На выбор: Виды и формы обязательного страхования в РФ или Финансово-правовые основы наличных расчетов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Криминалистика
  • 29 29 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 20.09.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
1. Понятие страхования
2. О правовой природе обязательного страхования
3. Обязательное страхование
Заключение
Список использованных источников


Фрагмент для ознакомления

Однако здесь возникает целый ряд вопросов.
Государство заинтересовано в стабильности своего аппарата, чему служит защищенность его служащих: человек, поступая на службу в государственный аппарат, должен быть уверен, что если он пострадает на этой службе, то государство не оставит его и его семью в беде. Тогда он будет верно служить своему государству, добросовестно выполняя возложенные на него функции. Таким образом, институт обязательного государственного страхования призван обеспечить защиту государственных служащих с целью формирования стабильного и высококвалифицированного государственного аппарата. Однако непосредственным предметом страхования выступают жизнь, здоровье и имущество государственных служащих. Каких-либо других объектов обязательного государственного страхования законодательство России не предусматривает.
В качестве страхователей по обязательному государственному страхованию выступают министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
Особенностью обязательного государственного страхования выступает то, что оно может осуществляться не только путем заключения договора страхования, но и непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании (т.е. допускается бездоговорное страхование). Кстати, имеется особенность и в юридической форме актов, которыми устанавливается страхование: просто обязательное страхование может быть установлено только законом, обязательное государственное страхование может быть установлено, как сказано, и «иными правовыми актами».
При обязательном государственном страховании используются два вида страховщиков, определяемых в зависимости от формы страхования:
1) при осуществлении страхования в бездоговорной форме в качестве страховщиков выступают государственные страховые и иные государственные организации, указанные в актах, установивших это страхование. При этом упомянутые «иные государственные организации» хотя и выполняют функции страховщиков, но страховыми организациями в полном смысле этого понятия не являются. Следует отметить, что это ставит под сомнение принадлежность данного страхования к собственно страхованию, так как страхование - это всегда такое экономическое отношение, субъектами которого выступают страховщик и страхователь. В качестве страховщика выступает специализированная страховая организация;
2) при осуществлении страхования в договорной форме в качестве страховщика выступают обычные страховые организации, в том числе, очевидно, и негосударственные.
Финансирование обязательного государственного страхования осуществляется по следующей схеме. Источником финансирования выступает бюджет, из которого денежные средства выделяются страхователям, а те оплачивают страховщикам их страховые услуги в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании. При этом денежные отношения между бюджетом и страхователями, связанные с выделением государственных денежных средств на цели страхования, являются финансово-правовыми, а отношения между страхователями и страховщиками, связанные с оплатой страховых услуг последних, - гражданско-правовыми.
На основании изложенного можно назвать следующие признаки, выделяющие обязательное государственное страхование из общей системы обязательного страхования:
1) государственное страхование может устанавливаться подзаконными правовыми актами, в то время как по общему правилу обязательное страхование вводится только законом;
2) эти акты имеют приоритет по отношению к Гражданскому кодексу;
3) государственное страхование может осуществляться в бездоговорной форме; по общему же правилу обязательное страхование осуществляется путем заключения договора;
4) при осуществлении государственного страхования в качестве страховщиков могут выступать субъекты, не являющиеся страховыми организациями;
5) в качестве страхователя выступают органы исполнительной власти, для которых обязанность осуществления страхования выступает элементом их правового статуса.
Таким образом, обязательное государственное страхование - достаточно специфическая категория, и не все в страховании, связанное с государством, его собственностью и его деньгами, может быть отнесено к этой категории. Так, с точки зрения ныне действующего российского страхового законодательства то обстоятельство, что страхователем выступает государственная организация, объектом страхования - государственное имущество, а страховые платежи выплачиваются за счет денежных фондов, имеющих государственную форму собственности, еще не является свидетельством наличия государственного страхования. Разумеется, в других странах могут быть иные подходы.
Завершая рассмотрение вопроса об обязательном государственном страховании, отметим, что его установление имеет не только юридическое значение, но и свою социальную и экономическую подоплеку: любое государственное страхование осуществляется за счет бюджета, который формируется за счет налогов и иных платежей с населения. Поэтому в конечном счете все государственное страхование осуществляется за счет налогоплательщиков. Спрашивается, почему материальные проблемы определенной категории граждан в виде государственных служащих должны решаться за счет других граждан, которые решают такого рода проблемы собственным путем и за свой счет? В этом усматривается социальная несправедливость, а чрезмерное расширение сферы государственного страхования ложится дополнительной нагрузкой на бюджет, лишая его возможностей по финансированию действительно социально значимых программ. В итоге нельзя, как представляется, согласиться с установкой, согласно которой абсолютно все категории государственных служащих должны быть застрахованы в порядке обязательного государственного страхования. Такое страхование может иметь место лишь в отношении тех видов государственной службы, наличие которых, во-первых, определяется первоочередными потребностями общества, где прохождение службы, во-вторых, связано с повышенной опасностью для служащего.
