Психологические особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 68 68 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 01.03.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития 7
1.1. Анализ исследований проблемы познавательной активности в отечественной и зарубежной психологии 7
1.2. Познавательная активность и ее структура 12
1.3. Возрастная динамика познавательной активности 18
1.4. Факторы, влияющие на познавательную активность ребенка 22
1.5. Задержка психического развития и её влияние на познавательную активность младших школьников 25
Выводы по теоретической части исследования 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ познавательной активности нормотипичных младших школьников 41
2.3. Анализ познавательной активности и её особенности у младших школьников с задержкой психического развития 46
Выводы по практической части исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65


Фрагмент для ознакомления

Таблица 3 - Уровни развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников (контрольная группа)
Уровни учебно-познавательной мотивации Абс. знач. (%) Высокий 4 40.0 Выше среднего 3 30.0 Средний 1 10.0 Ниже среднего 1 10.0 Низкий 1 10.0
В целом, как видно на таблице, приведенной выше, для большинства детей в норме развития характерны высокий (40%) и выше среднего (30%) уровни учебно-познавательной мотивации, которые свидетельствуют о развитии учебных мотивов в деятельности первоклассников. Остальные уровня развития учебно-познавательной мотивации, были выявлены в равных малочисленных долях – по 1 человеку.
Большинство детей исследуемой контрольной группы характеризуются стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые педагогами требования. По результатам дополнительного наблюдения было выявлено, что дети четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Учебная деятельность может быть охарактеризована как успешная, без особых трудностей в усвоении материала.
Далее представим анализ изучения познавательного интереса к учебной деятельности младших школьников в норме развития, как компонента познавательной активности. Результаты беседы с детьми контрольной группы отражены в таблице 4. Первичные данные представлены в приложении 3.
Таблица 4 – Уровни развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников (контрольная группа)
Уровни Абс. знач. (%) Высокий 5 50.0 Средний 5 50.0 Низкий 0 0
Анализируя количественные данные распределения по уровням развития познавательного интереса к учебной деятельности, мы выявили, что результаты были распределены в равной степени (по 50%) на высоком и среднем уровнях.
Таким образом, было сформировано 2 основные группы по изучению познавательного интереса, как компонента познавательной активности: пять младших школьников - высокий уровень развития познавательного интереса к учебной деятельности. Данные ученики:
- положительно относятся к учебной деятельности;
- требования воспринимают адекватно;
- учебный материал усваивают легко, глубоко и плотно;
- выполняют поручения без лишнего контроля;
- стараются готовиться ко всем урокам, интересно получать новые знания.
Пять младших школьников – средний уровень развития познавательного интереса к учебной деятельности. Младшие школьники данной группы:
- положительно относятся к учебе, уроки не вызывает отрицательных переживаний;
- им интересно выполнять задания, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;
- усваивают основное содержание учебных программ;
- самостоятельно решают типовые задачи;
- общественные поручения выполняют добросовестно;
- дружат со многими одноклассниками.
Качественный анализ результатов ответов детей показал, что младшие школьники контрольной группы, как правило, шли в школу за новыми знаниями, учиться писать, считать, им интересно получать новые знания. Они же готовились к урокам - учились читать, считать.
Младшие школьники контрольной группы в свободное время, занялись бы счетом, чтением, ходили в кружки - это говорит о том, что у детей формируются основные, необходимые для развития знания и понятия, имеется познавательный интерес к учению. Также дети выбирали уроки художественно - физкультурно-трудового цикла - эти занятия им знакомы, и они хотели бы ими заниматься ещё.
Но среди детей контрольной группы, присутствуют ученики с недостаточным уровнем развития познавательного интереса к учебной деятельности - 2 ребенка выбрали внеучебную деятельность-перемену, игру, гуляние.
Таким образом, подводя итог анализа познавательной активности у нормотипичных детей, мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте у нормально развивающихся детей, в основном, сформирована мотивационная сторона учебной деятельности, имеется осознанный познавательный интерес и желание включиться в процесс учебной деятельности, они активно проявляют себя в урочной деятельности, трудностей в освоении учебного материала, в большинстве своем, не имеют или имеют незначительные.
В следующем параграфе настоящего исследования проанализируем результаты изучения познавательной активности у младших школьников с ЗПР и проведем сравнительный анализ, с целью выявления психологических особенностей исследуемого феномена.


