Особенности исследования моторной сферы дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.09.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Научно-теоретические основы исследования моторной сферы дошкольников с ОНР
1.1.Причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников
1.2.Развитие моторики в онтогенезе
1.3.Особенности моторного развития детей с нарушенным развитием речи
Глава 2. Методика исследования состояния моторной сферы у дошкольников с ОНР
Заключение
Список литературы
В разработанной методике были использованы задания и упражнения, предложенные в работах М.О. Гуревича и Н.И. Озерецкого [7], Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой [17], Г.А. Волковой [5].
Используемая методика исследования моторики у детей с ОНР является частью комплексного психолого-логопедического исследования психомоторики, речи и особенностей личности таких детей. Данная методика строится на основе соблюдения принципов: комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей, учета состояния двигательной сферы, учета речевого нарушения и др.
Методика направлена на изучение:
1. Тонких движений пальцев рук (оптико-кинестетическая организация движений, статическая и динамическая координация, одновременность, переключаемость и отчетливость движений, произвольное торможение движений);
2. Артикуляционной моторики и мимической мускулатуры (кинетическая и кинестетическая основа движений, динамическая координация, одновременность, произвольное формирование определенных мимических поз).
I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
А) Исследование оптико-кинестетической организации движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, движение демонстрируется):
–– Вытягивание второго и третьего пальцев («зайчик») на правой руке; затем то же самой на левой руке и двумя руками одновременно.
–– Вытягивание второго и пятого пальцев («коза рогатая») на правой руке; затем то же самой на левой руке и двумя руками одновременно.
Оценка выполнения производится следующим образом:
безошибочное, быстрое и точное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию по показу; замедленно с поиском правильной позы - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечается наличие синкинезий, движения формируются и удерживаются с напряжением, с помощью второй руки - 0 баллов (низкий уровень).
Б) Исследование статической координации движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, движение демонстрируется):
–– Опустить кисть правой руки вниз; все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
–– Опустить кисть левой руки вниз; все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вправо.
–– Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кисти.
–– Кисти рук в таком же положении, что и в предыдущем задании, только большие пальцы правой и левой рук отведены от кистей и располагаются горизонтально.
–– Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний, и наоборот.
Оценка выполнения производится следующим образом:
безошибочное, быстрое и точное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию по показу; замедленно с поиском правильной позы, нарушается пространственное расположение кистей и пальцев рук при зрительном восприятии образца - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечается наличие синкинезий, движения формируются и удерживаются с напряжением, с помощью второй руки, отмечается невозможность найти заданное положение кистей и пальцев рук при зрительном восприятии образца. - 0 баллов (низкий уровень).
В) Исследование динамической координации движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, движение демонстрируется):
–– Поочередное сгибание и разгибание пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого (мизинца).
–– Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему, четвертому, пятому пальцам правой, затем левой руки.
–– Поочередное, начиная с большого пальца, движение касания всех пальцев обеих рук («пальчики здороваются»).
Оценка выполнения производится следующим образом:
безошибочное, быстрое и точное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию по показу; замедленно с поиском правильной позы, с появлением сопутствующих движений; нарушается пространственное расположение кистей и пальцев рук при зрительном восприятии образца - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечается наличие синкинезий, движения формируются и удерживаются с напряжением, с помощью второй руки, отмечается невозможность найти заданное положение кистей и пальцев рук при зрительном восприятии образца; отмечается нарушение последовательности движений, добавления или пропуски движений - 0 баллов (низкий уровень).
Г). Исследование одновременности движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, движение демонстрируется):
–– Руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем – наоборот;
–– Одновременное выбрасывание вперед кистей рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – поставлены в позу кольца;
–– Укладывание спичек в коробку одновременно обеими руками (большим и указательным пальцами обеих рук одновременно складывать их в спичечную коробку).
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное и быстрое выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, допуская единичные ошибки, наблюдается дисритмия - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечаются многократные ошибки и разновременное выполнение движений, наличие лишних движений или замена движений другими - 0 баллов (низкий уровень).
Д). Исследование переключаемости движений
Процедура и инструкция: Ребенку демонстрируется трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу (проба «кулак-ребро-ладонь»). Ребёнок, должен трижды так же без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное выполнение всех трех предложенных попыток - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию замедленно с длительным поиском правильной позы кисти, правильно воспроизводит последовательность 1-2 раза - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечается наличие синкинезий, нарушает последовательность движений во всех трех попытках - 0 баллов (низкий уровень).