В целом же механизм компенсации вреда, причиненного государственным служащим в связи с исполнением ими должностных обязанностей, в виде обязательного государственного страхования вряд ли можно признать удачным, поскольку этот механизм не только усложнен, но и отдает некоторой искусственностью. Действительно, для того, чтобы компенсировать причиненный государственному служащему вред, деньги должны пройти путь от бюджета к страхователю в виде бюджетного трансферта, от страхователя к страховщику в виде страховой премии, от страховщика к потерпевшему в виде страховой выплаты. Собственно, с экономической точки зрения здесь и страхования как такового нет и речь идет лишь о возмещении вреда нанимателем (в данном случае - государством) своему работнику. Введение же в эту конструкцию страховщиков лишь усложняет процесс получения потерпевшим причитающихся ему денег, приводит к созданию лишних бюрократических структур в виде специально создаваемых государственных страховых организаций либо к обогащению за счет государства частных компаний, чья «страховая» деятельность сводится к автоматической прокачке через себя государственных денежных средств. Компенсировать вред, причиненный государственному служащему, - это прямая обязанность государства.
Заключение
Страхование является частью системы финансовых отношений общества, так как связано с формированием и использованием страховых денежных фондов.
Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звенья которых располагаются так, что каждое последующее звено является часть предыдущего. В основе такого деления лежат различия в объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страховых операций.
Страхование:
- предполагает наличие опасности наступления случайных и неблагоприятных для лица обстоятельств, вызывающих вредные последствия в его имущественной или личной сфере;
- состоит в образовании страхового фонда за счет объединения средств нескольких страхователей. Страховым фондом распоряжается страховщик, выплачивающий страхователю средства в случае наступления вредоносного обстоятельства, от которого застраховался данный страхователь;
- является бесприбыльным для страхователя, поскольку выплата из страхового фонда не может превышать размер понесенного ущерба и приводить к обогащению потерпевшего;
- заключается в разделении риска наступления вреда (разложении убытков) между страхователями: убытки, образовавшиеся у одного из страхователей, покрываются за счет общих средств, объединенных в страховом фонде.
В правовом смысле под страхованием понимается обязательственное правоотношение, в силу которого страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, а страховщик обязан при наступлении страхового случая произвести страховую выплату.
Список использованных источников
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 01.07.2010) // «Российская газета», N 85-86, 01-05.05.1999
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (принят ГД ФС РФ 03.04.2002) // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999) // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 27.07.2010) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//"Российская газета", N 6, 12.01.1993
Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 04.07.1991, N 27, ст. 920
Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 (ред. от 22.07.1998) "Об обязательном личном страховании пассажиров" // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 13.07.1992, N 2, ст. 35
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 5.
Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8.
Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3902.
Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М., 2006. С. 390
Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) - «Контакт», «ИНФРА-М», 2007 г., С.412
Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолина. М., 2006. С. 628.
Домбровский П. Вопросы права в неокладном страховании // Вестник государственного страхования. 1923. N 1 - 2. С. 16
Идельсон В.Р. Страховое право: Курс лекций в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1907 // Страховое право. 2001. N 1. С. 16;
Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. С. 291
Серебровский В.И. Очерки советского страхового права // Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, Изд.2-ое, 2007. С. 433.
Страхование / Под ред. В.В. Шахова. М., 2009. С. 457.
Учебник «Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2» (под ред. Е.А. Суханова) - Волтерс Клувер, 2009 (издание второе, переработанное и дополненное), с.413
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2008. С. 368.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 585.
Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С. 188, 189
Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учебное пособие. М., Изд. 2-ое, 2006, С. 314.
Яковлев В.Н. Страховые правоотношения в сельском хозяйстве. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 2007. С. 356

Примечание. См.: ч. 3 ст. 39 Конституции, которая декларирует поощрение добровольного социального страхования.
Примечание. При этом Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: а) субъектов страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа; е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования; з) порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; л) иные положения.