2.3. Анализ познавательной активности и её особенности у младших школьников с задержкой психического развития

Первоначально, проанализируем результаты, полученные с помощью методики «Отношение ребенка к учебной деятельности» (Р.С. Немов), которые представлены в таблице 5. Первичные результаты баллы отражены в приложении 4.

Таблица 5 – Уровни развития мотивации к учению у младших школьников (экспериментальная группа)
Уровни мотивации Абс. знач. (%) Высокий 1 10.0 Средний 6 60.0 Низкий 3 30.0
В целом, все дети экспериментальной группы (дети с ЗПР), также как и их сверстники, проявляют познавательный интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствуют следующие ответы: «Мне нравится ходить в школу», «Я хочу ходить на уроки». В целом ответы детей носили более лаконичный характер, что во многом объясняется уровнем развития речи младших школьников с задержкой психического развития.
Также обнаружилась тенденция к необходимости неоднократного повторения вопроса и его пояснения. В ответах детей на вопросы обнаружилось недопонимание того, что подразумевается под подготовкой домашних заданий. Дети ответили, что ходят в школу играть с другими детьми, не наблюдается познавательного интереса к занятиям, где требуется значительная речевая нагрузка (чтение, развитие речи, ознакомление с окружающим).
Отвечая на такие вопросы как «Тебе больше нравится решать задачи или совершать другие виды деятельности?», дети предпочли назвать другие виды деятельности: игровую, рисование. Трудности при решении математических задач обусловлены особенностью развития мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития, а также низким уровнем речевого развития и познавательных интересов детей.
Среди предпочитаемых видов деятельности дети называли в основном игровую деятельность, что подтверждается спецификой психического развития, вызванной задержкой психического развития и доминированием игровой деятельности как ведущей в период начала младшего школьного возраста. Однако среди ответов детей называются и некоторые виды учебной деятельности, такие как предметно-практическое обучение.
Среди ответов детей на вопросы, позволяющие определить личностно значимых для ребёнка субъектов доминировали так же, как и у детей контрольной группы, «мама», «учитель». Отсюда видно, что, по-прежнему, наибольшее участие в жизни ребёнка, интерес к его проблемам, большее количество совместно проведённого времени принадлежит мамам и педагогам. Дети также указали, что интереснее им заниматься с учителем и мамой.
Анализируя результаты развития мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по данной методике, обнаружилось следующее распределение по группам.
I группа – высокий уровень - 1 ребенок. Для данной группы детей характерно развитое желание учиться, проявление интереса к разным видам учебной деятельности.
II группа – средний уровень - 6 детей. Дети данной группы также выразили желание пойти поскорее в школу, но объяснили это желанием общаться со взрослыми школьниками, ходить с портфелем, иметь новые книги, ручки, карандаши и т.д.
III группа –низкий уровень - 3 детей. Данная группа детей не имеет адекватного представления о школе. Отвечая на вопросы, дети указывали, что в школе они будут кататься на горке, наводить порядок и т.д.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеются начальные основы развития мотивации к учебной деятельности. Но специфика её развития зависит от целого ряда факторов (задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, низкого уровня познавательной активности, недоразвития речи).
Для наглядного сравнения на рисунке 1 отражены результаты сравнительного анализа уровня мотивации к учебной деятельности в двух исследуемых группах.


Рисунок 1. Уровни развития мотивации к учению у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах (%)

Таким образом, у детей с задержкой психического развития уровень мотивации, т. е интереса к учебной деятельности, выявленный в ходе данной методики, намного ниже, чем у детей с нормальным психофизическим развитием.
Далее представим анализ результатов изучения учебно-познавательной мотивации у младших школьников с ЗПР (таблица 6). Первичные результаты исследования по данной методике отражены в приложении 5.