Е). Исследование произвольного торможения движений
Процедура и инструкция: Ребенку дается словесная инструкция хлопать в ладоши и остановиться внезапно по сигналу экспериментатора («стоп»).
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное выполнение, остановки выполнены качественно, правильно - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию с появлением сопутствующих движений; допускает 1-2 лишних хлопка - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечается наличие синкинезий, допускает 3 или более лишних хлопка или не реагирует на сигнал, продолжая хлопать - 0 баллов (низкий уровень).
Ж). Исследование отчетливости движений
Процедура и инструкция: Используется методика теппинг-тест. Испытуемый сидит за столом, в правую руку, опирающуюся на локоть, он берет карандаш и по звуковому сигналу с наибольшей быстротой начинает постукивать им по бумаге, не ставя последующей точки на предыдущее место постукивания. Порядок расставления точек безразличен, следят лишь за тем, чтобы точки были отчетливо видны, а также за тем, чтобы при ударе действовала лишь кисть, а не вся рука. Тест ограничивается временем в 6 с. Аналогичным образом испытывается другая рука. Дается инструкция: «Возьми карандаш и, как только я подам сигнал, начинай быстро ставить на листе точки. Как только ты снова услышишь сигнал, остановись».
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное и быстрое выполнение, от 60 точек и более - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, напряженно с добавлением сопутствующих движений, от 40 до 60 точек - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка отмечаются наличие лишних движений, напряженность, тремор мышц пальцев рук и кисти, менее 40 точек - 0 баллов (низкий уровень).
2. ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ И МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ
А). Исследование кинестетической основы артикуляторных движений
1). Процедура и инструкция: Артикуляция губ и языка. Ребенку даются соответствующие заданию инструкции:
–– Рассмотреть картинки, назвать их и разложить в два ряда: в первый - картинки, при назывании которых губы растягиваются в улыбку, во второй - вытягиваются вперед (утка, иглы, ухо, улица, ива и т. д.).
–– Рассмотреть картинки, назвать их, разложить в два ряда: в первый - картинки, при назывании которых кончик языка поднимается вверх, во второй - опускается вниз (дым, иглы, двор, доска, Ира и т. д.).
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, допускает единичные ошибки, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка выраженные трудности и многочисленные ошибки - 0 баллов (низкий уровень).
2). Процедура и инструкция: Ребенку даются соответствующие заданию инструкции:
–– Открыть рот, подержать его открытым под счет от 1 до 5, закрыть (работа двубрюшной, челюстно-подъязычной и подбородочно-язычной мышц).
–– Приоткрыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать ее в таком положении в течение 5 секунд, вернуть в исходное положение, оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 (работа крылонебной наружной мышцы).
–– Поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние (работа квадратной губной нижней и верхней мышц).
–– Поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5 (работа квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы).
–– Высунуть кончик языка, помять его губами, произнося слоги па-па-па-па; высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та. (работа поперечных вертикальных мышц).
–– Положить кончик языка на верхнюю губу, зафиксировать такое положение и удерживать его под счет от 1 до 5 (работа шилоязычной мышцы).
–– Придать кончику языка положение «мостика» («горки»): прижать кончик языка к нижним резцам, поднять среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5-7 (работа продольных нижних мышц).
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное, свободное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, допускает единичные ошибки; артикуляционные движения выполняются не в полном объеме, недостаточно точно; поза удерживается плохо, напряженное выполнение - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка выраженные трудности и многочисленные ошибки; отсутствует удержание позы, отмечаются выраженные изменение точности движений, наличие синкинезий при выполнении - 0 баллов (низкий уровень).
Б). Исследование кинетической основы артикуляторных движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, поза демонстрируется):
–– Растянуть губы в улыбку, обнажив верхние и нижние резцы; вытянуть губы вперед «трубочкой».
–– Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, а затем высунуть язык.
–– Растянуть губы в улыбку с оскалом резцов, высунуть язык, прижать его зубами.
–– Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю (повторить это движение несколько раз).
–– Попеременно сделать язык широким, затем узким.
–– Попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ.
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное, свободное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, допускает единичные ошибки; артикуляционные движения выполняются не в полном объеме, недостаточно точно с появлением сопутствующих движений; поза удерживается плохо, напряженное выполнение, диапазон движений невелик - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка выраженные трудности и многочисленные ошибки; отмечаются выраженное изменение объема и точности движений, наличие синкинезий, нарушаются последовательность движений, отмечаются добавления и пропуски движений, чрезмерное напряжение мышц и истощаемость движений - 0 баллов (низкий уровень).
