ахмедходжаева Н.М. .; Ташкентская государственная консерватория имени М. Ашрафи. – Ташкент, 1985. – 32 с.
8. Благодатов, Г.И. Концертина [Текст] / Г.И. Благодатов // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 928.
9. Брянцева, В.Н. С.В. Рахманинов (1873 - 1943) [Текст] / В.Н. Брянцева. - М.: Сов. композитор, 1976. - 645 с.
10. Будяковский, А. Пианистическая деятельность Листа [Текст] / .Е. Будяковский. – Л.: Музыка, 1986. – 88 с.
11. Бутир, Л.М. О роли концертов в творческом наследии И.С.Баха [Текст] / Л.М. Бутир // Вопросы теории и эстетики музыки. Сборник статей. Вып. 13. – Л.: Музыка, 1974. – С.187-214.
12. Васина – Гросман, В. Ференц Лист и художественная культура Италии [Текст] / В.А. Васина – Гроссман // Классическое и современное искусства Запада. – М.: Музыка, 1989. – С. 67 – 69.
13. Гун Вэй О некоторых особенностях третьего фортепианного концерта Рахманинова [Текст] / Гун Вэй // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. – 2007. - № 33. – С. 75 – 78.
14. Гун Вэй Фортепианные концерты Рахманинова [Текст] / Гун Вэй. Автореф. канд. дис. – Спб., 2007.
15. Житомирский, Д.В. Фортепианное творчество Рахманинова [Текст] / Д.В. Житомирский // Советская музыка. – 1945. - № 4. - С. 80-103.
16. Зейфас, Н.М. Concerto grosso в музыке барокко [Текст] / н.М. Зейфас // Проблемы музыкальной науки, вып. 3. - М.: Советский композитор, 1975. – С. 379-406.
17. История современной отечественной музыки [Текст]: сб. статей. Вып. 2 / ред. М.Е. Тараканов. – М.: Музыка, 1999. – 477 с.
18. Келдыш, Ю. Рахманинов и его время [Текст] / Ю.Н. Келдыш // Ин-т истории искусств М-ва Культуры СССР. - М.: Музыка, 1973. - 470 с.
19. Конен, В. Д. Театр и симфония [Текст] / В.Д. Конен. - М.: Музыка, 1975. - С. 320. - 376 с.
20. Кузнецов, И.К. Ранний фортепианный (клавирный) концерт [Текст] / И.К. Кузнецов // Вопросы музыкальной формы. Сборник статей. Вып.139. - М.: Музыка, 1977. С. 156-187.
21. Ливанова, Т.Н. Западноевропейская музыка ХУП-ХУШ веков в ряду искусств. Исследование [Текст] / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.
22. Ливанова, Т.Н. История западно-европейской музыки до1789 г. В 2-х томах. T.I. По ХУШ век. 2-е изд. пере-раб. и доп. [Текст] / Т.Н. Ливанова. - М.: Музыка, 1983. - 696 е., нот.
23. Лобанова, М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики [Текст] / М.Н. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 320 с.
24. Ляхович, А. Рапсодия на тему Паганини как модель постисторического мироощущения [Электронный ресурс] / А. Ляхович. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://artem-lyakhovich.99k.org/Res/paganini.htm, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус..
25. Мазель, Л.А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического знания и эстетики [Текст] / Л.А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1978. – 352 с.
26. Материалы Международного форума «Вайнберг – возвращение» [Текст] // Музыкальное обозрение. – 2018. - № 4 – 5 (425-426). – С. 5
27. Медушевский, B.B. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. – 255 с.
28. Мильштейн, Я. Ференц Лист [Текст] / Я.И. Мильштейн. – М.: Музыка, 1999. - 654 с.
29. Морева, Е.А. Особенности исполнительских интерпретаций программных концертов [Текст] / Е.А. Морева, М.П. Ермакова // Таврический научный обозреватель. – 2017. - № 2 (19). – С. 49 – 53.
30. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] /Е.В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1982. - 319 с.
31. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] /Е.В. Назайкинский.. - М.: Музыка, 1972. – 384 с.
32. Орлов, Г.А. Советский фортепианный концерт [Текст] / Г.А. Орлов. - М.: Гос. Музыкальное Изд-во, 1954. - 212 с.
33. Панкратов, С.И. Концертино [Текст] / С.И. Панкратов // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 928.
34. Проект газеты «Музыкальное обозрение» к столетию Мечислава Вайнберга [Электронный ресурс] / Новости на официальном сайте газеты «Музыкальное обозрение», без автора. – Электрон, дан. – Режим доступа: http://muzobozrenie.ru/muzy-kal-noe-obozrenie-proekt-k-100-letiyu-mechislava-vajnberga/, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
35. Раабен, Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке [Текст] / Л.Н. Раабен. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. – 476 с.
36. Раабен, Л. Советский инструментальный концерт [Текст] / Л.Н. Раабен. - Л.: Музыка, 1967. – 308 с.
37. Раабен, Л.Н. Концерт [Текст] / Л.Н. Раабен // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 922-925.
38. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено икак функционирует произведение искусства [Текст] / С.Х. Раппопорт. - М.: Советский художник, 1978. - 239 с.
39. Реченко, М. А. С. Фейнберг, А. Черепнин и А. Мосолов: из истории отечественного инструментального концерта [Текст] / М.А. Реченко // Молодой ученый. - 2010. - №8. -Т. 2. - С. 213-215.
40. Самойленко, Е.М. Жанровая природа инструментального концерта и концертное творчества А. Эшпая [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск.: 17.00.02 / Самойленко Е.М.; Российская академия музыки имени Гнесиных. – М., 2003. – 34 с.
41. Скребков, С.С. Художественные принципы музыкальных стилей [Текст] / С.С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. – 448 с.
42. Скребкова-Филатова, М.С. Драматургическая роль фактуры в музыке [Текст] / М.С. Скребкова – Филатова // Проблемы музыкальной науки. Сборник статей. Вып. 3. - М.: Советский композитор,1975. – С.164-197.
43. Соколова, О.И. Сергей Васильевич Рахманинов [Текст] / О.И. Соколова. - М.: Музыка, 1973. – 470 с.
44. Соловцов, A.A. Концерт. 2-е изд. перераб. [Текст] / А.А. Соловцов. - М.: Музгиз,1963. - 59 с.
45. Соловцов, А.А. Второй и третий фортепианные концерты Рахманинова [Текст] / А.А. Соловцов. - М.- Л.: Музгиз, 1951. - 59 с.
46. Сохор, А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы [Текст] / А.Н. Сохор // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сборник статей. - М.: Музыка, 1971. - С. 292-309.
47. Сохор, А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке [Текст] / А.Н. Сохор. - М.: Музыка,1968. - 103 с.
48. Стець, О.В. Хоровой концерт второй половины XX – начала XXI века: к вопросу о типологии жанра [Текст] / О.В. Стець // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011. – № 28 (243). – С. 158 – 164.
49. Тараканов, М.Е. Возрождение жанра (0 концерте для флейты, фортепиано и камерного оркестра Б.Тищенко) [Текст] / М.Е. Тараканов // Музыка России. Сборник статей. Вып. I. - М.: Советский композитор, 1976. – С. 200-217.
50. Филенко, Г. Французская музыка первой половины ХХ века [Текст] / Г. Филенко. - Л.: Музыка, 1983. - 232 с.
51. Фоменко, Е.С. Каденция в фортепианном концерте эпохи венского классицизма [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск.: 17.00.02 / Фоменко Е.С. .; Российский педагогический государственный институт имени Герцена. – Спб., 2003. – 32 с.
52. Холопов, Ю.Н. Концертная форма в творчестве И.С.Баха [Текст] / Ю.Н. Холопов // О музыке. Проблемы анализа. Сборник статей. - М.: Советский композитор, 1974. – С.119-I49.
53. Хохлов, Ю. Советский скрипичный концерт [Текст] / Ю.Н. Хохов. - М.: Гос. Музыкальное Изд-во, 1954 -232 с.