Таблица 6 - Уровни развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников (экспериментальная группа)
Уровни учебно-познавательной мотивации Абс. знач. (%) Высокий 0 0 Выше среднего 1 10.0 Средний 6 60.0 Ниже среднего 2 20.0 Низкий 1 10.0
В целом, по результатам, изложенным в таблице выше, мы видим, что наиболее характерным уровнем развития учебно-познавательной мотивации для большинства младших школьников с ЗПР является средний, который подразумевает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - внешняя мотивация.
Дополнительно, нами была проанализирована медико-психолого-педагогическая документация, в которой содержались сведения о низком развитии устной речи. На наш взгляд, это также обуславливает сниженную мотивацию младших школьников с задержкой психического развития, по сравнению нормотипичными детьми, так как им сложнее объяснить свою позицию и мнение, что, как было выявлено по результатам дополнительного наблюдения, оказывает влияние на мотивационную сторону учебно-познавательного процесса. Теоретический анализ также подтверждает зависимость развития устной речи и учебно-познавательной мотивации школьников.
Высокий уровень развития учебно-познавательной мотивации не был выявлен ни у одного младшего школьника экспериментальной группы.
По аналогии проведения сравнительного анализа прошлого параметра, также представим наглядно результаты на рисунке 2.


Рисунок 2. Уровни развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах (%)

Проводя сравнительный анализ уровня развития познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, можно сделать следующие выводы:
1. Данные свидетельствуют, что в целом у детей с задержкой психического развития наблюдается более низкий уровень развития учебно-познавательной мотивации, вызванный вторичными отклонениями в развитии личности в целом.
Среди предпочитаемых видов деятельности дети называли, в основном, игровую деятельность, что подтверждается спецификой психического развития, вызванной задержкой психического развития и доминированием игровой деятельности как ведущей в период начала младшего школьного возраста.
2. В процессе наблюдения за детьми контрольной и основной групп обнаружился интерес к учебной деятельности, который в процессе специально организованной работы может перерасти в устойчивую мотивацию.
3. Трудности в развитии учебно-познавательной мотивации, главным образом, зависят от степени развития устной речи, что подтвердилось в процессе знакомства с медико-психолого-педагогической документацией. Чем более развита устная речь, тем выше уровень развития учебно-познавательной мотивации.
Таким образом, у детей с задержкой психического развития уровень учебно-познавательной мотивации намного ниже, чем у детей с нормальным психофизическим развитием.
Далее, представим результаты изучения уровня познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников с ЗПР (таблица 7). Сырые баллы приставлены в приложении 6.

Таблица 7 – Уровни развития познавательного интереса к учебной деятельности у младших школьников (экспериментальная группа)
Уровни Абс. знач. (%) Высокий 1 10.0 Средний 5 50.0 Низкий 4 40.0
Как видно из таблицы, для большинства детей (50%) характерен средний уровень развития познавательного интереса к учебной деятельности. Так же большое число младших школьников с ЗПР (40%) продемонстрировали низкий уровень познавательного интереса к учебной деятельности, который характеризуется:
- отрицательным или индифферентным отношением к учению, нередки жалобы на нездоровье;
- доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины;
- объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;
- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляется интереса и личностной активности;
- подготовка к урокам нерегулярная;
- необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.
Только у одного ребенка был выявлен высокий уровень развития исследуемого качества.
В ходе беседы выяснилось, что у детей основной группы преобладают внеучебные мотивы. Характерно формальное отношение к учебной деятельности, которое они видели в приобретении школьных принадлежностей, формы.
Как правило, нравятся уроки художественно-трудового цикла. Из занятий, которыми младшие школьники с ЗПР хотели бы заниматься дома, выбрали - игры, рисование, конструирование, то есть преобладание дошкольных видов деятельности.
Из ответов детей было видно, что в школе они находятся по большей части потому, что им нравится гулять на переменах, ходить в столовую и т.п. Следует отметить, что дети экспериментальной группы пошли в школу с положительными эмоциями. Многие дети хотели идти в школу, потому что там интересно, новые друзья.
Сравним результаты исследования уровня развития познавательного интереса в контрольной и экспериментальной группах (рисунок 3).