В). Исследование одновременной организации артикуляторных движений
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, поза демонстрируется):
–– Высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх.
–– Высунуть язык вперед, одновременно опуская его кончик вниз.
–– Высунуть язык и одновременно вытянуть губы вперед трубочкой.
–– Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо.
–– Совершить одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком влево.
–– Высунуть язык вперед и одновременно растянуть губы в улыбку.
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное, свободное выполнение - 2 балла (высокий уровень);
ребенок выполняет инструкцию в медленном темпе, допускает единичные ошибки, самокоррекция или коррекция при стимулирующей помощи; артикуляционные движения выполняются не в полном объеме, недостаточно точно с появлением сопутствующих движений; напряженное выполнение, диапазон движений невелик, одновременность присутствует не всегда - 1 балл (средний уровень);
при выполнении у ребенка выраженные трудности и многочисленные ошибки; отмечаются выраженные изменение объема и точности движений, наличие синкинезий при выполнении, нарушаются последовательность движений, отмечаются добавления и пропуски движений, чрезмерное напряжение мышц и истощаемость движений, одновременность нарушена или отсутствует - 0 баллов (низкий уровень).
Г). Исследование движений мимической мускулатуры
Процедура и инструкция: Ребенку даются словесные инструкции (при невозможности выполнения, поза демонстрируется):
–– Прищурить глаза («яркое солнце»).
–– Сморщить нос («кислый лимон»).
–– Улыбнуться («веселый клоун»).
–– Надуть щеки («толстый помидор»).
–– Выпятить губы («имитация свиста»).
–– Нахмурить брови («рассердись»).
–– Поднять брови («удивись»).
Оценка выполнения производится следующим образом:
точное, свободное выполнение, мимика живая, выразительная - 2 балла (высокий уровень);
мимика недостаточно выразительная, выполняет только при демонстрации, не всегда адекватная - 1 балл (средний уровень);
мимика вялая, неадекватная предъявленной инструкции, амимичность - 0 баллов (низкий уровень).
Заключение
Двигательная система выполняет важную роль в развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
После изучения специальной литературы, были выявлены следующие закономерности: у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому вместе с развитием мелкой моторики с детьми с ОНР необходимо проводить работу по звукопроизношению, интонации, темпа и ритма речи.
Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезно и для подготовки руки к письму. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезно и для подготовки руки к письму.
В заключение следует отметить, что вся работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты логопедического детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического и логопедического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию, личностное и речевое развитие каждого ребенка с нарушением речи. В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей с ОНР особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию тонкой и артикуляционной моторики в ее единстве.
Список литературы
Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. – М.,1981. – 288с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
Бернштейн Н.А. О построении движений – М.: Медгиз, 1947. – 254с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2002. – 272с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.
Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. – 144с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2001. – 129с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой дизартрией. — Спб., 2001. – 223с.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 1992. – 408с.
Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982. – 287с.
Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М., 1972. – 315с.
Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.
Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – 59-96с.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.
Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
2
2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М., 1991. – 345с.
3.Бернштейн Н.А. О построении движений – М.: Медгиз, 1947. – 254с.
4.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2002. – 272с.
5.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – М.: Детство-Пресс, 2006. – 144с.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Том 2. - М., 1960. – 324с.
7.Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. Методика исследования моторики. — М.,1930. – 174с.
8.Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
9.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.- 154 с.
10.Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1990. – 238с.
11.Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 384с.
12.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. – 144с.
13.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. — М.: Владос, 2001. – 129с.
14.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
15.Лопатина Л.В. Развитие моторных функций и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой дизартрией. — Спб., 2001. – 223с.
16.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2003. – 257с.
17.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. — М.: Владос, 1992. – 408с.
18.Методы обследования нарушений речи у детей: Сб. научн. тр./Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. — М., 1982. – 287с.
19.Нарушение речи у дошкольников. / Сост. Р. А. Белова-Давид. — М., 1972. – 315с.
20.Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. - СПб: Речь, 2004. – 214с.
21.Основы теории и практики логопедии//Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367с.
22.Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 2001. – 256с.
23.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления. // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – Л., 1976. – 59-96с.
24.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М, 1999. – 314с.
25.Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
Вопрос-ответ:
Какие причины могут привести к общему недоразвитию речи у дошкольников?
Причинами общего недоразвития речи у дошкольников могут быть различные факторы, такие как генетическая предрасположенность, недостаточная стимуляция речи в семье, недостаток правильного общения и обучения в детском саду или школе, неблагоприятные социальные условия, а также нарушения в психомоторном развитии.