2

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
2."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
3."Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (принят ГД ФС РФ 31.03.1999) (ред. от 01.07.2010) // «Российская газета», N 85-86, 01-05.05.1999
4.Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 22.04.2010) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (принят ГД ФС РФ 03.04.2002) // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720
5.Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999) // «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686
6.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832
7.Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 27.07.2010) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//"Российская газета", N 6, 12.01.1993
8.Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 24.07.2009) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 04.07.1991, N 27, ст. 920
9.Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 (ред. от 22.07.1998) "Об обязательном личном страховании пассажиров" // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 13.07.1992, N 2, ст. 35
10.Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 5.
11.Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 8.
12.Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 32. Ст. 3902.
13.Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. и др. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М., 2006. С. 390
14.Гражданское право: Учебник. Том II (под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова) - «Контакт», «ИНФРА-М», 2007 г., С.412
15.Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под ред. В.П. Мозолина. М., 2006. С. 628.
16.Домбровский П. Вопросы права в неокладном страховании // Вестник государственного страхования. 1923. N 1 - 2. С. 16
17.Идельсон В.Р. Страховое право: Курс лекций в Санкт-Петербургском политехническом институте в 1907 // Страховое право. 2001. N 1. С. 16;
18.Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. С. 291
19.Серебровский В.И. Очерки советского страхового права // Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, Изд.2-ое, 2007. С. 433.
20.Страхование / Под ред. В.В. Шахова. М., 2009. С. 457.
21.Учебник «Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 2» (под ред. Е.А. Суханова) - Волтерс Клувер, 2009 (издание второе, переработанное и дополненное), с.413
22.Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2008. С. 368.
23.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 585.
24.Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С. 188, 189
25.Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учебное пособие. М., Изд. 2-ое, 2006, С. 314.
26.Яковлев В.Н. Страховые правоотношения в сельском хозяйстве. Кишинев: Изд-во «Штиинца», 2007. С. 356

Вопрос-ответ:

Что такое обязательное страхование?

Обязательное страхование - это вид страхования, который устанавливается законодательством и является необходимым для определенных категорий граждан или юридических лиц.

Какова правовая природа обязательного страхования?

Обязательное страхование имеет юридическую основу и осуществляется на основе законодательно установленных обязательств. Оно существует для защиты интересов государства и граждан, обеспечивая определенный уровень финансовой защиты в случае возникновения определенных рисков или событий.

Какие виды и формы обязательного страхования существуют в Российской Федерации?

В Российской Федерации существует несколько видов обязательного страхования, таких как обязательное медицинское страхование, обязательное страхование гражданской ответственности, обязательное страхование транспортных средств и др. Формы обязательного страхования могут включать платежи или взносы в страховую организацию, договоры страхования, финансовые гарантии и т. д.

Зачем государству нужно обязательное страхование?

Государству нужно обязательное страхование, чтобы защитить интересы граждан и снизить социальные и экономические риски. Обязательное страхование позволяет гарантировать компенсацию пострадавшим и позволяет государству эффективно реагировать на возможные угрозы или кризисные ситуации.

Какие источники использованы для написания статьи?

В данной статье были использованы различные источники, включая законодательные акты Российской Федерации, научные статьи и публикации экспертов в области страхования.

Что такое обязательное страхование?

Обязательное страхование - это вид страхования, который устанавливается государством и обязывает определенные категории граждан или юридических лиц заключать страховые договоры для защиты от определенных рисков.

Какова правовая природа обязательного страхования?

Правовая природа обязательного страхования состоит в том, что это обязательное требование, установленное законом, которое налагает на определенные категории лиц или объекты обязанность заключить страховой договор для защиты от рисков.

Какие виды и формы обязательного страхования существуют в РФ?

В РФ существует несколько видов и форм обязательного страхования, таких как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обязательное страхование ответственности за причинение вреда в результате эксплуатации опасных объектов и другие.

Почему государство заинтересовано в обязательном страховании?

Государство заинтересовано в обязательном страховании, так как это позволяет обеспечить защиту граждан и предпринимателей от потенциальных рисков, а также способствует стабильности экономики и снижению социальных и экономических потерь. Обязательное страхование также позволяет государству контролировать и регулировать определенные сферы деятельности.