Рисунок 3. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах (%)

Обобщая результаты развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ЗПР и детей в норме развития, нами были сделаны следующие выводы:
1. В младшем школьном возрасте у нормально развивающихся детей в основном сформирована мотивационная сторона учебной деятельности, имеется осознанный познавательный интерес и желание включиться в процесс учебной деятельности.
2. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в этот период ещё не сформировано осознанное желание и готовность перехода на новый уровень самосознания, а, следовательно, это свидетельствует о слабой внутренней позиции школьника, слабо развитой познавательной активности.
3. Низкий уровень развития познавательной активности в целом у детей с задержкой психического развития. У них наблюдается недостаточная готовность к изменению социальной позиции, отсутствие ярко выраженного желания учиться.
Таким образом, мы видим, что все компоненты познавательной активности младших школьников с ЗПР заметно снижены, по сравнению с детьми, развивающимися в норме.

Выводы по практической части исследования

Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР:
1. В отличие от нормотипичных детей, у которых в основном сформирована мотивационная сторона учебной деятельности, преобладают внутренние мотивы учебной деятельности, желание познания нового и включения в процесс учебной деятельности, у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в этот период ещё не в полной мере сформирована учебная мотивация. Большинство младших школьников с задержкой психического развития, продемонстрировали средний и низкий уровни развития мотивации к учению, которые характеризуется поверхностным интересом и преобладанием внешних внеучебных мотивов. Внутренняя позиция школьника, со всеми присущими ей атрибутами, как и осознание себя в данной роли у младших школьников с ЗПР на момент исследования еще не была сформирована.
2. У детей с задержкой психического развития наблюдается более низкий уровень развития учебно-познавательной мотивации, вызванный вторичными отклонениями в развитии личности в целом. Среди предпочитаемых видов деятельности дети называли в основном игровую деятельность, что подтверждается спецификой психического развития, вызванной задержкой психического развития и доминированием игровой деятельности как ведущей в период начала младшего школьного возраста. В целом, по результатам изучения учебно-познавательной мотивации, также было выявлено преобладание внеучебных мотивов.
3. Результаты изучения познавательного интереса позволили сделать вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития имеет место отрицательное или индифферентное отношение к учению, во время непосредственной учебной деятельности доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Также было выявлено, что самостоятельная учебная деятельность почти у всех младших школьников с ЗПР не развита, требуется внешний контроль и систематическое напоминание, о чем свидетельствует нерегулярная подготовка к урокам.
В целом, был выявлен низкий уровень развития познавательной активности у детей с задержкой психического развития, недостаточная готовность к изменению социальной позиции, отсутствие ярко выраженного желания учиться и мотивов учебной деятельности. Данный факт подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа была посвящена изучению познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития. В ходе исследования проводился сравнительный анализ со спецификой познавательной активности детей в норме развития.
Перед нами стояла цель - выявить психологические особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР.
Завершив исследование, мы пришли к следующим общим общим выводам, отражающим выполнение поставленных задач:
1. Проблема познавательной активности младших школьников является достаточно проработанной и изученной современной наукой, однако данное явление представляет собой многогранное и сложное образование, в связи с чем, на данный момент не существует общепринятого определения познавательной активности, а его сущность варьируется в зависимости от конкретного исследовательского подхода.
Познавательная активность нами рассматривалась как сложное личностное образование, которое описывает качества личности, а также характеризуется качественными свойствами познавательной деятельности.
2. Познавательная активность формируется на протяжении всего периода развития ребенка и имеет специфические особенности и показатели, которые нужно учитывать при организации коррекционно-развивающих мероприятий.
Уровни развития познавательной активности имеют следующую особенность: каждый уровень составляет основу для более высокого и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности. Условия, необходимые для развития познавательной активности на каждом уровне, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение.