Как развивается моторика у детей на протяжении онтогенеза?
Моторика у детей развивается на протяжении всего онтогенеза. Вначале дети осваивают базовые навыки движений, такие как ползание, сидение, ходьба. Затем они начинают усваивать более сложные движения, такие как бег, прыжки, метание и ловля. В процессе развития моторики ребенок улучшает свою координацию, баланс, гибкость и силу мышц.
Какие особенности моторного развития могут быть у детей с нарушенным развитием речи?
Дети с нарушенным развитием речи могут иметь различные особенности в моторном развитии. Они могут испытывать трудности с выполнением мелких и точных движений, таких как письмо или застегивание пуговиц. Также они могут иметь проблемы с координацией движений или балансом. Важно провести исследование моторной сферы у таких детей для того, чтобы определить их потенциальные возможности и разработать индивидуальную программу коррекционной работы.
Какие методики использовались для исследования состояния моторной сферы у дошкольников с нарушенным развитием речи?
В разработанной методике использовались задания и упражнения, предложенные в работах М.О. Маврыгина, которые позволяют оценить различные аспекты моторной сферы детей с нарушенным развитием речи. Эти задания и упражнения помогают определить уровень координации движений, баланса, силы мышц и точности мелких движений. Методика также включает наблюдение за моторной активностью ребенка в различных ситуациях и задания с использованием специализированных игрушек и материалов.
Какие научно-теоретические основы лежат в основе исследования моторной сферы дошкольников с ОНР?
В основе исследования моторной сферы дошкольников с ОНР лежат научные и теоретические основы, связанные с причинами и проявлениями общего недоразвития речи у дошкольников, развитием моторики в онтогенезе и особенностями моторного развития детей с нарушенным развитием речи.
Какие причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников исследуются в работе?
В работе исследуются причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников с ОНР. Недоразвитие речи может быть связано с нарушениями моторной сферы, слабым развитием речевых органов, нарушениями восприятия и обработки речевой информации и другими факторами.
Как развивается моторика у детей в онтогенезе?
Моторика у детей развивается постепенно в течение онтогенеза. На ранних стадиях развития, младенцы имеют ограниченные двигательные навыки, которые постепенно улучшаются и становятся более сложными. Дети осваивают навыки ползания, ходьбы, бега, поднимания, карабкания и других двигательных действий.
Какие особенности моторного развития у детей с нарушенным развитием речи?
У детей с нарушенным развитием речи могут быть особенности в развитии моторики. Например, дети могут испытывать трудности с координацией движений, проявлять неуклюжесть или иметь повышенную напряженность мышц. Они также могут иметь недостатки в области моторного планирования и организации действий.
Какая методика использовалась в исследовании моторной сферы у дошкольников с ОНР?
В исследовании была разработана методика, в которой использовались задания и упражнения, предложенные в работах М.О. Методика включала в себя оценку различных аспектов моторики, таких как грубая и мелкая моторика, координация движений и предназначалась для оценки состояния моторной сферы дошкольников с ОНР.
Какие причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников?
Причинами общего недоразвития речи у дошкольников могут быть различные факторы, включая генетические предрасположенности, неблагоприятные условия внутриутробного развития, нарушения слухового восприятия или речевого аппарата, недостаток познавательных возможностей и недостаток стимуляции речи в окружающей среде. Проявления недоразвития речи у дошкольников могут включать неправильное произношение звуков, ограниченный словарный запас, неправильное построение предложений, затруднения в понимании и использовании грамматических правил.
Как развивается моторика в онтогенезе?
Моторика развивается в онтогенезе постепенно. В начале жизни у ребенка преобладает непроизвольная моторная активность, которая постепенно переходит в произвольные движения. К концу первого года жизни ребенок уже может ползать и сидеть с опорой, а к 2-3 годам он обычно уже хорошо ходит и умеет использовать свои руки для разных действий. Моторика продолжает развиваться в течение всего детства и зависит от стимуляции, опыта и тренировки.
Какие особенности моторного развития детей с нарушенным развитием речи?
У детей с нарушенным развитием речи могут быть различные особенности в моторном развитии. Некоторые дети могут иметь задержку в развитии мелкой моторики, что проявляется в трудностях с письмом, нитками, застёжками и т. д. Другие дети могут иметь проблемы с грубой моторикой и координацией движений, что может приводить к неуклюжести при ходьбе, беге и играх с мячом. Однако каждый случай индивидуален, и особенности моторного развития у детей с нарушенным развитием речи могут быть разными.