54. Цуккерман, В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм [Текст] / В.А. Цуккерман. - М.: Музыка, 1964. – 160 с.
55. Чернова, Т.Ю. О понятии драматургии в инструментальной музыке [Текст] / Т.Ю. Чернова // Музыкальное искусство и наука. Сборник статей. Вып. 3. - М.: Музыка, 1978. - С.13-15.
56. Швейцер, А. Иоганн Себастьян Бах [Текст] / А. Швейцер. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011. - 816 с
57. Штейнпресс, Б.С., Ямпольский И.М. Концерт [Текст] / Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский // Энциклопедический музыкальный словарь. 2-е изд.,испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1966. – С. 241-242.
58. Ямпольский, М.И. Концерт музыкальный [Текст] / М.И. Ямпольский // Музыкальная энциклопедия. Том 2. Главный редактор Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – Ст. 926 – 928.
Вопрос-ответ:
Чему посвящена статья?
Статья посвящена концерту для трубы с оркестром В dur Моисея Вайнберга и его месту в эволюции жанра.
В каком контексте рассматривается концерт Моисея Вайнберга?
Концерт рассматривается в контексте эволюции жанра концерта и специфики его развития.
Какие особенности имеет жанр концерта в западноевропейской и русской музыке XVI-XIX веков?
Особенности жанра концерта в указанный период включают использование сольных инструментов с оркестром, разграничение между виртуозным исполнением и композиционной структурой, а также развитие классической формы и техники в концертной музыке.
Что такое принцип концертирования в музыке XX века?
Принцип концертирования в музыке XX века предполагает превращение инструментов в солистов, освобождение от ограничений классической формы и открытость к экспериментам и новым звуковым возможностям.
Какие анализы проведены в статье для концерта Моисея Вайнберга?
В статье проведены музыкально-теоретический и исполнительский анализ концерта для трубы с оркестром В dur Моисея Вайнберга.
Какова специфика жанра концерта и какие особенности его эволюции?
Жанр концерта предполагает сольное исполнение основной партии инструмента с оркестром. Важными особенностями его эволюции являются разнообразие форм и стилей, увеличение музыкального материала, усиление концертного начала и принципа виртуозности, а также расширение возможностей инструментов и оркестра.
Какие принципы концертирования присутствуют в музыке XX века?
В музыке XX века появляются новые принципы концертирования, такие как использование атональности и политональности, эксперименты с формой и структурой, интеграция различных жанров и стилей, а также более широкое использование электроники и новых технологий.
Какой творческий облик Моисея Вайнберга?
Моисей Вайнберг был российским композитором советского периода, уроженцем Польши. В его творчестве прослеживается сильное влияние Шостаковича, однако он также имел собственный стиль, отличающийся глубокой эмоциональностью, экспрессивностью и проникновенностью.
Каким образом Моисей Вайнберг разработал свой концерт для трубы с оркестром?
Моисей Вайнберг разработал свой концерт для трубы с оркестром в B мажоре, используя классическую трехчастную форму: быстрый - медленный - быстрый. Он также внедрил в произведение элементы живой ритмики, динамических контрастов и виртуозных соло трубы.
Какой музыкально-теоретический и исполнительский анализ можно провести к концерту Моисея Вайнберга для трубы с оркестром в B мажоре?
Музыкально-теоретический и исполнительский анализ концерта Моисея Вайнберга для трубы с оркестром в B мажоре включает изучение гармонической структуры, мелодического развития, ритмических особенностей, динамики и фактуры. Также важно изучить исполнительские техники и трактовку произведения.
Какая специфика жанра концерта и как происходит его эволюция?
Жанр концерта имеет свои особенности, такие как наличие солиста и оркестра, выраженная виртуозность исполнения солистом, смена солистических и оркестровых эпизодов, разнообразие формы и техники исполнения. В ходе эволюции жанра происходили изменения в структуре и содержании концерта, эмоциональный и технический аспекты исполнения, а также использование новых музыкальных идей и средств выражения.