Уровни проявления познавательной активности человека зависят от многих внутренних и внешних факторов, таких как личностно-характерологические, генетические и интеллектуальные особенности. Задержка психического развития, являясь одним из факторов, обусловливает специфику развития познавательной активности младших школьников.
3. Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности познавательной активности младших школьников с ЗПР:
- у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в этот период ещё не в полной мере сформирована учебная мотивация. Большинство младших школьников с задержкой психического развития, продемонстрировали средний и низкий уровни развития мотивации к учению, которые характеризуется поверхностным интересом и преобладанием внешних внеучебных мотивов. Внутренняя позиции школьника, со всеми присущими ей атрибутами, как и осознание себя в данной роли у младших школьников с ЗПР на момент исследования еще не было сформировано.
- у детей с задержкой психического развития наблюдается более низкий уровень развития учебно-познавательной мотивации, вызванный вторичными отклонениями в развитии личности в целом. Среди предпочитаемых видов деятельности дети называли в основном игровую деятельность, что подтверждается спецификой психического развития, вызванной задержкой психического развития и доминированием игровой деятельности как ведущей в период начала младшего школьного возраста. В целом, по результатам изучения учебно-познавательной мотивации, также было выявлено преобладание внеучебных мотивов.
Результаты изучения познавательного интереса позволили сделать вывод, что у младших школьников с задержкой психического развития имеет место отрицательное или индифферентное отношение к учению, во время непосредственной учебной деятельности доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Также было выявлено, что самостоятельная учебная деятельность почти у всех младших школьников с ЗПР не развита, требуется внешний контроль и систематическое напоминание, о чем свидетельствует нерегулярная подготовка к урокам.
По результатам проведенного исследования, мы приходим к выводу о том, что цель достигнута, задачи выполнены в полном объеме, а исследовательская гипотеза полностью подтверждена.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Активизация познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / под ред. М.П. Осиповой, Н. И. Качановой. – Минск: Нар.асвета, 2007. – 109 с.
Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Уч. записки ЛГУ, 2009. – Вып. 6. – С. 41-61.
Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2015. – 136 с.
Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте / Э.А. Баранова. – Н. Новгород, 2016. – 53 с.
Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 2016. – 148 с.
Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Ученые записки Иркутского пединститута. – Иркутск, 2000. – Вып. № 5. – 212-257 с.
Бодалев А.А. Популярная психология для родителей / А.А. Бодалев. – М.: МПСИ, 2008. – 398 с.
Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 230 с.
Васин Ю.Г. Психолого-педагогический аспект интереса в учебно-познавательной деятельности школьников младших классов, имеющих отставание в психическом развитии / Ю.Г. Васин. – М.: Изд-воУРАО, 2009. – 345 с.
Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.
Ворновская Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников / Ворновская Н.И. - Калининград, 2013. – 159 с.
Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. / Под ред. Власовой Т.А. – М., 2011. – 657 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 12-14.
Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. − М.: Педагогика, 1983. − Т. 5: Основы дефектологии. − 369 с.
Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С.43-52.
Грозик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей / Т.И. Грозик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 20-26.
Гуревич Ю.Г. Психологические особенности учебной деятельности : уч. пособ. / Ю.Г. Гуревич, С. В. Кошелева. – Иркутск, 2008. – 72 с.
Даль ВИ. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль: ок. 200 тыс. слов. – В 4-х т. – Т.2 / под ред. К.В. Виноградовой. – М., 2014. – 779 с.
Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М.: Педагогика, 2009. – 264 с.
Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2011. – 254 с.
Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / И.М. Дмитриева. – Н. Новгород, 2013. – 19 с.
Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности. – М., 2009. – С. 35 – 49.
Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н. В. Елфимова. – М.: МГУ, 2011. – 108 с.
Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова – М.: Знание, 2017. – 226 с.
Ермолаева М.В. Психология развития / М.В Ермолаева. – М. – Воронеж: МОДЕК, 2013. – 376 с.
Жулидова Н.А. Мотивы учения школьников с задержкой психического развития (2-8 классы) / под.ред. Т.А. Власова. – Горький, 2014. – 305 с.
Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 110 с.
Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2010. – 299 с.
Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика. Формирование / С.В. Кудрина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2016. – 624 с.
Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. – М.: Просвещение, 2016. – 115 с.
Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Педагогика, 2016. – 36 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С.В. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 452 с.
Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека / В.Н. Мясищев / Ученые записки ЛГУ. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 260 с.
Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
Николаева, Т.Л. Психологические особенности школьного возраста / Т.Л Николаева. – СПб.: Речь. 2000. – 187 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: СФЕРА, 2011. – 648 с.
Ожегов С. П. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Оникс. 2012. – 816 с.
Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. – М.: Юрайт. 1984. – 365 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с.
Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 2005. – 143 с.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2010. – Т.5. – 528 с.
Формирование мотивации учения - книга для учителя / под ред. А.К. Маркова, А.Г. Матис, А.К. Фесова. – М.: Просвещение. 2011. – 491 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2010. – 208 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб.пособ. для студ. пед. вузов / Г.И. Щукина. – М.: Академия, 2011. – 160 с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 199 с.
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 83 с.
Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2016. – 158 с.
Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.



Приложение 1

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Отношение ребенка к учебной деятельности» (Р.С. Немов)
Контрольная группа
Порядковый номер респондента Количество баллов 1 8 2 6 3 5 4 7 5 9 6 6 7 9 8 7 9 8 10 7
Приложение 2

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Исследование учебно-познавательной мотивации к учебной деятельности у первоклассников»
Контрольная группа
Порядковый номер респондента Количество баллов 1 20 2 25 3 12 4 25 5 9 6 22 7 27 8 21 9 17 10 23
Приложение 3

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Беседа с детьми младшего школьного возраста» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
Контрольная группа
Порядковый номер респондента ответы №1 №2
№3
№4
№5
№6
1. + У С А А А 2. + У С Б А Б 3. + У С Б А Б 4. + В Ф Б А В 5. + У С А А А 6. + В Ф В Б Б 7. + У С А А А 8. + В Ф Б Б В 9. + У С А А А 10. + У С А А Б
Приложение 4

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Отношение ребенка к учебной деятельности» (Р.С. Немов)
Экспериментальная группа
Порядковый номер респондента Количество баллов 1 6 2 5 3 4 4 6 5 5 6 3 7 7 8 3 9 5 10 8

Приложение 5

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Исследование учебно-познавательной мотивации к учебной деятельности у первоклассников»
Экспериментальная группа
Порядковый номер респондента Количество баллов 1 15 2 12 3 15 4 16 5 9 6 16 7 11 8 15 9 20 10 17
Приложение 6

Сводная ведомость результатов, полученных по методике «Беседа с детьми младшего школьного возраста» (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер)
Экспериментальная группа
Порядковый номер респондента Ответы №1 №2
№3
№4
№5
№6
1. + В Ф В Б В 2. - В Ф В Б В 3. + В Ф Б Б Б 4. + В С Б Б Б 5. + В Ф Б Б Б 6. - В Ф Б Б В 7. + В С Б А Б 8. + В Ф Б А В 9. + В Ф В Б В 10. + В Ф Б Б Б









5

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активизация познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / под ред. М.П. Осиповой, Н. И. Качановой. – Минск: Нар.асвета, 2007. – 109 с.
2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Уч. записки ЛГУ, 2009. – Вып. 6. – С. 41-61.
3. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2015. – 136 с.
4. Баранова Э.А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте / Э.А. Баранова. – Н. Новгород, 2016. – 53 с.
5. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 2016. – 148 с.
6. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Ученые записки Иркутского пединститута. – Иркутск, 2000. – Вып. № 5. – 212-257 с.
7. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей / А.А. Бодалев. – М.: МПСИ, 2008. – 398 с.
8. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2012. – 230 с.
9. Васин Ю.Г. Психолого-педагогический аспект интереса в учебно-познавательной деятельности школьников младших классов, имеющих отставание в психическом развитии / Ю.Г. Васин. – М.: Изд-воУРАО, 2009. – 345 с.
10. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах / К.Н. Волков. – М.: Просвещение, 2011. – 141 с.
11. Ворновская Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников / Ворновская Н.И. - Калининград, 2013. – 159 с.
12. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения. / Под ред. Власовой Т.А. – М., 2011. – 657 с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006. – № 6. – С. 12-14.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский. − М.: Педагогика, 1983. − Т. 5: Основы дефектологии. − 369 с.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С.43-52.
16. Грозик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей / Т.И. Грозик // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 20-26.
17. Гуревич Ю.Г. Психологические особенности учебной деятельности : уч. пособ. / Ю.Г. Гуревич, С. В. Кошелева. – Иркутск, 2008. – 72 с.
18. Даль ВИ. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль: ок. 200 тыс. слов. – В 4-х т. – Т.2 / под ред. К.В. Виноградовой. – М., 2014. – 779 с.
19. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М.: Педагогика, 2009. – 264 с.
20. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2011. – 254 с.
21. Дмитриева И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению [Текст]: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / И.М. Дмитриева. – Н. Новгород, 2013. – 19 с.
22. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников // Вопросы психологии познавательной деятельности. – М., 2009. – С. 35 – 49.
23. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н. В. Елфимова. – М.: МГУ, 2011. – 108 с.
24. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова – М.: Знание, 2017. – 226 с.
25. Ермолаева М.В. Психология развития / М.В Ермолаева. – М. – Воронеж: МОДЕК, 2013. – 376 с.
26. Жулидова Н.А. Мотивы учения школьников с задержкой психического развития (2-8 классы) / под.ред. Т.А. Власова. – Горький, 2014. – 305 с.
27. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
28. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 2017. – 110 с.
29. Крутецкий В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 2010. – 299 с.
30. Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагности¬ка. Формирование / С.В. Кудрина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / И.Ю. Кулагина. – М.: Академия, 2016. – 624 с.
32. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект) / Е.А. Меньшикова. – М.: Просвещение, 2016. – 115 с.
33. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Педагогика, 2016. – 36 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С.В. Мухина. – М.: Академия, 2014. – 452 с.
35. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека / В.Н. Мясищев / Ученые записки ЛГУ. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 260 с.
36. Немов Р.С. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с.
37. Николаева, Т.Л. Психологические особенности школьного возраста / Т.Л Николаева. – СПб.: Речь. 2000. – 187 с.
38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: СФЕРА, 2011. – 648 с.
39. Ожегов С. П. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Оникс. 2012. – 816 с.
40. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения / Д.И. Писарев. – М.: Юрайт. 1984. – 365 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 705 с.
42. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. – М., 2005. – 143 с.
43. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 2010. – Т.5. – 528 с.
44. Формирование мотивации учения - книга для учителя / под ред. А.К. Маркова, А.Г. Матис, А.К. Фесова. – М.: Просвещение. 2011. – 491 с.
45. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2010. – 208 с.
46. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб.пособ. для студ. пед. вузов / Г.И. Щукина. – М.: Академия, 2011. – 160 с.
47. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2008. – 199 с.
48. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2011. – 83 с.
49. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2016. – 158 с.
50. Якиманская И.С. Развивающее обучение / И.С. Якиманская. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.

Вопрос-ответ:

Какие исследования были проведены на тему познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития?

На данную тему были проведены исследования как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Они позволили выявить особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития и определить факторы, влияющие на нее.

Что такое познавательная активность и какова ее структура?

Познавательная активность - это способность ребенка активно усваивать и организовывать новые знания и информацию. Она включает в себя такие компоненты, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

Как меняется познавательная активность у младших школьников с возрастом?

Познавательная активность младших школьников претерпевает изменения в течение возраста. Например, с ростом возраста у них развивается внимание и мышление, они становятся более способными к абстрактному мышлению и решению проблем.

Какие факторы влияют на познавательную активность ребенка?

На познавательную активность ребенка влияют различные факторы, такие как образовательная среда, стиль воспитания, наличие задержки психического развития, состояние здоровья и другие. Все эти факторы могут как положительно, так и отрицательно влиять на развитие познавательной активности.

Как задержка психического развития влияет на познавательную активность младших школьников?

Задержка психического развития может существенно влиять на познавательную активность младших школьников. Они могут испытывать трудности в усвоении новых знаний, организации информации, выполнении заданий, а также в развитии внимания и мышления. Однако, с помощью специализированной помощи и поддержки, эти дети могут достичь прогресса в развитии своей познавательной активности.

Какие исследования были проведены на тему познавательной активности младших школьников с задержкой психического развития?

Многочисленные исследования были проведены в отечественной и зарубежной психологии. В них изучались особенности познавательной активности детей с задержкой психического развития, анализировались факторы, влияющие на познавательную активность таких детей, а также рассматривалась возрастная динамика развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность и какова ее структура?

Познавательная активность - это процесс познания и усвоения информации, который осуществляется активным участием ребенка. Структура познавательной активности включает в себя такие компоненты, как внимание, восприятие, память, мышление и речь. Каждый из этих компонентов играет важную роль в познавательном процессе и влияет на развитие познавательной активности ребенка.

Как меняется познавательная активность у младших школьников с ростом возраста?

Познавательная активность у младших школьников проходит через определенную возрастную динамику. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается увеличение внимания, развитие памяти и мышления. Они становятся более способными к анализу, синтезу и обобщению информации. Взаимосвязь между компонентами познавательной активности становится более сложной и глубокой.